fbpx
No Image

Трипольская культура: ареал, исследование, интересные факты

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Шаги воскрешения

Первое точное упоминание о «расписной неолитической керамике» принадлежит не археологу, а именно антропологу и этнографу. Им был Фёдор Кондратьевич Вовк. Этот пирятинский разночинец добрую половину жизни провёл в Швейцарии и Париже, работал с европейскими камеральными артефактами долго и плотно. Оттого, должно быть, первым «сделал стойку» на публикацию Викентием Хвойкой результатов раскопок в усадьбе Зайцева на улице Кирилловской в Киеве, затем всемирно прославленных под названием «Кирилловской стоянки». Если бы не более представительные во всех отношениях раскопки того же Хвойки чуть позже на Девич-горе в местечке Триполье при прокладке железной дороги, то Триполиаду вполне могли бы назвать «Кириллиадой». Хотя бы по принципу приоритета в описании вновь обнаруженной археологической культуры…

Модель саней. 4300–4100 гг. до н. э.Керамика; выс. 6,2 см, длина 9,2 см, шир. 4,7 см. Инв. № ПКП 48

Михаил Сергеевич Грушевский в предисловии к первому и второму изданиям «Истории Украины-Руси» придал находкам «нового расписного мира» академическую основательность. Причём во втором львовском издании 1911–1912 годов следует авторский «привет потомкам»: мол, между двумя изданиями нашей работы накопали много нового, кардинально меняющего наши представления…

Петербурженка Татьяна Пассек начала активно копать памятники трипольской культуры с 1924 года. Многочисленные трения с «местными» заставили её сначала вернуться в Питер к мужу-художнику. И уж потом, когда в УССР было репрессировано и «свёрнуто в бараний рог» всё более-менее постоянное в местной «истории материальной культуры», мадам Пассек снова оказалась «на коне» и сняла все возможные пенки славы в публикации трипольских материалов…

Ритуальный фаллос. 4500–3000 гг. до н. э.Керамика; выс. 6,3 см, длина 16 см. Инв. № ПКП 49

История освоения отечественной наукой «родной до боли» трипольской культуры весьма напоминает анекдот Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» — о турецком астрономе, открытию которого поверили лишь тогда, когда он доложил о нём «в европейском костюме». Трипольеведение в тогдашнем Союзе шло «ни шатко ни валко», пока в середине 1950‑х не опубликовали с помпой переводные произведения Гордона Чайлда по археологии Ближнего Востока и Балкан. На этой модной волне все вдруг заметили написанную ещё в 1953 году первоклассную работу Сергея Бибикова по раннетрипольскому поселению Лука-Врублевецкая на Поднестровье. Через несколько лет тогда уже «Могучий Биб», директор киевского Института археологии АН УССР, уверенно возглавил «трипольское направление». Только специалисты помнили к тому времени о том, что «Биб» поднял трипольскую тематику на плечах своего учителя Бонч-Осмоловского. И только профессионалы могли оценить в тени «Биба» такого блестящего интерпретатора трипольских орнаментов, как Валентин Даниленко. По слухам, он был ветераном военной контрразведки «Смерш» и человеком с невыносимым характером. При единственной встрече с этим «трипольским гением» в Институте, который в 1977 году и позже располагался в корпусах Выдубицкого монастыря, автор, признаться, принял его за завхоза… А между тем «Валик», первый подлинный «трипольский романтик», способный «выдать интерпретацию на основании двух черепков», засеял то нынешнее немереное поле «Трипольского возрождения», на котором кто только не вырос — от рано ушедшего «астроархеолога» Николая Чмыхова до универсального трипольеведа Михаила Видейко, с которым автор имел честь окончить общий курс истфака Киевского университета выпуска 1982 года. Но даже дальновидный (и при этом по‑немецки скрупулёзный) Миша не мог представить себе, какой бум развернётся на благословенной украинской земле вокруг трипольских культуры и орнамента в XXI веке!..

