No Image

Изучаем ульяновск. музей гражданской авиации

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Контактные данные музея

Как показывают данные статистики, количество желающих осмотреть музейные экспонаты увеличивается с каждым годом. Ежегодно учреждение встречает более 10 тысяч туристов, что, впрочем, совершенно не удивляет. Ведь лучше осмотреть ценные и может быть единственные во всем мире модели воздушных судов своими глазами, чем просматривать фото на интернет-ресурсе.

Режим работы музея авиации в Ульяновске:

  • понедельник считается выходным днем;
  • со вторника по пятницу музей открывает двери для посетителей с 10 часов утра и оканчивает работу в 17 часов вечера;
  • в субботние и воскресные дни учреждение обслуживает туристов до 16 часов.

На сайте музея размещена схема проезда из воздушного причала Ульяновска к заведению. Изучив эту информацию заранее, даже впервые прибывший турист без особых проблем сможет попасть на территорию музея, воспользовавшись, к примеру, услугами маршрутных такси. Анализируемый маршрут обслуживают несколько маршрутных такси:

  • №12;
  • №91;
  • №66.

Практически с каждым годом интерес к созданию гражданской авиации растет, что, несомненно, радует. Ведь это означает, что музей будет расти и развиваться, что, в свою очередь, поможет зародить интерес у самых маленьких посетителей. Ведь именно молодое, талантливое и заинтересованное поколение сможет в дальнейшем не только конструировать новые воздушные судна, но и производить испытания современных самолетов.

https://www.youtube.com/watch?v=gQbxRgaB9Xc

История

О необходимости открыть в Ульяновске музей, посвящённый авиационной технике, заговорили ещё в семидесятых годах, когда преподавательский состав лётного училища, ставшего позднее институтом, начал собирать редкие экспонаты, посвящённые конкретным моделям лайнеров, боевых самолётов и прочей техники. На подготовку ушло несколько лет, и уже в 1983-м году сюда переправили своих ходом первые экспонаты — вертолёт Ми-4, а также Ил-18, вылетевший спецрейсом из Домодедово.

Примерно тогда же оформилась и основная концепция пополнения экспонатов. Это должны быть отработанные по количеству часов самолёты, попадающие под списание. Исключение составили редкие единичные экземпляры, требовавшие бережной доставки по земле и долгого предварительного ремонта. Их чинили, зачастую силами простых механиков энтузиастов со студентами, по возможности реставрировали отделку фюзеляжа, и только потом выставляли на всеобщее обозрение.

Татьяна Толстоусова

Сложные девяностые годы музей пережил с минимальными потерями. Уже к 1999-му в базе числилось полтора десятка единиц техники и 4000 экспонатов, связанных с документами, фотографиями и всем, что выставлялось на витринах в помещениях института. Более 700 из них — подлинные награды, парадные кители и другие вещи заслуженных пилотов, переданные на хранение потомками. Отдельно создана книга памяти о боевых лётчиках, родившихся на ульяновской земле.

В 2016-м году экспозиция серьёзно расширилась. Внутренние залы получили отдельные витрины, посвящённые последнему маршалу авиации Борису Бугаеву и другим знаковым героям. У структуры музея появились международные контакты, посвящённые, как просветительской деятельности, так и расширению экспозиции. Главная задача при этом не меняется — сохранить выдающиеся достижения отечественного самолётостроения и привлекать романтикой полётов новые поколения.

Татьяна Толстоусова

Интересные факты

Среди экспонатов единственной репликой, полностью воссозданной по архивным чертежам, является полноразмерная модель АК-1 сообщества «Добролёт», являвшегося предшественником «Аэрофлота». Это был первый пассажирский лайнер СССР, способный вместить в салоне трёх взрослых человек. Оригинальный самолёт сконструировали в 1923-м году в единственном экземпляре, несмотря на примитивную с технической точки зрения конструкцию, он активно летал из Москвы до Казани.

