fbpx
No Image

Житие святого сергия радонежского, описание иконы и в чем помогает

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

«Баскакы посажаю по всем градам русским»

Ордынский властитель, несмотря на жгучее желание как можно быстрее расправиться с мятежным князем и его подданными, долго собирал войско из татар, половцев, туркменов, черкесов, осетин, горских евреев, армян и представителей многих других народностей. В подавляющем большинстве своем это были наемники, оплаченные генуэзским золотом.

Моральные принципы абсолютно не обременяли эту интернациональную сволочь. Так, один из предводителей кондотьеров Вернер фон Урслинген, наводивший ужас на Италию в 1334–1352 годах, носил на щите девиз: «Враг бога и милосердия»!

Но это были прежде всего отличные профессионалы, опытные, хорошо вооруженные и всегда готовые воевать против любого противника.

Общую численность собранных Мамаем полчищ в прежние времена сильно завышали, теперь же, наоборот, сводят чуть ли не к 3–5 тысячам всадников. Основанием для занижения называют то, что нынешние размеры Куликова поля не могли бы вместить более 20 тысяч сражающихся с обеих сторон, и потому, мол, число ордынских бойцов вряд ли намного превышало половину от этого количества.

Сам ордынский временщик для устрашения русских назвал число «семьсот и три тысячи». Возможно, с помощью этой подсказки и на основании принятого в старинных источниках 10-кратного преувеличения мы можем с большой долей вероятности принять численность армии Мамая за 70–73 тысячи бойцов. Не считая обозных, слуг и прочих «нестроевых», среди которых, кстати, находились десять богатейших крымских купцов, в основном генуэзцев из Кафы (ныне — Феодосия), «разжиревших» на поприще работорговли.

Генуэзцы представляли интересы кредиторов Мамая, вложивших огромные деньги в его разбойничье предприятие. Сделано это было, конечно, отнюдь не бескорыстно. Расплачиваться за долги ордынский авантюрист должен был многими тысячами взятых в полон русских людей, которых итальянские торгаши продали бы на невольничьих рынках. Остальных жителей русских городов и деревень ожидала ненамного лучшая участь.

Мамай в своих планах шел дальше Батыя, оставившего покоренным русским княжествам автономию и сохранившего власть князей над их единоверными и единокровными подданными.

В 1380 году такому порядку должен был наступить конец. «Баскакы посажаю по всем градам русским, а русских князей изобью. Казним рабов строптивых! Да будут пеплом грады их, веси и церкви христианские!», — вот что задумал ордынский изувер! Собрав войско, он выступил летом в поход, согласовав действия с литовским союзником Ягайло.

СинодикО упокоении воинов, на Куликовом поле за Веру и Отечество души своя положивших

  1. Схимонахов:
  2. Александра Пересвета
  3. Андрея Осляби
  4. Князей:
  5. Димитрия Донского
  6. Владимира Серпуховского
  7. Андрея Полоцкого
  8. Феодора, Мстислава и Иоанна Тарусских
  9. Феодора
  10. Симеона
  11. Феодора
  12. Иоанна
  13. Константина
  14. Димитрия Брянского
  15. Андрея
  16. Романа и Василия Ярославских
  17. Феодора и Максима Бозерокских
  18. Димитрия
  19. Андрея Кемского
  20. Романа Прозоровского
  21. Льва Курбского
  22. Димитрия и Андрея Ростовских
  23. Романа и Глеба Брянских
  24. Святослава и Иоанна Смоленских
  25. Иоанна Холмского
  26. Георгия Мещерского
  27. Феодора Елецкого
  28. Василия Кашинского
  29. Андрея Стародубского
  30. Андрея Муромского
  31. Глеба Каргопольского
  32. Стефана Новосильского
  33. Симеона, Иоанна и Феодора Моложских
  34. Димитрия и
  35. Владимира
  36. Боляр:
  37. Димитрия Боброка
  38. Андрея
  39. Михаила
  40. Симеона
  41. Михаила
  42. Тимофея
  43. Николая
  44. Михаила Бренка
  45. Михаила
  46. Льва
  47. Льва
  48. Льва
  49. Василия и Василия тысяцких
  50. Константина
  51. Димитрия
  52. Иоанна
  53. Даниила
  54. Иоанна
  55. Димитрия
  56. Даниила
  57. Феодора
  58. Феодора
  59. Елевферия
  60. Константина и
  61. Захарии
  62. Воинов:
  63. Иоанна
  64. Климента
  65. Василия
  66. Андрея
  67. Иродиона
  68. Иакова
  69. Григория
  70. Игнатия
  71. Фомы
  72. Петра
  73. Карпа
  74. Петра
  75. Фомы
  76. Григория
  77. Феодора
  78. Григория
  79. Василия
  80. Тимофея
  81. Исидора
  82. Димитрия
  83. Константина
  84. Иоанна
  85. Космы
  86. Михаила
  87. Симеона
  88. Дометия
  89. Иоанна
  90. и всех православных воинов побоища Мамаева

Приложение II.

