Легенда
В любом списке величайших подводных находок должен быть «Титаник». Оставалась надежда, что, когда легендарный лайнер будет наконец обнаружен, он все еще будет в достаточно хорошем состоянии, чтобы его можно было спасти.
К сожалению, реальность такова, что «Титаник» раскололся надвое и все, что от него осталось, практически полностью уничтожено силами природы более чем за 100 лет. Величественные останки находятся в очень плохом состоянии.
Ржавчина покрывает его борта вместе с морскими обитателями, медленно, но верно уничтожая уникальный исторический памятник. Как говорят ученые, спасти корабль практически невозможно. Тем не менее величие этого корабля все еще напоминает людям, почему это самое известное кораблекрушение в истории…
Большой противолодочный корабль «Отважный»
Большой противолодочный корабль типа «Комсомолец Украины» (проект 61). Построен в 1963-1965 гг.
Водоизмещение: стандартное — 3550 т, полное — 4510 т.
Длина: 144,0 м
Ширина: 15,8 м
Осадка: 4,6 м
Мощность газотурбинных установок: 4 х 18000 л.с.
Скорость: максимальная — 35 уз.,
экономическая — 18 уз.
Дальность плавания: 3640 миль
Вооружение: 2 пусковых установки зенитного ракетного комплекса «Волна-М» (32 ракеты), 2 спаренных 76-мм артиллерийских установки, 2 12-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-6000, 2 6-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-1000, 1х5 533-мм торпедный аппарат, 1 вертолет Ка-25.
Экипаж: 266 человек.
30 августа 1974 г. корабль вышел в море для проведения учений. В 10 ч. 01 м. после подачи напряжения на механизмы поворота пусковой установки и в цепь стрельбы в результате неисправности электрических цепей произошел самопроизвольный запуск маршевого двигателя одной из зенитных ракет в кормовом погребе. Вслед за маршевым двигателем ракеты сработал двигатель ее стартовой ступени, а затем последовал запуск нескольких стартовых двигателей других ракет.
В результате резкого нарастания температуры и давления в погребе произошел взрыв, силой которого оторвало крышу погреба, начался пожар (загорелось топливо в топливных цистернах), в бортовой обшивке образовались две пробоины, вода затопила четыре отсека.
Собственными силами и силами пришедших на помощь других кораблей и спасательных судов огромный пожар удалось локализовать, но выгорела почти половина корабля
«Отважного» начали буксировать к берегу, на мелкое место, но не успели.
В 14 ч. 47 м
последовал новый сильный взрыв в кормовой части из-за воспламенения керосина (топлива для вертолета) и детонации вертолетных противолодочных авиабомб. Вода затопила еще два отсека, запас плавучести корабля был исчерпан. В 15 ч. 05 м. корма «Отважного» начала погружаться в воду.
В 15 ч. 24 м. весь личный состав покинул корабль, в 15 ч. 57 м. «Отважный» затонул.
В результате катастрофы погибло 24 человека. На затонувшем корабле находились вооружение, секретные радиолокационные приборы и пр. Для обеспечения секретности было принято решение уничтожить оставшийся на дне корпус корабля. В корпус была заложено 80 тонн тротила. 26 декабря 1977 г. прогремел мощный подводный взрыв. В результате осмотра установили, что корпус корабля от взрыва как бы «раскрылся» и превратился в бесформенное нагромождение металла, разбросанного на большой площади. «Отважный» перестал существовать как физически цельный объект.
В апреле — июне 1978 г. подняли с грунта артиллерийскую установку, часть кормовой надстройки и несколько бесформенных кусков металла, затем всякие работы прекратили. Работа водолазов в хаосе искореженного металла с острыми кромками была очень рискованной
Сейчас место затопления «Отважного» никакого интереса представлять не может, а учитывая большую глубину и состояние объекта, даже опасно для подводных исследователей.
Координаты обломков «Отважного»
44°44.420’N 32°59.870’E.
Глубина 127 метров.
