fbpx
No Image

Лубянка и окрестности

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Глубокие подвалы и прогулочные крыши Лубянской тюрьмы

В здании ФСБ на Лубянке во времена Петра I работала Тайная канцелярия. Позднее его заняла Тайная экспедиция розыскных тайных дел, созданная Екатериной II. В 1894 году в этом здании находилось страховое общество «Россия». А в 1918 с приходом к власти большевиков «Росстрах» ликвидировали. Чуть позднее дом на Лубянке стали называть «Росужасом» или «Госужасом». И причиной тому стали дела, творящиеся в его застенках.

В конце двадцатых здание ВЧК расширили. К дому №2 пристроили ещё одно, а в тридцатые их объединили с ещё одним домом и сделали внутренний двор. В одном из зданий была организована тюрьма для контрреволюционеров. Ходили слухи о невероятно глубоких лубянских подвалах тюрьмы, ещё называемой внутрянкой. Но эта тайна быстро раскрылась.

Дело было в том, что прогулочный двор внутрянки располагался на её крыше. Арестованных туда везли на специальных лифтах. Они двигались очень медленно, зловеще грохоча и скрипя. Из-за скорости передвижения казалось, что путь от камеры занимал не шесть пролётов, а много больше. Многих узников это сводило с ума, им казалось, что их камеры расположены глубоко под землёй. Хотя на самом деле это было не так. Впрочем, в камерах заключённых тоже хватало загадок.

Жуткие условия содержания и методы допросов в Лубянской тюрьме

В отличие от других тюрем во внутрянке заключённым была категорически запрещена переписка. Не давали им и никакой прессы. Все письма от родственников уничтожались. Заняться в камерах заключённым было решительно нечем. Единственным развлечением была прогулка по крыше тюрьмы. Но никто не знал, куда его поведут, когда в очередной раз открывалась дверь камеры: на прогулку или на допрос.

Для допросов заключённых отводили в кабинеты следователей или в лубянские подвалы. Никаких физических увечий им не наносили, всё воздействие было чисто психологическим. Допрашиваемому запрещали спать в течение нескольких суток. По прошествии этого времени заключённый, находящийся на грани, выкладывал всё. Даже то, чего он не делал. Таким пыткам подвергались и обычные арестанты, и люди с известными фамилиями.

Музей Маяковского

Налево от здания Лубянки, ниже безымянного здания, в котором находится компьютерный центр службы безопасности, гранитная голова, пристально глядящая из ворот на Мясницкую улицу, обозначает музей В.В. Маяковского. Владимир Маяковский (1893-1930 годы) был восторженным сторонником большевиков с юного возраста, когда в Московской школе живописи и скульптуры он вступил в объединение футуристов после встречи с братьями Бурлюками. Вместе они издали манифест, названный «Пощёчина общественному вкусу», и приняли участие в агитационном турне, где Маяковский надевал серьги и жилет с пучком редиски в петлице.

В 1917 году он кинулся в Октябрьскую революцию, основав Левый фронт искусства с Александром Родченко и Осипом Бриком, создал более 600 гигантских плакатов с энергичными стихотворными заголовками для Российского телеграфного агентства. Самоубийство Маяковского в возрасте 37 лет объясняли по-разному: его приписывали отчаянию от любви поэта к жене Осипа, Лиле, разочарованию советской действительностью и её цензорами, недоброжелательным отзывам о его последней выставке. Тысячи людей собрались для прощания с ним возле открытого гроба в Союзе писателей, и Сталин позднее объявил, что «Маяковский был и остаётся лучшим и талантливейшим поэтом нашей Советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление».

Музей Маяковского

Открытый в 1990 году и управляемый внучкой поэта, музей Маяковского очень отличается от других мемориальных музеев, устраиваемых в домах, где жил тот или иной писатель или художник, обставленных мебелью в духе того времени и музейными витринами. Осмотр экспозиции этого музея скорее напоминает прогулку внутри головы Маяковского во время вдохновения. Мягкие кресла и конструктивистские вихри дополняют стенды с его стихами и пропагандистские плакаты. Хотя от оригинальной квартиры поэта ничего не осталось, именно здесь Маяковский жил начиная с 1919 года, и здесь совершил самоубийство, застрелившись и оставив рядом с собой неоконченную поэму.

