СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Илья Муромец и богатырский конь

Возможные прототипы

Илия Печерский

Мощи Ильи Печерского

«Святы́й Илия Муромец». Русская икона конца XIX века

Подробнее по этой теме см. Илия Печерский.

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января. Русские летописи не упоминают его имени. В конце жизни он постригся в Печерском монастыре под именем Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40—55 лет от ранения в области сердца и перенёсший в юности паралич конечностей.

Илейко Муромец

Подробнее по этой теме см. Илейко Муромец.

В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина. Б. М. Соколов предполагал, что следствием крестьянской переработки былин могло стать превращение Ильи Муравленина из Моровийска на Черниговщине и города Карачева на Стародубщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом.

Возможные прототипы

Илия Печерский

Мощи Ильи Печерского

«Святы́й Илия Муромец». Русская икона конца XIX века

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января. Русские летописи не упоминают его имени. В конце жизни он постригся в Печерском монастыре под именем Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40—55 лет от ранения в области сердца и перенёсший в юности паралич конечностей.

Илейко Муромец

В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина. Б. М. Соколов предполагал, что следствием крестьянской переработки былин могло стать превращение Ильи Муравленина из Моровийска на Черниговщине и города Карачева на Стародубщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом.

Богатырь Илья Муромец — историческая личность

После установки памятника некоторые муромцы впервые узнали, что Илья был их земляком, а не просто вымышленным былинным героем.

Многие российские историки единодушно сходятся во мнении, что родиной богатыря является село Карачарово близ Мурома. Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу «Чобиток», ставший прототипом для былинного персонажа Ильи Муромца. 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко. Незадолго до своей кончины герой-воин принял монашеский постриг. Его мощи покоятся в Киево-Печёрской лавре. Современные антропологи, исследовавшие останки преподобного Ильи, подтверждают, что ноги этого человека длительное время не действовали вследствие врожденного паралича или травмы. Позднее кости в местах переломов срослись, и это позволило Илье восстановить подвижность конечностей. В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска), и до сих пор бьют родники, возникшие в том месте, где богатырский конь ударил копытами. Легендарному герою посвящена одна из экспозиций Муромского музея.

Дубовый пень которые Илья Муромец вырывал с корнем

Во дворе музея лежит огромный дубовый пень, а табличка, установленная рядом с ним, гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем. Образ героя-воина, народного заступника вдохновил Вячеслава Клыкова на создание памятника Илье Муромцу. Скульптура богатыря воплощает в себе победительное начало, торжество Победы, которая нужна России. «Нам необходимо понять, что у нас нет другой страны, кроме той, что завещана нам предками и Богом. Русским нужно почувствовать себя единым народом, и мы победим», — так считает автор памятника. И многие века на высоком берегу Оки на страже Земли Русской будет стоять бронзовый «Илья Муромец».

Рейтинг достопримечательности

← МУРОМ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Как Илья повстречал Святогора

Что интересно, все подвиги Ильи Муромца и события в его жизни нельзя расставить в хронологической последовательности. Былина о том, как Муромец Святогора повстречал, начинается так: «Как не далече‑далече во чистом во поли, Тута куревка да поднималася». Ни даты, ни места точного определить мы не можем.

Как-то раз выехал Илья на Святые горы, как раз во владениях Святогора. И видит он дивную картину: могучий богатырь спит прямо на ходу, сидя на коне, и это ведь сам Святогор! Не теряет шанс нанести смертельный удар и сразить героя наш Илья Муромец. Былина сообщает, однако, что Святогор продолжал спокойно спать на коне. Рассердился Илья, ударил второй раз, а затем и третий. И только тогда могущественный богатырь проснулся. Схватил он Муромца одной своей рукой, положил себе в карман и начал возить по лесу в течение двух суток.

