fbpx
No Image

Плановая и рыночная экономика, промысловая кооперация

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Какую роль играет конкуренция

Вопросы

ВВП СССР после 1970 года

Более всего нас интересует состояние экономики СССР и США после 1970 года до конца существования Советского Союза, когда соперничество между ними достигло своего максимума. Поэтому за этот период рассмотрим ВВП СССР по годам. Затем то же самое проделаем с внутренним валовым продуктом Соединенных Штатов. Ну и в завершающей стадии сравним эти результаты.

ВВП СССР за 1970 – 1990 гг. в млн долл:

  • 1970 г. – 433 400;
  • 1971 г. – 455 600;
  • 1972 г. – 515 800;
  • 1973 г. – 617 800;
  • 1974 г. – 616 600;
  • 1975 г. – 686 000;
  • 1976 г. – 688 500;
  • 1977 г. – 738 400;
  • 1978 г. – 840 100;
  • 1979 г. – 901 600;
  • 1980 г. – 940 000;
  • 1981 г. – 906 900;
  • 1982 г. – 959 900;
  • 1983 г. – 993 000;
  • 1984 г. – 938 300;
  • 1985 г. – 914 100;
  • 1986 г. – 946 900;
  • 1987 г. – 888 300;
  • 1988 г. – 866 900;
  • 1989 г. – 862 000;
  • 1990 г. – 778 400.

Как видим, на 1970 год валовой внутренний продукт в СССР составлял 433 400 млн долларов. До 1973 года он вырос до 617 800 млн долл. В следующем году было незначительное падение, а затем рост опять возобновился. В 1980 году ВВП достиг уровня 940 000 млн долл., но уже в следующем году последовало значительное падение – 906 900 млн долл. Данная ситуация была связана с резким падением мировых цен на нефть. Но, нужно отдать должное, что уже в 1982 году ВВП возобновил рост. В 1983 году он достиг своего максимума – 993 000 млн долл. Это наибольшая величина валового внутреннего продукта за все время существования Советского Союза.

Зато в последующие годы началось практически непрерывное падение, что ярко характеризовало состояние экономики СССР того периода. Единственный эпизод кратковременного роста наблюдался в 1986 году. ВВП СССР 1990 года составило 778 400 млн долларов. Это был седьмой по величине результат в мире, а общая доля Советского Союза в мировом валовом продукте составляла 3,4%. Таким образом, если сравнивать с 1970 годом, то валовый продукт увеличился на 345 000 млн долларов, но в то же время, начиная с 1982 года, упал на 559 600 млн долларов.

Но тут нужно учитывать ещё одну деталь, доллар, как и любая валюта подвержен инфляции. Поэтому 778 400 млн долл. 1990 года в пересчете на цены 1970 года будет равно 1 092 млн долл. Как видим, в этом случае с 1970 по 1990 год мы будем наблюдать увеличение ВВП на сумму 658 600 млн долл.

Это мы рассмотрели величину номинального ВВП, если же говорить о ВВП по паритету покупательских способностей, то в 1990 году он составлял 1971,5 млрд долл.

Сельское хозяйство

Аналогичные или близкие процессы имели место и в аграрном секторе экономики. В 1953 г. здесь более отчетливо, чем в промышленности, обозначились два возможных варианта развития: интенсивный и экстенсивный. Первый из них был предложен главой правительства Маленковым, делавшим ставку на материальный стимул для развития крестьянского труда, второй — главой партии Хрущевым, предлагавшим решить проблему нехватки зерна и продуктов питания за счет освоения целинных и залежных земель в восточных районах.

Постановка задачи «развернутого коммунистического строительства» породила у руководства страны уверенность в близости «бесклассового общества». В связи с этим в начале 60-х гг. была усилена борьба с личными подсобными хозяйствами, а также «частнособственническими проявлениями» в сельском хозяйстве.

Эта борьба весьма скоро привела к закономерному результату — резкому снижению производства продуктов питания.

