No Image

Поединок пересвета с челубеем

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Челубей

Утро на куликовом поле.

На картине показано ожидание битвы, последние минуты затишья перед бурей, нарастающее напряжение перед битвой. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Взоры направлены к врагу, и эта устремлённость подчёркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону татарских полчищ.Художник осуществил свой замысел, используя лучшие традиционные приёмы реалистической живописи. Он прекрасно передал саму атмосферу события. Показал этих могучих людей в боевых доспехах, как бы вросших в родную землю, — всю в буйном цветении трав. У каждого воина свой характер, свой возраст, облик, оружие. И каждый по-своему напряжён, готовый на смерть и на славу. Не «поскупился» художник и на краски, живописуя кольчуги, шеломы, звериные шкуры, посконные рубахи и червлёные щиты. И картина зазвучала многоголосым народным хором.Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати. Фигуры воинов словно выросли из земли, покрытой густыми, нехожеными травами; этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Донского , в фигуре воина, наклонившегося вперед и приподнимающего щит с земли, в копьях, взятых наперевес,– во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина с топором. Часть фигур срезана рамой картины. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины.За эту картину Бубнову присуждена Государственная (Сталинская) премия.

Начало похода

«Баскакы посажаю по всем градам русским»

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

Главные персонажи

Перейдя к вопросу о героях картины, нужно понимать, насколько они реальны. Пересвета принято считать вымышленным персонажем, которого создали былины. Но на самом деле — это вполне реальный человек.

Он родился в богатой боярской семье. Большую часть жизни посвятил военному делу и молитвам. В юношеском возрасте стал послушником при монастыре Сергия Радонежского. Во время нашествия Орды Пересвет был сильным воином, готовым биться за страну и отдать за нее жизнь, поэтому на битву он пошел с благословения самого Радонежского.

На поле боя молодой человек вышел в монашеской ризе с изображением крестов, которые должны были его оберегать от врага. На голове у него был шлем, поверх которого шла куколь — монашеский головной убор. Согласно преданиям и рассказам, Пересвет вышел на битву с одним копьем.

Поединок закончился печально. Герой был убит. Но его не оставили на поле брани и не похоронили в братской могиле. Тело великого богатыря было перенесено в храм Рождества Христова.

На картине же герой предстает перед зрителем в одеянии, более подходящим для воина, нежели для монаха. Авилов отступает от исторических сообщений и описаний. Он создает образ истинного воителя, на которого захотят быть похожими множество поколений мальчишек.

Челубей же был любимым воином Мамая. Он не проиграл ни одного боя. Более трехсот поединков было выиграно им. Из каждого Челубей вышел без единой царапины. Сегодня многие историки и мистики делают вывод, что он обладал силой, которую дарует тибетским монахам особая техника боя Бон-по. Это смесь магических ритуалов и боевых искусств. Но тот, кто решился стать воином Бон-по, лишал свою душу рая.

Согласно историческим фактам, сей герой был облачен в традиционный татарский костюм и халат. Под одеждой была надета кольчуга, защищавшая тело воина от ран. На ногах татары носили сапоги с металлической пластиной и небольшим шипом в области пятки. Последний мог использоваться как оружие или шпора для коня.

Но художник и здесь отошел от документального описания Челубея.

На картине он предстает эдаким героем в странном одеянии:

  • легкий шелковый халат;
  • меховая шапка;
  • отсутствие кольчуги;
  • шпора на сапоге, но нет пластины.

https://youtube.com/watch?v=f1mrtrVeTIg

Краткое описание картины Авилова “Поединок на Куликовом поле”

На берегу реки раскинулось широкое поле, часть которого еще покрыта травой, часть же выжжена или вытоптона. Вдоль голубой ленты реки на берегу в полном боевом облачении готовая к бою выстроилась русская рать. С другой стороны картины как антитеза – такое же многочисленное и готовое в любой момент ринуться в бой – расположилось ордынское войско. В центре на переднем плане сошлись в поединке два конных всадника: русский витязь на вороном коне и татаро-монгольский воин на гнедом скакуне. Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями. Над сражающимися и замершими в боевой готовности воинами небо клубится облаками: с ордынской стороны яркое голубое, со стороны русских как угроза врагам – желто-серое, неспокойное.