Возвышение над грунтом 15 метров
7. К129, СССР (1968 г.)
Титаник
Историю трагической гибели «Титаника» знают все. Каждый дайвер мечтает погрузиться в глубины океана, чтобы своими глазами увидеть легендарное судно. Однако не каждый может решиться на такой отчаянный шаг. Ведь глубина, на которой покоится «Титаник» составляет 3750 м. Однако благодаря достижениям науки даже такая глубина может быть покорена. Для погружения на такую внушительную глубину используют специальный подводный аппарат – батискаф «Мир». В нем может помещаться всего три человека, включая пилота аппарата. Стоит отметить, что удовольствие довольно дорогостоящее и далеко не каждому по карману.
Самое большое кладбище кораблей
Может показаться, что лежащие на дне 23 корабля — это очень много. Однако, нет. Однажды исследовательская группа Black Sea Maritime Archaeology Project, которая состоит из британских и болгарских ученых, обнаружили кладбище с 40 кораблями. Все они лежат на дне Черного моря и, в большей мере, принадлежат Византийской и Османской империям. Исследователи нашли это место совершенно случайно, когда хотели нарисовать карту морского дна на глубине 1800 метров. А сделать это было необходимо, чтобы выяснить, как затопление прибрежных районов после Ледникового периода повлияло на древних людей.
Один из кораблей, обнаруженный на дне Черного моря
Судно исследователей прошло около 1250 километров вдоль береговой линии Болгарии. Именно тогда ученые и заметили, что на дне что-то есть. В конечном итоге им удалось обнаружить пять сотен кораблей, которые тоже были построены в совершенно разное время и оказались на дне по совершенно разным причинам. Многие виды кораблей были известны науке только по описаниям из исторических документов. Так что, благодаря находке, им удалось в прямом смысле прикоснуться к таинственным объектам древности. Благодаря тому, что останки кораблей находились в области с минимальной концентрацией кислорода, они отлично сохранились.
На тему затонувших кораблей советую прочитать еще один материал на Hi-News.ru. Благо, у нас их предостаточно. Например, в 2019 году я рассказывал о том, что ученым удалось найти один из кораблей Христофора Колумба. Эта находка считается уникальной, потому что многие другие суда были разъедены так называемыми «Корабельными червями». Внутри статьи вы еще найдете видео, в котором показано, как именно выглядит затонувший корабль под водой.
Затонувший Титаник
Огромный пароход «Титаник» строился в период с 1909 по 1912 год по заказу компании «White Star Line». Будучи самым большим кораблем тех времен, он отправился в первое плавание 10 апреля 1912 года по маршруту, следующему из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (США). Спустя четыре дня со дня отплытия, он столкнулся с айсбергом и в течение трех часов затонул в 600 километрах от острова Ньюфаундленд (Канада). В одной из самых известных катастроф погибло более 1500 человек — всего их было 2224 пассажира и их них уцелело только 706 человек.
Документальные кадры с «Титаником»
Останки легендарного судна были найдены только в 1985 году. Это произошло в ходе французских экспедиций под руководством океанографов Жана-Луи Мишеля (Jean-Louis Michel) и Роберта Балларда (Robert Ballard). Как и предполагалось, судно было разломано напополам и опустилось на глубину 3,8 километров — носовая и кормовая части лежали в 600 метрах друг от друга. Вокруг корабля были разбросаны личные вещи представителей 1910-х годов и мертвые тела. Тысячи предметов были успешно подняты со дна и выставлены в музеях. Большинство из них хранится в музее Branson’s Titanic Museum расположенный в городе Брэнсон (штат Миссури).
Branson’s Titanic Museum
За десятки лет пребывания на дне, «Титаник» стал местом обитания многих организмов. Когда к кораблю опустились аквалангисты, они обнаружили в его окрестностях как минимум 28 видов животных. На металлической поверхности затонувшего корабля было обнаружено огромное количество бактерий, которые живут за счет питания ржавчиной. В честь места их обитания им было дано название Halomonas titanicae. Впоследствии, эти бактерии предлагалось использовать для уничтожения затонувших кораблей, которые каким-либо образом мешают человеческой деятельности.
