Права и обязанности
Согласно Конституции граждане СССР имели определенные права и обязанности.
Краткое описание прав включало следующие пункты:
На труд. Это означало, что каждому гражданину СССР гарантировалось рабочее место. Практически безработица равнялась нулю.
На отдых. Рабочий день каждого человека составлял 8 часов. Раз в год людям предоставлялся отпуск.
На образование. Вводилось бесплатное образование в школах и вузах. При этом изучение программы 8 классов считалось обязательным.
Каждый гражданин получал равные права вне зависимости от пола. Всем людям обеспечивалась неприкосновенность и безопасность.
При этом на граждан накладывались обязанности:
Защита своего Отечества. Вводилась обязательная служба в армии.
Соблюдение законов. Это касалось и дисциплины на производстве.
Защита социалистической собственности. Нанесение ей вреда или хищение преследовалось по закону.
Принятие Конституции 1936 года
Основополагающим в создании и принятии Конституции 1936 года можно считать произошедший в 1934 году XVII Съезд ВКП(б) – Всесоюзной коммунистической партии большевиков. На данном собрании было объявлено о победе социализма, и активному обсуждению подверглись вопросы начала отмирания государства. Юристы – теоретики видели в этом процессе тенденцию к рассвету демократии советского государства, а также к началу становления общественного самоуправления и постепенной передаче определенных функций государства организациям.
В феврале 1935 года, после того, как VII-м Всесоюзным Съездом Советов был заслушан доклад «Об изменениях в Советской Конституции» В.М. Молотова, было принято Постановление «О внесении некоторых изменений в Конституцию ССР». Съезд внес предложение ЦИК ССР по избранию конституционной комиссии с целью пересмотреть действующую Конституцию.
Разработка законопроекта проходила в горячих обсуждениях. Современные историки и правоведы, опираясь на теоретические и методологические аспекты своих исследований, считают, что в данном процессе участвовали около 75 млн людей, т.е. примерно 80 % взрослого населения государства на тот момент. На данном этапе проверить эту информацию довольно сложно, так, советский и российский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян отметил – «и на то время, и позже – официоз не жалел красок, рисуя картину одобрения, всеобщей радости и конструктивного обсуждения проекта Конституции», тем самым подтверждая, что указанные цифры носят скорее произвольный характер и проверке не поддаются.
25 ноября 1936 года на VIII Всесоюзном Чрезвычайном Съезде Советов, проходившем в Москве, из всех присутствовавших делегатов, число которых составляло 2016 человек, 40 % были крестьяне, после долгих прений 65-ти делегатов, был одобрен доклад, который И.В. Сталин подготовил согласно поручению конституционной комиссии.
Стоит отметить, что Конституцию 1936 года часто называют «Сталинской Конституцией», однако согласно источникам, роль Сталина в ее создании является эпизодичной. Он выразил свою позицию в потребности создать новый закон, в созыве конституционной комиссии, где стал председателем, а также в корректировке проекта. Вносимые им предложения не всегда становились решающими. Как уже было указано ранее, «толчком» к созданию новой Конституции стал доклад В.М. Молотова, который в последствии был заместителем Сталина в конституционной комиссии. Сталин также участвовал в завершающем этапе принятия Конституции, исследуя результаты обсуждения народом проекта и поддерживая предлагаемые гражданами изменения, что возможно и повлияло на провозглашение народом Конституции 1936 года Сталинской Конституцией.
Члены редакционной комиссии в течение недели обсуждали каждую статью проекта новой Конституции на предмет внесения в нее дополнений и поправок. В ходе этой работы изменениям и дополнениям подверглись 38 статей (всего в проекте было представлено 146 статей). Большая часть поправок имела редакционный характер и не имела отношения к поправкам, которые вносились гражданами из народа. Такие факты позволяют сделать вывод, что государство целенаправленно привлекло народ к участию в создании нового закона, дав возможность гражданам поверить в свою значимость в управлении страной, а также в расцвет демократии.
В декабре 1936 года, 5-го числа, прошло последнее заседание VIII ЧВСС, где был утвержден окончательный текст Конституции СССР. Этот день объявили всенародным праздником, а Конституция 1936 года стала официальным источником, провозглашавшим победу социализма в СССР.
Судебная система
Сталинская конституция Советского союза 1936 года систематизировала суды. Вводилась иерархия, когда дела, разделенные по приоритетам, рассматривались в определенных учреждениях. Например, незначительные происшествия рассматривали суды в городе и селах, более значимые происшествия разбирались на областном уровне, а преступления государственного масштаба и значимости разбирались в Москве, в Верховном суде. Судебная иерархия снизу вверх представлена в виде судов:
- Народный.
