fbpx
No Image

Сергей владимирович ильюшин: краткая биография

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Стартовые условия

Сергей Владимирович Ильюшин появился на свет 30 марта 1894 года в многодетной крестьянской семье. Родители проживали в деревне Дилялево на Вологодчине. Ребенок был самым младшим из девяти ребятишек. Ильюшины жили небогато. Сергей с раннего возраста оказывал посильную помощь по хозяйству. Пас гусей. Ходил в лес по грибы и ягоды. Участвовал в заготовке дров на зиму. Когда парню стукнуло пятнадцать лет, он по заведенной в деревне традиции, ушел на заработки в люди.  

В 1914 году началась война, и Сергея призвали в армию. Служить Ильюшина определили в команду по обслуживанию аэродрома и летательных аппаратов. Два с лишним года он занимался ремонтом и подготовкой самолетов к полетам. Особый интерес у будущего конструктора вызывали двигатели и система управления. Параллельно с исполнением служебных обязанностей Ильюшин прошел обучение в солдатской школе летчиков и получил удостоверение пилота.  

Политическая деятельность

В 1985-м переведен в Москву, где стал инструктором Отдела оргпартийной работы Центрального Комитета КПСС. В этот же период освоил специальность «Обществоведение» в Академии общественных наук (ныне – Российская академия народного хозяйства и государственной службы), завершил обучение в 1986 году.

В том же году вновь стал работать под началом Бориса Ельцина, который в этот период стал первым секретарем Московского городского комитета Компартии СССР. Илюшин стал помощником Бориса Николаевича. Спустя год будущий президент оставил этот пост, и Виктор Васильевич вернулся в Отдел оргпартийной работы ЦК КПСС на прежнюю инструкторскую должность.

В марте 1988 года был направлен в зарубежную командировку в Республику Афганистан. В этой южной стране Илюшин Виктор Васильевич занимал должность советника в аппарате Центрального Комитета Народно-демократической партии Афганистана. Вернулся обратно в Москву в октябре того же года.

В 1990 году вновь вернулся в команду Бориса Ельцина, возглавившего уже Верховный Совет Российской Федеративной Социалистической Советской Республики, и занял место руководителя секретариата. Принимал самое непосредственное участие в избирательной компании Бориса Николаевича и агитации за него.

После провала ГКЧП в августе 1991-го вышел из состава Компартии Советского Союза. Он заявил, что задолго до этого прекратил уплачивать членские взносы.

Летом 1991-го стал секретарем Президента России Бориса Николаевича Ельцина, а в мае 1992-го, когда секретариат был окончательно упразднен, первым помощником Ельцина стал Виктор Васильевич Илюшин. Первый помощник Ельцина, по имеющимся данным, решал вопросы о встречах главы государства с кем-либо из министров, уточняя график работы своего начальника.

Осенью 1993-го был одним из авторов печально известного «Указа №1400» о роспуске Верховного Совета, следствием которого стали трагические события в Москве в начале октября 1993 года.

После того, как в июле 1996-го Ельцин во второй раз становится президентом, Илюшин покидает его команду. 14 августа того же года он перешел на работу в Правительство РФ и стал заместителем тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина по социальной политике, сместив на этом посту Юрия Ярова.

Спустя месяц занял должность зампреда Оргкомитета по подготовке Санкт-Петербурга к участию в конкурсе городов – потенциальных кандидатов на право проведения у себя Олимпиады 2004 года (которые в итоге были проведены в Афинах).

В октябре того же года возглавил Комиссию по делам ЮНЕСКО, а в ноябре стал руководителем правительственной комиссии по борьбе с употреблением и незаконным распространением наркотиков.

17 марта 1997-го снят с должности зампреда Главы правительства, его пост возглавил молодой политик Борис Ефимович Немцов. С этого же периода начинается фактический выход Илюшина из большой политики.

