fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Эпоха викингов на Востоке.

Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись прежде всего жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях — через Балтийское море, по рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей, и, по ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции и Турции и исламского Халифата в восточных землях. Сюда, как и на запад, корабли ходили на веслах и под парусом, но эти корабли были меньше тех, что использовались для походов в западном направлении. Их обычная длина составляла около 10 метров, а команда состояла приблизительно из 10 человек. Более крупные суда не были нужны для плавания по Балтийскому морю, к тому же на них нельзя было передвигаться по рекам.


Художник В. Васнецов “Призвание варягов”. 862 г. – приглашение варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Этот факт, что походы на восток менее известны, чем походы на запад, частично объясняется тем, что существует не так много письменных источников о них. Письмо стало использоваться в Восточной Европе только в поздний период эпохи викингов. Однако из Византии и Халифата, которые были настоящими великими державами эпохи викингов с экономической и культурной точки зрения, известны современные данной эпохе описания путешествий, а также исторические и географические работы, рассказывающие о народах Восточной Европы и описывающие торговые путешествия и военные походы из Восточной Европы в страны к югу от Черного и Каспийского морей. Иногда среди действующих лиц в этих изображениях мы можем заметить скандинавов. В качестве исторических источников данные изображения часто более достоверны и более полны, чем западноевропейские хроники, написанные монахами и носящие сильный отпечаток их христианского усердия и ненависти к язычникам. От XI века известно также большое количество шведских рунических камней, практически все — из окрестностей озера Меларен; они установлены в память о родичах, которые часто путешествовали на восток. Что касается Восточной Европы, то здесь имеется замечательная Повесть временных лет, относящаяся к началу XII в. и рассказывающая о древнейшей истории Русского государства — не всегда достоверно, но всегда живо и с обилием деталей, что сильно отличает ее от западноевропейских хроник и придает ей очарование, сравнимое с очарованием исландских саг.

Управление

Маневренные драккары викингов приводились в движение с помощью весел (на особенно больших кораблях их могло быть до 35 пар). Грести должен был каждый член экипажа. Команды менялись по сменам, благодаря чему судно не останавливалось даже в самом долгом пути. Кроме того, использовался надежный парус. Он помогал ускориться и воспользоваться морским ветром.

Викинги, как никто, в свое время умели определять благополучную для путешествия погоду. Были у них и способы определения приближения земли. Для этого на кораблях держались клетки с птицами. Периодически крылатых выпускали на волю. Если земли рядом не было, то они возвращались в клетки, не найдя места для другого приземления. Если команда понимала, что она сбилась с пути, судно могло быстро поменять курс. Для этого драккары оснащались самым современным на тот момент румпелем.

Эрик Рыжий и открытие Гренландии

В 982 г. Эрик Рыжий был изгнан из исландской колонии за совершенное им убийство. Он слышал рассказы о землях, лежащих на расстоянии около 1000 км от Исландии. Туда он и направился вместе с небольшим отрядом. После трудного плавания ему удалось найти эту землю. В 986 г. Эрик собрал группу викингов, готовых обосноваться на открытом им острове.

Походы викингов

Из 25 кораблей, отплывших из Исландии, до Гренландии добрались только 14. В походе погибли более 200 человек. Во фьордах западного берега Эрик основал два поселения. Норманны занимались рыбной ловлей и охотой на тюленей, моржей, птиц и песцов. Колонисты не порывали связей с родиной и продавали туда меха, моржовые клыки, а в обмен получали железо, лес, хлеб и ткани. Две небольшие группы жили на острове 400 лет.

Невероятные ошибки

Когда корабли Эрика Рыжего причалили к берегам современной Гренландии, перед мореходами расстелился идиллический пейзаж ― поля, покрытые густой растительностью. Завоеватели тут же окрестили новую территорию Зеленой землей (green land) ― и, как оказалось, поспешили. Викинги наткнулись на небольшой оазис на побережье, если бы они продвинулись вглубь острова, то очутились бы среди льдов. Похожая история, только с точностью до наоборот, произошла с Исландией. Высадившись у ее берегов, викинги увидели горы, покрытые снегом, и назвали остров Ледяным (ice land). Но первое мнение вновь оказалось ошибочным: Исландия ― зеленая страна, где лед и снег лишь изредка встречаются в горах.

Корабли викингов для войны и походов

Драконьи корабли или драккары – так назывались суда, на которых отважные мореплаватели отправлялись воевать. Согласно легенде, викинги на драккарах сумели пересечь Атлантический океан и дойти до берегов Канады.

