fbpx
No Image

Коренные жители северной америки

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Положение индейцев США в настоящее время

Художник Шонто Бегай, индеец навахо из штата Аризона

В США в настоящее время проживают около пяти миллионов индейцев, что составляет примерно 1,6 процента населения страны. По данным на 2009 год, больше всего индейцев в штатах Калифорния (около 740 тысяч), Оклахома (415 тысяч) и Аризона (366 тысяч). Лос-Анджелес — город с наибольшим индейским населением. Наиболее крупные индейские народности — чероки (около 310 тысяч), навахо (примерно 280 тысяч), сиу (115 тысяч) и чиппева (113 тысяч).

Ныне в США насчитываются 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation). Они имеют право на формирование своего правительства, на принятие законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности на своей территории. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют почти те же права, что и штаты США. Кроме того, племена, доказавшие что собственность их предков реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты.

Пау-вау в Монтане, 2007 г.

В резервациях ныне проживает более трети индейцев США. Площадь индейских резерваций составляет 2 % территории США. Крупнейшей резервацией обладают навахо (Нация навахо) — её площадь равна площади штата Западная Вирджиния.

Право создавать казино в резервациях индейцы получили в 1990-х годах и это значительно повысило их благосостояние. Общий доход индейских казино в 2003 году составил 14.5 млрд долларов. Значительные доходы резервациям приносит безакцизная торговля алкоголем и табачными изделиями, а также туризм.

Средний возраст индейца — 29,7 года, что заметно меньше возраста среднестатистического американца (36,8 лет). В семьях индейцев больше детей, чем в среднем по США.

В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 процентов — это в пять раз превышает её уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живёт за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других жителей США.

За чертой бедности в 2009 году жили 23,6 % индейцев, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 14,3 процента. Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения и обучение для них, как правило, бесплатное, лишь 16 % индейцев имели высшее образование, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 28 %.

Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев, однако более половины из них находятся под угрозой исчезновения. По данным на 2008 г. 72 % американских индейцев не владеют никаким языком, кроме английского и лишь 21 % индейцев говорит дома не только на английском языке.

В 2009 г. Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались Коренные Народы со стороны граждан Соединённых Штатов».

Культура

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и если имели письменность, то только пиктографическую. Однако в 1826 году вождь племени чероки — Секвойя создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые при необходимости служили индейцам в качестве денег.

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространённым продуктом питания являлся пеммикан, приготовлением которого занимались исключительно женщины.

Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Шаман перуанской народности урарина, 1988 год

Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.

Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие псевдо-гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и интересно рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» («Objevy v Mexiku»), в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга, (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.

В палеоиндейский период — комплексы Ненана и Денали на Аляске (палеоарктическая традиция). Начиная с архаического периода Арктику заселяют пришедшие с более поздней волной миграции представители арктической расы: алеуты, инуиты, инупиаты и юпики.

Характер

Колонизация

Уменьшение населения Мексики в результате различных эпидемий в ранний колониальный период.

Индейские резервации в Бразилии.

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки умерли от болезней, к которым у них не было иммунитета, а также было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады.

В середине XVI века в результате эпидемии «европейской» болезни — брюшного тифа — умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения Мексики на тот период.

Торговля с колонизаторами усилила конкуренцию между индейскими племенами, что привело к кровавым междоусобным бобровым войнам в XVII веке.

В 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США, в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45 000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2—4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX века. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна реки Амазонки, где ныне имеется несколько десятков общин, живущих без контактов с внешним миром). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре; гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).

Откуда пошло название «краснокожие»?

Коренные американцы часто фигурируют под термином «краснокожие». Он не имеет того негативного характера, которое придается слову «чернокожий» по отношению к афроамериканскому населению США.

Часто индейцы сами себя называли краснокожими, противопоставляя белым колонизаторам. Наоборот, термин «белокожий» в их глазах имеет негативный окрас. Этот термин появился благодаря племени беотуки. Оно располагалось на канадском острове Ньюфаундленд. Считается, что именно беотуки первыми начали контактировать не только с прибывшими европейцами, но даже и с викингами, которые, по некоторым сведениям, появились в Америке задолго до Колумба.

