«Начинается эра беспилотников»
По мнению экспертов, беспилотная авиация является одной из самых быстроразвивающихся отраслей военной индустрии и её значение на поле боя с каждым годом будет возрастать.
Также по теме
«Сможет вести разведку автономно»: какими возможностями будет обладать ударный беспилотник ВКС «Охотник»
В России впервые поднялся в воздух тяжёлый разведывательно-ударный беспилотный комплекс «Охотник». Об этом сообщили в Минобороны РФ….
«Сейчас начинается эра беспилотников. Роботизация военного дела — генеральное направление развития. Всё чаще боевые задачи будут перекладываться на технику. Вполне вероятно, что через несколько десятилетий в воздухе будут сражаться беспилотные аппараты, а люди, управляющие ими, будут находиться далеко в тылу либо на одном из самолётов, который с воздуха будет управлять этой техникой», — рассказал в интервью RT военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец.
Как пояснил аналитик, главным достоинством БПЛА является возможность его эксплуатации без риска для жизни военных.
«БПЛА позволяют не использовать людей. При этом с их помощью можно экономно и быстро получать точные координаты целей, по которым нужно наносить удары. Беспилотники для любой армии — это мощные электронные глаза, которые позволяют видеть поле боя. Ещё одна особенность БПЛА заключается в том, что они могут не только разведывать местность, наносить ракетные или бомбовые удары по позициям противника, но и выполнять задачи по радиоэлектронной борьбе», — заявил Баранец.
В контексте развития индустрии беспилотников знаковым стало, по словам аналитиков, применение БПЛА Турцией во время обострения ситуации в сирийском Идлибе в начале 2020 года. Как отметил военный эксперт Дмитрий Литовкин, действия Анкары можно назвать первым в истории масштабным использованием ударных беспилотников.
- Турецкий БЛА Bayraktar TB2. Данная модель использовалась Анкарой в Сирии
«Тактика турецких ВВС достойна изучения, потому что это первое массированное применение БПЛА для решения задач по уничтожению наземных целей», — сказал он в интервью RT.
Вместе с тем аналитик отметил, что такой подход эффективен только в противостоянии с группировками боевиков и слабо вооружёнными армиями.
Также по теме
Боевые дроны, сапёры и пожарные: какие роботы стоят на вооружении российской армии
Инженерные войска общевойсковой армии Западного военного округа начали обучаться управлению роботизированными комплексами…
«Надо понимать, что если бы турки воевали с американцами или с нами, то такого успеха бы не было, потому что у нас существуют системы ПВО, которые могут с высокой эффективностью уничтожать БПЛА», — пояснил эксперт.
По словам Литовкина, российское руководство уделяет особое внимание разработке роботизированных боевых систем, причём не только в сфере авиации. «В Министерстве обороны существует огромная программа по созданию различных беспилотников и беспилотных систем управления
Это всё одна комплексная задача, которая выводит наши вооружённые силы на новый уровень», — говорит эксперт
«В Министерстве обороны существует огромная программа по созданию различных беспилотников и беспилотных систем управления. Это всё одна комплексная задача, которая выводит наши вооружённые силы на новый уровень», — говорит эксперт.
Аналогичной точки зрения придерживается и Виктор Баранец. Он напомнил, что после распада СССР Россия была вынуждена заморозить многие разработки в сфере беспилотной авиации, однако в последние годы активно навёрстывает упущенное.
[править] История
Первыми беспилотными аппаратами были созданные военным инженером Чарльзом Кеттерингом, при финансовой поддержке США, The Kettering Aerial Torpedo, Kettering Bug, которые должны были быть фактически крылатыми бомбами, которые по часовму механизму отстреливали крылья и падали на цель. Дальше испытания моделей дело не пошло.
Первый неодноразовый БПЛА был разработан Британцами в 1933 году. Разработке дали название Queen Bee. Всего было создано три БПЛА на базе биплана Fairy Queen, радиоуправление осуществлялось с корабля, два авварата в ходе испытаний разбились, третий совершил удачный полёт. Это считается первый удачный опыт создания БПЛА. В ходе Второй Мировой Войны ВМС США в 1944 году применяла дистанционно управляемые самолёты B-17, которые использовались для авианалётов на базы германских подводных лодок.