Реформа 1965 г., несмотря на провозглашенные меры поддержки колхозов, не затрагивала основ существовавшего аграрного строя. Более того, постоянная практика списания долгов убыточных колхозов, огромные капиталовложения, введение пенсий колхозникам способствовали усилению иждивенческих настроений на селе. Несмотря на то что за 1965—1982 гг. в сельское хозяйство было вложено около 450 млрд рублей, отдача от этого сектора экономики снижалась с каждым годом. Если в 1965 г. фонд оплаты труда в колхозах составлял 64% их валового дохода, то в 1978 г. — 77%, а в 1980 г. — 96%. Ряд отраслей аграрного производства в 70-е гг. стали убыточными.

Не привела к положительному результату и попытка укрупнения колхозов, призванная увеличить экономические показатели. Если в 1928 г. на колхоз приходилось в среднем 13 дворов, в 1940 г. — 79, то в 1980 г. уже около 500! Причем некоторые из таких колхозов охватывали от 10 до 50 населенных пунктов. В результате они стали неуправляемыми. Поскольку средств у колхоза-гиганта хватало лишь на поддержание 3—5 крупных населенных пунктов, началось переселение в них жителей окрестных сел. Это вело к запустению сотен деревень.

С середины 50-х гг. наметилась еще одна негативная тенденция — преобразование колхозов (с их колхозно-кооперативной собственностью) в совхозы (с государственной собственностью), что, по сути, являлось курсом на постепенное огосударствление аграрного сектора. В результате к середине 80-х гг. почти каждый третий колхоз стал совхозом. Однако снабжение населения продуктами питания от этого лучше не стало. Для решения этой задачи в 1982 г. власти были вынуждены принять специальную Продовольственную программу.

В 1985—1991 гг. политика в области сельского хозяйства претерпела серьезную трансформацию. Вначале власти посчитали, что ситуацию изменит введение единого органа управления сельским хозяйством (Госагропрома). Когда этого не произошло, было принято решение о частичной «деколлективизации» аграрного сектора и была разрешена долгосрочная аренда земли (причем с согласия колхозов). Однако частная собственность на землю не была узаконена. Это оставалось главным тормозом на пути радикальных рыночных преобразований на селе.

ИЗ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ СССР 1962—1964 гг.

Статья 12. Необходимость в личном подсобном хозяйстве колхозников постепенно будет отпадать, когда общественное хозяйство колхозов сможет полностью заменить его…

Статья 14. Допускается в пределах, установленных законом, мелкое хозяйство некооперированных крестьян, кустарей и ремесленников, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Экономика СССР в годы Великой отечественной войны

Наступившая война изменила задачи, стоявшие перед советской экономикой. Если говорить кратко, то организация советской военной экономики в основном лежала на плечах советского государства, которое находилось преимущественно под руководством Коммунистической партии. Опираясь на планово-социалистическое направление, произошло перенаправление всей экономической деятельности на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Экономика СССР в это время была построена на основе крупнейших предприятий, которые работали во благо великих освободительных целей. Самым сложным периодом стал конец 1941 — начало 1942 года. В это время народное хозяйство испытывало острую нехватку рабочей силы, топлива и электроэнергии. Объемы ВВП за это время уменьшились практически в 2 раза. Вместе с тем уже к середине 1942 года утраченные мощности удалось непросто восстановить, но и превзойти. Кульминацией экономического роста стал 1944 год, когда в СССР стало производиться больше военной техники и продукции, чем в 1942 году.

Особенности государственного планирования экономики в Советском Союзе

Основой всякой экономики планового типа является народнохозяйственное планирование. Не стала в этом вопросе исключением и плановая экономика Советского Союза. В общей сложности можно выделить шесть базовых характеристик государственных планов, используемых в экономике СССР. Рассмотрим их более подробно.

Прежде всего, следует отметить, что народное хозяйство в процессе планирования воспринималось государством в качестве единого целого. Фундаментом хозяйственной системы страны считались:

  • по большей части – государственный сектор, охватывающий всю промышленность;
  • частично – сельское хозяйство, основой которого выступали колхозы и кооперативы.