Только вот конь Святогора говорит ему, что тяжко ему возить аж двоих богатырей, спотыкается конь. Могучий богатырь решает отправиться со своей ношей домой. Там два богатыря разговаривают о жизни. Хорошие качества Ильи Муромца и его честность внушают доверие Святогору. Два богатыря решили побрататься. Они поменялись своими крестиками и являются теперь крестовыми братьями.

Снизу иллюстрация Котухиной, Илья Муромец слева, Святогор справа.

Целыми днями они путешествуют по Святым горам, но однажды видят диво дивное: прямо посредине поля стоит огромный белый гроб. Гадают витязи, для кого же сделан этот чудный гроб. И тогда решает Илья Муромец лечь в него и проверить, подойдет ли гроб ему. Он оказывается для него слишком большим. Тогда ложится в этот гроб Святогор. Крышка закрывается.

Через пару минут просит могучий богатырь своего крестового брата открыть крышку, но она не поддается. Илья достает свой меч и начинает пытаться разрубить крышку гроба, но безуспешно. Тогда и понимает Святогор, что настал его черед умирать.

Когда Святогор умирает, к Илье Муромцу переходит часть его силы, что делает его еще более здоровым и могучим.

Илья Муромец и Калин-Царь

Однажды князь Владимир очень рассердился и посадил Илью Муромца на три года в самый глубокий погреб, заковал его цепями. Однако дочка князя изготавливает тайком поддельные ключи и снабжает заточенного богатыря сытной едой и теплой одеждой.

В это же самое время Калин-царь собирается со своим огромным войском на Киев. Он грозится разорить город, сжечь все церквушки и вырезать всех горожан вместе с княжескою семьею. Чтобы этого не произошло, князь должен очистить все улицы от людей, везде расставить бочки с хмелем и впустить собственнолично войско татарское для развлечений в город. Князь Владимир просит у Калина-царя ровно три годика, чтобы выполнить требования.

И вот подходит срок. Калин-царь и его громадное войско прямо на пороге Киева! Владимир в глубокой печали из-за того, что сам же убил защитника своего Илью Муромца, некому теперь постоять за Киев-град! Однако дочка, которая все эти годы снабжала Илью провизией, говорит, что жив любимый воин Илья Муромец. Былина на этом не заканчивается.

Илья, воодушевленный освобождением из заключения, облачается в доспехи, садится на коня и один едет сражаться с татарской ратью в чистом поле, он просил помочь ему других русских богатырей, однако все они отказались, сказав, что не видят в князе Киевском ничего хорошего и не будут помогать ему.

И, естественно, один в поле не воин! Илья перебил большую часть татарского войска, но в одиночку ему не справиться. И тогда он попадает в ловушку, не слушая своего коня. Конь говорил ему, что есть в поле три подкопа, через первые два конь перепрыгнет, но через третий — нет. Благодаря собственной самоуверенности Илья оказывается в плену Калин-царя.

Калин-царь предлагает богатырю служить у него, но гордый и верный родине Илья отказывается. Он выходит из палатки царя, но татары пытаются задержать его и вновь заковать в кандалы, тогда он хватает одного из них за ноги и, размахивая татарином словно дубинкой, прорывается через все войско.

На свист Ильи к нему прибегает его конь Бурушка-Косматушка, он заезжает на самую высокую гору и стреляет в сторону батюшки Самсона Самойловича. Тот просыпается от легкой царапины, понимает, что это весть от Муромца, и сразу же приказывает всем богатырям седлать коней и отправляться на выручку к герою Илье.

Все вместе они разгоняют войско татар, берут Калина-царя в плен, и заставляют его платить большую дань Киевскому князю.

Вечная память

На любой войне не бывает без потерь. Несли потери в том числе и бронепоезда. Долгое время эта тема оставалась закрытой. Согласно архивным сведениям, опубликованным М.В. Коломийцем, в период с июня 1941 по май 1945 года потери Красной армии составили 65 бронепоездов. В эти официальные данные не включены потери бронепоездов войск НКВД. 

