Казаки не москали
Впервые теорию о нерусском происхождении донских казаков высказал немецкий историк на русской службе Готлиб Байер. В работе «Краткое описание случаев, касающихся Азова от создания сего города до возвращения оного под Российскую державу», со ссылкой на византийского императора Константина Багрянородного ученый писал: «Казаки в 948 году жили в нынешней Кабарде близ Кавказских гор, где они от великого князя Мстислава…в Российское подданство приведены были».
Байер отмечал, что казаки всегда принимали в свои ряды россиян, поляков и беглецов других национальностей. Схожего мнения был и служивший на Дону генерал-майор и военный инженер Александр Ригельман. В своей работе «История, или повествование о Донских казаках» от 1778 года он писал: «Приводятся свидетельства, что казаки, если их кто москалем назовет, отвечают на это: «Я де не Москаль, но Русский, и то по закону и вере православный, а не по природе».
Сторонником нерусского и автохтонного происхождения донского казачества был и историк Василий Татищев, который считал их предками кавказских черкесов. Впоследствии высказывалась теория тюркского происхождения казаков, а в советское время считалось, что донцы потомки русских крестьян, бежавших на берега Дона от помещичьего гнета.
Становление казачества и его деятельность
С первых дней беглые проявили невероятную активность. Не имея средств к существованию и оружия, люди быстро собирались в большие войска. Силы казаков могли не только обороняться, но и вести активные наступательные действия. Бывшие крестьяне не осели на одном месте, занимаясь сельским хозяйством. Казаки начали вести активные наступательные действия. Они нападали не на селения и деревеньки, а на целые государственные образования.
Казаки воевали с Турцией, Речью Посполитой, Персией, совершали походы в Сибирь. А их флот спокойно бороздил просторы Каспия, Дона, Волги. Беглые крестьяне всегда интересовались политикой и тем, что происходило в столице. Они периодически рвались в Москву, поскольку хотели поставить правильного царя.
Признать или нет
Этот прецедент показывает, что если признание казаков отдельным этносом нельзя обосновать научным путем, то эту проблему можно попытаться решить законодательно. Однако здесь не все так просто.
Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей. Здесь казаки названы не этносом, а именно общностью.
А вот выдержка из Указа президента Российской Федерации от 1992 года, комментирующего упомянутую статью: «Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их».
Получается, чтобы считаться казаком и входить в казачьи сообщества, достаточно в добровольном порядке вступить в казачество. В таком случае слово «казак» теряет всякий этнологический смысл.
Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский отмечает, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но и международное законодательство не имеет четких определений, что собой представляют и чем между собой отличаются понятия: «народ», «нация», «национальное меньшинство», «этническая группа», «этническая общность».
Учитывая, какое количество спекулятивных теорий сложилось вокруг казачества, законодательно вопрос об этнической принадлежности казаков оформить не представляется возможным.
Многочисленные опросы представителей казачества, в том числе донского, кубанского, уральского, показали, что большинство из них считают себя русскими. Это дополнительный аргумент в пользу результатов антропологических и генетических исследований. Сегодня многие ученые придерживаются такого мнения, что если и можно говорить о казаках в терминах этнологии, то лишь как об субэтносе русского народа.
Условия службы
За все время службы в казачьих войсках на действующей военной службе мужчина находился 4 года. Остальные годы казак числился на службе, но свободно проживал в станице и занимался обычными делами. Но в случае необходимости был мобилизован. Переход из одно разряда в другой происходил ежегодно в начале января.
После окончания всего срока службы казак мог перейти на государственную , войсковую или общественную службу. А также мог продолжать заниматься и другой деятельностью. Казакам разрешалось заниматься земледелием или торговлей. На государственную службу казак поступал в чине, который заслужил при службе в казачьем войске.
Для служилых казаков, получивших увечья в ходе военных событий или сборов и не имеющих возможности продолжить службу от государства назначалась пенсия. От общей воинской повинности освобождались казаки по физическим недостаткам или слабому здоровью.
При всех особенностях казачьего сословия для них не существовало льгот и привилегий, освобождающих от службы вовсе. По этой причине создавались льготные войска. В них зачислялись казаки из семей, где:
- казак был единственным представителем мужского пола;
- одновременно призывались несколько человек;
- двое и более казаков уже находились на службе;
- случился пожар не более чем 2 года назад;
- пропал хлеб не более чем 1 год назад;
- семья находится в бедственном положении.