- Окружной.
- Краевой.
- Верховный.
Конституция наделяла Верховный Совет правом формировать особые суды для разбирательства с важнейшими делами. В дальнейшем, например, такие суды формировались для изучения деталей Чернобыльской катастрофы.
Вне зависимости места проведения заседания, все суды в СССР должны были стать открытыми и прозрачными. Каждый судья должен был действовать объективно. Судья избирался на 5 лет, назначаясь «сверху». Проведение судебных заседаний было запрещено без привлечения народных заседателей. Причем они привлекались вне зависимости от типа судебного учреждения. Заседатели были простыми трудящимися, выдвигаемыми от коллективов. Каждый заседатель выбирался на свой пост на 2 года, частично освобождаясь от своих трудовых обязанностей на время работы в суде.
Судебная система СССР в целом фиксировала свою независимость и самостоятельность. На бумаге заявлялось о принципах прозрачности и объективности, но реально вводился еще 1 орган, который контролировал суды – прокуратура. Прокуратуры также действовали по иерархии: Генеральная прокуратура в Москве, региональная, областная, народная. Генеральный прокурор назначался решением Верховного Совета на 5 лет. В функции прокуратуры входил контроль за соблюдением законности действий судов. Если о судах нельзя говорить о независимости, поскольку над ними был контрольный орган, то о прокуратуре можно говорить как о полностью независимом органе. Они не подчинялись никаким органам власти, неся ответственность только перед Генеральным прокурором.
Форма государственной власти
Законодательная власть в СССР была сосредоточена в руках Верховного Совета. В этот орган избирались депутаты, срок пребывания в должности составлял 4 года.
Уже здесь прослеживается интересное противоречие: конституция фиксировала, что Верховный Совет является главным управляющим органом, однако де-факто вся полнота власти принадлежала ЦК партии.
Верховный Совет был двухуровневым органом: формировался из двух палат, каждая из комплектовалась избранными депутатами:
- Совет Союзов. Общегосударственный орган, занятый решением самых крупных проблем и вопросов. Комплектовался из расчета 1 депутат на 300 тысяч человек населения;
- Совет Национальностей. Был занят решением отдельных республиканских вопросов. Комплектовался следующим образом: в Совет входило по 32 депутата от каждой республики, 11 от каждой автономной республики и по 5 человек от каждой автономной области.
При этом в каждой республике существовал свой собственный Верховный Совет с такой же выборной системы. Органы местного самоуправления напрямую подчинялись Москве и занимались решением республиканских вопросов, не требующих внимания центрального Верховного Совета.
Глава IX. Суд и прокуратура
Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.
Статья 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Статья 104. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.
Статья 105. Верховный Суд СССР и специальные суды СССР избираются Верховным Советом СССР сроком на пять лет.
Статья 106. Верховные Суды союзных республик избираются Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.
Статья 107. Верховные Суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.
Статья 108. Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избираются краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.
Статья 109. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании — сроком на три года.
Статья 110. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомлении с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке
Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.
Статья 112. Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Прокурора СССР. Статья 114. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.
Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Прокурором СССР сроком на пять лет.
Статья 116. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.
Статья 117. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.
Права и свободы граждан в Конституции 1936 года
Право на труд. Граждане СССР имеют гарантированное право на получение работы и оплату, учитывая количество и качество производимой ими работы.
Право на отдых. Заключается в установлении для трудящихся 8-часового рабочего дня, а также в сокращении часов работы в зависимости от профессии, в установлении отпусков, предоставлении путевок в санатории, дома отдыха и клубы.
Право на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности или болезни. Бесплатная медицинская помощь, а также социальное страхование рабочих.
Право на образование. Обязательное 8-летнее образование, а также высокий уровень развития среднего, профессионального и высшего образования. Все виды образования бесплатны.
Права женщин. Данная статья предоставляет для женщин равные с мужчиной права – на труд, отдых, оплату труда, и др. Кроме того предусматривает дополнительные права, например, охрана интересов матери и ребенка, помощь одиноким матерям и т.п.
Равноправие граждан. Речь идет о наличии у граждан равных прав, независимо от расы и национальности.
Право на свободу совести. Право обеспечено отделением церкви от государста и школ от церкви. Граждане свободны в отношении религии.
Права трудящихся. Согласно положениям Конституции 1936 года, гражданам СССР законом гарантировались следующие демократические права:
- свобода слова;
- свобода собраний и митингов;
- свобода печати;
- свобода уличных шествий и демонстраций.
