Флот слаб?
Вместе с тем нельзя не отметить и успешное пополнение корабельного состава ДКБФ новыми боевыми единицами.
В частности, за последние десять лет флот получил четверку корветов проекта 20380, тройку десантных катеров на воздушной каверне проекта 21820, два десантных катера на воздушной каверне проекта 11770. Совсем недавно в состав ДКБФ влились переведенные с Черного моря два малых ракетных корабля проекта 21631, ставших первыми балтийскими «калиброносцами». Отдельно хочется отметить появление в составе Балтфлота в конце 2016 года долгожданного первенца нового поколения отечественных кораблей противоминной обороны — тральщика «Александр Обухов» проекта 12700.
ДКБФ не только сам получал новые единицы, но и обеспечивал ввод в строй кораблей, построенных для Черноморского флота, быстро наращивающего свой состав после воссоединения Крыма с Россией. Большие десантные корабли Балтфлота на регулярной основе участвовали в работе «Сирийского экспресса», осуществляющего доставку из Севастополя и Новороссийска в Тартус грузов военного назначения. Причем ДКБФ отправлял на военную службу в Средиземное море не только свои БДК.
Так, например, летом 2016 года в международных водах восточного Средиземноморья уже упоминавшийся СКР «Ярослав Мудрый» осуществлял визуальное наблюдение за американским авианосным ударным соединением. А личный состав 336-й отдельной гвардейской Белостокской орденов Суворова и Александра Невского бригады морской пехоты, входящей в число соединений ДКБФ, не только нес службу по охране наших кораблей в Средиземном море, но и действовал на территории Сирии.
Теперь, когда у читателя появилось определенное представление о том, что собой представляет Балтфлот в наши дни, логично задаться вопросом: насколько имеющиеся у ДКБФ силы и средства адекватны задачам, которые ВМФ РФ должен решать на Балтике?
Флагман, в крайний раз выходивший в море чуть ли не в 2015-м… Ржавеющий у причала остов списанного СКР «Пылкий» проекта 11352… Да и просто мрачно-серое небо зимней Балтики буквально подталкивают кричать «Полундра!» И, захлебываясь от торопливости, обличать, критиковать, бить во все колокола… Мол, беда! Флот слаб! Но так ли это на самом деле?
Во-первых, следует понимать, что ресурсы государства не бесконечны. В военном кораблестроении государству приходится расставлять приоритеты. Если познакомиться с оными без предвзятости, то становится понятно, что, допустим, поддержание боеспособности подводной компоненты российских СЯС или пополнение состава ЧФ сейчас для России более важны, чем строительство кораблей 1-го ранга для ДКБФ.
Во-вторых, имеющегося у Балтфлота наряда сил вполне хватает для выполнения задач «кузницы кадров» ВМФ и для действий в ближней морской зоне. Двухнедельный выход в октябре 2016 года корветов «Бойкий» и «Сообразительный» в Северную Атлантику подтвердил тот факт, что составляющие ядро 128-й бригады надводных кораблей новейшие корветы проекта 20380 могут в случае необходимости действовать и за пределами акватории Балтики.
В-третьих, ДКБФ подчиняется Западному военному округу
Почему это важно? Потому что миновали те времена, когда флоты стран-противниц рубились друг с другом, что называется, «один на один». Представляющий собой оперативно-стратегическое объединение Балтфлот органично вписан в общую структуру Вооруженных сил РФ и, в случае начала боевых действий, станет действовать в тесном взаимодействии с частями ЗВО
Соответственно, сравнивая военный потенциал ДКБФ с таковым показателем ВМФ какой-либо иностранной державы, надо всегда помнить о «маячащей» за спиной ДКБФ громадой Западного военного округа.
Между прочим, группировка наземной ПВО на территории ЗВО является наиболее мощной среди всех новых военных округов. Ее многочисленные ЗРК, дополненные береговыми ракетными комплексами «Бастион» и оперативно-тактическими ракетными комплексами «Искандер-М», образуют на территории Калининградского полуэксклава то, что западные военные аналитики мрачно называют A2/AD. Под этой аббревиатурой подразумеваться термин anti-access/area-denial, т.е. зона, где возможность действий вооруженных сил стран НАТО крайне ограничена и грозит неприемлемыми потерями.
