Строительство
Новая верфь была заложена в 2009 году как совместное предприятие ОСК (80 % верфи) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (20 %) и носило название «Звезда DSME».
Новая верфь предназначалась для строительства крупнотоннажных судов (в том числе танкерного флота) и других видов морской техники, для российских нефте- и газодобывающих компаний, для реализации их проектов по добыче углеводородов на континентальном шельфе; здесь будет крупнейший в России сухой док и производственные цеха полного цикла
Однако в 2012 году компания Daewoo вышла из совместного предприятия и верфь перешла к Роснефти и Газпромбанку.
В 2015 году предприятие получило название Судостроительный комплекс «Звезда».
В 2016 году состоялся запуск первой очереди нового производства.
В 2018 году начались работы по сооружению второй очереди верфи; предполагается завершить постройку в 2024 году.
11 сентября 2018 стартовало строительство крупнейшего в России сухого дока длиной 500 м. Строительство ведёт китайская госкорпорация China Communications Construction Company (СССС); срок сдачи этого дока намечен на 2020 год; в июле 2020 был установлен его батопорт (водонепроницаемый затвор).
Продукция
Ожидается, что со стапелей суперверфи на первом этапе смогут сходить суда дедвейтом до 145 тыс. тонн, на втором этапе — суда ледового класса, нефтяные платформы, газовозы и танкеры водоизмещением в 350 тыс. тонн, длиной до 300 метров и шириной до 75 метров. На верфи смогут трудиться до 10 тысяч специалистов.
Основным клиентом верфи стала компания «Роснефть», которая заключила соглашение о размещении всех заказов на проектирование и строительство новой морской техники и судов на мощностях верфи.
: закладка четырех многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса (проект IBSV 10022)
На середину 2018 года портфель заказов верфи составил 118 судов, в том числе заказы Роснефти 26 судов; в процессе постройки находятся 4 судна.
В сентябре 2018 года состоялась закладка первого танкера класса Афрамакс («Владимир Мономах», первый российский танкер подобного типа); спущен на воду 12 мая 2020 г.
В производстве на тяжелом достроечном стапеле находилось (на 2020) ещё четыре Афрамакса; всего в портфеле ССК Звезда на данный момент 12 заказов на суда такого типа.
Также, в сентябре 2018 года было заключено соглашение с Samsung Heavy Industries о передаче компетенций в строительстве челночных танкеров дедвейтом от 42 тыс. до 120 тыс. тонн. На начало 2019 года Роснефть заказала 10 таких танкеров, еще 2 заказал Совкомфлот.
Тип | Наименование | Заказчик | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Состояние |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Доковый комплекс проекта 23380 | «Звезда» | ВМФ РФ | 01.09.2016 | ||||
Судно снабжения проекта IBSV 10022 | «Александр Невский» | Роснефть | 562001 | 08.09.2017 | |||
Судно снабжения проекта IBSV 10022 | «Святая Мария» | Роснефть | 562002 | 08.09.2017 | |||
Судно снабжения проекта IBSV 10022 | «Катерина Великая» | Роснефть | 562003 | 08.09.2017 | |||
Танкер класса «Афрамакс» | «Владимир Мономах» | Роснефть | 562004 | 08.09.2017 | 12.05.2020 | ||
Танкер класса «Афрамакс» | «Санкт-Петербург» | Роснефть | 11.09.2018 | 2020 (план) | |||
Танкер класса «Афрамакс» | Роснефть | 15.11.2018 | |||||
Танкер класса «Афрамакс» | Роснефть | 28.02.2019 | |||||
Танкер класса «Афрамакс» | Роснефть | 04.06.2019 |