Колесно-гусеничная концепция
Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.
Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.
Советские
Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.
Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.
Т-50
Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.
Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.
Т-28
Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны. Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники
Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть
Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.
Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.
Т-34
Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.
Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.
Т-34 и его модификации Т-34-57, Т-34-85 до конца войны оставались самыми массовыми, несмотря на появление более совершенной техники.
КВ-1
Тяжёлый КВ-1 показался немецкой армии настоящим монстром в начале боевых действий.
Надёжная броня, дарующая машине практически неуязвимость, но крайне низкая надёжность и плохая проходимость делали КВ-1 крайне неоднозначным.
Появление Pz.Kpfw.VI Tiger, не испытывающего сложностей с пробитием брони советской техники, в момент поставило крест на КВ-1, потерявшем своё единственное преимущество.
ИС-2
Тяжёлый советский ИС-2 – наследник ИС-1, создавался в качестве противовеса немецкому Pz.Kpfw.VI Tiger.
Зачастую мнения об оценке этой машины расходятся, но её эффективность под сомнение не ставит никто. 122 мм пушка и наклонная броня делали из ИС-2 отличный штурмовой танк, способный выполнять любые задачи на поле боя.
По отдельно взятым характеристикам «Иосиф Сталин» уступал немецким конкурентам, но по совокупности – превосходил.
Ощутимым плюсом стала надёжность, позволявшая проходить без поломок около 1000 километров.
ИС-3
Этот тяжёлый танк опоздал на войну и смог лишь принять участие на параде Победы в Берлине, где произвёл огромное впечатление на западных наблюдателей.
ИС-3 – это мощнейшая броня, выполненная в виде «щучьего носа», 122 мм орудие, способное проломить броню Pz.Kpfw.VI Tiger с километра, но недостатки, тянущиеся ещё с ИС-1.
СУ-152
Тяжёлая САУ, тем не менее, необходимая в этом списке. Впервые появилась на Курской дуге, где применялись в качестве истребителя танков.
Получила прозвище «Зверобой», поскольку её приписывали массовое истребление немецкой техники со звериными названиями.
На деле, советские военнослужащие часто принимали экранированные средние PzKpfw IV за тяжёлые Тигры, а Фердинандом называли любую вражескую САУ.
В любом случае, СУ-152 «Зверобой» сыграл важную роль в избавлении Красной армии от тигробоязни.
M4 Sherman
Напоследок вспомним об американском среднем Шермане. Второй после Т-34 по численности, активно поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.
Очень высокий, довольно уязвимый и пожароопасный. С другой стороны, неплохие приборы наблюдения, максимальная технологичность и запас для модернизации.
Шерман не стал революционной машиной, зато его выпускали в огромных количествах и дорабатывали, основываясь на опыте применения.
Амбициозные проекты
Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.
Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам – уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг.
9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли.
Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта – его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью.
Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.
Боевое применение
С 1933 года Т-35 обязательно участвовал в парадах в Москве и Киеве из-за своего весьма внушительного вида. До самого начала Великой Отечественной войны его использовали только для парадов и войсковых маневров – в боях танк не участвовал.
К началу войны в составе Красной армии находилось 48 Т-35. Большинство из них оказалось потеряно уже в первые дни боев, причем только 7 машин потеряли в бою – остальные вышли из строя самостоятельно, из-за неисправностей.
Последний раз Т-35 применяли в битве под Москвой.
В самом начале войны один Т-35 был захвачен немецкими войсками. Его точная судьба неизвестна, хотя возможно именно этот Т-35 применялся вермахтом в ходе обороны Берлина.
В свое время по огневой мощи Т-35 был самым сильным танком в мире. Однако были у него и недостатки – из-за огромных размеров и медленной скорости танк был очень легкой мишенью для артиллерии. Кроме того, танк был сложен в управлении. Именно из-за этого его постепенно перестали использовать, бросив все силы на производство более удачных и универсальных КВ.
Память о танке
Единственный сохранившийся Т-35 сегодня выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке. Также Т-35 можно увидеть на фризе на фасаде петербургского Дома Советов.
Танк Т-35 до сих пор находится на российской медали «За Отвагу».
Танк в культуре
Т-35 можно встретить в нескольких компьютерных играх:
- «Блицкриг II»;
- «War Thunder»;
- Panzer Front в качестве декорации;
- «War Front»;
- «Сталин против марсиан», юмористическая игра на движке Блицкрига;
- Battlefield 1942, в игре носит название Forgotten Hope Secret Weapon.
