fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Модули

Скорострельность(выст./мин) Время перезарядки ТА(с) Время поворота на 180°(с) Максимальный урон(HP) Скорость хода торпед(уз) Дальность хода торпед(км) (опыт) ()
G7a T1 0,7 90 7,2 13 700 64 6
Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
380-мм/52 SK C/34 в установке Drh LC/34 2,3 36 274 4400 34 11 600
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Tirpitz B. 69 300 4 6/8 8/8/12/8 2
Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
FKS Typ 8 Mod. 1 21,4
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 163 000 л.с. 30,5

В культуре

  • С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа британских разведчиков выполняет задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
  • «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe.

Операции с участием «Тирпица»

После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели лишиться последнего настоящего линейного корабля и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было практически подавляющим, поэтому «Тирпиц» был направлен в Норвегию, где он почти без дела простоял до момента своей гибели.

Однако, несмотря на такое пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили массу усилий, чтобы уничтожить его.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей (Baltenflotte) в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию. «Тирпиц» назначили флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство Рейха решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.

В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях: PQ-12 и QP-8. PQ-12 шел из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вышел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» покинул Фэттен-фьорд и в сопровождении трех эсминцев пошел на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.

В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы Флота метрополии, под командованием адмирала Тови, утопившего «Бисмарк». Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английский самолет-разведчик сумел отыскать «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей для полного уничтожения этого конвоя. Операция получила название Rösselsprung («Ход конём»). Кроме «Тирпица», в ней должны были участвовать крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Немецким кораблям запрещалось ввязываться в бой с равными или превосходящими силами противника.

Узнав о пропаже «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой и отозвало крейсера и эсминцы его сопровождения на запад.

С этим выходом «Тирпица» в море связана еще одна история, а именно атака на линкор советской подлодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга Лунина. Лодка произвела залп из четырех торпед по «Тирпицу». Видеть результаты своей атаки они не могли, но слышали несколько сильных и слабых взрывов. Лунин посчитал, что в результате его атаки был поврежден «Тирпиц» и потоплен один из эсминцев сопровождения.

Информацию о повреждении линкора в результате атаки К-21 можно найти в советской и российской литературе, в немецких источниках сведений о ней вовсе нет. Немцы эту атаку попросту не заметили. Некоторые из современных экспертов считают, что в тех условиях (дальность стрельбы, ее угол) советская подлодка не могла попасть по немецким кораблям, а взрывы – это результат детонации торпед о морское дно.

Еще одной операцией, к которой привлекали «Тирпиц», стала атака немецких сил на Шпицберген. Она началась в сентябре 1943 года и получила название Sizilien («Сицилия»). Немцы подошли к острову и после обстрела его с линкоров и эсминцев, высадили десант. Это была единственная операция, в которой «Тирпиц» применил свою артиллерию. При этом следует отметить, что этот корабль не выпустил ни одного снаряда по любому кораблю противника.

Ход атаки

540-ая эскадрилья De Havilland DH.98 Mosquito утром 15 сентября провела авиаразведку в районе рус. Каафьорда (англ. Kaafjord). Погодные условия над фьордом для атаки авиации были подходящими. Вскоре после проведённой авиаразведки с советского аэродрома Ягодник взлетело 27 бомбардировщиков Lancaster. Командиром эскадрилий бомбардировщиков был назначен рус. Джемс Брайн «Вилли» Тайт (англ. James Brian Tait). 6 самолётов по техническим причинам были вынуждены вернуться на аэродром. Но 21 самолёт оснащённый авиабомбами Tallboy и минами JW продолжили выполнение задачи.

Пролетев мимо нескольких полевых аэродромов люфтваффе незамеченными Avro Lancaster вышли к цели без помех со стороны истребительной авиации немцев. Атакующие были замечены противником только за 10 минут до выхода на цель. Противник попытался скрыть Tirpitz дымовой завесой, но первое бомбометание в 10:55 было проведено по открытой цели. Одна 5 200 фунтовая авиабомба Tallboy поразила линкор, ещё несколько авиабомб такого же типа упали вблизи Tirpitz.

