Сколько танков было под командованием Колобанова?
Вот что происходило в тот исторический день согласно отчёту командира 1-го танкового полка 1-й Краснознамённой танковой дивизии полковника Д.Д. Погодина. Накануне 19 августа Зиновию Колобанову был отдан приказ: перекрыть три дороги на подступах к Ленинграду пятью танками. Учитывая боевой опыт старшего лейтенанта в финской войне, командование было уверено, что выполнение подобной задачи ему по силам.
Командирский танк Зиновия Колобанова разместился в засаде, организованной у перекрёстка дороги, которая соединяла Таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург – северной окраиной Гатчины, на расстоянии около 150 м от развилки. Ориентирами для этой позиции служили две берёзы, отмеченные как «Ориентир №1», а так же сам перекрёсток, находящийся в 300 м от места засады и получивший обозначение «Ориентир №2». Две другие машины (экипажи лейтенанта Евдокимова и младшего лейтенанта Дегтяря) были отправлены на Лужскую дорогу, оставшиеся две (экипажи младшего лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Сергеева) – к дороге на Волосово (кингисеппской).
Первой действовать в тот день начала немецкая воздушная разведка, которая не выявила позиции роты Колобанова. После авиаразведки около 14:00 20 августа по направлению к совхозу Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты. Приказом командира роты было решено пропустить их вперёд без помех, что позволило сохранить в тайне расположение танков. Беспрепятственно добрался до «Ориентира №1» и головной танк немецкой колонны, благодаря чему все вражеские машины вскоре оказались на открытом участке дороги – в зоне видимости экипажа Колобанова.
Первый этап боя длился всего 30 минут, но этого оказалось достаточно, чтобы остановить противника. Когда были подбиты два головных танка и продвижение колонны застопорилось, командир экипажа приказал перевести огонь на хвост колонны. Загорелись два замыкающих танка – теперь уже и путь к отступлению был закрыт. Как уже отмечалось, немцы не сумели сразу обнаружить позицию танка Зиновия Колобанова и впопыхах открыли огонь по стогам сена, чем «подарили» время вести скрытый огонь.
Фото из архива.
Схема боевых действий под Войсковицами.
После уничтожения основных сил противника (экипаж Колобанова уничтожил 22 танка, Евдокименко – 5, Дегтяря – 4, Ласточкина – 4 и Сергеева – 8) на танке КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова было насчитано 135 отметин от попаданий вражеских снарядов, но ни один из них не смог пробить броню.
Как рассказывал телеканалу «Звезда» внук Зиновия Григорьевича Андрей Колобанов, в бою под Войсковицами принимали участие пять танковых экипажей на боевых машинах КВ-1. Однако исследователь Денис Базуев, особо занимающийся изучением подвига Зиновия Колобанова и его подчинённых, предоставил в распоряжение редакции копии нескольких листов из дневника Иосифа Борисовича Шпиллера (командира батальона, в который входила рота Колобанова), полученные им от Владимира Фёдоровича Мельникова (радиста танка из экипажа Ласточкина), из которых следует, что вместе с ротой Колобанова в том бою участвовал ещё один (шестой) танк, находившийся под командованием Сергиенко. Танк занимал позицию на том же направлении, что и танки Ласточкина и Сергеева.
Фото из архива.
Внук Зиновия Колобанова Андрей Колобанов во время интервью телеканалу «Звезда».
Как зафиксировано на страницах дневника, и здесь шёл крайне ожесточённый бой. Когда у экипажей Сергеева и Сергиенко закончились снаряды, они, «выполняя основную заповедь танкиста подают механикам команду “вперёд” и идут на таран». В общей сложности двум этим экипажам удалось уничтожить восемь танков противника. Во время боя экипаж Сергиенко погиб в полном составе, а из экипажа Сергеева погибли трое танкистов. Но до сих пор неизвестно, входил ли танк Сергиенко в роту Зиновия Колобанова или же прибыл на усиление. Также неизвестно, почему экипаж Сергиенко не упоминается в официальных отчётах о бое, а также почему все уничтоженные вражеские танки были приписаны только экипажу Сергеева. Возможно, обыкновенная халатность, а может об экипаже Сергиенко «забыли», чтобы «уменьшить» свои потери.
Денис Базуев.
Страница из дневника комбата Иосифа Шпиллера.
Скорее всего, эта загадка боя под Войсковицами так и останется загадкой.
Что говорят советские документы
Первый документ, представляющий интерес — это боевое донесение No 52 штаба 1-го танкового полка от 7.30 21-го августа.
