Восстановление станции
Повторное восстановление всей станции осуществлялось в течение 1944-1950 гг. А уже 3 января 1969 г. получил утверждение проект сооружения второй очереди Днепровской ГЭС. Проектируемая мощность составляла 828 МВт. Вторую очередь удалось смонтировать и ввести в эксплуатацию 24 апреля 1980 г. В результате проектных и строительно-монтажных работ удалось довести суммарную мощность станции до 1,5 тыс. МВт. При этом потребовалось строительство нового однокамерного шлюза длиной 290 м и шириной 18 м. Он был построен в дополнение к действующему трехкамерному шлюзу.
Период шлюзования в новом однокамерном шлюзе составлял всего 15 минут. А это было практически в 3 раза меньше в сравнении с аналогичным показателем, которых был характерен для уже функционирующего. В течение 1960-1970 гг. Днепровская ГЭС была модернизирована. Ее оснастили современными системами, позволяющими вести телеуправление и телеизмерение основного оборудования. Устанавливалась и система телесигнализации.
Днепровская ГЭС была отмечена многочисленными государственными наградами. В 1939 г. коллектив станции получил орден Трудового Красного Знамени. А в 1980 г. станция была награждена орденом Ленина. По начальным оценкам стоимость всего проекта составляла на первом этапе 50 млн долларов. Позднее данную оценку повысили до 100 млн долларов. Суммарно полный проект стоил 400 млн. долларов. Сюда вошли и затраты на сооружение шлюза, заводских площадей и обустройство Соцгорода.
Выбери ответ
Достопримечательности рядом с Днепровской ГЭС
В окрестностях ДнепроГЭС находится ряд достопримечательностей. Их посещение можно совместить с осмотром электростанции, тем более, что некоторые из них расположены так, что позволяют захватить всю панораму ГЭС.
Самый большой остров Днепра Хортица, входящий в состав одноименного заповедника, находится всего в километре от плотины. Северный берег представляет собой утес. В его окрестностях расположено место паломничества туристов, посещающих Запорожье — историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Здесь реконструированы кузница, гончарня, дом атамана и другие постройки, можно посетить театрализованное представление. А затем подняться на холм в северной части и увидеть панораму ГЭС.
На правом берегу дорога с плотины выходит на площадь Винтера и пересекается названным в его же честь бульваром. Здесь стоит монументальное здание дирекции ГЭС и Дворец культуры энергетиков. В первом открыт музей ДнепроГЭС. Здесь можно не только осмотреть экспонаты, но и посетить экскурсию с визитом в действующий машинный зал. Телефон музея: +380 (612) 23-93-59. Он работает по будням с 9:00 до 14:00.
Севернее дороги, ведущей с плотины, расположен Парк энергетиков. Пройдя через него в направлении реки, вы окажетесь на набережной Днепра. У кромки воды расположен городской пляж, оборудованный урнами и кабинками для переодевания. На верхней террасе есть скамьи, в теплое время работают палатки с напитками и закусками. Остальная часть парка приведена в относительный порядок, но встречаются заброшенные постройки советского времени.
На левом берегу плотина выходит к Парку металлургов. В нем установлены монументы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть и статуя Богдана Хмельницкого. Вдоль центральной аллеи высажены молодые деревья, разбиты клумбы. Детские площадки украшены фигурами зверей и сказочных персонажей.
Севернее расположена Запорожская площадь, от которой начинается Соборный проспект — главная улица города. Пешеходная зона вблизи площади украшена фонтанами. Поблизости есть школьный двор, у входа в который установлены миниатюрные деревянные мельницы и колодцы. Также в начале проспекта располагается здание Музея истории оружия.