Так сейчас выглядит передняя часть «Титаника»
Поднять «Титаник» со дна невозможно, потому что его основа слишком хрупка для использования техники. На данный момент он находится под защитой ЮНЕСКО и остается интересным для многих ученых и режиссеров фильмов. Скорее всего, нам уже никогда не увидеть этот корабль на суше. Разве что, когда-нибудь наша планета лишится всей воды и на нее прилетят инопланетяне. Вот им-то и удастся рассмотреть загадочный корабль с очень богатой и трагической историей.
5. K-8 (проект 627А «КИТ»), СССР (1970 г.)
Первым печальным лишением атомного морского флота СССР стало крушение К-8 вместе со всеми находившимися на её борту (52 чел.). 12 апреля 1970 года, находясь в дозоре в водах Средиземного моря, АПЛ дали приказ передислоцироваться в зону Бискайского залива для участия в масштабных учениях под названием «Океан-70».
Главной задачей корабля было выявление сил потенциального противника, прорывающегося под водой к морским границам СССР. Атомное судно затонуло до старта учебных маневров, запланированных на 14 апреля, в результате рокового пожара. К-8 «КИТ» затонула в 500 км от Испании, потеряв продольную устойчивость и в целом плавучесть. Погибая, экипаж сумел обезвредить ядерные реакторы.
Судьбы кораблей и людей после затопления
Ушедшие в Севастополь корабли оставались на службе Германии вплоть до ее поражения, а затем перешли в состав Русской эскадры. Тихменев воевал на стороне белых, а руководившие затоплением большевики Раскольников, Кукель и Глебов-Авилов занимали в дальнейшем видные посты в СССР, но в конце 30-х годов были репрессированы.
Судьба затонувших в Черном море кораблей была более позитивна. Спустя два года после событий в Цемесской бухте начался постепенный их подъем, восстановление и дальнейшая эксплуатация. На дне остались только два корабля: «Свободная Россия» и «Громкий».
Монумент морякам-героям с надписью: «Погибаю, но не сдаюсь!» установлен на Сухумском шоссе. На огромном гранитном камне перечислены названия всех затопленных кораблей с точными координатами мест их временного (или постоянного) пребывания. Но почти сто лет историки и моряки продолжают спорить о том, как надо было поступить в том далеком году для спасения Черноморского флота.
Паром Зенобия
Гибель огромного парома «Зенобия» можно назвать уникальной не только из-за того, что во время его крушения не пострадал ни один член экипажа, и все благополучно были спасены. Дело в том, что паром построили и спустили на воду в 1979 году, а во время своего первого плавания он на четвертый день пошел ко дну. Причину гибели парома так и не удалось окончательно установить. Высказывались предположения о сбоях в компьютерной системе парома, а также об умышленном потоплении с целью получения страховки. Каждая из версий имеет право на существование. Ведь на морское дно у берегов Кипра вместе с паромом ушло около 100 грузовиков и груза на сумму около 200 млн. у.е.
В результате медленного погружения 172 – метрового парома, многие помещения уцелели. Однако добраться до машинного отделения, или ресторана удается не каждому дайверу. Из-за того, что левый борт парома дал крен во время потопления он очутился на глубине 42 метра, а правый борт опустился на отметку 18 метров глубины. Стоит отметить, что вода у Берегов Кипра отличается удивительной прозрачностью. Поэтому «Зенобию» хорошо видно с высоты, если подлетать на самолете к Ларнаке.
Затонувшая «Месть королевы Анны»
В 1710 году, в английском городе Бристоль, был построен корабль под названием «Конкорд». В 1713 году судно перешло в руки Испании, а потом начало использоваться для перевозки грузов французами. Во время одного из плаваний в 1717 году, корабль был атакован командой пиратов под руководством капитана Эдварда Тича (Edward Teach), также известного как «Черная борода». Вопреки стереотипам о жестокости пиратов, он был мудрым предводителем, избегал применения силы и после его нападений на кораблях не оставалось следов пыток и убийств. Именно он является прообразом многих персонажей в произведениях про пиратов.
