No Image

Теории происхождения славян (+таблицы и схемы)

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Культура

Основу культуры славян называют Пражской. Найдены могильники того времени, в них погребения кремированных людей, украшения женщин — височные кольца, керамика лепная, сковородки и миски. Боги – идолы носили понятные имена. Перун – воин, Велес — защитник скота, Мокошь – заведовала ткачеством, Стрибог – охранял небо, Даждьбог – являлся солнцем. Общим языком был праславянский, затем славянский и старославянский. Письменность начальная оформлена в виде глаголицы, позднее, в виде кириллицы и латиницы. Развиты были система счёта и календари. Они связаны с обрядами того времени и занятиями — солнечные и лунные, свадебные, посевные, охотничьи. Когда к славянам пришло христианство, с 6 по 10 века, появились и календари с постами и мясоедами. Восточные и Юго-Восточные славяне стали христианами по Византийскому обряду, а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду. Балканские поселения славян, занятые Османской империей, приняли ислам. В наше время сохранились обряды из языческого прошлого, такие, как Масленица, Ивана Купала, Красная горка. И очень многие суеверия про домовых и привидения.

Образ жизни восточных славян. Вопросы управления

В V-VII веках славяне жили еще в условиях родового строя. Все члены общины были связаны кровным родством. В. О. Ключевский писал, что родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Важные вопросы решались народным собранием, вече.

Постепенно родовые отношения стали распадаться, основной хозяйственной единицей становится семья. Формируются соседские общины. В семейную собственность входили дом, скот, инвентарь. А луга, вода, леса и земля оставались собственностью общины. Стало происходить разделение на свободных славян и рабов, которыми становились захваченные пленники.

Происхождение

Прежде чем рассмотреть занятия древних славян, поговорим об их происхождении и расселении. Однозначно славянскими ученые определяют такие археологические культуры VI-VII веков:

  1. Пражско-корчакскую (верхняя Эльба – средний Дунай).
  2. Пеньковскую (средний Днестр – Северский Донец).
  3. Колочинскую (Гомельская и Брянская области).

Киевскую археологическую культуру II-IV веков большинство ученых считает предшественником перечисленных выше культур. Касательно еще более ранних периодов в истории славян, авторитетом пользуются предположения В.В. Седова. Ученый считал, что к раннеславянским культурам можно отнести культуру подклешевых погребений IV-I века до нашей эры, которая после миграции кельтских племен преобразовалась в пшеворскую. В Польше кельты ассимилировались со славянами, которых ученый ассоциирует с венедами. О славянском происхождении венедов впервые было упомянуто готским историком Иорданом в VI веке нашей эры.

Во II-III вв. происходила миграция пшеворских племен из Висло-Одерского региона в сторону междуречья Днепра и Днестра, которое тогда заселялось позднескифскими и сарматскими племенами. Одновременно с этим происходило перемещение германских племен готов и гепидов на юго-восток. Так в районе от нижнего Дуная до лесостепного левобережья Днепра образовалась полиэтническая культура с преобладанием славян. При славянизации местных скифов и сарматов, в Приднепровье сформировался новый племенной союз, который в византийских источниках нарекли антами.

По данным В.В. Седова, принадлежность антов к славянам несомненна. Верования, язык и занятия у древних славян и антов были практически одинаковыми. Однако византийские историки VI века отмечали, что между антами и славянами был ряд различий, кроме территориальных. Вероятно, что они были отдельными племенными образованиями, также имели отличия этнографического характера.

По мнению Седова, из антов произошло пять славянских племен: сербы, хорваты, уличи, тиверцы и поляне. Когда VII век приходил на смену VI, анты были союзниками Римской империи и подняли восстание против аваров. У аваров на тот момент было достаточно сил, чтобы полностью уничтожить противника. Произошло это или нет неизвестно, однако после войны 602 года упоминания об антах исчезли со страниц источников.

Славянское население Европы было представлено племенными союзами, каждый из которых мы кратко рассмотрим ниже.

