Два короля и эфоры
Управляемая двумя наследственными королями семей Агиада и Эврипонтида Спарта когда-то была олигархией. Оба короля, которые были потомками Геракла, имели религиозные, судебные и военные обязанности. Они имели равные полномочия и общались с Дельфийским святилищем, которое имело большое влияние на спартанскую политику. Короли не особо сотрудничали друг с другом, что нарушило равновесие в Спарте. Этот баланс поддерживался советом пяти избранных мужчин, называемых эфорами.
Эфоры принимали решение в большинстве гражданских и уголовных дел, наряду с другим советом старейшин, известных как Герусия, в то время как короли имели дело только с отдельными случаями. Эфоры были теми, кто принимал политические решения и имели реальную власть. Они также имели право обвинять и судить королей. В течение определенного периода времени короли Спарты потеряли большую часть своей власти, включая способность объявлять войну. К 7 веку до н.э. эфоры стали чрезвычайно мощной структурой.
Развитие Спарты
Считается, что до VI века до н. э. Спарта развивалась гармонично. Здесь проходили не только спортивные состязания, но и хоровое пение, музыкальные праздники и выступления поэтов.
Создание военизированной политической системы в Спарте приписывали законодателю Ликургу, в середине VI века до н.э.
Выступление Ликурга.
Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.
Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии.
Юные спартанцы объединялись в отряды, где они обучались военному делу.
Первый раз очень сложно убить человека, поэтому здесь их начинали приучали к убийствам постепенно. Их жертвами обычно становились илоты (рабы), приговорённые к смерти за нарушение закона (в т.ч. мятежники). Приговор выносили эфоры (судьи).
Государственный строй Спарты
Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.
Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.
Названия, как и обязанности у царей были разные:
- басилей – правитель, не задействованный в военных действиях,
- архегат – воинствующий спартанец-царь.
Эти два правителя входили в состав герусии – собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных. Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров. Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.
Голод
Со дня рождения спартанского ребенка начиналась его военная подготовка. Когда мальчикам исполнялось семь лет, они начинали систему обучения, называемую «Агогэ». Они жили в плохих условиях, вечно недокормленные, еды им давали ровно столько, сколько нужно для поддержания жизни. Они были обучены выживать, будучи в постоянном голоде. Если ребенка ловили за кражей еды — его очень сильно наказывали. Это нужно было для того, чтобы у юных спартанцев закалялся характер, и они могли в будущем обходиться без еды, находясь в осаде или ведя какие-либо боевые действия. Также детей учили быть смелыми и остроумными, обучали грамоте и письму.
Спартанские девочки также проходили обучение, которое было похоже на обучение мальчиков, но с меньшим акцентом на военную подготовку. Спарта была единственным городом-государством, где женщины получали образование в Древней Греции. Их обучали спорту, гимнастике, музыке, поэзии и военному делу.
Чем особенна Спарта?
Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.
Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.
Платонический идеал
Типичная для Древнего Востока авторитарная форма государства, деспотия, не прижилась в Греции. Излюбленный греками тип общественного устройства коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Политика находилась в совместном ведении граждан, и от того, насколько успешно они формировали и проводили политику государства, напрямую зависело благополучие всех и каждого. Поэтому все, что происходило в Спарте, затрагивало всех на личном уровне. Такая плотная жизненная среда обнаруживала и свои темные стороны. Когда все зависят друг от друга, жизнь в государстве легко превращается в кошмар. Бедой греческих городов-государств являлась хроническая внутренняя нестабильность.
Спарта подала пример радикального и окончательного разрешения «социального вопроса». Законы, приписываемые Ликургу, делали ставку на принципиальную невозможность возникновения внутренних конфликтов, расшатывающих гражданский коллектив. После «революции Ликурга» реальным фактом спартанской жизни стал идеал единства и равенства граждан как залог стабильности и силы Спарты. Все спартанцы до единого переместились в правящее сословие. Все законы служили поддержанию гражданского равенства и единомыслия граждан и ничему другому, это и придавало государству небывалую мощь. В начале V века до н. э. Спарта возглавила сопротивление нашествию полчищ персидского царя Ксеркса. Затем вопрос о первенстве в Греции решался в споре с Афинами, другим крупнейшим и влиятельным греческим государством, антагонистом и антиподом Спарты. Вопреки прогнозам противников спартанцы вышли из этой схватки победителями: победа над Афинами в Пелопоннесской войне на время принесла Спарте гегемонию над большей частью Эллады.
