Проект F-X
Япония начала задумываться о создании собственного стелс-истребителя после того, как в конце 90-х годов прошлого века США отказались продавать свои передовые самолеты F-22 кому-либо, в том числе союзному Токио.
Большая часть развития программы F-X коррелирует с разработкой другого экспериментального истребителя Mitsubishi X-2 Shinshin. Разработка демонстратора X-2 позволяла Японии опробовать новые технологии, связанные с их истребителями следующего поколения. X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года, а его испытания завершились в марте 2018 года.
Однако к октябрю 2018 года Минобороны Японии начало исключать возможность проектирования истребителя на основе существующих разработок. Также были определены пять ключевых аспектов разработки программы в качестве приоритетных:
-
возможность долгосрочного превосходства в воздухе;
-
расширение возможностей нового истребителя за счет внедрения технологий следующего поколения;
-
возможность модификации и обновления новой платформы;
-
непосредственное участие японской промышленности в производстве истребителя;
-
доступная стоимость.
В начале февраля 2019 года Минобороны Японии объявило, что будет запущена программа Future Fighter под общим руководством Токио. При этом, возможность сотрудничества с иностранными оборонными подрядчиками все еще возможна.
В конце декабря 2019 года Министерство обороны Японии присвоило проекту наименование F-X и опубликовало его предполагаемый облик. Также было заявлено, что данный истребитель заменит собой стоящий на вооружении японских ВВС Mitsubishi F-2 (модификация Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon).
В СМИ стало попадать примерное описание самолета:
F-X — это истребитель-невидимка с двумя двигателями, созданный для достижения превосходства в воздухе. По терминологии японского Министерства обороны, технологии и возможности, которыми будет обладать этот самолет, позволяют классифицировать его как истребитель шестого поколения.
Упоминается, что F-X будет крупнее в размерах, чем американский F-22, что указывает на то, что самолет будет обладать очень большой дальностью полета и сможет нести больше вооружения.
Незаметность для радаров противника, конструкция планера с использованием разнообразных современных материалов, активные и пассивные радары нового поколения для обнаружения целей, взаимодействие с беспилотниками, передовая система управления самолетом (вплоть до управления им голосом), принципиально новые двигатели — все это обещает быть реализованным японскими инженерами.
Опередившие свое время
Есть версия, что текущие модели истребителей рассчитаны на несение службы в течение 50 лет. Это косвенно подтверждается тем фактом, что самолеты даже предыдущего, 4 поколения, разработанные в середине 60-х, успешно служат в армиях ведущих военных держав мира до сих пор. Базовые их характеристики – скорость истребителя, вооруженность, маневренность – вполне отвечают, полагают эксперты, современным задачам. К таковым, в частности, относятся такие машины, как российский Су-30, американский F-14.
Есть также мнение, что даже некоторые самолеты 4-го поколения могут вполне успешно конкурировать в каких-то компонентах с перспективными разработками. В частности, к таковым некоторые эксперты причисляют истребители России – Су-35, МиГ-29 в новейших модификациях. К тому же существующие машины (как 4, так и 5 поколения) обладают, как считают многие специалисты, колоссальным потенциалом для модернизации. И потому многие функции из числа тех, что ожидается увидеть в перспективных самолетах, вполне можно “привинтить” к образцам предыдущего поколения истребителей.
«Волшебные» блеск и нищета американского авиапрома
Роупер считает, что испытанный тайно полномасштабный «демонстратор» – заметьте, даже не прототип (!) (в тексте full-scale flight demonstrator) – полностью оправдал надежды тех, кто в своё время одобрил программу его создания. Кстати, название проекта тоже достаточно красноречиво – Next Generation Air Dominance, что буквально означает «Достижение превосходства в воздухе в следующем поколении» (статья в оригинале: The US Air Force has built and flown a mysterious full-scale prototype of its future fighter jet).
Однако в суровом мире военно-промышленных реалий если и случается волшебство, то это неожиданная премия под Новый год или, к примеру, фильм «Кин-дза-дза», где летают ну очень волшебные пепелацы художника Теодора Тэжика. Всё остальное поверяется расчётами и испытаниями.
defensenews.com
Статья Уилла Роупера в издании Defense One.
Между тем не могу не отметить, что большинство российских изданий и даже многие обозреватели «купились» на лживую информацию из авторитетного источника. Несколько дней подряд из любого утюга раздавались голоса экспертов, на полном серьёзе обсуждающих возможные достоинства и недостатки мифического американского аппарата. А всё почему? Да потому, что никому не пришло в голову заглянуть в первоисточник и посмотреть, ЧТО конкретно испытали американцы и КАК они ЭТО называют. Просто кто-то первый написал, что речь идёт о «прототипе», и другие издания, боясь опоздать, немедленно подхватили общий рефрен.
