Религия
Религия
Худож.Ф. Г. Халиков.. Последний бой у мечети Кул-Шариф.
Ислам суннитского толка был господствующей религией в Казанском ханстве. Главой мусульманского духовенства был сеид — высшее должностное лицо, являвшийся потомком пророка Мухаммеда. Сеидов могло быть несколько, в то время как глава духовенства был только один. После хана глава духовенства был главным должностным лицом государства. Одним из самых известных сеидов был имам Кул Шариф, погибший со своими учениками в бою во время штурма Казани русскими войсками в 1552 году. Среди лиц духовного звания в ханстве были шейхи (проповедники ислама), муллы, имамы (духовные лица, совершавшие богослужения в мечетях), дервиши (монахи), хаджи (люди, совершившие паломничество в Мекку), хафизы (профессиональные чтецы, знающие Коран наизусть), а также данишменды (учителя). Помимо этого, были также шейх-заде и мулла-заде — ученики и сыновья шейхов и мулл. Духовенство, помимо всего прочего, занималось также просвещением населения.
В ханстве также получил распространение суфизм, занесённый в страну из Туркестана. Одним из принципов религиозной политики Казанского ханства была веротерпимость, которая обуславливалась законом Ислама «нет принуждения в религии» (Сура «Бакара», аят 256), многоконфессиональным характером торгово-ремесленного населения, а также традициями Волжской Булгарии.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры.
Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приемов художественной обработки металла: художественного литья (“навыплеск”), чеканки, гравировки, тиснения (см. Басма), волочения, плакировки, скани (см. Филигрань), зерни и, возможно, черни.
В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням (см. Глиптика).
Среди характерных изделий следует выделить женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни и пр. (см. Бутаевский клад), поясные накладки, парадное оружие (прежде всего орнаментированные топорики, покрытые золотосеребряной плакировкой), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки (см. Маклашеевские всадники), штампы, зеркала.
На основе восточных и западноевропейских образцов развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды.
Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и напрясел до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов.
Характерным элементом керамической посуды был декор, расположенный, как правило, в средней части тулова, на плечиках и горлышке и состоявший из линий и полос разной ширины с ритмично чередующимися элементами; иногда на кувшинах его дополняли фигурные ручки в виде стилизованных голов животных – лося, барана, медведя.
См. также: Булгарское искусство.
Булгаризмы в финно-угорских языках
Но как так получилось, что этноним булгар начал обозначать живущих на Средней Волге? С воцарением династии каганбеков-иудаистов актуальным стал вопрос о торговле. Среди живших по Волге подданных хазар упоминались народы црмис, арису, буртас, с-в-р и булгар. В Повести временных лет как хазарские данники упоминались вятичи, радимичи, северяне, поляне. Согласно археологическим исследованиям, на северо-западе находилось алано-булгарское население. Переселение баранджаров, берсула и сувар могло осуществляться в рамках этой политики, призванной выкачивать ресурсы в виде меха и других продуктов из финских и славянских народов.
Необходимо отметить, что переселения булгарских племен в этот регион происходили в несколько этапов. Археология проливает свет на это. К раннебулгарским памятникам относятся памятники новинковского типа. Они фиксируются в регионе уже во второй половине VII в., и это позволяет утверждать, что переселение происходило еще в раннехазарское время. Сами памятники делятся на несколько этапов. Так называемые зиновьевский и перещепинско-шиловский этапы синхронные, они датируются второй половиной VII в. За ними идет бруснянский этап: конец VII в. — первая половина VIII в. И. Зимони также отмечает, что во время хазарско-арабских войн булгарское население переселялось на север. Булгарские мигранты привели к гибели именьковской культуры (балтской и волжско-финской по своей принадлежности).
В Среднем Поволжье в конце VIII — в начале ІХ в. появились новые этнокультурные группы, которые можно сопоставить с салтовской культурой. И. Зимони отмечал, что булгары напрямую контактировали с поволжско-финскими и пермскими народами. В марийских языках было 480 заимствований чувашского типа, 20 заимствований чувашского типа обнаруживаются в мордовских языках. К. Редеи и А. Рона-Таш считают, что временем начала этих контактов была середина VIII в. Они насчитали 19 булгарских заимствований в языках коми и коми-пермяков. По максимальным оценкам, в прапермский вошел 31 булгаризм. О большом влиянии булгар на язык венгров, пермян и марийцев писал В. Напольских. Он говорил о 200 булгарских заимствованиях в удмуртском, указывал, что примерно половина прапермских булгаризмов вошла в марийские языки и что от трех до пяти имеют параллели в мордовских и венгерском языках. В язык удмуртов вошел арабский термин «харадж», обозначавший дань. Этот термин мог прийти уже от исламизированых булгар, равно как и термин «бесермен», который потом стал обозначать название этноса бисермян.
