Основные вехи истории Ассирии.
История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.
1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э
Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах
2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э., ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.
3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.
Возникновение несторианства
Возникло религиозное направление приблизительно в пятом веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже патриарх Константинопольский. Эту должность он занимал на протяжении четырех лет: с 428 по 431 год. Что касается несторианства как религии, в нем угадывается множество черт учения Ария. Напомним, вера Ария была отвергнута как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, поскольку отвергала понятие Иисуса Христа как божественного посланника. Безусловно, несторианство имеет множество догматических отличий, а именно, позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Речь идет о том, что в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое, и их можно легко отделить друг от друга.
В связи с такими взглядами на природу Иисуса Христа, у несторианцев иначе трактуется и образ матери Богородицы. Ее называют Христородицей и не почитают так, как это делают православные. Что касается таинств, они у несторианцев сходятся с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Плюс ко всему этому, таинствами в этой вере считаются святая закваска и крестное знамение.
Ассирийская церковь пользуется литургиями апостолов Фаддея и Марка, которые были написаны во время пребывания в Иерусалиме. Богослужения осуществляются на старосирийском языке. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементов в церквях. Для священников не предусмотрен целибат, ассирийская церковь предполагает вступление в брак даже после рукоположения.
Письменность
Особого внимания заслуживает письменность ассирийцев. Все знания о жизни и культуре того времени человечество получило благодаря глиняным табличкам. Изначально использовалась пиктография (изображение предметов, их внешней формы). Поскольку рисунки как способ коммуникации занимали очень много времени, письмо все больше упрощалось, пока не превратилось в клинопись. Чернилами древних цивилизаций выступала глина, а орудием письма – острая палочка, выструганная из дерева.
Плитки, на которых древние ассирийцы писали о себе и окружающем мире, затем высушивались и обжигались, чтобы надпись не пострадала от сырости или времени.
Известно, что в Ассирии существовали школы. Во время раскопок были найдены таблички, которые идентифицировали как «пособия для обучения учеников». На обучение той же письменности отводилось четыре года. А позже удалось выяснить, что в Месопотамии находился даже университет, вероятно, первый для человечества. В нем изучалось письмо, грамматика и живопись. К сожалению, таблички с выполненными домашними заданиями или лекциями не сохранились. Ученые предполагают, что плитки обрабатывались неумелыми руками. И в итоге испортились, не донеся до нашего века уникальную информацию о методике преподавания.
Возобновление широкой завоевательной политики Ассирии.
Хотя Ассирия была оттеснена из Северной Месопотамии, однако она оставалась достаточно сильной, чтобы постепенно снова начать борьбу со своими противниками
По численности и — что более важно — по организованности и вооружению своего войска, а в особенности по благоприятному стратегическому положению Ассирия продолжала обладать превосходством над своими соседями. Важным обстоятельством было отсутствие у неё в то время сильных противников
Поэтому к концу Х в. до н. э. ассирийцы могли возобновить наступление. Однако опыт XI—Х вв. до н. э. показал, что трудность заключается не в том, чтобы завоевать, а в том, чтобы закрепить эти завоевания. Очередная задача военной политики Ассирии заключалась в том, чтобы сделать невозможным отпадение покоряемых ею областей.
В этот период на престол Ассирии вступил Ашшурнасирапал II (883—859). Отличавшийся необыкновенной жестокостью, не имеющей себе равной даже в кровавой летописи ассирийских царей, Ашшурнасирапал II прошёл Месопотамию и Сирию огнём и мечом, повсюду оставляя запустение. Он обрекал покоряемые страны, в устрашение соседним областям, на полное разграбление, почти поголовно истребляя жителей тех местностей, которые проявляли малейшие признаки неповиновения и стремления к независимости. В стратегически наиболее важных пунктах он создавал, как базы для дальнейшего наступления, ассирийские крепости, куда из окружающей области свозились запасы провианта и фуража для войска. Остатки населения о значительной части уводились в плен и обращались в рабство; наиболее активная часть населения и все те, кто был связан с прежней властью, истреблялись: с них сдирали кожу, их обезглавливали, сажали на колья, складывали связанными в живые пирамиды. Об этом с немалым хвастовством рассказывают надписи Ашшурнасирапала.