Отсрочка на три года для прохождения службы могла быть предоставлена тем, чьи семьи переселялись на новые хутора и для окончания образовательного учреждения.
После призыва составлялись списки и определялось место службы. Жребий или выбор места не предоставлялся.
Тюрки или славяне?
Сам термин «казак» в источниках фиксируется давно. Впервые наименование «казак» (в значении «стража») встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы «козак», к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.
Есть термин «казак» и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.
Согласно большинству версий казак – это «вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается «войсковой обыватель, поселённый воин».
Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово «казак» имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин «казак» происходит от формы «казгак» – в первоначальном значении «лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки».
Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары».
Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.
Сословие или народ?
Идеи казачьего сепаратизма начали набирать популярность еще в XVIII столетии. Первым их выдвинул генерал-майор русской армии Александр Ригельман, много времени по долгу службы проведший на Дону. В своей книге «История о Донскихъ Козакахъ» он утверждает, что казаки себя москалями не называют, а с русскими их связывает лишь православная вера. Эта идея была поддержана историком немецкого происхождения Готлибом Байером, который, ссылаясь на византийские источники, писал, что казаки жили недалеко от Кавказских гор еще в X веке, и лишь гораздо позднее были взяты под свое покровительство русскими князьями.
В XIX столетии свою позицию отстаивали историки Донского края, возводя на место предков казаков самые разнообразные народы – от тюрков до этрусков. Некоторые исследователи и сегодня поддерживают гипотезу, что казаки – отдельный, уникальный этнос, сложившийся в России как минимум не позже, чем русский. Часть авторов называют казаков народом, который издревле обитал на Дону, Кубани и в предгорьях Кавказа. «Казаки от казаков ведутся», – говорил один из героев Михаила Шолохова в «Тихом Доне».
Сегодня большинство специалистов склоняется к тому, что казаки – это не отдельный народ, а часть русского этноса. Несомненно, интенсивные контакты казачьего сословия с тюркскими и кавказскими народами повлияли на их жизненный уклад, однако полной ассимиляции не произошло, как и сколь-нибудь заметного кровосмешения. Казаки многие столетия проживали компактными группами в локальных географических границах, что не способствовало более тесным контактам с инородцами.
Так, донские казаки и поныне локализованы преимущественно в Константиновском, Усть-Донецком, Шолоховском, Боковском и Верхнедонском районах Ростовской области, кубанские казаки расселились на просторах Краснодарского края и отчасти Республики Адыгея, терские казаки – в Прохладненском районе Республики Кабардино-Балкария и Майкопском районе Республики Адыгея, потомки запорожских казаков – в Бердянском районе Запорожской области (Украина).
Компактное проживание казаков создает благодатные условия не только для изучения их культуры, но для проведения генетических исследований. Именно популяционная генетика способна ответить на вопрос насколько справедливо утверждение, что донские, терские, кубанские и другие казаки уникальны как этнос.
Терцы особняком
Изучение российского казачества с точки зрения генетики в последние годы проводилось не раз. Наиболее полные сведения отражены в работе «Происхождение основных групп по данным о полиморфизме Y-хромосомы» (2015 год, авторы: О.М. Утевская, М.И. Чухряева, Р.А. Схаляхо, Х.Д. Дибирова, И.Э. Теучеж, А.Т. Агджоян, Л.А. Атраментова, Е.В. Балановская, О.П. Балановский).
Ученые выяснили, что для донских, запорожских и кубанских казаков (последние формировались преимущественно из запорожцев и донских линейных казаков) основными являются гаплогруппы R1a1a1(M198), I2a, R1a1a1g (М458), N1c1 (М178), I1 (М253) и R1b1b2 (М269), которые составляют до 90% популяции.
Также генетики установили, что гаплогруппы C и O, получившие наибольшее распространение в странах Средней Азии (бывших степных кочевьях), в генофонде казаков присутствую в крайне мизерном количестве. Практически отсутствуют у потомков запорожских, кубанских и донских казаков гаплогруппы G и J, часто встречающиеся у народов Кавказа: это опровергает теорию о том, что горцы активно участвовали в генезе украинского и южнорусского казачества.