Во-вторых, всякий экономический план государства был нацелен на решение четко определенных народнохозяйственных задач. Так, например. в период с 1930-х по 1941 гг

такой целью выступало построение мощного индустриального государства (основное внимание при этом уделялось тяжелой промышленности)

В-третьих, базовым методом планирования выступало составление сводного баланса. Подобные балансы, содержащие в себе оценку производства и потребления. составлялись по национальной экономике в целом и по каждому сектору промышленности и сельского хозяйства в частности. Они составлялись в натуральном и стоимостном выражении. При этом всегда разрабатывалось два баланса – желательный и отчетный. Первый отражал желаемые результаты, которые могли быть достигнуты по окончании следующего планового периода, а второй фиксировал реально достигнутые показатели последнего периода.

Широкое распространение в плановой экономике СССР получили планы «пятилетки», которые составлялись сроком на пять лет. Впоследствии они всегда делились на более узкие временные рамки и подлежали последующему распределению между определенными хозяйственными ведомствами. В этом заключается четвертая и пятая особенности государственного планирования в СССР.

Наконец, в-шестых, неотъемлемой частью государственного плана выступал государственный бюджет СССР. Разрабатывался он одновременно с финансовым балансом и подлежал исполнению после того, как расчетные счета ведомств, курирующих предприятия, задействованные в плане, будет переслана заявленная сумма денег.

Промышленность

См. также: Промышленность СССР

В 1986 году в общем объёме промышленной продукции на группу «А» (производство средств производства) приходилось 75,3 %, на группу «Б» (производство предметов потребления) — 24,7 %.

Производство чугуна: в 1980 году — 107 млн тонн, в 1986 году — 114 млн тонн, в 1988 году — 115 млн тонн. Производство стали в 1980 году — 148 млн тонн, в 1986 году — 161 млн тонн, в 1988 году — 163 млн тонн. Производство проката в 1980 году — 103 млн тонн, в 1986 году — 112 млн тонн, в 1988 году — 116 млн тонн.

Производство минеральных удобрений (в пересчёте на 100 % питательного вещества): в 1980 году — 24,8 млн тонн, в 1986 году — 34,7 млн тонн, в 1988 году — 37 млн тонн. Производство синтетических смол и пластических масс в 1980 году — 3,64 млн тонн, в 1988 году — 5,68 млн тонн. Производство химических волокон и нитей в 1980 году — 1,18 млн тонн, в 1988 году — 1,56 млн тонн.

Производство целлюлозы: в 1980 году — 7,12 млн тонн, в 1988 году — 8,75 млн тонн. Производство бумаги в 1980 году — 5,29 млн тонн, в 1988 году — 6,32 млн тонн. Производство картона в 1980 году — 3,45 млн тонн, в 1988 году — 4,50 млн тонн.

Машиностроение

См. также: Машиностроение СССР

Производство автомобилей: в 1980 году — 2,199 млн штук (в том числе легковых — 1,327 млн), в 1985 году — 2,196 млн (в том числе легковых — 1,332 млн). Производство тракторов в 1980 году — 555 тыс. штук, в 1988 году — 559 тыс. штук.

28 сентября 1988 года совершил первый полёт самолёт Ил-96. 2 января 1989 года совершил первый полёт самолёт Ту-204.18 июля 1989 года был начат серийный выпуск автобуса ЛиАЗ-5256.27 июля 1989 года был представлен прототип автомобиля ВАЗ-2110.

Топливно-энергетический комплекс

См. также: Топливно-энергетический комплекс СССР

Выработка электроэнергии в 1980 году составила 1294 млрд кВт·ч (в том числе в РСФСР — 1001,1 млрд кВт·ч), в 1986 году — 1599 млрд кВт·ч, в 1988 году — 1705 млрд кВт·ч.