В своих завоеваниях Ашшурнасирапал опирался на ассирийских колонистов, поселённых в предшествующие периоды в различных пунктах Месопотамии и лишь частично оттеснённых арамеями с мест их первоначального обитания. Этими колонистами заселялись создаваемые ассирийцами крепости. Однако случалось, что и сами ассирийские колонисты не желали полностью подчиниться политике Ашшурнасирапала; в этих случаях их ожидала такая же судьба, как и всех других «бунтовщиков».
В течение 883—876 гг. до н. э. Ашшурнасирапал II подчинил верховному господству Ассирии всю Месопотамию до Каркемиша на Евфрате, расширил пределы государства в восточной горной области, совершил ряд грабительских походов. В 876 г. ассирийский царь при подобострастном содействии царьков северного сирийского союза прошёл до финикийского побережья. После этого до конца его правления велись только мелкие карательные походы. Ассирийская держава уже достигла приблизительно тех же размеров, которые она имела в XIII—XII вв. до н. э., хотя и включала отдельные ещё наполовину самостоятельные области.
Расселение в настоящее время
Ближний Восток
После падения режима Саддама Хусейна () происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов. В данный момент (2015) боевики ИГИЛ на захваченных ими территориях повсеместно уничтожают ассирийцев.
70 тысяч ассирийцев живут в Иране, 50 тысяч — в Сирии. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа — «сурьяни». Ассирийцы Тур-Абдина в Турции называют себя «сураи» и традиционно говорят на новоарамейском языке туройо.
Армения
На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны —1828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи. В Армении ими были основаны три села: Арзни, Койпасар (Димитров) и Верхний Двин.
Прибывшие ассирийцы принадлежали к Ассирийской Церкви Востока и в каждом селе была своя церковь, заброшенные в советское время. Летом 2008 года в селе Верхний Двин была восстановлена первая ассирийская церковь и был прислан священник из Ирака.
Сейчас в Армении проживает около 8 тысяч ассирийцев в сёлах Верхний Двин, Димитров (Араратская область), Шарияр и Арзни Котайкской области. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык. Также его изучают в школе им. Пушкина в Ереване.
Грузия
Тогда же ассирийцы появились и на территории Грузии. Старейшее и крупнейшее ассирийское село — Дзвели-Канда в 25 км северо-западнее Тбилиси, в нём проживает 1,5 тысячи жителей, из которых 709 человек являются ассирийцами. Всего в Грузии — 2377 ассирийцев (по переписи 2014 года). Также в Грузии с октября 2009 года действует Ассиро—Халдейский Католический Храм.
Россия и СССР
Часть ассирийцев поселилась в России, бежав из Турции в —1918 годов. Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, в Турцию. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру.
В 1930—1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям. Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949—1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве. Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь.
Также в Москве построили Ассирийскую церковь.
По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки». По данным переписи населения 2002 года, на территории России проживало 13,6 тысячи ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека.
Праздник в сирийском православном монастыре в Мосуле, нач. XX века
Ассирийская народная музыка на свадьбе
Субъект федерации | Численность ассирийцев в 2002 году, тыс. |
---|---|
Краснодарский край | 3,8 |
Москва | 2,7 |
Ростовская область | 2,0 |
Республика Татарстан | 0,14 |
Численность ассирийцев в СССР:
- 1926 г. — 9808
- 1939 г. — 20 526
- 1959 г. — 21 803
- 1970 г. — 24 294
- 1979 г. — 25 170
- 1989 г. — 26 160
Единственный населённый пункт России, в котором большинство жителей является ассирийцами, является село Урмия в Курганинском районе Краснодарского края.
Кризис политики завоевании
Дальнейшие годы в общем были свидетелями временного ослабления Ассирии. Шамшиадад V (823—811) за Евфрат не переходил и на гегемонию в Сирии не претендовал. При следующем царе, Ададнерари III, за малолетством которого вначале правила его мать Саммурамат, известная позднейшей традиции под именем Семирамиды, был проведён целый ряд походов — в Сирию, а также на восток, причём ассирийцы достигли Каспийского моря. В Вавилонии было закреплено верховенство Ассирии, установленное Шамшиададом V. Но в борьбе против Урарту Ассирия не имела успеха. Напротив, вскоре после 800 г. до н. э. урартский царь Менуа вышел в долину Верхнего Евфрата и закрепился здесь, оттеснив ассирийцев.