Там указано, что 20-го августа полком было организовано три танковых засады. Засада No1 — 1 танк КВ в 0.5 км западнее Ванга Старосты (это как раз развилка дорог в совхозе Войсковицы). Засада No2 — 2 танка КВ у Бол. Борницы. Это на дороге Красногвардейск-Волосово. Засада No3 — 2 танка КВ танка у деревни Бол. Черницы. Это на дороге Красногвардейск-Луга.
Кроме этого было создано две истребительных группы, каждая в составе роты танков 1-го полка, батальона пехоты и артиллерийского дивизиона 2-й стрелковой дивизии. Группа No1 (7 танков Т-26) действует в направлении Ворохово. Это между засадой No1 и тем местом откуда немецкие части начали движение на Войсковицы. Группа No2 (6 танков Т-26) должна была действовать в направлении Бол. Борницы, нанося удар во фланг немцам, если они оттуда атакуют. Кроме того, было выставлено 6 танков Т-26 в боевое охранение у Красногвардейска.
Засадой No1 было подбито 2 танка противника. Засадой No2 было подбито 20 танков. Все танки, израсходовав боезапас, ушли к Красногвардейску. Данных от группы No1 нет, группа No2 вела бой в районе Илькино. Это рядом со станцией Войсковицы, но в некоторых документах так называется сама станция. В этом месте сходятся дороги из Красногвардейска на Кингисепп (откуда наступали немцы), на Волосово и дорога, которая ведёт от станции к Бол. Черницам. Кстати, станция Войсковицы и совхоз Войсковицы — это не одно и тоже, и даже не рядом.
Поскольку в документе упоминается про 2-ю Ленинградскую гвардейскую стрелковую дивизию народного ополчения (она в районе Красногвардейска), то стоит посмотреть её документы. Из оперсводки 3-го полка дивизии от 20-го августа мы узнаем, что 3-й батальон полка с двумя 76-мм пушками и 120-мм миномётом отправлен в район станции Войсковицы. Кроме того, из оперсводок мы узнаем, что в районе деревни Бол. Борницы (где засада No2) находилась артиллерийская батарея и какие-то части ополченцев.
Из боевого донесения No53 1-го танкового полка от 21-го августа узнаем, что по данным разведки деревня Илькино занята, в направлении дороги Красногвардейск-Луга двигаются немецкие танки, в районе Ванга Староста слышен шум моторов.
Что говорят немецкие документы
Из журнала боевых действий 6-й танковой дивизии вермахта мы узнаем, что наступление на Гатчину 41-й корпус не вёл. Ему было приказано повернуть на юг и перерезать пути отступления Лужской оперативной группе. 6-я танковая дивизия находилась северо-западнее от Красногвардейска и боев в его окрестностях не вела. 8-я танковая дивизия находилась южнее.
16-го августа 1-я танковая дивизия имела на ходу 44 танка. К 23-му августа их стало 72.
20-го августа 1-я танковая дивизия начала наступление с целью перерезать шоссейную и железную дороги от Красногвардейска к Луге. Направление движения дивизии было южнее позиций советских войск у Красногвардейска, лишь частично с ними соприкасаясь.
Наступление вела боевая группа фон Хейдебранда, в составе 113-го мотопехотного полка, роты танков, противотанковой роты и сапёрного батальона.
В 9.20 в поселке Мал. Сяськелево немцы вступают в бой. Это то место, где должна быть группа No1 с танками Т-26.
В 11:45 1-й батальон 113-го полка вступил в бой с сильным противником в районе Сеппелево. Это между совхозом Войсковицы и станцией Войсковицы (там группа No2). После того, как противник выбит, а сапёры разминировали поля, в 15.20 станция занята.
В район Бол.Борницы выходит разведбатальон дивизии, сообщает о силах до батальона в районе Дубицы (по немецким данным — части 291-й стрелковой дивизии).
Немного о музеях
В прошлых столетиях никто даже не думал о том, чтобы выставить доспехи на всеобщее обозрение / Фото: forum.guns.ru
Дело в том, что первые исторические музеи появились в восемнадцатом столетии, во второй его половине. Раньше никто даже не думал о том, что такие изделия можно выставить на показ. У аристократов доспехи и оружие хранились как память. В военных действиях они использовались крайне редко.
Как правило, поврежденные доспехи переплавляли на новые / Фото: udachnyj-enot.com.ua
Чем старше изделия, тем меньше их попадается в презентабельном состоянии. Ну не сохраняли их в те времена. Никому такая идея даже в голову не приходила. Пришедшие в негодность доспехи, мечи, сабли либо ремонтировались, либо отправлялись на переплавку.