Исследователи пришли к заключению, что генофонд запорожских, донских и кубанских казаков вполне естественно вписывается в единый генетический кластер восточнославянских народностей, который включает в себя русский, белорусский, украинский народы, а также часть польского и словенского этноса. При этом запорожцы генетически ближе украинцам, а донцы – южнорусским жителям. Кубанцы оказались в какой-то степени переходным видом между запорожским и донским генофондом.
А вот терские казаки немного выбиваются из общего генотипа казачества. У них характерные для остального казачества гаплогруппы R1a1a1 (M198) и I2a (P37) встречаются примерно в 1,5 – 2 раза реже и, напротив, частота гаплогрупп G2a3b1 (P303) и G2a1a (P18), больше свойственных жителям северного Кавказа, прежде всего черкесам и осетинам, намного выше, чем у южнорусских и украинских популяций. Это скорее всего свидетельствует об активном оказачивании населения, исконно проживавшего по обоим берегам Терека. Однако в целом казачьи популяции в генетическом плане дистанцированы от кавказских.
Генетики пришли к выводу, что основой поток, формировавший казачество в XVI-XVIII столетиях, шел со стороны земель, ранее входивших в состав Великого княжества Рязанского. Сегодня это Воронежская, Курская, Орловская, Белгородская и часть Ростовской областей. На то есть историческое объяснение. Рязанщина находилась на границе русских и татаро-монгольских земель. Здесь возводилось большое количество дозорных постов, которые отслеживали неприятеля. Именно здесь и начали формироваться зачатки казачества как служилого сословия.
Локальная победа
В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки – это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.
Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство». На все вопросы эксперт ответил утвердительно.
Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение
Разноплемённое происхождение
Русские сами до XVII века почти не называли себя русскими. Распространение этнонима «русский» на казаков стало происходить не ранее XVIII столетия, когда казаки были включены в состав России. Но этому мешали традиции, историческая память и особый сословный строй казачества.
Исходно «казак» – это этноним, этимологически тождественный этнониму «казах» (Qazaq). Вряд ли является совпадением, что в русских источниках казаки появляются одновременно с распадом Золотой Орды и возникновением независимого Казахского ханства (середина XV века). В основе слова лежит тюркский эпитет свободного человека.
Происхождение донского казачества было разнообразным, и это отразилось в исторических преданиях. Казаки на Хопре («верховские» казаки Донского войска) издавна звались чигами, что явно указывало на их происхождение от зихов, родственных черкесам, и в параллель с черкасами (как называли запорожских казаков), а также с касогами, чьё имя также могло дать название казакам. Сказания некоторых донских казаков указывают на их происхождение от новгородских и вятских ушкуйников. На Дону долго сохранялись города, существовавшие там ещё в период Хазарского каганата (третий вариант происхождения слова «казак» – от хазар).
Образование сословий
В допетровской Руси сословий в западноевропейском смысле слова не было; даже само слово «сословие» появилось только в XVIII веке, вначале для обозначения коллегии, корпорации, и лишь затем было перенесено на корпоративно организованные группы людей.
Стройной системы сословий в Российской империи так и не образовалось, так что отдельные исследователи (М. Конфино) считают, что сословий западноевропейского типа в России вообще никогда не было, либо допускают существование сословной системы с 1785 года, когда появились грамоты, детально определившие законные права и привилегии дворян и городских обывателей.
В российском законодательстве понятию «сословие» соответствовал термин «состояние»; изредка, впрочем, в законе употреблялся термин «сословие», имевший неопределённое значение (в некоторых случаях он мог означать даже государственные органы). Из всех европейских государств роль правительства в создании сословий была наиболее видной именно в России, где они сложились преимущественно не только под влиянием, но и по инициативе государственной власти.
Классификация в начале XX века
По состоянию на начало XX века проживающие в Российской империи разделялись на подданных и иностранцев.
Подданные в свою очередь делились на природных подданных, инородцев и финляндских обывателей. В свою очередь природные подданные, жители Великого княжества Финляндского, а также некоторые из инородцев разделялись на сословные группы
Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов (статья 2) все природные обыватели России предполагались разделёнными на четыре главных группы людей:
- дворяне,
- христианское духовенство,
- городские обыватели,
- сельские обыватели (крестьянство).