Сбор войска и его построение

В августе 1380 года, 8 сентября, Дмитрий Донской организовал сбор всех русских войск. Под его руководством выступили армии и других княжеств. В основном это были суздальцы и смоленцы. Также пришел небольшой полк из Твери, которым руководил племянник тамошнего князя. До сих пор ведутся споры, успели ли присоединиться новгородцы.

Так или иначе, но Донскому удалось собрать под своими знаменами до 70 тысяч ратников. Армия была разделена на три части. Самым большим полком по центру руководил сам Дмитрий. Справа стояли ярославцы во главе с Владимиром Андреевичем – серпуховским князем и двоюродным братом Донского. Слева руководил брянский правитель Глеб. Сюда пришелся мощный удар, когда началась битва на Куликовом поле в 1380 году.

По пути в земли монголов московское войско посетило Сергия Радонежского. Основатель Троице-Сергиевой лавры был известен на всю страну. Он благословил войско и дал Дмитрию двух богатырей, которые до того были монахами – Осляблю и Пересвета.

Мамай считал, что русская армия не решится перейти Оку, а займет оборонительную позицию, как она это уже делала в предыдущих сражениях. Однако Дмитрий хотел ударить первым, чтобы не позволить татарам соединиться с союзниками. Этот шаг был крайне рискованным – позади оставались все резервы и ресурсы. В случае поражения войско могло полностью погибнуть, так и не добравшись до дома.

Пока русские полки шли к Дону, к ним присоединились литовские отряды. Ими руководили сыновья Ольгерда – Дмитрий и Андрей. Под их знаменами были жители Пскова, Полоцка и т. д. После прибытия подкрепления было решено, что Владимир Андреевич возглавит полк в засаде, Андрей Ольгердович будет руководить солдатами справа от Донского.

Мамай готовился к сражению в тяжелых условиях. В Золотой Орде продолжалась междоусобная война. Мамаю угрожал Тохтамыш, который мог атаковать противника прямо из-за Волги.

Участники, расположение войск и схема битвы

Русским войском командовал Дмитрий Донской (в то время еще Дмитрий Иванович). В его войско вошли:

  • князь Серпуховский Владимир Андреевич (двоюродный брат Дмитрия Донского; после сражения получил прозвище Храбрый),
  • московский боярин и воевода Дмитрий Боб­ро­к-Во­лын­ский,
  • бе­ло­зёр­ские кня­зья Фё­дор Ро­ма­но­вич и его сын Иван Фё­до­рович,
  • тарусские князья Фё­дор и Мсти­слав Юрь­е­ви­чи,
  • литовские князья, которые управляли Псковской, Полоцкой и Брянской землями,
  • знать Владимирского княжества,
  • жители других городов, крестьяне, бояре-воеводы,
  • монахи Александр Пересвет и Родион Ослябля.

Из-за раздробленности Руси были княжества, которые не поддержали Дмитрия Донского. Так, не ответили на призыв князья Тверской, Нов­го­род­ский, Ни­же­го­род­ский, Ря­зан­ский и др.

Монголо-татарским войском командовал сам Мамай. Он заключил соглашения с литовским князем Ягайло и Олегом Рязанским (князем Рязанского княжества). Те должны были поддержать Мамая в битве.

Войско Мамая состояло из авангарда (конницы), затем располагались основные силы. А позади был резерв. План Мамая был, используя тяжёлую конницу, ударить по левому и правому флангу русских войск. Затем взять в окружение русских воинов и перебить их.

Дмитрий Донской грамотно выбрал Куликово поле в качестве места сражения. Тыл русского войска был прикрыт двумя реками — Доном и Непрядвой.

Вперед был выставлен небольшой сторожевой полк. За ним располагался передовой полк, а далее — большой, с правым и левым флангом. По бокам от войска были леса и мелкие речки, что не давало возможности врагу ударить по флангам.

Позади в лесу Зелёная дубрава находился засадный полк. Им командовали двоюродный брат Дмитрия Донского Владимир Храбрый и воевода Дмитрий Боб­ро­к-Во­лын­ский. А сам Дмитрий Донской сражался в передовом полку.

