No Image

Минские соглашения: почему “воз и ныне там”?

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Первые Минские соглашения и предпосылки «Минска-2»

В таких условиях был проведен первый раунд минских переговоров и подписан «Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента России Владимира Путина» (ОБСЄ, 2014). Идея проведения переговоров именно в Минске появилась еще в июле, но настоятельная потребность в хотя бы временном перемирии возникла лишь после описанных событий. В переговорах принимали участие: от Украины – второй президент Леонид Кучма, от России – посол в Украине Михаил Зурабов, а также представитель ОБСЕ Хейди Тальявини и лидеры ДНР и ЛНР – Александр Захарченко и Игорь Плотницкий соответственно. Именно их подписи стояли под итоговым «Протоколом», который появился 5 сентября. Очевидно, однако, что главные пункты этого протокола были согласованы, по крайней мере на общем уровне, до переговоров, во время телефонного разговора Порошенко и Путина, состоявшегося 3 сентября. Поскольку речь идет о содержании протокола, все пункты можно условно разделить на три группы: положения о прекращении боевых действий, положения о политическом урегулировании конфликта и положения о безопасности в зоне конфликта. Основные пункты первой группы положений – двустороннее прекращение применения оружия, обеспечение мониторинга перемирия с помощью ОБСЕ и обмен пленными и заложниками. Во второй группе – положения о децентрализации власти в Украине, в частности, через принятие закона об особом статусе отдельных районов Донбасса, проведение местных выборов в этих районах по новому закону, а также меры по улучшению гуманитарной и экономической ситуации на территории конфликта. Третья группа – обеспечение контроля над границей со стороны ОБСЕ, вывод незаконных вооруженных формирований, боевиков и наемников, гарантии безопасности для участников конфликта и, как положено, «продолжение инклюзивного общенационального диалога».

Что дальше?

Вариантов дальнейшего развития конфликта не так уж и много. Пока что их два: первый – Минские соглашения воплощаются-таки в жизнь, «отдельные районы» Донбасса возвращаются под юрисдикцию Украины, но на особых условиях; второй – одна из сторон добивается решительной военной победы и заканчивает конфликт полностью на своих условиях. В случае победы Украины это будет, очевидно, разгром отрядов сепаратистов и возвращение территорий на довоенных условиях. В случае победы ДНР и ЛНР конечную военную цель обозначить сложнее. Захват Киева и установление лояльной к России власти, которая согласится на переформатирование Украины в качестве федерации и признание Крыма территорией России? Такие сценарии, во всяком случае, при нынешней расстановке сил маловероятны. Теоретически, у России есть военные возможности попытаться реализовать последний сценарий, но есть серьезные сомнения – будет ли он оправдан для Кремля с дипломатической и экономической точки зрения. В Украине же возможность «зачистки» Донбасса теоретически появится только в случае отказа или неспособности России поддержать самопровозглашенные республики. О таком варианте сейчас говорить трудно.

Что касается выполнения компромиссных Минских соглашений, то также непонятно, как именно их будут выполнять, – или, скорее, какие у тех, кто желает выполнения соглашений, есть средства воздействия на тех, кто их выполнять не желает. Как указывалось выше, ЕС, по всей вероятности, больше всех заинтересован в реализации соглашений и возобновлении отношений с Россией, поэтому его лидеры и являются главными инициаторами и сторонниками мирных переговоров. У США в отношении соглашений более сложная позиция, поскольку усиление влияния России в Украине, которое, бесспорно, будет следствием воплощения «Минска» в жизнь, – нежелательный для них результат. А для украинской власти движение в направлении уступок сепаратистам весьма небезопасно – это показали, в частности, события во время голосования за изменения в Конституции Украины, касающиеся децентрализации, 31 августа 2015 года. Тогда во время протестов и столкновений под Верховной Радой в ряды правоохранителей была брошена граната; погибло несколько солдат Национальной гвардии. В любом случае, удар по рейтингу тех политиков, которые пришли к власти, спекулируя на «идеалах Майдана», и которые согласятся на реализацию «Минска», будет ощутимым. Россия же была и остается главным проводником ключевых пунктов Минских соглашений, для нее какой угодно компромисс в вопросе Донбасса будет выигрышным, поскольку роль конфликта на востоке Украины как «дымовой завесы» для аннексии Крыма уже выполнена, а любое ограничение и ослабление центральной власти в Украине дает Кремлю дополнительные инструменты влияния на внутреннюю и внешнюю политику своего бывшего сателлита.