Из Службы Собору святых, в земле Тульской просиявших

На велицей вечерниНа Господи, воззвах: стихиры, глас 8:

Вы есте слава Российския земли, / благоверный княже Димитрие, / и могучая рать мучеников-воинов, / на поле Куликове / за веру христианскую и Русь Святую души своя положившии, / небесными венцами украсилися есте. / Молитеся ко Господу / мир миру даровати / и душам нашим велию милость.

Иные стихиры, глас 6:

Благословением аввы Сергия / в землю Тульскую пришедшии, / преподобномученицы Александре и Андрее, / любовию велиею / и пролитием крове на поле Куликове подвиг совершившии, / делом поучающе: / яко большия любви никто же имать, / да аще кто душу за други своя положит, / вы же святии воины Христовы, / Престолу Владычню на небеси предстояще, / молитеся о нас, / любовию память вашу почитающих.

Тропарь, глас 5:

Радуйся, земле Тульская, / веселитеся и торжествуйте, людие Божии, / прославляя святых своих, / подвиги веры и благочестия Богу угодивших; / в них же сияют, яко звезды небесныя, / великий князь Димитрий и могучая рать его мучеников-воинов, / на поле Куликовом / за веру православную и Русь Святую души своя положивших. / О, преславнии святии сродницы наша! / Дерзновение ко Господу обретшие, / Христа Бога нашего молите: даровати мирови мир, / Отечеству благоденствие / и душам нашим велию милость.

Величание

Величаем вас, / святый благоверный княже Димитрие и мученицы-воини, / и почитаем честную память вашу, / вы бо на поле Куликове / за веру и Отечество души своя положивше, / подвигом любви землю Российскую прославили есте.

Канон, глас 8Песнь 1

Ангельски на земли пожившии, любве ради Христовы души своя за веру христианскую и Русь Святую на поле Куликовом положившии, благоверный княже Димитрие и вся могучая рать мучеников-воинов, на небеси предстоите Царю Славы, воспевая ему победную песнь, яко прославися.

Песнь 3

От поганых татар и нашествия Мамая землю нашу свободившии, благоверный княже Димитрие с мученики-воины, на земли волю Господню сотвориша, на небеси блага небесная наследовали есте.

Песнь 4

Ильину ревность возимели, святый благоверный княже Димитрие и мученики-воины: на поле Куликовом студа исполниша беззаконных иноплеменников, веру христианскую и Русь Святую покорити тщавшихся. Ныне на небеси воспеваете: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе, благоверне княже Димитрие, на поле Куликовом, в помощь предстательствующи, Русь Святую защищая, тако и ты с воинством твоим буди нам помощник и молитвенник, да озаримся и мы благодатию Христовою и во свете повелений Его ходити начнем.

Песнь 6

Еже жити вам Христос есть, и смерть приобретение, благоверне княже Димитрие и мученицы-воини: на поле Куликове бысте со Христом и по смерти наследовали славу Его.

Песнь 7

Трудами и ратными подвигами на земли подвизалися есте, святии мученицы-воини, за веру христианскую и Русь Святую души своя положившии, ныне же на небеси радуетеся, приемля награду мученик Хритовых, воспевая: отцев Боже, благословен еси.

На хвалитех стихиры, глас 8:

О, преславнаго чудесе! Святый великий князь Димитрий с могучею ратью мучеников-воинов прославляется Господем. Церковь Христова торжествует и вси единодушно вопиют: о святии покровителие Тульския земли, сохраните страну нашу и всех нас от всякия нужды и печали.

Слава, глас 2:

Красуйся и веселися, Тульская земля, / яко в недрах твоих на Куликовом поле / сокровище Божественных даров неоскудное явися: святыя мученики-воины, / за веру христианскую и Русь Святую души своя положившие, / от нихже истекают исцеления и подается благодать всем, / с верою приходящим и чтущим память их.