С 2013-го года в учебном корпусе ульяновского института гражданской авиации открылась единственная в России и третья в мире мемориальная выставка, посвящённая жизни и неординарной судьбе самого известного лётчика среди писателей — Антуана де Сент-Экзюпери. Под музейные нужды выделили отдельную лекционную аудиторию, где собраны издания «Маленького принца» на 20 языках, архивные фотографии и уникальные документы, рассказывающие об авторе.

Крытый павильон музея, помимо модели старейшего пассажирского транспорта, хранит частичку боевой славы — знаменитый биплан ПО-2, который в годы Великой Отечественной войны лётчики люфтваффе презрительно называли «кофемолкой». Многоцелевой «кукурузник» переделывался в бомбардировщик для скрытных ночных диверсионных вылетов. Официально признано, что как минимум один Мессершмитт в годы активных воздушных сражений был сбит точным попаданием бомбы именно из ПО-2.

Пожалуй, статус самого нестандартного воздушного судна среди экспонатов занимает WSK-Mielec M-15 — единственный в своём роде сельскохозяйственный самолёт с реактивным двигателем. Собирали их в Польше по советским чертежам для использования на больших посевных площадях. За 12 лет эксплуатации в СССР поставили 175 штук, и почти все они работали безаварийно. Ироничным фактом является его международное название — Бельфегор, в честь иудейского демона.

Татьяна Толстоусова

Экспозиция музея гражданской авиации в Ульяновске

На 2020 год лётное поле и ангары аэропорта Баратеевка демонстрируют 36 единиц авиатехники, 5 из которых — вертолёты, а остальные — грузовые, пассажирские и многоцелевые самолёты. Посетителей не ограничивают в порядке осмотра, но большинство знающей публики начинает экскурсию с легенд советской авиапромышленности, а первым в списке идёт ТУ-114. Огромный лайнер справедливо вносят в «красную книгу» — в мире всего осталось три неутилизированных образца.

Гордость музея — сохранившийся практически в идеальном состоянии «советский Конкорд» ТУ-144. На этом сверхзвуковом самолёте пассажиры летали из Москвы в Алматы за 130 минут. Отечественная разработка не только превысила рекорды скорости западных «собратьев», первые испытательные полёты прошли на два месяца раньше. Его салон делился на туристический и первый классы — осмотреть интерьеры может любой желающий, в течение летнего сезона доступ внутрь открыт.

Татьяна Толстоусова

Сред знаменитых серийных «пташек» всенародная любовь отдана АН-2 — «кукурузнику», который числился абсолютно во всех колхозных хозяйствах от Прибалтики до Дальнего Востока. Рядом установлен чехословацкий Л-410, известный по активному использованию на коротких авиалиниях. Тут же — АНТ-4 с бортовой маркировкой «Авиаарктика», это спасательное судно для работы в условиях севера поставлялось в отдалённые районы и спасло немало жизней, в том числе с тонущих кораблей.

Вертолётов в парке не так много, но почти все из них — всемирно известные модели, а некоторые — мало где освещались. Так, например, «малютки» Ми-1 и Ми-2 активно пользовали для спасения людей по время наводнений, а у первого немыслимая на сегодняшний день бортовая разметка ГАИ. Совсем другая история с Ми-6, обновлённые версии которого в российской армии «Коровой» за формы фюзеляжа. Это машина-рекордсмен, не только за могучий размах винта, но и за грузоподъёмность до 11 тонн.

Татьяна Толстоусова

Музей гражданской авиации в Ульяновске — схема расположения экспонатов

Ленинский мемориал

Кто в Ульяновске не знает Ленинский мемориал? Это одно из самых популярных мест для прогулок, концертный зал, кинотеатр, музей, да и просто одно из самых примечательных и огромных зданий города. Площадь здания около 19,2 тыс. м². Создавался мемориал как памятник в честь столетия Ленина. Важным требованием было сохранить памятные сооружения и историческую архитектуру, отказаться от многоэтажного здания и сохранить участок улицы Ленина. Для этих целей пришлось также передвинуть один из двух домов, который теперь можно наблюдать во внутреннем дворике мемориала.

Квартира-музей В. И. Ленина

Адрес: площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 1в.Режим работы: 10:00-17:30; пт 10:00-16:30, выходные четверг, суббота.