Илюшин Александр Сергеевич пользователь

Соавторы:

Никанорова И.А.,
Русаков В.С.,
Терёшина И.С.,
Умхаева З.С.,
Киселева Т.Ю.,
Опаленко А.А.,
Фиров А.И.,
Якута Е.В.,
Бровкина Е.А.,
Цвященко А.В.,
Хатанова Н.А.,
Бурханов Г.С.,
Политова Г.А.показать полностью…,
НИКАНОРОВА И.,
Чистяков О.Д.,
Кольчугина Н.Б.,
Чжан В.Б.,
Авдюхина В.М.,
Орешко А.П.,
Близнюк У.А.,
Борщеговская П.Ю.,
Левин И.С.,
Студеникин Ф.Р.,
Черняев А.П.,
Солодов Е.В.,
Лазарева Е.В.,
Филимонов А.В.,
Захарова,
Иваненко И.П.,
Новакова А.А.,
Прудников И.Р.,
СПАЖАКИН И.,
Burkhanov G.S.,
Марков Г.П.,
Devyatkina E.T.,
Umkhaeva Z.S.,
БАРАНОВ А.,
Жолудев С.И.,
Корнилова А.А.,
Никитин С.А.,
Панкратов Н.Ю.,
Хунджуа А.Г.,
Экажев М.А.,
Бажанов Д.И.,
Бусленко А.В.,
Григорьева Т.Ф.,
Григорьева Т.Ф.,
Еланский С.Н.,
Сангаа Д.,
Грабой И.Э.,
Каминская Т.П.,
Кауль А.Р.,
Кондратьева Е.Г.,
Кузьмин Р.Н.,
Муттик И.Г.,
Николаев А.А.,
Овчинникова Е.Н.,
Синицын А.П.,
Терешина Е.А.,
Черепанов В.М.,
Hirazawa H.,
KHATANOVA N.,
Zubov I.V.,
 Губин С.П.,
Гайдукова И.Ю.,
Засимов В.С.,
Зубов И.В.,
Илюшин Я.А.,
Ляхов Н.З.,
Маркосян А.С.,
Мощалков В.В.,
Печенников А.В.,
Простомолотова Е.В.,
Ржевский В.В.,
Силонова Е.В.,
Якута А.А.,
Kabanov V.M.,
Moisa V.S.,
Vinogradova A.S.,
Алексеева О.А.,
Бурханов Г.С.,
Бэг С.Ч.,
Жданов Г.С.,
Кобзев А.А.,
Колесов В.В.,
Ланин М.В.,
Миллер М.Л.,
ПЕРСИКОВА И.,
Перов Н.С.,
Фомичева Л.Н.,
Цвик Я.,
ШВИЛКИН Б.,
Швилкин Б.Н.,
Abd-El_Aal M.M.,
Aleroeva Т.А.,
CHECHERNIKOV V.,
Chistyakov O.D.,
Cwik J.,
ELCHANINOVA S.,
Graudin’sh É.Y.,
MAKHMUD M.,
Nenkov K.,
Red’ko S.V.,
SHVILKIN B.,
Sangaa D.,
Savitsky E.M.,
Schultz L.,
Sheverdyaeva P.M.,
Tereshina E.A.,
Torchinova R.S.,
Tsepelev A.B.,
Uyanga E.,
Wallace W.C.,
ZAKHAROVA M.I.,
Абгарян К.К.,
Акимова К.А.,
Ванина П.Ю.,
Восмериков С.В.,
Грановский С.А.,
Грязнов А.Ю.,
Дудкин Д.С.,
Жолудев С.И.,
Залески А.,
Зубенко В.В.,
Кессених А.В.,
Ковальчук М.В.,
Кокоев Г.Н.,
Коробова Ю.Г.,
Корчажкин В.В.,
Костенко О.В.,
Крусанов Г.А.,
Левин Э.Е.,
Манаков А.А.,
Машаева Х.Ш.,
Мостафа М.А.,
Пелевин И.А.,