Таким образом, вопрос в том, может ли Россия, в условиях теперь уже довольно ограниченных средств влияния на Украину, убедить «западных партнеров» в необходимости более активного давления на последнюю, и в том, какую именно из возможных интерпретаций Минских соглашений она сможет «протолкнуть». Если таких средств найдено не будет и если в самое ближайшее время не случится чего-то чрезвычайного, что полностью изменит расстановку сил и власти в регионе и мире, то велика вероятность того, что конфликт останется даже не в замороженном, а в «охлажденном», подвешенном состоянии. Перестрелки и обстрелы прифронтовых территорий, нечастые и не особенно масштабные эскалации, десятки погибших с обеих сторон почти каждый месяц – последние два года продемонстрировали, что такая позиционная война может продолжаться еще долго. В будущем возможно и полное «замораживание». В конце концов, для нынешних лидеров ДНР и ЛНР реализация Минских соглашений предвещает довольно туманные перспективы, поэтому сомнительно, что они лично будут проявлять активность в их продвижении, – кроме, возможно, того, что будет указано в прямых «рекомендациях» из Кремля. Таким образом, вероятность реализации Минских соглашений существует, но сказать с определенностью, когда и как именно в Донбассе настанет долгожданный мир, сложно.

Перевел Игорь Готлиб 

В четверг, 17 декабря, на большой пресс-конференции Владимир Путин ответил на вопрос о ситуации в Донбассе и перспективах развития отношений между Россией и Украиной. Путин сказал, что и то, и другое зависит от украинской власти

Также президент России сказал, что Владимир Зеленский, пришедший к власти под лозунгами установления мира и объединения страны, начал оглядываться на крайние националистические силы. Путин сообщил, что ему удалось на прошлогодней встрече в Париже договориться с украинским коллегой о прекращении огня и перемирие держится уже несколько месяцев. Произведен обмен пленными.

Однако на этом всё: Киев не выполняет других достигнутых договоренностей и открыто заявляет о нежелании выполнять Минские соглашения.

Что касается минских переговоров, то 16 декабря прошла последняя в этом году встреча в рамках Трехсторонней контактной группы. Украинская делегация, как обычно, не вела прямых переговоров с представителями народных республик, а выдвигала обычные требования, вступающие в противоречие с Минскими соглашениями, равно как и упомянутый Леонидом Кравчуком «План совместных шагов», предложенный Украиной.

Полпред России в ТКГ Борис Грызлов, не участвовавший в заседании, тем не менее заявил, что оно «было во многом посвящено итогам 2020 года».

Полпред вспомнил о нормандских обязательствах Киева, указав, что по вине украинских властей не были выполнены «рекомендации лидеров Германии, Франции, России и Украины». Украинская делегация пытается утопить переговорный процесс в бессмысленных «процедурных инициативах», а парламент Украины принимает акты, идущие вразрез с Минскими соглашениями.

По словам Грызлова, это «сводит на нет усилия всех сторон на переговорах по урегулированию конфликта».

Очень существенным представляется объяснение, почему по инициативе России состоялась встреча на полях Совета Безопасности ООН с участием представителей Донбасса. Это была вынужденная мера. Москва прибегла к ней, чтобы республики могли на самой высокой международной площадке представить свой взгляд на конфликт и способы его преодоления. Из-за того, что Киев отказывается от прямого общения с теми, кого он считает и называет сепаратистами, они начинают самостоятельно осваивать новые международные форматы.

Это «становится неизбежным», уверен Борис Грызлов.

Киев заблокировал переговоры «на политическом треке, отказываясь рассматривать дорожную карту Донбасса по урегулированию конфликта». Украинская делегация «настаивает на безальтернативности собственных подходов», несмотря на то, что они перечеркивают минские договоренности. Верховная Рада «формально продлила действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Однако с момента принятия парламентом в 2015 году он так и не вступил в силу.

Кроме того, и по Минским соглашениям. и по согласованным всеми сторонами в Париже пунктам итогового коммюнике особый статус Донбасса должен носить не временный, а постоянный характер. В связи с этим закономерно, что Грызлов назвал закон «политической бутафорией».

