fbpx
No Image

Черкесы (народ, карачаево-черкесия)

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Жизнь

Традиционные занятия адыгейцев — скотоводство и земледелие. Сажали в основном просо и ячмень, позже добавились кукуруза и пшеница. Скотоводство было выгонным, разводили коз и овец, реже коров и яков, в горных районах — ослов и мулов. В подсобном хозяйстве держали птиц: кур, идеек, гусей уток.

Широко было распространено виноградарство, садоводство, пчеловодство. Виноградники были расположены на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и обозначает название озера и горной речки с чистой водой. Ремесла у адыгейцев были развиты слабо, однако в одном из них они преуспели значительно лучше соседей. С древних времен адыгские племена умели обрабатывать металл: кузнечное ремесло и изготовление клинков процветало практически в каждом ауле. Женщины владели искусством выделки ткани, славились как прекрасные рукодельницы. Особо ценился навык вышивки золотыми нитями национальными орнаментами, которые включали солярные, растительные и зооморфные мотивы, геометрические формы.

Галерея

File:Cherkess7 группа .jpg|A адыгейских детей в традиционной одежде.

File:Circassian черкесская дворянка дворянки jpg|A в 19-м веке.

File:Carol Popp de Szathmáry – черкес Cerchez călare.jpg|A sipahi в османской армии.

File:Lezginka Kabardian 2.jpg|Adyghe традиционный танец кинжала.

File:Circac .jpg|Adyghes во французском легионе мандата в Сирии.

File:Circassian Главная jpg|A живопись с 1843 адыгейского воина сэром Уильямом Алланом.

File:Circassian адыгейский воин Воина jpg|An.

File:CircassianDancers.JPG|Adyghe традиционная танцевальная группа из Кавказского региона, выступающего в Каме Kfar, Израиль.

File:AWM 009747.jpg|General Жорж Кэтрукс и генерал-майор Поль Луи Ле Жентильомм, сопровождаемый французским языком Виши черкесская конница (Gardes Tcherkess).

File:Adiga девочка pshasha.png|Circassian с традиционной одеждой

Черкесская диаспора

Адыгеец жил за пределами Кавказского региона начиная со Средневековья. Они были особенно хорошо представлены в Mamluks Турции и Египта. Фактически, династия Burji, которая управляла Египтом с 1382 до 1517, была основана адыгейским Mamluks.

Большая часть адыгейской культуры была разрушена после завоевания их родины Россией в 1864. Черкесы были подвергнуты этнической чистке и массовому изгнанию в Османскую империю.

Общее количество черкесов во всем мире оценено в 6 миллионах.

Западная Азия

Приблизительно половина всех черкесов живет в Турции, главным образом в областях Самсуна и Орду (в Северной Турции), Kahramanmaraş (в южной Турции), Кайсери (в Центральной Турции), Bandırma и Düzce (в Северо-западной Турции).

Значительные сообщества, живые в Иордании, Сирии (см. черкесов в Сирии), и меньшие сообщества, живые в Израиле (в деревнях Камы Kfar и Rehaniya — посмотрите черкесов в Израиле), и Ирак.

Ирана однажды было очень многочисленное сообщество, но подавляющее большинство ассимилировалось в населении в течение веков.

Европа

Есть черкесы в Германии и небольшое число в Нидерландах.

Из 1 010 черкесов, живущих в Украине (473 Kabardins, 338 адыгейцев и 199 Cherkesses — после существующего советского подразделения черкесов в три группы), только 181 (17,9%) объявили свободное владение родным языком; 96 (9,5%) заявленный украинский язык как родной язык и 697 (69%) отмеченный «другой язык» как их местный житель и наиболее вероятно последний – русский, хотя ни один открыто не объявил его. Главная адыгейская община в Украине находится в Одессе.

Может быть малочисленное сообщество черкесов в Сербии и Македонии. Много адыгейцев также поселились в Болгарии в 1864–1865, но наиболее сбежавший после того, как это стало отдельным от Османской империи в 1878. Малочисленное сообщество, которое поселилось в Косово (Косовские адыгейцы) репатриированный в Республику Адыгея в 1998.

Северная Америка

Большое количество черкесов также иммигрировало в Соединенные Штаты и расположилось в северной части штата Нью-Йорк, Калифорнии и Нью-Джерси. В Канаде есть также малочисленная черкесская община.