Самым печальным стал 1942 год: в этот период было потеряно 42 бронепоезда, ровно в два раза больше, чем в 1941-м (!). Нередко бронепоезда погибали, одновременно отражая удары противника с неба и земли. 

Большие потери бронепоездов в 1941—1942 годах можно объяснить рядом причин. Во‑первых, бронепоезда активно действовали в этот наиболее тяжелый для Красной армии период в условиях превосходства противника в воздухе и в танках. Во‑вторых, часто бронепоездам отводилась роль своеобразного «смертника»: они оставались в одиночку прикрывать отход советских частей с целью задержать противника на несколько часов. 

С увеличением количества бронетехники в частях Красной армии участие бронепоездов в боевых действиях стало снижаться, что положительно сказалось на статистике потерь. В 1943 году было потеряно всего два бронепоезда, а в 1944—1945 годах бронепоезда не имели потерь.

Анализ боевых действий свидетельствует о том, что основными причинами уязвимости бронепоездов были привязанность к железной дороге, трудности маскировки во время ведения боевых действий, а также слабость зенитного вооружения на большинстве бронепоездов. 

Тенденция увеличения калибра и мощности орудий в период 1941—1945 годов сделала броню бронепоездов недостаточной для надежной защиты механизмов и экипажа от вражеского артиллерийского огня. Возрастание роли авиации в боевых действиях против наземных сил противника, улучшение качества авиационных прицелов и мощности авиационного вооружения делали бронепоезда очень уязвимыми от атак с воздуха. 

Опыт Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на достигнутые успехи и массовость применения в 1941—1945 годах, время бронепоездов уже подходило к концу. Что, разумеется, никак не умаляет значения подвигов, совершенных железнодорожниками ради победы над врагом.

Артиллерийская бронеплощадка бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» имела на вооружении две пушки Ф-34 в башнях от танка Т-34 и шесть пулеметов ДТ. По сравнению с другими бронепоездами бронеплощадки бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» обладали также более мощным бронированием — 45 мм по бортам. Примечательно, что броня располагалась под наклоном, что резко повышало ее сопротивляемость.

Слово «особый» в своем названии 31-й ОДБП получил за то, что впервые среди всех советских бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» получили на вооружение бронеплощадки с новейшим и секретным на тот момент оружием — реактивными установками М-8−24, более известными как «Катюши».

География участия в боях 31-го дивизиона включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западную Европу. Например, в боях за освобождение пригорода Варшавы — Праги — дивизион совершил 73 артиллерийско-минометных налета. В результате огня бронепоездов было подавлено и уничтожено 12 артиллерийских и минометных батарей, шесть отдельных орудий и 12 пулеметов, не считая большого количества пехоты противника. Дивизион закончил Великую Отечественную войну во Франкфурте-на-Одере.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. «Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила — чудо, дарованное Илие Богом.

Алеша Попович

Алеша Попович — самый молодой богатырь. Он по-юношески весел и светел. Это ловкий, находчивый выдумщик, который любит петь и играть на гуслях. С инструментом он не расстается даже на службе — мы видим их прикрепленными к амуниции коня.

Лицо Алеши смуглое и широкое, на нем отчетливо прорисованы выразительные глаза, а подбородок и губы — подчеркнуто мягкие. Это лицо юноши, молодого крестьянина, который отличается удивительной силой и сообразительностью.

Алеша воплощает смелость и отвагу. Он красив, и Васнецов подчеркивает это, тщательно прописывая каждую деталь одежды богатыря и его коня.

Рис. 4. «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914 год

Примечания

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

«Я иду служить за веру христианскую,
И за землю русскую,
Да и за стольный Киев град,
За вдов, за сирот, за бедных людей
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,
А для собаки-то князя Владимира
Да не вышел бы я вон из погреба».

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского, в котором он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королём; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея[нет в источнике].