Структура добычи топлива в СССР в 1988 году:

  • нефть — 39,0 %,
  • газ — 38,9 %,
  • уголь — 20,4 %,
  • горючие сланцы — 0,4 %,
  • торф — 0,3 %,
  • дрова и др. — 1,0 %.

Добыча нефти (включая газовый конденсат) в 1980 году составила 603 млн тонн, в 1986 году — 615 млн тонн, в 1988 году — 624 млн тонн. Добыча природного газа в 1980 году составила 435 млрд м³, в 1986 году — 686 млрд м³, в 1988 году — 770 млрд м³. Добыча угля в 1980 году — 718 млн тонн, в 1986 году — 751 млн тонн, в 1988 году — 772 млн тонн.

В декабре 1980 года был осуществлён пуск первого агрегата Чебоксарской ГЭС. 12 февраля 1988 года была введена в действие 723-километровая высоковольтная ЛЭП Сковородино (Амурская область) — Могоча — Холбон (Читинская область). 15 августа 1989 года на базе Министерства газовой промышленности СССР создан концерн «Газпром».

Формирование плановой экономики СССР и ее особенности

Замечание 1

Под плановой экономикой в общем следует понимать особый тип организации народного хозяйства, основанный на взаимодействии хозяйствующих субъектов в соответствии с единым планом или их согласованной системой.

Одним из наиболее ярких примеров использования плановой экономики в чистом виде выступает период советской истории России. Рассмотрим особенности становления и реализации экономики планового типа в СССР более подробно.

Как таковой единой общепринятой модели плановой экономики в Советском Союзе не существовало. Однако именно СССР стал одним из первых государств в мире, поступательно строящим плановую экономику. Принципы управления народным хозяйством развивались в зависимости от накопленного опыта и текущих задач.

В настоящее время принято выделять три основных этапа развития плановой экономики в советской истории нашей страны. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Этапы развития плановой экономики СССР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принято считать, что начало формированию экономики планового типа в Советском Союзе было положено в 1929 году, когда страна приступила в реализации первой пятилетки, представляющей собой план социально-экономического развития государства. Ее основной задачей выступала индустриализация страны. Как показала практика, первый пятилетний план был выполнен досрочно (за 51 месяц вместо 60). В результате уже к концу 1930-х гг. СССР занимал второе место в мире по темпам промышленного производства и уступал лишь США. При этом уровень жизни в стране был довольно низким.

Второй этап развития плановой экономики в Советском Союзе был обусловлен предыдущим опытом и быстро меняющей обстановкой на международной арене. На первый план стали выходить внутренние проблемы, связанные с;

  • дефицитом инвестиционных ресурсов;
  • недостаточно высокими темпами роста промышленности;
  • стремительным ухудшением международной обстановки.

Для того чтобы ускорить темпы роста индустриализации и достичь промышленного паритета со странами Запада СССР пришлось мобилизовать все ресурсы страны. Новая экономическая политика, а вместе с ней и рыночные элементы были свернуты. Началась ускоренная коллективизация сельского хозяйства. Все ресурсы страны подлежали централизованному контролю и распределению. Основой регулирования потоков ресурсов и товаров стало детальное планирование. Если ранее имела место быть разработка долгосрочных и пятилетних планов, то, начиная с 1931 года, правительство стало составлять развернутые годовые планы, предполагающие поквартальное распределение заданий.

Замечание 2

Справедливо говорить о том, что новая модель плановой экономики СССР смогла успешно справиться с форсированной индустриализацией, подготовить страну к войне, обеспечить разработку атомных и космических проектов, а также реализовать послевоенное восстановление экономики страны.

Третий этап развития плановой экономики в СССР связан с косыгинскими реформами, начало которым было положено в 1965 году. Реформы А.Н. Косыгина были направлены на совершенствование системы планирования и управления хозяйством, а также стимулирование экономического производства. Их целью выступало повышение гибкости экономической системы страны, предоставление большей самостоятельности предприятиям и избавление министерств от давления показателей и выполнения планов любой ценой.