Свод законов называл эти группы сословиями (статья 4), но комментаторы отмечали, что это название было весьма условным: эти группы людей не составляли одного целого и имели следующие подразделения:
- дворянство делилось на потомственное и личное, последнее было ненаследуемым,
- духовенство разделялось по исповеданиям на православное, римско-католическое, протестантское и армяно-григорианское,
- городское сословие распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):
- почётные граждане (личные и потомственные),
- гильдейское купечество, местноe и иногороднеe (до 1863 года три гильдии, затем только две),
- мещане или посадские,
- ремесленники или цеховые,
- рабочие люди.
Крестьянство также было неоднородно: выделялись помещичьи крепостные крестьяне, казённые или удельные (принадлежавшие государству или правящему дому), посессионные (приписанные к рудникам или заводам).
По наследству членство передавали: потомственные дворяне, потомственные почётные граждане, мещане и крестьянство. Другие состояния не только не наследовались, но даже не были пожизненными. Так, правами купечества лица пользовались лишь при условии уплаты гильдейских пошлин и после их уплаты любой мог приобрести все права купечества. Так же и духовенство не образовывало на практике особого сословия: дети низшего духовенства (священнослужителей и церковнослужителей) причислялись к мещанам, а духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние. Кроме того, лицо, имевшее духовный сан, могло одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану. Цеховые и рабочие люди также реально не были особым сословием, так как им законодательство не присваивало никаких особых личных прав (какие были, например, присвоены почётным гражданам и купцам).
Казачество
Закон называл казачество «казачьим сословием», «казачьим состоянием», «казачьим званием», и «казачьим населением» (иногда в тексте одного и того же закона). Комментаторы-юристы объясняли это тем, что казак — это лицо другого (обычно крестьянского) сословия, носящее постоянное военное звание и потому с гражданской точки зрения казаки составляют группы внутри сословий, в основном, внутри крестьянского сословия, а с военной — воинское звание.
Но в работах, посвященных непосредственно казачеству (исторических, статистических), говорится о существовании отдельного сословия казаков как об абстракции, необходимой для понимания исторических и экономических процессов. В конце XX и начале XXI века исследователи потому отмечают, что раз крестьяне обычно рассматривались как податное сословие (платили подушную подать) Российского государства (наряду с мещанством), а казаки и несущие казачью службу инородцы (башкиры, калмыки, буряты и так далее) подушной подати не платили, то казачество было отдельным сословием и с юридической точки зрения и относилось к неподатным сословиям (как и дворянство).
Особое сословие Российской империи
Мы видим, что русские и донцы были двумя различными нациями, с разными политическими и историческими традициями. Даже после вхождения в состав Российской империи казаки сохраняли множество особенностей, которые позволяли им чувствовать своё коренное отличие от русских.
Прежде всего, донские казаки никогда не знали крепостного права. Они находились в личной зависимости только от царя, то есть от государства. Донцы были обязаны поголовной военной службой, причём снаряжались на неё за свой счёт, но эта особенность опять же резко выделяла их из массы русских крестьян. После освобождения дворян от обязательной службы государству в 1762 году казаки остались единственным военно-служилым сословием, то есть своего рода дворянством, правда, без права владеть крепостными. Среди русских им в социально-имущественном плане соответствовала только всё больше уменьшавшаяся прослойка дворян-однодворцев.
Обязанности казаков
Несение воинской повинности для казачества являлась обязательным, но отличалось от других сословий.
-
Каждый представитель казачьей семьи обязан отслужить в армии. Изначально необходимо было отслужить 25 лет. Впоследствии порог был снижен до 20 лет, а позже до 18 лет. Подготовительный этап службы проходил в возрасте с 20 лет до 21 года. Строевой с 21 до 33 лет. В запасе с 33 до 38 лет. После он переходил в отставной разряд. Последние два этапа они свободно жили в станицах и проходили лишь ежегодные лагерные сборы.
-
При поступлении в армию казак был обязан самостоятельно подготовить свое снаряжение: лошадь, оружие и обмундирование. Строгих границ при этом не существовало, поэтому мог использовать любое оружие, вплоть до предыдущих поколений.