По данным филолога С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1—15 по составленному Азбелевым указателю).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем (Исцеление Ильи Муромца)
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Илья Муромец и Соловей-разбойник
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Батый-царь
  11. Илья Муромец и Жидовин
  12. Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
  13. Илья Муромец и Сокольник
  14. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  15. Камское побоище
  16. Илья Муромец и Калин-царь
  17. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  18. Илья Муромец и Алёша Попович

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Характеристика главных персонажей

В этой былине два главных персонажа: Илья и Соловей. Именно вокруг них развивается весь сюжет повествования. Их характеристика поможет ученикам правильно составить описание для читательского дневника, а, значит, лучше представить внешность героев и их характер.

Илья Муромец

Былинный герой, русский богатырь. Характеристика Ильи Муромца не так проста, как кажется на первый взгляд. Согласно легендам он пролежал недвижимым калекой до 33 лет. Затем был чудесным образом излечен каликами перехожими, которые наделили его богатырской силой.

Из недостоверных источников можно узнать, что у Ильи были сразу несколько прототипов. Однако с уверенностью утверждать, что это невымышленный герой тоже нельзя. Скорее всего, он собирательный образ защитников Руси.

О характере Ильи судить очень сложно. Он явно положительный герой, который всем помогает. Но если отталкиваться не только от одного сказания, а проанализировать сразу несколько былин с этим персонажем, то можно найти и отрицательные черты в его характере. Например:

  • Грубость — он довольно резко разговаривает с князем, когда тот обвиняет его во лжи.
  • Непокорность — он ссорится с правителем, значит, имеет довольно гордый нрав. Об этом можно судить из былины, в которой описывается Калин-царь и его татарское войско. Перед тем как отправить богатыря на битву, князь Владимир освобождает его из темницы.
  • Самоуверенность — несмотря на рассказы про Соловья, Илья в одиночку идёт на битву с разбойником. Между тем он не мог знать силу своего противника. Ведь даже богатырский конь стал спотыкаться под соловьиным свистом.

Он применял свою силу для добрых дел, а это характеризует Илью с положительной стороны

Ведь если задуматься, то не так важно, как мог выглядеть этот герой, или какой имел характер — важны только поступки. А добрых дел для Руси он сделал немало

Соловей Разбойник

В отличие от Ильи Муромца, образ Соловья прост и понятен. Это злодей. В былинах он описывается как нечто среднее между человеком и чудищем. Обладает сверхъестественной силой — громким свистом, от которого все вокруг падают замертво.

Однако такое описание даётся людьми, которые сами его никогда не видели. Раз его никто не мог победить, и все умирали, то откуда горожане могли знать, как разбойник выглядит. Скорее всего, это тоже собирательный образ дорожных грабителей, а мистические способности были Соловью приписаны из-за страха. Ведь люди всегда склонны преувеличивать опасность, когда не могут дать ей рационального объяснения.

Если проанализировать текст былины, то становится понятно, что разбойник был не один, а как минимум с родственниками. Иначе откуда у него взялись три дочери с мужьями. Причём о девушках в тексте не говорится, что они были чудовищами или обладали сверхъестественной силой. Даже логово соловьиное описывается как какая-то жилая постройка с окнами, в которые дочки выглядывали своего батюшку: «Во том гнездышке да соловьиноем А случилось быть да и три дочери, а й три дочери его любимыих. Больша дочка — эта смотрит во окошечко косявчато».

С уверенностью можно сказать, что Соловей Разбойник обладал умом и хитростью. Когда зятья бросились ему на выручку, вооружившись рогатинами, то злодей остановил их. Он понимал, что силой с Ильёй им не справится, поэтому просил их подкупить богатыря вкусной едой и напитками. Здесь даже прослеживается некоторая забота разбойника о своих близких. А это характе́рная человеческая черта.

Хитрость пленник проявил уже в самом конце. Он понимал, что спастись не сможет, а вот навредить большему числу людей ещё в силах. Разбойник «подловил» князя Владимира на его недоверии к богатырю.

