fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Извечная война добра и зла

Картина, по которой школьники пишут сочинение в 7 классе, была создана в тяжелейшие для страны годы. В это время шла Отечественная война.

Автор вынашивал идею полотна более 25 лет. А само произведение искусства появилось на свет всего за полгода. Авилов постарался аллегорично через образы героев передать тяжелое положение людей, показать, что бой добра и зла ведется с древних времен. Если исходить из этого, можно предположить, что Пересвет выступает, как прототип Советского союза, который победил в войне. Челубей же — фашистская Германия.

Идея картины будет актуальна всегда. Она показывает, насколько сильным может быть русский народ, если он объединяется. Кроме того, художник хотел показать, что только истинный воин сможет отдать жизнь за Родину, не дрогнув и не отступив.

Задания для домашней работы

1. По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.

План рассказа:

  1. Подготовка рати
  2. Визит князя к святому Сергию
  3. Выбор места битвы
  4. Поединок богатырей
  5. Атака татар
  6. Удар засадного полка
  7. Бегство татар
  8. Смятение Мамая.

Рассказ о Куликовской битве для 4 класса

Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая.

Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать.

Откликнулись многие.

А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами.

Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.

Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым.

Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.

Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы.

Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения.

После этого началась сама битва.

Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось.

Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин.

Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл.

Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.

Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины.

Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали.

Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.

Начало похода

Мамай заключил союз против Москвы с рязанским князем Олегом Ивановичем и великим литовским князем Ягайло. Великое княжество Литовское незадолго до этого захватило обширные территории Юго-Западной Руси, и его власти опасались того, что московские Рюриковичи могут на них претендовать.

Летом 1380 года Мамай привлёк в своё войско наёмников и двинулся к верховьям Дона, достигнув в августе устья реки Воронеж, где стал ожидать союзников.

  • Дмитрий Иванович Донской

Узнав о приближении Мамая, князь Дмитрий Иванович начал собирать войско. На помощь ему устремились представители Серпуховского, Белозерского, Пронского, Тарусского, Оболенского княжеств, а также войска из Полоцка, Друцка, Пскова, Брянска, Костромы и других городов. Хотя власти Новгорода и Рязани официально не поддержали Дмитрия Ивановича, согласно ряду свидетельств, новгородские и рязанские воины в частном порядке присоединились к выступавшему навстречу Мамаю войску.

Перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и встретился с Сергием Радонежским. Игумен благословил князя и предрёк ему победу, хоть и дорогой ценой. Согласно ряду источников, он направил с войском двух своих монахов — богатырей Пересвета и Ослябю.

30 августа 1380 года (здесь и далее даты — по юлианскому календарю) русское войско начало переправляться через Оку. Решение Дмитрия Ивановича выдвинуться настолько далеко навстречу врагу многих обеспокоило.

«И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в городе Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий», — говорится в «Летописной повести о Куликовской битве».

Выдвинувшись навстречу Мамаю, Дмитрий Иванович рассчитывал не дать ордынцам соединиться с силами Ягайло. Его замысел оказался успешен. Узнав о составе русских войск и маршруте их передвижения, литовский князь занял выжидательную позицию.

  • Выступление русского войска (Старинная миниатюра)

5 сентября передовые отряды русских войск вышли к Непрядве. На следующий день прошёл военный совет. Великий князь решил придерживаться наступательной тактики — перейти Дон и самостоятельно выбрать место для битвы.

В ночь на 7 сентября началась переправа через Дон основных сил русского войска. Местом для сражения была избрана ограниченная реками Дон, Непрядва и Красивая Меча территория, известная как Куликово поле. Особенности его рельефа были таковы, что русские полки могли не опасаться охвата с флангов ордынской кавалерией. После переправы русские войска столкнулись с ордынской разведкой. Мамай получил данные о подходе сил Дмитрия Ивановича, но помешать русскому войску построиться в удобном месте уже не мог.

Полк Правой руки русского войска возглавил Андрей Ольгердович, полк Левой руки — Василий Ярославский, стоящий в центре Большой полк — московский окольничий Тимофей Вельяминов. Перед Большим полком стоял Передовой. За левым флангом находился резерв, а ещё дальше, в лесу — состоявший из отборной конницы Засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского.

  • «Битва на Куликовом поле»

Мамай поставил в авангард своего войска лёгкую кавалерию, в центре — тяжёлую пехоту, набранную из генуэзских наёмников, а на фланги — тяжёлую конницу. Темник также оставил резерв. Некоторые историки оспаривают сегодня реальность участия в Куликовской битве генуэзской пехоты, утверждая, что на самом деле в сражении принимала участие только кавалерия.

Численность обоих войск также остаётся объектом научных споров. Средневековые источники оценивали количество воинов в обеих армиях в сотни тысяч человек. Современные учёные считают летописные данные завышенными. Численность войск в наши дни оценивается исследователями по-разному: ордынского — от 10 до 100 тыс. человек, а русского — от 6 до 60 тыс.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета

2 вариант

Михаил Иванович написал данную картину в период Великой Отечественной войны. Именно это полотно принесло художнику славу и признание. За это произведение искусства Авилов был награждён Сталинской премией, причём первой степени. Картина передаёт всю серьёзность и напряжённость ситуации. Данное полотно делает акцент на патриотизме.

Давно известно, что русский народ испокон веков отличается особой любовью к своей стране. Никто другой не демонстрировал такой самоотверженности, силы характера и напористости. Воины бьются за благо и свободу народа. Они прекрасно понимают всю серьёзность и готовы стоять до конца.