Старокуров Ю.В.,
Терра Ф.,
Тяпкин П.Ю.,
Фомичева М.В.,
Хахалин А.В.,
Цепелев А.Б.,
Цэцгээгийн О.,
ABDELAAL M.,
BONDARKOVA G.V.,
BONDARKOVA G.,
Baeg S.J.,
Bassouni M.E.,
Bush A.A.,
CHACHKIANI Z.,
Cwik J.,
Dityatiev A.A.,
Enhnaran U.,
HEINISCH M.,
Hianchang H.,
Jiang Xu A.S.,
KAKHADZE S.,
KASTRO D.,
Kakhadze S.O.,
Kamynina I.A.,
LITVINENKO Y.,
Leonyuk L.I.,
Lopes D.,
Lyubimov A.K.,
MASHAEV S.,
MOSCHALKOV V.,
MOTAVECH H.,
Marasimbhan K.S.,
Merches M.,
Miller M.,
Narasimhan K.S.,
Palewski T.,
Qinian Q.,
SHARAPOV YR; CHECHERNIKOV VI; P.A.,
Shi L.P.,
Shkurenko A.V.,
Spajakin I.V.,
Supryadkina I.A.,
TORCHINOVA R.,
VAINSHTEIN B.,
Yuan Wu Z.Q.,
Zhukov A.A.,
Zigin W.,
Šepelák V.,
А-В А.М.,
Алероева Т.А.,
Алимов А.С.,
Аль-Дарвиш М.,
Аль-Дарвиш М.,
Андрианов А.В.,
Бахвалов А.С.,
Белоусов А.В.,
Беслиев А.М.,
Брандт Н.Б.,
ВИНОГРАДОВА А.,
Васильев А.Н.,
Веткин А.Г.,
Виноградова Н.А.,
Габдуллин А.А.,
Гаврилова Н.Д.,
Горбунова Л.Ю.,
Грязнов А.Ю.,
Губин С.П.,
ДЖАМБУЛАТОВ Р.С.,
ДУХАЕВ Х.С.,
Дай-Цин У.,
Дао Г.,
Девяткина Е.Т.,
Девяткина Е.Т.,
Друлис Г.,
Дымшиц М.Н.,
Евсеевичева А.Н.,
ЗИХОВА К.В.,
Загребнев Ф.В.,
Загребнев Ф.В.,
Ильин М.В.,
Камынина И.А.,
Карпенков А.Ю.,
Карпенков А.Ю.,
Кастро Д.А.,
Кацнельсон А.А.,
Кацнельсон А.А.,
Кацнельсон А.А.,
Квитка С.С.,
Ковалева С.А.,
Колонцова Е.В.,
Корнеева Ю.В.,
Короленкова М.В.,
Корчажкин И.В.,
Крынецкий И.Б.,
Кутуев Р.А.,
Кшян-Янг Ю.,
Левитин Р.З.,
Лей Ш.,
Любимов А.Г.,
Малышкина И.А.,
Манцев М.Е.,
Маркин Г.В.,
Машаев А.В.,
Машаев С.М.,
Машаев С.Ш.,
Мельников М.М.,
Миллер А.,
Михнев О.В.,
Муслим М.Н.,
Муслим М.М.,
Мустафа М.,
Мутигуллин И.В.,
Мутлин Ю.Г.,
Нармандах Ж.,
Никаноров И.С.,
Никитина С.В.,
Осипов Э.К.,
Пантюхин В.А.,
Пантюхин В.А.,
Перепонова М.А.,
Перов А.П.,
Пестов И.В.,
Ревкевич Г.П.,
Рудской А.И.,
Сакатунов Ю.С.,
Самарин Н.А.,
Семенов М.В.,
Соколов А.И.,
Супрядкина И.А.,
Сухоруков А.П.,
Терешина-Хитрова Е.А.,
Терёшина Е.А.,
Третьяков Ю.Д.,
Туляков А.П.,
Цвященко С.Ш.,
ШВИЛКИН Б.,
Швилкин Б.Н.,
Шевердяева П.М.,
Шкуренков А.В.,
Юлдашева Е.У.,
Юров Д.С.

