Особенности создания конструкции
Ми-12 — чемпион среди больших вертолетов. Он самый тяжелый и грузоподъемный в мире. В 1959 году началась его сборка. В СССР в этот период создавали ракетные войска. Взлетные полосы строились подальше от аэродрома, чтобы избежать внимания противников. Военные столкнулись с проблемой: доставка неразборной баллистической ракеты с завода до площадки. На тот момент не было самолета или вертолета, которые имели бы грузоподъемность 40-50 тонн. Совет Министров СССР поручил конструкторским бюро создать такой аппарат.
«Гомер» создал советский конструктор Михаил Миль. Каждая его машина становилась гениальным творением. Миль сконструировал в том числе и тот самолет, который собирались удвоить при создании самого большого аппарата. В конкурсе на создание будущего Ми-12 претендовало несколько бюро, но всемирная известность Миля помогла ему победить.
Чтобы сделать проект дешевле, создатели решили удвоить винтомоторные группы Ми-6. Они уже прошли испытания и производились серийно. Модель грузового вертолета — четырехдвигательная машина, созданная по поперечной схеме с двумя винтами. Идея появления Ми-12 понравилась всем главнокомандующим, ведь теперь в любой момент можно перевезти не только военных и легкую технику, но и танки.
Сначала конструкторы, работающие в команде Михаила Леонтьевича, решили создать аппарат по продольной схеме, но возникли проблемы. Фюзеляж получится большим и длинным, он не подходил под тактико-технические требования. После того, как команда провела анализ работы продольной схемы, выяснилось, что на ней возможна только низкая скорость и скороподъемность. Если 2 двигателя откажут, вертолет не продолжит движение. На ее работу влияли даже погодные условия: повышенная температура наружного воздуха выводила аппарат из строя. От продольной схемы отказались.
Устройство
Вертолет Ми-26 построен по классической схеме. У него один рулевой и один несущий винт. Несущий винт имеет восемь лопастей, рулевой винт – пять. Лопасти винта имеют стальной лонжерон, пластиковый каркас и специальный наполнитель. Для улучшения аэродинамических свойств лопасти обладают изменяющимся профилем. В конструкции втулки использован титан.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Д-136 (каждый с мощностью 11 400 л. с), не имеющих аналогов в мире.
Шасси трехстоечное, неубирающееся.
Фюзеляж — цельнометаллический полумокок. В его носовой части находится антенна РЛС и кабина экипажа. За ней расположена пассажирская кабина. Грузовой отсек занимает большую часть фюзеляжа. Его габариты весьма внушительны: длина составляет 12 метров, ширина — 8,25 метра. В нем есть погрузочное оборудование.
В конструкции вертолета активно использован специальный алюминиевый сплав, который примерно на 25% легче обычного алюминия. Топливные баки встроены в конструкцию машины, объем баков составляет 11600 литров, что позволяет Ми-26 преодолевать до 800 километров.
Фюзеляж имеет прекрасные аэродинамические характеристики, на вертолете установлены многочисленные обтекатели.
Комплекс радиоэлектронного и навигационного оборудования позволяет машине выполнять свои задачи днем или ночью, в разных метеоусловиях. Модернизированный вертолет Ми-26Т2 получил новейший комплекс БРЭО-26 и более удобную кабину с жидкокристаллическими экранами, а также новый навигационный комплекс, который может ориентироваться и прокладывать курс с помощью навигационной системы ГЛОНАСС.
Экипаж Ми-26 состоит из шести человек.
В настоящее время готова модификация Ми-26Т2, ею смогут управлять два человека.
BELL UH-1 – самый легендарный
«Ирокез» – культовый символ Вьетнамской войны UH-1 по прозвищу «Хьюи» стал любимцем не только американских военных, но и всех любителей кино, ведь без этого гордого профиля с фигуркой солдата, беспечно свесившего ноги за борт, не обходится ни одна приличная голливудская картина о войне. Живучий красивый вертолет был настолько удачен, что его серия насчитывает более 16 тыс. машин. Ветераны тепло вспоминают, как «Хьюи» стал для них родным домом, летающим «складом» с провизией и долгожданным транспортом для эвакуации раненых. За время военных действий 3000 машин не вернулись на базу, но этот вертолет все равно признан удачным, ведь «трудяга» совершил столько вылазок в тыл врага, что одна потеря приходилась на 18 тыс. боевых вылетов! И это при том, что «Хьюи» даже не был защищен броней.