Большетарханский могильник, раскопки 1960 г. Фото hagahan-lib.ru
Татарские археологи, в частности А. Халиков, предполагали, что до булгар в Среднем Поволжье находились гунны и западные тюркюты. Отмечалось, что булгары и прапермяне уже в VI-VII вв. контактировали между собой. Р. Багаутдинов и Ф. Хузин выделяли несколько хронологических этапов переселения. Первый датируется временем распада Великой Булгарии и с этим периодом связывают памятники новинковского типа. Опорным памятником для горизонта Перещепино-Шиловка являются Шиловские курганы. Первая волна переселения датируется серединой VII в. Еще одна группа переселенцев двинулась на Среднюю Волгу во второй половине VII в. С новинковцами исследователи связывают население, пришедшее с Алтая, тюркское по своему происхождению. Население в целом европеоидное со сглаженными монголоидными признаками. Вторая миграционная волна булгар в Среднее Поволжье — это переселенцы из районов Подонья в середине VIII в. Их переселение связано с арабо-хазарскими войнами. Пришедшее население оставило после себя Большетарханский могильник. Эти переселенцы активно контактировали с протовенграми. Третья волна переселенцев связывалась со смутой в Хазарском каганате, которая была вызвана принятием иудаизма. Эти переселенцы оставили после себя Танкеевский могильник. Время миграции — вторая половина ІХ в. Четвертая волна переселенцев мигрировала в конце IX – начале Х в., она была вызвана наступлением печенегов на Хазарский каганат. Мигранты бежали из степей донского региона через верховья Дона в Волго-Камье. И. Зимони видел в переселениях булгар следствие распада Великой Булгарии и влияние арабских завоеваний первой четверти VIII в.
Продолжение следует
Ярослав Пилипчук
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
ОбществоИстория
Арабская культура
Экономика
Литература
Завоевание
Монголы вернулись в 1229 году под командованием Субэдэя и Кокошая, посланных новым великим ханом Угэдэем. Они разбили пограничный отряд булгар на реке Урал. Несколько лет спустя, в 1232 году, монгольская кавалерия покорила юго-восточную часть Башкирии и заняла южную часть самой Волжской Булгарии. Наступила стратегическая пауза, когда монголы не были готовы атаковать булгарскую столицу, но и булгары не могли перейти к активным действиям и изгнать их со своей земли.[источник не указан 1930 дней]
Западный поход
На монгольском курултае 1235 года было принято решение усилить корпус Субэдэя силами всех улусов, и новое монгольское вторжение в Волжскую Булгарию произошло осенью 1236 года. Численность монгольского войска в 120—150 тысяч у историков наиболее популярна. Монгольские войска во главе с Батыем осадили и захватили Биляр, Булгар, Сувар, Джукетау и ряд других городов и укреплений Волжской Булгарии. Часть жителей была убита, часть жителей бежала на север в лесные массивы, остальные смешались с тюркоязычной частью монгольского войска. Некоторые булгарские беженцы, укрывшиеся в западных землях, где они были известны как искусные мастеровые, в том числе и как ювелиры и как резчики по камню, были приняты владимирским князем Юрием Всеволодовичем и размещены в городах на верхней Волге.[источник не указан 1930 дней]
Во время монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237/38), булгары под предводительством знати восстали. Но основные силы монголов, вернувшиеся в Среднее Поволжье следующей зимой, сумели подавить восставших булгар и их вассалов.[источник не указан 1930 дней]
Экономика
В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство.
Сельское хозяйство
Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона
Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.
Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью, об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша».
Выбор веры
С хазарами связывал судьбу булгар Ибн Хаукаль. Он отмечал, что ничего не осталось от булгар, буртасов и хазар, когда русы напали на хазар. Говорилось, что Булгар малый город с пристанью. Но почти сразу же говорилось о городах Хазарии. Он также говорил о внутренних булгарах на которых также напали русы. Из сведений других источников мы достоверно знаем, что Святослав на Волжскую Булгарию не ходил. Об этом молчит большинство арабских и персидских хронистов. Поход Святослава на волжских булгар и буртасов — это исторический фантом созданный Ибн Хаукалем. Буртасы упоминались еще в контексте событий XIII в. Рашид ад-Дином. Не знает об этом и Нестор. Первый поход на это государство состоялся лишь в 985 г. Нестор отмечал, что те «суть все в сапозех» и приказал искать дани с лапотников, то есть финских народов. Даже помощь огузов-торков в походе ничем не помогла.