Российская империя – морская держава
К 1725 году в состав Балтийского флота входило 646 парусных судов и гребных галер. Это и военные успехи позволили назвать Московское царство морской державой – Российской Империей, ставшей хозяйкой в Балтийском, Черном морях, и на северном побережье государства.
Лучшими свершениями Петра Великого на Балтике можно назвать:
- Создание мощного флота;
- Победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме;
- Взятие при поддержке флота Ревеля (Таллина), Риги, Выборга, Гельсингфорса (Хельсинки), Або и Моозундских островов;
- Основание Петербурга и Кронштадта – первой военно-морской базы российского флота.
Многие следующие десятилетия и весь девятнадцатый век Балтийский флот показывал всему миру мощь, а лучшие адмиралы и офицеры вносили величайший вклад в развитие русского оружия и освоение мирового океана. История помнит имена великих флотоводцев и первооткрывателей новых заморских территорий и командиров кораблей, совершавших кругосветные плавания, которые поднимали гордый флаг Балтийского флота в южных и северных широтах, на островах Океании, на Аляске, у берегов Антарктиды и в других местах. О величии Российского Балтийского флота говорят 432 открытия по всему земному шару, которые отмечены на глобусе именами 98 лучших людей – адмиралов и офицеров балтийцев.
Первая Мировая война охватила акваторию Балтийского моря, русские моряки в ожесточенных сражениях уничтожили более 100 немецких кораблей и транспортных судов. В тяжелейших условиях, флот смог нанести поражение Германии и ее союзникам, выиграв большинство сражений за Балтику и города на ее побережье, включая Петроград. И уже в дни и месяцы, когда была предпринята морская иностранная интервенция 1918-1922 годов, балтийцы смогли удержать морские рубежи, и не допустили врага к столице.
Принципы и цели обработки персональных данных
3. ПДн обрабатываются в ООО «КБФ УА» в целях:
10) обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных актов ООО «КБФ УА»;
11) осуществления функций, полномочий и обязанностей, возложенных законодательством Российской Федерации на ООО «КБФ УА», в том числе по предоставлению ПДн в органы государственной власти, в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также в иные государственные органы;
12) регулирования трудовых отношений с работниками ООО «КБФ УА» (содействие в трудоустройстве, обучение и продвижение по службе, обеспечение личной безопасности, контроль количества и качества выполняемой работы, обеспечение сохранности имущества);
13) предоставления работникам ООО «КБФ УА» и членам их семей дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного медицинского страхования, медицинского обслуживания и других видов социального обеспечения;
14) защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъектов ПДн;
15) подготовки, заключения, исполнения и прекращения договоров с контрагентами;
16) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах ООО «КБФ УА»;
17) формирования справочных материалов для внутреннего информационного обеспечения деятельности ООО «КБФ УА»;
18) исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
19) осуществления прав и законных интересов ООО «КБФ УА» в рамках осуществления видов деятельности, предусмотренных Уставом и иными локальными нормативными актами ООО «КБФ УА», или третьих лиц либо достижения общественно значимых целей;
20) рассмотрения возможности установления договорных отношений с субъектом ПДн на финансовом рынке путем заключения договора, с целью дальнейшего предоставления услуг в соответствии с лицензиями Банка России;
21) исполнение договора, одной из сторон которого является субъект ПДн, и иных обязательств, вытекающих из договора;
22) предоставление отчетности государственным органам в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
23) предоставление сведений уведомительного характера, в том числе, о новых продуктах, услугах, проводимых акциях, мероприятиях, поздравлений в праздниками;
24) продвижение продуктов и услуг на рынке ценных бумаг путем осуществления прямых контактов с клиентами.
25) формирование клиентской истории;
26) обработка ПДн субъекта в соответствие с законодательными и нормативными актами, регулирующими деятельность ООО «КБФ УА» на рынке ценных бумаг.
