Образ Олега Вещего в книгах
Образ Вещего Олега неоднократно привлекал художников и поэтов. Произведения искусства посвящали ему такие выдающиеся творцы:
-
драма А. Д. Львова в 5 действиях “Князь Олег Вещий”:
-
стихотворение А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”;
-
поэма К. Ф. Рылеева “Думы”;
-
роман Б. Л. Васильева “Вещий Олег”.
В народе Олег прославился не только как великий полководец, но и как волшебник, который мог обернуться “и зверем, и птицей, и насекомым”. С течением времени по образу сказочного чудотворца почти исчез настоящий, правдивый образ князя, который княжил в Киеве.
Восточные походы были воспеты в былине о походе Вольги Святославича на Индийское царство. Очевидно, что прообразом былинного Вольги является Олег. Вольга так же является киевским князем, он обладает уникальными талантами – летает птичкой, бежит волком, несется горностаем, поэтому всегда побеждает врага.
Интересно изучать историю Украины? Вы можете узнать и о других исторических этапах не только читая, но и просматривая онлайн уроки за 7 класс по истории Украины.
Не надоедаем! Только самое важное – подписывайся на наш Telegram-канал
Покорение племён поблизости от Киева
Песнь о Вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам,Их селы и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу емуИдет вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землею?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твое;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…Под грозной броней ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако челоИ взор омрачилися думой.В молчаньи, рукой опершись на седло,С коня он слезает, угрюмый;И верного друга прощальной рукойИ гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время;Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твое позлащенное стремя.Прощай, утешайся — да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром;В мой луг под уздцы отведите;Купайте; кормите отборным зерном;Водой ключевою поите».И отроки тотчас с конем отошли,А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий ОлегПри звоне веселом стакана.И кудри их белы, как утренний снегНад славной главою кургана…Они поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они…
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —Скажите, где конь мой ретивый?Здоров ли? все так же ль легок его бег?Все тот же ль он бурный, игривый?»И внемлет ответу: на холме крутомДавно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твое предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня».И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,С ним Игорь и старые гости,И видят — на холме, у брега Днепра,Лежат благородные кости;Их моют дожди, засыпает их пыль,И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступилИ молвил: «Спи, друг одинокой!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалекой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!»Из мертвой главы гробовая змия,Шипя, между тем выползала;Как черная лента, вкруг ног обвилась,И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега;Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.
[править] Примечания
- Летописное имя и летописное прозвище. См. раздел #Имя и прозвище.
- Нумерованное имя. Отличает Олега от неправящих удельных русских князей из дома Рюриковичей.
- Византийские источники не содержат описания осады Константинополя в 907 г., однако в соответствующем месте византийской хроники Псевдо-Симеона (последняя треть X века) зачем-то вставлено описание могущественного в военном плане народа росов (руси): «Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.» В этом описании учёные видят явную связь с Вещим Олегом. По всей видимости, военные действия русов против Византии при Олеге имели место, но либо были преувеличены русской летописью, либо действительно были настолько неудачны для Византии, что впоследствии вычеркнуты из византийской хроники. Текст договора 911 г. явно переведён с греческого оригинала и поэтому, скорее всего, торговый договор действительно имел место.
Замысел Вещего Олега
Все критические замечания относительно реальности этого похода, который почти нигде не упоминается, верны в том смысле, что полномасштабной войны с Византией у Киевской Руси действительно не было.
Стратегия Олега состояла в том, чтобы прорваться в считающую неприступной бухту Золотого рога, гавань Константинополя, напугать греков демонстрацией военной мощи и хитрости и склонить к подписанию нужных Руси договоров. Со стороны морского входа бухта надежно закрыта, и тогда русы применили известную им еще с 860-го года хитрость – перетащили корабли посуху через полуостров, отделяющий Царьград от внешнего моря.
В этой авантюре хитроумному князю помогли фракийские леса, покрывающие весь полуостров – их можно было рубить «на ходу», подставляя под днища кораблей круглые вальки. А густые виноградники и холмы надежно прятали передвижение кораблей по суше.
Увидев русские суда, беспрепятственно плавающие в неприступной бухте и битком набитые вооруженными воинами, императоры-соправители тут же уселись за стол переговоров. Тем более, что граждане Константинополя вспомнили недавнее предательство (в 904 году империя не помогла жителям осажденным арабами Фессалоник) и решили, что невесть откуда взявшееся войско – это наказание святого Дмитрия, покровителя Константинополя. Нежелание императоров договариваться с русами могло вылиться в открытый мятеж.