Нужно отметить, что внутренние булгары указаны у Ибн Хаукаля как христиане и мусульмане. Дунайские болгары в большинстве случаев были известны арабам как бурджаны и к ним редко применяли термин булгар. В Х в. они однозначно были только христианами. Касательно же Черных Булгар, то у них как у других народов Хазарского каганата население могло исповедовать разные религии. Традиции христианства в регионе были достаточно развиты. В составе Готской митрополии находилась Оногурская епископия обслуживающая булгар. Также существовали Ретегская, Астилийская и Хотцирская епархия среди хазар.
Ислам же должен был приходить с арабскими, персидскими и хорезмийскими народами, проникавшими на Северный Кавказ через порты Каспийского моря. В Кембриджском документе упомянут загадочный народ BM, который воевал против хазар и алан. Определенно часть булгар оставалась на Северном Кавказе во время существования Хазарского каганата. Определенно, Черная Булгария должна была находиться на месте бывшей Великой Булгарии от Кубани до Дона. С упадком Хазарского каганата земли Черных Булгар должны были оказаться под властью огузов-турков, которые были союзниками Руси против хазар. Внутренними булгарами должны были быть только Черные булгары. Реплика Ибн Хаукаля требует исправления. Не с Русью, а с огузами они столкнулись. В мусульманских источниках информация о этой войне закамуфлировано в сведениях о нападениях тюрков на Хазарию. Живший в правление халифа ал-Мамуна правитель булгар (бургар у ан-Надима) просил объяснить детали исламского вероучения, и халиф написал ему письмо в более ста страниц. Отмечалось, что народы бургар, хазар, алан, бургаз не имеют письменности. Археологические находки в Восточной Европе демонстрируют ошибочность этих суждений, так как у булгар была зафиксирована тюркская руническая письменность. Араб просто не ставил ее наравнее с латынью, ивритом, арабским и греческим. Ал-Бируни упоминал о городах Савар и Булгар. Ал-Масуди отметил, что бургары и буртасы отомстили руссам за единоверцев. Отмечалось, что бургарский правитель принял ислам во время Муктаддира би-л-лаха. Сын правителя совершил путешествие в Багдад. Отмечалось, что в 943 г. правитель бургар был мусульманином. Самих булгар ал-Масуди причислял к сакалиба.
Болгарское городище. Фото wikipedia.org
Выгодная религия
Территория
Тайный замысел Алмыша
[править] Территория
Волжская Булгария (920-е-1236 гг.)
Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым дает сведения о ее расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие драгоценности», составленной около 903—913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии определяя ее в районе Яика. Сообщения о западной границе Булгарии, как правило, сводятся к тому, что Булгария располагается восточнее земель, населенных славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари, пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.
Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Некоторые мусульманские географы X—XI веков помещают западные границы Волжской Булгарии к востоку от славянских племён. Южные и северные пределы Волжской Булгарии в целом трудноуловимы по данным письменных источников. Большую работу в этом направлении проделал Фахрутдинов Р. Г., который в 60-70-е годы прошлого века начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.
В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X—XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени — 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше. В Ульяновской области — около 200, в Самарской области — около 160, в Пензенской области — около 70, в Чувашии — около 70.
Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. Халиков А. Х. и Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная — в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь—Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной — Самарскую Луку, западной — реку Сура и восточной и юго-восточной — низовья рек Белая и Урал.
Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы в их представлении совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, северные — выходят к Карскому морю.
Краткая история булгар до их переселения на Волгу
Основа хозяйства
Город Булгар
Восточные географы и путешественники часто упоминают Булгар, Биляр и Сувар. С X по XII столетие наиболее крупным городом был Булгар. Общая площадь Булгара этой эпохи, по мнению археологов, составляла около 900 га.
Булгар как столица Волжской Булгарин упоминался многими арабскими авторами X — XI вв. — аль-Балхи, аль-Истахри и повторявшим его ибн Хаукалем, ибн Фадланом. Аль-Балхи сообщал, что Булгар — имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть.