Создание и развитие Красного флота на Балтике
Балтийский флот в Первой Мировой войне, Гражданском противостоянии и интервенции потерял почти все корабли и портовую инфраструктуру. Первые годы после революции Советской власти было не до восстановления флота, так как требовалось побороть разруху и создать новое государство справедливости и мира. Но уже к концу двадцатых годов, враждебное окружение вынудило власти заняться созданием нового Красного флота СССР. Настоящий подъем Балтийского флота выпал на тридцатые годы, когда на Ленинградских судостроительных предприятиях создавались современные корабли по новым проектам. Суда спускались на воду и оснащались лучшим вооружением. В эти годы, Балтфлот стал центром инженерной и конструкторской мысли, отсюда на все флота Советского Союза приходили передовые корабли, новейшая техника, оружие и обученные флотские экипажи, воспитанные в духе моряков балтийцев. Уже к концу тридцатых годов на защите Родины стоял мощный Краснознаменный Балтийский флот.
Участие Балтийского флота в Великой Отечественной войне
С первого дня Великой Отечественной войны Балтийский флот вступил в ожесточенную борьбу с Военно-Морским флотом фашистской Германией. Все эти годы командование Балтийского флота под руководством адмирала В. Ф. Трибуца разрабатывало операции по участию всех сил в обороне Ленинграда, уничтожали коммуникации противника, вели морские бои с кораблями и подводными лодками. Моряки-балтийцы в большом количестве воевали в составе сухопутных войск, героически защищая Ханко, Моонзундские острова, берега Финского залива. Позже моряки громили Балтийские порты фашистов уже на территории Германии. О героизме флота написано много книг и снято фильмов, а писать и показывать есть что. За годы ВОВ силами Балтийского флота было уничтожено 1205 единиц фашистского флота, сбито 2418 самолетов люфтваффе и проведено 24 успешных десантных операции.
В честь Великой Победы Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени. За героические подвиги в деле защиты Родины от врага 24 формирования и корабля получили почетное звание гвардейских. Советские люди высоко оценили морское братство балтийцев и личное мужество краснофлотцев, поэтому в Ленинграде, Кронштадте и других городах моряки пользуются огромной любовью жителей.
Послевоенное развитие Балтийского флота
За годы Великой Отечественной войны Балтийский флот понес серьезные потери, и, встав на путь мирного восстановления страны, Советская власть огромные силы вложила в развитие могущества армии и флота. Тратить дополнительные ресурсы заставила агрессивная политика США, выступивших открыто против СССР и других стран, входящих в состав Варшавского блока. Усилилось влияние американского авианосного, подводного и надводного флота во всех морях мирового океана, а в пятидесятые годы он начал оснащаться ракетами с ядерными боеголовками. Советские Вооруженные силы должны были восстанавливать ядерный паритет и научные кадры сделали все, чтобы на флотах и других подразделениях встали на дежурство ракетные установки. Советский Союз создал мощный Военно-Морской флот:
- моря бороздили российские корабли;
- в небе дежурила дальняя морская авиация противолодочного класса;
- советские подводные крейсера с баллистическими ракетами стали реальной угрозой для Соединенных Штатов.
С нашей страной вынуждены были разговаривать, и такое равновесие сохранялось вплоть до развала СССР.
Базирование и задачи флота
Изучив историю, следует разобраться, где находился и находится сегодня Балтийский флот. Штаб Балтийского флота расположен в городе Калининград. В состав входит Краснознаменная Балтийская военно-морская база. Краснознаменная Ленинградская военно-морская база, отмеченная во время ВОВ, имеет три места дислокации – Ломоносов, Кронштадт, Санкт-Петербург.
Разобравшись, какие базы, находящиеся в составе Балтийского флота, где расположены, следует изучить корабельный состав Балтийского флота военно-морского флота (ВМФ) России и состав воинских частей. Структура морской организации Балтийского флота ВМФ РФ представлена более 25 тыс. человек – основной состав воинских или войсковых частей.