Древние греки смотрели на спартанское государство со смешанным чувством. Величайшие философы Платон и Аристотель были далеки от преклонения перед спартанскими порядками, но и они в своих проектах идеального государства с большей или меньшей решительностью берут за основу пример Спарты. Для Платона и Аристотеля Спарта являла собой эталон стабильности и гражданского мира, позволяющий избежать тирании, с одной стороны, и анархии с другой. Казалось, именно спартанцы лучше остальных жителей Эллады воплотили в жизнь идею греческого государства как дееспособного коллектива. Платон же ценит как основную спартанскую идею тотального единства и равенства, так и практические способы ее реализации, изображая идеальное государство своих «Законов» со многими чертами спартанского царства. Основываясь на примере Спарты, философ писал: «Никто никогда не должен оставаться без начальника ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению. На войне и в мирное время всегда надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться, например, по первому его приказу останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям, умываться, питаться и пробуждаться ночью для несения охраны и для исполнения поручений. Словом, пусть человеческая душа научится не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и человек не будет понимать, как это возможно».
Игорь Дубровский
Плохой пример
Рабы были постоянной спящей угрозой для зажиточных спартанцев, так как они превосходили их численностью. Чтобы предотвратить восстания, спартанцы разработали различные методы. По сути, военное общество Спарты нуждалось в молодых воинах, которые обладали самоконтролем и железной дисциплиной. И чтобы привить юным воинам положительные качества, нужно было показать обратную сторону медали. Это было похоже на убийство двух зайцев одним выстрелом.
Спартанцы нарочно заставляли своих рабов напиваться вином, а затем показывали своим юношам, насколько же пьяный человек глуп и безобразен. Молодежи говорили, что они никогда не должны выглядеть так, как рабы. Это унижало рабов и показывало им их место в социальной иерархии. В 20 лет спартанский юноша становился солдатом и служил в армии, пока ему не исполнялось 60 лет. Этих мальчиков учили сражаться в формировании фаланги, где координация и дисциплина были крайне необходимы.
Развитие права в Древней Спарты
Письменное право в Спарте отсутствовало. Это его специфическая особенность. Законы и нормы права было запрещено записывать. Они заучивались с детства наизусть и передавались из поколения в поколение. Этим преследовалась цель сохранения незыблемости спартанских принципов организации общества и государства.
Создателем правовой и государственной системы Спарты считается полулегендарный правитель Ликург. Он создал основополагающие принципы государственной организации. Эти законы назывались ретры.
Вещное право. Институт частной собственности в Спарте не был развит. Земля и рабы считались собственностью государства.
Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Ликург запретил роскошь, накопительство, пользование золотой и серебряной монетой. Тем самым государство искусственно насаждало социальное равенство среди спартиатов. Целью, которую преследовало государство, осуществляя такую политику, являлось укрепление внутреннего единства государства, что было одним из важнейших условий подавления сопротивления рабов – илотов.
Договорное право. Договорные отношения в Спарте не получили широкого развития. Это было обусловлено тем, что в государстве господствовало натуральное хозяйство. Илоты обеспечивали спартиатов необходимыми продуктами и предметами ремесленного производства. Чтобы препятствовать развитию торговли, государство ввело в оборот весьма своеобразные деньги.
Они представляли собой длинные железные прутья, которые надлежало хранить в отдельном помещении в доме. Считалось, что такая форма денег препятствует накопительству, которое было в Спарте запрещено, и взяточничеству.
Брачно-семейное право. Институт семьи сохранил пережитки родового строя (допускался групповой брак, заключение брака посредством похищения невесты и т.п.). Брак считался обязанностью граждан, так как целью брака являлось рождение детей (что было непосредственно связано с военной политикой государства). Холостяки в Спарте ограничивались в правах. Напротив, продолжение рода в семье считалось почетным. Отцов, имевших сыновей, поощряли.
Развод разрешался в случаях прелюбодеяния или бесплодия жены.
Отец невесты и жених заключали брачный договор. Приданое после развода отдавалось жене.