Беотуки не просто имели характерный оттенок кожи, но и специально наносили на лицо ярко-красные цвета, противопоставляя себя белым колонизаторам. Считается, что именно по этой причине все индейцы получили такое прозвище. Племя беотуки перестало существовать в первой половине 19 века.

История

Традиции

Вклад индейцев в мировую цивилизацию

См. также: Колумбов обмен

Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, ряда видов бобовых, кабачков и других культур.

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или затруднено земледелие, в том числе Камчатка и Гималаи); в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами, — мускусная утка. Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпака (ныне разводятся, в первую очередь, ради шерсти), а также разводили несколько пород собак, некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого Света, например, ангурия — огурцом.

После фундаментальных открытий в психологии и социологии к культуре индейцев стремительно возрос интерес. Французские антропологи Леви-Брюль и Леви-Стросс через призму индейцев исследовали сознание современного человека. Карл Густав Юнг и его последователи (Джозеф Кэмпбелл) занимался исследованием подсознательного и архетипов на базе индейских мифов. Свою роль в популяризации индейской культуры сыграли исследователи наркотических состояний Гроф, Кастанеда и другие. На волне психоделической революции интерес к традиционным культурам индейцев, где широко использовались галлюциногены, существенно возрос.

Североамериканские индейцы как источник образов сильно повлияли на романтическое направление в литературе и кинематографе.

Статистика

Ниже приведена статистика по коренным народам, составлявшим более 1 000 человек, согласно данным переписи 2000 года. Некоторые участники переписи указывали лишь свою принадлежность к индейцам или коренным народам Аляски, но без указания конкретного племени, что отражено в соответствующих графах.

Племя Только абориген Только абориген Смешанные с другой расой Смешанные с другой расой Все
Народ Только одно племя Больше одного племени Только одно племя Больше одного племени Все
Все 2 423 531 52 425 1 585 396 57 949 4 119 301
Апаи 57 060 7 917 24 947 6 909 96 833
Черноногие 27 104 4 358 41 389 12 899 85 750
Чероки 281 069 18 793 390 902 38 769 729 533
Шайенны 11 191 1 365 4 655 993 18 204
Чикасо 20 887 3 014 12 025 2 425 38 351
Оджибве 105 907 2 730 38 635 2 397 149 669
Чокто 87 349 9 552 50 123 11 750 158 774
Колвилл 7 833 193 1 308 59 9 393
Команчи 10 120 1 568 6 120 1 568 19 376
Кри 2 488 724 3 577 945 7 734
Крики 40 223 5 495 21 652 3 940 71 310
Кроу 9 117 574 2 812 891 13 394
Делавары 8 304 602 6 866 569 16 341
Хоума 6 798 79 1 794 42 8 713
Ирокезы 45 212 2 318 29 763 3 529 80 822
Кайова 8 559 1 130 2 119 434 12 242
Латиноамериканские индейцы 104 354 1 850 73 042 1 694 180 940
Ламби 51 913 642 4 934 379 57 868
Меномини 7 883 258 1 551 148 9 840
Навахо 269 202 6 789 19 491 2 715 298 197
Осейджи 7 658 1 354 5 491 1 394 15 897
Оттава 6 432 623 3 174 448 10 677
Пайюты 9 705 1 163 2 315 349 13 532
Пима 8 519 999 1 741 234 11 493
Потаватоми 15 817 592 8 602 584 25 595
Пуэбло 59 533 3 527 9 943 1 082 74 085
Майо (не путать с Майя) Майя
Салиши залива Пьюджет-Саунд 11 034 226 3 212 159 14 631
Семинолы 12 431 2 982 9 505 2 513 27 431
Шошоны 7 739 714 3 039 534 12 026
Сиу 108 272 4 794 35 179 5 115 153 360
Папаго 17 466 714 1 748 159 20 087
Юты, юте, юта, нучи 7 309 715 1 944 417 10 385
Якама 8 481 561 1 619 190 10 851
Яки 15 224 1 245 5 184 759 22 412
Юма 7 295 526 1 051 104 8 976
Другие племена с указанием принадлежности 240 521 9 468 100 346 7 323 357 658
Индейские племена без указания принадлежности 109 644 57 86 173 28 195 902
Атабаски Аляски 14 520 815 3 218 285 18 838
Алеуты (частично, прослеживаются гены индейцев Северной Америки, монголоидов и европиоидов) 11 941 832 3 850 355 16 978
Тлингит-Хайда 14 825 1 059 6 047 434 22 365
Другие указанные при переписи коренные племена Аляски 2 552 435 841 145 3 973
Другие коренные племена Аля Индейцы или коренные народы Аляски, при переписи не указаны 511 960 (X) 544 497 (X)