Основные компоновочные схемы вертолетов
Машины этого типа бывают разными как по конструктивной схеме, так и по размерам. Долгое время между сторонниками концепций шли дискуссии относительно того, какое расположение винтов является оптимальным. Классический подход, который отстаивал основоположник геликоптерской теории Игорь Сикорский, состоял в том, что несущий движитель должен быть один, а для задания направления полета и компенсации обратного вращения на хвостовой балке устанавливался рулевой пропеллер. Есть сторонники и у соосной схемы, согласно которой на валу двигателя размещаются два встречно вращающихся винта. В этом случае компенсация не нужна, а КПД такой системы несколько выше. Свои преимущества имеет и боковое расположение винтов, при котором двигатели крепятся на специальных крыльях по сторонам фюзеляжа. Интересна схема «летающий вагон» с продольным размещением винтов. В общем, конструктивных подходов много, и все они по-своему хороши. Столь же разнообразны самые большие вертолеты в мире, фото которых наглядно иллюстрируют все известные компоновочные схемы.
Рейтинг самых больших вертолетов
Мировой рекорд по грузоподъемности среди вертолетов заслуженно принадлежит «МИ-12». Легендарный винтокрыл поднял груз в 44 тонны на 2,2 км еще в августе 1969 года. Заводом им. М. Л. Миля было выпущено всего 2 такие машины.
Вертолет «МИ-12»
Первая единица занимает почетное место в музее ВВС города Монино, вторая размещалась на производственной площадке в Томилино. В 2004 году летательный аппарат был выкуплен американской компанией «Hotelicopter». Зарубежные бизнесмены модернизировали машину, сформировали люксовые номера и используют вертолет для эксклюзивных круизов (Багамы, Ямайка и Санто-Доминго).
Рассмотрим рейтинг самых больших вертолетов в порядке возрастания:
1) «Bell AH-1 Super Cobra» является один из самых динамичных винтокрылых гигантов. Машина с весом в 5 тонн способна развивать скорость в 285 км/ч. На борту геликоптера можно смело размещать 1737 кг;
Вертолет «Bell AH-1 Super Cobra»
2) «Ми-24» представляет собой транспортно-боевой вертолет, который имеет четко структурированный вектор специализации. Техника весом в 7580 кг была произведена на военных заводах СССР. Большое количество модификаций модели было использовано в период Афганской войны, Чеченских кампаний и прочих конфликтов регионального уровня. На борту воздушного судна можно разместить 3920 кг груза;
Вертолет «Ми-24»
3) «Sikorsky CH-54 Tarhe». Вертолет-кран весом в 9 тонн достигает взлетного веса в 21 тыс. кг. Летательный аппарат производился с 1962 года заводом «Sikorsky Aircraft» по заказам Министерства обороны США. Всего было выпущено 105 таких машин, которые имели широкий спектр применения в период Вьетнамской войны;
Вертолет «Sikorsky CH-54 Tarhe»
4) «Hughes XH-17». Геликоптер предназначался для перевозки больших грузов, а его масса достигала 23-х тонн при скорости передвижения в 143 км/ч. В кабине могло разместиться 3 человека: 1 пилот + 2 помощника;
Вертолет «Hughes XH-17»
5) «Boeing MH-47E» – американский вертолет, который мог без проблем поднимать грузы в 25 тонн. Скорость передвижения воздушного судна достигала 300 км/ч;
Вертолет «Boeing MH-47E»
6) «Sikorsky CH-53E». Это самый крупный винтокрыл, который был произведен на территории США. Максимальный вес аппарата достигал 34-х тонн. Машина проектировалась для морских пехотинцев и применялась для реализации военных проектов;
Вертолет «Sikorsky CH-53E»
7) «МИ-10». Общая масса вертолета военно-транспортного типа составляет 38 тонн. Он был взят на вооружение советской армии в 1963 году и разрабатывался на Ростовском заводе;
Вертолет «МИ-10»
8) «МИ-6». Грузоподъемность техники равняется 12 тоннам. Геликоптер способен развивать скорость в 304 км/ч. В кабине свободно размещаются 5 человек;
Вертолет «МИ-6»
9) «МИ-26». Максимальная взлетная масса – 56 тонн при скорости передвижения в 295 км/ч. Это – легендарная «звезда» в период чеченских кампаний. Вертолет заслуженно считается одним из самых крупных в мире;
Вертолет «МИ-26»
10) «В-12» – грузоподъемная машина, которая является самой крупной среди винтокрылых гигантов. Масса аппарата составляет 105 тонн. Боковое расположение винтов на крыльях с обратным сужением является визитной карточкой машины. Техника приводится в движение 4 мощными двигателями класса Д25ВФ.