Женщины в Спарте пользовались большими правами. Они могли присутствовать на религиозных и спортивных праздниках наравне с мужчинами. Женщина вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием дочерей. Сыновей с пятилетнего возраста забирали на обучение в специальные интернаты – школы, где их обучали военному искусству.
показать содержание
(Из сочинения древнегреческого историка Плутарха)
Отец приносил своего ребёнка туда, где сидели старейшины, осматривавшие ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, они разрешали отцу кормить его, выделив ему при этом земельный участок; если же ребёнок был слаб или уродлив, его кидали в пропасть.
Всех мальчиков, которым только исполнилось семь лет, собирали вместе и делили на группы. Они жили и ели вместе на равных условиях и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником группы становился тот, кто отличался среди других понятливостью и смелостью в военных состязаниях. Остальным следовало брать с него пример, слушаться его приказаний и мужественно переносить его наказания, так что школа эта была школой послушания.
Чтению и письму они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись; остальное же их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе. Поэтому с летами их воспитание становилось суровее – им наголо остригали волосы, приучали ходить босыми и играть без одежды. Когда им исполнялось двенадцать лет, они получали на год по одному плащу. Их кожа была грубой. Они обычно не мылись тёплой водой. Спали они вместе на подстилках из тростника, который ломали для себя голыми руками без помощи ножа. Двадцатилетние юноши начальствовали над своими подчинёнными в драках и распоряжались ими. Пища мальчиков была очень скудная, их приучали собственными силами бороться с лишениями и быть смелыми и ловкими.
- < УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н.Э. – ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
- -> ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЁРНОГО МОРЕЙ >
Рабовладельческое государство в Спарте
Рабы в Спарте назывались илотами.
Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.
Государственный строй Древней Спарты
Во главе государства стояли 2 царя – базилевсы, которые выполняли функции военных вождей, они были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Одна версия предполагает, что два царя – базилевса – были следствием древней традиции двух вождей этих племён. Другая версия связана с тем, что во время войн один из царей выполнял функции полководца, а второй – функции главы государства. Цари избирались на народном собрании пожизненно, но могли быть и отстранены от своей должности.
Контролирующим органом государственной власти был эфорат. Эфоров было 5 человек, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Они осуществляли строгий надзор за нравами и дисциплиной, контролировали деятельность должностных лиц, в том числе и базилевсов. Один раз в 5 лет эфоры в лунную ночь следили за звёздным небом. Если звёзды скрывались за облаками или происходили другие аномальные явления, эфоры расценивали это как указание богов на злоупотребление базилевсами своими полномочиями. На этом основании они отстранялись от должности царя.
Геруссия – совет старейшин, состоял из 28 геронтов, представителей родовой аристократии и 2 царей. Этот орган, являясь высшим органом исполнительной власти, в действительности сосредотачивал в своих руках огромные властные полномочия, прежде всего в области законодательной власти. Члены Геруссии избирались народным собранием пожизненно. Геруссия предварительно обсуждала дела, выносимые на народное собрание, и готовила законопроекты. Одновременно Геруссия являлась и судебной инстанцией. Геронтами избирались преимущественно представители рабовладельческой аристократии, достигшие 60-летнего возраста. Таким образом, при формальном наличии принципа разделения властей в Спарте сложился режим, по своему содержанию имеющий аристократический характер.
Народное собрание решающей роли в жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще 1 раза в месяц. Участвовали в нем только мужчины, достигшие 30 лет. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, решение вопросов о войне и мире, союзе с другими государствами, принятие или отклонение подготовленных Геруссией законопроектов. Спартиаты практически были лишены права законодательной инициативы.
Их участие в народном собрании сводилось лишь к участию в голосовании, которое определялось по силе крика участников собрания, голосующих «за» или «против». Такая система голосования создавала возможности для манипуляции мнением голосующих.
Таким образом, государственная система в Спарте имела ярко выраженный аристократический характер. Решающую роль играли органы власти, формирующиеся из представителей рабовладельческой аристократии и выражавшие ее интересы.
Общественный строй в Древней Спарте
В Спарте были жесткие классовые разделения по социальным, гендерным и этническим признакам. Элита общества (ниже двух королей и различных олигархов) — спартанцы, которые прошли строгий ритуал посвящения.