Право объединения в общественные организации. Данные организации могут объединяться на основе:
- профессиональных союзов;
- спортивных и оборонных организаций;
- кооперативных объединений;
- организаций молодежи;
- культурных, технических и научных обществ.
Неприкосновенность личности. Ни один гражданин СССР не может подвергаться аресту без санкции прокурора или постановления суда.
Неприкосновенность жилища и тайна переписки. Данные права граждан СССР охраняются законом.
Право на убежище. Данное право предоставляется государством для особых субъектов – иностранных граждан, которые преследуются в своих странах за общественную деятельность, защиту интересов трудящихся или национально-освободительную борьбу.
Избирательные права. Выборы осуществляются на основе равного, всеобщего, прямого избирательного права граждан СССР методом тайного голосования.
Разработка и утверждение новой Конституции СССР
Принятая в 1924 году Конституция СССР соответствовала экономике и политике переходной эпохи от капитализма к социализму. С тех пор в нашей стране произошли коренные изменения. Был построен экономический фундамент социализма и преодолена многоукладность экономики, ликвидированы все эксплуататорские классы, а крестьянство превратилось в социалистический класс колхозного крестьянства. Сформировались и расцвели социалистические нации. Все это означало, что в СССР окончилась переходная эпоха от капитализма к социализму, в основном построен социализм.
Пленум ЦК ВКП(б) в феврале 1935 года признал необходимым внести изменения в действующую Конституцию в соответствии с коренными изменениями в стране и перейти ко всеобщим и равным выборам. Через несколько дней VII Всесоюзный съезд Советов поддержал это предложение. 7 февраля Центральный Исполнительный Комитет СССР образовал Конституционную комиссию под председательством И. В. Сталина. К разработке проекта Конституции были привлечены видные партийные и государственные деятели, передовые рабочие и колхозники, ученые, специалисты. Пленум ЦК ВКП(б) и Президиум ЦИК СССР в июне 1936 года одобрили проект Конституции и решили опубликовать его в печати для всенародного обсуждения, а для окончательного утверждения Конституции собрать Чрезвычайный съезд Советов СССР.
12 июня 1936 года проект новой Конституции был опубликован во всех газетах, после чего развернулось его всенародное обсуждение, длившееся пять с половиной месяцев. В обсуждении участвовало более 50 млн. человек. История не знала другого такого примера участия народа в разработке Конституции.
Советский народ горячо одобрил проект Конституции. Вместе с тем в ходе всенародного обсуждения было внесено около двух миллионов поправок, дополнений, редакционных изменений, многие из них были учтены. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию. День 5 декабря стал Днем Конституции, всенародным праздником.
Родина стала для нас матерью
Мой родной край граничит с Северной Америкой. Охотясь на морских зверей – нерп, моржей, китов, мы нередко встречаем охотников-эскимосов с Аляски. Бывало, раньше мы им завидовали, они всегда имели… хорошее охотничье снаряжение.
А сейчас они завидуют нам. Их по-прежнему грабят американские купцы-шхуновладельцы, а у нас на Чукотке вместо кулаков-богатеев повсюду охотничьи промысловые колхозы. Мы охотились раньше веслами, а теперь у нас моторные лодки. Мы стали грамотным, здоровым народом. У нас есть свои школы, больницы, клубы; кочевые чукчи имеют красные яранги.
Вот что значит равноправие граждан, независимо от их национальности и расы, о котором говорится в Конституции и которого нет нигде в мире, кроме СССР.
С. Ацитахин, Чукотский национальный округ.
- < Культурная революция в СССР 1937-1939
- -> Построение в основном социалистического общества в СССР >
Генеральном секретарь ЦК партии
Находясь длительный период на посту генерального секретаря ЦК партии, И. В. Сталин вместе с другими руководящими деятелями активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков капиталистического окружения. В этой политической и идейной борьбе Сталин приобрел большой авторитет и популярность. Сталин начал единолично решать важнейшие вопросы партийной и государственной жизни.
Противники Сталина обвиняли его в : грубости, капризности, нетерпимости к критике, чрезмерной подозрительности.
{Примечание – материал из другого источника: Сталин предвидел будущие огромные проблемы недопонимания, сложности, многогранности, всеобъемлемости глобального конфликта народной власти с мировыми объединенными силами капитализма, слабости народной памяти, которой хватает на одно два поколения – и силы несменяемых поколений мировой финансовой закулисы, формула Сталина о том, что будто бы по мере продвижения Советского Союза к социализму классовая борьба будет все более и более обостряться в 1991 г стала для СССР пророческой.