Несмотря на то, что проведенные реформы так и не были доведены до конца, в целом их можно считать успешными. Благодаря им стране удалось выполнить восьмую пятилетку (1966-1970 гг.) и обеспечить ускорение темпов экономического роста. Тем не менее, уже в 1970-х гг. они не имели продуманного, системного характера. В результате они привели не к созданию следующей устойчивой формы существования экономики, а, напротив, способствовали ее полному разрушению. В результате перестройки была разработана комплексная программа реформ, приведшая не только к смене политического режима, но и обусловившая переход страны на путь развития экономики рыночного типа.

Плюсы и минусы рыночной и плановой экономики

Предприятия промкооперации работали в условиях намного более льготных, чем сов­ре­менные малые предприятия. Кредитование артелей осуществлялось не банками, а рай­он­ными, межрайонными или отраслевыми союзами промкооперации (СПК) из специаль­ных кредитных фондов с процентной ставкой не более 3 %. В некоторых случаях кредит выда­вался под нулевой процент.

Для получения кредита вновь образуемой артелью не требовалось ника­ко­го обеспечения – весь риск банкротства артели ложился на СПК.  Обо­ру­до­вание и матери­а­лы, необходимые для производства, артели по­­лу­­чали от СПК по госу­дар­ст­венным ценам. Заявки от СПК поступали в Госплан СССР, ко­то­рый и выделял соот­вет­ствующие фонды, в том числе и на материалы, закупаемые за валюту.

Реализация про­дукции, выпускаемой артелями, также осуществля­лась через СПК. При этом цена продук­ции предприятий пром­кооперации могла превы­шать государствен­ные цены не более, чем на 10 %. Для небольших артелей СПК мог за соответствующую плату брать на себя бухгалтерию, расчетно-кассовое и транспортное обслуживание и пр. Руководящие сотрудники СПК любого уровня выбирались, как правило, из артельщиков или сотрудников СПК более низких уровней. Оплата труда этих сотрудников выполнялась так же, как и артелях.

Наря­ду с обычными окладами существовал премиальный фонд, распределявшийся в соответст­вии с баллами трудового участия. Чем выше была прибыль артелей, значительная часть которой перечислялась в СПК, тем больше был премиальный фонд для сотрудников СПК. Это был весомый стимул для всемерной поддержки деятель­ности артелей и повышения их числа.

СПК активно вели жилищное строительство. Готовые индиви­ду­аль­ные дома артельщики выкупали с помощью 15-летнего кредита, полученного от СПК под 3 % годовых без первоначального взноса. Многоквартирные дома являлись собствен­нос­тью СПК. Квартиры в этих домах выкупались артельщиками, так же как и в обычных жилищ­но-строительных кооперативах, но без первоначального взноса.

Промкооперация имела свою сеть санаториев и домов отдыха с бесплатными путев­ками для артельщиков. У промко­опе­ра­­ции была своя пенсионная система, не заменяющая, а дополняющая государственные пенсии.

Великая Отечественная война

К началу Великой Отечественной войны, благодаря весьма успешной индустриальной политике, страна подошла с высоким военно-промышленным потенциалом и огромными запасами человеческих и природных ресурсов. Несмотря на это, изначально экономика СССР в годы войны была не готовой к новым условиям. Окончательно перестроить её удалось лишь в 1942 году. На тот момент производство промышленной продукции мирного предназначения существенно сократилось, поскольку государство работало на обеспечение нужд армии. В связи с этим рынок сильно наполнился изготовленной в кустарных условиях ремесленной продукцией. Доля женщин среди рабочего класса в военные годы составляла более 50 %. В это время правительство ввело одиннадцатичасовой рабочий день и отменило отпуска. Несмотря на продолжение снижения уровня жизни, население не жалело ни средств, ни сил, ведь трудилось под лозунгом «Всё для победы!» За пять лет плановая экономика СССР стала ещё более зависимой от решений коммунистических лидеров. Более того, укрепились и новые способы осуществления командно-административного управления ею.

