Примечания
- Комментарии
- Без них операция Великобритании была бы невозможна — утверждают авторы Шант К., Бишоп К. Авианосцы. — М., 2006. — С. 7.
- Тревога профессионалов и общественности была вызвана тем обстоятельством, что «Шеффилд» был эсминцем нового класса, специально предназначенного для защиты авианосной группы от крылатых ракет. При этом он затонул несмотря на то, что боевая часть ракеты не взорвалась (причиной гибели корабля стали механические повреждения и пожары, вызванные ракетным топлпивом).
- Британия принимала все возможные меры к тому, чтобы прекратить поставки «Экзосет» в Аргентину. В частности, Маргарет Тэтчер добилась от президента Франции санкции на прекращение поставок ракет в соответствии с контрактом. Британские агенты тщательно следили за тем, чтобы Аргентина не могла купить ракеты на свободном рынке.
- Девять из них были сбиты «Харриерами», два — корабельными ЗРК, два — непосредственным огнём с кораблей, один — «Стингером» с земли. Согласно воспоминаниям Дж. Вудворда, особо отличился вольнонаёмный менеджер корабельного буфета «Ардента», ветеран британской армии Джон Лик. В момент, когда корабль был охвачен пламенем, а расчёт зенитного автоматического орудия погиб, он пробрался к орудию и открыл огонь, подбив «Скайхок», который позже разбился при вынужденной посадке.
- Источники
- Fremont-Barnes G. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 20.
- Fremont-Barnes G. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 19.
- . National Turk. Дата обращения: 4 августа 2017.
- Сто великих битв. — М., «Вече», 2001. — С. 521—527.
- Almost Total Exclusion. // Jon Guttman. Defiance at Sea. — L.: Cassell, 1999 (Repr. 1995.). — P. 170—181. — ISBN 0-304-35085-0.
- Оказали «помощь» // «Известия», № 214 (20195) от 2 августа 1982. — С. 4.
- «The Washington Post» от 01.08.1982
- Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 234, 257, 329, 349.
- Ответные меры правительства // «Известия», № 183 (20164) от 02.07.1982. — С. 4.
- ↑ Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 313—340.
- Пленные или заложники? // «Известия», № 194 (20175) от 13.07.1982. — С. 4.
- Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 399.
- Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 382.
- ↑
- Неуклюжие увёртки // «Известия», № 110 (20456) от 20 апреля 1983. — С. 4.
- Потери Аргентины // «Красная Звезда», № 155 (17842) от 7 июля 1982. — С. 3.
- Sir Lawrence Freedman. The Official History of the Falklands Campaign, Vol. II, p. 493.
- ↑
- (исп.). Clarin.com. Дата обращения: 4 августа 2017.
- ↑ Duncan Anderson. The Falklands War 1982. Essential Histories. Osprey Publishing, Oxford, 2002. ISBN 1-84176-422-1
- Мины на полях // «Известия», № 244 (20225) от 1 сентября 1982. — С. 4.
- Жуков С. Опыт разминирования местности в условиях локальных военных конфликтов // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (615), 1998. — С. 14—19.
- Juan Carlos Ruan, Jill E. Macheme. (англ.). Landmines in Latin America. Дата обращения: 20 сентября 2015.
- . Дата обращения: 20 сентября 2015.
- (англ.) (2 May 2015). Дата обращения: 20 сентября 2015.
- . falklands.info. Дата обращения: 4 августа 2017.
- (исп.). Argentine Senate. — «La Nación Argentina ratifica su legítima e imprescriptible soberanía sobre las Islas Malvinas, Georgias del Sur y Sandwich del Sur y los espacios marítimos e insulares correspondientes, por ser parte integrante del territorio nacional.».
Сухопутная фаза
Сан-Карлос и Гус-Грин
Британский авианосец «Гермес» (фото 1982 года)
Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящуюся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада СпН КМП начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. В результате был потоплен фрегат Ardent, а ряд кораблей получили повреждения. Ошибкой аргентинцев было то, что лётчики атаковали боевые корабли, прикрывавшие высадку (то есть первые же корабли, которые они видели), а не более уязвимые транспорты с войсками и десантные корабли. В этот день аргентинцы потеряли 14 самолётов.
«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейер»
В последующие дни налёты продолжались, аргентинцы продолжали терять самолёты, но потопили эсминец «Ковентри» и фрегат «Антилоуп», а также добились попаданий в десантные суда, однако бомбы не разорвались. Адмирал Дж. Вудворд впоследствии написал в своих воспоминаниях, что после этих потерь он мысленно допустил возможность поражения, однако к тому моменту у Аргентины не осталось достаточного количества исправных самолётов для продолжения массированных налётов. Свою роль также сыграли частые сбои при дозаправке в воздухе, что уменьшало количество аргентинских самолётов, ведущих одновременную атаку.