Драккар — это самое привычное для нас название. Но ученые утверждают, что подвидов боевых кораблей было гораздо больше:

  • драккар – быстрый боевой корабль (их еще именовали «снекья»), увенчанный резной головой дракона или змеи для устрашения противника во время сражения;
  • лангскип – узкая длинная ладья, предназначенная для долгих военных походов;
  • карфи – самые маленькие корабли армады;
  • аски – вместительные суда, предназначенные для перевозки атакующих команд викингов

Жители европейских стран, подвергавшихся нападениям викингов, словом «аск» называли все корабли военной армады, а их команды соответственно назывались «аскеманнами». «Аск» – это ясень, прочный материал из которого строили суда, «аскеманны» – ясеневые люди, военные приплывшие на кораблях из ясеня.

Кто такие викинги

Древние викинги имели множество имен, наиболее известными из которых были «варяги», «люди моря» и даже такие эмоциональные эпитеты, как «языческие чудовища». Отряды этих храбрых, выносливых и отнюдь не мягкосердечных воинов проводили свою жизнь на маленьких быстроходных кораблях в постоянных морских походах, безжалостно опустошая прибрежные города Италии, Франции, Португалии, Испании, Англии. Позднее викинги сумели переплыть Каспийское море и показывались даже в окрестностях Багдада, а выдающийся моряк и пират Эрик Рыжий сумел достичь североамериканских берегов почти за пять сотен лет до Колумба – в 1000 г. – и основал небольшое поселение в северной части острова Ньюфаундленд.Викинги как социальный слой возникли в Скандинавии приблизительно в середине 8 в. н.э. В основном это были выходцы из прибрежных сел и деревушек, светловолосые скандинавы. Однако название «викинг» не означало обязательную принадлежность к какому-либо народу: существовали также ирландские и славянские викинги. В Европе этим термином объединяли всех людей, образ жизни которых имел определенные четко выраженные особенности. Поэтому назвать точное время и место объединения викингов в единую общность невозможно. В самой Скандинавии между поселениями викингов существовали значительные отличия в языке, обрядах и архитектуре.

Кораблестроение викингов

Для дальних плаваний викингам нужны были надежные корабли. Викинги были лучшими корабелами в Европе. Для пиратских набегов они строили узкие дракары, на которых можно было пристать к берегу без причала и идти на веслах. В долгие путешествия викинги отправлялись на кноррах — широких кораблях с прочным корпусом.

Викинги изготавливали быстроходные и легкоуправляемые корабли – кнорры, которые вмещали до 30 человек. В их нижней части можно было размещать животных и товары. Двигались корабли под большим квадратным парусом, но, случалось, и на веслах. Недостаток этих судов заключался в том, что они не были приспособлены для длительных плаваний. Члены команды и пассажиры спали прямо на палубе в кожаных мешках, то есть современные спальные мешки – изобретение викингов.

Размер дракаров колебался от 10 до 20 м. Судно разгонялось до 18 км/ч, что для той эпохи было весьма высоким показателем. Каждую ладью отождествляли с живым существом и давали ей уникальное звучное имя, например «Бык океана», «Ворон ветра», «Морская птица». Как у любого животного, у дракара были нос и хвост, украшенные соответственно. Часто передняя часть корабля представляла собой деревянную голову мифического существа, например дракона. Носовая фигура отгоняла злых духов и наводила невообразимый страх на противника. Дракар, по сути, заменял викингам дом: в походах они проводили несколько сезонов или даже лет. Каждый корабль оснащали специальными кожаными мешками для сна и отдыха. Самые длинные ладьи достигали 50 м в длину.

Форштевень обычно украшали головой дракона (отсюда и название — дракар)или чудовища для устрашения всех, кто встретится на пути. При приближении к дружественным землям голова убиралась. Народы Севера верили, что она могла напугать или разгневать добрых духов, поэтому ее немедля прятали.

Один из величайших кораблей викингов был обнаружен на норвежской ферме Гокстад в 1880 г. Его длина ― примерно 23 м, а ширина ― 5,1 м. Восстановленное судно занимает почетное место в Музее дракаров в Осло, Норвегия

Корпус чаще всего изготавливали из ясеня, сосны или дуба. Срубленный топором ствол дерева расщепляли, а затем из него вытесывали доски. Делали это исключительно вдоль волокон, чтобы сохранить прочность и эластичность материала. Процесс был очень трудоемким: для постройки одного судна требовалось заготовить несколько десятков деревьев. Доски укладывали внахлест и скрепляли железными гвоздями и заклепками или связывали. Для дополнительной гибкости их увлажняли и держали над огнем.