Отдел религиозного образования и катехизации Саратовского Епархиального Управления

Рассказ о Куликовской битве

В VIII веке с юга пришло монголо-татарское войско. Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота:  верблюдов, лошадей, коров, овец, коз; кочевали с места на место в поисках новых пастбищ. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой монголо-татары редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Их знали, как людей жестоких и свирепых. Почти 250 лет  они хозяйничали на русской земле и взимали  дань. Все попытки освободиться терпели неудачу.

В 1359 г. начал править старший сын Ивана Красного — Московский князь Дмитрий Иванович. Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды.Русь не смогла дать отпор  Золотой Орде,  т.к. не было мира и согласия между русскими князьями. Князь Дмитрий хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собрались такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Оружием были копья и стрелы. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князь просил благословения у  Сергия Радонежского – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Сергий не только дал благословение на поход, но и предрек славную победу русскому войску.

10 августа 1380 года русская армия вышла из Кремлевских ворот. Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу войску монгольского правителя Мамая. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрявда впадает в Дон.

Войска перешли Дон и утром 8 сентября 1380 года началась битва. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. На всём скаку ударили друг друга копьями, и оба погибли. Едва Челубей упал из седла, вражеская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.

Русские несли большие потери, был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Князь Дмитрий бился в том же полку в доспехах простого воина. Он снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить», — сказал он своим воинам. Удар копья свалил князя, он был ранен, но выжил.

Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им обрушился засадный полк – татары и хан Мамай обратились в бегство. Бежали они так быстро, что русские воины не смогли их догнать. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Восемь дней хоронили погибших на поле  битвы. 

В честь победы в этой  битве  князя – полководца прозвали Дмитрием Донским.

Великая победа на Дону  имеет огромное значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все  невзгоды и сохранял веру и  надежду на лучшее будущее.

Буду рада, если Вы нашли здесь полезную для себя информацию. Заходите еще на Kidside

Ночные раздумья

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года Дмитрий понял одну очень важную вещь: когда начнется битва, большой многотысячный полк ополченцев, которых он привел, может не выдержать. И Дмитрий представил себе, что такое ордынская атака: с гиканьем, криками, визгом, с воем несется черная ордынская конница. Она несется на большой полк, где стоят необученные ополченцы. И при виде этой лавины у них не выдержат нервы, они побегут. Это будет иррациональный страх, который захватит всех. Как спасти ополченцев? Как принять первый удар? И Дмитрий принимает единственно правильное решение. Он выставляет впереди хорошо обученный сторожевой полк, который состоял из отборных дружинников, закованных в железо. Тех людей, которые могли сдерживать некоторое время эту лавину примерно час. И сам Дмитрий едет в этот передовой полк. Было ясно, что этот полк обречен на гибель. Так мыслилась Куликовская битва Дмитрия Донского. Но эти воины остановят на какое-то время лавину конницы, и за это время ополченцы успеют прийти в себя, успеют преодолеть страх. И так оно и вышло.

Предыстория сражения

На подготовку к походу у Мамая ушло два года. Он собирал войско и искал союзников, чтобы восстановить власть Орды над Русью. Готовилась к неизбежной битве и русская армия. Москва стала центром сопротивления ордынцам, великий князь Дмитрий Иванович возглавил подготовку к отпору.

Войско темника Мамая

Татарской конницы, оставшейся в распоряжении Мамая, было недостаточно для успешного похода на Русь. Потеряв значительное количество воинов в битве на Воже, темник был вынужден провести мобилизацию среди покоренных народов Северного Кавказа и Поволжья. Были также наняты воины из генуэзских колоний Крыма. Кроме этого, Мамай заключил союз с князем Литвы Ягайло и князем Рязани Олегом. Численность ордынской армии, называемая в летописных источниках, очень разнится. Разные цифры называют и современные историки. Наиболее распространенные оценки – от 100 до 300 тысяч. К концу лета 1380 г. собранное войско выступило в поход под личным руководством Мамая. Его начальной целью был южный берег Оки, где 14 сентября к нему должны были присоединиться армии союзников.

Войско князя Дмитрия Московского

Понимая, что Орда не простит им самовольства, русские князья внимательно следили за происходящим на границах. В степь посылалась разведка-«сторожа». О заключении Мамаем союзов с Литвой и Рязанью, а также планируемом времени вторжения удалось узнать заранее. Из Москвы были разосланы гонцы для сбора войск в Коломне к 15 августа. Туда же выступило и московское войско под командованием князя Дмитрия Ивановича и его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского, а также белозерская, ярославская и ростовская дружина.