Здание дирекции Днепровской ГЭС, Voky89
Создание проекта электростанции
Первоначальный проект данного сооружения был разработан в результате соавторства Г. Графтио и инженера С. Максимова еще в 1905 г. По их разработкам предполагалась установка на Днепре трех плотин с гидроэлектростанциями, суммарная мощность которых должна была составить от 80 МВт до 100 МВт. Однако к строительству Днепровской ГЭС приступили в 1927 г. Реализацией строительства руководил А. Винтер, которого назначили начальником. Главным инженером числился Б. Веденеев.
Претворение в жизнь данного проекта шло в соответствии с положениями плана ГОЭЛРО. При этом сам проект был уже новым, его разработали ученые и специалисты, возглавляемые И. Александровым. Архитектором всего проекта выступил В. Веснин.
Окончание строительства состоялось в 1932 г. Именно 10 октября этого года произошло торжественное мероприятие — Днепрогэс официально открыли. В результате данное энергетическое сооружение выступило символом процесса социалистической индустриализации, указав на эффективность усилий государства в этом направлении.
Что такое Днепровская ГЭС
Днепровская ГЭС, или ДнепроГЭС, является пятой ступенью нижней части каскада гидроэлектростанций на Днепре. Она образует самое старое на реке водохранилище. В 1930-тых годах прошлого века это сооружение называли «Днепрельстан» («Днепровская электростанция»). Сейчас ДнепроГЭС включает в себя две гидроэлектростанции.
ДнепроГЭС-1 – это старейшая станция каскада Днепровских ГЭС, введена в эксплуатацию в 1932 году.
ДнепроГЭС-2, мощностью 876,6 МВт, начала работу в 1978 году. Сейчас идет комплексная реконструкция ГЭС Днепровского каскада.
Основные сооружения ДнепроГЭС:
- здание ДнепроГЭС-1;
- здание ДнепроГЭС-2;
- бетонная водосливная плотина;
- щитовая стенка;
- глухая гравитационная плотина;
- ВРУ (водораспределительное устройство);
- однокамерный и трехкамерный судоходные шлюзы.
Как добраться до ДнепроГЭС в Запорожье
До плотины в Запорожье ходит множество общественного транспорта. Если вы хотите попасть на правый берег, нужно следовать до остановки «ДнепроГЭС», на левый — до остановки «Площадь Запорожская». До них довезут:
- автобусы № 17, 18, 72;
- маршрутки № 19, 21, 40, 40А, 45, 46, 61, 63, 65, 67, 69, 75, 76, 80, 81, 82, 84, 88, 89, 93;
- троллейбусы № 1, 3, 8, 11, 17.
Маршруты и расписание общественного транспорта в Запорожье
Добраться можно и на такси. В Запорожье работают такие перевозчики, как «Приват», «239», «Оптимальное», «Иван», «Макс» и другие. Также действует Uber, для заказа поездки воспользуйтесь мобильным приложением.
Видео с ночным видом на украшенную подсветкой ДнепроГЭС:
Панорама дороги на ДнепроГЭС:
Разрушение плотины Днепрогэса
Во время боевых действий между советскими войсками и армией немецко-фашистских захватчиков 18.08.1941 г., когда немецкие войска прорвали оборону возле Запорожья, по распоряжению Генштаба СССР плотина Днепрогэса была взорвана. В результате взрыва 20 тонн аммонала произошло частичное разрушение плотины, что спровоцировало появление многометровой волны. Все оснащение в машинном зале было уничтожено.
После появления пробоины 135-165 м через нее вниз пошла 30-метровая волна. Она привела к серьезным разрушениям, а также гибели людей в береговой зоне. Это были не только наступающие германские солдаты, но и красноармейцы, а также значительная часть местного населения. В ходе битвы за Днепр в 1943 г. германскими войсками, начавшими отступление, Днепрогэсу были нанесены серьезные повреждения и разрушения.
История
Строительство Днепровской ГЭС началось в 1927 году. В результате подъема воды после сооружения плотины были затоплены более 50 населенных пунктов. Через 12 лет запустили все 9 гидроагрегатов станции.