Близкие взрывы авиабомб Tallboy упавших у борта линкора нанесли ему значительные повреждения корпуса. Всего 17 авиабомб было сброшено непосредственно на линкор. Некоторые самолёты совершали повторные заходы на цель и подавляли авиаударом средства ПВО.

Бомбардировщики несмотря на интенсивный огонь ПВО: 44 орудия ПВО линкора, 98 установок других кораблей, наземных точек ПВО не понесли каких либо значительных потерь. Только 4 Lancaster получили незначительные повреждения не помешавшие им вернуться на аэродром Ягодник.
К 11:07 атака авиации была завершена все самолёты вернулись на базу. Lancaster проводивший аэрофотосъёмку атаки по завершению своего задания совершив 15 часовой перелёт приземлился в Великобритании.

15 и 16 сентября авиаразведка самолётами Mosquito пыталась визуально определить результаты атаки. Но из-за погодных условий, низкой облачности достоверно определить результат не удалось. На мгновенье показавшийся в разрывах облаков Tirpitz казался не повреждённым, о чём и было доложено командованию ВВС. От повторной атаки линкора отказались так как в распоряжении ВВС остались только два самолёта с авиабомбами Tallboy и один бомбардировщик с минами JW.

Броня и противоторпедная защита

Бронирование немецкого линкора довольно сложно и разнообразно. Его основу составляет 320-мм главный пояс, по длине простирающийся от первой до последней башни главного калибра. Верхняя часть борта защищена 145-мм бронёй, нижняя — 170-мм. В носовой части вдоль ватерлинии корабль прикрыт 60-мм броневым поясом, а в корме — 80-мм. Траверзы, то есть поперечные бронированные переборки, защищающие погреба боезапаса от попаданий снарядов с носа и кормы, имеют толщину 220 мм, так же закрыты и подбашенные отделения. Существенную роль в броневой защите жизненно-важных узлов и агрегатовТирпица» играет бронированная палуба толщиной от 80 до 110 миллиметров. Она призвана защищать корабль от снарядов, прилетающих со средних дистанций по относительно настильной траектории. Если вражеский снаряд попадёт в бортнемца», то, чтобы добраться до машинного отделения, ему придётся пробить не только 320 мм главного пояса, но и 110 мм скоса броневой палубы, от которой он, скорее всего, отрикошетит.

Башни главного калибра немецкого корабля защищены со лба 350-мм броней, с бортов — 150-мм. Крыши башен имеют толщину 130 мм.

Тирпиц»(фото: World of Warships)

Противоторпедная защитаТирпица» рассчитана на подрыв 350-кг боевой части торпеды, снаряжённой ТГА(смесь тротил-гексоген-алюминий), на глубине в половину проектной осадки(около пяти метров).

Американец» бронирован заметно проще: ключевым элементом его защиты является цитадель, фактически — броневая коробка толщиной до 305 мм с борта и до 282 мм на фронтальных переборках-траверзах, прикрытая сверху 128-мм бронированной палубой без скосов. С одной стороны, это даёт лучшую, чем у немецкого корабля, защиту от бомб и снарядов, падающих сверху под большим углом, с другой — хуже защищает от попаданий по настильной траектории. Это связано в том числе с разными условиями боев: немецкий корабль рассчитывался в первую очередь на бои с англичанами в Северной Атлантике, где видимость чаще всего ограничена и дистанции не слишком велики. Американский — на бои на Тихом океане, где стычки на дальних дистанциях куда более вероятны, а противник имеет многочисленный парк пикирующих бомбардировщиков.

Башни главного калибраНорт Кэролайн» имеют лоб в 406 мм, борт в 249 мм и крышу в 178 мм, что заметно превосходит показатели немецких установок.