Некоторые упоминания о подробностях похода есть в старинных летописях. Венецианский историк Иоанн Диакон писал о том, что «норманны на 360-ти кораблях осмелились приблизиться к Константинополю», но так как город оказался неприступным, опустошили окружающие земли и перебили много людей. Папа Римский Николай Первый упоминал поход Олега, говоря о том, что русы ушли восвояси, избежав мести. В византийских хрониках «Продолжатель Феофана» написано, что русы оцепили город и предали огню все вокруг, а насытившись своим гневом вернулись домой. Словом, Олег Вещий не взял Царьград, но очевидно, это и не было его целью.
Договор с Византией
Князь Олег и в дальнейшем показал себя выдающимся государственным деятелем. К началу X века Древнерусское государство усилилось настолько, что в 907 году Олег предпринял военный поход на Константинополь. Момент был выбран очень удачно, так как в это время Византия была занята войной с арабами и не могла выделить для защиты Константинополя военные ресурсы.
До вооруженного столкновения с Византией дело не дошло — Константинополь счел за благо заключить мирный договор на очень льготных для Древнерусского государства условиях. В 911 году условия договора были подтверждены, а в текст были добавлены еще несколько статей.
Согласно заключенным договорам Византия выплатила большую контрибуцию, предоставив русским купцам право беспошлинной торговли, право на ночлег, возможность ремонта судов. Специально регламентировалось решение ряда юридических и военных вопросов. Примечательно, что тексты договоров были составлены на двух языках — русском и греческом.
Эти события показали, что объединение новгородских и киевских земель успешно завершилось, а созданное при этом государство получило признание в качестве равноправного политического, экономического и военного партнера даже у такого влиятельного государства, каким являлась в то время Византия.
Кратко о содержании основных событий
Поход на Киев
В 882 году, через три года после смерти Рюрика, Олег собрал достаточное количество воинов — к верным ему варягам присоединились уже находящиеся под властью Рюриковичей племена: чудь, словене, меря, весь и кривичи. Вместе с войском двинулся вниз по рекам, расширяя собственные владения. Сначала были захвачены Смоленск и Любеч, князь оставил там гарнизоны и продолжил путь.
Прибыв к Киеву, Олег сначала приказал воинам укрыться, затем хитростью выманил Аскольда и Дира из города, а когда они прибыли к кораблям, объявил, что они не имеют права княжить, в отличии от него и малолетнего княжича Игоря Рюриковича. После этого Аскольда и Дира убили, а сам Олег начал править в Киеве, объявив, согласно летописям:
«Убийство Олегом Аскольда и Дира»худ. К. В. Лебедев
Подчинение соседних племён
Обосновавшись в Киеве с 882 года, князь Олег Вещий начинает распространять свою власть на близлежащие племена, совершая против них походы или убеждая через послов перейти под свое покровительство:
- Поход против древлян — племя покорено, назначена дань «по шкуре черной куницы от дыма (т.е. дома)».
- Поход против северян — покорено, назначена дань меньшая, чем они ранее платили хазарам.
- Переговоры с радимичами — Олег убедил их платить дань ему, вместо хазар, и обещал защиту.
Кроме того, летописи упоминают о «рати», т.е. военных действиях, с племенами уличей и тиверцев, которые не пожелали подчиняться и оказали сопротивление.
Расположения племен и Хазарского каганата во времена Олега Вещего
Осада Киева венграми
В период между 895-898 годами, в ходе массовой перекочёвки на запад, венгерсие племена подошли к Киеву. Предположительно возглавляемые своим ханом Альмошем, венгры переправились на правый берег Днепра на плотах. Выступивший против них киевский князь был разбит в сражении и скрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады венгры пошли на приступ. Город не был взят, и начались мирные переговоры, в результате которых осаждающие получили большой откуп и покинули киевские земли.