Сегодня производятся и проектируются различные БПЛА с размерами не превосходящие крупных птиц, до полноразмерных самолётов с практическим потолком до 25 км мировым лидером в производстве БПЛА является США, на втором месте Израиль, на третьем Великобритания.
[править] СССР/Россия
В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д». В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности.
На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер, воздушного наблюдения и разведки, морского наблюдения, ударного назначения, бесшумного наблюдения, дистанционного зондирования, ложные мишени. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно.
«Взаимодействие с самолётом-лидером»
Борис Обносов не уточнил, для каких моделей БПЛА создаются малогабаритные боеприпасы. Однако известно, что Sukhoi и «Кронштадт» последние годы разрабатывают несколько разведывательно-ударных БПЛА тяжёлого класса.
Наиболее выдающимися возможностями, по мнению экспертов, обладает беспилотник С-70 «Охотник». Первый полёт аппарат совершил в августе прошлого года, а в сентябре поднялся в воздух вместе с истребителем пятого поколения Су-57.
«Во время полёта было отработано взаимодействие между БПЛА «Охотник» и самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО», — сообщили в Минобороны.
С-70 оснащён однодвигательным силовым агрегатом (предположительно, АЛ-41Ф-1), нетрадиционным для отечественной авиастроительной школы.
«Выбор в пользу однодвигательной установки действительно кажется необычным. Однако это не дань какой-либо моде. Необходимость в таком силовом агрегате продиктована сложными инженерными расчётами, направленными на обеспечение заданных лётных характеристик», — отметил Дьяконов.
Также по теме
Виртуальный двойник: как техобслуживание боевых самолётов ВКС России переводят в цифру
Российские учёные создают для ВКС интерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР). Появление этой системы должно значительно…
Характеристики «Охотника» не раскрываются, однако на кадрах полёта в паре с Су-57 видно, что по размерам он близок к пилотируемому истребителю ВКС. Эксперты полагают, что масса С-70 составляет порядка 20 тонн, всё вооружение БПЛА размещается внутри фюзеляжа.
Заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов в разговоре с RT предположил, что по ряду систем и агрегатов «Охотник» будет унифицирован с Су-57. Кроме того, обе машины, по его мнению, будут действовать на поле боя в едином тактическом звене.
«Велика вероятность, что в будущем задачу прорыва ПВО противника будет выполнять звено в составе двух истребителей и трёх тяжёлых БПЛА. Речь идёт о связке Су-57 и «Охотника», — рассуждает Попов.
Схожей точки зрения придерживается и Эдуард Багдасарян. Правда, по его мнению, «Охотник» сможет также выполнять задачи совместно с другими истребителями ВКС. Кроме того, как считает эксперт, С-70 способен действовать автономно, поскольку обладает грузоподъёмностью, сравнимой с некоторыми истребителями.
«Полезная нагрузка «Охотника», как я думаю, составляет около четырёх тонн. Конечно, этот показатель будет меняться в зависимости от количества топлива, дальности и высоты полёта. Тем не менее очевидно, что перед «Охотником» открываются широкие перспективы. Он сможет нести бомбы разного калибра, его арсенал будет весьма разнообразен», — отметил Багдасарян.