Именно таким Эдварда Тича изображают в литературе
После захвата «Конкорда», он увеличил количество пушек с 14 до 49 штук, изменил интерьер и переименовал его в «Месть королевы Анны». Если верить историческим данным, он сел на мель в 1718 году и затонул. Однако, местонахождения останков корабля долгое время не удавалось найти. Это произошло только в 1996 году, благодаря трудам исследовательской компании Intersal. Доказательства того, что ученые имеют дело именно с кораблем Эдварда Тича, появились только к 2011 году. Об этом свидетельствовали такие находки поблизости останков корабля, как бронзовая монета 1700-х годов? останки посуды, сделанных в честь правителей тех времен и шприц, который использовался для лечения венерических болезней.
«Месть королевы Анны» в представлении художника
Как оказалось, корабль не ушел в глубины морей и океанов, потому что его останки были найдены всего лишь на 7-метровой глубине. Помимо вышеупомянутых предметов, исследователям удалось найти 21 пушку, которые были произведены в разных странах. Обилие мушкетных пуль, ядер и прочего стрелкового оружия говорит о том, что команда пиратов из более 400 человек была хорошо вооружена.
Останки «Мести королевы Анны»
Изучение места затопления «Мести королевы Анны» ведется и по сей день. Подробнее о нем и пирате Эдварде Тиче можно узнать из фильма «Пираты Карибского моря: Черная борода». В нем как раз хорошо рушится стереотип о том, что пираты были кровожадными разбойниками. В фильме они представлены как обыкновенные люди, которые хотели хоть чего-то достичь. Опять же, рекомендую!
Адские корабли
В результате успешного наступления японцев в Юго-Восточной Азии в их руки попали тысячи английских, американских, голландских, индийских и австралийских военнопленных. Уже в 1942 году японцы начали переправлять пленников в метрополию, используя транспортные суда. Условия содержания и перевозки на них были такими, что эти корабли стали называтьадскими судами». На них погибло около 20 000 человек, причём значительная часть — в результате атак американских подводных лодок.
Судьба военнопленных, оказавшихся на гибнущих кораблях, была ужасна: вооружённые охранники препятствовали их спасению, часто военнопленных расстреливали с борта соседних японских кораблей.
Двадцать четвёртого октября 1944 года японский транспортАрисан-Мару» был повреждён американской подводной лодкойШарк». Эскортирующие судно японские эсминцы потопили лодку, после чего сняли с тонущего транспорта экипаж и охрану. Все военнопленные — 1781 человек — были оставлены на борту гибнущего транспорта, из них удалось спастись девятерым.
Незадолго до этого, седьмого сентября 1944 года, американская субмаринаПэддл» потопила японский транспортШинью Мару», на борту которого находились 750 американских военнопленных. Из них только 85 человек смогли спастись, вплавь добравшись до филиппинского берега. По свидетельству уцелевших, японские боевые корабли, подбиравшие экипаж потопленного судна, открыли пулемётный огонь по спасающимся военнопленным. Несколько человек, поднятых на борт японских миноносцев, были убиты после спасения.
Капитан Дадли Мортон, командир подводной лодкиВаху»
Но наверное, наиболее вопиющий инцидент, связанный с гибелью военнопленных, произошёл 26 января 1943 года. Американская подводная лодкаВаху» атаковала два японских судна —Фукуей-Мару» иБуйё-Мару», — потопив торпедами оба корабля. На бортуБуйё-Мару» находилось около 500 индийских военнопленных.
После того как судно затонуло, часть японцев и индийцев спасались на спущенных на воду шлюпках. Командир американской лодки капитан Дадли Мортон приказал открыть по ним огонь из бортового орудия и пулемётов. Впоследствии он оправдывал свой приказ тем, что якобы японские солдаты начали обстреливать лодку из ручного оружия. Из 1195 человек, находившихся на борту судна, 195 индийцев и 87 японцев погибли от взрыва торпеды и последующего обстрела с борта подводной лодки.
