fbpx
No Image

Житие святого андрея боголюбского и добродетели князя, местонахождения церкви и мощей

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире.  Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению

 Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы.  Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев.  Князь не хотел здесь править, а  рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба,  киевский трон был передан князю Роману  Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война.  В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Реконструкция облика

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом — подлинник (1939) хранится в ГИМ; в 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краеведческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии — «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом, добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

В чем корень зла?

О причинах убийства князя ведутся, пожалуй, самые ожесточенные споры. По одной версии, бояре Кучковичи давно «точили зуб» на Боголюбского. По легенде его отец, Юрий Долгорукий, убил одного из Кучковичей, забрал его села себе (кстати, на месте одного из сел Долгорукий заложил будущую Москву). Судьбы двух семей тесно переплелись – дочь убитого Кучковича Улита стала первой женой Андрея, а сам Андрей позже казнил одного из братьев за некое злодеяние, за что другой брат – Петр Кучкович – возненавидел Боголюбского и «сколотил команду» для расправы с давним врагом. Еще одной возможной причиной гибели Боголюбского считается его политика, проводимая в отношении единоличного правления — желание создать единое государство, во главе которого стоял бы Великий князь, не вызывало восторга у бояр. От «самовластца» Андрея хотели освободиться его братья Михаил и Всеволод, а также племянники Мстислав и Ярополк Ростиславовичи. Именно по их «заказу» и было совершено убийство «самого сильного из всех русских князей». Среди прочих причин называется желание Боголюбского избавиться от византийского влияния, а также «обращение» иноверцев-купцов, в результате которого выросло число иудеев, принявших христианство. Сторонники последней версии вспоминают о том, что одним из заговорщиков был иудей Ефрем Моизич.

Убийство

Убийство князя было ужасным: двадцать вооруженных, озверевших от вина и ненависти, ворвались в спальню и начали рубить, колоть, резать. В темноте и неразберихе зарубили своего, перепутав его с Боголюбским. А, возможно, князю удалось выхватить меч у одного из нападавших, и ответить на удар. Тогда почему князь не смог защищаться дальше? Дальнейшая развязка событий также предстает в нескольких вариантах. По одной, убийцы вытащили тело павшего «товарища» на улицу и только там поняли ошибку. По другой – убийцы нанесли князю огромное количество ударов. Первый – мечом по лицу. Вторым разрубили левое плечо и отсекли левую руку, после чего князь упал. В летописях, кстати, речь идет о правой руке, хотя экспертиза доказала ошибочность, возможно, намеренную, этих описаний. Убийцы продолжали наносить удар за ударом, а затем, решив, что князь мертв, отправились снова в погреб, отмечать «удачно» завершенное дело. Но Боголюбский пришел в себя и попытался скрыться от убийц: большей частью ползком, иногда пытаясь встать, князь спустился по лестнице. По кровавому следу, который он оставлял за собой, его и нашли заговорщики. На этот раз они завершили свое дело, при этом эксперты склоняются к мнению, что удары наносились и после того, как князь уже был мертв.

Границы: а много ли они значат?

Склонный к автократии Андрей Боголюбский вскоре перестал умещаться в границах выданной ему зоны правления. Уже в конце 60-х годов века своего правления интересы великого князя вышли далеко за пределы изначальной области. В 59-67 в Киеве княжеский престол занимал Ростислав Смоленский, приходившийся Андрею двоюродным братом, да еще и бывший его старше. В это время группировка князей Волыни, Киева и Смоленска была достаточно сильна, чтобы регулировать равновесие в области политики. Когда Ростислав скончался, всем стало очевидно: силы Андрея существеннее любых потенциальных противников.

Во многом активные действия были спровоцированы князем из Волыни Мстиславом, который воспользовался помощью поляков и галицких войск и направился на Киев, дабы захватить престольный город. В ответ Андрей Боголюбский организовал аж 11 князей, в числе которых были сыновья покойного, ближайшие соратники самого Андрея, смоленские и черниговские правители, князь из Дорогобужа. Уже тогда можно было говорить о мощной коалиции, и ее духовным центром, головой и сердцем стал Андрей, в будущем нареченный святым.