Украина
М-6 Жайвир
М-10 «Око»
-
UAV «Sparrow» “Sparrow” UAV/UAC — Разведывательный БПЛА, тип “поле боя «Спарроу»
-
UAC «Columba» “Columba” UAV/UAC — Тактический многоцелевой разведывательный БпАК «Колумба»
- М-6 «Жайвир»
- М-7 «Небесный патруль»
- М-10 «Око»
- Сокол-2 (БПЛА)
- Стрепет (БПЛА)
- А-3 «Ремез» — тактический разведывательный БПЛА
- А-4К-«Альбатрос» — многоцелевой разведывательный БПЛА
- А-5 «Орлан» — тактический разведывательный БПЛА
- А-6 «Беркут» — многоцелевой тактический разведывательный БПЛА
- А-10 «Феникс» — стратегический разведывательный БПЛА
- А-11 «Стриж» — тактический разведывательный реактивный БПЛА или мишень
- А-12 «Ураган» — разведывательный БПЛА вертикального взлёта и посадки
- SMIC Aerospace
- Observer SM 1
- Supervisor SM 2
- Supervisor SM 2B
- Supervisor SM 2D
- Viper SM 3
- Microvisor SM 7
- Microvisor SM 7М
Современное положение
На настоящий момент наиболее перспективные БПЛА России представлены следующими основными моделями:
Наименование | Краткая характеристика |
«Иноходец» | Примерный аналог «Predator» MQ-1 |
«Альтаир» | Примерный аналог Reaper MQ-9 |
«Дозор-600» | Средневысотный тяжелый. Большая продолжительность и дальность полета |
«Охотник» | Тяжелый ударный БПЛА |
«Орлан-10» | Разведывательный малого радиуса действия |
На практике единственным серийные БПЛА России сейчас представлены комплексом артиллерийской разведки «Типчак», способным выполнять узко очерченный круг боевых задач, связанных с целеуказанием. Подписанный в 2010 г. договор «Оборонпрома» с фирмой IAI на крупноузловую сборку израильских беспилотников можно рассматривать как временную меру, не обеспечивающую развития российских технологий, а лишь прикрывающую брешь в ассортименте отечественного оборонного производства.
Некоторые перспективные модели можно рассмотреть по отдельности в рамках общедоступной информации.
Дрон-истребитель
В настоящее время уже утвержден план и график работ по новому беспилотнику С-70, рассказали «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе. Согласно приложению, с которым удалось ознакомиться изданию, в последнем квартале нынешнего года сборочное производство должно получить комплект деталей из полимерных композиционных материалов для планера дрона. В первой половине 2021-го — еще два набора. Стоимость одного составляет 286 млн рублей.
Нашлись «Охотники»
Макет беспилотного летательного аппарата С-70 «Охотник» на Международном авиационно-космическом салоне – 2019
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
Три новые машины будут строиться по новому государственному контракту. Минобороны подписало его с компанией «Сухой» в последние дни прошлого года после успешного завершения научно-исследовательской работы по теме «Охотник», рассказали «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе.
Также ожидается, что три этих БЛА будут отличаться от прототипа по внешнему виду. На них выполнены доработки для снижения радиолокационной заметности, добавили источники. Один из аппаратов останется на земле. Его используют для проведения ресурсных испытаний. Два других станут летными экземплярами.
Первоначально завершить опытно-конструкторские работы планировалось до конца 2025 года, а испытания в ударном варианте с различным оружием должны были пройти в 2023–2024 годах. Но в начале августа на встрече с Владимиром Путиным глава Объединенной авиастроительной корпорации «ОАК» Юрий Слюсарь рассказал, что военное ведомство попросило максимально ускорить процесс, чтобы уже в 2024 году начать поставки новейшей техники в войска.
Нашлись «Охотники»
Как ранее сообщали «Известия», летом «Сухой» застраховал прототип С-70 на сумму 1,3 млрд рублей. Отдельно в 145 млн рублей оценили наземный пункт управления. Планируется, что после начала серийного производства беспилотника сумма снизится примерно до 1 млрд.
— Прототип С-70 уже интенсивно трудился на испытаниях в паре с Су-57, — рассказал военный эксперт Владислав Шурыгин. — Габариты, а также мощность двигателя позволяют установить на него полноценный радар и оптико-локационную станцию. Но вряд ли тяжелый беспилотник станет «чистым» истребителем. Все современные самолеты этого класса давно превратились в многоцелевые машины, которые могут уничтожать и воздушные, и морские, и сухопутные цели.
Грузоподъемность «Охотника» позволяет ему нести не только множество дальнобойного вооружения класса «воздух–воздух», но и тяжелые бомбы и крылатые ракеты для атаки наземных объектов. По своей конструкции эта машина изначально создавалась для действий в условиях конфликтов высокой интенсивности, для прорыва мощной ПВО и ударов по стратегическим целям, напомнил эксперт.