Парус — квадратный, необычайно прочный. Его ткали из шерсти овец североевропейской породы и покрывали животным воском (ланолином) для защиты от намокания. Для большого паруса требовалось около 2 т овечьей шерсти. Над его изготовлением на протяжении трех лет трудились четверо человек. Учитывая то, что одна овца давала около 1,5 кг шерсти в год, готовый парус ценили крайне высоко.

На скамьях викинги спали и хранили свое имущество. У каждого было отдельное место.

Вдоль борта корабля имелось специальное ограждение — фальшборт, предохранявшее викингов от случайного падения в воду. Кроме того, во время штормов фальшборт защищал судно от ветра и удара волн.

Одна-единственная мачта всегда возвышалась посередине корабля.
Она была устроена таким образом, что ее можно было снимать и снова ставить.

Весел на корабле было много (до 34 пар), чтобы судно могло развить нужную скорость. За каждым веслом закреплялся один гребец.

Щиты закрепляли вдоль бортов для обороны от вражеских стрел и устрашения.

«Солнечный корабль» ― памятник дракарам викингов, освоивших Исландию

Драккар – покоритель морей

Корабль драккар стал своего рода визитной карточной эпохи викингов. Это был длинный вместительный корабль универсального класса с малой осадкой, приводимый в движение парусом и гребными веслами. Слово «драккар» («drakkar») имеет норвежское происхождение и этимологически восходит к древнескандинавскому языку, где «drage» означало буквально «дракон», а слово «kar» можно перевести как «корабль». В древнескандинавском и ряде германских языков драккар викингов также называется «langskip», что значит «длинный корабль». В европейских языках для названия судов этого типа существует широкий перечень названий – от «dreka» до «draka».

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно – «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара – величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров – малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Как выглядели корабли эпохи викингов

Время господства викингов на морских просторах – это VIII-XI вв. Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая.


Драккар

В 1880 г. в Осеберге была обнаружена ладья, датируемая 700 г. н.э., а в 1904 г. в Гокштадте – ладья, построенная в 800 г. н.э. Благодаря этому ученым удалось полностью реконструировать все особенности этого северного судна. Так, выяснилось, что ладьи викингов были снабжены килем, к которому прикреплялись шпангоуты, изготовленные из цельного дерева. Обшивку накладывали внакрой и закрепляли на шпангоутах посредством кожаных шнуров и штырей, доски же обшивки соединялись между собой железными гвоздями. Верхняя часть обшивки имела уключины, в которые вставлялись весла. Шпор мачты устанавливали на коротком кильсоне особой формы, сделанном из цельного бруска. Ладья имела единственный рей, на который и поднимался четырехугольный парус. В качестве руля использовалось большое весло, которое прикреплялось посредством стропа к боковой стороне ахтерштевня. Длина кораблей викингов равнялась 30-40 м, а количество весел по каждому борту составляло 30-60 штук. Ладьи большого размера называли драккарами (драконами).

Конец эпохи викингов.

На простой литейной форме для дешевых украшений, сделанной из бруска и найденной в Тимансе в Руме на Готланде, два готландца в конце XI века высекли свои имена, Урмига и Ульват, и, кроме того, названия четырех дальних стран. Они дают нам понять, что мир для скандинавов в эпоху викингов имел широкие границы: Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд.


Датируемые XI – XII вв. подвески, подражающие скандинавским подвескм-амулетам, встречаются по всей территории Древней Руси. Вероятно таким образом простые люди надеялись получить хотя бы толику силы, присущей викингам – неистовым и беспощадным воинам.

Назвать точную дату, когда этот мир сжался, и эпоха викингов закончилась, невозможно. Постепенно в течение XI и XII веков пути и связи меняли свой характер, и в XII веке путешествия вглубь Древнерусского государства и в Константинополь и Иерусалим прекратились. Когда число письменных источников в Швеции в XIII веке увеличилось, походы на восток стали лишь воспоминаниями.В Старшей редакции Вестгёталага, записанной в первой половине XIII века, в Главе о наследовании есть, среди прочего, следующее установление, касающееся того, кто обретается за границей: Он никому не наследует, пока он сидит в Греции. Действительно ли по-прежнему в варяжской гвардии служили вестгёты, или же этот параграф остался с давно минувших времен?В Гутасаге, рассказе об истории Готланда, записанном в XIII или на- чале XIV века, сказано, что первые церкви на острове освящались епископами по пути в Святую Землю или обратно. В то время шел путь на восток через Русь и Грецию в Иерусалим. Когда записывалась сага, пилигримы шли в обход через Центральную или даже Западную Европу.