Здание ОГПУ-НКВД-КГБ — здание в стиле ар деко

Стоявший почти до конца XIX века трехэтажный дом Мосолова с меблированными комнатами был продан крупнейшей страховой компании — обществу «Россия». Новый дом задумывался как коммерческая недвижимость (магазины, конторы и квартиры как самой фирмы, так и сдаваемые внаем).

Первые здания комплекса были построены в 1897–99 г. петербуржскими архитекторами А. Ивановым (дом 1) и Н. Проскуриным (дом 2). Это были две отдельных постройки, разделенные началом Малой Лубянки.

В 1919 г. здания были отданы Центральному аппарату ВЧК и переходили всем его преемникам: НКВД, ГПУ, МГБ, КГБ и ФСБ.

Здесь размещались не только рабочие кабинеты почти всесильных руководителей главного советского репрессивного ведомства, но и одна из внутренних тюрем.

В середине 1930-х для Объединенного главного политического управления строят новый корпус на углу Б. Лубянки и Фуркасовского переулка. Первоначально задуманное с участием академика И. Фомина, здание должно было зеркально отражать завершенный в 1934 году комплекс общества «Динамо», но в итоге был реализован самостоятельный проект штатных архитекторов ОГПУ А. Лангмана и И. Безрукова, примыкающий к корпусу 2 бывшего здания общества «Россия». Здание имеет скругленный угол, облицованный черным гранитом цоколь и лапидарный фасад. Выходящая на переулок стена расчленена треугольными лопатками. Это чуть ли не единственное его украшение.

В 1939–47 годах мастерская академика архитектуры А. Щусева перестроила 1 дом, заняв проезжую часть М. Лубянки. Квартал, таким образом, замкнулся, а часть улицы стала вторым внутренним двором комплекса.

Щусев решает новый фасад в большем масштабе, чем четырех-пятиэтажные здания «России», вместо их эклектичного декора и ориентации на северное барокко он использует привычный для сталинского времени итальянский декор. Поначалу фасад был сделан асимметрично и включал в себя старое здание Н. Проскурина. Лишь в марте 1983 – августе 1984 годов завершилось создание нового фасада по всей длине Лубянской площади. Первоначально сдвинутый влево щипец аттика наконец оказался по центральной оси, а от здания конца XIX века осталось лишь воспоминание.

Правозащитник Сергей Григорьянц об объекте культурного наследия, поврежденном Петром Павленским.

Здание ФСБ на Лубянской площади в Москве. 2016. Фото: Екатерина Алленова/Артгид

Правозащитник Сергей Григорьянц, диссидент, бывший политзаключенный, выступал свидетелем защиты на суде по делу акциониста Петра Павленского, обвиненного в повреждении объекта культурного наследия — поджоге дверей здания ФСБ на Лубянке. Поскольку речь шла именно о культурном наследии, Григорьянц в своем выступлении подчеркнул, что, действительно, «здание, которое едва не повредил обвиняемый, является культурным и историческим памятником», и рассказал, в чем именно состоит его культурная и историческая значимость. Предварительный текст выступления Сергея Григорьянца размещен на его сайте. «Артгид», с разрешения автора, публикует фрагмент, посвященный некоторым архитектурным особенностям здания ФСБ.

Очень высокое (которое, конечно, войдет в русскую историю) значение сегодняшнего суда состоит в том, что это первое за 98 лет судебное заседание, где речь идет об отношениях гигантской, известной под разными именами (ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ) организации и русского народа, который здесь представляет художник Петр Павленский. Конечно, Никита Хрущев безуспешно пытался уничтожить КГБ, были проведены десятки судов, в результате которых были расстреляны или осуждены на долгие сроки многие палачи, но эти суды были закрытыми, а сегодня мы впервые присутствуем на открытом публичном суде при всем его небольшом объеме. Будем надеяться, что за ним последуют дальнейшие процессы по типу Нюрнбергского над сотрудниками СС и гестапо.