Новые направления
Группе компаний «Кронштадт», поставившей Министерству обороны первый комплект из трех беспилотников и станции управления для них, еще предстоит продемонстрировать свои возможности по серийному производству «Орионов». Но амбиции фирмы ими не ограничиваются. На выставке «Армия-2020» компания впервые представила полноразмерные макеты более крупных аппаратов, которые она разрабатывает в инициативном порядке.
Среди них — семитонный реактивный «Гром», который должен применять как бомбы, так и ракеты «воздух–воздух». Опыт, заработанный при создании, испытаниях и постановке в серийное производство «Орионов», может помочь компании быстрее довести до ума свои более тяжелые аппараты. Тем не менее пока официальных заявлений о новых контрактах на них от Минобороны не было, а сами работы находятся на ранней стадии.
Небесное дело_5
Макет средневысотного беспилотника большой продолжительности полета «Орион-Э» на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
Настало время модернизации и сокращения разнообразия имеющихся на вооружении легких разведывательных аппаратов «первой волны». Они разработаны и начали поступать в войска еще в 2013–2014 годах. Наиболее успешные модели, такие как «Орлан-10» и «Элерон-3», могут быть обновлены с использованием более современных компонентов. Остальные образцы должны быть заменены перспективными моделями.
— Что касается применения беспилотников тактического класса и насыщенности ими войск, то у нас с этим всё в порядке, — считает Виктор Мураховский. — В каждой бригаде Сухопутных войск есть рота беспилотников, есть они в морской пехоте и береговых войсках флота. В Сирии мы умеем одновременно держать по 50–70 беспилотников в разных районах страны. Так что сказать, что мы безнадежно отстали, нельзя. Но есть направления, где еще нужно приложить усилия.
Россия, по данным Минобороны, имеет на вооружении свыше двух тысяч небольших разведывательных БЛА с продвинутыми возможностями. Разрабатывается семейство из сложных и тяжелых беспилотников с массой свыше одной тонны. Но ниша средних машин, весящих от ста до тысячи килограммов, остается почти незанятой. Именно в ней есть возможность быстрее и дешевле разработать новые ударные и многоцелевые машины с большим боевым потенциалом.
История развития военных беспилотных летательных аппаратов
Проекты по созданию летательных аппаратов, которые бы управлялись дистанционно или автоматически, появились еще на заре прошлого столетия, но существующий уровень техники не позволил воплотить их в жизнь.
Первым БПЛА считается дистанционно управляемый самолет Fairy Queen, который был построен в Англии в 1933 году. Его использовали в качестве самолета-мишени для тренировок истребителей и зенитчиков.
Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», успели изготовить около 25 тыс. штук и активно применяли для обстрелов Англии.
Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.
В послевоенные годы беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, а американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Они проводили аэрофотосъемку, вели радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.
Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.
В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.
Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, в 2012 году на вооружении ВС США находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.
Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.
Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Часто они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков беспилотник уничтожал свадебный кортеж или похоронную процессию. Подобные инциденты обычно получают широкую огласку. В последние годы на Западе даже появились общественные организации, которые призывают отказаться от использования дронов в военных целях. Дескать, они часто промахиваются, что приводит к жертвам среди мирного населения.
Россия пока серьезно отстает в области создания беспилотных боевых систем, этот факт неоднократно признавали представители МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузинского конфликта в 2008 году.
В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, который предусматривал создание на территории РФ завода по лицензионной сборке израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.
Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с зарубежными аналогами.
Деньги потратили без результата
Остановив советские проекты, российское руководство так бы и пребывало в прекраснодушном настроении, если бы не принуждение Грузии к миру в 2008 году. Тогда противник активно применил для разведки беспилотники. По заявлению грузинского лидера Михаила Саакашвили, в то время на вооружении ВС республики состояло около 40 израильских дронов Hermes-450 и Skylark. Имелись также у грузинских вояк украинские различные ЗРК, прежде всего «Бук-М1» и «Оса-АК/АКМ». В итоге наша авиация понесла существенные потери, о чем до сих пор досконально мало что известно. Одних боевых самолетов мы потеряли шесть, среди них Су-24М, Су-24МР, Су-24М и даже ракетоносец Ту-22М3, не считая вертолетов. Плюс три танка, до 20 легких бронемашин. Но самое главное – погибли 67 военнослужащих. Такова цена победы. Это был серьезный удар по престижу Российской армии и страны.