Заказывать себе новые, а старые оставлять на память было слишком дорого и доступно только очень богатым людям. А они если и хранили, то только доспехи и оружие в очень хорошем состоянии, чтобы было что показать потомкам.
В музеях редко выставляют поврежденные в бою доспехи / Фото: Pinterest
Конечно, попадаются и видавшие виды предметы, но они выставляются в музеях только, если имеют действительно огромную историческую ценность, уникальные в своем роде. В основном же выставляют красивые, хорошо сохранившиеся экспонаты.
Изрубленная в боях кольчуга находится в Воронежском краеведческом музее / Фото: m.123ru.net
Одним из раритетов является изрубленная в боях кольчуга, которая находится в Воронежском краеведческом музее, с которой этот музей и начался. Эту экспозицию купили у Еронтия Курганского, иеромонаха Задонского монастыря, в 1894 г. Хотя есть информация, что она была просто подарена.
В музеях преимущественно выставляют реплики или реконструкции / Фото: dees-stribling.com
Есть и подделки, куда же без них. Также выставляются и реконструкции, сделанные уже в наше время, естественно с соответствующими подписями, которые многие просто не читают, а потом удивляются, откуда такие новенькие предметы.
Легенда XXI века
Зиновий Колобанов ушёл из жизни в 1994 году, но ветеранские организации, общественники и историки по сей день предпринимают попытки добиться от властей присвоения ему звания Героя России.
В 2011 году Министерство обороны России отклонило ходатайство, сочтя новое награждение Зиновия Колобанова «нецелесообразным».
В итоге подвиг советского танкиста на Родине героя так и не оценен по достоинству.
Восстановить справедливость взялись разработчики популярной компьютерной игры. Одна из виртуальных медалей в онлайн-игре на танковую тему присваивается игроку, который в одиночку одержал победу против пяти и более танков противника. Она носит название «Медаль Колобанова». Благодаря этому о Зиновии Колобанове и его подвиге узнали десятки миллионов человек.
Возможно, такая память в XXI веке и есть лучшая награда для героя.
22 танка за 30 минут
Давайте кратко вспомним основные моменты официальной советской версии.
Командиру роты Колобанову приказали 20-го августа перекрыть подходы к Красногвардейску (Гатчина). Свои пять танков КВ он расположил на трёх дорогах в засадах, причём сам занял позицию в районе совхоза Войсковицы.
Немецкую разведку Колобанов пропустил, а когда появилась колонна танков, то подбил переднюю и замыкающую машины, и стал расстреливать остальные. Немецкие танки превратились в мишени, потому что с дороги съехать не могли из-за заболоченной местности. В ходе боя было уничтожено 22 немецких танка, после чего закончились боеприпасы и Колобанов увел свой танк. Всего его ротой в этот день было уничтожено 43 немецких танка.
После этого боя, рота Колобанова ещё три недели сдерживала немецкие атаки на Красногвардейск.
Профессионал
Но техника, даже самая лучшая, эффективна только тогда, когда ей управляет грамотный профессионал. Командир роты старший лейтенант Зиновий Колобанов именно таким профессионалом и был.
Он родился 25 декабря 1910 года в селе Арефино Владимирской губернии в крестьянской семье. Отец Зиновия погиб на Гражданской войне, когда мальчику не было и десяти лет. Как и многим его сверстникам в ту пору, Зиновию пришлось рано приобщиться к крестьянскому труду. Окончив восьмилетку, он поступил в техникум, с третьего курса которого и был призван в армию.
Начинал службу Колобанов в пехоте, но Красной Армии нужны были танкисты. Способного молодого солдата отправили в Орёл, в бронетанковую школу имени Фрунзе.
В 1936 году Зиновий Колобанов окончил бронетанковую школу с отличием и в звании лейтенанта был отправлен на службу в Ленинградский военный округ.
Боевое крещение Колобанов принял на советско-финской войне, которую начал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады. За время этой недолгой войны он трижды горел в танке, каждый раз возвращаясь в строй, и был награждён орденом Красного Знамени.
В начале Великой Отечественной войны Красной Армии остро не хватало таких, как Колобанов — грамотных командиров с боевым опытом. Именно поэтому ему, начинавшему службу на лёгких танках, срочно пришлось осваивать КВ-1, чтобы затем не просто бить на нем гитлеровцев, но и обучать этому своих подчинённых.
Как сложилась судьба танкистов Колобанова?
Полноценных данных о судьбах советских танкистов, участвовавших в бою под Войсковицами, не существует. Фамилии большинства героев оказались просто забыты – информация о них затерялась в бумажном круговороте военной поры. Еженедельник «Звезда» постарался по крупицам собрать хоть какие-то сведения.