В августе 1991 года тысячи москвичей пришли на площадь Дзержинского для того, чтобы выразить свое народное отношение к Лубянке, разгромить здание и расправиться с его сотрудниками

Только снос памятника Дзержинскому отвлек внимание тысяч человек и спас сотрудников Лубянки от народного самосуда. Когда примерно через год в одной моей статье в газете «Известия» было об этом упомянуто, генерал КГБ Кандауров замечательно мне ответил: «Вы зря так волновались, Сергей Иванович, о нашей безопасности, у нас было достаточно пулеметов, чтобы защитить себя»

Здания страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Начало ХХ века

Теперь я бы хотел предъявить суду четыре фотографии, дополняющие заключение Министерства культуры о значении и некоторых особенностях памятника культуры, который едва не повредил художник Петр Павленский. На первой фотографии два здания страхового общества «Россия», ничем еще не примечательные, где разместилось ЧК после переезда в Москву. На следующей фотографии видим перестроенное второе здание, уже имеющее некоторые специальные особенности.

Господин Петр Павленский и сотрудники Министерства культуры, вероятно, знают, что практически под той дверью, которую пытался повредить Павленский, находились и находятся тюремные камеры. Менее известно, что в глубине здания находится идущая наверх лестница, доходящая прямо до часов на крыше памятника и ведущая в прогулочные дворики для заключенных. Именно они загорожены от остального города странной архитектурной особенностью — трехметровой стеной на крыше. И в этом — в тюрьме, в тюремных двориках, нависающих над столицей России, — и заключено архитектурное и социальное своеобразие этого дома. К концу правления Хрущева Лубянка, как говорили, перестала использоваться как политическая тюрьма. Можно бы думать, что все это ушло в прошлое, но посмотрим на две следующие фотографии реконструкции нашего памятника. На одной из них виден процесс архитектурного объединения двух зданий, производившийся в 1983 году при Андропове.

Казалось бы, если тюремные камеры в подвалах ушли в прошлое, то уже не нужны и прогулочные дворики для заключенных. Однако мы видим, что трехметровая стена вокруг этих двориков не только не была снесена, но успешно продлевается на соседнее здание. Время Хрущева прошло, и количество политзаключенных, по замыслу учителя господина Путина господина Андропова, по-видимому, должно только возрасти. Как известно, были уже заготовлены списки. По-видимому, то же происходит и в подвале с тюремными камерами.

И, наконец, на фотографии сегодняшнего вида исторического памятника мы видим, что небывалая ни в мире, ни в архитектурной практике особенность — трехметровая стена вокруг прогулочных двориков для заключенных — теперь обнимает полностью оба здания. Таким образом, дополнив заключение министерства, я хотел отметить, что едва не поврежденное здание является памятником не только уничтоженной с его помощью культуры, но и всероссийскому террору, искалечившему нашу страну и доведшему ее до нынешнего убожества.

К Чистым прудам

Район Бульварного кольца, известный как Чистые пруды, примечателен несколькими архитектурными диковинками, расположенными по большей части в 5 минутах ходьбы от станций метро «Чистые пруды» или «Тургеневская»

Если вы хотите прогуляться, идите по Мясницкой улице, где в доме № 19, находится Чайный дом Перлова, фасад которого украшен бронзовым драконом и декоративной крышей-пагодой, а внутри внимание привлекают отполированные колонны и китайские вазы. Есть легенда о том, что магазин был украшен подобным образом богатым торговцем чая Перловым, который желал произвести впечатление на молодого китайского императора во время его визита в Россию в 1893 году

Чайный дом Перлова

К великой досаде Перлова император вместо его заведения пожелал посетить магазин конкурирующего с ним торговца чаем. Внутри магазина ощущается замечательный аромат чая и кофе. Бледно-персиковое с белым здание по соседству играло важную роль в российском искусстве после того, как здесь в 1844 году было открыто Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1872 году, устроив первую большую выставку Товарищества передвижников (ТПХВ), Московская школа начала затмевать Академию искусств в Санкт-Петербурге; четыре десятилетия спустя она вышла на первый план.

Среди преподавателей был Леонид Пастернак, сын которого Борис – будущий автор романа «Доктор Живаго» – провёл своё детство в соседнем флигеле. В 1920 году школа была преобразована в Высшие художественно-технические мастерские, или Вхутемас, недолго просуществовавший советский эквивалент веймарского «Баухауза», радикальный футуризм которого встревожил Ленина. Кроме Чайного дома, лучшие местные достопримечательности Москвы расположены около или непосредственно на Чистопрудном бульваре, за углом от здания Главпочтамта.