Никак без воровства

В маленьком ставропольском городе Невинномысске, расположенном на Кубани, ещё в позапрошлом веке силами местных энтузиастов была построена шерстомойная фабрика. Ставропольские и дагестанские степи столетиями выкармливали миллионные отары овец, шерсть нужно было где-то обрабатывать. А качеству обработки шерсти именно здесь способствовал особый состав воды, образованный слиянием двух горных рек – Зеленчука и Кубани.

К приходу Советской власти фабрика эта стала едва ли не единственным – и крупнейшим – средоточием перерабатывающей промышленности на Юге России. А её работники обратились к самому Ленину с просьбой присвоить фабрике его имя ещё при жизни вождя. Что и было осуществлено…

А через полвека поперёк русла Кубани ниже по течению от корпусов фабрики была установлена металлическая решётка. Ежедневно к этому месту съезжались десятки грузовиков, и молчаливые мужики набрасывали в кузова удержанные решёткой тюки мытой шерсти, выброшенные с фабрики её работниками. Кто говорил – четверть всей продукции фабрики таким образом уходила «налево», кто утверждал – чуть ли не половина…

В любом городе СССР такое было. Теневые производства, столь бурно, согласно Татьяне Корягиной, развивающиеся, требовали сырья. Добыть которое было возможно лишь столь же «теневым» способом.

Профессор Калифорнийского университета Грегори Гроссман (не путать с Гозманом!), по мнению большинства исследователей советской теневой экономики, положил начало систематическому изучению этой теме в своей статье «Вторая экономика» в СССР», опубликованной в 1977 году. Ясно, что в самом Советском Союзе такой публикации в те времена не могло быть по определению.

Так вот Гроссман писал:

«Крестьянин ворует фураж из колхоза с тем, чтобы кормить животных у себя на дворе. Рабочий ворует материалы и инструменты для своей собственной деятельности. Врачи воруют лекарства, водители – бензин. Общественные машины зачастую выполняют роль частного такси. К «чёрному рынку» направляются целые грузовики дефицитных товаров и материалов. С помощью государственных материалов и транспорта, зачастую, и в официальное рабочее время, строятся дачи или проводятся капитальные ремонты частных жилищ. За государственный счет идет поставка запчастей и ремонт частных машин и т.п.»

Никак без воровства.

Наука и техника

Фундаментальная наука всегда была предметом особого государственного внимания в СССР. Разрабатывались преимущественно те направления, которые могли обеспечить наиболее значительную отдачу в деле обороноспособности страны. Такими направлениями в 40—80-е гг. стала разработка ядерного оружия и средств его доставки.

Летом 1953 г. было проведено успешное испытание термоядерной бомбы, одним из главных разработчиков которой был А. Д. Сахаров. Летом 1954 г. пуском первой в мире атомной электростанции в Обнинске был подведен итог работы группы Н. А. Доллежаля. В 1956 г. была присуждена Нобелевская премия по химии одному из крупнейших советских ученых академику Н. Н. Семенову, положившему начало новой науке — химической фи­зике. В том же году были проведены первые испытания турбореактивного самолета Ту-104. В декабре 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», а также запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон (руководитель проекта В. И. Векс-лер). Событием мирового значения стал запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли на ракете-носителе, созданной С. П. Королевым. Началось строительство речных судов на подводных крыльях — «Ракет». В 1958 г. Нобелевская премия по физике была присуждена И. Е. Тамму, И. М. Франку ю- А- Гагарин и П. А. Черенкову за открытия в об­ласти физики нейтронов, позволившие создать реакторы на быстрых нейтронах. С 1959 г. началась серия запусков космических аппаратов в сторону Луны, в том же году доставивших на естественный спутник Земли вымпел СССР и впервые сфотографировавших ее обратную сторону. В 1960 г. советскими учеными был создан первый в мире лазер. 12 апреля 1961 г. советский космонавт Ю. А. Гагарин стал первым человеком, преодолевшим земное притяжение и побывавшим в космосе. В 1962 г. Нобелевской премии по физике был удостоен академик Л. Д. Ландау — крупнейший ученый в области физики плазмы. В 1963 г. состоялся первый в мире полет в космос женщины — В. В. Терешковой. В 1964 г. Нобелевской премии были удостоены Н. Г. Басов и В. В. Прохоров — основоположники квантовой электроники. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. В 1969 г. советская ракета доставила на Луну автоматическое устройство «Луноход», при помощи которого велась телевизионная съемка поверхности Луны. Одновременно осуществлялись большие работы по созданию пилотируемых космических станций «Салют», а затем «Мир». В 1975 г. была введена крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10». Был осуществлен первый в истории совместный космический полет советских и американских космонавтов по программе «Союз — Аполлон». Нобелевская премия в области экономики была присуждена Л. В. Канторовичу за разработку теории линейного программирования. В 1977 г. атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг географической точки Северного полюса. Последним крупным достижением в технической сфере стали работы по созданию многоразового космического корабля «Буран», прошедшего испытательные полеты уже в годы перестройки.