Несмотря на то, что действия американского капитана прямо нарушали положения Гаагской конвенции 1907 года, он избежал судебного преследования. Одиннадцатого октября 1943 года американская субмарина была потоплена со всем экипажем японским самолётом.
Минивэн под водой – идиллия
Датч-Спрингс является популярным местом для дайвинга в Пенсильвании. Почему? Просто там, под водой, настоящая помойка! Много всего можно найти в местном водоеме. Среди Айфонов и других электронных гаджетов под тихими водами стоит на вечном приколе вот этот старенький минивэн.Скорее всего, некоторое время назад здесь развернулась настоящая драма. Не зря ведь передняя часть вэна раскурочена, а двери сняты с петель. Наверняка спасатели предприняли все зависящее от них для того, чтобы добраться до жертв аварии. Иных объяснений, увы, у нас на этот счет нет.
В любом случае это еще одна причина, по которой водные источники привлекают так много дайверов.
2. «Мин 361», КНР (2003 г.)
16 апреля 2003 года, на очередных учениях военно-морского состава в заливе Бохайвань (Желтое море, северо-восточное побережье Китая), на подлодке «Мин 361» случилась нештатная ситуация – поломка диздвигателя. Неисправность поспособствовала скорому сокращению уровня кислорода. Весь состав экипажа (70 чел.) в последствие лишились жизни от удушения.
Тогда китайские власти впервые обнародовали факт катастрофы борта подводного флота. Согласно данным, опубликованным 2 мая 2003 года, «Мин 361» была найдена местными рыбаками, случайно зацепившими перископ своими сетями, на 9 день после трагического инцидента.
Военный корабль «Лиман»
История труднообъяснимых катастроф все не заканчивается. Совсем недавно, 28 апреля 2017 года, мир взорвался многочисленными сообщениями о том, что в Черном море затонул российский военный корабль, столкнувшись с судном-скотовозом Yozasif-H, шедшим под флагом Того. Все члены экипажа были спасены и доставлены в Россию, а корабль «Лиман» лежит у берегов Турции на глубине 80 метров.
Он был построен в 1970 году на польских верфях и первые годы работал на Балтике. В 1974 году его перевели в состав Черноморского военного флота, в отдельный разведывательный дивизион N519. В качестве разведчика он вел слежку за кораблями возможного противника, его переговорами, мог применить высокотехнологичное оружие «Игла». Для выполнения своей миссии он был оборудован комплектами специальной разведывательной аппаратуры и современной радиолокационной системой «Дон», гидроакустической системой «Бронза» и еще какими-то секретными устройствами.
Затонувший корабль «Лиман» в Черном море, находясь на боевом дежурстве, получил пробоину и через несколько часов пошел ко дну.
Трагедия в Чёрном море
На рассвете 24 февраля 1942 года болгарское судноСтрума», дрейфующее в карантине у турецкого побережья, сотряс мощнейший взрыв. Судно переломилось пополам и через три минуты затонуло, на поверхности воды остался всего один выживший человек — Давид Столяр, который смог вплавь добраться до берега. Наиболее вероятной версией гибели судна, является атака советской подводной лодки Щ-213, осуществлявшей патрулирование в этом районе. Двадцатого февраля советская субмарина потопила в этом же районе турецкий транспортЧанкая». Двадцать четвёртого февраля командир подводной лодки капитан-лейтенант Д.М. Денежко доложил об атаке и потоплениикрупного болгарского транспорта, водоизмещением в 7000 тонн, шедшего со стороны залива со скоростью три узла». С учётом того, что в этом районе в указанное время больше не отмечена гибель каких либо судов или кораблей, скорее всего, советская лодка атаковала злосчастнуюСтруму».