Ожидаемые образцы
Текущее состояние работ по теме истребителей 6 поколения неизвестно. По всей видимости, российские предприятия продолжают исследования и поиск решений для дальнейшей разработки реальных образцов. Строительство и испытания опытной техники относят к средней перспективе, но определенные версии существуют уже сейчас.
Еще в 2016 г. главком ВКС В. Бондарев сделал крайне интересное заявление. Он указал, что в ходе будущей модернизации истребитель Су-57 может получить новые возможности и за счет этого «сменить поколение». Эта машина отличается высоким модернизационным потенциалом, что будет использовано в будущем с положительными результатами.
В зарубежных профильных изданиях определенной популярностью пользуется версия, согласно которой будущий истребитель шестого поколения создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Ее целью является создание истребителя-перехватчика для замены МиГ-31, отличающегося более высокими характеристиками.
Американский истребитель 6 поколения версии USAF ARL
ПАК ДП (также известен неофициальный индекс МиГ-41) должен показывать высокую скорость полета, необходимую для быстрого выхода на рубеж пуска ракет. Ему требуется совершенное БРЭО с развитыми средствами обнаружения и особое ракетное вооружение, возможно с увеличенной дальностью стрельбы. Завершение программы ПАК ДП относят к середине двадцатых годов.
Точные характеристики ПАК ДП и технический облик такой машины остаются неизвестными. Тем не менее, оглашенные общие сведения о проекте позволяют отнести его, как минимум, к современному 5 поколению. При этом остается простор для спекуляций в направлении следующего шестого поколения. Подтвердить или опровергнуть такую версию пока не удастся ввиду дефицита информации.
В контексте 6 поколения истребителей также можно рассмотреть перспективный БПЛА С-70 «Охотник», сейчас проходящий летные испытания. Эта машина отличается малозаметностью, оснащена развитым БРЭО и способна нести различное вооружение. Некоторые особенности «Охотника» заставляют вспомнить прошлые заявления о требованиях к истребителям нового поколения. Можно предположить, что беспилотник С-70 является либо очередным шагом на пути к 6 поколению, либо первым его представителем. Он может оказаться беспилотным участником будущей «стаи».
Выставочный макет европейского истребителя FCAS
Пока нельзя с уверенностью говорить, к какому поколению будут относиться новые образцы. Су-57 после обновления может перейти из пятого в шестое; то же касается и перспективного ПАК ДП. Статус и перспективы проекта С-70 «Охотник» тоже являются тайной. Пока ясно лишь то, что работы по перспективной авиационной технике продолжаются, и в будущем в нашей стране действительно могут появиться истребители 6 поколения.
Новости проекта в 2020 году
В январе 2020 года появилась информация, что программа разработки перспективного истребителя потребует в этом же году $256,5 млн, из которых 60% будет выделено на исследовательские проекты, а оставшиеся 40% — «на деятельность по концептуальному проектированию в развитии под руководством Японии».
Также к концу 2020 года должны быть отобраны иностранные партнеры программы F-X. По информации японских СМИ, ответственные за программу ведут интенсивный диалог с европейскими командами, разрабатывающими истребители следующего поколения: с британо-итальянско-шведской группой (Team Tempest) и французско-немецко-испанской командой (FCAS — Dassault, Airbus, Safran, MTU). Однако правила, бюджет и организационная структура возможного японо-европейского сотрудничества должны быть уточнены в ходе политических и парламентских переговоров с кабинетом министров Японии, а также на переговорах со всеми политическими партиями, поскольку речь идет о национальной программе большого масштаба и значительных финансовых расходах.
Производство новых истребителей планируется начать в 2031 году.
В июле было заявлено, что Минобороны намерено начать производство прототипа в 2024 году, после чего будут начаты летные испытания, ориентировочно с 2028 года. Полноценное развертывание перспективного истребителя запланировано на 2035 год, когда действующие ныне Mitsubishi F-2 будут списаны.
Также стало известно, что работа над концептуальным дизайном самолета, наряду с определением его точных технических характеристик, как ожидается, начнется к концу 2020 года. Более того, Токио планирует выбрать компанию для производства фюзеляжа самолета не позднее конца января 2021 года.