«Вертикаль власти» по Боголюбскому

Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва)./Фото: mozhaev.3dn.ru

После смерти отца Андрей Боголюбский не стал ввязываться в борьбу за верховенство в Киеве, а занялся выстраиванием вертикали власти на своих Ростово-Владимиро-Суздальской землях. Причём начал он это делать не личными указаниями, а через соборные решения представителей духовенства и делегатов от разных сословий. В 1162 году, изгнав из Ростово-Суздальского княжества братьев и племянников, а также дружину, служившую покойному отцу, Боголюбский становится единственным «самовластцем всей Суздальской земли».Князь отказывается от поддержки родового боярства и окружает себя «милостниками» – младшими дружинниками, которые получают от Боголюбского участки княжества в поместное владение. Игнорируя недовольство бояр и вече, он устанавливает собственные порядки – начинает распоряжаться князьями и возвышать «мизинных» людей, ставя их во главу местной власти.

Похищенный меч

Несмотря на уверенность в собственных силах, князь держал рядом с собой меч святого Бориса, который вешал над постелью. Однако один из заговорщиков, ключник Анбал, смог заранее выкрасть оружие, чтобы облегчить убийцам совершение задуманного. И тут – снова вопрос. Если учесть, что перед воплощением своего замысла убийцы спускались в винные погреба, чтобы «набраться храбрости», неужели князь ничего не слышал и не заметил, что меча нет на привычном месте? Как бы то ни было, но после возлияния заговорщики вернулись к покоям князя. Постучали, и на вопрос: «Кто там?», один из них назвался именем любимого слуги Боголюбского Прокопием. Князь, прекрасно знавший голос слуги, ответил: «Нет, это не Прокопий!» и, естественно, не отпер дверь. Тогда убийцы начали ломать дверь, и странное дело – на эти звуки никто не среагировал.

До княжения во Владимире

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются.

В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом изгнали из Рязани союзника Изяслава Мстиславича — Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. Луцк взять не удалось. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова, закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич изгнал его. Андрей бежал в одном сапоге.

На открытке работы Ивана Билибина

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова:

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал посёлок Боголюбово, который со временем стал его основным местопребыванием.

Автор «Повести»

Убийство князя подробно описано в «Повести об убиении Андрея Боголюбского», которая была написана если не очевидцем событий, то уж точно человеком, который входил в круг приближенных князя – «Повесть» изобилует подробностями. Вероятно, он видел одну часть событий, о другой, возможно, слышал и записывал «со слов». То, что изложено в «Повести» было подтверждено экспертизой останков Боголюбского, проведенной в 1934 году в ленинградском Рентгенологическом институте. Но кто является автором «Повести»? По версии Приселкова, это мог быть игумен Феодул, однако, авторство этого человека считается наименее вероятным. Лихачев и Рыбаков считали, что это был один из преданных слуг князя Кузьмище Киянин. А автор многочисленных монографий, посвященных Северо-Восточной Руси, Николай Воронин считал, что написать «Повесть» мог глава капитула владимирского Успенского собора Микула, который, к слову, мог являться автором и хорошо известного «Сказания о чудесах Владимирской богоматери».

Почему бояре «точили зуб» на князя, или причины возникновения боярской оппозиции

Скульптурный портрет Андрея Боголюбского. Реконструкция М. М. Герасимова. Государственный Исторический музей в Москве./Фото: static1.repo.aif.ru

Существует несколько версий, пытающихся объяснить причины боярского недовольства, закончившегося заговором и убийством Боголюбского. Первая версия – это месть бояр Кучковичей. Считается, что причиной затаённой на князя злобы стали сначала действия его отца Юрия Долгорукова. Якобы он, специально погубив одного из родственников Кучковичей, присвоил себе его земли и многочисленные села. Позже, дочь убитого Улита выходит замуж за сына Долгорукова – Андрея, который, спустя время, казнит её брата за какое-то злодеяние. В результате другой брат – Пётр – начинает вынашивать планы, как расправиться с врагом.Вторая версия – это борьба за власть и несогласие с проводимой политикой. Здесь виновниками гибели князя считаются его братья Всеволод и Михаил, с племянниками Ярополком и Мстиславом. Недовольные единоличным правлением и его результатами, родственники организовывают покушение на князя, используя для этого бояр, имеющих давние обиды на Боголюбского.Третья версия – это конфликт с киевским митрополитом. Андрей Боголюбский активно ратовал за независимость от Киева и вёл переговоры о создании во Владимире своей метрополии. Не желая терять влияние и значимость для городов Руси, киевский патриарх, согласно этой версии, подсылает наёмных убийц, чтобы расправиться с князем, уничтожив с ним и нависшую угрозу двоевластия.Неудачные попытки захвата Киева и Вышгорода в 1173 году обострили уже существующие разногласия с видными боярами. Напряжение между ними и Боголюбским достигло пика и привело к образованию группы заговорщиков, определивших своей целью физическое уничтожение князя.