Так произошла одна из самых страшных трагедий войны на Чёрном море: на борту болгарского судна находилось 759 еврейских беженцев из Румынии, в большинстве своём женщин и детей. По мере того, как Румыния все больше укрепляла связь с нацистской Германией, положение еврейского населения там становилось всё более угрожаемым. Еврейская община, скинувшись деньгами, зафрахтовало ветхое болгарское судно, чтобы отправиться на нем в Палестину, которая тогда еще была под английским мандатом управления.Струма» добралась до Турции, однако турки отказались пропускать судно через проливы без согласия какого либо из государств принять беженцев.
Министр иностранных дел Великобритании сэр Энтони Иден сказал, что выдача въездных виз еврейским пассажирамСтрумы» может создать нежелательный прецедент и по их следам Палестину наводнят тысячи других евреев. Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока, были категорически против принятия пассажировСтрумы». В ожидании решения английских властей судно дрейфовало вдоль турецкого берега, людям не хватало еды и воды, начались болезни. Турецкие власти, опасаясь эпидемии, не позволяли пассажирам сойти на берег.
Справедливости ради, евреи четко понимали, кто на самом деле виновен в смерти их соотечественников. Шестого ноября 1944 года Уолтер Гиннес был убит еврейским боевиком организацииЛЕХИ» — это был акт отмщения за трагедию в Чёрном море.
«Игнатий Прохоров»
Принадлежность России. Пароход, бывший «Wearmounth». Построен в 1886 году в Англии на верфи «Stand Slipway Co». В 1891 году судно продано S. Tourcoul. И получило новое название «Игнатий Прохоров» с регистрацией в Одессе. В 1903 году судно вновь сменило владельца, им стал С.Л Карапатницкий. В 1915 году судно реквизировал императорский военно-морской флот в качестве транспорта №27.
Водоизмещение 1265 (1369) брт.
Длина приблизительно 70 метров.
В ноябре 1918 года «Игнатий Прохоров» (Транспорт № 27) затонул в результате подрыва на плавучей мине.
Обнаружено представителями Севастопольского клуба «Альфа». Вот как описывает погружение на объект один из севастопольских аквалангистов- Андрей Быков . «Уже после первых минут пребывания на судне у нас не осталось сомнений — это отлично сохранившийся старинный пароход. Судно совершенно не заилено. Первым пришедшим в голову предположением было то, что пароход колесный, но все расставил на свои места впившийся в морское дно гигантский гребной винт.
Стальной корпус, хорошо сохранившееся леерное ограждение. Прямо на корме открыты люки, ведущие куда-то вниз.
Ближе к трюмам лежат остатки большого корабельного штурвала.
Над бортами нависли пустые шлюпбалки. По открытым кормовым трюмам становиться понятно, что судно грузовое. Плывя к центру корабля, опускаемся в первый трюм. Трюма соединяются между собой и их можно пронырнуть насквозь. Трюма поражают своими размерами. На дне одного из них лежит огромный гребной винт. С палубы вниз до самого дна спускаются проржавевшие лестницы. С лестниц и по бортам свисают такие ржавые сосульки — подобные я видел на фотографиях с «Титаника». За трюмами находится длинная надстройка, на нее с палубы поднимаются две лестницы. Наверху надстройки стоит корабельный камбуз и входы во внутренние помещения парохода. За камбузом находится открытый настежь люк, ведущий в машинное отделение.
Сразу за ним начинается небольшой «предбанник», прямо сверху через вход видна огромная задвижка на паровой трубе машины и чернеющий проход на нижнюю палубу, где, собственно, находится сама машина. В самом начале надстройки, там, где и положено ему быть, стоит капитанский мостик. Огромные глазницы окон стоят без стекол, и через любую из них можно свободно проникнуть внутрь, не снимая баллонов.