Отчего их так ценили

По мнению американского писателя, путешественника и дипломата Баярда Тейлора, у черкешенок нет конкуренток по части женского обаяния, потому что они сохранили свою чистоту и целомудренность в горных селениях, вдали от цивилизации. Отменные внешние данные и физическое здоровье, по мнению историков, связаны с генами – среди горцев очень много долгожителей. Как считала английская писательница, социолог и одна из наиболее известных феминисток XIX века Гарриет Мартино, черкешенки в египетских гаремах были лучшими матерями, от них рождались самые здоровые, физически развитые дети. По мнению Мартино, если бы не эти кавказские женщины-рабыни, «Египет был бы обречен»: феминистка полагала, что черкешенки улучшили генофонд нации. Дальний родственник поэта Валерия Брюсова, военный деятель и писатель мемуарист шотландско-прусского происхождения Петер (Питер) Генри Брус (Брюс) в начале XVIII века писал, что черкешенки на иноземцев производят потрясающее впечатление не только и не столько внешней красотой – они умны и умеют поддержать непринужденный разговор, что делает их желанными практически с первых минут общения. Путешественники, посещавшие Северный Кавказ, щедры на описания внешности этих девушек и женщин, при этом они приводят самые разные метафоры и сравнительные обороты – голландец Ян Янус Стрейс (XVII век) для создания совершенного образа черкешенки предлагал скрестить лилию и розу, немец Карл Кох (XIX век), считавший этих кавказских женщин воплощенным идеалом красоты, подробно останавливался на деталях – от восхищения изяществом черт лица до превозношения статности фигуры. Интересно мнение по поводу генетической состоятельности черкешенок, высказанное Чарльзом Дарвиным, ссылающимся на впечатления путешественника Чардина – тот отмечал «крайнюю облагороженность» персов в связи с их частыми браками, заключаемыми с грузинками и черкешенками: в Персии практически каждый знатный человек считал за честь взять в жены представительницу этих наций. Великий теоретик русской театральной школы Василий Немирович-Данченко подтверждал, что «капля крови черкешенки способна очистить целое поколение»: как он отмечал, еще представители древней цивилизации Анатолии (археологические раскопки в районе Антальи свидетельствуют, что эта цивилизация появилась еще в доисторические времена) гордились наличием в их роду черкешенок.

Жилище

Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.

Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.

Где живут и численность

Начиная с советских времен, адыгейцы стали числиться отдельным народом, что послужило разделению с черкесами и кабардинцами. По результатам переписи 2010 года, адыгейцами на территории России себя считают порядка 123 000 человек. Из них 109,7 тысяч человек проживают в Республике Адыгея, 13,8 тысяч — в Краснодарском крае, преимущественно в прибрежных районах Сочи и Лазаревского.

Геноцид черкесов во время гражданской войны привел к значительной миграции представителей народности и образованию крупных адыгских диаспор за рубежом. Среди них:

  • в Турции — около 3 миллионов человек
  • в Сирии — 60 000 человек
  • в Иордании — 40 000 человек
  • в Германии — 30 000 человек
  • в США — 3 000 человек
  • в Югославии, Болгарии, Израиле — 2-3 национальных селения

Женщины

О красоте черкесских женщин с древности слагали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенке» поэт Константин Бальмонт сравнивает прекрасную девушку с «тонкой лилией», «нежной ивою плакучей», «юным тополем» и «Индусской баядерой», но в конце замечает:«Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.»

С двенадцати лет девочка начинала носить корсет. Он обеспечивал правильную осанку, гибкий стан, тонкую талию и плоскую грудь: эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом, замужней даме носить его не полагалось. Символом красоты были и роскошные длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали иные прически, а замужние обязаны были прятать под платок.Все народы Евразии стремились иметь жену или наложницу черкешенку. В историю вошла княжна Кученей, дочь знаменитого князя из династии Темрюков: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во времена работорговли адыгейских женщин продавали в 2 раза дороже, чем других: их было престижно иметь в гареме за красоту, навыки рукоделия, приятные манеры общения и поведения. Адыгских девочек с детства учили рукоделию, правилам этикета, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный уклад и исповедование ислама. При женщинах нельзя было курить, сквернословить, ссориться, драться. Мужчины любого возраста при виде них вставали, а всадники спешивались. Встретив даму в поле, в пути или просто на улице принято было предложить ей помощь, если она в ней нуждалась. Существовал и обычай приношения даров: возвратившиеся после военного похода или удачной охоты мужчины собирались на пир в доме самой почитаемой или желанной женщины, где обязаны были принести ей в дар часть полученного в бою. Если такой женщины не было, дары могли вручить любой адыгейке, встреченной на пути.

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.

Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.

Религия

Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.

С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.

Название

Античные авторы называли черкесов зихи и керкеты. Самоназвание народности «адыгэ», о чем даже упоминается в гимне черкесов. Называют они себя так и по сей день. «Черкесы», это иноназвание.