Вертолет «В-12»
Вертолет «Ми-12» прожил слишком короткую, но достаточно яркую жизнь. Летательному аппарату посвящено много документальных фильмов, которые информативно описывают его технические возможности. Проектирование и производство винтокрылого гиганта тесно граничили с политическими интригами. Хоть воздушное судно и имело скоротечную судьбу, но успело занять вершину в сегменте мирового вертолетостроения. Сейчас машина является достойным памятником некогда существовавшей великой страны.
Достоинства и недостатки
Достоинства и недостатки вертолетов как типа воздушных транспортных средств хорошо известны.
Достоинства. Вертолет взлетает и садится на маленькую, буквально в полтора диаметра винта, площадку. Вертолет здорово маневрирует, даже зависает на месте.
Недостатки. Относительно невысокая скорость, высокий расход топлива, трудоемкость обслуживания и ремонта. Отмечают также высокий уровень шума и значительные вибрации, особенно нежелательные для гражданских машин.
Китайский CAIC WZ-10 пытался летать на американских моторах Пратт энд Уитни без разрешения правительства США. Не вышло
В этом обзоре приведены образцы великолепных машин, лучших в своих классах, получивших широкое распространение в мире. Вертолеты Ирокез и Ми-8 — мировые рекордсмены по количеству изготовленных машин, AH-64 Апач – самый продаваемый ударный вертолет в мире, Ка-52 Аллигатор – рекордсмен по маневренности, CH-47 Чинук – чемпион по доставке негабаритов, CH-53E и Ми-26 – рекордсмены по грузоподъемности.
Достоинства этих аппаратов значительно превосходят их недостатки, позволяют этим шедеврам мирового вертолетостроения успешно решать стоящие перед ними военные и гражданские задачи.
Автор статьи:
Штольц Константин
Инженер. Кандидат наук.
Ми-26Т спешит на помощь
Серийное производство Ми-26Т началось в январе 1985 года на «Роствертоле». Уже в 1986 году вертолеты начал активно использовать «Аэрофлот». Ми-26Т были особенно востребованы при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири. В том же году вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В дальнейшем были разработаны новые модификации вертолета. К примеру, в сентябре 1997 года в небо впервые поднялся противопожарный Ми-26Т. Эта версия машины неоднократно использовалась для тушения пожаров в таких странах, как Франция, Германия, Австрия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Кипр и др.
Независимо от варианта применения, главной функцией Ми-26Т остается транспортная. Рекордная грузоподъемность этого вертолета была востребована в самых необычных ситуациях. Например, в 1999 году Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с погибшим 20 тысяч лет назад мамонтом.
Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе Ми-10 и Ми-6. А однажды эвакуировал самолет Бе-12, принадлежавший ТАНТК им. Г.М.Бериева.
Проводились подобные операции и за рубежом. Дважды – в 2002 и 2009 годах – Ми-26Т транспортировал потерпевшие аварии 11-тонные вертолеты ВВС США Boeing CH-47 Chinook. Во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею Ми-26Т успешно вытащил из болота американский самолет «Бостон» времен второй мировой войны.
Ми-26Т успел внести свой вклад в монументальное искусство и строительство. Например, в Германии вертолет использовался при перевозке в Берлин архитектурной композиции массой 11 тонн и диаметром 8 метров. Вертолет Ми-26Т принимал участие в строительстве объектов в олимпийском Сочи, выполнял сложные монтажные работы.