Количество цитирований статей в журналах по данным

Web of Science: 283,

Scopus: 181

РИНЦ:

ResearcherID:

J-8072-2012

Scopus Author ID:

7004145958

ORCID:

0000-0002-0999-0501

Дело всей жизни

Возглавив ЦКБ в начале 1930-х годов, Ильюшин вплотную подошел к главному делу своей жизни — созданию двухмоторного дальнего бомбардировщика. Сергей Владимирович считал, что и большие дела можно выполнять малыми силами, и стремился к минимальной стоимости опытных разработок. Ильюшин умел так выстраивать отношения, что все, кем он руководил, чувствовали себя равноправными участниками общего дела. В то же время он был исключительно скромным и тактичным, сдержанным и предупредительным, приветливым и обаятельным человеком. Из его КБ люди не уходили даже тогда, когда им поступали довольно привлекательные предложения из других организаций.

Для молодых специалистов академик Сергей Владимирович Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолета. Кстати, авиоконструкторы пользуются ей до сих пор.

Первой машиной, построенной ильюшинским КБ, стал дальний бомбардировщик ЦКБ-26. При испытаниях самолета были получены хорошие летные данные, не уступавшие характеристикам однотипных зарубежных бомбардировщиков. Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин разработал несколько модификаций: ДБ-3, ДБ-3Ф, последняя из которых была названа Ил-4.

Самолет ДБ-3 был построен в начале 1936 года. На нем были проведены летные испытания и дальний беспосадочный перелет с полной боевой нагрузкой Москва-Баку-Москва под руководством летчика-испытателя В.К.Коккинаки. В результате самолет ДБ-3 твердо завоевал репутацию отличного дальнего бомбардировщика и запущен в массовое производство.

Продолжая развивать удачную конструкцию, коллектив ОКБ Ильюшина в 1938 году выпустил новую модификацию самолета — ДБ-3Ф. Оснащенная более мощными двигателями и улучшенным вооружением, эта машина под названием Ил-4 сменила в 1940 году самолет ДБ-3 в серийном производстве.

Но подлинную славу Ильюшину принес другой его боевой самолет — штурмовик Ил-2. По существу, вся штурмовая авиация как новый род авиации, тесно взаимодействующий с наземными силами, была создана на основе самолетов конструкции Ильюшина.

Это был самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. штурмовиков Ил-2.

Первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС, стал Ил-28, получивший прозвище «летающий танк». Он отличался высокими летно-тактическими данными и технологией, хорошо приспособленной к массовому серийному производству.

Третьим направлением конструкторской деятельности Ильюшина было создание пассажирских самолетов.

К концу 1943 года, когда дела на фронтах шли успешно и наша авиация полностью господствовала в воздухе, Ильюшин уже работал над созданием двухмоторного транспортно-пассажирского самолета Ил-12. Для своего времени это была отличная машина, экономичная и достаточно безопасная в полете.

Вслед за Ил-12 в КБ Ильюшина был создан новый большой пассажирский самолет Ил-18 с четырьмя поршневыми двигателями. Самолет успешно прошел все испытания и стал основным, самым массовым самолетом Аэрофлота.

Дальнейший этап в творческой деятельности Ильюшина — пассажирский трансконтинентальный лайнер Ил-62, вышедший на воздушные линии в 1967 году, и его модификация Ил-62М, ставший флагманом Аэрофлота. Примечательно, что даже такой очень большой самолет сохранил простоту и легкость управления, присущую всем «илам».