После сбора в Коломне князь Дмитрий 26 августа отдал приказ о стремительном выступлении. Следовало спешить, чтобы помешать объединению союзников. Причем он повел войска не кратчайшим путем, а по дуге, возможно, чтобы создать видимость похода на Литву. Летописцы отмечают, что при передвижении по рязанским землям князем Дмитрием был отдан приказ не причинять рязанцам никакого ущерба. По пути к войску присоединились князья с дружинами из Пскова и Переяславля-Залесского, а также из нескольких русских уделов, находящихся под контролем Литвы. Установить точную численность армии невозможно из-за больших расхождений в исторических источниках. Большинство современных историков называет цифру в 100-150 тысяч.

Благословение Сергия Радонежского

В «Житие Сергия Радонежского» говорится о посещении князем Дмитрием Троице-Сергиева монастыря, основателем и настоятелем которого был преподобный Сергий. Князь ездил к нему перед походом в поисках духовной поддержки, за благословением. Согласно преданию, праведный старец благословил на битву за Русь христианскую не только князя, но и двоих иноков, искусных в военном деле. Это были принявшие постриг бояре Александр Пересвет и Андрей Ослябя, ученики и постриженники настоятеля. Сергий Радонежский был известен всей Руси как чудотворец, и его благословение имело огромное значение для русского войска.

Стратегия московских войск

Мамай строил свои планы в расчете на то, что князь Дмитрий не будет переправлять войска через Оку, а организует оборону на ее северном берегу, как делал это в 1373 и 1379 гг. Но действия русских войск оказались неожиданными для него, разрушив все планы. Чтобы успеть сразиться с Мамаем до подхода его союзников, князь вел войска ускоренным маршем, и переправился не только через Оку, но и через Дон. После перехода Дона мосты через него были уничтожены, чтобы обезопасить армию от нападения с тыла.

Построение войск

Куликово поле, находящееся в излучине при впадении Непрядвы в Дон, с трех сторон было ограничено реками. Ордынцы могли атаковать только с одной стороны. Мамай применил традиционное построение – наемники-пехотинцы в центре, татарская конница на флангах.

Русские войска были разделены на пять полков. В центре встал большой полк пехоты и весь московский двор под командованием самого князя Дмитрия Ивановича и окольничего Тимофея Вельяминова. Полком правой руки командовал наместник Дмитрия в Пскове литовский князь Андрей Ольгердович, полком левой руки – князь Василий Ярославский. Князь Владимир Андреевич и воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский возглавили отборный засадный полк, скрытый в Зеленой Дубраве вверх по Дону. Был также сформирован особый сторожевой полк, который разместился перед центральными силами – его задачей было принять на себя первый удар врага. Им командовали князья Симеон Оболенский и Иоанн Тарусский. Некоторые историки выделяют войско литовского князя Дмитрия Ольгердовича в шестой полк, считая его не частью полка правой руки, а отдельным резервом.

Значение Куликовской битвы

Московский народ радовался великой победе и прославлял Дмитрия с братом его Владимиром, дав первому прозвание Донского, а второму Храброго. Русские надеялись, что Орда повержена во прах, и ярмо татарское сброшено навсегда. Но этой надежде не было суждено сбыться так скоро. Два года спустя Москве предстояло быть сожжённой во время похода хана Тохтамыша!

Но чем ближе знакомимся мы с подвигом, совершённым Дмитрием Донским в 1380 году, тем более убеждаемся в его величии. В настоящее время нам нелегко представить, каких трудов стоило пятьсот лет назад Московскому великому князю собрать и вывести на поле Куликовской битвы сто или полтораста тысяч человек! И не только собрать их, но и сплотить довольно разнообразные части этого ополчения в единое воинство. Слава Куликовской победы усилила народное сочувствие к московским собирателям Руси и немало способствовала делу государственного объединения.

По произведениям крупнейшего русского историка Д. Иловайского

Презентация на тему: ” О благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву Составила: Ярлыкова Анастасия, учащаяся 4 класса Филиала МБОУ СОШ 1 п. Лейпи 2014 год Проект.” — Транскрипт:

1

О благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву Составила: Ярлыкова Анастасия, учащаяся 4 класса Филиала МБОУ СОШ 1 п. Лейпи 2014 год Проект по литературному чтению

2

План 1. Святой преподобный Сергий Радонежский. Пристрастие к церкви. 2. Уважение к Сергию Радонежскому. 3. Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. 4. Художники о благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. 5. Использованные ресурсы.