Эскадренные миноносцы Балтийского флота
Корабль “Настойчивый” начал строиться ещё в восьмидесятые годы прошлого века; на сегодняшний день ходит под бортовым номером “610”
Балтийский флот ВМФ России располагает эскадренным миноносцем “Настойчивый” (проект 956). Еще 10 лет назад таких миноносцев в составе было два. Второй носит имя “Беспокойный”. Однако в 2008 году корабль в последний раз был спущен на воду, так как израсходовал свой потенциал. Несколько лет назад корабль стал музейным экспонатом.
На сегодняшний день в составе остался миноносец “Настойчивый”. Флагман Балтийского флота введен в эксплуатацию в 1991 году, в 2019 году запланирован плановый ремонт, в ходе которого корабль будет модернизирован.
Последний командир корабля – капитан 3 ранга Ганиев А. Р. (с 2018 года).
Сторожевые корабли 2-го ранга
В составе Балтийского флота присутствуют 2 корабля проекта “Ястреб”. Это сторожевые корабли дальней морской зоны, часто классифицируются как фрегаты. Один из них, “Неустрашимый”, на сегодняшний день находится на плановом ремонте. Корабль впервые спущен на воду в 1988 году. Второй сторожевой корабль – “Ярослав Мудрый”. Его строительство пришлось на начало перестройки, потому было заморожено. Корабль вступил в строй только в 2009 году.
Сторожевые корабли ближней морской зоны
Кораблей этого класса в составе флота 4. Все они представляют собой многоцелевые суда подкласса “корвет” проекта “Стерегущий”:
- “Стерегущий” – вступил в строй в 2007 году;
- “Сообразительный” – в строю с 2011 года;
- “Бойкий” – спуск осуществлен в 2013 году;
- “Стойкий” – в строю с 2014 года.
Все корабли заложены на “Северной верфи” Санкт-Петербурга.
Малые боевые корабли
Всего в состав Балтийского флота входят 13 кораблей этого класса. Все они в строю и успешно эксплуатируются. Больше половины спущено на воду в 1989-1990 годах, поэтому в скором времени ожидается капитальный ремонт.
В 2015 году в состав флота поступило 2 корабля проекта “Буян-М” и один корабль проекта “Каракурт”.
Боевые катера
Ракетный катер “Чувашия”способен развить боевую скорость до 41 узла (75 км/ч)
В состав Балтийского подразделения ВМФ РФ входит 12 боевых катеров. Среди них противодиверсионные, ракетные и патрульные катера. 8 катеров, в том числе ракетные и противодиверсионные, спущенные на воду в начале 90-х годов прошлого века. Три патрульных катера спущены в 2013 году.
Десантные корабли
В состав входит:
- 4 больших десантных корабля (2 ранга, проекта 775) – в эксплуатации с 1985-1990 гг.;
- 2 малых десантных корабля на воздушной подушке (проект 12322 “Зубр”) – с 1991 г.;
- 9 десантных катеров.
Десантные катера представлены тремя единицами техники проекта “Акула”, тремя катерами проекта “Серна”. В 2014 году флот пополнен тремя катерами проекта “Дюгонь”.
Подводные лодки
В Балтийском флоте ВМФ РФ числится три подводные лодки проекта “Палтус”. Однако одна из них списана и не эксплуатируется (“Выборг”), еще одна находится на ремонте (“Алроса”), возвращение в строй планируется в 2019 году. Успешно эксплуатируется только одна подлодка “Дмитров”, спущенная на воду в 1986 году.
Проблемы Балтфлота
Что же представляет собой Дважды Краснознаменный Балтийский флот? Сейчас это сложный механизм, в который входят: штаб флота в Калининграде, военно-морские базы в Балтийске и Кронштадте, 5 бригад надводных кораблей, бригада подводных лодок, соединения вспомогательных и поисково-спасательных судов, морская авиация, береговые войска, а также части ПВО, тылового технического и специального обеспечения.
На бумаге все это выглядит очень солидно. Реальность, однако, такова, что ДКБФ располагает более скромными силами, чем, допустим, Краснознаменный Северный или Тихоокеанский флоты. Впрочем, подобная ситуация сложилась отнюдь не в наши дни.