Деревянные домики во внутреннем домике мемориала хранят память о семье В.И. Ленина, его рождении и воспитании. Здесь семья Ульяновых жила в 1870-71 гг. и здесь же во флигеле дома родился В. И. Ленин. В другом доме, расположенном севернее мемориала, семья Ульяновых жила в 1871-75 гг. Перед этим домом установлена фигура матери с сыном Володей. В эти музеи часто приходят ученики школ, туристы, даже иностранцы. Особенно популярна коммунистическая тематика среди китайских туристов.Музей-квартира Ленина воссоздает обстановку детства Владимира Ильича, атмосферу, в которой он рос и воспитывался.

В экспозиции представлены настоящие вещи семьи Ульяновых: самовар, кофемолка, посуда, а также произведения живописи, графики, скульптура. В фойе музея – библиотека краеведа Ж. А. Трофимова. Также в музее имеется диорама Симбирска, на которой можно рассмотреть улицу Стрелецкую, включая оба дома-музея. Вторая диорама представляет участок Московской улицы. Стоимость билета около 100 рублей, для иностранцев цены выше. Фотосъемка разрешается за дополнительную плату. Мемориал находится на оставновке “гостиница Венец”, доехать можно на трамваях №2,4 и маршрутках №4,96,94,59.

Музей занимательных наук Эйнштейна

Адрес: Ленина ул. 17.Режим работы:10.00-20.00.

Недавнее открытие в Ульяновске впечатлило посетителей. Это один из современных музеев, где разрешается не только посмотреть, но и потрогать, поучаствовать, попробовать. Ориентация в основном идет на детей, но и взрослым будет интересно. В Ульяновском музее можно измерить мощность своего голоса и вдоволь накричаться, примерить на себя «беременный» фартук, поднять целую машину своими руками, посидеть на гвоздях, испытать мыльные пузыри, увидеть жидкий азот в действии. Здесь показывают опыты и проводят интересную экскурсию. Обычно она идет по кругу, так что вновь приходящие просто присоединяются. Длительность экскурсии около полутора часов

Важно, что перед входом проводится инструктаж по безопасности. Музей содержит более 70 экспонатов на площади 300 метров

Входной билет стоит 300-350 рублей, при этом время посещения не ограничено и нет дополнительной платы за фотосъемку. Находится рядом с остановкой «улица Железной Дивизии», трамваи №1,2,4,9,10 и маршрутки №2, 4, 38, 39, 59, 67, 68, 94, 96.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, являющийся структурным подразделением ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (до 2016г. УВАУ ГА (И)), образован в соответствии с приказом Министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева от 01.06.83 № 97 в целях сосредоточения в нем образцов авиационной техники и создания экспозиции, отражающей славный трудовой путь гражданского воздушного флота страны.

С 1999 года музей входит в Ассоциацию технических музеев Международного союза ИКОМ. Музею присвоено звание «Народный». Общее количество экспонатов составляет более 4000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов − подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней.

Основной частью музея является уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, размещённой на территории площадью около 18 га, примыкающей к территории центрального аэропорта города Ульяновска(пос. Баратаевка) .

Вся техника была передана музею после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами и энтузиастами по всей стране. На выставке экспонируется около 50 единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Среди них самолеты: Ак-1, По-2, Ан-2, Ан-14, Л-29, Л-410, М-15, Ту-104, МиГ-25, Ту-134, Ту-114, Ил-18, Ил-62, Ту-144; вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8.  Одиннадцать экспонатов музея являются памятниками науки и техники. Это Ант-4(ТБ-1)-1925г; Ил-14- 1950г; Як-12М-1946г; Ми-1-1948г; Ту-104-1955г; Ту-114-1957г; Ту-116-1957г; Ту-124-1960г; Ту-144-1968г, Ил-62-1963г., Ил-154Б-1968г.

Некоторые из них являются единственными в мире.

ТУ-104 – первый советский реактивный авиалайнер. Выполнил первый полет и провел испытания самолета (1955) уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно) Ю.А. Алашеев.