За ними следовали свободные люди, непрошедшие ритуалы, называемые периэки (ссылка на вики). Они были в основном торговцами. И в самом болоте находились илоты, принадлежащие государству “крепостные”.
Илоты были коренными жителями Лаконии и близлежащей Мессении, превратившимися в рабов после вторжения дорийцев. Дорийцы — это македонские племена с севера, которые завоевали Пелопоннес; спартанские граждане были этнически дорийцами.
Каждый илот работал на земле определенного гражданина, который не мог продать или освободить их, даже если бы захотел. Рабы Древней Спарты не имели никаких политических прав, хотя им было разрешено вступать в брак и иметь ограниченное право владения имуществом.
По словам Плутарха, спартанцы относились к илотам жестоко. Часто они насильственно поили их вином и заставляли танцевать на публике, чтобы научить детей опасностям пьянства.
За убийство человека Салическая правда устанавливала наказание
Вообще, хотя периэки жили под довольно стеснительным надзором спартанцев, но их положение не было дурно, как видим уж из того одного, что они всегда были искренно преданы дорийскому правительству: даже в те времена, когда были удобные случаи для восстания, периэки никогда не присоединялись к мятежам илотов.
Но спартанская политика была недоверчивая, стеснительная. Спартанцы опасались широкого развития торговли и промышленности и противодействовали ему; это вредно отражалось на периэках. Бедный вид их сел и городов показывал, что без гражданской самостоятельности невозможно и материальное благосостояние.
Илоты были рабы спартанского государства; периэки были люди свободные, но не имевшие политических прав; они были подданные государства, а не граждане его.
Гражданами государства были исключительно спартанцы, дорийцы, военное сословие, владычествовавшее над остальным населением. Название лакедемонян обозначало в собственном смысле слова только периэков. Но когда говорилось о делах, не относившихся к разнице происхождения и прав, и особенно, когда говорилось о войне, слово лакедемоняне употреблялось и в более широком смысле, означало все свободное население государства.
По происхождению и воспитанию, образу жизни, привилегированному положение, спартанцы составляли замкнутую аристократию. Они не вступали в брачные связи с периэками и лишь в очень редких случаях принимали в свое сословие иностранцев или периэков, в награду за услуги государству.
С аристократическим презрением они чуждались всяких занятий, кроме государственной, административной, судебной деятельности, войны, охоты, военных упражнений. Между ними были люди, далеко превосходившие массу своего сословия богатством, образованностью, заслугами; но по отношению к илотам, периэкам и всем «неполноправными («гипомейонам») все спартанцы были «равные» (гомейи, homoioi), и уже по манерам, одежде, образу жизни каждого из них было видно, что он член привилегированного сословия.
Место илотов в Спарте
Земля, захваченная спартанцами, была разделена между их семьями. Каждая из них получила примерно одинаковые участки, которые именовались клеры (или клары по-дорийски). Однако семья не имела права их подарить или продать. Владение клером – это неотъемлемый признак гражданских прав у группы правящих спартанцев.
Илоты в спартанском государстве были, как говорилось ранее, рабами и поэтому они работали и жили на земле, принадлежащей спартанцам, которые в свою очередь занимались только военным делом.
Илоты проживали в маленьких поселках, расположенных по всей стране. Занимались выращиванием хлеба и овощей, оливок, винограда, а также выращивали скот, привозили в Спарту все нужные продукты для спартанцев.
Илоты выплачивали владельцу участка, на котором они проживали натуральный оброк, который представлял собой определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Этот самый оброк составлял по примерным подсчетам около половины всего собираемого урожая. Был принят закон, в котором говорилось, что владелец земельного участка не имел права брать свыше установленной нормы.
Илот – это «захваченный» в переводе с греческого языка. Этим людям не давали права беспрепятственно передвигаться по стране, которая ранее принадлежала их предкам. Однако они могли заводить семьи и получали оплату за свой труд. Каждый из илотов был собственностью не какого-то отдельного спартанца, а всего государства в целом. Владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права на продажу или лишение их жизни.
Спартанцы же обращались со своими рабами-илотами довольно жестоко и грубо, глумились над ними. Положение их было достаточно тяжелым. Поэтому илоты пытались поднимать восстания. Чтобы избежать этого, правительство Древней Спарты часто проводило краптии – это массовые убийства. Уничтожали тех илотов, которые были наиболее опасными или неблагонадежными. Это массовое истребление безоружного населения рассматривали тогда как тренировки перед войной для молодых спартанцев.