Норт Кэролайн»(фото: World of Warships)

Американский корабль лучше защищён и с носовых курсовых углов — за счёт более мощных траверзов. Это сочетается с более мощным артиллерийским вооружением — в нос уянки» работают шесть стволов против четырёх у немцев.

Противоторпедная защитаНорт Кэролайн» иВашингтона» рассчитана на подрыв 320-килограммового заряда тринитротолуола и теоретически была несколько слабее немецкой, однако её слоистая конструкция — из нескольких последовательных переборок — оценивается как более надёжная с точки зрения поглощения и рассеивания энергии взрыва торпеды.

В целом оба корабля можно оценить как адекватно защищённые относительно имевшихся на тот момент угроз. Конечно, ни американцы, ни немцы не рассчитывали свои линкоры на противостояние с монстрами типаЯмато», но на них нашлась иная управа.

Рейтинг:Тирпиц» — 4Норт Кэролайн» — 4

Огневая мощь

Тяжёлые артиллерийские корабли строятся, что логично, для уничтожения противника артиллерийским огнём. Огневая мощь — ключевой параметр для любого линкора. Что с мощью у наших участников?

Главный калибр немца: восемь орудий 38 cm SK C/34 в четырёх башнях Drh.L. C/34e. Калибр — 380 миллиметров, дальность стрельбы — 35,6 километра стандартными 800-килограммовыми бронебойными или фугасными снарядами, 55,7 километра — облегчёнными 495-килограммовыми фугасными снарядами. Скорострельность по паспорту — 2,5 выстрела в минуту на орудие. На испытаниях была достигнута скорострельность в 3,125 выстрела в минуту на орудие. В боевых условиях немец показывал скорострельность примерно в один выстрел в минуту на орудие.

Вес залпа главного калибра немецкого линкора составляет 6400 килограммов. В реальных боевых условиях за пять минут при скорострельности один выстрел в минуту на орудие(что весьма немало для такого калибра)Тирпиц» отправит в сторону оппонента 32 тонны металла и взрывчатки.

Тирпиц»

Средний калибрТирпица» состоял из орудий двух систем. Во-первых, это 12 150-мм орудий 15 cm SK C/28 в шести башнях Drh.L.C/34. B. Их скорострельность достигала шести выстрелов в минуту, вес снаряда — 45,3 килограмма, дальность стрельбы — до 25 километров. Эти орудия предназначались в первую очередь для борьбы с лёгкими кораблями противника, например, атакующими эсминцами.

В качестве второго среднего калибра немец использовал 16 105-мм пушек 10.5 cm SK C/33 в спаренных установках. Эти универсальные орудия в первую очередь предназначались для ПВО, но могли вести огонь и по надводным целям. Максимальная дальность стрельбы этих пушек превышает 17 километров, досягаемость зенитного огня — более десяти километров, скорострельность — 15-18 выстрелов в минуту, вес снаряда — 15,1 килограмма. Сухопутная версия этой пушки — 10.5 cm FlaK 38 — была основной артиллерийской системой ПВО рейха во время войны, прикрывая крупные города и важные военные объекты.

Перейдём камериканцу». Главный калибрНорт Кэролайн» — девять 406-мм орудий 16″/45 Mark 6 в трёхорудийных башнях. Дальность стрельбы 1225-килограммовыми бронебойными снарядами — 33,7 км, 862-килограммовыми фугасными — 36,7 км.

Паспортная скорострельность — два выстрела в минуту, в боюНорт Кэролайн» показывал скорость стрельбы в 1,56 выстрела в минуту на орудие. Вес залпа главного калибраамериканца» — 11025 килограммов, а за пять минут с установленной боевой скорострельностьюНорт Кэролайн» илиВашингтон» отправят в сторону врага 85995 килограммов металла и взрывчатки.