Главный офис «Лукойла»

Бульвар и местность вокруг названы в честь водоёма в дальнем конце бульвара, до 1703 года туда сбрасывали отходы скотобоен, потом он был вычищен по приказу князя Меншикова и впредь стал известен как Чистые пруды. Ныне над бульваром возвышается здание с тонированными стёклами – главный офис «Лукойла», созданного в период кампании по приватизации в 1990-х годах. В начале бульвара стоит памятник Александру Грибоедову, армейскому офицеру, драматургу и дипломату, который был убит в Тегеране в 1829 году. Пьедестал памятника украшен барельефами персонажей из его знаменитой пьесы «Горе от ума».

Бой в прямом эфире

По данным ЦОС ФСБ, стрельба началась 19 декабря в 18:10. За событиями на Лубянке можно было наблюдать практически в прямом эфире. Многочисленные очевидцы выкладывали видео происходящего в соцсети и Telegram-каналы. В первые минуты случайные прохожие не воспринимали происходящее всерьез. В одном из кафе девушка, наблюдавшая из окна за перестрелкой, шутила и со смехом спрашивала у окружающих, бронированное ли в заведении стекло. Однако очень быстро стало понятно, что ситуация более чем серьезная.

Пробежав несколько сотен метров, стрелок занял позицию за колоннами здания по адресу Большая Лубянка, 12/1 — оно находится рядом с домом № 2, входящим в комплекс зданий ФСБ. На появившихся в сети видео можно разглядеть, как он открыл оттуда огонь из автоматического оружия по преследовавшим его бойцам ЦСН и ОМОН. Часть пуль попала в фасад дома.

Лубянка_2

Как рассказал «Известиям» офицер одного из спецподразделений Минобороны, нападавший, судя по видеозаписям, явно имел хорошие навыки обращения с огнестрельным оружием.

— Видно, что стрелок правильно держит стойку, грамотно перемещается за колонной и использует ее как укрытие, — отметил собеседник. — Такое впечатление, что он раньше занимался практической стрельбой. Но он не смог правильно определить, откуда по нему вели огонь сотрудники спецподразделений ФСБ. Скорее всего, у него не было серьезного опыта действий в реальных боевых столкновениях.

В соцсетях очевидцы сообщали, что сотрудники ФСБ просили их ради собственной безопасности оставаться в зданиях около часа.

— Нас отпустили где-то через час, вывели через черный ход, — рассказал один из очевидцев, Сергей Комлев.

После получения сигнала к месту происшествия в район Лубянки прибыли наряды вневедомственной охраны Росгвардии.

— Для безопасности граждан, которые в это время находились рядом с местом происшествия, росгвардейцы организовали оцепление. Кроме того, сотрудники Росгвардии обеспечили эвакуацию прохожих и осмотр территории, — сообщили «Известиям» в ведомстве.

Очевидцы рассказали «Известиям», что видели двух пострадавших, которых несли на носилках к каретам скорой помощи. Один из них был ранен в ногу, в каком состоянии был второй — оценить было сложно. В этот момент стрельба еще продолжалась.

— Мы с друзьями гуляли, когда услышали выстрелы, — рассказала студентка Анастасия. ­— Подумали, что кто-то фейерверки запускает. Но через какое-то время увидели, как ставят оцепление, и поняли, что что-то происходит. Испугаться не успели, честно говоря. Всё произошло очень быстро.

Лубянка_3

— Я выстрелов не слышал, у нас музыка играет. Стали забегать люди, рассказали, что стреляют. Полиция не приходила, — поделился сотрудник небольшого магазина.

По сообщению Минздрава, в инциденте получили тяжелые ранения два сотрудника ФСБ. Их доставили в НИИ имени Склифосовского. Всего медпомощь была оказана пятерым. На видеороликах видно, что первую помощь одному из пострадавших оказали сотрудники ЦСН ФСБ.

Меншикова башня

В начале XVIII века эта часть Москвы принадлежала князю Меншикову (1673-1729 годы), поднявшемуся от скромного торговца пирогами к благосостоянию и власти благодаря близости к Петру Великому, незаурядным способностям и ловкой смеси «раболепия, невоспитанности и дерзости». Меншиков понял недовольство Петра консерватизмом москвичей и православной церковью и превзошёл самого царя в показных жестах. Например, он поручил Ивану Зарудному построить (1705-1707 годы) выдающееся здание, которое соединило бы в себе западные светские формы и православную архитектуру – ярко-розовую церковь Архангела Гавриила.