3

Сергий Радонежский (в мире Варфоломей) святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 верст от Москвы).

4

Сергий построил (ок г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре он принял в 1337 г. иночество. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий “тихими и кроткими словами” мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

5

Отправляясь на битву, Дмитрий Иоанович в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. П. Рыженко. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

6

Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. Ю. Понтюхин. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

7

А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

8

А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву

9

«Куликовская битва» А. Ивон (1859)

10

1.А. О. Ишимова. «История России в рассказах для детей» 2. Энциклопедия Брокгауз-Ефрон 3. Русская историческая библиотека Военное обозрение pamyati-velikogo-knyazya-dmitriya-donskogo.htmlhttp://topwar.ru/ iyunya-den- pamyati-velikogo-knyazya-dmitriya-donskogo.html 5. Википедия Свободная Энциклопедия 8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_ %D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0 8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_ %D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0 Источники литературы и Интернета:

Краткая предыстория сражения на Куликовом поле

Победа на реке Воже еще больше распалила ярость Мамая. Увидев жалкие остатки войска темника Бегича, которых русские преследовали до самой темноты и нещадно секли и рубили, Мамай утвердился в мысли, что Москву надо разорить и сжечь дотла. Поход на Русь был необходим и для укрепления власти хана, которая пошатнулась из-за позорного бегства татар от реки Вожи. В Золотой Орде росло влияние Тохтамыша, законного наследника Улус-Джучи, потомка старшего сына Чингисхана.

Летом 1380 года в Москву пришли грозные вести. Князю Дмитрию сообщили, что темник Мамай, собрав великое воинство, идет войной на Русь, чтобы навеки искоренить русских князей, поставить вместо них своих баскаков, а веру христианскую заменить исламом. Разведчики докладывали, что Мамаевы полчища перешли на правый берег Дона и раскинули кочевья в устье реки Воронеж, недалеко от Великого княжества Рязанского.

Сотворив молитву, Дмитрий Иванович разослал гонцов во все концы Русской земли с повелением, чтобы наместники его и воеводы собирали ратных людей. Он просил помощи у соседних княжеств, первым на призыв откликнулся Владимир Андреевич, князь Серпуховской. Он вместе с дружиной выступил к Москве. На войну шли и крестьяне, умеющие только пахать да сеять. Для них в спешке ковались латы, мечи, щиты, топоры. Опытные ратники обучали новобранцев основам боевого искусства.

>> Как Москва покорила Новгород

Воодушевленные победой на Воже, русские воины шли против безбожных татар, свято веря в помощь Господа. Они должны были отстоять не только свою родину, но и свою религию. Перед походом князь Дмитрий вместе с дружиной, боярами и окрестными князьями поехал в обитель Живоначальной Троицы, чтобы получить благословение от святого старца Сергия.

Критика критики

Куликовская битва. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ)