Еще в начале 80-х годов XX века в отечественном ВМФ ходила шутка, что «СФ — самый флот, ТОФ — тоже флот, ЧФ — чи флот, чи не флот, а БФ — бывший флот». Дело в том, что с момента своего основания и до 1950-х годов Балтфлот являлся самым крупным и мощным соединением Военно-морского флота нашей страны. Но с реализацией программы строительства океанского флота ДКБФ утратил свое первостепенное значение. При этом современный Балтфлот является основной учебной базой и «кузницей кадров» для ВМФ России.
По официальным данным, на январь 2017 года в составе боевых кораблей ДКБФ числились: 2 эсминца, 4 корвета, 2 сторожевых корабля, 6 малых ракетных кораблей, 6 малых противолодочных кораблей, 7 ракетных катеров, 1 морской тральщик, 5 базовых тральщиков, 9 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на воздушной подушке, 9 десантных катеров и 2 дизель-электрические подводные лодки.
Таким образом, без учета вспомогательных судов, ДКБФ может теоретически выставить 59 боевых вымпелов. На практике же все несколько не так.
Например, эсминец «Беспокойный», систершип флагмана Балтфлота эсминца «Настойчивый», давно лишился главной энергетической установки и используется в роли учебного блокшива. Сам флагман, носящий на флоте ласковое прозвище «Настя», за двадцать пять лет боевой службы находился в море в общей сложности около двух лет и прошел более 70.000 морских миль. Но сейчас «Настойчивый» в силу проблемной ГЭУ — общей беды для всех эсминцев проекта 956 — от причальной стенки старается отрываться пореже.
Из пары сторожевых кораблей проекта 11540 ходовым является лишь один — «Ярослав Мудрый». Второй СКР, «Неустрашимый», вот уже несколько лет лишен форсажной турбины. Причем совсем недавно оба 11540-х стояли без форсажных турбин! Те неожиданно быстро вышли из строя после того, как еще до Евромайдана прошли модернизацию на николаевском предприятии «Зоря–Машпроект». Причина случившегося была вскрыта сотрудниками ПКБ «Новик», которым пришлось заниматься ремонтом корабельных газотурбинных установок.
Слово — главному конструктору ПКБ «Новик» Леониду Белову: «На переднюю опору ротора компрессора высокого давления поставили демпферную втулку. Установили ее совершенно неправильно. В результате после всего 1200 часов наработки эти втулки на обоих ГТУ разрушились. Конечно, это ошибка. Не исключаю и злой умысел…»
С учетом того, что вместе с исчезновением СССР на территории РФ исчезло и производство корабельных газотурбинных установок, реанимация форсажных турбин двух сторожевиков оказалась весьма нетривиальным заданием. Тем не менее, в четко определенные заказчиком сроки ПКБ «Новик» вместе с самарским ОАО «Кузнецов» вернули форсажную турбину «Мудрого» в строй. А вот «Неустрашимый» на данный момент ремонт еще не закончил…
Не вернулась еще в строй после ремонта и одна из двух балтийских «дизелюх» — подводная лодка Б-806 «Дмитров».
Состав ВВС Балтфлота на 1944 г.
Управление ВВС — Ленинград.
- 8-я МТАД (Борки): 1-й гв. МТАП (Каменка), 51-й МТАП (Новая Ладога), 12-й гв. ПБАП (Борки), 21-й ИАП (Гора-Валдай), 9-я ШАД (Копорье): 7-й гв. ПШАП (Котлы), 35-й ШАП (Копорье), 12-й ИАП (Копорье), 13-й ИАП (Котлы);
- 1-я гв. ИАД (Липово): 3-й гв. ИАП (Сескар), 4-й гв. ИАП (Лавенсаари), 10-й гв. ИАП (Липово);
- 15-й ОРАП (Гражданка): 43-я РАЭ, 44-я РАЭ и 45-я РАЭ (с апреля);
- 11-я ШАД (с июня): 8-й гв. ШАП, 47-й ШАП, 9-й ИАП, 11-й ИАП (Бычье Поле);
- 1 -й УАП (Новая Ладога);
- 1-я ОСАЭ (Гора-Валдай, с июля), 3-я ОБУКАЭ (с июня);
- 13-я ОАРТАЭ (Гражданка), 7-й ОБУКАО (до июня);
- 17-й ОТАО, 16-е ОСАНАЗ, 23-е ОАЗСВ (все — до июля).