«Дорога слёз»

После Войны за независимость в США новые американские власти попытались частично упорядочить отношения с индейцами. Вашингтон закрепил за собой эксклюзивное право заключать с коренным населением Америки договоры, в том числе о приобретении земли.

Кандидат культурологии, доцент Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета Оксана Данчевская в беседе с RT отметила, что индейцам был предоставлен статус суверенных народов. Этот шаг позволил властям на равных правах подписывать с ними соглашения, которые стали одной из основных составляющих американо-индейской политики.

«За так называемый договорный период (с 1778 по 1887 год. — RT) между США и рядом племён было заключено около 500 договоров. Все они затем были нарушены американским правительством», — рассказала Данчевская.

Также по теме

«Индейцев считали расходным материалом»: как вождь Текумсе стал жертвой противостояния Вашингтона и Лондона

5 октября 1813 года в бою с войсками США погиб лидер одного из крупнейших индейских союзов Текумсе. По свидетельствам историков, он…

В начале XIX века после длительных войн федеральные власти США заключили договоры с пятью индейскими народами, считавшимися «цивилизованными» (чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы). Согласно данным соглашениям, индейцы в обмен на некоторые территориальные уступки получили право вечного пользования своими землями на юго-востоке современных Соединённых Штатов.

Но уже в 1823 году Верховный суд США объявил все территории коренного населения «ничейными», а семь лет спустя власти приняли закон о выселении индейцев. Согласно новому нормативному акту, все коренные американцы, включая «цивилизованные» народы, должны были покинуть территории к востоку от реки Миссисипи и переселиться в степи современной Оклахомы.

В 1831 году армия США силой изгнала значительную часть «цивилизованных» индейцев на запад. Многие из них погибли в пути от голода, холода и болезней. Данная депортация известна среди историков как «дорога слёз». Оставшиеся индейцы некоторое время оказывали сопротивление, но к концу XIX века лишь небольшая горстка представителей народа семинолов, осевших в болотах Центральной Флориды, отказалась выполнить требования Вашингтона. Все остальные индейцы покинули восточную часть США.

В 1851 году власти страны приняли закон, согласно которому проживавшие к западу от Миссисипи племена также теряли свои земли и подлежали перемещению в резервации. Во второй половине XIX века века начался захват их территорий в центре и на юго-западе Северо-Американского континента. Индейцы, жившие на Великих равнинах и в горных районах на границе с Мексикой, оказывали захватчикам ожесточённое сопротивление. Война с ними затянулась примерно на 40 лет.

  • «Дорога слёз» — депортация «цивилизованных» индейцев на запад США

Американские власти в ходе так называемых земельных гонок раздавали своим гражданам территории, ранее переданные «цивилизованным» народам Оклахомы. Войска подавляли сопротивление индейцев лакота, арапахо, чайенов, команчей и апачей. Солдаты убивали в индейских стойбищах стариков, женщин и детей. Коренные жители прерий нанесли военным несколько поражений и добились перемирия. Однако после строительства Первой трансконтинентальной железной дороги и уничтожения бизонов, служивших источником пропитания для индейцев Великих равнин, сопротивление было подавлено.

Индейские войны официально завершились в 1890 году после убийства одного из самых уважаемых вождей лакота — Сидящего Быка — и бойни на ручье Вундед-Ни, унёсшей жизни примерно 300 индейцев. С момента образования США и до конца XIX века власти отняли у коренных жителей около 600 млн га земли. К началу XX века на территории США осталось всего около 250 тыс. индейцев. 