25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, когда лётчик Роберто Курилович повредил «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейер». Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47 и оборудованием для создания взлётно-посадочной полосы на захваченном плацдарме. Тем временем 3-я бригада специального назначения надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.
28 мая 2-й батальон Парашютного полка (Parachute Regiment, или PARA), подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гус-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. После ожесточённого боя гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады специального назначения совершали пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Некоторые подразделения 5-й воздушно-десантной бригады высаживались с десантных кораблей в районе Порт-Стэнли. При этом 8 июня два разгружавшихся в бухте Блафф десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота (что произошло из-за позднего прибытия десантных катеров и решения бригадного командования дождаться катеров вместо разгрузки непосредственно с десантных кораблей). В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать оборону.
Порт-Стэнли
Британские парашютисты охраняют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года
В ночь на 12 июня 3-я бригада СпН КМП пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко. В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й воздушно-десантной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, уэльские и шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов даже не пришлось вступить в бой.
Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, а позиции войск обстреливались британской корабельной артиллерией, командованию аргентинского контингента на Фолклендах не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.
В плен попали 11 тыс. аргентинских военнослужащих, около 600 из которых оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта).
Причины конфликта
Основная статья: Проблема принадлежности Фолклендских островов
Схема боевых действий на суше
Местоположение Фолклендских (Мальвинских) островов
Фолклендские острова были открыты дважды: в 1690 году английскими мореплавателями и в 1694 году французскими (последние назвали их Мальвинами, в честь родного города Сан-Мало). С начала XIX века (после получения независимости) Аргентина считала эти острова своими. Захват Мальвинских островов Великобританией в 1833 году вызвал недовольство среди населения Аргентины.
Конфликт являлся наиболее значимым эпизодом в длительной конфронтации по поводу территориальной суверенности. Аргентина заявляла (и продолжает в настоящее время), что имеет право на владение островами, и поэтому аргентинское правительство характеризовало свои военные действия как возврат собственной территории. Правительство Великобритании рассматривало боевые действия как вторжение на территорию, с 1841 года являвшуюся коронной колонией. Жители Фолклендских островов, населявшие их с начала XIX века, преимущественно являются потомками британских поселенцев и поддерживают британский суверенитет.
Пришедший к власти в конце 1981 года генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Гальтиери решил укрепить свою популярность проведением победоносной войны. Он планировал использовать превосходство Аргентины в воздухе с учётом отсутствия к тому моменту тяжёлых авианосцев у Великобритании.
Корни конфликта
В Англии годом открытия Фолклендов всегда считался 1592-й. Капитан Джон Дейвис бросил якорь у берегов архипелага и провозгласил его собственностью королевы Елизаветы I. Существует и другая версия: за 72 года до Дейвиса на Фолкленды высадился отряд испанца Эстебана Гомеса, и с тех пор они находились под властью Мадрида. Спор двух империй длился почти полтора века, пока в 1820 году в игру не вступил третий претендент на острова — Аргентина. Аргентина провозгласила себя правопреемницей Испании в Южной Америке. В 1829 году на острова прибыл губернатор с отрядом солдат. Но в 1833 году к Фолклендам подошли английские корабли. Совершив бескровный захват власти, англичане вывезли аргентинцев обратно на родину. Аргентина не осмелилась пойти на противостояние с более сильным противником…
Предыстория
Затерявшиеся на карте где-то в южной Атлантике Фолклендские(Мальвинские) острова — это предмет длительных споров Великобритании и Аргентины. Сейчас архипелаг контролируют англичане. Но Буэнос-Айрес продолжает искренне считать острова своими.
Несколько раз Аргентина мирным путём пыталась вернуть контроль над архипелагом. В 1964 году один аргентинец ирландского происхождения прилетел туда на частном самолёте, водрузил аргентинский флаг и выдвинул ультиматум губернатору.
В 1966 году группа из примерно тридцати активистов угнала пассажирский самолётАргентинских авиалиний» и прилетела в аэропорт Порта-Стэнли(Порт-Стэнли — административный центр и единственный город Фолклендских островов. — Прим. ред.). Однако и так вернуть Фолкленды не удалось. Активистов выдворили назад.