Первым забил тревогу первый замминистра обороны России (2010–2011), руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос, 2011–2013) генерал армии Владимир Поповкин. На одном из брифингов в узком кругу (тогда пресс-служба МО РФ еще проводила их в так называемом Клубе редакторов на Знаменке), где я присутствовал, он открыто заявил: «У нас беспилотники только начали появляться в войсках. Они в первую очередь разведывательные и летают не очень долго – по часу-два. А ударных БЛА, которые есть, например, в США и Израиле, в стране вообще нет». Назвал Поповкин и причину подробного положения дел. По его словам, многие фирмы получили огромные деньги (на разработку дронов), но ничего не сделали. Пришлось закупать израильские и французские машины, разбирать их и изучать, как устроены.
Но главное было в другом: в стране отсутствовала четкая идеология использования беспилотников, к предприятиям-разработчикам предъявлялась низкая требовательность со стороны военного ведомства. Все это и привело к тому, что было потрачено от трех с половиной до пяти миллиардов рублей, но беспилотники с заданными характеристиками так и не появились.
Поповкин тогда, помню, прямо назвал эту цифру – пять миллиардов рублей с явным намеком на коррупционную составляющую. «…Мы провели испытания всех представленных российской промышленностью беспилотных летательных аппаратов. Ни один из них не выдержал программу испытаний», – подчеркнул он в 2010 году и пообещал навести порядок в отрасли.
К сожалению, сделать это из-за болезни ему не удалось. Но тот провал стране икается до сих пор. Мы никак не можем догнать западных партнеров в создании ударного беспилотника, хотя в разработке легких разведывательных БЛА дело сдвинулось и они уже давно поступают на вооружение. Только изначально они могли передавать сведения на КП, в то время как дроны передовых армий мира были встроены в систему вооружения. Обнаруживали цель в обороне противника и тут же передавали ее координаты огневым комплексам (артиллерия, ракетные ПУ)
То есть мало создать разведывательный аппарат, важно, чтобы он вошел в единую комплексную систему вооружения, взаимодействовал с ней, управлялся на расстоянии
Кроме того, предприятия, которые должны были делать беспилотники, у нас просто прозябали. Между ними и Минобороны шли «ценовые войны». У бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, например, была такая позиция: если нет приличных ВВТ в России, купим за рубежом. МО РФ тогда подписало два контракта с Израилем на опытную эксплуатацию различных типов БЛА и производство дронов по израильской лицензии. Контракт оценивается примерно в 400 миллионов долларов.
А в 2010–2011 годах огласили планы по созданию совместного с израильской компанией IAI предприятия по сборке БЛА. В частности, для производства в России разведывательно-ударного дрона «Дозор-600». Затрачено около трех миллиардов рублей, но неизвестно, сколько их стоит на вооружении. Ударных беспилотников в Российской армии как не было, так и нет, хотя в отечественном ОПК есть специалисты, при соответствующем внимании готовые создать необходимый продукт.
Для гражданских и военных нужд
Ещё одной новинкой «Группы Кронштадт» на МАКС-2019 стала летающая лаборатория на базе экспортной версии беспилотника «Орион». В ближайшее время компания подаст в Министерство транспорта заявку на сертификацию нового аппарата. Он также относится к машинам тяжёлого класса.
Отличие модернизированного «Ориона» от его предшественника заключается в дополнительном контуре управления, необходимом для интеграции БПЛА в информационные системы России и зарубежных государств. Дрон оснащён специальными датчиками и приборами АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание).
«На базе летающей лаборатории мы создаём аппараты для различных нужд. В частности, разрабатывается беспилотник для мониторинга лесных массивов. Это крайне актуальная задача для нашей страны. Аппарат будет определять очаг возгорания, передавая соответствующие координаты и картинку HD-качества на пункт управления. Оптика высокой чёткости, установленная на аппарате, сможет фиксировать лица поджигателей», — рассказал Богатиков.