Интересно, что поставщиком восьми турбин для гидроэлектростанции стала американская компания «Newport News Shipbuilding and Drydock Company», а еще одна турбина, произведенная в Советском Союзе, была копией американской. Пять генераторов предоставила американская компания «General Electric», еще четыре аналогичных произвели на Ленинградском заводе «Электросила».
В июле 1932 года вышел на маршрут первый трамвай через построенную плотину, тогда же провели первый после ликвидации порогов на Днепре рейс – из Киева в Херсон.
Война и подрыв ДнепроГЭСа
В период наступления фашистских войск в августе 1941 года плотину ДнепроГЭСа в Запорожье взорвали сотрудники НКВД. После взрыва 20 тонн тола (по другим данным – аммонала) возникла пробоина длиной около 150 метров. Через нее хлынула вниз многометровая волна, которая вызвала разрушения и гибель людей в береговой зоне.
От большой воды пострадали и немецкие войска, и красноармейцы, переправлявшиеся через Днепр, а также жители острова Хортица и близлежащих мест. Немецкое командование оценило свои потери в живой силе в 1500 человек. Жертвы среди красноармейцев и гражданских приблизительные: от 20 до 120 000 человек.
Позже стало известно, что взрыв на ДнепроГЭСе был спланирован еще в начале августа и одобрен Сталиным. Командование подрывников, которые выполняли спецзадание, не уведомило о предстоящей операции ни местное население, ни военное руководство.
После захвата Запорожья вермахтом немецкие строительные части восстановили разрушенную часть плотины. Когда ситуация на фронте кардинально изменилась, перед отступлением немцы начали готовить ДнепроГЭС к разрушению. Для этого было завезено более 200 тонн взрывчатки и десятки авиабомб. Бомбы закладывали непосредственно в турбины. В военных мемуарах есть упоминания о том, что немцы планировали взорвать всю плотину, но была разрушена только часть.
После войны плотину восстановили, а в 1972 году начали строительство второй очереди Днепровской ГЭС. На полную мощность она вышла через 9 лет.
Примеры использования
«По приказу командующего Юго-Западным направлением Семена Будённого саперы 157-го полка НКВД подрывают ДнепроГЭС. Взрыв лишь частично разрушил плотину, но по течению вниз помчалась огромная стена воды. По воспоминаниям очевидцев, высота волны была несколько десятков метров. Она уничтожила не только немецкие переправы и относительно небольшое количество вражеские войск.
Гигантские водовороты отрезали и буквально всосали в себя две наши отступающие общевойсковые армии и кавалерийский корпус. Выплыть смогли лишь отдельные разрозненные группы, потом попавшие в окружение и плен. Волна обрушилась на прибрежную запорожскую полосу и колонны беженцев.
Кроме войск и беженцев, в плавнях и береговой зоне погибло множество работавших там людей, местное гражданское население, сотни тысяч голов скота. В катастрофическом потоке погибли десятки судов вместе с судовыми командами».
«Тогда, при отступлении наших войск, было принято решение взорвать Днепрогэс. О секретной шифровке знали единицы. Но операция прошла не так, как планировали. Заряд не рассчитали, в результате в теле плотины образовалась брешь в 5 раз больше расчетной. Мощный поток воды хлынул в нижнее течение Днепра. Гигантской волной были смыты все прибрежные села с местными жителями, разрушены понтонные переправы наших войск. В результате наводнения бойцы двух общевойсковых армий и кавалерийского корпуса в большей своей части попали в окружение и плен.
Вся работа по подготовке взрыва производилась в тайне от командования фронта, так как санкцию на это Военный Совет фронта не дал.
Прорывная волна высотой около 25 метров хлынула вниз по руслу реки. Гигантский поток снес на своем пути все прибрежные села, похоронив под собой несколько тысяч мирных жителей. Две общевойсковые армии и кавалерийский корпус были отрезаны при переправе. Часть бойцов в тяжелейших условиях сумела переправиться через Днепр, большая же часть военнослужащих попала в окружение и плен».