Крайней новостью стало заявление Министра обороны Японии Таро Коно. Он сообщил о планах назначить японского подрядчика для контроля за разработкой истребителя нового поколения. Подрядчиком станет Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Коно также подтвердил, что МО в настоящее время рассматривает возможность разработки F-X совместно с Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Последний считается ведущим кандидатом, учитывая его прочные дипломатические, экономические, стратегические и промышленные связи с Японией.
Существующие прототипы: американские концепции
Какие есть прототипы машин 6 поколения? Каким предполагает быть лучший в мире истребитель новейшего класса?
К таковым некоторые эксперты причисляют проект F/A-XX, разрабатываемый компанией Boeing. Предполагается, что это будет палубный истребитель для ВМФ США, который можно будет задействовать в широком спектре боевых задач. Прототип машины был представлен миру инженерами Boeing еще в 2008 году. Особенность конструкции самолета заключается в том, что у него нет вертикального оперения, в то время как им обладают почти все современные истребители. Фото необычного F/A XX ниже.
Крылья аппарата, как отмечают эксперты, похожи на таковые элементы F-22. В кабине перспективного самолета, исходя из представленного макета, предусмотрено два места для пилотов. Первый, как полагают специалисты, будет управлять истребителем, а второй – наводить беспилотные летательные аппараты, входящие в комплект вооружения. Многих экспертов, вместе с тем, смутил большой заявленный вес машины – 45 тонн. Впрочем, есть мнение на этот счет – на тяжелый корпус можно установить более мощный двигатель, за счет чего увеличить общую тяговооруженность аппарата. Двигатель, который, возможно, будет стоять на F/A-XX – тот же, что установлен на F-35. Что еще раз подтверждает тот факт, что многие сегодняшние технологии уже соответствуют критериям 6 поколения. Ожидаемый запуск F/A-XX в производство – середина 2020-х годов.
Спустя несколько лет после первого показа F/A-XX публике компания Boeing ознакомила мир с обновленной версией своей концепции машины 6 поколения. Согласно проекту, самолет предполагает выпускаться как раз таки в двух технологических версиях – беспилотной и той, где управлять аппаратом будет человек. Предполагается, что самолет сможет заменить истребители четвертого поколения типа F-18 в течение ближайших десятилетий.
Корпорация Boeing, между тем, имеет еще одну концепцию истребителя 6 поколения. Это машина F-X. Предназначена она уже не для ВМФ, а конкретно для военно-воздушных сил США. Предполагается, что данный самолет заменит F-22. Главным преимуществом машины называют очень высокую скорость.
Известно, что другой американский авиагигант – Lockheed Martin – также подготовил свою концепцию. Правда, фактов о перспективном самолете от этой фирмы пока очень немного. Есть, разве что, только сведения о том, что машина будет выпускаться по интегральной аэродинамической концепции.
Американцы, как считают некоторые эксперты, имеют примерные ориентиры по срокам ввода истребителей 6 поколения в строй. Максимум, сколько готовы ждать США – до конца 2030-х годов. В свою очередь, переоснастить армию американцы планируют в течение 20 лет после запуска самолетов в серийное производство.
Летные характеристики истребителя 6 поколения
Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, эта функция сохранится и у самолетов следующего поколения. Вероятно, их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.
Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.
Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны и нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать в какой-то мере собственным интеллектом. Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.
Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен уметь действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу и посадит на ВПП.
Все это приводит к вопросу целесообразности присутствия человека в кабине.
Мозг человека может обрабатывать лишь ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. Сюда следует добавить и физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем способен пережить человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных машин.
Правда, существует существенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Тем не менее, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота-истребителя сразу окажется пережитком прошлого.
Будет ли самолет шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель. Но не исключено использование вспомогательных лазерных бортовых систем — для целеуказания, обороны и т.д.
Новейший истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть единой информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции явно станет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв, пока не накопилось. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут прогрессировать быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Параметры истребителей 5-го и 6-го поколений
В принципе, крылатую технику пятого поколения характеризует использование стелс-технологий, фазированная антенная решётка, определённый набор вооружений, силовая установка, позволяющая не только запредельную скорость в 1,5-2 Маха, но и маневрирование при помощи управляемого вектора тяги сразу в нескольких плоскостях, определённый уровень БРЭО и ещё очень и очень многое другое.
А что можно сказать про ЛТХ и ТТХ крылатых аппаратов, стоящих на следующей – шестой – ступени эволюции?