«Азбука» перехода к рыночным отношениям

В России переход к рыночным отношениям происходил не на основе объективно сложившихся условий, а в результате насильственного внедрения заранее разработанной американской программы под названием «Согласие на шанс».

Она опиралась на пять фундаментальных принципов. Эти принципы ни для кого не являются секретом, они носят характер мирового опыта и выступают как «азбука» перехода к рыночным отношениям.

1. Либерализация цен, т. е. свободные цены — цены, которые формируются под влиянием действия рыночных законов, в частности, закона спроса и предложения.

2. Формирование частной собственности через приватизацию государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях. Причем частная собственность должна стать господствующей как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, должна быть гарантирована законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.

3. Создание условий для конкуренции, свободного предпринимательства и реализации личного интереса.

4. Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций.

5. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Это означает отказ от большей части хозяйственных функций государства. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства являются защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты,

Помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта, связи и др.

Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа:

  • 1991—1993 гг. — период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;
  • 1994—1997 гг. — дальнейший переход от государственной собственности к частной, военной промышленности к гражданской, тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.

Предполагалось, что выполнение программы экономических реформ заменит командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений.

Масштаб и сложность экономических преобразований, которые предлагалось осуществить Советскому Союзу, безусловно, требовали экономической поддержки Запада.

Способы перехода

Некоторые государства до сих пор не могут решиться перейти на рыночную модель экономики, несмотря на то, что это даёт возможность получить массу преимуществ. Сам процесс перехода достаточно тяжело перенести жителям такого государства, это может вызвать даже революцию. К тому же власти комфортно чувствуют себя и при традиционной или командной экономической модели.

Стране может грозить нищета, но люди при государственной власти вполне обеспечивают свои нужды. Но когда случается смена власти или революция, переход на рыночную экономику более вероятен.

Переход может осуществляться при помощи двух принципиально разных стратегий:

  1. Градуализма. Такая стратегия отличается постепенными реформами. Власти поочерёдно заменяют составляющие административно-командной экономической модели на рыночные. Начальный этап обычно требует регулирования стоимости товаров и зарплат, контроля за банковской сферой и внешними связями. Минусом данной стратегии является длительный период реформ. Реформы могут так долго внедряться, что происходит смена власти, и новое правительство может полностью отменить все нововведения предшественников.
  2. Шоковой терапии. В этом случае реформы проводятся комплексно и радикально: моментально либерализуются цены, сокращаются государственные расходы, приватизируются убыточные государственные предприятия. Эту стратегию многие критикуют, но многое зависит от адекватных мер правительства.

Отличие плановой экономики от рыночной

В общем то, я думаю, что уже и так в целом понятно, чем отличается плановая экономика от рыночной, однако, хочу сформулировать главное отличие:

Теперь вы знаете, чем отличаются плановая и рыночная экономика. В заключение хочу сказать, что во многих странах (как я уже приводил в примерах) экономические модели имеют признаки обоих типов. Но конечно, если смотреть в мировом масштабе, то рыночная экономика существенно преобладает, и уже доказала свою эффективность и преимущества в сравнении с плановой.