Солидно ли звучат доводы лагеря «критиков»? О да, от них невозможно отмахнуться. Но каждый из них при ближайшем рассмотрении выглядит небесспорным. Имеет смысл пройтись «по пунктам», показывая слабые стороны каждого. Прежде всего, в 1380 году Дмитрий Иванович помирился с Киприаном. Через несколько месяцев после победы над Мамаем великий князь, по словам летописи, «послал игумена Федора Симановского, отца своего духовного, в Киев по митрополита по Киприана, зовучи его на Москву к собе на митрополью». Хроника перемещений Киприана по Руси для 1380 года не известна. Он, как и Пимен, побывал в Константинополе, после чего оба вернулись на Русь. Киприан мог обогнать и Пимена и посетить Москву. Даже если Киприан не добрался до Москвы, он мог вступить в переписку с великим князем и московским духовенством, и следы этой переписки донесло, в измененном виде, «Сказание о Мамаевом побоище». В любом случае, быстрое примирение сразу после победы над Мамаем показывает: скорее какие-то переговоры меж ним и Дмитрием Ивановичем велись еще до нее; свидание меж ними не столь уж невозможно, а установление добрых отношений весьма вероятно. А вот в 1378 году никакой диалог не был возможен: «митяевщина» была в разгаре. Мог ли Сергий благословить правителя, жестоко обидевшего Церковь? Да странно было бы отказать в благословении главе христианского воинства, идущего пить смертную чашу! В роковые моменты лишь ничтожная личность принимается холить и лелеять прежние обиды. Разве уместно обряжать преподобного Сергия в одежки ничтожества?! Сведений о посылке двух иноков с великим князем в «Житии» нет… поскольку составителя «Жития» никто не обязывал их туда включать. Точности от подобного памятника ждать не приходится. Это ведь не летопись! Инокам драться в смертном бою неуместно. Однако это еще не повод отрицать достоверность «Сказания…» В раннем, самом достоверном летописном повествовании о событиях 1380 года среди знатных людей, павших на поле, назван Александр Пересвет. Другая летопись называет его бывшим брянским боярином. Выходит, герой поединка с Челубеем все же присутствовал в русском войске. И не молился за стеной ратников, а сам бился с ордынцами. Нигде, ни в каком месте он не именуется «митрополичьим боярином». Но послушником при Троицком монастыре он вполне мог быть. Иными словами, Пересвет и Ослябя ко времени визита великого князя к Сергию, возможно, еще не приняли иноческих обетов, а значит, могли на время скинуть подрясники, чтобы надеть кольчуги. Предполагают и другое. В условиях «священной войны», от которой зависела судьба Руси и русского Православия, Пересвет мог душу свою положить ради братьев своих, пойдя на явное нарушение обетов. Люди на многое способны в экстремальных условиях… Что же касается «христолюбивого войска», окропленного Сергием, то и тут не видно никакой нелепости или нестыковки. В «Сказании…» вовсе не говорится, что великий князь привел с собой к Сергию всю московскую дружину, и тем более все полки русские. Но его и князя Владимира Андреевича сопровождала вооруженная свита. Ее-то и назвал автор «Сказания…» христолюбивым войском. Главные силы в то время не трогались из столицы, ожидая Дмитрия Ивановича. «Сказание…» в целом — поздний источник? Да, скорее всего, именно так. Но не настолько поздний, чтобы в нем не могли отразиться воспоминания участников битвы, бережно хранимые их потомками. К тому же автор его мог использовать гораздо более ранние летописи, не дошедшие до наших дней. Остается сделать вывод: действительно, «Сказание о Мамаевом побоище» вызывает много вопросов. В том числе и сюжет, связанный с благословением Сергия. На некоторые из них невозможно ответить со строгой определенностью: не располагают историки машиной времени, они могут лишь судить о древних временах по текстам, дошедшим до наших дней… А тексты не всегда кристально прозрачны. Ответы, прозвучавшие из стана «критиков», сами по себе — всего лишь размышление о более или менее вероятном ходе событий 1380 года. Стоящая за ними гипотеза по многим позициям выглядит слабее традиционной точки зрения. Словом, нет оснований раз навсегда сбрасывать со счетов «Сказание о Мамаевом побоище».

Когда почитают икону

Память о жизни Преподобного жива и поныне. Святого вспоминает духовенство, ведь благодаря ему открылось множество монастырей в русских землях. Отец Сергий способствовал усилению Православия на Руси. Церковь вспоминает иеромонаха каждый год дважды. Первый раз — летом 18 июля, в день обретения его мощей. Праздник посвящен изъятию останков из подтопленной могилы и перенесению их в безопасное место в новую церковь. Начиная с 15 века, православные каждый год 8 октября отмечают день смерти игумена. В дни памяти в храмах проходит праздничная служба в честь Преподобного Сергия. Священнослужители и верующие поют тропарь иеромонаху.

При жизни отец Сергий был очень мудр, добр, образован. Он выступал за объединение Руси, призывал князей не воевать друг с другом, а объединиться и выступить против татар. Сергий благословлял верующих на семейное счастье, любовь и верность. К нему обращают свои молитвы одинокие люди, он помогает им найти вторую половинку и счастье.

Икона с изображением святого должна быть в каждом доме. Она помогает стать терпимее, добрее, умнее. Правда, для обретения счастья и душевного покоя нужно раскаяться во всех своих грехах, искренне попросить Бога спасти грешную душу и наставить на путь истинный.