На картине вниманию зрителя предстают два воина: Пересвет и Челубей. Пересвет в этом бою представляет русский народ, Челубей же монголо-татар

Этот поединок несёт особую важность. Победа достанется только одному представителю, но кто это будет? Факт победы или поражения серьёзно повлияет на боевой дух армии

Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы.

Пред нашим взглядом предстаёт сильная и принципиальная борьба. Оба коня стоят на дыбах, никто не собирается отступать. Слишком много стоит на кону. Если посмотреть на лицо Пересвета, можно заметить максимальную сосредоточенность. Он не сводит глаз со своего противника, пытаясь просчитать каждый последующий шаг соперника. Челубея же мы видим только со спины, но по положению его тела можно заметить, как он напряжён и сосредоточен. Челубей не собирается отступать. Монголо-татары привыкли, что они здесь хозяева и они не собираются делиться своей властью.

Пересвет облачён в тяжёлую кольчугу, на его груди виднеется золотой крест. Это говорит о том, что русские люди начинают любую битву только после молитвы. Пересвет полагается не только на свою силу, но и на Божественное вмешательство. Ведь русский воин хочет освободить свой народ от ига.

Бой будет очень серьёзный. Два войска: русские и татары стоят с двух сторон и внимательно наблюдают за развязкой поединка. Каждый хочет, чтобы победил их выдвиженец. Но чем всё кончится?

Автор отлично передал атмосферу того времени, глядя на картину, зритель мгновенно погружается в те времена. И начинает испытывать те же чувства, что и русская рать, которая ожидает, что победа достанется Челубею.

Как известно из истории Пересвет одержал победу. Умелый воин Челубей потерпел первое поражение в своей жизни.

Поединок на Куликовом поле

История создания картины васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны

Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Последствия и значение

Несмотря на то, что ордынское господство над Русью продлится ещё 100 лет после Куликовской битвы (до 1480 года), сражение показало возможность объединения Руси в борьбе с общим врагом.

После победы в битве впервые с захвата русской земли монголо-татарами власть в княжестве была передана по наследству без согласия хана Золотой Орды.

Так, в 1389 году Дмитрий Донской передаёт Владимирский и Московский княжеские престолы своему сыну Василию I.

Монголо-татарский хан Тохтамыш в 1382 году напал на северо-восточные земли Руси и заново заставил Русь платить дань. Но, по мнению историков, крупное поражение на Куликовом поле привело к расколу в Орде.

Золотая Орда уже не имела прежней мощи, а Московское княжество, наоборот, укрепляло свою власть и присоединяло к своим землям в результате походов другие княжества.

Хотя данные историков о потерях расходятся, большинство приходит ко мнению о 20–30 тысяч погибших русских воинах. В числе павших белозёрские князья Фё­дор Ро­ма­но­вич и его сын Иван Фё­до­рович, тарусские князь Фё­дор и Мсти­слав Юрь­е­ви­чи, монахи Пересвет и Ослябля.

По поводу войска Мамая историки приводят данные о 90–100 человек и говорят о том, что почти все они были убиты.

Узнайте также про Ледовое побоище.

Поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»

На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Главные персонажи

Сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», 4 класс

Сама картина

Сочинение по картине

Взглянув на картину Михаила Ивановича Авилова в общем, то стоит обратить внимание на цветовую гамму. Небо хмурое, вокруг с двух сторон трава и воины сливающиеся с ней

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Здесь применены скромные, строгие, сероватые тона характеризуют выдержку, спокойствие войск, их второстепенность именно в данный момент. А вот в центре яркие краски одеяний, обмундирования, энергия действия. Здесь сошлись не на жизнь, а на смерть два воина Пересвет и Челубей. Короткий миг, с продолжением сюжета отражен на картине. Копья противников бьют в щиты друг друга. Но сила удара и ярости каждого из воинов такая, что ничего не может удержать смертоносных копий. Ни щиты, ни кольчуги не выдерживают удара. Копья бьют в воинов. Каждый из них практически слетает с седла лошади. При этом не смотря на то, что картина статичная, в ней очень живо отражены действия. Так головной убор Челубея слетает, гривы и хвосты лошадей развиваются, ноги Пересвета уперлись с силой в стремя. В итоге красками Авилов передаёт главное на картине, а динамикой линий действенность. Картина оставляет очень яркое эмоциональное впечатление, так как не только притягивает взгляд к краскам и действиям, но и заставляет задуматься о том, как же развивались события дальше. Какую ярость и желание защитить свои интересы чувствовали и главные герои картины и воины на втором плане. Картина является ярким и показательным произведением, позволяющим насладиться художественной работой автора, но и подстегивает побольше узнать о историческом событии «Куликовской битве».

Далее хотелось бы привести еще несколько коротких вариантов сочинения по той же самой картине

1 вариант

1 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Картина художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.

2 вариант

2 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Взглянув на полотно художника Михаила Ивановича Авилова , которое полно действенности и напряженного ожидания, чем же все закончится. Ведь здесь взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Художник убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух воинов. При этом Авилов точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска. А вот в центре весьма ярко изобразив схватку Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.

3 вариант

3 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Произведение художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Авилов убедительно передал ощущение высочайшего напряжения эмоций и действий в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Холст оставляет очень весьма яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии Куликовской битвы чуть более, чем мы знали до этого.

Описание 2

Где находится куликово поле.

Комментировать
0