Более того, действия Киева позволяют предположить, что он при возможности охотно использовал силу для усмирения мятежных территорий. Сославшись на отчеты миссии ОБСЕ, российский представитель сообщил, что «в целом соблюдается», однако «количество нарушений растет».

Нарисованная Борисом Грызловым картина полностью совпадает с тем, как ситуацию в Минске видят участники переговоров из ДНР и ЛНР. Может возникнуть вопрос: если все так плохо, зачем вообще нужна минская площадка и работа в ТКГ?

Ответ на него предельно простой: альтернативой переговорному процессу, в ходе которого Киев упрямо отказывается выполнять взятые на себя по отношению к Донбассу обязательства, является война. Поэтому пока Украина юридически не вышла из переговоров (а ей этого не дадут сделать Франция с Германией, у которых множество рычагов воздействия на украинские власти), и Россия, и республики будут поддерживать этот с виду малосодержательный формат общения.

Нужно учитывать, что благодаря соглашениям о прекращении огня, которые согласовывались именно в Минске, народные республики сумели пройти многолетний путь от акций протеста до формирования полноценных государственных систем. Поэтому, сколь бы вздорной и конфликтной не была позиция украинской делегации, крайне важен сам факт того, что она ведет, пусть и непрямой, политический диалог, а не пытается решить вопрос с помощью силы оружия.

Андрей Бабицкий, Ukraina.ru

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей , а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

От Байдена уже требуют отменить смертную казнь в США

Половина Донбасса не нужна никому

Киеву, если даже абстрагироваться от того, что денег на восстановление Донбасса нет, нужен контроль над всей территорией, включая Донецк, Луганск и границу. И никакие компромиссные главы автономий в Донецке и Луганске Киеву даром не нужны. Если Киев будет принимать к себе Донбасс, то исключительно в таком статусе, чтобы можно было назначить главой региона хоть Таруту, хоть Саакашвили, хоть самого Яроша.

Все разговоры про децентрализацию, автономию и прочее-прочее — это лапша на уши особо доверчивым.

Какое может быть возвращение в состав Украины?

Не нужно забывать, что Донбасс за год обстрелов не только накопил ненависть к Киеву, но ещё и вооружился. И вооружился очень хорошо. Объём вооружений в армии ЛНР и ДНР примерно сопоставим с вооружением ВСУ. И численность личного состава тоже почти сравнялась.

Вспомните другие конфликты на постсоветском пространстве — Абхазию, Осетию, Карабах, Приднестровье. Какой из них разрешился сам собой в короткий срок?

А теперь учтите, что Донбасс в десять раз больше Осетии, Абхазии и Приднестровья.

Так какая вероятность затолкать ЛНР и ДНР обратно в состав Украины, да ещё и на условиях Киева, да ещё и в короткий срок? Ответ понятен всем.

Трехсторонняя контактная группа

От Республик присутствовали их главы – Захарченко и Плотницкий, от России и в качестве гаранта в состав группы входил российский посол в Украине Зурабов, от Украины присутствовал… бывший ее президент Леонид Кучма, официально никакого государственного поста не занимающий.

То есть, изначально подход Порошенко к Минским договоренностям можно считать даже не формальным, а наплевательским. Ведь подпись Кучмы под протоколом, «при всем к нему уважении», де-юре равна подписи любого украинского гражданина, будь-то пенсионер (кем Леонид Данилович на тот момент официально и являлся), шахтер или домохозяйка. И украинская сторона при этом даже не сочла нужным, ну хотя бы для официоза, отправить в Минск пусть даже второстепенное лицо из Кабмина или Администрации президента.

Напрашивается вывод, что этим официальный Киев заочно снимал с себя какую-либо ответственность за ненадлежащее выполнение пунктов протокола. И, как оказалось со временем, не зря. Ведь украинской стороной фактически ничего из оговоренного выполнено не было. Огонь не прекращен, отдельные вооруженные формирования не разоружены. Отчасти по причине неподконтрольности их киевским властям. «Добробаты», находящиеся якобы в оперативном подчинении командования ВСУ или руководства МВД Украины, по их команде оружия не сложат и сами не распустятся. Да чего там говорить, если большинство из них даже места дислокации выбирают себе индивидуально, исходя из предпочтений или по наитию своих непосредственных командиров, и хотя бы уведомить о своих планах вышестоящее начальство нужным не считают.