Награды ВВС КБФ
За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистской Германией, указами Президиума Верховного Совета СССР, приказами Верховного Главнокомандующего и Народного Комиссариата ВМФ были преобразованы в гвардейские, награждены орденами и удостоены почётных наименований следующие части и соединения ВВС БФ.
Разведывательная авиация:
— 15-й отдельный разведывательный авиационный полк был награждён орденами Ушакова и Красного Знамени, присвоено наименование «Таллинский».
Минно-торпедная и бомбардировочная авиация:
— 8-я минно-торпедная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени, присвоено наименование «Гатчинская»;
— 1-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 1-й гвардейский МТАП, награждён орденом Красного Знамени. Ему было присвоено почётное наименование «Клайпедский»;
— 51-й минно-торпедный авиационный полк был награждён орденами Ушакова и Нахимова. Ему было присвоено почётное наименование «Таллинский»;
— 73-й бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 12-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк. Он также был награждён орденами Ушакова и Красного Знамени и получил почётное наименование «Таллинский».
Штурмовая авиация:
— 9-я штурмовая авиационная дивизия была награждена орденами Ушакова и Красного Знамени. Ей было присвоено почётное наименование «Ропшинская»;
— 57-й (скоростной бомбардировочный) штурмовой авиационный полк был преобразован в 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиационный полк и награждён орденами Ушакова и Красного Знамени. Полку было присвоено почётное наименование «Таллинский»;
— 35-й штурмовой авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и ему присвоено почётное наименование «Таллинский»;
— 8-й гвардейский штурмовой Феодосийский авиационный полк ВВС ЧФ/БФ был награждён дважды орденом Красного Знамени.
Истребительная авиация:
— 3-я истребительная авиационная дивизия (бывш. 61 -я ИАБ) была преобразована в 1 -ю гв. ИАД и награждена орденом Красного Знамени. Ей было присвоено почётное наименование «Выборгская»;
— 5-й истребительный авиационный полк был преобразован в 3-й гв. ИАП и награждён орденом Красного Знамени;
— 9-й истребительный авиационный полк был награждён орденами Красного Знамени и Ушакова, а также удостоен почётного наименования «Клайпедский»;
— 13-й истребительный авиационный полк был преобразован в 4-й гв. ИАП и награждён орденом Ушакова;
— 71-й истребительный авиационный полк был преобразован в 10-й гв. ИАП и награжден орденом Красного Знамени;
— 13-й истребительный Краснознамённый авиационный полк (П-го формирования) (бывш. 13-я ОИАЭ) был преобразован в 14-й гв. Краснознамённый ИАП. Полк был награждён орденом Ушакова и ему было присвоено почётное наименование «Клайпедский».
Специальная авиация:
— 13-я отдельная корректировочно-буксировочная авиационная эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени и ей присвоено почётное наименование « Клайпедская ».
- Разные источники приводят различное количество летательных аппаратов в составе того или иного соединения (объединения). К сожалению, как правило, нет ссылки на то, какие цифры имеются в виду — по штату, по списку или исправных самолётов. А они могут значительно отличаться друг от друга. Бывший командующий ВВС и ПВО БФ генерал-лейтенант В.Н.Сокерин приводит свои данные, по состоянию на 22 июня 1941 г.: «Всего в своём составе ВВС БФ имели 656 боевых самолётов, из них: бомбардировщиков — 172; разведчиков — 131; истребителей — 353». Как видите, совпадает только число разведчиков. Поэтому каждый читатель должен для себя определить, что приведённые в книге цифры, характеризующие боевой состав ВВС флотов, не догма, и выбрать более достоверный для себя источник информации. []
- Прим. авт. Справедливости ради, следует констатировать, что в составе полка в 1945 г. имелось несколько амфибий PBY-6A «Каталина», которые могли базироваться как на берегу, так и на воде. []
- По данным РГА ВМФ, данный полк был сформирован ещё в середине 1938 г. на базе 105-й АБ, хотя ряд источников (18) и (30) числят эскадрильи, входящие в него вплоть до начала Зимней войны, отдельными авиационными частями. []
Плюс трофеи
В конце 1945 – начале 1946 года в состав КБФ были включены полученные по разделу между союзниками бывшие корабли кригсмарине: легкий крейсер «Нюрнберг» (у нас – «Адмирал Макаров»), 10 эскадренных миноносцев, 10 подводных лодок (приказ НК ВМФ № 049 от 13.2.46), всего уже к 22 февраля 1946 года от Германии было принято 440 кораблей, катеров и вспомогательных судов.