Эта формула, верная не только для определенных этапов переходного периода, когда решался вопрос «кто кого?», когда, шла упорная классовая борьба за построение основ социализма, была Сталиным выдвинута на первый план и в предвоенный 1937-39 гг, в момент, когда решалась сможет ли страна окончательно победить вредителей, предателей родины – представителей пятой колоны мировой капиталистической закулисы, а так же остатки не изменивших свое мнение эксплуататорских классов и подготовить страну к великому испытанию – битвы страны народной власти с практически всем капиталистическом миром и его приспешниками в будущей мировой войне за право существовать как страны так и народа осмелившегося взять в свои руки власть над 1/6 суши земного шара.
Конечно были и ошибки в выявлении противников и вероятных будущих предателей и просто сомневающихся (как по глупости не понимающих, так и идейных противников), но массовые репрессии в которых обвиняют Сталина на деле (по данным архивов) оказались в разы менее масштабными как их рисовали диссиденты и сейчас использует в своих пропаганде запад. Да были ошибки, но если посмотреть правде в глаза то их в многомиллионной стране не возможно было избежать.
Следует понимать что лучше ошибиться, и даже сломать судьбы сотен тысяч людей, но дать шанс выжить миллионам граждан, победив, отстояв свое право на жизнь и свободу (по планам Гитлера подстрекаемого западом и отдавшим под его власть всю Европу (например, Англия отдала весь золотовалютный запас приселенной к Германии Австрии хранившиеся в это время в Англии) – славян на территории СССР не должно было остаться абсолютно).
Например, до сих пор вызывают споры, правильно ли поступил Сталин предав суду героев гражданской войны, выдающиеся командиров Красной Армии: В. К. Блюхера, П. Е. Дыбенко, А. И. Егорова, М. Н. Тухачевского и др. По открывшимся сейчас архивным данным многие из них были действительно колеблющимися относительно правильности политики и руководства страны, а в минуты небывалых испытаний страны это могло привести к поражения и последующему показательному геноциду народа, впервые в истории человечества устроившего народовластие на огромной территории.}
Героический рабочий класс, трудящееся крестьянство, советская интеллигенция под руководством великой партии коммунистов по плану, начертанному бессмертным Лениным, победоносно строили социализм.
Судебная система
По Конституции была изменена судебная система. Вводился принцип иерархии. Каждое судебное дело рассматривало определенное учреждение.
Суды разделялись в зависимости от иерархической лестницы:
- Народный;
- Окружной;
- Краевой;
- Верховный.
Каждое из судебных заведений вело дела своего уровня. В Верховном суде рассматривались только преступления, совершенные на государственном уровне.
Вне зависимости от иерархии каждый судья выбирался на срок 5 лет. Все разбирательства дел проходились с участием народных заседателей, которые были выходцами из народных коллективов. Избирались они на 2 года. На время трудовой деятельности в суде люди освобождались с места основной работы.
Общественное устройство
Общественное устройство СССР было установлено в 12 статьях главы I.
Согласно статье 1 Конституции «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».
Согласно статье 2 «политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата».
Согласно статье 3 «вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».
Согласно статье 4 «экономическую основу СССР составляют социалистическая экономика и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком».
Согласно статье 5 «социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».
Согласно статье 6 «земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием».
Согласно статье 7 «общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций. Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно уставу сельскохозяйственной артели».
Согласно статье 8 «земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно».
Согласно статье 9 «наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда».
Согласно статье 10 «право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом».
Согласно статье 11 «хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности».
Согласно статье 12 «труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: „кто не работает, тот не ест“. В СССР осуществляется принцип социализма: „от каждого по его способности, каждому — по его труду“».
Высказывания трудящихся о Конституции СССР
Печатается по текстам газет «Правда», «Известия» за июнь – октябрь 1936-1937 годов
Воплощение мечты
Я электрик-энергетик. Полвека работаю в этой любимой мною области. Много лет назад, когда я начинал работать, я мечтал о том времени, когда энергетика широко разовьется на моей родине. Увы, десятки лет эти мечты так и оставались мечтами! Грянула революция…
Преобразилась моя родина! Мечты моей юности, многолетние мечтания инженера реально воплощены в жизнь. А что главное – грандиозны и необозримы перспективы! Смели ли мы, инженеры-электрики, 30-40 лет назад мечтать о тех грандиозных горизонтах, которые открываются перед нами сейчас третьим пятилетним планом? Эти перспективы вселяют радость и гордость за свою страну, за себя.