Как и военным, гражданским Ми-26Т довелось поучаствовать в миротворческих миссиях ООН: в Камбодже, Сомали, Восточном Тиморе и других странах.
Ми-10: «летающий кран»
Вскоре после первого полета Ми-6, ОКБ Миля приступило к разработке новой модели – Ми-10 («летающий кран»). Впервые вертолет поднялся в воздух в 1960 году.
Новая машина создавалась на базе Ми-6, но разработчики задумали ряд нововведений. В первую очередь, проект подразумевал отказ от больших размеров грузовой кабины, а следовательно, и фюзеляжа, что должно было значительно облегчить конструкцию. Вертолет-кран не нуждался в большом запасе топлива. Предполагалось, что он будет перевозить грузы на небольшие расстояния.
Новый вертолет получил высокое четырехопорное шасси, которое позволило «садиться» на крупногабаритные грузы высотой до 3,5 метра или подвозить их на платформе под фюзеляжем. Кстати, под фюзеляжем предусматривалась возможность размещения различных специализированных контейнеров: пассажирского салона, грузового контейнера, топливного бака, санитарно-операционного пункта, передвижной лаборатории и прочих.
В результате было создано несколько модификаций этого вертолета: для радиоразведки, для транспортировки универсальной полевой лаборатории, «коротконогая» версия машины Ми-10К («Кран»), разработанная специально для строительно-монтажных работ.
Именно Ми-10К представлял СССР на парижском авиашоу в 1967 году. Советские вертолеты Ми-6, Ми-10К и Ми-8 добрались до Парижа «своим ходом» за несколько дней. Тогда они произвели настоящий фурор на авиасалоне. «Американская промышленность не может противопоставить что-либо «летающему крану» Ми-10, который может нести 15 тонн груза… на платформе, зажатой между шасси, похожими на ноги аиста», – писал английский журнал Economist. Французское авиационное издание Aviation назвало показ советских вертолетов одной из крупнейших сенсаций салона. «Демонстрация была настолько величественной, что заставляла забыть о «тяжеловесности» этих машин. В особенности это касается Ми-6 и Ми-10», – писали во французском журнале.
Среди рекордных достижений Ми-10 – и освоение богатейших месторождений газа и нефти Восточной Сибири, а также невероятные по сложности строительно-монтажные работы, причем не только у себя на родине, но и за рубежом. Например, в 1966 году в Швейцарии советский экипаж на Ми-10 выполнил работы по установке опор канатной дороги в горах, а затем по монтажу огромного купола астрофизической обсерватории в Берне. «Летающие краны» успели послужить и в новом веке. В 2003 году вертолет Ми-10К установил 48-метровый шпиль на здании «Триумф-Палас» в Москве.
Многоцелевые вертолеты
Многоцелевые (или общего назначения) вертолеты предназначены для решения самых разных задач, как военных, так и гражданских. В зависимости от поставленной задачи многоцелевой вертолет может поливать землю как водой, так и огнем.
Sikorsky UH-60 Black Hawk
Буквы UH в аббревиатуре «Черного Ястреба» означают Utility Helicopter. Переводчик Яндекса это словосочетание переводит просто как «вертолет». Таков, на самом деле, точный перевод. Это универсальная рабочая лошадка для военных и гражданских применений. Для перевозки пассажиров и грузов. Как хорошо известный в России Ми-8.
Эта модель Сикорского была разработана и поставлена на производство в рамках решения задачи авиа-транспортного обеспечения тактических задач армии Соединенных Штатов. Транспортное средство должно было обеспечить доставку 10 вооруженных и экипированных солдат на расстояние в несколько сот километров. При этом высота полета должна была обеспечивать недостижимость для обстрелов со стороны противника.
На конкурс подали заявки Боинг, Сикорски, Локхид Белл Хеликоптер. Сикорски предложил традиционный одновинтовой аппарат с двумя турбовальными двигателями (ТВД) от Дженерал Электрик. И победил. Аппарат был принят на вооружение сначала в сухопутных войсках США, а затем и в военно-морских, и в военно-воздушных силах. Всего с 1977 года было выпущено боле 4 000 машин, и выпуск продолжается.