Культурно-исторические области

Основная статья: Культурные ареалы Америки

Северная Америка

Окипа — церемония инициации молодых манданов. Художник — Джордж Кэтлин, около 1832 г.

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

  1. арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты);
  2. Индейцы Субарктики — север Канады и внутренняя часть Аляски — алгонкинские и атапаскские племена, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство;
  3. Индейцы Северо-западного побережья, специализировавшиеся в рыболовстве и морской охоте (хайда, тлинкиты, вакаши, салиши и др.);
  4. Индейцы Калифорнии, которые были собирателями желудей, занимались охотой и рыболовством;
  5. Индейцы Вудленда и индейцы Юго-востока США (восточная части нынешней территории США) — племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, крики);
  6. Индейцы Великих равнин — после открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу-лакота, черноногие, сарси, гровантры, ассинибойны, кроу, осейджи, канза, манданы, хидатса, арикара, арапахо, шайенны, кайова, кайова-апачи, команчи, липаны, пауни, кэддо, уичита);
  7. Индейцы Юго-запада США (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — здесь была область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён;
  8. Индейцы Плато;
  9. Индейцы Большого бассейна.

Средний размер семей у индейцев Северной Америки до контактов с европейцами и завоза заразных болезней оценивается в 7,5 человек. У Pamah Навахо юго-запада США рождаемость оценивается в 6,5 детей на среднюю женщину в 1844—1894 годах. Согласно исследованию 1894 года по выборке из 577 чистокровных индейских женщин старше 40 лет было в среднем по 5,9 детей на одну женщину, а по выборке из 141 женщин-полукровок старше 40 лет было в среднем 7,9 детей на одну женщину. На 2001 год рождаемость у американских индейцев составляла 1,75 СКР.

Латинская Америка

Первая часть книги «Хроника Перу», впервые описывающая этносы Южной Америки (1553)

  1. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной орошаемой (ацтеки) и террасной (Империя Инков); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства.
  2. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).
  3. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в XVII—XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).
  4. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Рождаемость в традиционных мезоамериканских обществах оценивается в 55—70 рождений на тысячу населения или 8,8 детей на одну женщину, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 15—20 лет и скорость роста в 0,5 % за год. Такая высокая рождаемость сохранялась длительное время. Уже в 19 веке рождаемость составляла 8,5 детей на женщину в Чиапасе и Мехико, а в 1990 году не посещавшие школу мексиканские женщины имели в среднем по 7,5 детей. У Аймара Чили рождаемость оценивалась в 6,9 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1965—1966 годах, у Чёрных карибов в 5,4 детей на среднюю женщину в 1954—1955 годах, у Каинганг Бразилии в 6,1 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1958 году, у Мартинигуэ в 5,4 детей на среднюю женщину в период 1914—1928 годы, у Терена Бразилии в 5,5 детей на среднюю женщину в 1955—1960 годах, а у Яномамо Венесуэлы в 8,2 детей на среднюю женщину в 1964—1972 годах.

Расовый состав

Место обитание индейцев

“Коренные американцы” – монеты для коллекционеров

Ареал обитания и численность

Аборигены Нового Света жили тут в доисторические времена, но и в наши дни, по сути, мало что изменилось для них. Они объединяются в отдельные общины, продолжают проповедовать свои религиозные догмы и следуют традициям предков. Некоторые представители исконно американоидной расы ассимилируются с европейцами и полностью перенимают их быт. Таким образом, встретить чистого индейца или метиса можно в любой стране северной, южной или центральной части Новой Земли. Общая «индейская» численность населения Америки составляет 48 миллионов человек. Из них 14 млн проживают в Перу, 10,1 млн в Мексике, 6 млн в Боливии. Следующими странами идут Гватемала и Эквадор – 5,4 и 3,4 миллиона человек соответственно. 2,5 млн индейцев можно встретить в США, а вот в Канаде их вполовину меньше – 1,2 млн. Как ни странно, на просторах Бразилии и Аргентины, столь огромных держав, индейцев сохранилось не так уже и много. Коренное население Америки в этих местах исчисляется уже тысячами и составляет 700 000 и 600 000 человек соответственно.