Также и выполнение требования полного прекращения огня оказалось ВСУ не под силу – очень велико искушение пальнуть из гаубицы или миномета туда, откуда гарантированно не ответят, поэтому, несмотря на Минские соглашения, мирное население продолжало гибнуть и прятаться в подвалах.

Вышеупомянутое не только не способствовало восстановлению национального диалога, но и не давало повода для его возникновения. Ведь о каком диалоге в национальном масштабе может идти речь, если президент Порошенко спустя два месяца после подписания Минского протокола обещает оставить население Донбасса, по его мнению ничего не умеющее делать, без работы. Лишить пенсионеров пенсий, а детей вместо школ и детских садов загнать в подвалы. Так эмоционально гарант в ноябре 2014 года выступил в Одессе.

«Заботились» украинские власти и о нормализации на Донбассе гуманитарной обстановки, лишив пенсионеров пенсий, социально незащищенных – пособий, с помощью вооруженных отморозков-националистов разворачивая в обратном направлении те конвои, которые в 2014-м еще шли с украинской стороны.

Об обеспечении Верховной Радой законотворческой составляющей требований Минского протокола образца 2014-го можно не говорить вообще – написание законов для кашевара с майдана Гаврилюка или вчерашнего «заробитчанина» Парасюка задание заведомо невыполнимое.

На фоне открытого игнорирования украинской стороной взятых обязательств по урегулированию конфликта на Донбассе, практически по всем пунктам протокола Минские договоренности, даже на фоне неоднократных рабочих встреч контактных групп, оказались не более чем фикцией.

Доказательство – дальнейшее нагнетание конфликта и обострение вооруженного противостояния, приведшее к очередному «котлу» и, ожидаемо – к очередным Минским соглашениям.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Материя Информация Мера 
(5/2)
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) 
(4/3)
Контакт с “тонким миром” 
(5/4)
Материя Информация Мера 
(5/2)
Смена вод (информации) в жизни общества 
(5/1)
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) 
(4/3)
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? 
(3.5/4)
Религиозность и её роль в жизни современного человека 
(1/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий “Алтай” после 18.06.2018 года 
(5/11)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма “Час Быка” 
(5/7)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа 
(5/5)
“Священное” право вымирать? О том, как наследники Великой Победы плебеями стали 
(5/5)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

“Будапешт” вместо “Минска”?

По данным источника Vesti.ua в Офисе президента, у Зеленского планируют кардинально изменить стратегию по решению вопроса Донбасса. Мол, “Минск” не очень-то и удобный для Украины, поэтому нужно искать другие платформы. 

Наш собеседник допустил полный отказ от Минских соглашений в сторону Будапештского меморандума. По задумке Офиса президента, именно эта площадка должна стать ключевой в решении конфликта. Таким образом, за столом переговоров окажутся Украина, Россия, США и Великобритания

Об этом начали понемногу говорить в октябре – после того, как Зеленский поднял этот вопрос в своем опросе и неожиданно съездил в Великобританию, где стороны показательно подписали договоренности о поставках современных образцов военной техники и новейшего высокоточного вооружения, а также условились о строительстве объектов базирования ВМС Украины на общую сумму более 1,5 миллиарда долларов. Параллельно с этим власти все чаще начали говорить о том, что Минский процесс якобы зашел в тупик, что в ОПУ готовят так называемый “план Б”. Глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук не раз намекал, что Минские соглашения не очень работают. В последнем интервью, которое он дал в понедельник, 2 ноября, он заявил, что соглашения по Донбассу “не могут быть документом, который нельзя выполнить”, упрекнув авторов документа в том, что “Минск” – это что-то невыполнимое. 

Впрочем, эксперты категоричны и уверены, что “Будапешт” не сможет никаким образом помочь урегулировать конфликт на Донбассе. А выход из Минских соглашений, о их мнению, представляется большой опасностью для Украины. К слову, совсем недавно вице-премьер по вопросам реинтеграции Алексей Резников и сам соглашался с этим, называя выход из “Минска” “самоубийством для Украины”. 

Во-первых, “Будапешт” не касается напрямую Донбасса, поэтому будет сложно использовать этот меморандум как документ, обязующий решить конкретный конфликт. 