Где находится куликово поле.

Место исторической битвы русских полков с ордынцами в 1380 году в месте впадения реки Непрядвы в Дон. Считается первым (из трех) ратных полей России.

Важный объект познавательного и исторического туризма, связанного с русским национальным единением и становлением государственности. В последние годы объект получил возрождение и ощутимое развитие.

Кулико́во поле, как место исторической битвы, имеет площадь в несколько квадратных километров. При этом некоторые исторические объекты, например Прощенный колодец, удалены на десяток километров, а организационно в музейный комплекс, в том числе, включены объекты Епифани.
На самом Куликовом поле для организованного посещения открыты три локации:

2    Центр приема посетителей в селе Монастырщино ( Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы ).   авг 2019

Никаких ограничений по перемещению по полю, по крайней мере пешком, не существует.

Ближайшие железнодорожные станции: Узловая , Товарковский, Бобрик-Донской в посёлке Донской , Кимовск и Куликово поле в посёлке Куркино. Удобнее ехать через Кимовск, в который идут частые автобусы и маршрутки из Новомосковска через Донской. Далее можно ехать автобусом (прямой автобус в Монастырщино привезёт вас почти прямо к мемориалу), или автостопом. Мемориал расположен в 3 км в сторону от трассы.

В Кимовск также ходят прямые автобусы из Москвы .

Памятник на Красном Холме, установленный в 1848 году по инициативе исследователя Куликовской битвы С.Д.Нечаева, находится в 5км дальше по трассе. Добраться либо на автобусе, либо попутками.

При движении на машине лучше свернуть с М4 на повороте на Товарковский и ехать по Р142 до Крестов, далее свернуть на Р145 .

Между ключевыми объектами Куликова поля организованное транспортное сообщение отсутствует, и при определенной сноровке путь может быть проделан пешком.

Лучшим способом перемещения между объектами является личный автомобиль, в Монастырщино парковка небольшая, у музейного комплекса площади активно расширяются. На Красном холме места достаточно, парковки с двух сторон от мемориального комплекса, более «живая», та которая ближе к храму.

  • Место впадения Непрядвы в Дон
  • Экологическая тропа
  • Урочище Зеленая Дубрава
  • Храм Рождества пресвятой Богородицы
  • Аллея Памяти и Единства
  • Камень-следовик
  • Памятник-колонна Дмитрию Донскому на Красном холме
  • Храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского на Красном холме.

1    Святой источник «Прощенный колодец» , Тульская обл., Кимовский р-н, с. Грибоедово . Родник, в котором по преданию омывал свои раны Дмитрий Донской после битвы. На месте колодца установлена купель. Находится в 12 км к востоку от мемориала на Красном Холме. При движении на попутках – основная их часть уходит на юг по Данковской трассе, от развилки до родника 2,5 км; есть поток машин непосредственно к роднику.  

2    Музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино , с. Монастырщино .   +7 (48735) 315 46. В селе находится православный храм Рождества Богородицы. Также аллея памяти городов участников Битвы и памятник Дмитрию Донскому. По преданию, на месте села был разбит лагерь Дмитрия Донского, так же захоронены павшие в битве русские войны. Накануне празднования годовщины Куликовской битвы на берегу реки Дон проходят ежегодный военно-исторический фестиваль.  

3    Мемориал на Красном холме , д. Ивановка .   +7 (48743) 312 44.  Экскурсии: 26 апреля – 30 сентября: с 10.00 до 19.00 (без выходных), 01 – 31 октября: с 10.00 до 17.00 (выходной день – вторник), 01 ноября – 31 декабря, 01 января – 31 марта: с 10.00 до 16.00 (выходной день – вторник), 01 – 25 апреля: с 10.00 до 17.00 (выходной день – вторник ) . Мемориал на Красном холме Куликова поля представляет собой старейший монумент воинской славы России. Мемориал включает: памятник-колонна Дмитрию Донскому и храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского.  

Сувенирные магазины есть во всех трех локациях.

Продуктовый магазин есть в с.Монастырщино работает до 5 вечера, есть также магазин в с.Ивановка в 1 км от мемориала на Красном холме.

Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета

Иноки-воины

Согласно легендам, Александра Пересвета и Родиона Ослябю в войско Дмитрия Донского с крестом и мечом послал сам духовный лидер Руси Сергий Радонежский.

Богатыри, принявшие монашеский обет происходили предположительно из Брянска, были боярского рода, а в прошлом своем были опытными воинами. И, согласно официальной версии, оба инока пали на поле Куликовом, хотя на счет Родиона Осляби это – спорный вопрос.

Пересвет погиб, как говорит летописец, поминальный синодик и знаменитое “Сказание о Мамаевом побоище”, написанное в 15-м веке.

А смерть его произошла на виду всего войска в поединке с богатырем, выставленном противной стороной.

Тот самый Челубей

Имя Челубея появилось через 3 века после событий на поле Куликовом, а в других источниках богатырь фигурирует под иными именами: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза и Таврул.

В 3-м издании “Синопсиса”, своеобразном “желтом” альманахе 1680-го года, а уж оттуда оно уверенно вошло во все сказания, учебники и исторические труды, совершенно вытеснив и своих предшественников и возможное подлинное имя ордынского поединщика.

А само слово Челубей родом из тюркского языка, это некий культурный термин, обозначавший уважаемого, образованного человека, только в тюркском языке оно звучит, как “челеби”.

Возможно Таврула-Челубея-Челобая просто уважали за смелость и силу?

Тактика Челубея

Ордынский богатырь не только отличался необыкновенной физической силой и громадными пропорциями тела, но и владел особой техникой копьевого боя.

Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.

Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?

А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.

Так и произошло. Смертельно раненый Пересвет не вылетел из седла, а последним усилием воли и веры (!) нанес Челубею столь же сокрушительную рану. Только доехав до русского войска, Пересвет упал с седла.

Легенды Куликова поля

  • Впрочем, “Задонщина” описывает нам живого Пересвета в разгар боя, а может быть это было написано по ошибке?
  • Родион Ослябя упоминается в источниках под 1389-м годом, значит он не погиб на поле Куликовом, а был захоронен рядом с телом друга позже.
  • На Рязанщине, в Скопинском районе есть село Вослебово, по местным сказаниям, название села происходит от имени Родиона Осляби, который лечился здесь от ран, либо делал передышку на пути к Москве.

Сосна Дмитрия Донского и посох Пересвета

В том же Скопинском районе есть Дмитриева гора, а на ней Дмитриево-Ряжский монастырь, по преданию, здесь останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращавшееся в битвы на Дону.

На горе князь хоронил умерших от ран воинов, а на месте их последнего упокоения он посадил сосну. Старожилы рассказывали, что огромная в диаметре старая сосна была спилена во время Великой Отечественной войны на дрова местной старенькой учительнице.

Дмитриево-Ряжский монастырь, Скопинский район, Рязанская область

А еще в монастыре долгое время хранился посох Пересвета, сделанный из дерева яблони. Его навершие было искусанным сотнями зубов. Зачем? По легенде, посох богатыря помогал избавлять страждущих от зубной боли.

Ныне посох передан на хранение в музей Рязанского Кремля. А на Дмитриевой горе живет и действует святая обитель.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.

«Братья мои и друзья, дерзайте!»

Перед началом сражения Дмитрий Иоаннович объехал все полки, произнося вдохновенные речи и называя воинов верными товарищами и братьями, а затем переоделся простым ратником и занял место в обреченном на гибель Сторожевом полку.

Его отговаривали от такого шага, но князь заявил: «Скрываясь сзади, могу ли я сказать вам: «Братья, умрем за Отечество»? Слово мое да будет делом!»

Фото из архива
Средневековый портрет Дмитрия Донского.

Около 11 часов рассеялся утренний туман, и сходящиеся армии остановились на расстоянии полета стрелы одна от другой. Мамай видел с Красного холма численное превосходство своего войска (примерно полуторное с учетом, что русский Засадный полк был скрыт от его взгляда). Возможно, в этот момент он был доволен, что не придется делить лавры победы с Ягайло, стоящим с войском уже на расстоянии одного хорошего дневного перехода от поля битвы.