Поляне

Этот племенной союз славян обитал в районе современного Киева. Так как территория его расселения находилась на стыке целого ряда археологических культур, происхождение полян остается неясным. Примерно до средины VIII века, поляне были в оборонительном положении относительно соседствующих племен, но культурное и экономическое превосходство позволило им перейти в наступление. В результате к концу IX века им были подвластны древляне, северяне, дреговичи и многие другие племенные союзы. Раньше других у полян водворилось и христианство. Центральным городом полянских земель был Киев. С этим племенным союзом связана одна из главных версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет».

По данным ученых, эта версия выглядит более правдоподобно, нежели «варяжская легенда». Древнерусский автор считал полян славянами, которые стали первыми использовать для своей идентификации слово «русь». По словам летописца Нестора, поляне резко отличались от соседей по нравственным свойствам и формам общественного была. Во второй половине X века на земли полян пришел еще один народ, который многие историки называют рутами-русами, пришедшими из Великой Моравии. Со временем поляне и русы смешались и стали говорить на славянском языке, а их союз получил название поляне-русь.

Территория центральной Европы

На современной карте Европы можно найти историческую область под названием Галиция. Сегодня часть ее находится на территории Польши, а другая – в Украине. Название области дало ученым возможность предположить, что прежде здесь обитали галлы (кельты). В таком случае областью начального проживания славян может быть север Чехословакии.

И все-таки откуда появились славяне? Описание ареала их обитания в III-IV веках остается, к сожалению, на уровне гипотез и теорий. Источников информации для этого времени почти нет. Археология тоже не в состоянии пролить свет на этот промежуток времени. Специалисты пытаются увидеть славян в носителях разных культур. Но и в этом много спорного даже для самих профессионалов. Например, черняховская культура долгое время относилась к славянским, и на этом основании делались многие научные заключения. Сейчас же все больше специалистов склонны полагать, что данная культура образована она сразу несколькими этносами с преобладанием иранцев.

Ученые делали попытки определиться с местом проживания прославян по анализу их лексики. Наиболее достоверным могло бы быть определение, откуда появились славяне, по названиям деревьев. Отсутствие в славянском лексиконе наименований бука и пихты, то есть незнание таких растений, указывает, по мнению ученых, на возможные места формирования этноса на севере Украины или юге Белоруссии. Опять же, делается ссылка на то, что границы произрастания этих деревьев за многие века могли измениться.

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Расселение

Как правило, расселение происходило во всех направлениях, но более заметным было в сторону Балтики и Чёрного моря. Исторические военно-племенные союзы могли помочь людям, заботились об их безопасности и выживании. Пригодность того или иного места для жизни привлекала людей, хорошие пастбища для скота и луга для сева. В этот же период, в результате перемещений и смешиваний племён, появляются религиозные течения, приходящие на смену язычеству. На западе — вагры, древане. На севере – поморяне, слежане, богемы. На северо-западе — польские, силезские, лужичане. Восточные и юго-восточные – бужане, волыняне. Названия давались по месту проживания.

Что известно о Рюрике?

Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрик, великий князь новгородский в 862—879 гг. Портрет из «Царского титулярника». 1672 г.

Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «…самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову…». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.

Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.

После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.

Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.

Олег показывает Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.

Памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге

Через два года, в 864 г., после кончины Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив их земли к своему княжеству, основал по сути первую русскую монархию. Она простиралась на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской областей, а на юг – до Западной Двины.

Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.

Откуда произошел этноним «славяне»

Происхождение термина «славяне» невозможно определить точно. На сегодняшний день существует несколько версий трактовки данного этнонима:

  1. Известный исследователь Б.А. Рыбаков утверждал, что славяне связаны с племенами венедов римских авторов, и поэтому слово «славяне» расшифровывается как «слы»+»вене» что в переводе означает «послы венедов»;
  2. Сторонники второй теории, которую предложили историки И.Ю. Миккола и С.Б. Бернштейн уверены, что само это слово было выведено из древнего индоевропейского слова «slauos», которое обозначает «народ»;
  3. Значение данного этнонима также якобы восходит от слова «слово». В данной версии трактовки понятия «славяне» «слово» обозначает, что древние славяне обладали своим словом, которое отличалось от иноязычных. Сторонниками этой версии являются Р.О. Якобсон, Л. Нидерле и Т. Лер-Сплавинский.