Описание ильи муромца. Илья Муромец: «Образ героя-богатыря» в былинах и сказаниях

Славный русский богатырь и герой древнерусских сказаний и былинных историй – Илья Муромец знаменит не только в нашей стране, но и в сопредельных государствах. К слову, в поэмах Германии, относящихся к 13 веку, встречается упоминание о могучем витязе Илье Русском.

Между тем речь идет вовсе не о сказочном персонаже, а о реально жившем в то время человеке, чьи останки находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Илью Муромца русская православная церковь канонизировала и с тех пор 1 января в календаре – это день его памяти. В наши дни Ракетные войска стратегического назначения РФ почитают богатыря своим небесным покровителем, к нему принято обращаться за поддержкой в трудную минуту.

Характеристика героя

( По происхождению Илья Муромец — крестьянский сын. Отец — Иван Тимофеевич, мать — Евфросинья Яковлевна )

Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине – вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами внутренними (разбойниками и лихими людьми) и внешними (печенегами, половцами, хазарами).

( Знаменитая картина «Три богатыря» В.М. Васнецова )

Былины описывают Илью, как человека могучего телосложения и роста (больше 180 см), с русыми кудрями, черными бровями, бородой с проседью. Его облачение – традиционное для того времени: шлем и кольчуга, а из оружия – палица, копье и щит. За высокий воинский дух и боевые качества назначил князь Илью Муромца старшим над всеми богатырями своими.

( Сокрушение Соловья-разбойника )

Самые известные подвиги – это победа над Соловьем-разбойником (объединяющий образ бандитов, промышлявших на дорогах), Идолищем Поганым, Калином-царем и другими врагами земли русской. Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.

Образ героя

( Илья Муромец — доблестный богатырь, защитник народа на Руси )

Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.

Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

( Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью )

Примечательно, что семьи в обычном понимании – жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Литература

Издания

  • Илья Муромец / Подг. текста, ст. и коммент. А. М. Астаховой. М.; Л., 1958. (Литературные памятники).
  • Королёв А. С. Илья Муромец. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 373 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1575). — ISBN 978-5-235-03879-0.
  • Коринфский А. А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901.

Исследования

  • Миллер О. Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское. СПб., 1869. (Трактовка в духе мифологической школы и славянофильства).
  • Миллер В. Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892.
  • Пропп В. Я. Русский героический эпос, 2 изд., М., 1958.
  • Астахова А. М. Былины. Итоги и проблемы изучения, М.; Л., 1966.

Популярные статьи

Энциклопедии

  • Илья Муромец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Илья Муромец // Зерновые — Империализм. — М. : Советская энциклопедия, 1933. — ( :  / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 27).

Жизнеописание

Битва с басурманами

Не успели отгулять-отпировать, смотрят все: въезжает на княжий двор татарин-богатырь, ханский гонец. И подает он князю Владимиру письмо запечатанное. Князь Владимир сорвал печать, глядит, а там на ханском языке написано:

«Сдавай, князь, без боя Киев-град, а не то в нем камня на камне не останется».

Тут со всех богатырей хмель разом сошел — затряслись, как листы на осине, не знают, что и делать. Думали-думали и придумали сперва разведчиков вперед послать — узнать, сколько есть силы татарской. Выбрали удалых молодцов, которые сумели бы пролезть близко к басурманским войскам да сосчитали бы, сколько у врагов палаток наставлено. И оказалось, что войск вражеских пятьсот тысяч пришло.

Тут еще больше испугались все богатыри — никто не хочет за городские ворота выступать.

Тогда говорит Илья Муромец:
— Эх, богатыри могучие, трусливы вы, как зайцы! Вам бы только пировать да бражничать. Разве так вы поступаете, как надобно? Разве так защищают землю Рускую? Дай мне, князь Владимир, войско не великое. Я поеду и опережу неприятеля.