На сегодня прощаюсь с вами. Увидимся в других публикациях на Финансовом гении. Успехов вам и финансового благополучия!

[править] Перестройка

В марте 1985 года после смерти К. У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н. И. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка».

Стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике.

Первоначально «перестройка» увязывалась с концепцией совершенствования хозяйственного механизма, то есть с предоставлением предприятиям большей самостоятельности в развитии производства, обновлении продукции, материальном стимулировании работников в зависимости от финансовых результатов работы предприятия. Таким образом, государственные предприятия должны были перейти на полный хозрасчет и реализовать то, что не было сделано в 1965 и 1979 годах. Предполагалось перестроить систему материально-технического снабжения, ценообразования, финансирования. Но при этом оставалось обязательным одно условие: незыблемость социалистической (государственной) собственности.

Никак без коррупции

Коррупция в СССР – тоже часть теневой экономики. Её бытовые проявления – чаевые парикмахеру, «благодарность» врачу или секретарше – не поощрялись, но особо и не порицались.

Другое дело – развивающийся большой теневой бизнес. Разумеется, чиновник не мог спокойно смотреть на то, как рядом с ним богатеют другие люди (Не поднимается рука написать «советский чиновник», ибо нельзя написать «советская бледная спирохета» – эти родственные жизненные формы не имеют никаких идеологических, нравственных или иных особенностей, кроме паразитического свойства).

Посему чиновник постепенно взял под своё крыло большую часть теневой экономики СССР. Время от времени гремели всесоюзные процессы, даже с расстрелами – дело Елисеевского гастронома, например. Или так и не доведённое до конца «хлопковое» дело… Все эти громкие процессы как раз и можно назвать, пользуясь терминологией Микояна, «горстью пены». Процессы проводили, чтобы остальные боялись. И не рыпались. Нет, часть общества – в том числе выявлявшие и расследовавшие такие преступления правоохранители – может быть, и всерьёз полагали, что борются со злом под руководством государства и на благо государства. И государство в лице ответственных товарищей искренне желает покончить с перекосами социалистического развития страны.

Однако, если бы так, не имели бы мы сейчас среди большинства российских богатеев бывших партийных и комсомольских функционеров или их детишек.

Величина валового продукта по отдельным республикам

Послевоенная экономика

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году государство перешло в новую фазу развития, которая заключалась, в первую очередь, в постепенном отказе от тоталитарной системы. Послевоенная экономика СССР характеризовалась тем, что, начиная с 1957 года, она перешла на территориальное управление. Все предприятия оказались в ведении советов народного хозяйства, а большинство республиканских и союзных министерств были упразднены. Следует отметить, что для проведения научно-технической общегосударственной политики это играло отрицательную роль, поскольку распыление ресурсов приводило к снижению эффекта от их концентрации.

Значительные финансовые инвестиции получило сельское хозяйство и отрасли промышленности, относящиеся к так называемой группе «Б». Помимо всего прочего, послевоенная экономика СССР характеризовалась широким внедрением всевозможных технических новшеств

Передовым на то время отраслям промышленности (в том числе атомной, химической, радиоэлектронной, приборостроению) уделялось должное внимание. Нельзя не отметить и тот факт, что именно в этот период на территории страны были сооружены самые крупные ГЭС и ТЭС, а также начали возводиться первые АЭС

Таким образом, можно сделать вывод, что экономика СССР после войны была ориентирована практически на все аспекты деятельности. Активное строительство городов и освоение новых территорий обеспечивало население новыми рабочими местами, тем самым создавая в государстве здоровый социально-психологический климат. Вне зависимости от того, что люди жили в минимальных социально-культурных и бытовых условиях, они были уверены в завтрашнем дне, ведь имели стабильную работу.

Комментировать
0