Меншикова башня

Известная в народе как Меншикова башня, она гордилась колокольней с деревянным шпилем, на которой имелось пятьдесят колоколов; на её вершине была установлена позолоченная статуя архангела, церковь была на 3 метра выше, чем колокольня Ивана Великого в Кремле, до того времени считавшаяся самым высоким зданием во всей России. Гордыня Меншикова была наказана в 1723 году, когда шпиль колокольни загорелся от попавшей в него молнии. Так как Меншиков жил тогда в Ораниенбауме, а вскоре после смерти Петра вынужден был бороться за выживание, восстановление башни не предпринималось вплоть до 1766-1780 годов, когда масон Измайлов спроектировал колокольню только с двумя из трёх первоначально существовавших восьмиугольных рядов и позолоченным венцом вместо шпиля.

Однако многие особенности проекта Зарудного сохранились: например серафимы с Библией, которые украшают фасад, и массивные опоры, расположенные на левой стороне здания. Интерьер выглядит скорее католическим, чем православным, его фрески заполнены гирляндами и херувимами – масонские символы Измайлова были удалены после того, как масоны были отлучены от Церкви в 1863 году. Башня видна с улицы из-за более низкой неоклассической церкви Фёдора Стратилата. Повернув направо за обеими церквями, вы окажетесь в Кривоколенном переулке, названном так потому, что он имеет два резких изгиба. Несмотря на его название, по нему вы легко выйдете в район вокруг Маросейки. По дороге вы можете увидеть несколько интересных зданий в стиле модерн.

Апраксинский дворец

По кольцу к дому Апраксина

В центре Чистопрудного бульвара стоит театр «Современник», занимающий здание прежнего кинотеатра с изящным округлым портиком между барельефов греческих божеств. Дальше, в доме № 23 – помпезном, лазурного цвета жилом доме – с 1920 по 1934 год жил режиссёр Сергей Эйзенштейн

На чётной стороне бульвара обратите внимание на дом с фигурами, № 14, построенный в начале прошлого века, фасад которого украшает причудливое переплетение сверхъестественных существ. Находясь в этом районе, стоит совершить короткое путешествие за Бульварное кольцо, чтобы увидеть бывший дом (дворец) Апраксина, расположенный рядом, недалеко от угла улицы Покровка

Построенный в 1760-х годах, он выходит фасадом к Покровским воротам и на дорогу, ведущую к царским палатам в старинном квартале, заселённом ранее иностранцами. Дом был последним «писком» декоративного барокко в Москве: хаотичное множество изогнутых окон и зубчатых ниш, группы ангелов и коринфских пилястр, скопированных с Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Сводчатый проход в его внутренний двор увешан досками с названиями технических журналов, располагавшихся внутри, когда здесь размещалась Промышленная академия. В число её студентов входили жена Сталина Надежда Аллилуева и Никита Хрущёв, который был партийным секретарём академии.

Лубянская площадь на карте Москвы

улица Большая Лубянка, 1/3 на карте-панораме Москвы, организации, фото подробно

Фотошкола

Адрес: Пушечная ул., 15

Телефон: +7 965 351 37 92

Храм Софии Премудрости Божией

Православный храм

Адрес: Пушечная ул., 15

Режим работы: Понедельник – суббота с 10:00 до 18:00; воскресенье с 8:00 до 18:00

Телефон: +7 495 914 28 11

Интернет Группа Кибер-ка

Информационный интернет-сайт

Адрес: ул. Большая Лубянка, 1, стр. 1

График работы: Ежедневно, с 10:00 до 20:00

Телефон: +7 495 015 75 72

СтройАсфальт

Строительство и ремонт дорог, Городское благоустройство, Строительная компания

Адрес: Пушечная ул., 11

Часы работы: Понедельник – суббота круглосуточно

Телефон: +7 916 509 52 51

Мультиландия

Организация и проведение детских праздников, Товары для праздника, Праздничное агентство

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 24

Режим работы: Ежедневно, круглосуточно

Телефон: +7 985 827 13 91

Сертификация продукции и услуг

Адрес: ул. Большая Лубянка, 1/3

График работы: Понедельник – пятница с 9:00 до 18:00, перерыв с 12:00 до 13:00

Телефон: +7 499 149 57 28

Пассаж Кузнецкий Мост

Торговый центр

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19, стр. 1

График работы: Ежедневно, с 12:00 до 21:00

Телефон: +7 495 623 16 49

Циферблат

Коворкинг, Антикафе, Клуб досуга

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19, стр. 1

Часы работы: Понедельник – четверг с 10:00 до 0:00; пятница, суббота с 10:00 до 6:00; воскресенье с 10:00 до 0:00