От легкого планера с полетным весом 100 кг до межконтинентального лайнера с полетным весом 160 т прошло почти 40 лет. Под руководством Сергея Ильюшина десятки машин были спроектированы, построены и испытаны в полете. Многие из них оказались непревзойденными по летным характеристикам, простоте конструкции, технологии и надежности.

9 февраля 1977 Сергей Владимирович Ильюшин скончался в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

СамолётЪ

Понравился материал? Поблагодари автора

Учебная база

Учебный центр на базе ОАО «Ил» начал свое существование 1.04.1998. Курсы повышения квалификации при нем прошли свыше 3200 человек. Лекции читают сами конструкторы самолетов «Ил», благодаря чему достигается качественный результат обучения. Все мастера, обучающие будущих сотрудников, подтверждают свою квалификацию соответствующим сертификатом.

На учебной базе ОАО «Ил» присутствуют такие средства для обучения авиаперсонала:

  • •          учебные классы;

  • •          стенд пилотажной системы управления;

  • •          стенд шасси;

  • •          автоматическая обучающая система;

  • •          тренажер-имитатор кабинных процедур;

  • •          библиотека, включающая эксплуатационно-техническую документацию, учебно-методическую литературу и читальный зал;

  • •          доводочная и летно-испытательные базы предприятия в г. Жуковский и городах, где размещены представительства авиакомпаний-заказчиков.

Самолеты ОКБ “Ил”

ПАК ТА
Ил-2
Ил-4
Ил-6
Ил-8
Ил-10
Ил-12
Ил-14
Ил-16
Ил-18
Ил-20
Ил-22
Ил-24
Ил-28
Ил-30
Ил-32
Ил-38
Ил-40
Ил-46
Ил-54
Ил-62
Ил-76
Ил-78
Ил-80
Ил-86
Ил-90
Ил-96
Ил-102
Ил-103
Ил-106
Ил-112
Ил-114
Ил-214

Любопытные факты

  • Ходит[источник не указан 62 дня] не находящая подтверждения байка, что на испытаниях Су-24 регулярно случался отказ аппаратуры бомбометания. Причём происходило это только в том случае, если на цель заходил Ильюшин. Причина оказалось тоже несложной. Только он заходил на цель с точностью, превышавшей машинную точность. Получался «машинный нуль», после чего шёл сбой из-за попытки деления на ноль.
  • В западной литературе (например, «Тайные советские катастрофы») обсуждается версия, что В. С. Ильюшин — космонавт, совершивший за несколько дней до полёта Юрия Гагарина трёхвитковый космический полёт на корабле «Россия» и вынужденный совершить аварийную посадку на территории Китая. Вероятно[источник не указан 62 дня], данная история связана с автомобильной катастрофой, произошедшей с Владимиром Сергеевичем 2 июня 1960 года и последующей реабилитацией в Ханчжоу (Китай).
  • Был первым председателем Федерации регби СССР (1967—1991). В 2013 году посмертно стал первым русским, введённым в состав Зала славы Международного совета регби (IRB).
  • Был первым мужем дочери В. М. Молотова Светланы.

Признание[править | править код]

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премииправить | править код

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Наградыправить | править код

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль “За оборону Москвы”
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Начало пути в авиации

Незадолго до начала войны Сергей был призван в армию, в пехоту. Но мечта быть поближе к самолетам не покидала, и, когда в январе 1916 года подвернулся удобный случай, он попросился перевести его в авиацию. Так Сергей снова оказался на Комендантском аэродроме и попал в аэродромную команду.

«В аэродромной команде я последовательно работал в качестве помощника моториста, младшего моториста, старшего моториста и браковщиком по самолетам, работал на многих типах самолетов, начав работу с мытья хвостов», — писал Ильюшин.

Их команда готовила серийные самолеты местных авиазаводов Щетинина и Лебедева к первым полетам. В 1916 году, в связи с нехваткой на фронтах летчиков, на аэродроме была организована летная школа для нижних чинов, в которую был принят моторист Ильюшин и солдат Климов — будущий Генеральный конструктор авиадвигателей. Удивительное и, можно сказать, мистическое совпадение.