Согласно некоторым предварительно заявленным критериям, можно сказать, что подобная техника способна также управлять роем дронов. Именно такова концепция современной войны в воздухе, где присутствует один ведущий и стая ведомых, вступающих в непосредственное боестолкновение и, в случае необходимости, принимающих удар на себя.
В России такими «роевыми» БПЛА являются, например, боевые летающие роботы «Куб» и «Гром». Впрочем, номенклатура отечественных дронов гораздо шире – от барражирующих боеприпасов «Ланцет» до супер-робота «Охотник», который в скором времени должен начать поступать в строевые полки.
РИА Новости
Скоростной ударный беспилотный летательный аппарат «Гром» на выставке вооружений Международного военно-технического форума «Армия-2020».
Также все американские разработчики крылатой техники шестого поколения, будь то Northrop Grumman или Lockheed Martin, сошлись во мнении о необходимости интегрировать в систему вооружения подобной техники инновационные технологии. Изначала предполагалось включить в арсенал «самолёта будущего» боевой лазер. Однако уже летом 2019 г. появилась информация, что такой самолёт будет вооружён не импульсной пушкой, способной нанести ущерб другой боевой технике, а всего лишь лазерной системой РЭБ, которая будет ослеплять ракеты «воздух-воздух» вероятного противника. В этом, естественно, для сегодняшней техники ничего сверхъестественного нет.
Китайский проект
В данный момент авиаконструкторы из КНР дорабатывают истребители 5 поколения. Речь идет о самолетах J-20 и J-31. Пока, как считают эксперты, китайские инженеры не будут сильно отвлекаться на перспективные разработки, однако есть факты, подтверждающие некоторую заинтересованность конструкторов из КНР в создании машины 6 поколения. Так же как и европейцы, инженеры из КНР создали высокотехнологичный беспилотник, который был назван Lijian, характеризующийся низкой заметностью для радаров. На основе этой разработки, считают эксперты, вполне может быть сконструирован перспективный реактивный истребитель. Возможно, что он в определенной степени будет соответствовать критериям 6 поколения.
Великий скачок
Впервые о созданиишестёрок» задумались в США. Учитывая неоспоримое лидерство американцев в авиастроении, это неудивительно. Правда, создавать ещё более совершенные машины решили отнюдь не потому, что пятое поколение устарело.
В начале 90-х годов стало ясно:пятёрки» получаются машинами очень сложными, а главное — дорогими. Насытить ими войска будет затратно даже для США. При этом американцы находятся в уникальном положении — конкурентов в этой сфере у них нет. РФ не до самолётов, Китаю ещё десятилетия развиваться до перспективных машин. Отрыв Штатов оценивали минимум в 20 лет.
Конечно, и флот, и ВВС США имели свои программы шестого поколения. На фото:Боинг» F/A-XX — перспективный палубный истребитель, который должен заменить F/A-18. Справа — беспилотная версия
Учитывая эти преимущества, можно было попытаться уйти в ещё больший отрыв. Не строить массово пятое поколение, а перевести все средства на создание более совершенных самолётов. И когда в начале третьего десятилетия 21-го века остальные страны наконец подойдут к постановке в серию своего пятого поколения, у США в воздухе будет уже шестое. И разрыв станет непреодолимым.
А это уже машина для ВВС.Локхид-Мартин» NGAD(Next Geneation Air Dominance,воздушное превосходство нового поколения»)
В целом, военным идея понравилась. Конечно, снимать все средства в пользу перспективных шестёрок не стали, но некоторое финансирование работ обеспечили.
Первым делом нужно было решить, что нового будет в шестом поколении. Предлагались самые различные варианты: крейсерский гиперзвук(гиперзвуковой принято называть скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука. — Прим. ред.), оптический камуфляж и многое другое.
Самолёт шестого поколения со ставкой на скорость. ВидениеЛокхид-Мартин»
В конце концов с основными параметрами определились. Главной фишкойшестёрок» должно стать опциональное наличие пилота. Самолёты предполагалось создавать с расчётом, что значительная часть машин будет беспилотной. А каждая пилотируемая станет лидером небольшой стайки беспилотных собратьев. Сверхманёвренность распространится на все режимы полёта, в том числе и на максимальных скоростях. Самолёт получит лазерное и гиперзвуковое оружие, возможность чинить мелкие повреждения прямо в воздухе. Ну и стандартныйджентельменский набор»: большестелс», лучше электроника и радары, более продвинутая связь и передача данных.