Откуда пришли славяне и какие земли они населяли?

Считается, что прародиной древних славян являлась территория, которая находилась в предгорье. На этой территории росли дуб, ясен, бук и граб, а также были бассейны рек, которые впадали в Балтийское море, но выхода на центральное побережье не было. На карте эту территорию разместили в районе Северного Прикарпатья. Ареал проживания славян включает в себя такие территории современных государств, как Польша, Северная Чехия, Словакия, Юго-Восточная часть Германии и Прикарпатье. На северной части древние славяне граничили с германцами и балтами, на восточной с ираноязычными племенами сарматов и скифов, на южной части с фракийцами и иллирийцами а на западной с кельтами. Считается, что именно тут образовался славянский язык и балтославянская языковая община.

В конце II века до н.э. началось переселение славян. К западу от Карпат образовалась пшеворская археологическая культура, а к востоку от Карпат – зарубинецкая. Пшеворская группа постепенно начинает мигрировать к берегам Днепра, и таким образом формируется черняховская археологическая культура, которая включала в себя помимо славян некоторые ираноязычные племена сарматов.

В VI веке н.э. начинается Вликое перенаселение народов, когда вся этническая карта Европы полностью переписывается. Расселение славянских народов проходило в трех направлениях:

  1. Юг – Балканский полуостров;
  2. Север и Восток – Восточно-Европейская равнина;
  3. Запад – Среднее Подунавье и междуречье Эльбы и Одера.

Именно из-за этих трех направлений славяне разделились на три группы – восточные, южные и западные. В знаменитой «Повести временных лет» указано двенадцать племен славян, которые заселили всю территорию начиная от Балтийского моря и заканчивая Черным морем:

  1. Поляне;
  2. Дреговичи;
  3. Древляне;
  4. Вятичи;
  5. Радимичи;
  6. Словене;
  7. Кривичи;
  8. Белые хорваты;
  9. Дулебы (позже разделились на на бужан и волынян;
  10. Северяне;
  11. Тиверцы;
  12. Уличи.

В каких письменах говориться о древних славянах?

Об возникновении, культуре и внешних отличиях древних славян упоминается в работах античных авторов, которые проживали в I веке до н.э. – это Тацит и Плиний Старший. Именно эти два автора впервые упомянули племена венедов, от которых, как считают историки, и произошли славяне. О славянских племенах склавинов и антов впервые упоминается в работах готского писателя Иордана и византийского историка Прокопия Кесарийского, которые жили в середине VI века н.э.

Славяне сегодня

По данным за 2010 год общая численность славянских народов насчитывает около 300 миллионов человек. Из них:

  • Россиян – 145, 2 млн. человек;
  • Украинцев – 50 млн. человек;
  • Белорусов – около 11 млн. человек;
  • Поляков – чуть больше 44 млн. человек;
  • Чехов – 11, 3 млн. человек;
  • Словаков – приблизительно 3 млн. человек;
  • Черногорцев – 1 млн. человек;
  • Македонцев – 2,2 млн. человек;
  • Муслиман (боснийцы/мусульмане) – более 2,7 млн. человек.

Также сегодня формируется новый славянский этонс, который называется русины. Русины – это люди, чье происхождение берет от племен словаков. Проживают на территории Югославии, а также несколько лет назад переселились ещё и в Черногорию и в Сербию. Их численность крайне мала – всего чуть больше 22 тыс. человек. На данный момент у них проходит формирование собственного литературного языка.

Происхождение название «славяне»

В исторической науке присутствует немало всевозможных предположений о происхождении названия «славяне». Этимология термина «славяне» разноречива и происхождение этого этнонима уходит в глубь веков, что исключает возможность конкретного и однозначного ответа на данный вопрос. Почти все выводят термин «славяне» от «слова», утверждая, что сей люд, не разумея языка иных, именовал их немцами, т.е. немыми, а себя словесным, или же словенами. Другие исследователи источник этнонима «славяне» видят в слове «слава» в значении заслуживающий, знатный, выдающийся, воинственный и храбрый. Есть мнение, что термин «славяне» связан с территорией, в названии которой имелся корень «слов» либо «слав» (по аналогии с российскими волжанами, уральцами, сибиряками). Представляют, что «слав» значило просто «народ, «племя».