Память о князе и его канонизация

В 2015 году начали реставрировать Спасо-Преображенский собор в городе Переславль-Залесский, что привело к открытию надписи 12-го столетия с именами двадцати бояр, участвовавших в заговоре против Боголюбского, и описанием самого злодеяния.

В работах Василия Ключевского содержится подробная характеристика князя. Историк пишет, что он был смелым и отважным воином, участвовал в «самых опасных свалках», а иногда в битве лишался шлема, но не головы

Как только бой закончился, Боголюбский превращался в осмотрительного распорядителя, благоразумного и осторожного политика. Он любил во всем порядок и терпеть не мог неожиданностей

Когда начинался общий переполох, князь сохранял трезвый ум. Таким же был его знаменитый дед Владимир Мономах. Хоть Боголюбского считали хорошим воином, но он старался решать все конфликты мирным путем и обычно прощал своих врагов.

Русская православная церковь канонизировала князя примерно в 1702 году. День его памяти отмечают 4 июля. Местом нынешнего нахождения мощей святого является Андреевский предел во владимирском Успенском соборе.

Выбери ответ

Как убивали князя Андрея Боголюбского?

Гибель князя Андрея Боголюбского. Картина неизвестного автора./Фото: vegchel.ru

Убийство было запланировано и осуществлено 29 июня 1174 года. По сохранившейся летописи, события развивались следующим образом: ночью, когда князь отошёл ко сну, в его спальню постучались, представившись именем верного слуги Боголюбского. Определив по голосу, что это обман, а за дверью стоит пьяная толпа, Андрей Юрьевич бросается за мечом, и не находит его – ключник, примкнувший к заговорщикам, выносит оружие накануне намеченного нападения. Выломав дверь, вооружённые люди бросаются на князя, и, несмотря на ожесточённое сопротивление, тяжело ранят его.Уверенные в смерти жертвы, заговорщики отправляются в винные подвалы за очередной дозой алкоголя. Боголюбский же приходит в себя, и пытается спастись – ползком спускается по лестнице в надежде укрыться от преследователей. Сделать это не удаётся, так как убийцы находят его по кровавому следу и пытаются добить. Впрочем, их попытки и во второй раз не отличились меткостью: как выявила проведённая в 2007 году экспертиза остатков, умер князь всё-таки не от поражения какого-то внутреннего органа, а от острой кровопотери из-за повреждения подключичной артерии при ранении в плечо.

Иконография

Существует несколько икон, выполненных в виде портрета. Самой первой икона с изображением Андрея Боголюбского роспись, датированная 1565 г. На ней святой князь изображен молящимся в полный рост с нимбом, одетым в зеленую одежду с орнаментом с шапкой на голове. Данная роспись находилась в Архангельском соборе в Москве.

Следующая роспись была написана в 1645 г и располагалась в церкви Ризоположения в Москве. Боголюбский на ней показан уже без шапки со свитком в руке в одеянии темно-синего цвета. Поверх этого одеяния была накинута пышная шуба ярко-красного оттенка.

В 17 в, в городе Владимире в Успенском соборе имелась икона с изображением святого Андрея. На ней князь был показан на коленях, в этот момент он молился Иисусу Христу. На иконе, написанной в 20 художником Чириковым, Боголюбский изображен в традиционной русской одежде, без шапки. В левой руке он сжимал жезл, украшенный драгоценностями, а в правой находился крест.

Князь Андрей Боголюбский построил 13 храмов, перенёс столицу во Владимир и пытался сделать там митрополию

В 1157 году, после смерти Юрия Долгорукого, началось правление Андрея Боголюбского. Он предпочёл не возвращаться в Киев.