Применения лазерного оружия по наземным целям с беспилотного варианта NGAD отБоинг»
Пилотируемые истребители шестого поколения ведут в бой беспилотные версии самих себя
Мировые тенденции
Но, как обычно бывает в таких историях, реальность оказалась не столь радужной. Перепрыгнуть целую ступеньку не вышло. Освоение технологий, используемых в пятом поколении, затянулось. А противники догоняли США быстрее, чем ожидалось.
Сосредоточить все средства и усилия на шестом поколении так и не получилось. Но это не означало, что работы не велись. К началу 10-х годов нашего века и флот, и ВВС США достаточно активно финансировали разработкушестёрок». Требования к ним, правда, немного поменялись.
Лазерное оружие превратилось в лазерные комплексы самозащиты для уничтожения ракетвоздух-воздух». Отказались и от саморемонта. Зато добавили требование большей дальности. По задумке, истребители шестого поколения должны иметь боевой радиус не меньше, чем у стратегических бомбардировщиков.
Программа NGAD переросла в PCA(Penetrating Counter Air,истребитель прорыва»). Под это дело поменялись и показываемые прессе красивые картинки. Выше вариант PCA отЛокхид-Мартин»
Постепенно американцев нагоняют и другие страны. Информация о работах над шестым поколением появляется всё чаще и чаще по всему миру. При этом концепции машин часто отличаются от американских.
Так, разрабатываемые в Европе самолёты шестого поколения скорее стоит отнести к пятому по ЛТХ(лётно-техническим характеристикам). Машины также создаются в расчёте на опциональную беспилотность или как лидеры беспилотников специальной конструкции. Это, а также желание попиариться, и позволяет с натяжкой относить их кшестёркам».
Анонсированный недавно британский истребитель шестого поколенияТемпест». Скорее выглядит машиной пятого поколения, но за счёт потенциальной беспилотности дотягивает до шестого
Немецко-французский истребитель шестого поколения. По сути, обычное пятое поколение, но с возможностью вести в бой целую стаю беспилотников. Оттого и записан в шестое
О работе над шестым поколением заявляют и в России. Пока известна только общая концепция, и она мало отличается от американской. Хотя иногда проскакивают утверждения о необходимости крейсерского гиперзвука для такой машины. Отголоски ли это разных проектов или наши просто окончательно с требованиями ещё не определились — не ясно.
Как обычно, меньше всего данных о Китае. Слухи о ведущихся работах есть, но ничего более.
Тем не менее шестое поколение из размытой концепции всё больше приближается к реализации в металле. Сколько времени пройдёт до первого полёта этих совершенных машин, сказать сложно. Как показывает опыт, разработка легко может затянуться на десятилетия. При этом и концепция, и тем более внешний вид, могут легко измениться до неузнаваемости. Остаётся лишь с интересом следить за развитием событий.
Можно ли перейти к VI поколению в России?
Российский Су-57 является самолётом с открытой архитектурой. Иными словами, он модульный и позволяет создание новых инновационных модификаций, что, например, невозможно для американского F-22. Кроме того, Су-57 ещё и неприхотлив при боевой эксплуатации, то есть способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.
По этому поводу можно заключить, что в нынешнем Су-57 уже содержится возможность быть доработанным до уровня шестого поколения.
sukhoi.org
Су-57 неприхотлив при боевой эксплуатации, способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.
В том, что касается беспилотников (вспомним, что США намерены делать шестое поколение сразу в двух модификациях – с пилотом и без), то в России уже проводились испытания дронов, которые, при помощи искусственного интеллекта, управляли дистанционно находящимся рядом в воздухе Су-57. Заметим, что, в отличие от американцев, российская сторона не скрывает, где и что конкретно было испытано. То есть верить на слово в данном случае не надо – всегда есть возможность перепроверить.
В заключение можно сказать, что, конечно, «волшебство» в духе Уилла Роупера – это, наверное, хорошо, но для взрослых людей как-то… недостоверно.
А вот российские самолёты – в отличие от американских «пепелацев» – можно вполне потрогать и пощупать, и коммерческая цена их, как правило, не в пример дешевле западных аналогов, хотя и обладают наши аппараты нередко более совершенными технологиями.
Поколения истребителей
Существует несколько классификаций поколений истребителей, и единого соглашения по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:
Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е и в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком поколения является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.
Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х и в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-е.
Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы являются советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. К ней относятся и такие машины, как МиГ-23, французский Mirage F1 и шведский Viggen.
Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокой маневренностью по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Дебют этих машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.
Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за распада СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: широкое использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.