Также Т-35 представлены в фильме «Разгром немецких войск под Москвой», который получил Оскара за лучший документальный фильм. Вообще фильм в основном состоит из реальных военных кадров, однако кадры с Т-35 снимали отдельно, используя казанские машины.
Легендарные советские танки
Одними из лучших на тот момент, по мнению самих военных, были танки типа БT. Их любили за скорость, а также особую маневренность. В 1936 году народный комиссар Ворошилов приказал конструкторскому бюро создать еще более новый танк, на базе машины БT. Новый вид вооружения получил название БТ-ИС, названный в честь Иосифа Сталина.
После 1937 года этот вид вооружения еще несколько раз модернизировался и получал соответственно новые названия. Так, например, мир увидел образец БТ-5, а также БТ-7.
Танк БТ-5
В 1937 году по указаниям верховного главнокомандующего Красной армии Харьковский паровозостроительный завод должен был модернизировать уже существующий танк Т-35. Новая машина должна была иметь на своём вооружение два крупнокалиберных пулемета, а также две пушки калибром 45 мм. Также предполагалось, что будет установлена еще одна пушка, калибр которой будет равен 76 мм. Танк получился очень массивным, он весил приблизительно 60 тонн и был защищен достаточно серьезным слоем брони, толщина которой доходила до 75 мм.
Также разрабатывали абсолютно новые боевые машины, такие как СМК и Т-100. В условиях военного обострения в Европе танковые заводы, а также конструкторские бюро получили особые указания, согласно которым работа над конструкциями этих боевых машин должна проходить круглосуточно и в условиях строжайшей секретности. К первому июню 1939 года проект танка Т-100 был готов за очень быстрый период времени. Танк СМК был готов еще быстрее этого же года. На протяжении года конструкторское бюро также подготавливало разные модели и образцы танков, которые разрабатывались на базе Т-100. Например, в 1939 году Харьковский завод соорудил один из самых мощных танков в истории человечества, который получил название Т-100Z. На этой машине было установлено морское орудие, которое имело калибр 130 мм. Также на нём установили 152 мм гаубицу, которая располагалась в главной башне.
Основная концепция унифицированного основного боевого танка Т-100
Но то время уже знаменитыми и достаточно мощными танками были боевые машины типа КВ, которые были названы в честь народного комиссара Клима Ворошилова. Военные чиновники Советского Союза использовали КВ-1 в некоторых военных конфликтах, но выяснилось, что его пушка, которая имела калибр 76 мм не способна разрушать оборонительные сооружения противника. Поэтому было принято решение выпустить модернизированный и улучшенный образец КВ-2. История мирового танкостроения практически не знает подобных случаев, когда на вращающуюся башню было установлено настолько мощное вооружение. Перед началом боевых действий на территории Финляндии было выпущено только 4 образца танка КВ-2.
Танк КВ-2
Они сразу же были кинуты на линию Маннергейма. Специальными бетонобойный снарядами они пробивали заграждения на этой оборонительной линии. После того, как один танк вышел из строя, оказалось, что на его броне были найдены разнообразные вмятины от вражеских снарядов, общая численность которых составила 48.
Но ни один из снарядов противника не смог пробить броню этого танка. Поэтому боевую машину КВ-2 в 1939 году было принято поставить на конвейерное производство и вооружение. До 1941 года, то есть в упор до начала Отечественной войны, этот танк выпускался на Кировском заводе.
Загадочная машина Гротте
Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.
Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.
Лёгкие танки
Основу танковых войск всех стран мира в 1920–1930 гг. составляли лёгкие танки (их вес не превышал 20 т). Вооружались они пушками калибра от 20 до 45 мм. В начале Второй мировой войны стало ясно, что их бронирование, мощь и вооружение уже не соответствуют времени. Танкостроители все силы направили Т-60 на создание тяжёлых и средних танков с противоснарядным бронированием. Однако лёгкие танки выпускали и применяли до конца Второй мировой войны. Но это были машины нового поколения с более мощным бронированием, отличной проходимостью, высокой скоростью и маневренностью. Так, советские лёгкие танки Т-60 образца 1941 г. и пришедшие им на смену в 1942 г. Т-70 были прикрыты 35- и 40-мм бронёй соответственно. Так, если довоенный БТ-7 весил почти 14 т, то Т-70, оснащённый 45-мм пушкой, был в полтора раза легче и на полметра ниже. Это давало ему преимущества на поле боя.