1157
в этом году Андрей Боголюбский стал правителем Владимирской Руси

Во Владимире князю нравилось больше. Сюда он перенёс столицу и занялся строительством.

Через три года появился Успенский Собор, ещё позже — Золотые Ворота, церковь Спаса на Княжьем дворе и много ещё чего.

Успенский собор во Владимире — его распорядился построить Андрей Боголюбский

Даже по современным меркам Андрей Юрьевич Боголюбский строил очень быстро и много. При этом князь пользовался услугами европейских зодчих, что сказалось на архитектуре.

30 храмов
Столько, Андрей Боголюбский, построил за свое правление

За годы его правления появились новые тринадцать храмов. Для XII века — это серьёзный размах.

Но не только христианские атрибуты интересовали великого князя. Своим долгом он считал распространение христианства, а потому он много внимания уделял призывам принять православие. С ним он обращался ко всем приезжим, например, к купцам.

Благоверный великий князь Андрей хотел учредить митрополию в Северо-Восточной Руси.

И послал своего кандидата, архимандрита Фёдора, в Константинополь. Однако Патриарху Луке Хризовергу эта идея не пришлась по душе.

Он ознакомился с княжьей грамотой и предпочёл компромисс — посветил Фёдора в епископа Владимирского. В то время как епископом Ростовским поставил византийца Леона. Это создало двоевластие в епархии.

Напряжённая ситуация не могла длиться долго. Киевский митрополит Константин I потребовал доставить к нему епископа Фёдора и жестоко расправился с ним.

Владимир так и не приобрёл большого весу в православном мире при жизни князя Андрея. Однако фундамент для будущих перемен был заложен.

Действия заговорщиков

Ипатьевская летопись гласит, что перед убийством князь отправился в свой замок в Боголюбово. Заговор против него был организован боярами Кучковичами, находившимися в родственной связи с Андреем. Когда-то им принадлежали земли, на которых позже основали Москву. Перед убийством князя они побывали в винных погребах, где пили хмельное, а затем отправились в спальню Боголюбского. Она была закрытой. Бояре постучали. Князь спросил, кто его тревожит. Один из заговорщиков назвался любимым слугой Андрея – Прокопием. Князь понял, что его обманывают. Боголюбский хотел взять в руки оружие, но меча возле кровати не оказалось, так как его заранее похитил ключник Анбал.

Любовь и уважение

Известно, что благоверный Андрей Боголюбский особенную любовь и почтение вызывал у Иоанна Четвертого, в историю Руси вошедшего как Грозный. Этот правитель чтил своего давнего предшественника, что особенно было заметно в период приготовлений к Казанскому походу, случившемуся в 1548 году и длившемуся четыре года. Из истории мы знаем, что в подготовительный период русский царь нередко наведывался во Владимир, и даже распорядился в каждый год поминать всех знатных людей, погребенных в Успенском соборе. Относительно Андрея было решено служить панихиду дважды ежегодно. Первым был выбран день смерти князя, второй – день памяти, последний ноябрьский день года.

В период правления Ивана Четвертого сформировалась концепция истории, утверждавшая, что именно великий Андрей Боголюбский был основоположником самодержавия. Его почитают за человека, заложившего фундамент Владимирского княжества, за которым последовало создание страны с центром в Москве.

Один и без охраны

Еще один вопрос, который не дает покоя не только историкам, но и всем туристам, приезжающим в Боголюбово: неужели князя никто не охранял? Конечно, охраняли, но вероятно, охрана была столь немногочисленна, что от нее легко избавились: одни предполагают, что отравили, другие — что тихо перебили. По другой версии – при князе находился один отрок из половцев, расправиться с которым не составило большого труда. Малое количество человек, которые охраняли покои князя, может быть связано с тем, что любимая резиденция Боголюбского больше походила на охотничий домик – с князем находились только самые приближенные, да и сам князь обладал такой силой и воинскими навыками, что был уверен в себе.

Дальнейшая судьба останков

В двадцатом веке, когда появились продвинутые технические возможности детального изучения людских останков, проводились многочисленные исследования мощей великого князя, в частности, были отмечены множественные повреждения скелета, характерные для травм колюще-режущими предметами. В том, что князь был убит, скорее всего, изрублен мечом, сомнений не возникало.