Проф. М. Шателен, член-корреспондент Академии наук СССР.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Материя Информация Мера (5/2) |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) (4/3) |
Контакт с “тонким миром” (5/4) |
Материя Информация Мера (5/2) |
Смена вод (информации) в жизни общества (5/1) |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) (4/3) |
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? (3.5/4) |
Религиозность и её роль в жизни современного человека (1/1) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий “Алтай” после 18.06.2018 года (5/11) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
О создании фильма “Час Быка” (5/7) |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности (5/6) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности (5/6) |
Бросил пить. Что дальше? (5/5) |
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа (5/5) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Управление государством
Вся полнота законодательной власти передавалась Верховному Совету. Это был избирательный орган. Депутаты избирались на 4 года. Получилась забавная ситуация – с одной стороны конституция фиксировала, что ВС это главный орган в стране, но с другой стороны все знали и понимали, что реальная власть у ЦК партии. Это главное отличие конституции 1936 года от конституции 1924 года, где вся полнота власти передавалась съезду Советов. Теперь же система управления менялась кардинально, поскольку в 1924 году правление должно было быть экстренным (гражданская война), а в 1936 году оно должно было быть продуктивным (в СССР победил социализм и требовалось его развивать). Система управления СССР, сформировавшаяся после 1936 года, схематически может быть представлена следующим образом.
Верховный совет был двухуровневым. Он состоял из 2-ух палат, каждая их которых формировалась избранными депутатами:
- Совет Союзов. Занимался общегосударственными делами. Формировался из расчета на 300 тыс человек 1 депутат.
- Совет Национальностей. Занимался республиканскими вопросами. Формировался из 32 кандидатов от каждой республики. Дополнительно по 11 человек от каждой автономной республики и 5 от автономной области.
Каждая республика должна была сформировать свой, республиканский ВС, также избираемый на 4 года. Он решал все местные вопросы и подчинялся по иерархии Москве. В его непосредственном подчинении находились республиканское правительство и совет министров. Каждый из этих органов был подконтрольным и сосредотачивал в своих руках исполнительную власть.
Гражданские свободы и права
Заметки на полях
В этом контексте стоит рассмотреть попытку Хазанова «короновать» Путина и возложить на него всю ответственность.
ТАСС: Выяснилось, что артист пришёл в Кремль не с пустыми руками и приготовился презентовать главе государства свой подарок, который он подготовил к недавнему дню рождения Путина. Выяснилось, что в Кремль Хазанов принес копию российской императорской короны.
Если бы вы что-то поскромнее принесли, я бы себе оставил, а так придется теперь сдать в Кремль,
— сказал Путин.
Хазанов предположил, что одна корона продолжит стоять в Алмазном фонде, а его подарок «может стоять в кабинете» главы государства.
Нет, нет, спасибо большое,
— отказался от предложения Путин.
Взяв в руки подарок, глава государства водрузил корону на артиста, заметив:
Поскольку юбиляр сегодня не я, а вы, то вам как раз это и подойдёт.
Избирательные права
Все органы власти в СССР были выборными. Выборы проводились всесословными, прямыми и тайными. система выборов идентична той, которую мы имеем сегодня. Уникальным было то, что в Советском Союзе каждый человек стал обладать равными правами голоса (1 избиратель – 1 голос), и к выборам допускались все граждане СССР, после 18-ти лет. Никаких дополнительных ограничений не было. Для сравнения – в Швейцарии женщинам разрешили голосовать в 1959 году, в США в 1920 году, в германии в 1949 году, в Испании в в 1977 году. В России это случилось сразу после Революции 1917 года, а конституция только закрепила эти права.
На роль депутата мог претендовать любой человек старше 23 лет. Других ограничений не было. Но их не было на бумаге. В действительности же депутатом мог быть только член партии.
Отдельно обращаю внимание на Пункт 142 Сталинской конституции, где устанавливались обязанности депутатов. Он должен был ежеквартально и ежегодно отчитываться перед избирателями о проделанной работе
Это вводило систему ответственности депутата перед избирателями. тем более, что чаще всего депутаты избирались заводами, отчитывались перед своими коллегами. У депутатов не было неприкосновенности. Каждый мог лишиться депутатского статуса в любую минуту. Для этого большинство избирателей должны были проголосовать. Делалось это довольно легко, поскольку депутат выдвигался от трудового коллектива, перед которым нес ответственность и отчитывался.