Другие учёные склонны считать, что это название произошло из самых ранних названий венедских племен «суовены» и с течением времени было распространено на всех славян. «Суовены» стали «славянами». В целом же вполне возможно отметить, что этноним «славяне» – редуцированная, другими словами упрощенная форма иных, близких ему определений. Генезис славянского этноса сопровождался формированием социально-экономических взаимоотношений в Древней Руси.

Данные языкознания

Проблема этногенеза славян (этнос (греч.) – народ; генезис (греч.) – в широком смысле – зарождение и развитие) относится к одной из самых трудоемких в науке. Для ее решения нужен синтез разных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу юных. Данные этой науки говорят, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, более значительные взаимосвязи он имел с балтским. Что касается воздействия иранского языка, то оно затронуло лишь часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и контактировалипрежде всего, с протогерманцами и проиталиками. К собственным изысканиями языковеды прибавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание определяет начальную местность расселения славян где-то в бассейне речи Висла. Сторонники другой концепции (О. Н. Трубачев) центром грядущего славянского передвижения считают регион среднего Дуная. По их меннию, непосредственно отсюда славяне передвинулись в иные места, в т. ч. и в регион Вислы .

Предпосылки возникновения государства

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками. Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет. Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса – медведь. Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств. Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона). Тем временем, Велес – один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был. Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное – его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле. Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство. Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

Великое переселение народов

Великое переселение народов и Восточная Европа. С конца IV в. н. э. начались многочисленные передвижения племен, вошедшие в историю под названием Великого переселения народов.

К этому времени многие народы Евразии научились изготовлять железное оружие, сели на коней, создали боевые дружины. Племена гнало вперед желание обрести добычу и новые богатые, уже освоенные земли Римской империи.

Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись с мест германские племена готов.

Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились в Южной Прибалтике, но оттуда их потеснили славяне. Через земли балтов и славян готы пришли в Северное Причерноморье и прожили там два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, воевали с сарматами.

Во главе готов стоял вождь Германарих, который, согласно некоторым сведениям, прожил 100 лет.

В 70-х гг. IV в. с востока на готов надвинулись племена гуннов. Спасаясь, часть готов переселилась в пределы Римской империи. Гунны были тюркским народом, и вместе с их появлением начинается господство тюркомонгольских племен на степных просторах Евразии. Они знали железоделательное производство, ковали мечи, стрелы, кинжалы; во время стоянок гунны жили в глинобитных домах и полуземлянках, но основой их хозяйства было кочевое скотоводство.

Все гунны были превосходными наездниками — и мужчины, и женщины, и дети. Главной их силой была легкая кавалерия. По данным римских историков, вид гуннов был ужасен: невысокие, заросшие волосами, плотные, с толстыми затылками, кривыми ногами, одетые в меховые малахаи и обутые в грубую обувь, сшитую из козьих шкур. Об их диких нравах и зверствах рассказывали легенды.

В своем движении гунны увлекали всех, кто попадался им на пути. Вместе с ними снимались со своих мест угрофинские племена, алтайские народы.

Вся эта огромная орда вначале обрушилась на алан, отбросила часть их на Кавказ, а остальных также втянула в свое нашествие.

Тяжелая, закованная в броню, вооруженная мечами и копьями аланская конница стала существенной частью армии гуннов. Разгромив готов, они огнем и мечом прошли и по южнославянским поселениям. В очередной раз, спасаясь от гибели, люди бежали под укрытие лесов, бросали плодородные черноземы. Часть славян, как и готов, вместе с гуннами также устремилась на запад.

Центром своей державы гунны сделали земли по Дунаю, располагавшие прекрасными пастбищами.

Отсюда они нападали на римские владения и наводили ужас на всю Европу. С тех пор имя гуннов стало нарицательным. Оно обозначало грубых и беспощадных варваров, разрушителей цивилизации.

Своей наивысшей мощи держава гуннов достигла при их вожде Аттиле.