Схема путешествия отрядов викингов.

Как строились корабли викингов?

Для строительства кораблей викинги использовали древесину ясеня и сосен, которые в изобилии произрастали на территории Скандинавии. Мачты делали съемными, чтобы в любой момент их можно было убрать вручную, не прибегая к дополнительной технике. Паруса шили из нескольких кусков ткани, причем оснащали их таким образом, чтобы при любом направлении ветра можно было придавать им необходимую форму. В разных регионах Балтии для сбора судов применяли стальные или деревянные заклепки. Последние считались более надежными, так как при намокании разбухали и крепче удерживали доски. Особенностью кораблей викингов считается отсутствие навигационных приборов. Благодаря способности удерживать курс по Луне, Солнцу и звездам мореплаватели могли долгое время плавать вдали от побережья, не отклоняясь от намеченного маршрута.

Корабли викингов

Родина викингов – суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль. А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:

  • боевые корабли;
  • торговые корабли;
  • грузовые судна.

Боевые корабли викингов

Самый знаменитый и эффективный корабль викингов – это драккар, названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек. Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.

Торговые корабли викингов

Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли – кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами, но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.

Варяги у греков в Миклагарде.

Bизантийская империя,которая в Восточной и Северной Европе называлась Грецией или греками, согласно скандинавской традиции воспринималась как основная цель походов на восток. В русской традиции связи между Скандинавией и Византийской империей также занимают видное место. В Повести временных лет содержится подробное описание пути: “Был путь из Варяг в Греки, и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладога), и устье того озера впадает в море Варяжское (Балтийское море)”.Упор на роль Византии является упрощением действительности. Скандинавы приходили прежде всего в Древнерусское государство и оседали там

А торговля с Халифатом через государства волжских булгар и хазар должна была иметь самое важное значение с экономической точки зрения для Восточной Европы и Скандинавии в течение IX-X веков


Олег Федоров «Атака дружины древних русских воинов, X век.»

Однако в течение эпохи викингов, и в особенности после христианизации Древнерусского государства, значение связей с Византийской империей возросло. Об этом свидетельствуют прежде всего письменные источники. По неизвестным причинам число находок монет и других предметов из Византии относительно невелико как в Восточной, так и в Северной Европе.Примерно в конце Х века константинопольский император учредил при своем дворе особый скандинавский отряд – варяжскую гвардию. Многие полагают, что начало этой гвардии было положено теми варягами, которых прислал императору киевский князь Владимир в связи с принятием им христианства в 988 г. и его женитьбой на дочери императора.Слово вэринги (vringar) означало первоначально люди, связанные клятвой, но в поздний период эпохи викингов оно стало обычным наименованием скандинавов на востоке. Вэринг в славянском языке стал называться варяг, в греческом – варангос (varangos), в арабском – варанк (warank).Константинополь, или Миклагард, великий город, как называли его скандинавы, был для них невероятно привлекательным. Исландские саги рассказывают о многих норвежцах и исландцах, служивших в варяжской гвардии. Один из них, Харальд Суровый, стал по возвращении домой королем Норвегии (1045-1066). Шведские рунические камни XI века чаще говорят о пребывании в Греции, чем в Древнерусском государстве.На старой тропинке, ведущей к церкви в Эде в Уппланде, есть большой камень с руническими надписями на двух сторонах. В них Рагнвальд рассказывает о том, что эти руны высечены в память о его матери Фастви, но прежде всего он заинтересован в том, чтобы рассказать о самом себе:«Эти руны велелвысечь Рагнвальд.Он был в Греции,был предводителем отряда воинов.»Солдаты из варяжской гвардии охраняли дворец в Константинополе и принимали участие в военных походах в Малую Азию, на Балканский полуостров и в Италию. Страна лангобардов, упоминающаяся на нескольких рунических камнях, подразумевает Италию, южные области которой входили в состав Византийской империи. В портовом пригороде Афин, Пирее, раньше стоял огромный роскошный мраморный лев, который в XVII веке был перевезен в Венецию. На этом льве один из варягов во время отдыха в Пирее вырезал руническую надпись змеевидной формы, которая была типичной для шведских рунических камней XI века. К сожалению, уже при обнаружении надпись была столь сильно повреждена, что прочесть можно только отдельные слова.


Корабль викингов в боевом походе. Современная реконструкция.

На каких кораблях викинги совершали боевые походы?

Основным судном для военных походов викингов служили так называемые драккары, которые были достаточно легкими для гребли и переноса по суше. Корабли могли спокойно заходить с моря в узкие речные русла, что позволяло завоевателям захватывать населенные пункты на берегах рек, заставая жителей врасплох.