“В меморандуме нет слова “Донбасс”, слова “война”, “реинтеграция”, “конфликт… Непонятно, каким образом это поможет решить конфликт… “Минск” был утвержден Советом Безопасности ООН, и это единый признанный алгоритм решения конфликта на востоке, к которому привязаны часть санкций”, – заявил Vesti.ua политолог Русалан Бортник.

Во-вторых, “Будапешт” – это не формат, не площадка для обсуждения, а просто меморандум о намерениях, который ни к чему не обязывает. 

“Как можно сравнивать “Будапешт” и “Минск”? Минские соглашения – конкретные и точные, “Будапешт” – непрактичный, ни к чему не привязан. Его просто хотят использовать как фигуру речи. Мне даже представить сложно, как этот документ смогут использовать для разрешения конфликта”, – сказал нам глава правления аналитического центра “Донбасский институт региональной политики” Энрике Менендес

В-третьих, Украину могут обвинить в том, что она срывает Минские соглашения. В этом случае встанет вопрос об обнулении санкций против РФ. 

Выход может ознаменоваться тем, что Украина будет обвинена в том, что она сорвала “Минск”… Каждая страна-участница последние несколько лет пытается доказать, что именно другая сторона не выполняет пункты, поэтому это будет выглядеть глупо. И, конечно же, будет чревато – Украина срывает вполне действенный алгоритм. “Минск” же еще достаточно компромиссный и выгодный. В противном случае могут быть невыгодные для Украины условия”, – говорит политолог Алексей Якубин. 

Менендес соглашается, что перенос обсуждения в плоскость меморандума нужно рассматривать, в первую очередь, как отказ от Минских соглашений, которые уже выстроили мощную и действенную архитектуру переговоров. 

“Это нужно рассматривать как отказ, а не как попытку заменить их “Будапештом”. А отказ – это катастрофические последствия для Украины. Потеря территорий и эскалация боевых действий как минимум”, – говорит эксперт.  

«План совместных шагов»

В начале ноября Киев представил новую программу урегулирования конфликта в Донбассе, получившую название «План совместных шагов». Этот документ нарушает последовательность реализации политической части договорённостей от 12 февраля 2015 года. Так, документ предполагает передачу границы с РФ под контроль Украины до проведения местных выборов.

При этом в тексте «Минска-2» говорится, что процесс передачи Киеву границы с Россией должен стартовать в первый день после проведения голосования по изменённому конституционному законодательству Украины, в котором закреплён особый статус неподконтрольных Киеву территорий Донбасса.

  • Владимир Путин, Эммануэль Макрон, Ангела Меркель и Владимир Зеленский во время совместной пресс-конференции по итогам встречи в нормандском формате в Елисейском дворце. Декабрь 2019 года
  • РИА Новости

Украинские власти неоднократно признавали, что вопрос организации местных выборов и контроля границы является самым сложным. На саммите в Париже президент Украины сообщил, что компромисс по этой проблеме должна найти ТКГ, однако практического результата по-прежнему нет.

6 ноября во время рабочей поездки в Донбасс Владимир Зеленский отметил, что местные выборы не самоцель урегулирования конфликта. Тем не менее Киев ожидает, что голосование всё же пройдёт в ближайшей перспективе.

Согласно «Плану совместных шагов», местные выборы должны состояться 31 марта 2021 года, но перед этим Киев под предлогом обеспечения безопасности требует полностью разоружить ополченцев и передать ему отдельные участки границы с РФ.

Также по теме


«Просто красивые фразы»: зачем Владимир Зеленский выдвинул идею создания свободной экономической зоны в Донбассе

Президент Украины Владимир Зеленский намерен провести общенациональный опрос по ряду актуальных для страны проблем одновременно с…

«С этого нужно начинать. То есть все вооружённые формирования, наёмники, всё вооружение должны быть выведены с этой территории, незаконные вооружённые формирования должны быть распущены», — заявил 5 ноября Кравчук в интервью агентству Интерфакс-Украина.

Ещё одно положение «Плана совместных шагов», которое противоречит «Минску-2», заключается в стремлении Киева наказать участников боевых действий против ВСУ, хотя договорённости от 12 февраля 2015 года предусматривают всеобщую амнистию.