Амфора шаровидная. 3700–3500 гг. до н. э.Керамика; выс. 11,6 см. Инв. № ПКП 56

Поселения и хозяйственная деятельность

Быт и хозяйство племен развивалось на очень высоком уровне. Как мы упоминали выше, одним из показателей развитости трипольской культуры была керамика. Из тонкой, гладкой, практически идеально выполненной основы изготавливали блюдца, тарелки, чаши, кувшины. Все изделия украшались аккуратными орнаментами, повествующими об истории, повседневности и верованиях народа.

Отдельного внимания заслуживают женские глиняные фигурки – по детализации и позам статуэток можно проследить культурный и религиозный рост трипольцев (рисунок 3).

Плодородные черноземы и мягкий умеренный климат позволял народу вести хозяйство в следующих направлениях:

  1. Выращивание зерновых культур: просо, ячмень, бобы, пшеница, а также фруктовых: абрикосы, сливы, яблоки, груши и даже виноград. Стоит отметить, что благодаря трипольцам на территории Украины появились первые вишни.
  2. Скотоводство и одомашнивание животных: помимо мясомолочного направления, трипольцы задействовали крупный рогатый скот для обработки земли с помощью плуга. Диких лошадей они приручали, поя жеребят коровьим молоком. В поселениях присутствовали и домашние животные – собаки, кошки.
  3. Охота и рыболовство: для легкой охоты трипольцы использовали луки и стрелы с каменными наконечниками.
  4. Гончарство: создание посуды и утвари, а также отделка жилищ.
  5. Обработка металла (топоры, серпы, ножи): цеха по обработке устанавливали рядом с месторождением руды.
  6. Ткачество: задействование шерсти и хлопка, тканевых красителей. Однако большая часть одежды и обуви изготавливалась из шкур животных и меха.

Рисунок 3. Поселения и хозяйство того времни были достаточно развитыми

Поселения создавались на основе семейных кланов рядом с водоемами вдоль лесополосы. На первых этапах развития в каждом поселке находилось не больше 10-15 жилищ.

Уникальная архитектура, элементы которой использовались вплоть до XX столетия н.э., говорит о высокой развитости трипольской культуры в строительстве:

  1. Каркас дома создавался из древесины или коры ивы, покрывался сверху смесью глины и половы (побочном продукте обработки зерновых). Для поддержки крыши использовались деревянные столбцы. Форма крыш была разной – от плоской и округлой, до двухскатной.
  2. Пол, стены и оконные проемы также изготавливались из глины, после чего покрывались сверху краской белого, коричневого или красного цветов.
  3. В каждом доме устанавливалась печь, которая отапливала помещение в холодные ночи.

Самый необычный факт – это сжигание поселений после переезда на новое место. Жители одного поселка переселялись спустя 50-70 лет проживания и уничтожали в огне все, что построили ранее. Это было необходимостью, поскольку за два-три поколения лес вырубался, а ресурсы земли опустошались.

«Трипольская культура. Ямная культура»

Трипольская культура

 Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура (конец VI тыс. до н.э. — сер. III тыс. до нашей эры), названная по месту открытия у с. Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где ее называют культурой Кукутень (или кукутень-трипольская культура). Наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли народы ямной культуры.

Один из главных путей расселения древнейших земледельцев и животноводов начинался в Южной Анатолии и вел на запад по островам Эгейского моря в Восточную Грецию, а затем в Прикарпатье. В VII тыс. до нашей эры выходцы из Анатолии принесли с собой навыки воспроизводящего хозяйства, культурные растения (пшеницу, ячмень, чечевицу), домашних животных (овец, коз), ближневосточную культуру и язык. Эти люди принадлежали к восточно-средиземноморскому антропологическому типу, который характеризуется грациозностью (тонкокостностью), невысоким ростом, темной пигментацией, скошенным лбом и крупным носом своеобразной формы.

Анализ артефактов этой археологической культуры демонстрирует выразительные малоазиатские параллели: набор одомашненных растений и животных, чьи дикие предки из Ближнего Востока, типология керамики, культы женского божества плодородия, священного быка, небесного змея, ритуальные захоронения детей и бычьих голов под полом жилищ и т. д.