Более трехсот единиц, в основном вспомогательных судов еще подлежали передаче. Почти все корабли и суда, полученные по репарациям, находились в плохом техническом состоянии и нуждались в капитальном или среднем ремонте.
Из боевых кораблей наибольшую ценность для КБФ представляли эсминцы «Проворный» (Z 33, вступил в 1943 году, водоизмещение 3597 т, пять 150-мм орудий), отчасти «Прочный» (Z 20, Carl Galster, 3415 т), «Пылкий» (Z 15, Erich Steinbrinck, 3165 т), «Прыткий» (Z 14, Fridrich Inn, 3165 т), «Примерный» (T 33, вступил в 1944 году, 1754 т, четыре 105-мм орудия), «Подвижный» (1940 год, 1082 т), «Порывистый» (T 17, 1098 т), подводные лодки нового типа (XXI серия) H-27, H-28, H-29 и H-30 (1945 год, 1621/1819 т, подводная скорость 16 узлов), тральщики типа М-40 (30 единиц, 775 т) и быстроходные десантные баржи.
Эти корабли, а также морально устаревшие крейсер, подводные лодки и многие другие, тем не менее после ремонта прослужили в составе флота до середины 50-х годов. Они позволили обеспечить определенный уровень соотношения сил на театре и боеготовность, а также решение важнейшей тогда задачи боевого траления. Считалось, что боевое траление закончилось к 1957 году. Его обеспечили пять бригад тральщиков. Постепенно тральные силы начали сокращать, хотя минная опасность, очевидно, сохранялась до конца 60-х годов.
Следует также отметить, что боеготовность флотов снижалась длительными сроками ремонта, который во многих случаях, особенно с трофейными кораблями, оборачивался напрасной потерей средств и времени. Годами ремонтировались и корабли отечественной постройки. Так, по данным, опубликованным М. В. Котовым, капитальный ремонт лидера «Ленинград» продолжался восемь лет, капитальный ремонт крейсеров типа «Киров» в среднем составил пять лет, средний ремонт крейсеров и эсминцев занимал около двух лет, текущий – около одного года. В апреле 1950-го из двух крейсеров и 12 эсминцев 4-го ВМФ были боеспособны только два эсминца, остальные находились в ремонте.
Проблема обеспечения технической готовности была временно снята в начале 50-х годов в связи с массовым вступлением в строй многих кораблей десятилетнего плана. В 1949–1954 годах на заводах Ленинграда были построены крейсера «Свердлов», «Жданов», «Адмирал Ушаков», «Александр Суворов», «Адмирал Сенявин», «Дмитрий Пожарский», «Орджоникидзе», «Александр Невский». «Адмирал Лазарев» (проект 68-бис, 16 400 т, 12 орудий калибра 152 мм), 16 эсминцев типа «Смелый» (проект 30-бис). Четыре крейсера предназначались для Балтики. Также в строй вступили десятки новых сторожевых кораблей проекта 50, средних и малых подводных лодок проекта 613 и А615, торпедных катеров.
Авиация была перевооружена на реактивные самолеты – истребители Миг-15 и Миг-17, бомбардировщики Ил-28 и Ту-16. К 1956 году в обоих флотах на Балтике имелись две истребительные, две минно-торпедные, одна штурмовая авиадивизии, разведывательный авиаполк, три отдельные авиаэскадрильи.
Изменения в составе нашего флота на Балтике в 1945–1955 годах показаны в таблице.