Телефон: +7 962 964 67 86

Остров Туров

Турагентство, Железнодорожные и авиабилеты

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19, стр. 1

Режим работы: Понедельник – пятница с 11:00 до 19:00; суббота с 11:00 до 15:00

Телефон: +7 926 941 11 66

Wi-Fi хот-спот

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19

График работы: Ежедневно, круглосуточно

Телефон: 8 800 333 70 00

Шашлыкоff

Бар, паб

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19, стр. 1

Режим работы: Понедельник – четверг с 10:00 до 0:00; пятница, суббота с 10:00 до 3:00; воскресенье с 10:00 до 0:00

Телефон: +7 495 792 39 30

Mandy’s Apothecary Irish Pub

Бар, паб, Ресторан

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19, стр. 1

График работы: Понедельник – четверг с 12:00 до 0:00; пятница, суббота с 12:00 до 3:00; воскресенье с 12:00 до 0:00

Телефон: +7 926 411 41 04

Кофейня 1554 ЦДМ

Кофейня, Спорт-бар

Адрес: Театральный пр., 5, стр. 1

Режим работы: Понедельник – четверг с 10:00 до 22:00; пятница – воскресенье круглосуточно

Достопримечательность

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19, стр. 1

Лаки Чан

Кафе, Ресторан, Спорт-бар

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 19, стр. 1

Режим работы: Понедельник – четверг с 11:00 до 0:00; пятница – воскресенье с 11:00 до 6:00

Телефон: +7 903 226 97 79

Репрессированная элита

Сегодня об условиях содержания заключенных во внутренней тюрьме, о царивших в ней законах и нравах могут беспристрастно рассказать лишь документы, сохранившиеся в правовом управлении ФСБ. Например, учетный журнал регистрации заключенных Лубянской (внутренней) тюрьм ы за 1937 год.

Это толстое, в пятьсот листов дело с картонными обложками под серо-коричневый с красными прожилками мрамор. Красновато-бурую паутину можно сравнить с подтеками крови, запекшейся на тюремном полу.

Из учетного журнала заключенных внутренней тюрьмы за 1937 год

Арестованный № 365 Бухарин Николай Иванович, 1888–1938 гг. (Отметки о фотографии нет. Видимо, в этом не было никакой надобности – редактора «Правды» и «Известий» знали все.) Прибыл 28 февраля 1937 г., выбыл в Лефортово 14 марта 1938 г.

Арестованный № 1615 Рудзутак Ян Эрнестович, 1887–1938 гг. (участник революции 1905–1907 гг. в Риге, революции 1917 г. в Москве, нарком путей сообщения, генеральный секретарь ВЦСПС). Прибыл 5 сентября, убыл 5 октября 1937 г. в Лефортовскую тюрьму.

Арестованный № 2068 Туполев Андрей Николаевич, 1888–1972 гг. (выдающийся советский авиаконструктор, в будущем академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. В Лубянской тюрьме находился дважды: с 23 октября 1937 г. по 8 октября 1938 г. и с 18 января по 17 июня 1939 г.). Выбыл в Бутырскую тюрьму.

Арестованный № 2631 Вацетис Иоаким Иоакимович, 1873–1938 гг. (командарм 2-го ранга, в Гражданскую войну – главком Вооруженных Сил Республики). В «нутрянке» с 10 декабря 1937 г. по 9 января 1938 г., выбыл в Лефортовскую тюрьму.

Справка:

Отметка в учетном журнале об убытии арестанта в Лефортово или Лефортовскую тюрьму означала расстрел. Все последующие годы советской власти это была единственная в Москве тюрьма, где казнили приговоренных к смерти.

…В тот роковой год в лубянских застенках оказались сотни известных на всю страну людей.