Ми-8
Ми-8, и ничего добавлять не надо. Ни разработчика, ни производителя, никаких индексов упоминать не нужно. И так все понятно – Ми-8 есть Ми-8. Это самый легендарный вертолет в мире. Подлинный шедевр, созданный в 1961 году под руководством великого советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР.
В конструкторском бюро Миля в подмосковных Люберцах было создано несколько шедевров, включая Ми-12, который установил не побитый до сих пор мировой рекорд грузоподъемности – 40 тонн на высоту 2200 метров. Но Ми-8 – самый легендарный. Ми-8, как и Блэк Хок, это подлинный трудяга, безотказный работник на гражданской и ратной службе.
За все время производства выпущено больше 12 000 Ми-8. Тоже мировой рекорд среди двухмоторных вертолетов. Великий вертолет!
Разработка КБ Миля. Классическая модель Ми-8 – самый распространенный в мире двухмоторный вертолет
Интересно, что в период массовой приватизации в девяностые годы прошлого века почти 9 % акционерного общества «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» купил не кто-нибудь, а глобальный стратегический конкурент Миля как разработчика вертолетной техники «Корпорация Сикорский Интернэшнл Оперейшнз, Инк». В определенном смысле это можно трактовать как возвращение на родину выходца из России Игоря Сикорского. Еще в десятых годах XX века Игорь Сикорский сконструировал первую модель своего вертолета, а после эмиграции в Соединенные Штаты стал одним из пионеров американского вертолетостроения. И вот теперь его детище владеет десятой частью знаменитой российской вертолетной компании.
Bell UH-1 Iroquois
Ирокез – это тот самый вертолет, на смену которому пришел UH-60 от Сикорского. Но великий рекорд Ирокеза Сикорский не побил. Белл UH-1 Ирокез разошелся по миру невиданным тиражом в 16 000 экземпляров, во всяком случае, если учитывать все 60 очень различных одномоторных и двухмоторных модификаций. Для своего времени машина была отличная, разошлась по всему миру, много раз принимала участие в боевых действиях и зарекомендовала себя очень хорошо.
Многие сотни экземпляров последних модификаций Ирокеза стоят на вооружении в армиях десятков стран в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке.
Сравнение по численности армии
Как вы уже догадались, сейчас пойдут числа. Откуда они берутся? Сомнения справедливы – официальные источники не публикуют данные об оснащении армии. Есть в свободном доступе информация, случайно просочившаяся, данные зарубежных разведок, аналитика. Это означает, что приведенные ниже значения не являются верными, их и не нужно знать, чтобы привести сравнение на 2019 год. Достаточно только установить порядок превосходства той или иной армии. Реальная картина кардинальных изменений не принесет, поэтому мы ограничимся примерными данными, которые будем в некоторых случаях округлять.
Боеспособность армии напрямую зависит от общей численности населения. Если в России примерная численность составляет 143 млн. человек, то в США она практически в два раза больше – 315 млн. человек. Что дают эти данные? В случае перехода к военным действиям придется пополнять ряды ВС из числа гражданского населения. В США число привлеченных граждан окажется выше.
Понятно, что не все граждане могут быть призванными в армию. В случае перехода на военное положение мобилизация коснется лишь тех, кто пребывает на воинском учете. Этот мобилизационный резерв России составляет 30 млн. человек, а в Америке – 56 млн. человек.
Цифры вязы теоретические, так как практически задействовать резерв по максимуму не сможет ни одна, ни другая страна. Причиной тому является нехватка вооружения, экипировки и средств. Но преимущество США в том, что восполнение потерь в их армии будет производиться гораздо эффективнее.
Достаточно сложно сравнивать армии и по численности контингента. Если в России число военнослужащих доведено до 1 млн. человек, то из них примерно 300 тыс. солдат-срочников. Армия же США полностью укомплектована профессиональными контрактниками. Ее численность составляет 1,4 млн. человек. Сравнивать эти два параметра практически бессмысленно.
Почему В-12 стал музейным экспонатом.