Относительные успехи Ассирийской державы в период правления Ададнерари III были непрочны. Это сказалось в следующий период, наполненный оборонительными войнами Ассирии против государства Урарту, перешедшего при царях Аргишти I и Сардури II в наступление на юг; Ассирия потеряла за это время важные стратегические позиции в Сирии; северный сирийский союз, группировавшийся теперь вокруг города Арпада, перешёл к ориентации на Ураргу. Это привело к тому, что Ассирия была полностью отрезана от Сирии и от мест добычи железа и других металлов в Малой Азии. Кризис внешнеполитический смыкался с внутренним кризисом, который в это время переживала Ассирия.
Гибель Ассирии
Основная статья: Падение Ниневии
Когда Ашшурбанапал умер, Ассирия оказалась ввергнута в гражданскую войну. Один из сыновей Ашшурбанапала с помощью некоего полководца захватил власть, но на деле оказался его марионеткой. Осыпанный похвалами и милостями, полководец вскоре совершил государственный переворот и воцарился сам. Спустя короткое время он в свою очередь был свергнут другим сыном Ашшурбанапала.
Тем временем разрозненные племена мидян уже объединились в Мидийское царство, и оно могло нанести удар в самое сердце Ассирии. В 626 году до н. э. халдей Набопаласар захватил царскую власть в Вавилонии. В 615 году до н. э. мидийцы впервые появились у стен Ниневии, и в том же году войско Набопаласара осадило Ашшур. Тогда удалось отбросить и тех, и других. Но в следующем году вторжение мидян повторилось. Набопаласар немедленно двинул свои войска на соединение с ними, но его помощь даже не понадобилась, так как Ашшур пал ещё до прихода вавилонян. У его развалин цари Мидии и Вавилона заключили союз, скреплённый династическим браком. Мидийцам по договору с вавилонянами досталась северная часть поверженной державы, вавилонянам — южная.
В 612 году до н. э. союзные войска осадили Ниневию и взяли её всего через три месяца. Город был разрушен и разграблен. Уцелевшая часть ассирийского войска прорвалась к Харрану в верхней Месопотамии. Там оно получило помощь от Египта. Мидяне предпочли уйти восвояси со своей долей добычи, оставив вавилонянам добивать ассирийцев. В 610 году до н. э. был разбит последний остаток ассирийского войска.
Староассирийский период
Правители Ашшура
- «Цари, жившие в шатрах»
- (ок. 2236 до н. э., или ок. 2300 до н. э.), современник Ибриума, визиря Эблы при царе Эблы Икбар-Даму
- Адаму
- Янги
- Сахламу
- Хархару
- Мандару
- Эмцу
- Харцу
- Дидану
- Хану
- Зуабу
- Нуабу, сын Зуабу
- Абазу, сын Нуабу, наместник аккадского царя Маништушу в Ашшуре
- Белу (Тиллу), сын Абазу
- Азарах, сын Белу
- Ушпия (уп. ок. 2020/2030 до н. э., или ок. 2086 до н. э., или ок 2150 до н. э.), основал храм бога Ашшура в городе Ашшур
- , сын Ушпии
|
В этом списке перечислены предки Шамши-Адада I, возможно правители города Терка
|
- Правители Ашшура
- Эришум I, сын Илушумы (1939—1900 до н. э.)
- Икунум, сын Эришума I
- Шарру-кин I (Саргон I), сын Икунума
- Пузур-Ашшур II, сын Шарру-кина I
- Нарам-Син, сын Пузур-Ашшура II
- Эришум II, сын Нарам-Сина
Цари Ассирии
- Амморейская династия Шамши-Адада I
- Cтолица в городе Экаллатум
Шамши-Адад I (1813—1781 до н. э.), сын Илакабкабу
- Cтолица в городе Шубат-Энлиль
- Ишме-Даган I (1780—1741 до н. э.), сын Шамши-Адада I
- Мут-Ашкур, сын Ишме-Дагана I
- Асинум
- Анархия
- , сын Ашшура-бел-шаме, регент, и возможно позднее — царь
- Нацир-Син
- Син-намир
- Ипки-Иштар
- Адад-цалулу
- (Адасиды)
- Cтолица в городе Ашшур
- (уп. ок. 1700 до н. э.)