Драккары представляли собой узкие и длинные суда протяженностью до 18 метров, в которых размещалось до 70 гребцов. Помимо весел, на них устанавливали прямоугольный парус, а нос украшали деревянной головой дракона, которая символизировала собой высокий статус владельца плавсредства. Отсюда драккары получили другое название – «драконьи корабли». Самые крупные суда викингов могли развивать скорость до 12 узлов, что для подобных суден считается очень высоким показателем. Их использовали как для дальних путешествий, так и для военных действий или транспортировки грузов. Благодаря низким бортам корабли были мало заметны посреди морских волн, что позволяло викингам маскироваться до последнего момента перед нападением.

Другой разновидностью военных кораблей мореплавателей были снеккары. Они имели меньший размер по сравнению с драккарами и вмещали в себя до 60 гребцов. На судах также устанавливали прямоугольный парус, однако в силу небольших размеров такие корабли могли передвигаться гораздо быстрее. В открытом море их скорость достигала 20 узлов. Свое название снеккары получили по деревянному украшению в виде змеиной головы, установленной на носу.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того – этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась – это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев – гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн»,  «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема – кеннинга.

Кто первый открыл Америку?

В 990 г. викинг по имени Бьярни отправился по морю в гости к своему отцу, который переселился в Гренландию. От Исландии мореходы плыли трое суток с попутным ветром. Затем он прекратился, подул северный, и лег туман. Бьярни плыл, не зная куда, много дней. Наконец моряки увидели землю. Она была плоская, покрыта лесом, с небольшими холмами у горизонта. Бьярни решил двигаться дальше. Вскоре вновь показалась земля, но и она не была похожа на Гренландию: вместо ледников — леса.

Бьярни наткнулся на неведомую землю, холмы которой были покрыты лесами

В конце X в. Лейф Эриксон с командой из 35 человек отплыл на запад. Им был открыт остров с ледниками, о котором говорил Бьярни. Это была Баффинова Земля. Другая земля выглядела более приветливо. Лейф назвал ее Маркланд, что значит «страна лесов». Вероятно, это был полуостров Лабрадор. Наконец, после еще двух дней плавания, он оказался на зеленом острове.

Лейф назвал эти земли Винланд («Страна дикого винограда»), поскольку в окрестностях росло много диких ягод. Открытие Северной Америки и попытки основать там поселения долгое время считалось легендой. Однако сегодня археологи располагают неопровержимыми данными о поселении викингов в Л’Анс-оМедоус, на севере острова Ньюфаундленд. Лейф провел на острове зиму. В прибрежных водах было много лососей, день был намного длиннее, чем в Гренландии.

Североамериканские индейцы встретили викингов недружелюбно

Примерно в 1004 г. брат Лейфа Торвальд Эриксон отправился в Винланд. На этот раз викинги обнаружили, что в Винланде уже живут люди. Однажды вспыхнула ссора, и Торвальд был убит стрелой местного жителя. Друзья Торвальда вернулись в Гренландию. Потомки Эрика Рыжего предприняли еще две попытки колонизировать Винланд, но им не удалось наладить добрые отношения с индейцами, и викинги покинули открытую ими землю.

Рогатый шлем

Викингов часто изображают с рогатыми шлемами на головах. В действительности ничего подобного в гардеробе скандинавов не было. Этот элемент экипировки ― выдумка. Миф о «рогатых» северянах возник с подачи католической церкви, которая отождествляла их с дьяволами. Викинги часто нападали на церкви и монастыри, грабили их. Вполне естественно, что буянов объявили чертями и для пущей достоверности «оснастили» рогатыми шлемами. На самом деле ни в одном захоронении эпохи викингов не нашли ни одного подобного артефакта, и это логично: в таком головном уборе неудобно сражаться, его легко сбить, лишь немного задев при ударе.

Поделиться ссылкой

Какие корабли были у викингов и как они назывались

Корабли викингов, по меркам своей эпохи, были самым настоящим совершенством. Изящные, быстрые – они умело скользили по воде, позволяя викингам путешествовать на огромные расстояния.

  • Быстроходные боевые корабли назывались драккарами. Большие и длинные, но достаточно легкие для того, чтобы при надобности команда могла перетащить судно с места на место вручную.
  • Менее скоростные, но более широкие корабли, предназначавшиеся при переселении на новые территории, именовались кноррами. Их же предпочитали и торговцы.
  • Для коротких плаваний использовались обыкновенные рыбацкие лодки.
Комментировать
0