Норт Кэролайн»

Вспомогательный калибр у американцев универсальный: 20 127-мм орудий 5”/38 Mark 12 в спаренных установках. Эти орудия использовались во множестве модификаций: в качестве основных на эсминцах, в качестве зенитных и противоминного калибра — на крейсерах, линкорах и авианосцах. Дальность стрельбы — более 16 километров, досягаемость по высоте — 11 километров, скорострельность — 15 выстрелов в минуту, вес снаряда — чуть более 25 килограмм.

По основному параметру серьёзное преимущество уамериканца» — у него больший вес залпа, более высокая боевая скорострельность и более чем в полтора раза больший вес бронебойного снаряда.Тирпиц» же для своего водоизмещения откровенно недовооружён, что типично для немецкой школы, строившей недовооружённые, но перезащищённые корабли.

Рейтинг:Тирпиц» — 3Норт Кэролайн» — 4,5

Собрать, что осталось

Поняв, что путь к Мурманску перерезан немцами, Грэдуэлл решил укрыться во льдах.Айршир» взял курс на север.

По пути к нему присоединились три американских судна, которые искали хоть какой-то защиты. Все вместе они переждали несколько дней, отсиживаясь во льдах. А когда вдалеке перестали греметь взрывы немецких бомб и торпед, маленький караван покинул своё убежище.Айршир» и его подопечные взяли курс на Новую Землю.

Вечером 9 июля 1942 года траулер привёл три парохода в пролив Маточкин Шар, где собирались уцелевшие суда PQ-17. Там янки выразили команде храброго траулера благодарность за их спасение. Они подарили британцам несколько блоков сигарет и шоколад.

Спустя две неделиАйршир» доставил своих подопечных в Архангельск. Как вспоминали очевидцы, это было потрясающее зрелище. Траулер шёл во главе трёх транспортов, выкрашенных в ослепительный белый цвет(суда окрашивались белой краской для маскировки, когда скрывались во льдах. — Прим. автора).

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Основные ТТХ «линкора для комбинированного удара»

Стандартное/полное водоизмещение – 38 215/44 509,6 т

Бронирование (от форштевня до ахтерштевня): 20 — 152 – 356 – 152 мм, корма вертикального бронирования не имела. Протяженность 356-мм участка брони – 154,5 м, траверзы – 330 мм

Бронепалубы: главная 90-152-90 мм, нижняя – 30 мм

Рубка – 356 мм, крыша – 250 мм

Башни ГК – 356-мм лоб, остальное – 250 мм. Башни и барбеты ПМК и ЗКДБ – 50 мм.

Вооружение:

3*3 305-мм/54, 4*2 – 152-мм, 6*2 – 100=мм, 7*4 – 37-мм

Мощность механизмов (номинал/форсаж) – 210 000 / 230 000 л.с.

Скорость (номинал/форсаж) – 31,5 – 32,5 уз

Получившийся корабль был, безусловно, интересен, но имел один глобальный недостаток – приблизившись вплотную к размерам полноценных линкоров он, тем не менее, не обладал их боевой мощью. Но, во-первых, он вполне укладывался в договорное водоизмещение ((отличить визуально корабль стандартным водоизмещением в 38 тыс. тонн от корабля в 35 тыс. тонн практически невозможно), во-вторых данный корабль представлял собой разумный компромисс между чаяниями партии «Большого флота» и партии «малой морской войны» в самом РККФ, в третьих, тактические игры показали, что усиление защиты повлияло на линкор самым благотворным образом. С новыми ТТХ корабль обладал решающим преимуществом над двумя «карманными линкорами» немцев, и как минимум ни в чем не уступал объявленным к закладке новым, усиленным германским кораблям (Шарнхорст и Гнейзенау), а скорее превосходил их (точных ТТХ германских кораблей еще не знали). Модернизируемые итальянские дредноуты также не вызывали ни малейшего опасения. Мощная защита позволяла на равных сражаться с французским «Дюнкерком японскими «Конго» и даже, пожалуй, с «Рипалсом» и «Ринауном», таким образом из всех тяжелых быстроходных кораблей разве что «Худ» представлял опасность для советского линкора. Конечно, «стандартные» линкоры с 356-406-мм артиллерией все же имели преимущество, но высокая скорость позволяла советскому кораблю уклониться от боя с ними, если этого не требовала необходимость «комбинированного удара».