- (1700—1691 до н. э.), сын Адаcи
- (1690—1674 до н. э.), сын Белу-бани
- Шарма-Адад I (1673—1662 до н. э.), сын Либайи
- (1661—1650 до н. э.), сын Шарма-Адада I
- (1649—1622 до н. э.), сын Белу-бани
- (1621—1618 до н. э.)
- Кидин-Нинуа (1615—1602 до н. э.), сын Базайы
- Шарма-Адад II (1601 до н. э.), сын Кидин-Нинуа
- Эришум III (1598—1586 до н. э.), сын Кидин-Нинуа
- (1585—1580 до н. э.), сын Эришума III
- Эришум III (1580—1567 до н. э.), повторно
- Шамши-Адад II (1567—1561 до н. э.), повторно
- , сын Шамши-Адада II
- , сын Ишме-Дагана II
- (1547—1522 до н. э.), сын Ишме-Дагана II
- Пузур-Ашшур III (1521—1498 до н. э.), сын Ашшур-нирари I
- Эллиль-нацир I, сын Пузур-Ашшура III
- Нур-или, сын Эллиль-нацира I
- Ашшур-шадуни, сын Нур-или
- Ашшур-раби I, сын Эллиль-нацира I
- Ашшур-надин-аххе I, сын Ашшур-раби I
- , сын Ашшур-раби I
- , сын Эллиль-нацира II
- Ашшур-бел-нишешу, сын Ашшур-нирари II
- Ашшур-рим-нишешу, сын Ашшур-нирари II
- Ашшур-надин-аххе II (ум. 1393 до н. э.), сын Ашшур-рим-нишешу
Искусство Ассирии
Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.
В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.
Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства.
История Ассирии
Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Вавилон, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.
На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.
При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.
Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, – именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч
Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.
Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли скифы, напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.
Традиции
Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.
Свадьба
Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.
Праздники
Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками. Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.
Похожие термины:
-
С Х в. до н. э. господствующий класс Ассирии начинает новую серию завоевательных войн. В результате этих войн Ассирия в той или иной форме подчинила себе большинство государств Ближнего Востока, вп
-
В конце своего правления Асархаддон решил передать пре стол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царем Вавилона. С этой целью население Ассирии еще при жизни
-
По мере того как в Ассирии господствующий класс переходил к политике завоеваний, роль царя все более усиливалась, поскольку он был не только жрецом, но и военачальником. С другой стороны, в связи с
-
В долине рек Евфрата и Тигра наиболее благоприятные условия для развития производительных сил и перехода к классовому обществу, для организации искусственного орошения в крупных масштабах и про
-
В среде господствующего класса Ассирии в это время боролись две группировки. Одна из них, состоявшая из жречества и связанных с ним крупных рабовладельцев, объединявшихся также с крупными рабовл
-
Царские династии, правившие в XXI-VII вв. до Р. Х. в Ассирии (Месопотамия). Древнейшая история Ассирии оставила нам очень мало источников. Сердце страны – город-государство Ашшур на Среднем Тигре, получи
-
массовая насильственная депортация евреев из Северного Израильского царства и из Иудейского царства ассирийцами во внутренние области Ассирийской державы. В VIII веке до нашей эры Ассирия стала с
-
Среди мятежников, однако, царили разногласия, и Асархаддону удалось справиться с мятежом; его восставшие братья бежали в недоступные области Армянского нагорья, а их сторонники были истреблены. А
-
Литература и наука Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в области литературы Ассирия, повидимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своем р
-
В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до н.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хурритско-хеттские достижения. В ассирий
-
О повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй служил «семейным кладбищем»). Стены домов соору
-
Вавилоно-ассирийская религия – религия древних народов Двуречья (терр. совр. Ирака) – шумеров, вавилонян и ассирийцев. Она не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отд. местны
-
наука и техника народов, населявших в теч. 4 — 1-го тыс. до н.э. терр. древ. Месопотамии (Двуречья). Уже с 5 — 4-го тыс. до н.э., в связи с потребностями ирригац. земледелия, прорываются каналы, возводятся д
-
развивалась в обстановке формирования военнодеспотического государства, (ХV в. до н.э. — ок. 608 г. до н.э.) с неограниченной властью царя, жестокость которого оправдыва-лась тем, что была угодна богу.