Танк Т-60
В начале войны советская промышленность не могла снабдить армию тяжёлыми и средними танками, потому в Красной армии преобладали лёгкие танки Т-60 и Т-70 (простые, оснащавшиеся автомобильными двигателями, они были легче в производстве). За два первых года войны было выпущено 14 тыс. таких танков (6 тыс. Т-60 и 8 тыс. Т-70). В начальный период войны, когда у немцев ещё не было тяжёлых танков и мощных противотанковых пушек, экипажи Т-60 и Т-70 оказывали пехотинцам существенную помощь и в обороне, и в наступлении. Лишь в 1943 г., когда в войска стали поступать средние танки, производство Т-70 прекратили, вместо них начали выпускать самоходную пушку СУ-76. Тем не менее Т-70 воевали до конца войны. Они были эффективным оружием в борьбе с германскими пулемётными огневыми точками.
- Главные немецкие танки Второй мировой войны
- Главные танки союзников СССР во Второй мировой войне
- Чешские танки Второй мировой войны
- Японские танки Второй мировой войны
Поделиться ссылкой
Тяжелые танки
Говоря об этом классе нельзя не упомянуть танки серии КВ (Клим Ворошилов). Он смог удивить немецкие войска высокой защищенностью, иногда в одиночку уничтожая значительно превосходящие силы противника. Многие игроки знают медаль «Колобанова», а ведь подвиг экипажа был совершен на КВ-1, когда он в одиночку уничтожил 22 немецких танка. Танкисты выполнили свой долг — не пропустить вражескую технику, а после продолжительных боев на танке Колобанова насчитали свыше 100 попаданий.
В 1942-43 гг. КВ получил повышение огневой мощи и улучшение подвижности машины в новых разработках:
- КВ-1С
- КВ-85
В самый разгар войны, когда перед нашими войсками стояла задача штурма укрепленных вражеских позиций и городов, советское командование приняло на вооружение серию танков ИС (Иосиф Сталин).
ИС-2 стал одним из самых мощных и тяжелобронированных танков в СССР военного периода и одним из сильнейших в мировом танкостроении. Важную роль сыграли на заключительном этапе войны 1944-45 гг. Участвовали в штурме таких городов:
- Будапешт (Венгрия);
- Бреслау (Польша);
- Берлин (Германия).
Входили в состав гвардейского танкового полка. Именной этой машине посвящено новое PvE событие в WoT «Дорога на Берлин» с главной наградой прем танком ИС-2 Экранированный.
Становление войск в СССР
Награды
Во время Великой Отечественной войны за боевые заслуги 68 танковых бригад получили звание гвардейских, 112-ти присвоены почётные наименования, а 114 — награждены орденами. К бригадам, получившим пять и шесть орденов, относятся 1-я, 44-я, 47-я, 50-я, 52-я, 65-я и 68-я гвардейские танковые бригады.
Герои Советского Союза
Основная статья: Советские танкисты, удостоенные звания Героя Советского Союза
За время Великой Отечественной войны более тысячи воинов-танкистов были удостоены звания Героя Советского Союза, а 17 из них — дважды, сотни тысяч награждены орденами и медалями.
Дважды Герои Советского Союза
- Капитан Архипов, Василий Сергеевич (21.3.1940 и 23.9.1944)
- Гвардии генерал-майор Асланов, Ази Агадович (22.12.1942 и 21.6.1991)
- Генерал-лейтенант танковых войск Богданов, Семён Ильич (11.3.1944 и 6.4.1945)
- Подполковник Бойко, Иван Никифорович (10.1.1944 и 26.4.1944)
- Гвардии полковник Головачев, Александр Алексеевич (23.9.1944 и 6.4.1945)
- Гвардии полковник Гусаковский, Иосиф Ираклиевич (23.9.1944 и 6.4.1945)
- Гвардии полковник Драгунский, Давид Абрамович (23.9.1944 и 31.5.1945)
- Гвардии генерал-полковник танковых войск Катуков, Михаил Ефимович (23.9.1944 и 6.4.1945)
- Гвардии генерал-лейтенант танковых войск Кравченко, Андрей Григорьевич (10.1.1944 и 8.9.1945)
- Полковник Лелюшенко, Дмитрий Данилович (7.4.1940 и 6.4.1945)
- Генерал-лейтенант Рыбалко, Павел Семенович (17.11.1943 и 6.4.1945)
- Гвардии полковник Слюсаренко, Захар Карпович (23.9.1944 и 31.5.1945)
- Гвардии полковник Фомичев, Михаил Георгиевич (23.9.1944 и 31.5.1945)
- Гвардии майор Хохряков, Семен Васильевич (24.5.1944 и 10.4.1945)
- Генерал-лейтенант Черняховский, Иван Данилович (17.10.1943 и 29.7.1944)
- Гвардии подполковник Шутов, Степан Федорович (10.1.1944 и 13.9.1944)
- Полковник Якубовский Иван Игнатьевич (10.1.1944 и 23.9.1944)
Быстроходные
Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 – БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.