Опоясался он мечом своим широким и поехал в заставу городецкую, а за ним и войско пошло и другие богатыри, нехотя, поехали. Выехал за городские ворота Илья Муромец и сразу налетел на орду татарскую. А татаре закричали, засвистали, загикали, хотят Илью копьем достать, с коня свалить. Да не дается Илья Муромец — направо-налево рубит, так что головушки басурманские словно мячики катятся.

Не устояли басурмане, дрогнули и пустились каждый себя спасать — кто как знает. Тут и другие богатыри очнулись, набрались духу, и давай Илье подсоблять.

В скором времени оглянулся Илья Муромец — видит: чисто поле, бить больше некого.

Вернулись все богатыри в Киев-град, а князь Владимир с такой большой радости задал пир, как говорится, на весь мир. Все пьют, едят, делами ратными хвастают. Друг дружку выхваляют и себя не забывают.

Одному Илье похвального слова не нашлось. Сидит он в углу, издали разговоры слушает.

Говорит ему князь Владимир Красное Солнышко:
— А что ж ты, Илья, не пьешь, не ешь? Выбирай место, садись к столу.

Отвечает Илья Муромец:
— Не пристало мне, Владимир-князь, сидеть среди богатырей могучих. Сяду я, Илья, крестьянский сын, на лавочку у самого кончика.
— Воля твоя, Илья Муромец. Где хочешь, там и садись.

Сел Илья на лавочку, на самый кончик. Да как повернулся, как шевельнул плечом, так все богатыри на пол и попадали. И очутился Илья посередь стола. Как на поле боевом стоял, так и за столом сидит.

А богатыри видят, что много у Ильи силушки нетраченой, и никоторый на него не обиделся.

Скучно стало Илье Муромцу. Сидит он за столом задумчив, молчалив, не весело ему бражничать да хвастаться. Думает: «Чем зря время проводить, поеду я по белу свету погулять. Святогора-богатыря повидать».

Долго не думал, простился Илья со князем Владимиром и поехал искать Святогора-богатыря по всей земле Руской.

Внутренний мир героя

Нелегкая жизнь Ильи Муромца

Родился Илья в селе Карачарово под городом Муромом, что во Владимирской области, именно поэтому его называют Муромцем. Отец и мать его были простыми крестьянами, работали в поле не покладая рук. Однако сын их родился с физическими отклонениями и совершенно не мог двигать руками и ногами, а мог только сидеть на печи.

До 33 лет богатырь был немощным, однако, его характер стал от этого невероятно сильным, твердым и спокойным. Зачастую немаловажную роль в жизни главных героев мирового эпоса играет чудо. Все самые значимые моменты в судьбе являются чудесными, будь то волшебное рождение, исцеление, приобретение бессмертия или силы. Не является исключением и Илья Муромец. Былина о чудесном исцелении подтверждает это, сейчас и поговорим о ней.

Кстати, именно в возрасте 33 лет был распят, а затем воскрес Иисус Христос.

Фото ниже: герой Илья Муромец на своем коне, которого звали Бурушка-Косматушка, в исполнении художника Васнецова.

Три поездки Ильи Муромца

После того еще долго Илья Муромец на свете жил. Долго Руской земле своей силой служил и мечом своим булатным. А как состарился он, да как поседела его борода добела, захотелось ему в родные места поехать, отцу с матерью поклониться. Отпустил его Владимир-князь, и поехал Илья в старые места новым путем, неезженым.

Ехал-ехал и наехал на три дорожки неширокие. Ведут те дорожки неведомо куда, а где скрестились они, там огромный камень лежит, и написаны на том камне три надписи:

«Кто прямо поедет – убит будет; кто направо поедет – женат будет; кто налево поедет – богат будет».

Призадумался Илья Муромец:
— Жениться мне — я уж очень стар, а богатства мне совсем не надобно. Я поеду туда, где убитому быть: на роду мне смерть не написана.