Также «План» предполагает формирование на неподконтрольных сейчас Киеву территориях специальных подразделений охраны общественного порядка, которые получат особый статус в Национальной полиции Украины.

«Мы пока обсуждаем, что нужно будет создавать специальные подразделения охраны общественного порядка: это будут подразделения Национальной полиции с особым статусом, возможно, как элемент департамента СММ (Специальной мониторинговой миссии. — RT) ОБСЕ. Туда должны войти граждане Украины, которые не участвовали в боевых действиях», — рассказал ранее в интервью РБК-Украина вице-премьер Украины Алексей Резников.

Напомним, что в примечании к «Минску-2» говорится об ином формате обеспечения безопасности в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. Договорённости от 12 февраля 2015 года обязывают Украину принять закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Этот документ должен включать положение о создании «отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Таким образом, народные республики должны сохранить автономию в вопросах безопасности. Однако по состоянию на сегодняшний день Украина так и не приняла закон «Об особом порядке местного самоуправления».

  • Президент Украины Владимир Зеленский на встрече с военными у линии соприкосновения в Донбассе

Несмотря на ряд существенных расхождений между «Планом совместных шагов» и «Минском-2», украинская дипломатия рассчитывает, что её инициатива всё-таки найдёт понимание и позволит достичь «прорыва в переговорах». Кроме того, в Киеве надеются на проведение саммита «нормандской четвёрки» до конца текущего года.

«Мы абсолютно уверены, что этот план действий («План совместных шагов». — RT) абсолютно не мешает в этом году всё-таки провести в Берлине саммит лидеров нормандского формата. Чтобы они могли сверить часы и обсудить, что исполнено со времён Парижа, а что — нет и почему. Мы считаем, что провести саммит реально в ноябре-декабре», — отметил Резник.

«Продемонстрировал растерянность»

Отметим, ранее замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак, возглавлявший российскую делегацию, после встречи в Берлине заявил, что стороны приблизились к согласованию комплекса мер по прекращению боевых действий в Донбассе, однако прорыва не достигли.

«Сказать, что есть прорыв, не осмелюсь», — заявил Козак по итогам переговоров, которые продолжались более 10 часов.

  • Замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак
  • РИА Новости

Предполагается, что окончательный документ по итогам встречи будет принят позже, в ходе телефонных переговоров, «поскольку его не удалось согласовать в деталях».

Козак также отметил, что о согласовании нормандского саммита говорить преждевременно.

Также по теме


Оружие против коррупции: почему Пентагон одобрил выделение $250 млн в качестве военной помощи Украине

Пентагон выделит военную помощь Украине в размере $250 млн. В опубликованном заявлении оборонного ведомства США отмечается, что…

«О встрече на уровне министров речи не было. Были попытки определить конкретные даты нормандского формата, но об этом пока говорить очень, очень рано, потому что необходимо выполнить в полном объёме… прежде всего со стороны Украины, те решения, которые были приняты на саммите 9 декабря», — подчеркнул он.

Российский политик при этом подтвердил, что Москва действительно ожидает от украинской стороны проект поправок к основному закону, устанавливающий особый статус Донбасса в соответствии с формулой Штайнмайера. При этом Козак опроверг дату, фигурировавшую в публикации Spiegel.

«Не к 6 июля, а в ближайшее время. Сегодня не удалось получить от Украины чёткий, внятный ответ, когда будет подготовлен этот документ, поправки в конституцию в части децентрализации… Эту децентрализацию ещё никто не видел — ни украинские граждане, ни жители Донбасса. И о чём идёт речь, мы не понимаем, никто не понимает», — заключил Козак.

Комментируя заявление Зеленского по итогам встречи в Берлине, эксперты констатируют, что так глава Украины пытается размыть временные рамки, на которые должен быть ориентирован процесс урегулирования конфликта в Донбассе.

Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, в свою очередь, считает, что украинский президент делает заявления подобного рода во многом из-за недостатка политического опыта.

«С тех пор как появились международные отношения, государства подчинялись определённым правилам. Они были разными, они менялись, но им подчинялись. В том числе и Украина должна выполнять международные обязательства. А из слов Зеленского следует, что, поскольку Украина — суверенная страна, она что хочет, то и делает. Это, конечно, тоже позиция, но она никого ещё до добра не доводила», — отметил эксперт.

Комментировать
0