А кроме того, как выяснилось вскоре, Сталин питал какую-то непонятную слабость к быстроходным тяжелым кораблям с 305-мм артиллерией: Все вышесказанное привело к тому, что проекту был дан зеленый свет. По прямому распоряжению Иосифа Виссарионовича проект был переклассифицирован из линкоров типа «Б» в тяжелые крейсера, получившие в дальнейшем шифр «проект 69».

Корабли  этого типа «Кронштадт» и «Севастополь» (бывш. «Александра III» спешно переименовали во «Фрунзе») были заложены на Балтике и Черном море в начале 1936 г, оба они вошли в строй в конце 1940 г. Годом позже на Балтике был заложен третий корабль этого типа «Владивосток» — для Дальнего Востока, но он до начала войны вступить в строй не успел.

В целом корабли оправдали возложенные на них ожидания — строительная перегрузка не превысила разумных пределов и на испытаниях тяжелые крейсера в целом подтвердили расчетные характеристики.

Завершая беглый анализ советской кораблестроительной программы, следует отметить, что в СССР авианосцев не строили совершенно. Поскольку флот все еще ориентировался в первую очередь на действия у родных берегов, предполагалось что его прикроет авиация сухопутного базирования. Как показала война, это было весьма существенным заблуждением…

Fleet in being

Однако потенциал линкора — не только в способности топить корабли

Простое нахождение такого корабля на важном театре военных действий может нервировать противника, заставлять его концентрировать силы там, где может появиться угроза, охранять судоходство мощной военной силой, тратить на это огромные ресурсы

Причем сам источник угрозы — линкор — может месяцами стоять на приколе. На английском эта концепция емко зовется «fleet in being» — что-то вроде «флот как фактор присутствия».

Фото: wikipedia.org

Именно так командование гитлеровского флота и применяло «Тирпиц». В 1942 году драгоценный линкор перебросили на Север, поближе к путям арктических конвоев: именно по ним в СССР поступало вооружение и материалы, поставляемые из США по ленд-лизу. «Тирпиц» и корабли меньшего размера стояли в норвежских фьордах. И периодически готовились (или делали вид, что готовились) к выходу в море на перехват очередного конвоя.

Ужас перед «Тирпицем» был настолько сильным, что летом 1942 года слухи о том, что линкор вышел в море, заставили охрану печально известного конвоя PQ-17 покинуть суда, которые они охраняли. Оставшиеся без защиты транспорты стали легкой добычей подводных лодок — и конвой подвергся настоящему избиению, став символом бессмысленной гибели.

Сам же «Тирпиц» толком не успел даже приблизиться к каравану и ни разу не выстрелил. После войны долго ходили легенды, что корабль ушел в порт после того, как в него попала торпеда с советской подводной лодки К-21, но в итоге эта версия признана ошибочной: субмарина по «Тирпицу» не попала.

Собственно, в боевых действиях суперлинкор побывал ровно один раз. В 1943 году отряд из 11 кораблей Кригсмарине во главе с «Тирпицем» и еще одним линкором совершил рейд на Шпицберген (на этом полярном архипелаге стоял маленький норвежский гарнизон), чтобы вывести из строя находившиеся там угольные шахты и установить метеостанцию.

8 сентября линкор открыл огонь по берегу, прикрывая десант. Причем это был первый и последний раз, когда «Тирпиц» стрелял из главного калибра по кому-то кроме самолетов.

Норвежцев удалось доблестно победить (благо их было совсем мало), метеостанция установлена — но для столь крупного рейда результаты были смехотворны. И тем не менее эта ничтожная со всех точек зрения операция оказалась единственным боевым походом лучшего корабля Гитлера.