В-12 – самый тяжелый грузоподъемный вертолет (он же Ми-12), когда-либо созданный человечеством. И это чудо инженерной мысли – заслуга советских конструкторов. К сожалению, гигант, который произвел фурор на международном авиакосмическом салоне и даже получил «Приз И. И. Сикорского», так и не был использован по назначению, а стал музейным экспонатом.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов вовсю шла холодная война: СССР и США активно наращивали военный потенциал и «состязались» в гонке вооружений. Логично, что необходимость создания сверхтяжелого вертолета была продиктована военными причинами – он был нужен для переброски межконтинентальных баллистических ракет на удаленные ракетные базы.
Почему вертолет? Гигант, способный перевозить тяжелый груз по воздуху, избавил бы от необходимости строить сеть железных дорог, по которым было бы крайне легко обнаружить советские базы для развертывания межконтинентальных баллистических ракет.
В 1959 году советские конструкторы ОКБ Миля предложили свой проект вертолета, который мог доставлять ядерные ракеты на удаленные базы. Это позволило бы скрыть их от первых средств фоторазведки США – в частности, от высотного самолета-разведчика Локхида У-2 (Lockheed U-2).
sobchak.wordpress.com
В 1962 году советское руководство одобрило проект вертолета, и уже через 6 лет состоялся его первый успешный испытательный полет. В феврале 1968 года В-12 поднял груз весом в 31 тонну на высоту 2910 метров, а через год – 44,2 тонны на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд по грузоподъемности для вертолетов.
Возможно, В-12 и не был первым вертолетом с двумя винтами (скорее всего, им был немецкий Focke-Achgelis Fa-223 времен Второй мировой войны), зато был первым вертолетом с боковым винтом. Он превосходил по размеру Boeing 737 и вмещал больше людей – 196 пассажиров. А чтобы достичь удвоенной грузоподъемности без сверхбольших трат, в нем использовались винтомоторные группы Ми-6 – испытанного вертолета, который находился в широкой эксплуатации.
Грузовой отсек имел длину 28,15 метров, высоту и ширину по 4,4 метра – в нем мог с легкостью уместиться городской автобус! Вертолет был настолько большим, что он подразумевал экипаж из шести человек (включая собственного электрика), который размещался в двухэтажной кабине.
Международный дебют В-12 (Ми-12) состоялся на Парижском авиасалоне Ле-Бурже в 1971 году. Североатлантический Альянс, присвоивший ему кодовое имя «Homer» (всем советским вертолетам НАТО давала кодовые названия, которые начинались с буквы H), опасался, что вертолет будут использовать в качестве тактического авиалайнера, который мог бы нести бронетехнику для поддержки вертолетных атак. Но опасения были напрасны: было построено лишь два прототипа.
Что же случилось? Дело в том, что американские спутники-шпионы стали способны обследовать гораздо более широкие участки советской территории, а межконтинентальные баллистические ракеты постепенно становились легче – они стали такими легкими, что их можно было перевозить на грузовиках.
Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъемности, у военных исчезла необходимость в подобном вертолете. Возможно, свою роль сыграло и появление технологии разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения.
Wikipedia
Она позволяла одной баллистической ракете нести несколько боеголовок, что значительно увеличивало огневую мощь каждой ракеты. Это уменьшило потребность в новых стационарных ракетных базах и необходимости их снабжения с воздуха.
Таким образом, разработка В-12 была остановлена – он так и не стал частью советского авиапарка. Зато на него можно посмотреть: первый вертолет В-12 находится на хранении на территории .
Конструкция
После удачного опыта использования советского Як-24 Совет Министров СССР принял документ о создании нового тяжелого вертолета с четырьмя моторами. Изначально рассматривался проект Як-60, но от него отказались по множеству причин.
Перевозка грузов В-12 для авиакомпании «Аэрофлот»
ОКБ Миля взялось за предложение в 1958 году, проект вскоре был одобрен, начато строительство. Прототипом выступил уже построенный к тому времени Ми-6, но количество винтов было удвоено. На каждом крыле располагалось по два двигателя мощностью 6500 л.с. каждый. Винтокрылая конструкция позволяет пропустить внутри трансмиссионный вал, синхронизируя обороты винтов.