Он был талантливый полководец, опытный дипломат, но грубый и беспощадный властитель. Судьба Аттилы еще раз показала, что сколь бы велик, могуч, страшен ни был властелин, но и он не может продлить вечно своей власти, своего величия. Попытка Аттилы завоевать всю Западную Европу закончилась в 451 г. грандиозным сражением в Северной Франции на Каталаунских полях.

Римская армия, в которую входили отряды многих народов Европы, разгромила наголову столь же многонациональную армию Аттилы. Вождь гуннов вскоре умер, между гуннскими вождями начались распри. Держава гуннов распалась. Но движение народов, вспененное гуннской волной, еще продолжалось несколько столетий.

Участниками Великого переселения народов стали и славяне, которые именно тогда впервые появляются в документах под своим именем.

§Анты
§Славянский вождь Кий
§Расселение племён восточных славян
§Восточные славяне
§Обычаи и верования славян

Занятия славян

Основным занятием древних славян было земледелие, которое со временем становилось более совершенным. Улучшались орудия труда. Но аграрный труд не был единственным.

Жители равнины разводили скот и птицу

Большое внимание уделялось коневодству. Лошади и волы были основной тягловой силой

Славяне занимались охотой. Добывали лося, оленя, прочую дичь. Появился промысел пушного зверя. В теплое время года славяне занимались бортничеством. Мед, воск и другая продукция шла на питание, а кроме того, ценилась при обмене. Постепенно отдельная семья могла уже обходиться без помощи общины — так зарождалась частная собственность.

Развивались ремесла, сначала необходимые для ведения хозяйственной деятельности. Потом возможности ремесленников расширялись, они все более отдалялись от сельскохозяйственного труда. Мастера стали селиться в местах, где легче было продавать свой труд. Это были поселения на торговых путях.

Торговые связи имели большое значение в развитии древнеславянского общества. Именно в VIII-IX веке зародился путь «из варяг в греки», на пути которого возникали крупные города. Но он был не единственным. Славяне осваивали и другие торговые пути.

Единая народность

В состав древней Руси со столицей в Киеве вошло большое количество различных племён, перечисляемых в «Повести…» Нестора-летописца. Основу государства составлял племенной союз полян, сложившийся в среднем течении Днепра.

Согласно данным летописи, они являлись наиболее развитым объединением восточных славян IX века, со своей правящей княжеской верхушкой и аристократической иерархией.

На основе анализа археологических данных и различных письменных документов, учёные-историки делают вывод, что к XIII веку практически все племена восточных славян «спаялись» в единую народность – русичей.

Даже последовавшая после распада единого древнерусского государства феодальная раздробленность не смогла расколоть единый этнос. Жители всех уголков бывшей Киевской Руси – от Волыни и до Владимиро-Суздальской земли, продолжали считать себя единым народом.

Концепции происхождения славян

Сейчас историческая наука имеет своим достоянием ряд концепций происхождения славянского этноса. В литературе существует около $20$ всевозможных точек зрения на данный вопрос, но конкретного ответа пока нет. Некоторые историки, выдвигая «миграционную» концепцию, считают славян иммигрантами из иных ареалов. Так, родину славян они порой отыскивали в глубоких азиатских степях. Современная историческая наука считает данную теорию ложной. Данные археологии и лингвистики демонстрируют, что славяне не выходцы с дальнего Востока, а исконные обитатели Европы. М. В. Ломоносов выдвинул гипотезу о начальном расселении славян в Южной Прибалтике («прибалтийская» теория), на балтийских берегах. Но данные лингвистики показывают, что в древнеславянском языке не было слов, имеющих отношение к морю. Но несмотря на все вышесказанное данный язык богат словами, касающимися речек, болот, озер, лесов.

Замечание 2

Известный историк $ХХ$ в. Б. А. Рыбаков выдвинул автохтонную концепцию (автохтоны – то же, что и старожилы – районное, коренное население), согласно которой местом формирования славянского этноса считается Восточно-Европейская равнина, где славянские народы живут и в наше время. Данной гипотеза держится основная масса научных исследователей. По их мнению, начало генезиса славянского этноса относится к $IV–II$ тысячелетиям до н. э. Древние славяне, принадлежащие к индоевропейским народам, обитали в то время на землях Восточной Европы в лесных областях между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра.

Комментировать
0