И вот за дело взялись военные. 2 апреля 1982 года на архипелаге высадились морпехи. Операция прошла практически бескровно, единственным погибшим был аргентинский офицер. Несколько бойцов погибли 3 апреля при взятии острова Южная Георгия.
Затем наступила вторая часть Марлезонского балета.Железная леди» — премьер-министр Британии Маргарет Тэтчер — отправила в южное полушарие большую эскадру. В мае та прибыла к архипелагу. За явным преимуществом английского флота(после потопления аргентинского крейсераГенерал Бельграно», пережившего налёты японской авиации ещё на Пёрл-Харборе), операция свелась к воздушному сражению.
Аргентинские ВВС действовали на пределе своей дальности с аэродромов Аргентины, расстояние от которых до островов составляло 700-900 км. Им удалось потопить несколько британских военных и транспортных кораблей. Но после десантной операции в июне 1982-го англичане вернули Фолкленды. Аргентинский гарнизон оказал незначительное сопротивление и капитулировал.
Аргентинцы и сейчас не признают острова британскими. И тут их можно понять. Сравните расстояние до Фолклендов от Аргентины и от Великобритании. Это всё равно, как если бы Буэнос-Айрес претендовал на Нормандские острова, находящиеся в Ла-Манше.
Вряд ли Лондон отдаст Фолкленды добровольно. Мнение коренного населения островов — пингвинов — никто не спрашивал. А проклятые колонизаторы и оккупанты — местные англоязычные китобои и овцеводы — разумеется, против. Хотя, например, Гонконг с его многомиллионным населением без всяких референдумов в 1997 году перешёл Китаю.
Фолкленды
11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий
день Великобритания де-факто объявит об
окончании войны. На островах оставили около
5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года
британский министр обороны объявляет о
выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на
строительство аэропорта на Фолклендских
островах.
В октябре 1989 года между Великобританией и
Аргентиной были восстановлены консульские,
а с февраля 1990 года дипломатические
отношения в полном объеме.
27 сентября 1995 года Великобритания и
Аргентина заключают соглашение о
разработке нефтяных и газовых
месторождений в Южной Атлантике к
юго-западу от Фолклендских островов. Надзор
за добычей полезных ископаемых поручен
совместной комиссии.
Источники:
100 великих битв.-М.: Вече,1998.- 640 с.
Военный энциклопедический словарь. – М.:
Воениздат, 1983.- 863 с.
Военно-морской словарь. – М.: Воениздат, 1989.-
511 с.
Войны 2-й половины ХХ века / Авт.-сост. А.Н.
Гордиенко.- Мн.: Литература.-544 с.
Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах
второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra
Fantastica, 2001.(Электронная версия: Глава о
Фолклендской войне – http://militera.lib.ru/h/dotsenko/07.html
)
Миллер Д. Коммандос.- Мн.: Харвест, 1998.- 512 с.
Фолкленды 82 в сети:
Хронология
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/cronicl/cronicl.html
http://www.hronos.km.rusobyt/1982folk.html
http://www.yendor.com/vanished/falklands-war.html
http://www.freenetpages.co.uk/hp/cmackenzie/website/falk123.htm
http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/diary.htm
http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/may.htm
http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/june.htm
Обзорные статьи
http://www.navigator.kz/oldnavi/articles/mpole021001a.shtml
http://www.redstar.ru/2002/06/20_06/3_02.html
http://onwar.com/aced/chrono/c1900s/yr80/ffalkland1982.htm
Статистика войны http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/victorys/victorys.html
Силы сторон
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/forces.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/forces/forces.html
О начале войны
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/atgates.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/history/history.html
Про “Шеффилд” http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sheffild/sheffild.html
Д.Вудворд “Сто дней” (отрывки) http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/366/32700/
Парашютные
батальоны http://www.parachute-regiment.com/history/falklands.htm
О самолетах “Харриер”
http://dzampini.boom.ru/Malvinas/SHar-eng.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harrier.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harriersea.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/harrier/harrier.html
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sharrier/sharrier.html
http://vtol.boom.ru/harrier/folk/
О самолетах “Вулкан”
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/vulcan.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/vulcan/vulcan.htm
О британских вертолетах
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/helicopters.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/copter/copter.html
“Супер Этендары”
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/setand.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/alaguerre.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/chislo.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setand/setand.html
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setendard/setendard.html
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setend2/setand2.html
“Пукара”
http://www.brazd.ru/craft/argentina/fama/ia58/ia58_boevoe.phtml
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/pucara/pucara.html
“Миражи” и “Даггеры” http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/mirage/mirage.html
Картины войны http://www.military-art.com/falklands_war.htm
Сайт правительства островов http://www.falklands.gov.fk
ТВ
“Фолклендская война” канал Discovery
* * *
Историко-географическая
справка, Силы и техника
сторон, Начало войны, Между
боями, Первый
контрудар
“томми”, 1 мая, Кровавый
май, 21 мая, Авиация
топит корабли, Сражение
26-28 мая, Новые удары,
Финал.