-
культура народов, населявших в древности, в 4 – 1 тыс. до н.э., Месопотамию – Двуречье Тигра и Ефрата (территория современного Ирака), – шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные го
-
лит-ра древ. народов Месопотамии. Восходит ко времени возник-нов. шумерской культуры в 4-м тыс. до н.э. Шумерская лит-ра оказала значит. влияние на формиров. более позд-ней, чем она, В.-а. л. Использовав
-
Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до н.э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Бо
-
В поздней Ассирии общинная и большесемейная собственность на землю исчезает. Возникает частное землевладение, а «большая семья» превращается в индивидуальную. Широкое распространение товарно-д
-
Изменения в Ассирийском государстве начались при Тиглатпаласаре III (Тукультиапалэшарра, 745—727). Иным стало отношение Ассирийского государства к населению завоеванных территорий. При завоевании
-
Если можно воочию наблюдать богатство и разнообразие аккадской литературы II тысячелетия до н. э,, то об изобразительном искусстве этого времени известно мало. Большинство строении — даже огромны
Культура Ассирии (Ашшура)
Особое место в истории древнего мира заняли не только военные успехи, но и эпоха просвещения в Ассирии. В ходе раскопок учеными были обнаружены несколько библиотек, самая известная из которых – читальня царя Ашшурбанапала. Которая была обустроена в столице Ниневия. В ней находились сотни тысяч табличек с клинописью из глины. Они были строго упорядочены, имели нумерацию и содержали сведения о истории, религии и решении судебных дел не только в городах Ассирии, но и скопированные тексты соседствующих древних цивилизаций: Римской империи, Шумерии, Вавилона, Древнего Египта.
С приходом VII века до н.э. Ассирийское царство погибло от армии Вавилона. Столица полностью была выжжена, в том числе и библиотеки Ниневеи. Тысячелетиями наследие культуры древних цивилизаций мира были пролежали, занесенные слоем песка и глины, пока археологи не приступили к изучению истории населения Месопотамии.
Жизнь в разных местах/странах
В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются — велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах. В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев — значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.
История
Ассирийцам помогло объединиться христианство. Формирование народа происходило среди мусульман, иудеев и зороастрийцев. В разные времена на ассирийцев повлияли католики, что привело к появлению новой ветви — сиро-католицизма, курды, вступившие с ассирийцами в войну, а также турки. Им постоянно приходилось испытывать гнет и выдерживать атаки неприятеля. Все это привело к значительному уменьшению народности. В 20 веке насчитывалось около миллиона человек, которые называли себя ассирийцами, большая часть являлась подданными османов. В Первую Мировую геноцид продолжился, многих мужчин отправляли на войну. Османы уничтожали даже элиту, после чего принялись за массовую депортацию женщин и детей. Гонения распространялись и на пожилых, мусульманские османы не жалели людей в дороге, поэтому некоторые просто не сумели выжить в ходе депортации. В Иране часть ассирийцев пыталась отбиваться от курдского населения и персов. Спасало присутствие российских войск, но в 1918 году русские покинули территорию, после чего началось уничтожение ассирийцев, значительная часть погибла от болезней. Некоторые смогли укрыться на территориях, подконтрольных Британии. Конфискация земель британцами у арабского и курдского населения вызывала недовольство, поэтому ассирийцы вновь оказались под ударом. В итоге большая часть расселилась по Ираку, Соединенным Штатам Америки и в Сирии.
Научный прогресс.
В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий. Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний. Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.
Еда
Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды — многослойное тесто. Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус. Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху — смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие. Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик. Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком. Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.