АНТ-4 – первый в мире тяжелый цельно-металлический бомбардировщик (моноплан). На самолете такого типа был совершен первый перелет из СССР в США в 1929 году.

ТУ-144 (бортовой номер 77110) – первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Осуществлял пассажирские перевозки Москва-Алма-Ата (1977-1978 гг.).Экспонировался на международном авиасалоне Ле-Бурже (Франция).

Непосредственное активное участие в создании музея принимали  начальник управления учебных заведений ГА СССР Дарымов Юрий Петрович и заместитель начальника центра ГА СЭВ Дельдюжов Владимир Павлович.Некоторые экспонаты являются уникальными, существующими в единственном экземпляре. Экспозиция пополнялась за счет перемещения на стоянку отработавших свой ресурс на авиалиниях самолетов, передачи воздушных судов УИГА(УВАУГА), поиска и восстановления уникальных моделей ( втом числе, создана копия первого отечественного самолета АК-1, отреставрирован потерпевший крушение в 1940-х гг. АНТ-4.)Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является уникальным экскурсионным объектом, который охотно посещают как граждане России, так и зарубежные делегации и туристы. Частыми посетителями музея являются курсанты УИГА и учащиеся школ города Ульяновска.В состав музея входит так же фотодокументальная экпозиция, расположенная в 4-х залах  учебно-научного корпуса №1. В ней отражены основные этапы развития  истории ГА. Здесь хранится Книга Почета ветеранов УИ ГА и Книга памяти ветеранов-участников Великой Отечественной войны, работников института. В музее кроме экспонатов, связанных с историей ГА,хранятся подарки, переданные институту слушателями и делегациями из многихстран мира.

В 2016 году, 14 января, УВАУ ГА было переименовано  в Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева. В связи с этим событием в первом зале музея была открыта экспозиция, посвящённая главному маршалу авиации Борису Павловичу Бугаеву.

 
Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является научно-методическим, культурно-просветительским учреждением, используемым в качестве учебно-научной лаборатории ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» и имеет большое значение для молодёжи как в плане патриотического воспитания, так и в плане выбора профессии.
 

Музей Авиации в Ульяновске

Адрес: ул. Авиционная д. 20а (Аэропорт «Ульяновск-Центральный»)Режим работы: 10.00-17.00, выходной понедельник.

Ульяновск часто называют авиационной столицей России. Здесь находится престижный институт гражданской авиации, здесь производили Ан-124, или «Руслан» – самый крупный в мире серийный грузовой самолёт, здесь ежегодно в августе проходит «Авиасалон». Здесь же находится музей авиации. Аналогом этого музея можно назвать музей гражданской авиации в Москве, хотя здесь представлены и уникальные экспонаты.

Музей авиации открылся в 1980 году и представляет собой огромный комплекс с множеством моделей самолетов под открытым небом. Выставка занимает площадь около 18 га. Также есть часть выставки под крышей. Мне повезло побывать здесь с экскурсией для иностранных гостей в нашем городе. Сам музей находится за городом, однако посетить его стоит на 100%!

Самый любопытный экспонат – первый в мире сверхзвуковой авиалайнер ТУ-144. Именно на его крыле мы смогли сфотографироваться всей группой, свесив ножки. Сам самолет во время эксплуатации перевозил пассажиров по маршруту Москва-Алма-Ата. Внутрь самолёта можно зайти только со специальной экскурсией, а вот Ту-124 постоянно открыт для посещения. Можно даже зайти в кабину пилота. Хотя время и многочисленные посещения самолёта, конечно, отразились на состоянии салона.

С экспонатом Ту-134 тоже связана история. Здесь снималась часть фильма Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», однако самолёт, выставленный в настоящий момент, не тот же самый, что и в кадре.

Экскурсия была потрясающей. Здесь любят проводить свадебные фотосессии выпускники и студенты Ульяновского авиационного училища. И хотя добраться до музея не так легко как до центра города, он расположен на территории аэропорта “Ульяновск-Центральный”, однако побывав здесь, вы вряд ли забудете это место.

Комментировать
0