Эфоры
Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.
Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.
Спарта Древней Греции
Среди множества древнегреческих государств выделялись два – Лаконика или Лакония (Спарта) и Аттика (Афины). По своей сути это были государства–антагонисты с противоположным друг другу общественным строем.
Спарта Древней Греции существовала на южных землях Пелопоннеса с IX по II век до н. э. Примечательна она тем, что в ней правили два царя. Свою власть они передавали по наследству.
Однако реальная административная власть принадлежала старейшинам. Выбирались они из числа уважаемых спартанцев в возрасте не моложе 50 лет.
Спарта на карте Греции
Именно совет решал все государственные дела.
Что же касается царей, то они выполняли чисто военные функции, то есть были командующими армией. При этом когда один царь уходил в поход, то второй оставался в городе с частью воинов.
Однако случалось, что авторитет царей превышал авторитет старейшин. В этом случае совет управлял государством формально, а фактическая власть находилась в руках военачальника.
Примером здесь может служить царь Ликург, хотя точно не известно, был ли он царём или просто относился к царскому роду и обладал огромным авторитетом. Древние историки Плутарх и Геродот писали, что он был правителем государства, но не уточнили, какую именно должность этот человек занимал.
Деятельность Ликурга относилась к первой половине IX века до н. э. Именно при нём были приняты законы, не дающие гражданам возможность обогащаться. Поэтому в спартанском обществе имущественного расслоения не было.
Всю пригодную для пахоты землю разделили на равные участки, которые назывались клеры. Каждая семья получила надел. Он обеспечивал людей ячменной мукой, вином и растительным маслом.
По мнению законодателя этого было вполне достаточно, чтобы вести нормальную жизнь.
Роскошь безжалостно преследовалась.
Были даже изъяты из обращения золотые и серебряные монеты. На ремёсла и торговлю также наложили запрет. Запретили продавать сельскохозяйственные излишки. То есть при Ликурге было сделано всё, чтобы люди не смогли заработать лишнего.
Главным же занятием спартанского государства считалась война. Именно покоренные народы обеспечивали завоевателей всем необходимым для жизни.
А на земельных наделах спартанцев трудились рабы, которых называли илоты.
Всё общество Спарты было поделено на военные отряды.
В каждом из них практиковались совместные трапезы или сисситии. Люди ели из общего котла, а продукты приносили из дома. Во время трапезы командиры отряда следили, чтобы все порции были съедены. В том случае, если кто-то ел плохо и без аппетита, то возникало подозрение, что человек плотно покушал где-то на стороне. Провинившегося могли изгнать из отряда или наказать крупным штрафом.
Спартанские воины, вооружённые копьями
Отношения между мужчинами
Древняя Спарта известна культом взаимоотношений между юношами и стариками-мужчинами. Суть этих отношений трудно уловить, она почти наверняка изменялась со временем.
Например, Плутарх пишет, что когда мальчики достигали половой зрелости, они хотели привлечь внимание «солидных мужчин», а «старики» часто наблюдали, как юные солдаты тренировали свои тела и умы.
Пожилые мужчины воспитывали и исправляли молодежь, но в этих отношениях точно был физический аспект, так как Плутарх и римский писатель Аппиан, часто использовали такие слова, как «любовник» и «возлюбленный», описывая их.
Предполагается, что для спартанцев, целью таких отношений был переход силы и мужества от опытного партнера к более молодому.
Героизм от безысходности: фермопилы
В «Истории» Геродота приводится диалог персидского царя Ксеркса с «военным экспертом» по имени Демарат. Отвечая на вопрос о военной силе греков, Демарат называет спартанцев людьми, способными оказать полчищам персов самое эффективное сопротивление. Ксеркс принимает такой ответ с нескрываемым недоверием: восточный деспот сомневался в боеспособности войск, которых не гонят в бой плетью. В глазах персидского царя свободные люди были негодными солдатами, которые разбегутся при первой же атаке, и только деспотическая власть способна рождать дисциплину. Демарат отвечает Ксерксу, что тот просто не знает спартанского государства: «Они свободны, но не во всех отношениях. Есть у них владыка это закон, которого они страшатся больше, чем твой народ тебя. А веление закона у спартанцев всегда одно и то же: закон запрещает в битве бежать перед любой военной силой врага, но велит оставаться в строю, победить или погибнуть».