Основываясь на этих свидетельствах, можно предположить, что поначалу население Булгара насчитывало несколько десятков тысяч человек, а позднее увеличилось. К XII в. относятся известия Аль-Гарнати, который написал: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а стены из дуба».
Другой арабский путешественник, аль-Джавалики, в пересказе дореволюционного татарского историка М.Рамзи, увидел в древней столице Булгарии XII в. сходство с городами Византийской империи: «Их строения похожи на строения Рума. Они большой народ. Их город называется Булгар. Это очень большой город». Эль-Идриси свидетельствует, что в Булгаре жили не только мусульмане, но и христиане. Важнейшую роль имел «внешний город» — знаменитый ярмарочный центр Ага-Базар.
Откуда есть пошли булгары
В VII веке в степи Восточной Европы возникло государство, названное византийскими историками Великой Болгарии. Это стало возможным после того как авары, данниками которых долгое время были булгары, откочевали в Паннонию. Хан Кубрат, воспитанный при византийском дворе, объединил булгарские племена, заключил договор с императором Ираклием I, получил от него титул патрикия. Просуществовала кочевая империя недолго. В 665 году хан Кубрат умер и был похоронен у деревни Перещепино в Полтавской области. Пять его сыновей разделились.
Хан Аспарух отправился на Балканы, где булгары, смешавшись с местными славянами создали Первое Болгарское царство на Дунае.
Хан Альцек привел своих людей в Италию к королю лангобардов Гримоальду. Они расселились в Северной Италии. В Болонье до наших дней сохранилась церковь «Санта Мария ди Булгаро».
Хан Кубер откочевал в Паннонию:
Хан Батбаян, старший из братьев, остался в землях предков, но ослабленный уходом основной части булгар, попал в зависимость от Хазарии. Впоследствии они известны как Черные булгары.
Хан Котраг, во главе кутригурских племен ушел на Волгу. Там булгары смешались с местным финно-угорским населением и положили начало Волжской Булгарии.
Еще более древняя история булгар
Барсильский сериал
Волжская Булгария
Булгары внутренние и внешние
Казанские татары
Взаимоотношения с Московским княжеством
Основная статья: Русско-казанские войны
При хане Улу-Мухаммеде и его сыне Махмуде проводилась активная внешняя политика. Казанцы совершали набеги на русские земли. Уже в 1439 году хан Улу-Мухаммед подступил к Москве и осадил её, однако через одиннадцать дней отступил, разграбив по пути Коломну и несколько других русских городов. В 1444 году хан напал на Нижегородское и Рязанское княжества, а в 1445 году разбил русские войска под Суздалем и захватил в плен самого великого князя Василия II, наложив дань на Московское княжество.
Московское княжество не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань, чтобы посадить на казанский престол царевича Касима. В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника.
Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и не присоединение Казанского ханства к Москве (что противоречило бы союзническим отношениям с Крымским ханством в тот период), а утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича[какого?]. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата — Абдул-Латифа.
Первое двадцатилетие XVI века было в отношениях Москвы и Казани относительно мирным, исключая инцидент 1505—1507 гг. В это время произошло изменение внешнеполитической ситуации для России: пала Золотая орда и крымский хан начал претендовать на получение власти на всех её землях от Чёрного моря до Казани. Воспользовавшись смертью Ивана III (1440-1505), Мухаммед-Эмин попытался освободиться от влияния Москвы. Во время конфликта русские организовали в 1506 году крупный поход на Казань, потерпев у стен города поражение.
В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на , , , мещёрские и владимирские земли и соединились с войском крымского хана Мехмеда Гирея у Коломны. После чего осадили Москву и вынудили Василия III к подписанию мирного договора. Этим закончился период относительно мирного сосуществования Москвы и Казани, продолжавшийся с 1487 года.
Всего только в период с 1521 года по 1545-й, согласно летописям, казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в районы близ Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича и Мурома. В некоторые годы таких походов было несколько — от двух до четырёх .
Завоевание Россией
Основная статья: Взятие Казани
Печать Казанского приказа из царского титулярника 1672 года.
После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван ІV предпринял серию военных походов. Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году великий князь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу Ивана Грозного был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Казанское ханство стало частью России, русский царь получил титул «Царь Казанский». После взятия Казани и до территориально-государственной реформы Петра I 1708 года, территория завоёванного Казанского ханства входила в состав Казанского уезда. Административно управлялась т. н. приказом Казанского дворца в Москве
Также созданная Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Русской Православной Церкви.