В 1917 году Ильюшин успешно сдал экзамен и получил свидетельство пилота.

«Став летчиком, я по-прежнему вынужден был заниматься лишь техническим обслуживанием самолетов, то есть выполнять свои обязанности моториста и механика,- вспоминал он. — Но теперь я уже твердо знал, что отныне вся моя жизнь будет принадлежать авиации».

Однако попасть на фронт ему уже не довелось — грянула революция. Аэродромную команду расформировали, и Сергей вернулся в отчий дом, на Вологодчину. Здесь он непродолжительное время работал в губернском совете коммунального хозяйства. И здесь же женился на Раисе Жолковской, выпускнице петербуржской консерватории. В 1920 году в семье Ильюшиных родилась дочь Ирина, а в 1927 году на свет появился сын Владимир — будущий знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

В мае 1919 году Ильюшина мобилизовали в Рабоче-крестьянскую Красную армию

Приняв во внимание опыт работы в авиации, его направили на службу механиком 6-го авиапоезда 6-й армии Северного фронта. Осенью 1919 года во главе небольшой команды военнослужащих он был командирован в Петрозаводск, где совершил вынужденную посадку английский разведывательный самолет Авро 504

Команда разобрала машину и доставила в Москву на бывший завод «Дукс». Этот Авро 504 стал прототипом учебного самолета У-1, созданного Поликарповым.

В сентябре 1921 Ильюшин получил направление в Институт инженеров Красного воздушного флота, который в 1922 году был преобразован в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Среди слушателей академии Ильюшин выделялся своими организаторскими и конструкторскими способностями. Он возглавил одну из секций Военно-научного общества академии.

Как и многие другие слушатели академии, Ильюшин совмещал учебу с практической работой на общественных началах по постройке учебных планеров собственной конструкции: «Мастяжарт» (мастерские тяжелой артиллерии), «Рабфаковец», «Москва». Сергей Владимирович постоянно участвовал в проводившихся тогда в Крыму Всесоюзных планерных слетах, неизменно возглавлял их Технический комитет, без санкции которого ни один планер не выпускался в полет

Увлечение планеризмом не прошло бесследно — оно стало важной вехой на пути становления Ильюшина — конструктора

В 1926 году после окончания Военно-воздушной академии Ильюшин назначили на один из важнейших постов в молодой советской авиации- председателя Первой (самолетостроительной) секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии.

Начало работы Ильюшина совпало с созданием отечественной авиационной промышленности. В стране шла целенаправленная работа опытно-конструкторских бюро и научных институтов, начиналось строительство новых авиационных заводов, велась подготовка инженерно-технических кадров. Под его руководством Ильюшина составлялись технические требования к самолетам Поликарпова, Туполева, Григоровича, формировалась стратегия развития ВВС.

Биография

Родился 31 марта 1927 года в Москве. Отец — С. В. Ильюшин (1894—1977), авиаконструктор, организатор и многолетний руководитель одного из наиболее известных в мире конструкторских бюро. Мать — Раиса Михайловна Ильюшина (Жалковская; 1897—1972). Сестра — Ирина Сергеевна Орехович (Ильюшина; род. 1920); сводный брат — Сергей Сергеевич Ильюшин (род. 1947), авиаинженер; сводный брат — Александр Сергеевич Ильюшин (род. 1955), авиаинженер. Супруга — Натела Константиновна Ильюшина (Джапаридзе; род. 1929), кандидат геолого-минералогических наук. Дочь от первого брака со Светланой Вячеславовной Молотовой, дочерью В. М. Молотова — Лариса Алексеевна Скрябина-Королева (Ильюшина; род. 1950), литературный переводчик. Дочь — Марина Владимировна Ильюшина (род. 1955), педагог.