-
Служба в армии российской империи была обязательной, взамен казаки получали земли для личных нужд.
Где обитали первые казаки
Беглые обычно селились на побережье самых крупных российских рек — фактически на выгодных торговых магистралях, которые проходили вдоль Волги, Днепра, по Уралу. Конечно же, эти места были наиболее неподходящими для того, чтобы скрыться от посторонних глаз. Ведь там регулярно проходили караваны. Кроме того, маршруты всех военных походов тоже пролегали вдоль рек.
В таких регионах не было ни лесов, ни болот, ни гор. Например, староверы уходили именно в такие места, прячась от никоновой реформы. Но казаки предпочитали степи, просматривающиеся на многие километры, хотя здесь их могли быстро обнаружить. Этот факт не поддается логике.
Существует немало вопросов относительно появления казачества, на которые пока нет точных ответов.
По мнению историков, в далекие времена эти края были совершенно дикими и незаселенными. Зато беглым крестьянам достался теплый и благоприятный климат и черноземные почвы, на которых можно было вырастить урожай два раза в году. Даже сейчас такие регионы принято называть “житницами” и “здравницами”.
Историки отмечают одну странность. В России издавна почитали Волгу, ее даже называли матушкой. И это при том, что именно из-за реки в течение многих столетий приходила угроза в виде кочевников. Хазары и половцы регулярно совершали набеги. А позднее пришли монголы, которые разместили здесь свои сараи. Через некоторое время в этих краях обитали шайки беглых крестьян.
Казаки внесли немалый вклад в ход многих военных действий.
Со временем их освободили от уплаты налогов взамен на охрану приграничных территорий от врагов. Казалось бы, зачем беглецам защищать страну, от гнета которой они стремились убежать? И откуда взялась такая щедрость у государства к тем людям, которых, по идее, необходимо было наказать? Все эти факты мало соотносятся друг с другом.
Ситуация проясняется
В 2009 году историками Верой Кашибадзе и Ольгой Насоновой на Дону были проведены антропологические исследования, которые должны были пролить свет на дискуссионный вопрос о происхождении казаков. Ученые пришли к выводу, что «антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции».
Данные исследования в целом совпадают со взглядами известного советского антрополога Виктора Бунака, который считал, что казачество является населением колонизационного типа, сложившимся сравнительно недавно и до известной степени искусственно образовавшимся, претерпевшим очевидные процессы смешения между русскими – выходцами из разных областей и районов России.
Свою лепту в исследования казачества внесли и генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетический научный центр». Ученые воспользовались методом определения отцовства и сравнили ДНК донских казаков с ДНК народностей, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их происхождению.
Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах. Был изучен 131 мужчина, причем, пробы ДНК забирались у людей, не имеющих близкого родства, предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.
Анализ показал высокий уровень генетического сходства донских казаков и населения южных областей России. Несколько меньше общих черт у казаков с жителями Центральной России. В то же время генофонд казаков имеет отдаленное сходство с генофондом степных тюркоязычных популяций. А вот связей с исконными жителями Кавказа обнаружено не было.
Суть изложенных выше исследований можно свести к следующему: казаки плотью и кровью являются частью русского народа, и, несмотря на ряд морфологических особенностей, за период своего обособленного существования они не сумели превратиться в отдельный от русских этнос.
Отдельное государство
Казаки старались извлекать из этого прямую материальную выгоду. Представляя себя как защитников южных рубежей Московского государства, они требовали от царя регулярного жалованья оружием, порохом и деньгами. Для царей же был важен этот «санитарный кордон», предохранявший Россию от непосредственного соприкосновения с могучими южными соседями – Турцией и Персией.
Правда, иной раз донские казаки своей самостоятельностью приносили Москве немало внешнеполитических хлопот. Своими частыми набегами на Азов они сталкивали Россию с Турцией. Султанские министры жаловались московским послам: «Донских казаков каждый год наши люди побивают многих, а всё их не убывает… Если б прибылых людей на Дон с Руси не было, то мы давно бы уже управились с козаками».
Москва неизменно отвечала на это Турции: «Хотя бы турские люди донских козаков до одного человека побили, то наш великий государь вашему за то не постоит. Наш великий государь сам о том помышляет, чтоб козаков на Дону не было».