Видные государственные и партийные деятели – распространитель «Искры» и организатор подпольной бакинской типографии «Нина» Енукидзе Авель Сафронович; связной скрывавшегося в Разливе Ленина – Шотман Александр Васильевич; деятель венгерского и международного коммунистического движения Бела Кун…

Выдающиеся конструкторы и ученые – создатель тяжелых бомбардировщиков Петляков Владимир Михайлович; автор теории воздушно-ракетных двигателей Стечкин Борис Сергеевич; основатель советского ракетостроения Королев Сергей Павлович

Писатели и деятели культуры – создатель детского театра Сац Наталья Ильинична, бытописатель революционной эпохи Пильняк Борис Андреевич, драматург Киршон Владимир Михайлович…

Решетки и камни Лубянской тюрьмы стали уделом сотрудников ВЧК-ОГПУ и их родственников. Участник трех революций, сотрудник ВЧК со дня ее основания Павлуновский Иван Петрович; начальник Разведупра штаба РККА Берзин Ян Карлович; первый руководитель ИНО ОГПУ РСФСР Давтян Яков Христофорович; руководитель внешней разведки НКВД Артузов Артур Христианович; резидент ИНО ОГПУ РСФСР в Вене Запорожец Иван Васильевич; легендарный разведчик Быстролетов Дмитрий Александрович и многие-многие другие.

Всего с 1 января по 31 декабря 1937 года в Лубянскую тюрьму были помещены 2857 человек. Всех допросили, составили протоколы и через некоторое время вручили подорожную – кому в Бутырку, а кому в Лефортово, то есть в вечность. Лишь 24 человека были отпущены домой. Хотя кто знал, надолго ли…

Даже в дни революционных праздников не останавливался набравший обороты маховик репрессий. 1 мая 1937 года в «нутрянку» были помещены 4 узника. 7 ноября – 5. 21 декабря, в день рождения Сталина, – 6 «врагов народа». Это не выходило за пределы среднесуточной нормы Лубянской тюрьмы: от 2 до 20 человек. Когда же наступил последний день этого смертельно страшного года, тюрьма, будто спохватившись о двух дюжинах отпущенных на волю заключенных, тут же поглотила еще 24 человека.

Реконструкция здания и расширение комплекса

Реконструкция здания КГБ в 1983 году. Виден асимметричный фасад, характерный для здания в 1940—1980-е годы. Левая половина здания (забрана лесами) в этот период ближе сохраняла облик начала века

Подсветка здания в ночное время суток

По мере роста аппарата спецслужб требовалось расширение помещений. В 1932—1933 по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и Безрукова к дому ОГПУ был пристроен новый корпус в стиле конструктивизма. Ш-образное здание выходило главным фасадом на Фуркасовский переулок, а закругленные углы смотрели на Большую и Малую Лубянку. Одновременно с этим дом № 2 был надстроен двумя этажами в связи с расширением внутренней тюрьмы.

При наркоме Лаврентии Берии было принято решение об очередном расширении здания. Проект реконструкции был поручен А. В. Щусеву. Архитектору пришла идея о капитальной реконструкции и расширении здания: объединить дом № 1, построенный Проскурниным и дом № 2, построенный А. В. Ивановым. Проект 1939 года предусматривал объединение зданий с общим главным фасадом на Лубянской площади и превращение части Малой Лубянки от Лубянской площади до Фуркасовского переулка во внутренний двор здания. В январе 1940 года эскиз будущего здания был утверждён Берией. Но приступить к большой реконструкции здания помешала война.

Работы по отделке и реконструкции правой части здания (бывший дом № 1) были начаты в 1944 году и завершены в 1947. Левая же часть здания, хотя и была увеличена на 2 этажа ещё в 1930-х, во многом сохраняла исторический облик начала века, включая даже некоторые архитектурные элементы. Здание оставалось асимметричным до 1983 года. Только тогда были завершены работы по задумке Щусева и здание получило свой современный симметричный облик. Одновременно с этой последней реконструкцией основного здания в конце 1970-х — начала 1980-х годов на Лубянке появились два новых здания КГБ.

Журнал «Архитектура и строительство» в 1946 году писал: «Ярко художественная индивидуальность Щусева сказалась в том, что он в данном случае решил проблему градостроительного значения здания в ансамбле центра Москвы». В первой посмертной биографии архитектора Н. Соколов написал: «Щусев дал ещё одну своеобразную трактовку русской национальной архитектуры, создал правдивый образ административного здания для крупного государственного учреждения, образ не аскетический, не суровый, а свидетельствующий об изобилии духовной и материальной культуры». Однако существует предание, что сам Щусев об этом здании сказал: «Попросили меня построить застенок, ну я и построил им тюрьму повеселее».