Карта отражающая путь миграции венгерских племён на запад
Поход на Царьград (Константинополь)
Соглсано Повести Временных лет, в 907 году Олег совершил поход на Царьград, для чего была собрана большая армия — 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ приказал затворить ворота города и поднять перегораживающие гавать железные цепи, на что Олег ответил хитростью:
Греки предложили Олегу мир и дань, послав переговорщиков снабжённых вином и пищей, которые были отравлены. Олег предвидел возможность отравления и вылил вино на землю. Тогда греки согласились на условия Олега: он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о привилегированном положении русских купцов в Византии.
«Щит русской славы» — князь Олег Вещий прибивает свой щит к вратам Царьграда в знак победыХуд. Б. Ольшанский, 2013
Посольство 911 года и подтверждение мирного договора
В 911 году Олег направил в Константинополь послов, подтвердивших «многолетний» мир и заключивших новый договор.
Договор подтверждал дружественные отношения Византии и Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.
Наиболее выгодным для Руси оставалось положение договора согласно которому русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, а империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Также купцам предоставлялось право беспошлинной торговли в Византии, а для имеющих желание русских воинов допускалась возможность найма на служение в Византии.
Русско-византийский договор 911 года Радзивиловская рукопись лист 42
Поход на Византию
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в и . Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров и гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Каковы требования к историческому портрету?
Логично, что об историческом деятеле нужно сказать: кто он, когда жил, какие посты занимал? Обозначить цели его деятельности (предлагаю сегодня именно это считать за направления как требование задания). Другой подход — по характеру деятельности для правителя выглядит не совсем корректным. Что он делает? Он правит, он ведет политику, он борется за власть, он расширяет территорию своего государства, ведет его внутреннюю и внешнюю политику, осуществляет реформы. Именно это — классические направления деятельности для российского монарха. Их можно принять за своеобразные «клише» для задания С6.
Характеристика направления. Нам требуется не просто указать, что хотел сделать правитель, а для чего?
Результативность — это, как правило, факты из истории, присоединенные территории, покоренные народы, заключенные договоры, совершенные походы.
Теперь реализуем эту схему на примере создателя Древнерусского государства — Олеге Вещем.
Образ Вещего Олега в искусстве
В драматургии
Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.
В литературе
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
- Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге» (1822)
- Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий (1825)
- Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге» (1967)
- Васильев Б. Л. «Вещий Олег» (1996)
- Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN 978-5-9973-2744-6
- Никитин Ю. А. «Ингвар и Ольха» (1998)
В кино
- Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин.
- Покорение (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей.
- Сага о викингах (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости).
- Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) — документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.
- В сериале «Викинги» (2013—2020), в роли Олега — российский актёр Данила Козловский. В сериале Олег христианин.
Памятники
- В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
- Памятник Вещему Олегу и молодому Игорю В Любече
- В сентябре 2020 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
- Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция)
Описание событий
Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни
Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:
Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.
Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.
Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.
Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция
Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.
«В лето 907. Идущие на Царьград» Ольшанский Б.М.
Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:
Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».
Приношение греками Олегу яств с отравою.
Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:
После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.
В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.
«Щит русской славы» Худ. Б. Ольшанский, 2013 Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.
Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:
Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.
879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».
Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).
882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.
882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.
882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.
882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.
Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.
Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.
883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.
884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.
885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.
885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.
Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.
886 г. Началось правление византийского императора Льва VI Мудрого (Философа) (886-912 гг)
Осуществил важное изменение старых законодательных норм. Вел войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 с Болгарией
898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.
Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.
X-XII вв. Складывание древнерусской народности.
903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.
907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Оставление князя Игоря Рюриковича наместником в Киеве.
907 г. Заключение мирного договора с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией.
Позднее 907 г. Князь Олег получил прозвище Вещий.
909-912 гг. Военные походы русов на южное побережье Каспийского моря.
911 г. Поход князя Олега на Константинополь.
912 г. 2 сентября — Заключение мирного договора с Византией. Олег впервые назван «великим князем русским». В договоре Русь впервые упомянута как государство.
912 г. Смерть великого князя Киевского и князя Новгородского Олега.
Последствия похода князя Олега на Киев
Весть об успехах новгородцев быстро облетела славянские племена и дошла до Византии.
Правление князя Олега в Киеве продлилось около 24 лет. Именно им было заложено ядро Древнерусской державы, так как вскоре его власть признали племена северян, полян, древлян, кривичей, ильменских словен, вятичей, уличей, радимичей и тиверцев. В столицах подчинившихся им княжеств Олег стал назначать своих людей, посредством которых организовал централизованное управление созданной им державой. Кроме того, стали совершаться ежегодные объезды земель, вошедших в состав Древнерусского государства, что позволило заложить основу судебной и налоговой систем.