Повернул он коня своего быстрого, поскакал по прямой дороге. Выезжает на поляну просторную. Средь поляны той могучий дуб стоит, а под дубом сидят сорок разбойников. Как увидели они Илью Муромца, так и схватились за дубины тяжелые да за ножи острые. Хотят убить его.

Тут сказал им Илья Муромец таковы слова:
— А за что вы меня убить хотите, разбойнички? Богатства со мной вовсе нет. Всего-то и есть у меня, что конь да меч, да лук тугой, да колчан со стрелами. Только конь мой и меч не про вашу честь, а вот лук тугой я про вас припас.

Сымает он с плеч лук тугой, вынимает из колчана калену стрелу. И накладывает стрелу на тетивушку, и пускает стрелу во зеленый дуб. Ударила стрела во зеленый дуб, разлетелся дуб в мелки дребезги. Многих тут разбойников поранило, многих и насмерть убило. Остальные разбойники в стороны бросились, так что Илье бить стало некого. И остался Илья Муромец на поляне един.

Вернулся Илья к камню белому. Стер надпись старую и написал надпись новую:
«Ездил по прямой дороге Илья Муромец, а убит не бывал».

Стал он теперь из двух дорог одну выбирать:
— Надо ехать по той дороге, где женатым быть, а богатства мне не надобно.

И поехал Илья по правой дороге. Подъезжает к большому терему. Встречают его слуги многие, ведут в палаты богатые. И выходит к нему царевна-красавица, угощает его всякими питьями да яствами, милует, ласкает, суженым называет. А как ночь пришла, повела Илью Муромца в опочивальню, приготовила ему кровать золоченую, постель мягкую: «Ложись, отдыхай, целуй, обнимай».

А Илья Муромец хоть и прост, а догадлив: схватил он царевну-красавицу и положил на ту кровать золоченую. А как положил, так сразу провалилась кровать в подвалы глубокие.

Посмотрел вниз Илья Муромец — видит: в тех подвалах людей многое множество. Все-то, небось, женихи, все-то, небось, суженые. Побежал Илья Муромец на широкий двор, отыскал дверь в подвалы глубокие, отбил замки крепкие и выпустил всех людей, что царевна заманила, на белый свет из темноты ночной.

Поклонились все люди Илье до самой земли:
— Спас ты нас, Илья Муромец, от смерти лютой.

Едет он опять к белому камню. Стирает надпись старую и пишет надпись новую:
«Ездил по той дороге Илья Муромец, а женат не бывал».

После того подумал он:
— Уж не поехать ли мне по третьей дороге? Может и там обман какой лежит.

И поехал по третьей дороге Илья Муромец. Видит – погреба толстостенные, обширные. А у погребов этих колоколов понавешено. Кому нужно богатство — дерни за бечевку, ударь в колокол – и всё тут. Взялся Илья Муромец за веревку, ударил в колокол. Откуда ни возьмись, мужичок с золотым клюшком, с золотым ключом.

Отпирает мужичок погреба толстостенные и говорит Илье:
— Бери, богатырь, богатства, сколь тебе надобно.

Вошел Илья Муромец в погреба глубокие, поглядел кругом и удивился: везде золото блестит – глазам больно.

Да Илья Муромец никогда на золото не льстился. Не взял нисколечко и пошел обратно на вольный воздух, на белый свет.

Сел на коня, вернулся опять к придорожному камню. На белом камне две надписи новые, а третья – старая. Стер он надпись старую и написал новую:
«Ездил тут Илья Муромец, а богат не бывал».

Написал такие слова и поехал дальше в родные места, в город Муром, село Карачарово.

Как прибыл домой, обрадовались родители — не ждали они, не гадали сынка увидать. А Илья смотрит на них, дивится: очень уж прытко старички состарились. Пожили они еще с месяц и померли. Похоронил их Илья Муромец с почетом, и в скором времени сам преставился.

А всего житья ему было полтораста лет.

* По материалам книги Тамары Габбе «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи».

Рубрика: Сказы

Комментировать
0