Относительно недавно, в 2015 году, в процессе объемных реставрационных работ в Спасо-Преображенском соборе были найдены надписи, которые датируются 12 веком. В них оказались изложены обстоятельства убийства князя и даже перечислены имена двух десятков заговорщиков, участвующих в расправе. Среди них значатся бояре, что косвенно подтверждает версию о том, что к преступлению причастна знать, недовольная попытками Андрея Боголюбского ограничить ее власть.

В 1702 году он был причислен к лику святых, его память отмечается 17 июля. Так сложилось, что долгое время мощи Андрея Боголюбского не могли обрести окончательное пристанище. Они находились в советских музеях, в институте истории, побывали в рентгенологическом институте в Москве, где служили объектом для изучения. И только в 1987 году мощи были переданы в Успенский Собор (Владимир), где и находятся до сих пор. А само убийство произошло в поселке Боголюбово(Владимирская область) в родовом замке князя. Сегодня это известное место паломничества.

Религия и политика: противоборство взглядов

Еще одним поводом для конфликта князя и епископа стало стремление правителя сформировать Владимирскую митрополию, которая бы находилась наравне с Киевской и ни в чем от нее не зависела. Более того, вместо восседавшего митрополита в Киеве Андрей Боголюбский пророчил в главы митрополии своего фаворита – Феодорца, к этому времени приписанного к кафедре Владимира и Суздаля. Ее Андрей планировал отделить от Ростовской, и Леонт нашел себе сподвижников в лице киевских священнослужителей, также не согласных с политикой нового правителя.

Когда великий князь обратился за одобрением своих действий к Патриарху Константинополя, ответом внезапно стал категорический отказ. Это превратилось в ощутимую препону на пути реформ. С одной стороны, патриарх отметил княжеское усердие и воздал ему за это похвалу, вместе с тем дозволил сместить епископскую резиденцию во Владимир, дабы священнослужитель был ближе к двору правителя. Окончательно проблему решили лишь в 1169, когда Андрея вынудили отказаться от Феодорца. Его направили на киевский суд митрополитов, где было вынесено решение о срочной смертной казни.

Грабежи

После убийства резиденция Боголюбского была разграблена, при этом, как указывается в Лаврентьевской летописи, «разграбили дом княжеский» и жители Боголюбова, а также крестьяне из близлежащих деревень. Грабежи и погромы начались и в самом Владимире, а разграблению подверглись дома бояр и зажиточных горожан. Усмирить народ удалось только крестным ходом «со святою Богородицею». По одной из версий, причиной стала ненависть к князю, которую питали владимирцы, однако, вряд ли это может быть правдой – при Боголюбском Владимир превратился из маленького городка в столицу княжества.

Новый опыт и иные традиции

Оказавшись в южных землях, Андрей столкнулся с обычаями, сильно отличавшимися от привычных ему дома. В летописях говорится о недовольстве и возмущении, даже смущении будущего великого князя – столь ему странны казались удельные усобицы между близкими. Бесконечные раздоры, как следствие – постоянно проливавшаяся родственная кровь. Все это вынуждало Андрея скорбеть о происходящем. Нет ничего удивительного в том, что молодой человек возжелал вернуться в родные края. Удельные порядки не были для него приемлемыми, тем более он не смог заставить себя их полюбить. Сперва Андрей удалился от того, что ему было противно, а едва набрал силу, стал принимать меры для исправления ситуации.

Переезд в Суздаль в 1156 г. произошел без согласия и одобрения княжившего в тот период отца. Вышгород остался без иконы – в будущем образ станет самой великой и значимой святыней всей русской земли. Из легенд известно, что переезд иконы по всему пути следования князя вызывал великие чудеса. Вблизи Владимира под иконой внезапно встали лошади, и было решено на этом же месте разбить лагерь для ночевки. Во сне к Андрею пришла сама Божья матерь, которая предостерегла от перемещения образа в Ростов, и повелела основаться во Владимире. Пробудившись, князь в точности исполнил божественную волю. В том месте, где ему пришло видение, повелитель решил разбить село, чье название Боголюбово дало имя ему самому. По прошествии некоторого времени в том же селе он поставит великолепную церковь из камня и роскошный терем. Село станет его постоянным и самым любимым местом жизни, здесь же произойдет убийство Андрея Боголюбского.

Комментировать
0