Таким образом, поход князя Олега на Киев (дата выступления войска из Новгорода неизвестна) стал одним из важнейших событий в истории нашей страны. В частности, он закрепил главенство за родом Рюрика, который правил Русью вплоть до начала 17 века (последний представитель на престоле — Василий Шуйский).
Теперь вы знаете, когда произошли такие исторические события, как поход князя Олега на Киев и образование Древнерусского государства. К сожалению, до наших дней сохранилось слишком мало информации об этой полулегендарной личности. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что Вещий Олег сыграл важнейшую роль в истории России.
Поход Олега на Киев
В 882 году Олег предпринял военный поход на Киев, находившийся тогда под властью князей Дира и Аскольда. Поход оказался успешным. Воины дружины, действуя под видом мирных торговцев, обманным путем сумели заманить в ловушку и убить Дира и Аскольда, а Олег после этого объявил жителям Киева, что он и есть настоящий князь. Обман и убийство по тем временам были делами совершенно обыденными, возможно, именно поэтому горожане приняли власть Олега без возражений и сопротивления.
Еще по дороге к Киеву князь подчинил своей власти Смоленск и славянские племена, находившиеся по этому пути. Дальновидность Олега не вызывает сомнений. Захват Киева и объединение его с Новгородом были очень важными, но только отдельными частями обширного плана. Главной целью Олега было взятие под полный контроль всего пути «из варяг в греки». Путь был длинный — от рек северо-запада, далее по Днепру, а затем по Черному морю до богатейшего Константинополя, столицы Византии.
Первые успехи нового государства
Практически сразу после вступления в Киев князь Олег «пошел войной» на племя древлян, живших в дремучих лесах на берегах Припяти. Они встретили варяжскую дружину с оружием в руках. Однако в битве киевляне вышли победителями, а их противники вынуждены были платить дань черными куницами и другим пушным зверем.
Еще два года потребовалось Олегу для покорения земель радимичей и днепровских северян, проживавших восточнее Киевщины. Эти племена платили дань хазарам, против которых они не могли бороться в одиночку. Олег проявил себя искусным дипломатом. Он предложил радимичам и северянам платить ему меньшую дань взамен на защиту от Хазарии. Так поход князя Олега на Киев (882 г.) привел впоследствии к уничтожению власти чужеземного хана над славянскими племенами.
Кроме того, известно, что ему удалось пропустить через свои владения воинственных угров, вынужденных покинуть насиженные земли близ Урала из-за постоянных стычек с печенегами.
В последующие годы (вплоть до 906 г.) Олег занимался защитой рубежей своего государства. Подросший Игорь не спешил требовать передачи ему власти, так как авторитет опекуна у вельмож и ратников был намного выше, чем у молодого князя.
В 906 году Олег отправился войной на Царьград и закрепил на его стенах свой щит, заключив несколько договоров, способствующих развитию торговли и получив огромную разовую дань. Умер Олег в 912 году. По легенде, причиной его смерти стал укус ядовитой змеи.
Подготовка похода
На то, чтобы привести свой грандиозный по тем временам военно-политический замысел в исполнение, князю Олегу понадобилось немало времени и усилий. В 882 году ему удалось собрать большую рать, состоящую не только из дружины варягов и новгородских воинов, но и кривичей, чуди из Изборска, веси из Белоозера и мери из Ростова. Во главе войска стал сам Олег. Для того чтобы придать своим действиям законный характер, он взял с собой Игоря, которому на тот момент едва исполнилось 5 лет. Рать двинулась на Киев на ладьях, представляющих собой славянские однодеревки. Они легко разбирались и собирались, поэтому такие суда можно было в случае необходимости перетаскивать волоком из одной реки в другую.
Путь из варяг в греки
Маршрут, по которому должен был проходить поход князя Олега на Киев, был ему хорошо известен. Он являлся частью торгового пути «из варяг в греки», которым скандинавские купцы пользовались для того, чтобы добираться до Константинополя. Традиционно их путь проходил от Варяжского (Балтийского) моря через Финский залив вверх по Неве. Затем он шел по Ладожскому озеру, оттуда вверх по Волхову и по озеру Ильмень. Далее ладьи следовали вверх по реке Ловати, и их нужно было волоком перетаскивать в Днепр. В конце пути путешественники плыли по Понт-морю и достигали Константинополя. Некоторые варяжские купцы продолжали свой путь и далее, достигая городов на побережье Средиземноморья.