Примечания

  1. рус. Алта-фьорд (норв. Altafjorden) — фьорд в окрестностях города Алта на севере Норвегии.
  2. рус. Арха́нгельск — город на севере европейской части России, в устье Северной Двины, в 30-35 километрах от впадения её в Белое море.
  3. рус. Се́верная Двина — крупная судоходная река на севере Европейской части России, протекающая по территории Вологодской и Архангельской областей.
  4. рус. Норве́гия (норв. Norge) — Королевство Норвегия — государство в Северной Европе.
  5. рус. Шотла́ндия (англ. Scotland) — государство, являющаяся автономной административно-политической частью Великобритании.
  6. рус. Шетла́ндские острова (англ. Shetland Islands) — архипелаг на северо-востоке Шотландии.
  7. рус. Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии.
  8. рус. Финля́ндия (фин. Suomi) — Финля́ндская Респу́блика — государство в Северной Европе.

История создания

Адольф Гитлер на проверке линкора Bismarck 5 мая 1941

Тип Bismarck первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва Bismarck скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора типа Dunkerque проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. Bismarck был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. Киль Bismarck был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали канцлер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского. 24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Проектирование

Наружный вид ЛК Bismarck с местными разрезами.

В начале 1934 года в Управлении Ко­раблестроения Имперского Морского ведомства приступили к разработке проекта нового линкора типа «F». Главный калибр первоначально предполагался 406 мм, но позже был снижен до 330 мм. Новые корабли должны ходить не менее 33 узлов при форсировании механизмов и 30 узлов в долговременном ре­жиме. Главную энергетическую установку пред­полагалось разделить на три автономные ус­тановки, каждая из которых включала бы 1 турбогенератор и 2 котла в раздельных по­мещениях. Соответственно предполагалось и три винта. Для получения достаточно эффективного огня было необходимо принять калибр не менее 380 мм, что давало минимальное водоизмещение готовых кораблей 39 000 тонн и никак не попадало в рамки 35-тысячетонных ограничений. Для сокрытия этих данных было секретное распоряжение во всех документах указывать стандартное водоизмещение 35 000 тонн. В мае 1935 года был окончательно ре­шён вопрос о силовой установке. Тогда же решился и вопрос с вооруже­нием корабля: четыре двухорудийные башни главного 380-мм калибра. Средний калибр выбран в 150 мм, зенитная артиллерия даль­него действия — 105 мм, ближнего действия — 37 мм зенитные автоматы. При выбранной толщине броня могла вы­держивать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км и взрыв тор­педы с весом заряда 250 кг ТНТ.

Постройка и испытания

Спуск на воду линкора Bismarck

1 июля 1936 года на стапеле N-9 верфи Blohm und Voss начата постройка корабля, получившего за­водской строительный номер 509 и известно­го нам как Bismarck. Решением Гитлера об изменении сроков окончательной готовности линкора и ввода их в строй 1 декабря 1940, 14 февраля 1939 года в торжественной обстановке, в присутствии главы государства Адольфа Гитлера, главнокомандующего Кригсмарине генерал-адмирала Эриха Редера и внучка Отто фон Бисмарка — фрау Доротеи фон Левенфельд линкор «Bismarck» сошёл на воду. Линкор дорабатывался до официальной церемонии вступления в строй до 24 августа 1940 года.

Герои Арктики

Конвои PQ и QP(из Исландии в Россию и обратно) редко обходились без траулеров. Шумные, медленные и нещадно дымящиерыбаки» всегда критиковались всеми другими эскортными кораблями.

Однако у команд траулеров на этот счёт было своё мнение.