Сухопутная фаза
Сан-Карлос и Гуз-Грин
Британский авианосец «Гермес» (фото 1982 года)
Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящуюся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. В результате был потоплен фрегат «Ardent», а ряд кораблей получили повреждения. Ошибкой аргентинцев было то, что лётчики атаковали боевые корабли, прикрывавшие высадку (то есть первые же корабли, которые они видели), а не более уязвимые транспорты с войсками и десантные корабли. В этот день аргентинцы потеряли 14 самолётов.
«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейер»
В последующие дни налёты продолжались, аргентинцы продолжали терять самолёты, но потопили эсминец «Ковентри» и фрегат «Антилоуп», а также добились попаданий в десантные суда, однако бомбы не разорвались. Адмирал Дж. Вудворд впоследствии написал в своих воспоминаниях, что после этих потерь он мысленно допустил возможность поражения, однако к тому моменту у Аргентины не осталось достаточного количества исправных самолётов для продолжения массированных налётов. Свою роль также сыграли частые сбои при дозаправке в воздухе, что уменьшало количество аргентинских самолётов, ведущих одновременную атаку.
25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, когда лётчик Роберто Курилович повредил «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейер». Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47 и оборудованием для создания взлётно-посадочной полосы на захваченном плацдарме. Тем временем 3-я бригада надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.
28 мая 2-й батальон Парашютного полка (Parachute Regiment, или PARA), подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гуз-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. После интенсивного боя гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады совершали пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Некоторые подразделения 5-й пехотной бригады высаживались с десантных кораблей в районе Порт-Стэнли. При этом 8 июня два разгружавшихся в Блафф-Коув десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота (что произошло из-за позднего прибытия десантных катеров и решения бригадного командования дождаться катеров вместо разгрузки непосредственно с десантных кораблей). В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать оборону.
Порт-Стэнли
Британские парашютисты охраняют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли, 17 июня 1982
В ночь на 12 июня 3-я бригада морской пехоты пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко. В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й пехотной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, Уэльские и Шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов даже не пришлось вступить в бой.
Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, а позиции войск обстреливались британской корабельной артиллерией, командованию аргентинского контингента на Фолклендах не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.
В плен попали 11 тыс. аргентинских военнослужащих, около 600 из которых оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта).
Потери сторон
Обломки сбитого британского истребителя «Си Харриер»
- Соединённое Королевство
- 258 человек убитыми (включая 3-х островитян)
- 2 фрегата (HMS Ardent и HMS Antelope)
- 2 эсминца (HMS Sheffield и HMS Coventry)
- 1 контейнеровоз «Атлантик Конвейер (англ.)» (Atlantic Conveyor)
- 1 десантный корабль (Sir Galahad (англ.))
- 1 десантный катер (Foxtrot 4)
- 24 различных вертолёта
- 10 самолётов «Си Харриер» и «Харриер GR.3»
Кроме того, «серьёзные повреждения» получили 3 эсминца, 2 фрегата, 1 десантный корабль.
- Аргентина
649 человек убитыми и пропавшими без вести в ходе боевых действий (в том числе 19 пилотов).
- Сразу после окончания войны в советской газете «Красная звезда» было опубликовано коммюнике министерства обороны Аргентины, где говорилось о том, что в плен попало 535 солдат. По британским данным, в одном только сражении при Гус-Грин было пленено около 1000 аргентинских военнослужащих. Международный комитет Красного Креста с мая по июль 1982 года зарегистрировал свыше 11 000 пленных аргентинских военнослужащих, аналогичная цифра приводится в современном аргентинском источнике.
- Крейсер «Генерал Бельграно» (General Belgrano)
- 1 подводная лодка (Santa Fe)
- 1 сторожевой катер (PNA Islas Malvinas)
- 4 транспортных судна (Río Carcarañá, Bahía Buen Suceso, Isla de los Estados и Yehuin)
- 1 рыболовный траулер, использовавшийся для разведки (ARA Narwal (англ.))
- 22 штурмовика A-4 Skyhawk — примерно 25 % всего парка.
- 11 истребителей-бомбардировщиков Dagger.
- В общей сложности Аргентина потеряла около 100 самолётов и вертолётов.