Окончил Военно-Воздушную инженерную академию имени Жуковского (1951), Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности (1953).

Летал с 1943 по 1981 годы на 145 типах самолетов и вертолетов и их модификациях. С 1953 по 1957 годы — лётчик-испытатель ЛИИ.

С 1957 года — в ОКБ Сухого: лётчик-испытатель (шеф-пилот фирмы), заместитель главного конструктора (с 1972 года), консультант — член Совета Старейшин (с 2000 года).

За время работы в ОКБ Сухого поднял впервые 12 опытных самолетов: от Су-9 до Су-27.

Поднял впервые в воздух и успешно провел начальный этап лётных испытаний уникального экспериментального тяжелого сверхзвукового бомбардировщика «проект-100» («Т-4», «Сотка»), разработанного в ОКБ П. О. Сухого. По неизвестным причинам испытания самолёта были прерваны и остановлены после 10-го успешного полёта. Однако имеются непроверенные сведения, что причиной прекращения работ по самолёту стали закулисные интриги А. Н. Туполева и его окружения. Это было вызвано тем, что у Туполева готовились осуществлять проект бомбардировщика «Ту-160» и стремились устранить успешного конкурента.

В июле 1959 года на боевом самолёте Владимир Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров (по другим данным, 23852 метров). За это Ильюшин был удостоен звания Героя Советского Союза. Также он установил и абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полёта — 21170 метров (1961 год).

Похоронен 4 марта 2010 года на Химкинском кладбище Москвы.

Последние тенденции развития и награды

В 1990-х годах с распадом Союза предприятию пришлось начинать работу в тяжелых экономических условиях.

С 2005 года должность генерального конструктора Авиакомплекса переходит к В.В. Ливанову, который по совместительству с 1995 г. является Генеральным директором предприятия, а до этого с 1988 г. возглавлял завод.

В нынешнее время приоритеты в работе ОАО «Ил» − это разработка военно-транспортных и грузовых самолетов.

В начале осени 2012 г. начались испытания глубоко модернизированной версии Ил–76МД–90А. Серийный выпуск этого самолета проходит в России с задействованием технологии цифрового трехмерного проектирования. Конструкции и системы аппарата значительно улучшены по сравнению с базовым вариантом. За разработку данного самолета Авиакомплекс получил Национальную награду в номинации «Золотая идея».

В 2012 г. было налажено сотрудничество с индийской компанией HAL и ОАО «ОАК-ТС» по разработке нового транспортного многоцелевого самолета.

Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина был награжден за заслуги перед отечеством следующими орденами:

  • Ленина – в 1942 году;

  • Боевого Красного Знамени – 1944 г.;

  • Трудового Красного знамени – 1969 г.;

  • Октябрьской Революции – в 1983 году.

Многих сотрудников этого предприятия в разное время наградили медалями и орденами. В частности звание «Герой Социалистического труда» получили шесть человек. Звания «Герой Советского Союза» и «Герой Российской Федерации» носят десять летчиков-испытателей. Среди них В.К. Коккинаки стал единственным летчиком-испытателем, который получил такое звание два раза.

За разработку самолетов Ил-96-300, Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ил-38, Ил-18, Ил-28, Ил-2 в разное время сотрудники ильюшинского КБ получили Государственные и Ленинские премии.

На сегодняшний день ильюшинцами построены мощные кооперативные связи с крупнейшими производителями комплектующих авиатехники, научно-исследовательскими центрами и авиакомпаниями. Предприятие выполняет разработку, модернизацию, испытания, подготовку, сопровождение изготовления образцов авиатехники и поддержание эксплуатационной летной пригодности ранее произведенных воздушных судов «Ил».

Авиационный комплекс им. Ильюшина имеет отрицательный показатель дохода, но это не мешает ему продолжать функционировать, удерживая высокие позиции на мировом и отечественном рынках авиационной техники.

Комментировать
0