Система угнетения психики

Из инструкции по управлению внутренней (секретной) тюрьмой управления делами особого отдела ВЧК, утвержденной 29 марта 1920 года: «Внутренняя (секретная) тюрьма имеет своим назначением содержание под стражей наиболее важных контрреволюционеров и шпионов на то время, пока ведется по их делам следствие, или тогда, когда в силу известных причин необходи мо арестованного совершенно отрезать от внешнего мира, скрыть его местопребывание, абсолютно лишить его возможности каким-либо путем сноситься с волей, бежать и т. п.».

Мешкообразное здание внутренней тюрьмы наверху оканчивается прямоугольником неба вместо потолка. Это был прогулочный двор, поделенный глухими перегородками на шесть равных площадок. Находясь здесь, не слыша городского гула, не видя ничего, кроме неба и стен, трудно поверить, что ты в центре мегаполиса и под ногами не земля, а плоская крыша и внизу шесть этажей тюрьмы.

Узников сюда поднимали на грузовом лифте, двигавшемся умышленно долго и с оглушительным лязганьем, или вели мрачными лестничными маршами – словно из преисподней, наверх, к солнцу.

Огромный проем посередине, между лестницами, был затянут проволочной сеткой – во избежание попыток заключенных покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз на бетонный пол.

Ягода, Ежов и лубянский маршал Лаврентий Берия владели системой угнетения психики заключенных, которая делала их сговорчивыми. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что они лично отдавали распоряжения, кого из узников вывести на прогулку по лестнице, а кого для пущей острастки поднять на лифте.

Так из мистификации родился миф о «лубянских подвалах». Миф, который в советские годы передавался из поколения в поколение.

Еще одна тюремная хитрость. Номера камерам присваивались не по порядку, а вразнобой, и заключенные не могли узнать не только их общее количество, но даже определить место своего застенка. В 1983 году, во время краткого андроповского правления, когда камеры начали переоборудовать в кабинеты, пришлось сломать несколько внутренних стен. Оказалось, что все они внутри имели ничем не заполненные полости. Таким образом узники лишались своей извечной привилегии – возможности перестукиваться друг с другом, используя «тюремный телеграф».

Отсюда никогда не было побегов.

В шести камерах-музеях, оставленных нетронутыми в назидание грядущим поколениям, нетленный запах карболки, параши, грязного белья и кислых щей.

Гнетущая тишина затаила в себе оцепенение, ужас и отчаяние тех, кто дожидался здесь своей участи.

Здесь начинаешь верить в то, что каменные стены обладают энергоинформационной памятью…

Показательное выступление

Благодаря оперативной реакции силовиков из разных ведомств, жертв среди гражданского населения удалось избежать. Место ЧП быстро окружили. По словам очевидцев, полицейские отгоняли прохожих подальше от территории, на которой проводилась операция по ликвидации преступников.

В зданиях ФСБ постоянно дежурит оперативная группа Центра специального назначения. Кроме того, рядом с комплексом зданий на время новогодних праздников несло дежурство подразделение ОМОН, оснащенное оружием и спецсредствами. Вскоре после начала стрельбы в городе были введены повышенные меры безопасности.

По данным «Известий», у обезвреженного стрелка был рюкзак, в котором могло быть самодельное взрывное устройство. Поэтому в девятом часу вечера в четверг к работе приступили взрывотехники ФСБ. Для исследования тела нападавшего они использовали специального робота-сапера.

ЛУбянка_6

— Это показательное выступление, попытка продемонстрировать, что терроризм еще не уничтожили, — заявил «Известиям» член комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный. — К сожалению, есть жертвы. Но нельзя не отметить профессиональную работу тех, кто противостоял нападавшим на Лубянке. Если бы не они, жертв могло быть больше.

По словам депутата, сегодня именно Россия является тем государством, которое не на словах, а на деле борется с терроризмом, причем очень эффективно. За последние 10 лет число преступлений террористической направленности на территории России сократилось в сто раз. Только в этом году правоохранительные органы предотвратили 33 теракта, напомнил парламентарий.

Материал подготовили: Ярослава Костенко, Анна Ивушкина, Роман Крецул, Антон Лавров, Алексей Рамм, Богдан Степовой

Комментировать
0