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

Имена

На их собственном языке черкесы именуют себя столь же адыгейский (также транслитерируемый как Adyga, Adyge, адыгеец, адыгеец, Attéghéi). Имя, как полагают, происходит из atté «высоты», чтобы показать альпиниста или горца и ghéi «море», показывая «людей, живущих и населяющих гористую страну около морского побережья», или «между двумя морями».

Общее название для адыгейца – черкесы , имя, которое иногда применяется к адыгейцу и Abaza из Северного Кавказа. Черкес имени представляет Latinisation Cherkess, тюркского имени адыгейца, и порожденный в 15-м веке со средневековыми Генуэзскими продавцами и путешественниками в Черкессию.

Но самая ранняя известная форма имени «Cherkess» относится ко времени монголов, которые вторглись в Северный Кавказ в средневековые времена, и кто назвал адыгейский «Serkesut», термин, который появляется в монгольских текстах с 12-го века.

Тюркские народы и русские называют адыгейский Cherkess. Народная этимология обычно объясняет имя Cherkess как «резак воина» или «резак солдата» от тюркских слов милый (солдат) и kesmek (чтобы сократиться), так, чтобы Cherkess имел бы в виду «резак солдата».

Несмотря на общее самообозначение и общее российское имя, Советские власти применили четыре обозначения к черкесам:

  • Kabardians, черкесы Кабардино-Балкарии (черкесы, говорящие на языке Kabardian), один из двух местных народов республики.
  • Cherkess (Šărdžăs), черкесы Karachay–Cherkessia (черкесы, говорящие Cherkess, т.е. черкесский язык, язык), один из двух местных народов республики, которые являются главным образом Baslaney Kabardians. Это имя – российская форма «черкесского языка» и использовалось для всех черкесов перед советскими временами.
  • Адыгейцы, местное население Кубани включая Adygea и Краснодарского края.
  • Shapsugs, местные исторические жители Shapsugia. Они живут в Районе Туапсе и Районе Лазаревски-Сити (раньше Национальный Raion Shapsug) Сочи, обоих в Краснодарском крае, а также в Adygea.

Еда

К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.

Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром — латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж — обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо — свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.

Из первых блюд популярен ашрык — суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.

К мясным блюдам подается паста — сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур — сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.

Из выпечки готовят хлеб, пышки лакумы, халивы, пироги со свекольной ботвой «кхъуей делен», кукурузные лепешки «натук-чыржын». Из сладкого делают разные варианты халвы из кукурузы и пшена с абрикосовыми косточками, черкесские шарики, пастилу. Из напитков у черкесов популярен чай, махсыма, молочный напиток кундапсо, различные напитки на основе груш и яблок.

Еврейки

Татарки

Татары — вторая по численности народность России (5,53 миллиона человек). У татарок свои отличительные черты — необыкновенно красивый цвет смуглой кожи, тёмные волосы, карие глаза. Конечно же, среди татаров тоже произошло кровосмешение, однако ярких красавиц всё же можно выделить.

Самой красивой крымский татаркой России признали Эльзару Закирьяеву, которая стала финалисткой конкурса »Крымская красавица-2013″.

Яркими представительницами татарской национальности стали Алсу, Дина Гарипова, Земфира.

Татарские актрисы играют в кино и блистают на московских театральных подмостках. Вероятно, всем известна непревзойдённая Чулпан Хаматова.

Татарки не только талантливы, но и красивы. Так, Эльмира Туюшева и Диана Зарипова становились победительницами конкурсов красоты.

Диана Зарипова

А супермодель Ирину Шейк вообще считают одной из самых красивых женщин мира.

Черкешенки

Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи.

Культура

Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:

  • сказки и сказания
  • пословицы
  • песни
  • загадки и иносказания
  • скороговорки
  • частушки

Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла

Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара

Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу». Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать. Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.

Сказки и сказания делятся на несколько групп:

  • мифические
  • о животных
  • с загадками и отгадками
  • правовоспитательные

Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.

Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.