Внутри мостика — остатки мебели, корабельной утвари и чего-то еще. Нагромождение обломков, в которых определенно угадывается что-то знакомое. Хотя вот стоит совершенно целый шкаф, по всей видимости, для документов. На полках стоит бутылка, и лежат остатки каких-то бумаг. Левее шкафа на стене висит корабельный барометр. Носовые трюма также открыты, и их можно свободно пронырнуть из одного в другой. На дне трюмов лежат остатки корабельного груза, доски и какой-то хлам, над трюмами нависли грузовые балки с обросшими канатами. Поднимаемся из трюма и плывем на нос — он уже отлично виден. Нос парохода подломлен к верху, очевидно от удара об дно. На носу надстройка и в ней два дверных проема.
За все погружения, которые мы совершили на объект, никаких следов разрушения корпуса или чего-либо подобного нами найдено не было. Причина гибели корабля на сегодняшний день остается загадкой. В ходовой рубке парохода, прямо в рабочем столе нами были найдены остатки бортового журнала, а также фрагмент справочника морских семафорных команд с их детальным описанием. Лично как по мне, то выучить японский язык гораздо проще. В бортовом журнале можно прочесть фрагменты записей о маршрутах и стоянках судна. К нашему счастью, капитан делал записи карандашом, в сочетании с превосходным качеством бумаги того времени эти артефакты, пролежав в воде 100(!) лет, дожили до наших дней. В машинном отделении на котле, нами была обнаружена табличка с годом и названием изготовителя. На ней выгравирован год постройки — 1886 и название «SUNDERLAND ENGINE WORKS».
В последствии, при повторном погружении на корме обнаружено название данного судна «Игнатий Прохоров».
Координаты
Глубина 96 метров.
Т-405 «Взрыватель»
Принадлежность СССР. Тральщик проекта 53. Заложен в Севастополе в 1936 г. Спущен на воду в 1937 г. Вступил в строй 9.05.1938 г.
Водоизмещение: стандартное — 447 т,
полное — 490 т
Длина: 62 м
Ширина: 7,62 м
Осадка: 2,37 м
Мощность дизелей: 2 по 1400 л.с.
Скорость: 18 узлов
Вооружение: 1 100-мм орудие в установке Б-24-БМ,
1 45-мм орудие в установке 21-К,
1 20 -мм «Рейнметалл»
2 2х 12.7 мм Кольт
2 12.7 мм ДШК
28 мина образца 1926 г., 2 трала.
Экипаж: 52 человека.
4.01.1942 года в 23ч.30м. отряд кораблей в составе базового тральщика Т-405 «Взрыватель» (командир капитан-лейтенант В.Г.Трясцин), 7 сторожевых катеров и морского буксира СП-14 вышел из Стрелецкой бухты Севастополя имея задачу высадки передового десантного отряда в Евпатории. Во время перехода волнение моря достигала 3-4 баллов, сила северо-западного ветра достигала 4-5 баллов. 5 января в 02ч.41м. корабли подошли к точке тактического развертывания и по сигналу с флагмана направились к заранее установленным точкам высадки. В период с 3 до 6 часов была произведена высадка десанта в составе усиленного батальона морской пехоты (577 человек, 3 танкетки и 3 противотанковых орудия). При высадке десанта «Взрыватель» причалил к пассажирской пристани. Высадка в целом прошла успешно и десант, поддержанный огнем корабельной артиллерии, продвинулся вглубь города. Поняв, откуда исходит основная угроза, противник сосредоточил артиллерийско-минометный огонь по району порта. Снаряды и мины рвались вокруг кораблей. «Взрыватель» получил ряд повреждений. Осколком был убит командир высадки капитан 2 ранга Н.В.Буслаев. Командование принял на себя военком отряда полковой комиссар А.С.Бойко. Оставаться далее в порту стало невозможно, и корабли вышли на внешний рейд, где начали маневрировать, продолжая огневую поддержку десанта. Сторожевые катера неоднократно подходили к берегу и забирали раненых. На рассвете 5 января начались атаки авиации, продолжавшиеся в течение всего дня. Связь сторожевых катеров с флагманом и десантом на берегу прервалась. Днем катерам удалось связаться по радио, с Севастополем и им был передан приказ, возвращаться в базу. Во второй половине дня погода резко ухудшилась. Усилился ветер с мокрым снегом и дождем. К вечеру в районе Евпатории остался один «Взрыватель». К этому времени корабль получил серьезные повреждения корпуса и большие потери в личном составе. Во время очередной атаки авиации две бомбы разорвались вблизи корабля. Взрывом корму подбросило вверх. От удара разошлись листы наружной обшивки. Началось поступление воды в машинное отделение и кормовые помещения. Были запущены все водоотливные средства. Погнулись гребные валы. Вышли из строя и остановились дизели. Было сорвано с креплений и выброшено за борт 45-мм орудие. Орудийный расчет был полностью выведен из строя осколками. Вышло из строя рулевое управление и неуправляемый корабль понесло на мель. Были отданы якоря, но из-за песчаного грунта они не держали корабль. Около 21 часа накатом волны тральщик был выброшен на берег занятый противником в районе Соляных промыслов.