Соседями трипольцев были племена собирателей и охотников так называемые культуры шнуровой керамики, которых считают предками индоевропейцев. От трипольцев пращуры индоевропейцев получили навыки земледелия и скотоводства, которые перенимались вместе с соответствующей терминологией. Сельскохозяйственная лексика индоевропейских народов в значительной мере имеет ближневосточное происхождение: шумерское, прасемитское и другие. К таким заимствованиям относятся слова: селек — свекла; давир — двор; коу — корова; цабалъ — цыбуля, лук; хита — жито, пшеница; кивса — овца.

Ямная культура

Культура шнуровой керамики, или культура боевых топоров, или Культура одиночных могил (ямная культура) — огромный археологический пласт в Европе, ранний — с позднего неолита, поздний — в раннем бронзовом веке (3200 до н. э. — 2900 до н.э. — 2300 до н. э. — 1800 до н.э.). Племена этой культуры часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы.

Названия «шнуровой керамики» и «одиночных могил» основаны на характерном способе орнаментации керамики и погребальном обряде. Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор.

Памятники культуры шнуровой керамики, послужившей прототипом для культуры боевых топоров обнаружены в Центральной Европе, в основном в Германии и Польше, и представляют собой характерную керамику: на влажную глину наносились отпечатками льняных или пеньковых веревок. Для культуры типичны очень маленькие поселения и земледелие, а также содержание домашнего скота. Племена вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Использовался колесный транспорт. Основным домашним животным была в отличие от трипольской культуры свинья.

Это конспект по теме «Трипольская культура. Ямная культура». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Политогенез (образование государства)
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Хозяйство

Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплым и влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, , просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. В отличие от региона степной андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры Северного Причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5—2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.

Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские посёлки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Протогорода и мегаполисы

Для эпохи неолита, трипольская культура относится к самым организованным поселениям. В южнобугском бассейне находился огромный протогород, общее население которого составляло от 10-15 тыс. до 20-24 тыс. человек. Для сравнения, численность населения европейских поселков составляла до 500 человек. Один такой мегаполис располагался на площади до 400 гектаров.

Часть домов была двухэтажной, жилища строились в два круга для защиты от возможной атаки со стороны кочевников. Как правило, в середине малого круга находилась общественная площадь. Все дома, площади и улицы между ними были четко организованы (рисунок 6).

Рисунок 6. Протогорода имели строгую организацию

Одним племенем управлял либо вождь, либо союз вождей. Как отмечается в археологических и этнографических трудах, отличительной чертой трипольцев были развитые общественные отношения.

Поселения

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. Исследование трипольского поселения в Небелевке, позволило сделать вывод о том, что летом в Небелевку стекались целыми семьями жители небольших поселений в радиусе 100 км. Она функционировала как место ритуальных собраний. Сюда приносили с собой вещи, посуду, еду, пригоняли домашних животных. Здесь совершали совместные ритуалы. Предварительно строили дома собраний и храмы, оборудовали площадь для всенародных торжеств, сооружали заградительный ров. Для проживания возводили жилые дома, которые сжигали после одного или нескольких посещений. Зимой в Небелевке оставалось жить небольшое число людей.

Трипольцы в бассейне Южного Буга создали протогорода-гиганты, размеры которых доходили до 250—400 га (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Небелевка — 320 га, Тальянки — 400 га), а население — до 10-15 (по другим оценкам 20-24) тыс. человек.

Периодизация

Реконструкция жилья трипольской культуры. Тернопольский областной художественный музей

Предметы из поселения близ села Русештий Ной Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3650 год до н. э.

Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3600 год до н. э.

Предметы культа. Трипольская культура. 4 — первая половина 3-го тысячелетия до н. э.

Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Трипольская культура. 3500—3400 гг. до н. э.