Если верить Геродоту, этот диалог предварял одну из самых славных страниц греческой и спартанской истории битву при Фермопилах. Фермопилами называлось несуществующее ныне ущелье, через которое в древности лежал путь в Среднюю Грецию. В этом месте в 480 году до н. э. отряды греческих городов попытались задержать персидскую армию Ксеркса. Когда персам удался обходной маневр, ущелье превратилось в ловушку. Что было дальше, не совсем понятно. То ли греки решились на организованный отход под прикрытием спартанского арьергарда, то ли началось их форменное бегство. Так или иначе, триста спартанцев во главе с царем Леонидом не двинулись с места и были истреблены до последнего человека. История этого страшного боя окружена легендарными подробностями, леденящими кровь. В ответ на благоразумные опасения одного фессалийца, говорившего, что тучи персидских стрел способны затмить солнце, бесстрашный спартанец будто бы ответил: «Наш приятель принес хорошую новость: если персы затмят солнце, можно будет сражаться в тени». В уста предводителя спартанцев царя Леонида древние рассказчики вкладывали не менее знаменитые слова. Как сообщает Диодор Сицилийский, «Леонид приказал воинам позавтракать, так как обедать, дескать, они будут уже на том свете». Изломав оружие, спартанцы защищались камнями и кулаками. На месте их гибели впоследствии был поставлен монумент в виде каменного льва со знаменитой эпитафией, написанной известным древнегреческим поэтом Симонидом: «Странник! Ступай и поведай ты гражданам Лакедемона, что их заветам верны, здесь мы костями легли».
Спартанцу, оставившему своих и отступившему с поля боя, лучше было умереть. Такому человеку до конца дней не было прощения и места в обществе, он становился изгоем. По словам Ксенофонта, «в Спарте скорее предпочитали смерть, чем такую бесчестную и позорную жизнь». Выживших при Фермопилах спартанцев было двое. Один был отправлен гонцом в Фессалию и потому остался в живых. О его последующей судьбе Геродот сообщает одной красноречивой фразой: «По возвращении в Спарту его ожидало бесчестие, и он повесился». Второго звали Аристодем. Он страдал тяжелым недугом, и поэтому царь Леонид сам отпустил его из лагеря на лечение в соседнее селение. «По возвращении в Лакедемон, пишет Геродот, Аристодема ожидали бесчестие и позор. Бесчестие состояло в том, что никто не зажигал ему огня и не разговаривал с ним, а позор в том, что ему дали прозвище Аристодем-Трус». Аристодем искал и нашел смерть год спустя в битве с персами при Платеях. По общему признанию греков, он показал себя как самый доблестный из всех воинов. Но спартанцы отказались удостоить его «великих почестей», так как полагали, «что Аристодем бился, как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги лишь потому, что явно искал смерти из-за своей вины». Однако никакие подвиги и даже героическая смерть не могли смыть позорного клейма.
Остроумие
В дополнение к силе и доблести в бою, в Спарте высоко ценили краткость и остроумие.
Даже сегодня мы используем фразы «лаконичный ум» или «лаконичная мысль». Слово «лаконичный» происходит из слова «Лакония» — регион, где находилась Древняя Спарта.
Если вы смотрели фильм Снайдера, то слышали некоторые примеры лаконичного остроумия. Например, когда персидский царь сказал, что он закроет стрелами Солнце, царь Леонид ответил: «Тогда мы будем сражаться в тени.»
Пожалуй, самый брутальный случай произошел, когда Король Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) развернул огромную кампанию с целью покорить Грецию. Чтобы подчинить спартанцев, он прислал им сообщение: «Если я приведу свою армию в ваши земли, я уничтожу ваши фермы, убью ваших людей и сожгу ваш город». Спартанцы ответили одним словом: «Если».
Конечно, такой хардкор — это круто, но дело в том, что в Спарте лаконичность и остроумие отчаянно тренировались с ранних лет. Детям задавали вопросы, и если ответы не устраивали наставников, детей наказывали.