В начале войны немецкие танкисты были удивлены советскому танку Т-34, который на то время сильно превосходил любые аналоги. Однако вскоре в руки немцам попали такие трофеи. Они использовали их вплоть до окончания войны.
Весной 1943 несколько танков Т-34 попали в распоряжение подразделений СС, воевавших неподалеку от Харькова. Немцы даже создали цех по восстановлению советской военной техники. Перед сдачей города 16 февраля немецкому экипажу, потерявшему в сражении свой Т-4, был предоставлен трофейный Т-34.
Командир Ганс Брумель не был доволен такому стечению обстоятельств. Он рассказывал, что если бы это произошло в начале Советского похода, то он был бы неслыханно рад такой технике. На тот момент все мечтали получить в распоряжение танки «Пантера» и «Тигр». Гансу не пришлась по душе маленькая кабина танка, хотя других минусов им замечено не было.
Сражения
После сдачи Харькова подразделения СС выполняли контрудары локального характера, направленные на сдерживание советского наступления. В одной их таких операций принял участие Брумель, используя танк Т-34. Их задачей стало уничтожение советского противотанкового расчета, расположившегося за холмом. Немцам пришлось пойти на обман: в атаку по фронту пошел Т-34. Но хитрость не удалась, и по танку открыли массированный артиллерийский обстрел. Экипажу Брумеля чудом удалось спастись.
Советские артиллеристы отступили, но им на подмогу подоспело танковое подкрепление. Затем случился достаточно уникальный эпизод: в бой против друг друга вступили два танка Т-34. Брумель вспоминал, что советскую позицию так и не удалось удержать, но удалось уничтожить 6 машин советского производства. Немцы потеряли две «Пантеры» и отступили.
Брумель достаточно долго сражался на Т-34, но в одном из сражений была перебита гусеница и поврежден моторный отсек. После осмотра повреждений машину решили не восстанавливать, потому что на это ушло бы достаточно много времени. Брумель к тому времени уже привык к танку и был расстроен такой потере.