Примечания
Тяжелые танки категории «ИС»
Одним из первых тяжёлых танков после Второй мировой войны стала машина под названием «ИС». Конструкторы и разработчики не стали долго думать над названием этой боевой машины и назвали ее в честь вождя советского народа Иосифа Сталина.
Тяжелый танк «ИС-2»
Для того, чтобы эффективно и быстро окончить Вторую Мировую войну нужны были массированные и тяжёлые танки, которые хорошо бы справлялись со своими боевыми задачами в границах города, так как военное руководство Советского Союза знало, что последние оплоты защиты фашистов будут находиться именно в больших немецких городах, например в Берлине.
Какой танк мощнее на ваше усмотрение?
“ИС””Т”
Нужно отметить, что танки класса «ИС» уже разрабатывались и использовались во время Второй мировой войны. Иосиф Сталин лично просматривал проект и чертежи будущего танка. Он утвердил, что его вес должен составлять 46 тонн. Но во время разработки этот вес значительно был увеличен и поэтому разработка велась в строжайшей секретности для того, чтобы преждевременно не злить руководство.
В танке ИС-4 по сравнению с его предыдущей версией, была значительно утолщена броня, а также увеличен калибр орудия. Экипаж размещался совершенно по-новому. Нужно отметить, что эти танки хорошо показали себя во время проведения наступательных операций во Второй мировой войне. Несмотря на свой вес и массивность, они были достаточно хорошо подвижными и маневрировали по улицам городов, которые освобождала Красная армия.
После 1944 года конструкторские бюро и военные эксперты решили изобрести еще более новый танк. На основании всех своих ранее изготовленных орудий и боевых машин, конструкторы решили создать танк, который воплотит в себе весь опыт военных кампаний, в которых использовалась подобная техника. Таким образом мир увидел танк ИС-7.
Танк «ИС-7» в музее
Его проектирование началось сразу после войны в 1945 году летом. В крайне сжатые сроки были разработаны чертежи, а также схемы производства подобного танка и уже 9 сентября 1945 года этот проект был утвержден. Особенностью этой машины стали большие углы наклона броневых листов, которые придавали технике большей безопасности. Танк стал более устойчив к попаданиям снарядов противника, а также более быстрым на поле боя.
Тяжёлые танки
Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух модификациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.
Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.
Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»
PzKpfw VI
В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.
1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)
PzKpfw V
Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:
Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслуженную славу лучшего боевого танка панцерваффе.
И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)
PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»
Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.
Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1
ИС-1
Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.
Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.
Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).
ИС-2
Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.
КВ-1 и КВ-2
В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.
В те годы у танковых орудий ещё не было приспособлений, стабилизирующих орудие и позволяющих вести прицельный огонь с ходу. Во время атаки перед выстрелом командир танка или наводчик давал механику-водителю команду остановиться. В многобашенном танке такую команду давал наводчик каждого орудия. Пока он производил выстрел, другие башни оставались без дела. Они не могли стрелять, так как в это время их наводка сбивалась, а боевым расчётам приходилось вновь наводить орудие на цель. Тогда решили, что вместо одного сверхтяжёлого двухбашенного танка лучше использовать два однобашенных.
По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.
Танк КВ-1 стал основным тяжёлым танком Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны
Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.
КВ-2
В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.
Средние танки
Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для максимального приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.
Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись короткоствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными бронеплитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.
Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».
«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.
Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.
В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.
По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.
А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.
Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:
И далее он пишет:
Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.
История изобретения
«Пантера»
Зарубежные конкуренты
Т-34 – лучший танк столетия
К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.
В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела
Непобедимый
Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.
Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке
Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».
Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.
За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения
Новая «тридцатьчетвёрка»
Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.
Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.
Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта
Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.
Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.