Один из представителей славного семейства траулеров —Бретвальда». Поле начала войны был мобилизован Адмиралтейством как траулер ПЛО(источник фото)

Как писал историк Дэвид Ирвинг, старпомАйршира» Дик Элдсен сочинил по этому поводу стишокПарни с траулеров», состоявший из семи похабных четверостиший. Только два из них могут быть уместны для воспроизведения(перевод Е. Скибинского и В. Нагирняка):

_Мы салаги без гироскопа. А что дымим, хрен с ним, можем хоть всё небо задымить, Если удержим ход 11 узлов и удержимся в строю QP или PQ. Наши стволы бесполезны против немцев, и боеприпасов у нас в обрез. Когда нас посылают вместе с эсминцами, те — кроме как нас доставать — ничем не занимаются, так мы помогаем эскортировать PQ или QP».

Тем не менее, бывшиерыбаки» балластом не были. Они смогли это доказать во время проводки известного конвоя PQ-17.

Справочные материалы

История изменений

  • Доступен для покупки в Премиум магазине после версии 0.7.11 во время акции «Черная пятница». Также может выпасть из контейнеров «Черная пятница».
  • В обновлении 0.7.11.1

    исправлена ошибка, из-за которой бронирование могло отличаться от бронирования оригинальной версии корабля.

    был изменен:

  • В обновлении 0.7.12 был изменён:
    • исправлена ошибка с некорректным бронепробитием. Увеличено бронепробитие фугасного снаряда ПМК калибра 150 мм с 36 мм до 37 мм;
    • на корпус линкора добавлен герб.
  • В обновлении 0.8.11

    настройки эллипса разброса снарядов орудий ГК приведены к значениям американских и британских линкоров.

    был изменен:

  • В обновлении 0.9.6

    Радиус циркуляции изменён и теперь составляет 850 м.

    был изменён:

Историческая справка о Tirpitz B

Tirpitz (рус. «Тирпиц») — немецкий линкор серии из двух кораблей, входивший в состав Кригсмарине. Несмотря на то, что в боевых действиях этот корабль почти не участвовал, его присутствие в Норвегии представляло угрозу арктическим конвоям в СССР и сковывало значительные силы британского флота. После многочисленных неудачных попыток уничтожить линкор он был потоплен в ноябре 1944 года в результате атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy.

Общие сведения

Проектирование кораблей, в последующем ставшими линкорами типа Bismarck, началось в 1932 году. Согласно первоначальному проекту линкоры должны были иметь водоизмещение 35 560 тонн и вооружение из 305-мм орудий. За время проектирования было рассмотрено большое количество вариантов как используемого вооружения, так и силовой установки. 19 января 1935 года было принято решение о разработке проекта с 350-мм орудиями главного калибра и турбозубчатыми агрегатами. 16 марта 1935 года Германия отказалась от выполнения условий Версальского договора и проект вновь был переработан. 1 апреля 1935 года было принято решение об увеличении водоизмещения до 42 000 тонн, а 9 мая было решено вооружить линкоры орудиями калибра 380 мм.

Окончательный вариант проекта новейших линкоров в июне 1936 года предусматривал:

  • орудия главного калибра — 380 мм;
  • главный броневой пояс — 320 мм;
  • бронирование палубы в районе погребов — 100 мм;
  • толщина скосов у погребов — 120 мм;
  • скорость — 30 узлов.

Линкор G, впоследствии получивший имя Tirpitz, был заказан 14 июня 1936 года, принятие флотом планировалось на 1 февраля 1941 года.

По первоначальным планам линкоры типа Bismarck планировалось использовать как главную ударную силу Кригсмарине в боях с французским и британским флотами на акватории Северного и Норвежского морей, однако ход кампаний Второй мировой войны заставил немецкое командование использовать свои линкоры как рейдеры для нарушения британских морских коммуникаций в Северной Атлантике. Судьба головного корабля серии, линкора Bismarck, заставила руководство Германии пересмотреть взгляды на использование своего последнего суперлинкора.читать полностью…

Видео

Тема на официальном форуме

 Корабли Германии

Эсминцы  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VII Leberecht Maass • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Z-35 • IX Z-46 • IX Z-44 • X Z-52 
Крейсеры  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Линкоры  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Авианосцы  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen
Комментировать
0