Три кандидата на митрополию

В нарушение церковных канонов и к неудовольствию большинства духовенства, великий князь назначил Митяя архимандритом Спасского монастыря. Карамзин, передавая летописные известия, не скрывает, что князь Дмитрий прибег к сильному давлению на уже смертельно больного Алексия с тем, чтобы он дал благословение Митяю как своему преемнику. Алексий своё благословение в итоге дать согласился, но с оговоркой, что Митяй должен быть поставлен на митрополию патриархом.

В 1378 году Алексий, святитель московский, почил, и Митяй, к соблазну духовенства, самовольно возложил на себя белый клобук, после чего отправился в Константинополь на утверждение в сане. Алексий, ещё до согласия на поставление Митяя, желал сделать своим преемником Сергия, но тот не соглашался, ссылаясь на законность поставления Киприана.

В это же время право на митрополию оспаривал суздальский епископ Дионисий, которого летописи называют другом Сергия. Дионисий публично не признал прав Митяя и собирался сам ехать к патриарху на поставление, за что великий князь арестовал его. Но Дионисий выставил поручителем за себя Сергия и, обманув сего святого старца, как утверждают летописи, тоже выехал в Константинополь. По-видимому, он выехал действительно обманув Сергия, так как тот, как мы видели, поддерживал законность сана Киприана и в дальнейшем летописи умалчивают о дружеских отношениях между Сергием и Дионисием.

Итак, на Руси обозначились сразу три кандидата на митрополию, причём одного поддерживал великий князь, другого – Сергий, а третий, очевидно, тоже имел какую-то опору, иначе бы не рискнул на такой шаг.

Оппозиция святого Сергия великому князю имела своим мотивом не поддержку «пролитовского» кандидата, а соблюдение светской властью канонического церковного права и, очевидно, поддерживалась частью светской и духовной знати. Это показывает, насколько далека была тогда форма правления от самодержавия.

Примеры молитвы

Просить Сергия Радонежского о помощи и заступничестве нужно, читая молитвы по молитвослову. Только таким речам внимает иеромонах и Господь Бог.

О прибавлении ума

В этой молитве св. отца Сергия просят услышать просьбы, к нему обращенные, донести их до самой Пренепорочной Богородицы. Ведь святой после смерти приблизился к Небесным Силам. Верующие уверяют отца Сергия в любви к Богу, поклонении его святым мощам. Просят помочь одолеть гранит науки, прибавить ума, снять пелену с глаз и открыть разум истине.

Перед экзаменом

В этом обращении к отцу Сергию верующие просят его возвести их к высоте небесной. Христиане молятся избавить их от малодушия, утвердить их в вере и преданности к Богу. Верующие просят молиться Преподобного Сергия от их имени самому Всевышнему. Христиане верят в заступничество святого на Страшном Суде и каются в прегрешениях.

Защита отечества от иноверцев

В этой молитве верующие просят Святого обратить на них внимание, посмотреть с высоты небесной вниз на грешный люд. Христиане уверят отца Сергия в любви к Богу, просят вразумить их в дни тяжелых испытаний, дать им силу и мужество выстоять в бою с врагами

Тропарь

В этой песне говорится, что с ранней юности отец Сергий всей душой полюбил Всевышнего. Он уединился от мирской суеты, ушел в далекую пустынь, чтобы молиться Господу Богу и жить по его законам. Отец Сергий основал монастырь, в котором молился Спасителю за грешные души. К нему отовсюду приходили за верой и исцелением люди, он всем помогал обрести душевный покой и укрепиться в вере в Бога.

Первая

В этой молитве верующие обращаются к отцу Сергию, называют его Святым, Преподобным, Богоносным. Христиане верят в его вознесение после смерти на небеса и в то, что он общается с самой Богородицей. Верующие просят их любить, молиться о спасении их грешных душ, ходатайствовать за них перед Всевышним и Девой Марией.

Вторая

Эту просьбу христиане обращают отцу Сергию. Они просят его не забывать несчастных, поминать в своих молитвах к Всевышнему. Верующие уверяют отца Сергия в любви и почтении. Просят передать их молитвы самому Господу Богу, не молчать об их просьбах и молиться за спасение грешных душ.

Третья

В этом прошении Преп. отца Сергия просят милостиво посмотреть вниз с небесной высоты и увидеть всех просящих. Верующие понимают, что им далеко до святого старца не только в прямом, но и переносном смысле. Ведь они грешны, поэтому просят вразумить их, направить на путь истинный, донести их молитвы самому Господу Богу, простить грехи и не оставить в трудную минуту.

Комментировать
0