В массовой культуре

За эти годы адыгейцы были показаны в различных популярных книгах и фильмах:

  • Завоевавший Оскар британский Лоуренс Аравийский фильма включал сцену, в которой британский заглавный герой (Питер О’Тул) захвачен турецкими чиновниками в городе Дараа. Его голубые глаза и светлая кожа отмечены, приведя к вопросу, «Действительно ли Вы черкесы?», на который он отвечает «да, effendi».
  • В русском романе 1840 года Герой Нашего Времени рассказчик рассказывает историю красивой адыгейской принцессы по имени «Бела», которую характер похищает от ее семьи.
  • В Мемуарах аравийской Принцессы из Занзибара автор — кто был Принцессой Занзибара и был половиной черкесского языка и половины араба — рассказывает о многих черкесских Вторичных Женах Султана Занзибара.
  • В эпизоде 2005 года характера лидерства Призраков драмы Би-би-си Адам Картер симулирует быть черкесом из Алеппо, чтобы пропитать маршрут контрабанды людей.
  • Иорданский фильм 2010 года Cherkess, который имеет место в 1900, изображает уникальное столкновение между местными бедуинскими племенами и адыгейскими иммигрантами, в регионе, известном сегодня как Иордания, во время периода, в который эта область была под османской властью.
  • Сааремаа – черкесская героиня и заглавный герой в опере 1897 года того имени австрийским композитором Александром Землинским (1871–1942).
  • В новом капитане Никоса Кэзэнцакиса Михалисе один из самых видных персонажей женского пола – Eminé, черкесская женщина ошеломляющей красоты.

Черкешенка

Книга посвящена прекрасному и трагическому образу черкешенки и является своеобразным гимном женской красоте. На при-мере различных женских судеб показаны талантливость и духовная жизнестойкость черкешенок. Исторические имена Марии Темрюковны — жены Ивана Грозного» Русудан — жены Вахтанга VI и других черкешенок с трагической судьбой, обрели мировую известность. Книга дает возможность проследить скрещение путей и встречи культур адыгских (черкесских) народов с другими народами мира, что пробудило интерес к обычаям, образу жизни и духовному миру черкесов.

СВЕТЛОЙ памяти матери и бабушки Нэхужан ПОСВЯЩАЕМ

«…Высокие, стройные, гибкие,— они точно светлый след оставляли за собою. Их маленькие руки и ноги вдохновляли турецкого поэта, и до сих пор в городах Малой Азии, когда встречаются такие у мужчин и женщин, анатолийцы говорят: у них в роду черкешенка. Капля ее крови очищала целое поколение. Их карие глаза полны выражения.

…во взгляде черкешенки ярко отражалась ее душа, ее чувство, все, что совершалось в ней, как бы порывисто, быстро, изменчиво это ни было. Ничем грубым не оскорбляла вас красота женщин в племени адыге.»

Вас. Немирович-Данченко

ПРЕДИСЛОВИЕ

Красота Кавказа своеобразна, красота силы и сурового могущества. Нежны его краски, поэтичны и тонки очертания горных вершин, за зелеными горами выступают в снеговом величии неподвижные гиганты.

Кавказ — полный чарующих красот — с пышной растительностью, чистой студеной водой и здоровым горным воздухом — прекрасен, с многочисленными равнинами, холмами и горами, лесами и целебными источниками, изобилует плодоносными деревьями. Воздух здесь благоуханный и чрезвычайно здоровый. Не потому ли француз Ферран полагал, что от этого происходит цветущая красота черкесов и черкешенок.

Адыги — таково самоназвание родственных между собой адыгейцев, кабардинцев и черкесов — древнейшие обитатели северо-западного Кавказа. Адыги — автохтонные народы Кавказа — жили здесь задолго до нашей эры. Они поддерживали политические, экономические, военные и культурные связи с древними хаттами, ассирийцами, шумерами, греками, Древней Русью, аланами и грузинами.

Предкам адыгов приходилось отстаивать свое существование в жестоких битвах с многочисленными завоевателями. Особенно опустошительны были нашествия гуннов (IV в.), аваров (VI в.), печенегов (IX в.), хазаров (X в.), надолго задержавшие общественно-экономическое развитие адыгских племен. В XIII веке на земли адыгов обрушились монголо-татарские орды. Лишь в XV веке, после того, как монгольское иго было свергнуто, адыгам удалось изгнать поработителей. Но освободившись от одних захватчиков, адыги становятся жертвой других. Начиная с XVI столетия, они подвергаются нашествиям со стороны турецких султанов и их вассала — крымского хана.

Адыгейцы проживают в Адыгейской республике. Население адыгейцев (абадзехов, бжедугов, темиргоевцев, шапсугов) по переписи населения 1989 г. составляет 124 941 человек, территория 7,6 тыс. квадратных километров. Кроме того, адыгейцы проживают в Туапсинском, Успенском и Лазаревском районах Краснодарского края.

Кабардинцы проживают в Кабардино-Балкарской республике. Население кабардинцев составляет 394 651 человек, территория 12,5 тыс. квадратных километров. Кабардинцы также живут в Карачаево-Черкесской республике и Адыгейской республике. Кабардинцы-христиане проживают в Моздокском районе Северо-Осетинской ССР, в ряде хуторов Ставропольского края и в двух станицах Ростовской области.