Экипаж Колобанова
- Командир. Вскоре после боя под Войсковицами, 15 сентября 1941 года, Зиновий Колобанов был тяжело ранен. Но после долгого лечения сумел вернуться в строй, снова воевал и продолжил военную карьеру после войны. В звании подполковника 5 июля 1958 года был уволен в запас. Жил в Белоруссии, работал на Минском автозаводе.
- Наводчик. Отыскать биографию старшего сержанта Андрея Михайловича Усова оказалось не так-то просто. Но сохранились его воспоминания, в которых есть такие слова: «Вражеские снаряды хоть и не пробивали броню нашего «КВ», но производили такой грохот, что казалось, будто по голове бьют кувалдой». Особо тяжкие ранения миновали Андрея Михайловича, он прошёл всю войну. В 1946 году демобилизовался из армии и вернулся в родной Толочин, вступил в партию, стал вторым секретарём Толочинского райкома КПСС, а после 1954 года – директором Толочинской нефтебазы.
- Механик-водитель. О старшине Николае Ивановиче Никифорове известно ещё меньше. Однако сохранились сведения о том, что он тоже прошёл всю войну. Кстати, ещё раз отличился уже на следующий день после боя у Войсковиц. Экипаж подбил немецкий мотоцикл, и старшину отправили взять языка. Под огнём Николай Иванович подобрался к мотоциклу, но немец был уже мёртв, зато старшине достались важные документы. После окончания войны Никифоров продолжил службу в армии, занимался обучением молодых танкистов, передавал боевой опыт
- Радист. Старший сержант Павел Иванович Кисельков погиб на «Невском пяточке» практически сразу после ранения командира.
- Заряжающий. Последняя строчка в биографии механика-водителя Николая Феоктистовича Родникова (Роденкова ) – «погиб под Ленинградом». Но сохранилось воспоминание Зиновия Колобанова: «Коля Роденков выделялся в экипаже живым, весёлым характером и беспредельной храбростью. Помню, когда 19 августа был сбит командирский перископ, он без приказа под огнём противника выбрался из танка, нашёл в траве головку прибора и восстановил перископ».
Экипаж Евдокименко
- Командир. Командир танкового взвода лейтенант Максим Евдокименко погиб уже на следующий день – 21 августа 1941 года. За бой под Войсковицами он был награждён посмертно.
- Механик-водитель. Немного осталось сведений и о старшине Николае Захаровиче Сидикове. Только описание его действий в том памятном бою, оставшееся в архивных документах: «Отказали в работе тормоза. Сидиков с поля боя вывел танк регулируя движение его газом».
- Ещё о трёх членах экипажа информации найти не удалось.
Экипаж Дегтяря
Об экипаже младшего лейтенанта Дегтяря Ивана Андреевича известно лишь то, что им удалось в бою 20 августа 1941 года подбить четыре танка противника.
Экипаж Ласточкина
- Командир. Младший лейтенант Василий Иосифович Ласточкин прошёл практически всю войну. Погиб в бою уже 10 января 1945 года.
- Механик-водитель. Старшина Иван Дмитриевич Иовлев. Судьба неизвестна
- Радист. Владимир Фёдорович Мельников уже после боя под Войсковицами получил тяжёлое ранение. Из госпиталя вернулся на фронт. Прошёл всю войну. В отставку ушёл в звании полковника. Был председателем совета ветеранов 1-й Краснознаменной Ленинградской танковой бригады. Ушёл из жизни 7 января 1981 года.
- Имена заряжающего и наводчика установить не удалось.
Экипаж Сергеева
Сведения об экипаже Фёдора Сергеева отсутствуют. Лишь известно, что в знаменитом бою трое танкистов погибли.
Экипаж Сергиенко
Все члены экипажа погибли в бою под Войсковицами.
Самые очевидные выводы
Из советских и немецких документов следует, что на дороге, у которой находился Колобанов, были и другие советские части, и бой начался намного раньше, чем в нём принял участие его танк.
В наступлении принимала участие одна танковая рота немецкой 1-й танковой дивизии.
По донесениям в день боя и на следующее утро сообщалось о двух подбитых Колобановым танках. Лишь потом их число возросло до 22.
После того, как днём 20-го августа советские части отошли к Красногвардейску, они не имели точной информации о том, что происходило в районе Войсковиц, им даже не было известно о том, что немцы перерезали дороги на Лугу. До места, где Колобанов вёл бой, разведка не дошла. Поэтому немного странным выглядит уточнение данных о подбитых танках на следующий день, если днём 20-го августа наши части этот район оставили и не возвращались.
Два немецких танка Колобанов подбил, согласно его же донесению.