Также по теме
«Практически неограниченный радиус применения»: российский беспилотник «Альтиус-У» совершил первый полёт
На одном из испытательных аэродромов Минобороны России прошёл первый полёт разведывательного беспилотника «Альтиус-У». Согласно…
Также модификация «Ориона» будет участвовать в тушении лесных пожаров. Беспилотник сможет применять спецсредство, внешне напоминающее малогабаритную авиационную бомбу. Внутри него — мелкораздробленные минеральные соли (порошок, который содержится в переносных огнетушителях). Одна такая бомба, как заявляется, сможет потушить небольшой очаг в отдалённых районах или локализовать возгорание.
Грузоподъёмность обновлённого «Ориона» — 250 кг, размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, крейсерская скорость — 120 км/ч, максимальная высота полёта — 7,5 км, продолжительность полёта — до 24 часов. Аппарат может перевозить грузы на расстояние 500—600 км и эксплуатироваться на аэродромах со взлётной полосой длиной свыше 900 м.
В августе 2019 года первый полёт совершили сразу три отечественных беспилотника тяжёлого класса: разведывательно-ударный комплекс «Охотник» (20 т), БПЛА «Альтиус-У» (5 т) и дрон «Форпост-Р» (около 500 кг). Заказчиком всех трёх аппаратов является Минобороны РФ.
- Беспилотник «Орион-Э» с «порошковой бомбой» на статической экспозиции МАКС-2019
Опрошенные RT эксперты полагают, что парк беспилотников тяжёлого класса позволит России эффективнее решать задачи по мониторингу обширных пространств и труднодоступных территорий. Такие летальные аппараты могут использоваться как для гражданских, так и для военных нужд.
Эксперт констатировал, что на текущий момент у России нет БПЛА тяжёлого класса, за исключением «Форпоста», который с 2012 года выпускается по израильской лицензии. Однако в ближайшие годы ситуация кардинально изменится. С появлением линейки тяжёлых беспилотников РФ сможет проводить мониторинг и разведку, а также наносить воздушные удары малогабаритными боеприпасами.
«На мой взгляд, беспилотные технологии имеют в первую очередь военное значение. Сейчас их вполне можно применять в Сирии и испытывать новые образцы. Эксплуатация тяжёлых БПЛА позволяет снизить риск для жизни военнослужащих. А если говорить о гражданской сфере, то применительно к нашей стране беспилотники необходимо использовать, чтобы отслеживать ситуацию на Северном морском пути и в лесных массивах», — сказал Михайлов.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко заявил в беседе с RT, что разработки в сфере тяжёлой беспилотной авиации заметно ускорились при нынешнем руководстве Минобороны. По его словам, тяжёлые беспилотники не заменят полностью функционал спутника, но их появление увеличит возможности РФ по мониторингу наземной обстановки.
«Военные БПЛА предназначены для ведения разведки и нанесения дистанционных ударов. Гражданские аппараты нужны для получения данных из районов стихийных бедствий. Современной армии и гражданским организациям без таких беспилотников не обойтись»,— подытожил Коротченко.
Другие типы
В перспективной разработке находятся и другие БПЛА России, например, упомянутый «Охотник», беспилотный тяжелый дрон, способный также выполнять различные функции как информативно-разведывательные, так и ударно-штурмовые. Кроме этого, по принципу устройства также наблюдается разнообразие. Беспилотники бывают как самолетного, так и вертолетного типа. Большое число несущих винтов обеспечивает возможность эффективно маневрировать и зависать над интересующим объектом, производя высококачественную съемку. Информация может оперативно передаваться по кодированным каналам связи или накапливаться во встроенной памяти оборудования. Управление БПЛА бывает алгоритмически-программным, дистанционным или комбинированным, при котором возврат на базу производится в автоматическом режиме в случае утери контроля.
По всей видимости, беспилотные российские аппараты в скором времени не будут ни качественно, ни количественно уступать иностранным образцам.
Принцип работы
Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:
- Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
- Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
- Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула»;
- Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
- Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.
Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.
Простейший набор управляющих систем следующий:
- процессор;
- барометр для определения высоты;
- акселерометр;
- гироскоп;
- навигатор;
- оперативное запоминающее устройство;
- приемник сигнала.
Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.
Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.
Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.
Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.