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

  • Ранний этап (Триполье A) — середина  — вторая половина 4-го тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углублённым орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину (Незвиско), меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные седалища, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
  • Средний этап (Триполье B — Триполье C1) датируется серединой 4-го тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных ракушек или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
  • Поздний этап (Триполье C2) датируется 3150—2650 гг. до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных ракушек с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

Происхождение трипольцев

В 2005 году в пещере Вертеба в Тернопольской области удалось получить первые образцы генетического материала трипольцев. А в 2010 году были опубликованы первые результаты. Они подтвердили родство трипольцев с народами, которые упоминаются в истории неолита. Они проживали на Балканах. Было установлено, что по материнской линии истоки идут из Малой Азии, а доминировали гены донеолитического населения, которое проживало в районе Карпатских гор до северного Причерноморья еще до прихода туда земледельцев.

С точки зрения антропологов аборигены всех этих неолитических, дотрипольских культур были северными европеоидами. Они были рослыми людьми с массивным скелетом, крупным черепом и широким, даже плоским лицом. А население, принесшее земледелие и скотоводство из Карпато-Дунайского региона и создавшее трипольскую культуру, являлось в основном представителями древнесредиземноморского типа. Они были невысокими, стройными, хрупкого телосложения, с узким лицом.

Из-за того что было найдено очень немного сохранившихся погребений, данных по антропологии недостаточно для полноценных генетических исследований. Но по тем немногим останкам, которые до нас дошли, можно с уверенностью сказать, что в трипольской культуре существовали оба типа людей: крупные, высокие протоевропейцы и грациозные средиземноморцы.

Большинство могильников, датирующихся поздним периодом, имеют оба типажа. В могильнике возле села Выхватинцы можно наблюдать очень любопытный факт: женщины, что были там захоронены, были массивными, протоевропеоидного типа, а вот мужчины – изящными средиземноморцами.

Поселения и строительство жилищ

В ранний период существования Трипольской цивилизации селенья располагались на открытой местности около рек с плодородными почвами, пригодными для земледельческих работ. Вероятнее всего в тот период врагов среди других цивилизаций древности у них не было, о чём свидетельствует отсутствие каких либо внешних сооружений для обороны. Укрепление поселений валами и рвами началось уже в поздний период с появлением многочисленных приходящих племён.

Выяснилось, что все города Триполья имели единый план. Располагая дома близко, друг к другу, их использовали как укрепления в случае вражеского нападения, причём первая линия строилась вокруг центра, а вторая создавала внешний ряд укреплений на расстоянии досягаемости выпущенной стрелы.

На свободную площадь, в центре поселения образованную домами, расположенными по кругу на ночь пригоняли скот с целью защиты от хищников. В наше время подобная структура поселений встречается в Южной Африке.

Наряду с городами с 10-15 тысячным населением, были и небольшие деревни в 7-15 изб.

Трипольцы в раннем периоде своего развития строили крупные жилища максимальным размером пять на двадцать метров, используя при этих работах дерево и глину. Внутри строения были разделены на множество комнат, и обязательно оборудовали каждое из них печью. Вероятнее всего дома были предназначены для проживания сразу несколько родственных семей. Позже древние жители стали предпочитать дома меньшего размера, строящиеся для одного семейства.

При строительстве домов, изготавливали сначала сруб для первого этажа, который, скорее всего, использовался для хозяйственных нужд. После чего его накрывали обожжёнными глиняными плитами. Второй этаж, где располагались жилые помещения, чаще делали из прутьев, покрыв их с двух сторон глиной. Крыши накрывались камышом или соломой. В местах проживания, где было мало деревьев, при строительстве применялся саман.

Чтобы придать жаропрочность печам из дерева, их обмазывали со всех сторон глиной смешанной с песком, в процессе эксплуатации древесина выгорала, и оставался только слой обмазки. Рядом с печами часто устанавливали лежаки. При раскопках на Уманщине и в селе Володимировка была обнаружена модель дома, разрисованная яркими красками, с нанесением различных орнаментов. По этой и другим находкам учёные сделали вывод, что жители Триполья красиво расписывали свои жилищи внутри и снаружи.