Черкесы проживают в Карачаево-Черкесской республике. Население черкесов составляет 52 363 человек, территория 14,1 тыс. квадратных километров.

Адыги (черкесы) оставили заметный след в истории, участвовали почти во всех важнейших событиях Кавказа, России, Египта, Ближнего и Среднего Востока. Носители самобытной культуры — черкесы внесли большой вклад в духовное развитие Северного Кавказа, России, Турции, Египта, Сирии, Иордании, Йемена и др. стран.

В ущельях Кавказских гор Ибн-Хаукаль обнаружил 360 народов, Масуди (X в.) насчитал 86 племен, а Страбон — 711.

История

Предки адыгейцев составляли древнейшее население Кавказа, которое, взаимодействуя с соседними народностями, образовало племена ахеев, керкетов, зихов, меотов, торетов, синдов, занимавших черноморское побережье и Краснодарский край еще в конце первого тысячелетия до нашей эры. В начале новой эры здесь располагалось одно из древнейших в регионе государств — Синдика. Проходить по его территории опасался даже знаменитый царь Митридат: был наслышан о бесстрашии и отваге здешних воинов. Несмотря на последовавшую за этим феодальную раздробленность, черкесы сумели сохранить независимость от Золотой Орды, хотя их территории и были впоследствии разграблены Тамерланом.С русскими черкесы сохраняли дружественные и партнерские отношения, начиная с XIII столетия. Однако в период Кавказских войн власти начали политику захвата и подчинения всех проживающих здесь народов, что привело к многочисленным столкновениям и геноциду черкесского народа.

Одежда

Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин от состоит из рубашки, просторных штанов и черкески: приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри: специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный по количеству порох для выстрела, а после только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды.

У старшего поколения рукава были длинными, а у молодых узкими, чтобы не мешали в бою. Важен был и цвет наряда: князья носили черкески белого цвета, дворяне — красного, крестьяне — серого, черного и коричневого. Заменой черкеске служил бешмет: похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополнялся буркой — длинной шубой из овечьего меха. Женские наряды были еще более красочны. Богатые черкешенки специально закупали для пошива платьев бархат и шелк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчеркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребенка заменяли ее на платок.

Черкесские племена

От последнего Средневековья много территориальные – и политические черкесские племена или этнические предприятия начали формироваться. Их культура, традиции и образ жизни отличались мало.

В конце белой войны с большинством черкесов были удалены в Османскую империю, многие племена были уничтожены или выселены из их исторической родины.

}\

|

|Adamiy

|Адэмый

|

|Bzhedug (Bzhedukh)

|Бжъэдыгъу

|

|

|Гъоайе

|Not, найденный после белой войны

|

|Еджэрыкъуай

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны

| (Чжань)

|Жанэ

|Not, найденный после белой войны

|Mamkhegh

|Мэмхэгъ, Мамхыгъ

|

| (Mokhosh)

|Махошъ

|

|Natukhai (Notkuadj)

|Натыхъуай, Наткъуадж)

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны

|Temirgoy (Kemgui)

|КIэмгуй

|

|Hatuqwai (Khatukai)

|Хьэтыкъуай

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны

| (Khegaik)

| выровняйте = «центр» | Хэгъуайкъу

|Not, найденный после белой войны

| (Khetuk или Adali)

|ХьэтIукъу

|Not, найденный после белой войны

| (Čöbein)

|ЦIопсынэ

|Not, найденный после белой войны

|Shapsug

|Шэпсыгъ, Шапсыгъ

|

|Kabardays (языковые спикеры Kabardian)

|Къэбэрдэй, Къэбэртай

|

|

|

|Cherkesses (языковые спикеры Kabardian)

|

|Baslaney (Beslenei)

|Беслъэней

|

|Ubykhs

|Убых, Пэху

|

|

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны

| }\

Большей частью адыгейца, живущего в Черкессии, является Bzhedugh, Kabarday и Kemirgoy, в то время как большинство в диаспоре – Abzekh и Shapsugh. Стандартный адыгейский язык основан на диалекте Kemirgoy.

Эти двенадцать звезд на черкесском флаге символизируют отдельные племена черкесов; эти девять звезд в пределах дуги символизируют девять аристократических племен Adygea, и три горизонтальных звезды символизируют три демократических племени. Эти двенадцать племен – Abdzakh, Baslaney, Bzhedug, Hatuqwai, Kabarday, Mamkhegh, Natukhai, Shapsugs, Temirgoy, Ubykh, Yegeruqay и Zhaney.

Комментировать
0