Первые беды

В 1851 году в Калифорнии началась золотая лихорадка, тысячи американцев и выходцев из Европы двинулись на западное побережье Северной Америки и стали вытеснять коренные народы с их земель. Индейцы Пит-Ривер оказали сопротивление. Американцы в ответ направили карательную экспедицию, участники которой не стали искать виновных, а просто полностью уничтожили деревню модоков, хотя те на тот момент в столкновениях с белыми ещё не участвовали. Кинтпуаш, будущий вождь модоков, во время нападения белых потерял большую часть семьи, включая отца.

  • Представители племени модоков, 1873 год

После конфликта модоки перестали пускать колонистов на свои земли. Вооружённое противостояние между переселенцами с одной стороны и модоками, кламатами и яхоскинами с другой продолжалось более десяти лет.

Также по теме


В погоне за «калифорнийской мечтой»: как золотая лихорадка в США повлияла на самосознание американцев

19 августа 1848 года в американской газете The New York Herald появилось сообщение о том, что в Калифорнии обнаружено золото. Эта…

В конце концов вожди индейцев осознали, что численное превосходство на стороне противника, и согласились передать американским властям обширные территории в Калифорнии и Орегоне в обмен на мир. Они дали белым гарантии, что будут жить в выделенной им резервации, получая от правительства еду, одежду и кров. Однако договор подписали не все вожди модоков. Кинтпуаш, получивший к этому времени прозвище Капитан Джек, никаких обещаний белым давать не стал, хотя вместе со своим племенем всё же переехал в резервацию.

Однако выделенные модокам земли изначально принадлежали кламатам, которые новым соседям были не рады. К тому же оказалось, что администрация резервации не располагает средствами для поставок модокам еды и одежды. При этом в резервации они были лишены возможности вести привычный образ жизни. В итоге в 1865 году группа модоков во главе с Капитаном Джеком покинула резервацию, направившись в свои традиционные охотничьи угодья на Лост-Ривер. Вернувшись, модоки потребовали, чтобы белые фермеры платили им едой и вещами за право находиться на индейской земле. Те согласились, но периодически требовали от властей изгнать индейцев окончательно.

  • Кинтпуаш, 1864 год

Несколько раундов переговоров с Кинтпуашем закончились неудачно, и ведомство по делам индейцев в 1869 году заманило модоков на встречу, тайно вызвав регулярные войска. Большую часть племени удалось принудительно отправить в резервацию. Капитан Джек бежал с группой воинов, но его двоюродная сестра, вышедшая замуж за белого фермера, уговорила вождя вернуться и присоединиться к своему народу. Однако конфликт с кламатами обострился, и в 1870 году Капитан Джек и около двух сотен его людей окончательно покинули резервацию.

Колонизация Америки

Со времен Колумба вплоть до 20-го столетия шло освоение земель американского континента. Вместе с этим велись жестокие бои с местным населением, индейцев вытесняли и уничтожали.

Переселенцы считали их дикарями, которые не достойны жить на такой большой территории. Сами индейцы смело оказывали им сопротивление, давали отпор чужеземцам, и иногда даже успешно, особенно большие племена или объединенные маленькие.

Правительсто искало разные пути решения проблем с индейцами: отводили им земли для проживания, без права собственности, потом отнимали эти земли и прогоняли в другие регионы, создавая определенные резервации. Издавались законы по которым коренные жители Америки должны были отказаться от своих традиций, культуры и религии.

Easy Plugin for AdSense by Unreal

Только в 1924 году вышел закон по которому индейцы получили гражданство и стали полноценными гражданами США. Отменились все законы угнетающие их права, активисты и сторонники индейцев стали добиваться возврата отобранных земель или компенсации за нанесенный ущерб. Америка потратила около 820 миллионов в качестве возмещения убытков за первые 32 года работы Комиссии по жалобам индейцев.

Комментировать
0