«О планируемом взрыве Днепровской дамбы никто не был предупрежден ни на самой дамбе, по которой в том времени двигались военные транспорты и войска, которые отходили на левый берег Днепра, ни населения и учреждения города Запорожье – километров 10-12 от гидроэлектростанции вниз по течению Днепра. Так же не были предупреждены военные части, расположенные вниз от Запорожья в днепровских плавнях.
Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке.
Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.
Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20 000 красноармейцев – сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе».
«Тогда от вызванной взрывом огромной волны погибло от 75 до 100 000 непредупрежденных жителей и около 20 000 красноармейцев, забытых командованием и неэвакуированных».
«18 августа 1941 года в панике отступающие из оккупированной большевиками с 1920 г. Украины сталинские войска, пытаясь остановить продвижение Вермахта на Восток, невзирая на опасность для мирного населения и возможные многотысячные жертвы – цинично взорвали плотину украинской электростанции ДнепроГЭС, под Запорожьем… В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч) человек ни в чём не повинного гражданского населения Украины. Немецкие солдаты и офицеры Вермахта в оцепенении с ужасом лишь наблюдали в бинокли за разыгравшейся драмой гибели десятков тысяч людей – советских гражданских лиц и военных».
История ДнепроГЭС в Запорожье
Впервые о строительстве гидроэлектростанции в порожистой части Днепра в районе города Запорожье заговорили после революции 1917 года. Большевики понимали необходимость модернизации страны. Уже в 1920 году появился план ГОЭЛРО, который предусматривал возведение ГЭС под Екатеринославом (сегодня город называется Днепр).
Между Екатеринославом и расположенным ниже по течению Запорожьем русло реки было непригодным для судоходства из-за резких перепадов глубины. Новая ГЭС могла решить и эту проблему — возведенная плотина приводила к затоплению сложного участка и делала Днепр полностью судоходным, а ближайшие города и села вплоть до северной части Крыма получали дешевую электроэнергию.
Строительство
В 1921 году начались геодезические исследования. Возведение плотины планировали начать в 1923 году, а самой ГЭС — в 1925. Но работы начались гораздо позже по ряду причин. Во-первых, ГОЭЛРО предполагал одновременное строительство нескольких ГЭС, на что у аграрной страны, пережившей гражданскую войну, не было средств. Во-вторых, ДнепроГЭС была объектом Украинской республики, а не РСФСР, что подводило под проблему политический контекст. В-третьих, мешали разногласия между председателем комиссии по Днепрострою Л. Б. Троцким и генсеком партии И. В. Сталиным.
Решение о начале стройки приняли только 31 января 1927 года. Работы заняли больше 5 лет. В сентябре 1932 года состоялся торжественный запуск ДнепроГЭС.
Проект разрабатывала группа ученых под руководством инженера И. Г. Александрова. Так как в СССР не было опыта строительства больших гидросооружений, в качестве консультантов привлекались специалисты из США. Наиболее значительна была помощь военного инженера Хью Купера, автора проектов нескольких электростанций и плотин.
Оборудование поставляли немецкие заводы Круппа. Основной элемент — гидротурбины — заказали американской General Electric. Днепровская ГЭС обошлась в сумму около $ 100 млн; с учетом постройки Соцгорода для проживания рабочих — в $ 400 млн.
Главным инженером назначили ученого А. В. Винтера. Он оптимизировал проект Александрова, сделав его не таким затратным и увеличив мощность возводимой ГЭС. В итоге в 1932 году с показателем 560 МВт новая украинская электростанция стала третьей в мире по мощности, уступив только 2 объектам из США.
Максим Ершов
Кто строил
Помимо Александрова и Винтера руководителем строительства был и архитектор В. А. Веснин. Внешний вид плотины, а также здание ДнепроГЭС разрабатывались им. Веснин занимался и Соцгородом, в котором жили рабочие. Этот район Запорожья отразил советское понимание роли архитектуры в формировании сознания населения. Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме.
Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны. Для них пришлось организовать вечерние школы. Руководители участков были в привилегированном положении, особенно те, кто вступал в партию. Платили хорошо, к тому же выдавали паек.
Взрывы в 1941 и 1943 годах
При отступлении советских войск в августе 1941 году ГЭС взорвали. Кто это сделал и каковы были реальные последствия, обсуждается до сих пор. Большинство версий склоняется к тому, что приказ был отдан Генштабом. Подрыв привел к возникновению пролома длиной больше 130 метров и воды Днепра хлынули вниз, затопляя Хортицу и левый берег вместе с находившимся там мирным населением, беженцами, отступавшими войсками. По различным данным число жертв могло достигать 20 тысяч человек.
Захватив территорию, немцы восстановили ГЭС. Оккупанты использовали собственное оборудование, чтобы наладить работу. Когда в 1943 году фашистские войска отступали к Германии, они также решили взорвать электростанцию. Намерение удалось реализовать только частично — саперы СССР успели вывести из строя множество проводов, соединявших детонаторы.
Восстановление
В 60-х годах часть оборудования была модернизирована, но первая масштабная реконструкция состоялась только в «нулевых», стартовав в 1997 году.
Adam Jones
ДнепроГЭС
Монументальная ДнепроГЭС, находящаяся на юге Украины в черте города Запорожье, известна драматичной историей. Поиски лучших конструкторских решений, строительство на пределе возможностей экономики, два подрыва, пережитых в годы войны, и последующее восстановление делают одну из первых советских электростанций примечательным объектом. Подробнее с судьбой сооружения знакомит музей Днепровской ГЭС, расположенный в здании дирекции на правом берегу.
Панорамой ДнепроГЭС можно полюбоваться с северной стороны острова Хортица, посетив расположенный на нем исторический заповедник. Вблизи электростанции расположены Парк энергетиков (правый берег) и Парк металлургов (левый берег) с их достопримечательностями. По плотине ходит общественный транспорт, но добраться до другой стороны можно и пешком, если вы готовы преодолеть 1,5 километра — вдоль проезжей части тянется широкий тротуар.
С 2016 года Днепровскую ГЭС украшает обновленная подсветка. С наступлением темноты конструкция и льющаяся вода подсвечиваются желтыми и голубыми огнями. Кроме того в праздничные дни над плотиной запускают салют.
Мощность электростанции
Днепрогэс стал уникальным сооружением, поскольку мощность каждого энергогенератора составила 62 МВт, что стало новинкой для всего цивилизованного мира. Такие энергогенерирующие мощности позволили станции ежегодно вырабатывать, начиная с 1936 г., более 2 млрд. кВт-час. После того как 16.04.1939 г. был полностью смонтирован 9-й гидроагрегат, а затем и пущен в эксплуатацию, суммарная проектная мощность ГЭС достигла рекордных 560 МВт. При этом величина среднегодовой генерации электроэнергии достигала 3,64 млрд. кВт-час. в год.
Гидроузел станции включал:
- здание гидроэлектростанции длиной 236 м и шириной 70 м, которое размещалось на правобережье Днепра и содержало машинный зал с 9-тью вертикально размещенными гидроагрегатами;
- щитовую стенку, длина которой составляла 216 м;
- водосливную плотину криволинейного типа с длиной по уровню гребня 760 м и максимальной строительной высотой 60 м;
- плотину глухого типа с гребневой длиной 251 м.
На левобережье размещались сооружения судоходного назначения. Они включали ряд компонентов, представленных аванпортом в зоне верхнего бьефа, трехкамерным шлюзом, низовым подходным каналом. При этом реализованные строительно-технологические решения позволили получить Днепровское водохранилище. Оно создано напорным фронтом, длина которого суммарно достигает 1,2 км.