Трипольцы меняли место поселения примерно раз в 50-70 лет, так как земля истощалась, а в лесах становилось мало дичи. Ученые предполагают, что перед уходом все строения сжигали. Но следы пепелищ на древних поселениях возможно, имеют другое происхождения – обычные пожары или нападения врагов.

Небольшое отступление

Здесь необходимо небольшое отступление. За то время, что длилось по предположениям археологов, раннее Триполье, то есть примерно за 400 лет, культура менялась, и вполне естественно, что более поздние поселения заметно отличались от первых. Чтобы проследить развитие, эволюцию культуры, необходимо знать последовательность изменений.

Здесь на помощь археологам приходит понятие «тип памятника». Что это такое? Имеется в виду совокупность археологических объектов (поселений, могильников), одновременных, занимающих определенную территорию и обладающих общими четко выраженными чертами.

Последовательно сменяющие друг друга во времени тины памятников являются как бы звеньями единой цепи культурного развития на данной территории

Выделение типов памятников особенно важно для культур большого территориально-хронологического диапазона. Благодаря работам Т

С. Пассек, Ю. Н. Захарука. Е. К. Черныш, Т. Г. Мовши, В. Г. Збеновича создается общая схема развития трипольской культуры, где каждое поселение занимает строго определенное, отведенное ему место. В этой схеме есть ряд пробелов, «пустых клеток», означающих, что далеко не все еще найдено. Не случайно поэтому материалы поселения Окопы вызвали у археологов большую радость. По их мнению, Окопы — как раз поселение, которого не хватало, оно точно заняло некую лакуну в развитии раннего Триполья. И этим подтвердило предположения археологов, оставивших незанятое место в своей системе.

Не так-то просто бывает выделить тин памятника и не спутать, например, стадиальные черты с чертами культуры. Возвращаясь к вопросу о корнях нашего Триполья, следует сказать, что те черты общности, которые видят некоторые специалисты у буго-днестровского неолита с ранним Трипольем, если смотреть «другими глазами», оказываются не общими для культур, а общими для стадий развития и, значит, свойственными, естественно, очень многим культурам и на огромных территориях.

Например, роговые мотыги. Они есть в буго- днестровской культуре и в Триполье тоже есть. Но в каких культурах их нет? Они везде, где земледелие становится основным занятием людей. Можно назвать и многие другие признаки, которые могут быть общими и тем не менее говорят только об общем методе ведения хозяйства, способе производства, но не об общей культуре. Даже вид орнамента не является иногда отличительным признаком. Спиральный орнамент, который так характерен для Триполья, распространен на огромной территории от Малой Азии до Днестра. Глиняная пластика тоже. Но это вовсе не значит, что на всем этом пространстве господствовала единая культура, наоборот — их было великое множество.

Многотысячные поселения трипольцев

Успехи, достигнутые в сельском хозяйстве и позволившие значительно увеличить производство продуктов питания, во многом стимулировали рост населения на территориях, где впоследствии появились села Триполь и Кукутень. Любопытно отметить, что в период расцвета этой своеобразной культуры количество жителей отдельных селений достигало 3-5 тыс. человек, что по тем временам являлось уникальным явлением.

Древние трипольцы предпочитали селиться на пологих и удобных для земледелия склонах расположенных вблизи рек. Площадь занимаемых ими участков была весьма обширной, и включала в себя порой десятки гектаров. Застраивалась она жилищами, представлявшими собой как наземные глинобитные сооружения, так и обычные землянки.

В обоих случаях их отличительной чертой являлось отопление, осуществлявшееся за счет печей с трубами, выведенными сквозь кровлю. Для сравнения можно отметить, что большинство жителей прочих регионов, в которых зимой наблюдались низкие температуры и, следовательно, была нужда в отоплении, пользовались примитивными очагами, размещавшимися в центре жилых помещений и топившимися «по-черному», то есть без труб.

Периодизация

Реконструкция жилья трипольской культуры

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

  • Ранний этап — (Триполье А)- вторая половина VI — начало первой половины V тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
  • Средний этап — (Триполье В — Триполье С1)- вторая половина V тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
  • Поздний этап — (Триполье С2)- 3150—2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
Комментировать
0