Летописцы сообщают, что перед сражением состоялся поединок. Из рядов противника выехал на коне Темир-мурза (по-тюркски — «железный князь»). Другое его известное нам имя — Челубей. По национальности он мог быть, скорее всего, печенегом. Огромный ростом и очень сильный физически, ордынский богатырь стал вызывать на бой русских витязей.

Из их рядов выехал Александр Пересвет. Согласно летописи, он не был одет в кольчугу, и некоторые современные историки видят в этом особый умысел. Так, по их мнению, он надеялся остаться в седле, будучи пронзенным копьем противника.

По окончании единоборства богатырей войско Мамая двинулось на русских. В центре наступала пехота — генуэзские наемники, спешившиеся степняки и горцы. На флангах наступала многочисленная конница. Узость поля сражения сделала невозможным традиционный для татар фланговый охват, так что им пришлось атаковать в лоб.

wikipedia.org
Схема Куликовской битвы.

С обеих сторон полетели тучи стрел. Русские использовали не только луки, но и огромные арбалеты, стрелявшие длинными (до 170 см) стальными стрелами с металлическим оперением. При сближении с обеих сторон было произведено не менее миллиона(!) выстрелов.

Сторожевой полк принял на себя первый удар и вскоре был оттеснен врагом к Большому полку. Русская пехота встретила противника щетиной копий. Тут началась жестокая рукопашная схватка, в которой яростный напор ордынцев натолкнулся на стойкость и самоотверженность русских.

Кровавая бойня продолжалась уже более трех часов, когда полк Левой руки оказался перемолот превосходящими силами врага. Запасный полк пытался закрыть образовавшуюся брешь, но все новые и новые массы ордынской конницы устремлялись в прорыв и теснили обороняющихся.

Фото из архива
Куликовская битва (За родную землю) Н.Присекин.

Только когда они оказались в тылу прорвавшихся на левом фланге ордынцев, опытный воевода обнажил меч и сказал: «Теперь наше время!». Выехав из дубравы, он обратился к воинам: «Братья мои и друзья, дерзайте!». И Засадный полк со всей яростью стремительно ударил по неприкрытым тылам противника.

Враги растерялись, не понимая, что произошло. Только что они побеждали, а теперь вдруг увидели грозно надвигающийся на них строй свежих воинов на резвых неутомленных битвой конях. Не находя других путей к спасению, они обратились в повальное бегство.

Сам Мамай, заметив столь разительную перемену в ходе сражения, не стал дожидаться финала и тоже бежал.

Полк Правой руки и остатки Большого полка, словно обретя второе дыхание, перешли в контрнаступление. Враги перестали сопротивляться и думали уже только о спасении. Так в результате внезапного и, главное, своевременного удара Засадного полка и дружного натиска остальных русских воинов войско Золотой Орды было разгромлено наголову. Русские всадники преследовали и убивали побежденных на протяжении 40–50 верст, пока не достигли берега реки Красной Мечи. Ордынский лагерь и весь обоз вместе с шатром Мамая, множество лошадей и верблюдов достались победителям.

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.

Миниатюра “Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем” / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.

Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь

Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой

Документальный фильм “Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?”

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.

Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

Задания для домашней работы

1. По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.

План рассказа:

  1. Подготовка рати
  2. Визит князя к святому Сергию
  3. Выбор места битвы
  4. Поединок богатырей
  5. Атака татар
  6. Удар засадного полка
  7. Бегство татар
  8. Смятение Мамая.

Рассказ о Куликовской битве для 4 класса

Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая.

Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать.

Откликнулись многие.

А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами.

Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.

Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым.

Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.

Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы.

Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения.

После этого началась сама битва.

Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось.

Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин.

Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл.

Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.

Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины.

Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали.

Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.

Детство и юность

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

Значение Куликовской битвы

Погребение

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке». По другим сведениям (С. Ф. Платонов, Курс русской истории для гимназий, 1912 год) Ослябя в Куликовской битве не погиб, а упоминания о нём встречаются в летописи и за значительно более поздние годы.

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 20 годы XX века.

Однако, по ряду данных[каких?], тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом» (то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано). Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Комментировать
0