В 21ч.15м. сторожевой катер №0102 принял с тральщика донесение для штаба флота: «Нахожусь на мели». Авиация противника продолжала атаки неподвижного «Взрывателя». Вышло из строя еще одно зенитное орудие. Разрушены мостик и мачты. Новые потери среди личного состава. В ночь на 6 января с тральщика была передана последняя радиограмма: » Кораблю сняться нельзя. Спасите команду и корабль, с рассветом будет поздно». На помощь тральщику по приказу командующего флотом два раза высылались торпедные катера с боезапасом, но подойти к берегу из-за противодействия противника они не смогли, катера №91 и №111 погибли, а №101 и №121 возвратились в базу.
Командование корабля, собрали оставшихся в живых и приказали уничтожить, секретные документы. А также занять оборону на корабле, и на берегу вокруг него. Вскоре танки противника подошли к урезу воды и начали в упор расстреливать корабль. Несколько снарядов прошили корпус. Около 14ч.00м. «Взрыватель» расстрелял весь боезапас 100-мм орудия, и оно вышло из строя. Погибли А.С Бойко и В.Г. Трясцин. Оставшиеся в живых предприняли попытку прорыва по суше, но она не удалась из-за интенсивного обстрела противника, и личный состав продолжал вести бой с борта корабля.
По словам местных спасателей, останки судна до сих пор находятся на месте гибели.
«Марс»
Начать стоит с важнейшей археологической находки, которой стал легендарный флагман военно-морского флота Швеции. «Марс» был создан в 16 веке, он вмещал восемьсот человек и сто семь орудий. Из-за сильного впечатления на тех, кто его видел, корабль называли «Несравненным».
Шведский король возлагал на него большие надежды во время Семилетней войны. Но он был потоплен в бою в Балтийском море.
Затонувший корабль обнаружили только в 2011 году. Он находился на глубине семьдесят три метра. Причиной потопления стал взрыв, который унес жизни одной тысячи человек, включая шведов и любекцев. Именно моряки Любека взяли судно на абордаж и хотели его разграбить. На нем было обнаружено несколько серебряных монет. Исследователи предполагают, что оно направлялось в немецкие земли для вербовки людей на военную службу. Но узнать это наверняка невозможно. Также до конца неизвестно, почему такой грозный корабль был захвачен.
Предположение о том, что у него отказал руль, не подтвердились. Специалисты заверили, что он сохранился даже под водой. Возможно, на борту взорвалось одно из тяжелых орудий, что привело к пожару и панике. Подтверждает такие догадки и то, что был последующий взрыв, из-за которого погибло много моряков.
1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)
Заключение
Все катастрофы морские представляют собой трагедии, которые повергают в горе и обрывают судьбы людей. Наносится физический ущерб флоту, особенно если теряется боевой корабль. Но также наблюдается моральный урон, ведь никому не хочется терять коллег и братьев по специальности.
Но любая катастрофа на море также является своеобразным экспериментом, только незапланированным. После происшествия флоту нужно проанализировать ситуацию со всех сторон, выявить обстоятельства и причины. Далее должна осуществляться выработка мер, способствующих исключению возможности повторения конкретной катастрофы.