Исторические деяния Олега
Кроме упомянутых военных кампаний Олег в 909 и 910 гг. совершил походы на Каспий. Там лежали плодородные земли и стояли многолюдные города, славившиеся торговлей и богатством. Русам удалось взять несколько городов, захватить большую добычу, с которой воины благополучно вернулись домой.
Олег в честь своей победы вешает щит над вратами Константинополя
Таким образом, княжение Олега можно охарактеризовать как время быстрого роста силы и влияния древнерусского государства. В начале X в. оно включало в себя уже значительную территорию. На севере Новгород вынужден был платить дань Киеву. На северо-востоке, в Ростове, сидели зависимые от Олега князья. Население этих и всех прочих частей государства было обязано платить Киеву дань и поставлять киевскому князю военную силу. Эта дань шла на торговлю, укрепление государства, вооружение дружины и прочие нужды быстро растущей державы.
Поход Олега по «Повести временных лет»
«Повесть временных лет», самая ранняя из сохранившихся древнерусских летописей (начало XII века), начинает рассказ о походе на Царьград с перечисления славянских и финно-угорских народов и племён, которых Олег привлёк к походу:
Согласно летописи, часть войска двигалось по берегу на конях, другая по морю на 2 тысячах кораблях, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако текст Новгородской летописи младшего извода, который по предположению историка Шахматова содержит в изначальном виде часть самой ранней несохранившейся летописи (Начальный свод), не говорит о 2 тысячах кораблей, но о 100 или 200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль…»). Историки избегают трактовки неясной фразы начального летописца XI века, но из неё легко выводится цифра в 2000 кораблей более поздним автором «Повести временных лет» (ПВЛ). В остальном автор ПВЛ следует рассказу Начального свода с более точным указанием дат. Круглая цифра в 200 кораблей могла быть взята из рассказа о более раннем набеге руси на Царьград в 860 году.
Затем в описании похода начинаются легенды. Олег поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю. Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял. Тогда греки согласились на условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Новгород не вошёл в список городов. По ПВЛ дань указана также в 12 гривен «на уключину», что оставляет без вознаграждения конных участников похода.
Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор (договор 907 года), регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. После взаимных клятв Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда, затем приказал грекам сшить паруса: для руси из паволок (златотканый шёлк), славянам из коприны (простой шёлк). Согласно летописи, по возвращении в Киев с богатой добычей народ прозвал Олега Вещим.
Некоторая аналогия с парусами из драгоценных тканей прослеживается в скандинавской саге о будущем норвежском короле Олафе Трюггвасоне, записанной монахом Оддом в конце XII века. Олаф служил у князя Владимира в 980-х годах и совершил поход в Византию, согласно саге для крещения. Один из его военных набегов описывается так: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды ; они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры.»
Если древнерусский летописец рассказывает о походе руси на Царьград в 860 году исключительно по византийским источникам (хроника Амартола), то рассказ о походе 907 года основан только на местных устных преданиях, некоторые мотивы из которых находят отражение в скандинавских сагах. Хотя сами легенды могут и не соответствовать исторической реальности, но они свидетельствуют о том, что поход был, хотя развивался видимо по-другому, чем его описывает летопись.
Западня
Для того чтобы избежать долгой осады Киева, Олег послал к правителям города гонца, которому велел сказать, что с ними хотят встретиться варяжские купцы, которые вместе с юным новгородским князем плывут в Грецию. Аскольд и Дир, которые всячески поощряли международную торговлю, не заподозрив обмана, пришли на берег Днепра без охраны. Тем временем Олег укрыл почти всех своих воинов в засаде. Как только киевские правители подошли к ладьям, они оказались в окружении вооруженных ратников. Перед ними предстал Олег, державший на руках князя Игоря. Показав на ребенка, он заявил, что Аскольд и Дир владеют Киевом, не будучи княжеского рода, тогда как Игорь является сыном Рюрика. Оба варяга тут же были заколоты дружинниками Олега.