Фюзеляж представляет собой полумонокок, в передней части которой располагается кабина экипажа в два этажа. Топливные баки подвесные и частично располагаются в крыльях. Задняя часть фюзеляжа — грузовой отсек больших размеров: 28,15*4,4*4,4 метров. Он оснащен лебедками для подъема грузов.
Какие бывают потолки
Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.
Теоретический, или статический, потолок
Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.
Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.
Теоретический потолок вертолета Bell 407 составляет 3720 м, но в обычных условиях пилоты не набирают такую высоту вертикально
Практический, или динамический, потолок
Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.
На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus H175 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.
Практический потолок Airbus H175 составляет 6 км, но на практике на такой высоте летает только большая авиация
«Мишки»−тяжеловесы
Первый транспортный вертолет ОКБ Миля Ми-6 поднялся в воздух 5 июня 1957 года, а уже пять месяцев спустя на этой машине был установлен абсолютный рекорд грузоподъемности: груз массой 12 000 кг был поднят на высоту 2432 м. Рекорд Ми-6 стал сенсационным для всего мира, так как главные конкуренты, американцы из Sikorsky, только присматривались к подобным тяжеловесам. В сентябре 1961 года Ми-6 показал всему миру, что является не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом в мире. Он преодолел скорость 300 км/ч – предельную для вертолетов в то время. За этот рекорд Американское вертолетное общество присудило Михаилу Милю Международный приз имени И. Сикорского в знак «признания выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства».
Следующий рекордсмен, «летающий кран» Ми-10, совершил первый полет в 1960 году. Главным отличием от Ми-6 стал принцип размещения груза: вертолет перевозил боевую и транспортную технику сухопутных войск на внешней подвеске в проеме высокого портального шасси. Ми-10 мог перевозить также контейнеры-модули различного назначения: грузовой, пассажирский, санитарный, а также контейнеры со специальной аппаратурой радиоразведки и радиоэлектронной борьбы.
Ми-10
Именно Ми-10 представлял СССР на парижском авиашоу в 1967 году. Вертолеты Ми-6, Ми-10 и Ми-8 добрались до Парижа своим ходом за несколько дней. Тогда они произвели настоящий фурор на авиасалоне. Советский Ми-10 выполнял сложнейшие работы не только на родине, но и за рубежом.
Для строительно-монтажных работ в народном хозяйстве была создана «коротконогая» версия машины Ми-10К («Кран»), много лет с успехом применявшаяся при строительстве промышленных и транспортных объектов, а также для выполнения уникальных монтажных работ.
Самым большим и грузоподъемным вертолетом в мире до сих пор остается впервые взлетевший в 1968 году Ми-12. Размах его крыла составляет 37 метров. На каждой мотогондоле, размером практически с истребитель, размещен винт диаметром 35 метров. Машина создавалась как сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет и различной военной техники. При необходимости использования Ми-12 в гражданских целях в нем могли расположиться с комфортом 220 человек.
Ми-12
В августе 1969 года Ми-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности вертолетов, который не побит до сих пор – 44 300 кг. Всего было выпущено два подобных гиганта, так как, в связи с принятием на вооружение РВСН более компактных твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет, а также по причине изменения взглядов военных на методы снижения уязвимости объектов РВСН, необходимость в Ми-12 отпала.
Крупнейшим в мире серийным транспортным вертолетом стал Ми-26, полетевший в 1977 году. За свои внушительные габариты журналисты прозвали его «коровой», а летчики за выдающиеся летные характеристики именуют «ласточкой». Винты Ми-26 покрывают более 800 кв. метров, а высота вертолета – с трехэтажный дом. Его максимальная взлетная масса равняется 56 тоннам. Внутри машины помещаются 82 десантника с вооружением, а в санитарном варианте – 60 носилок с ранеными.
Ми-26
Гражданская версия Ми-26Т серийно производится с 1985 года. Рекордная грузоподъемность этого вертолета пригодилась в самых необычных ситуациях. Например, Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с вмерзшим в нее мамонтом. Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе своих «собратьев». В январе 2019 года прошел предварительные летные испытания обновленный Ми-26Т2В – современная версия вертолета-гиганта для армии.