Герасимов Валерий Васильевич
Итак, первый зам Министра обороны РФ и по совместительству начальник генштаба ВС – Герасимов Валерий Васильевич. Всю свою жизнь он посвятил службе в армии. После окончания двух военных образовательных учреждений в разные годы возглавлял Дальневосточный, Северо-Кавказский, Ленинградский и Московский военные округа. С 2012 года командует Центральным военным округом. В том же году Валерий Васильевич получил должность начальника Генштаба ВС РФ, параллельно став, по указу В.В. Путина, первым заместителем С.К. Шойгу. В его подчинении, по сравнению с коллегами, находится большее число военных органов.
В целом в его ведении находятся вопросы организации рабочего процесса Генштаба, оперативного управления связью ВС, радиоэлектронной борьбы, военно-топографический отдел. Его основная задача – поддерживать высокий уровень боеготовности ВС государства. Помимо этого, Герасимову В.В. подотчетны военная милиция Московской области, служба безопасности и полетов авиации, военно-оркестровый отдел. У него имеется доступ к архивам ВС.
Основные ордена:
- За заслуги перед Отечеством (третьей степени).
- Св. Георгия (четвертой степени).
- За заслуги перед Отечеством (четвертой степени).
- За службу Родине в ВС СССР (третьей степени).
Биография
Руслан Хаджисмелович Цаликов родился 31 июля 1956 года в городе Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР (РСФСР, СССР).
С 1973 по 1978 год — студент Северо-Осетинского государственного университета (город Орджоникидзе). Специальность по образованию — экономист. По окончании университета, с 1978 по 1983 год, в аспирантуре Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (стажер-исследователь, аспирант). С 1983 по 1987 год — ассистент кафедры экономики труда, старший преподаватель, заместитель декана экономического факультета Северо-Осетинского государственного университета. С 1987 по 1989 год — заместитель генерального директора по экономическим вопросам производственного мебельного объединения «Казбек» (город Орджоникидзе).
С 1989 года — на государственной службе. С 1989 по 1990 год — главный контролер-ревизор КРУ Минфина РСФСР по Северо-Осетинской АССР (город Орджоникидзе). С 1990 по 1994 год — министр финансов Северной Осетии.
Заместители министра обороны Руслан Цаликов и Николай Панков инспектируют и ход строительства Многопрофильной клиники Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Санкт-Петербург, 2015 год
В 1994 году приходит на работу в МЧС РФ. С 1994 по 2000 год — начальник Главного финансово-экономического управления, затем руководитель Департамента финансово-экономической деятельности министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 26 ноября 1994 года — член коллегии МЧС России С 2000 по 2005 год — заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 2005 по 2007 год — статс-секретарь − заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 14 июня 2007 года по 30 мая 2012 года — первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 17 мая по 15 ноября 2012 года — вице-губернатор Московской области. С 6 по 8 ноября 2012 года — исполняющий обязанности губернатора Московской области по должности.
С 15 ноября 2012 года — заместитель министра обороны Российской Федерации. Курирует вопросы расквартирования войск, жилищного обеспечения, строительства и капитального ремонта, управления имуществом, судебно-правовой работы, финансового контроля, медицинского обеспечения, информационной политики, взаимодействия с правоохранительными органами и деятельность АО «Гарнизон». В его подчинении находятся: Департаменты Минобороны России: государственного заказчика капитального строительства, претензионной и судебно-правовой работы, жилищного обеспечения и имущественных отношений; Управление государственного архитектурно-строительного надзора; Государственная экспертиза; Главное военно-медицинское управление; Контрольно-финансовая инспекция; Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
С 24 декабря 2015 года — первый заместитель министра обороны Российской Федерации. 29 января 2016 года Цаликову вручён почётный персонифицированный знак — личный штандарт.
Руслан Цаликов считается человеком, близким к Сергею Шойгу. Работает под его непосредственным руководством с 1994 года.
Боеспособная, технологичная
— В этом году в «Известиях» писали о предложениях Минфина сократить военный бюджет и численность ВС. Инициатива вызвала горячие споры. Военное ведомство заявило, что сокращать армию категорически нельзя. А какой экономический эффект мог бы быть в случае одобрения предложений Минфина?
— В соответствии с указом президента и планом строительства и развития ВС численность военнослужащих установлена на уровне 1 млн 13 тыс. человек. Идет планомерное перевооружение армии. В соответствии с этими параметрами военные вузы готовят необходимое число специалистов, строятся военные городки и другие объекты инфраструктуры.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Работа ведется системно, планово и получила высокую оценку президента на недавней расширенной коллегии Минобороны. Есть и стратегическое планирование. Поэтому предложенные подходы не были поддержаны. Любое подобное решение всегда требует детальной проработки. ВС — это огромный и сложный механизм, который находится в постоянном движении. Не просчитав все последствия, убирать из него отдельные элементы нельзя.
Иногда нам говорят: к вам на вооружение поступает современная техника, более совершенная, более интеллектуальная — так сокращайте численность специалистов. Но если, допустим, на вооружение поступает более современный танк и его экипаж три человека, невозможно же сделать экипаж из двух человек.
Сегодня у России боеспособная, современная, технологичная армия, и расходы на поддержание ее боеготовности и оснащение современными образцами вооружения сбалансированы.
— Среди предложений по сокращению расходов на армию было повышение выслуги лет для получения права на военную пенсию с 20 до 25. Это мотивировалось в том числе тем, что недавно в стране в целом был повышен пенсионный возраст на пять лет. Было бы, на ваш взгляд, такое решение в отношение военнослужащих справедливым?
— Минобороны было готово рассматривать повышение выслуги лет, так как, согласно проведенному мониторингу, офицеры хотят служить и не стремятся уволиться раньше времени.
Если делать эту норму обязательной, то необходимы компенсационные меры. Если человек дольше служит, его денежное довольствие должно соответственно расти и пенсия должна быть выше. Это требует дополнительных расходов бюджета. Сейчас работа над законопроектом приостановлена, вопрос прорабатывается.
«Есть остатки — нет аванса»
— Около десяти лет назад срывы сроков гособоронзаказа были постоянной проблемой. В конце концов президент поручил взять на контроль этот вопрос. Как недавно говорилось на расширенной коллегии, по итогам этого года даже с учетом непростой обстановки гособоронзаказ был выполнен более чем на 99%. Как вы выстроили систему контроля за расходованием средств?
— Министерство обороны является крупным бюджетополучателем, с наиболее сложной структурой бюджета, охватывающей все сферы жизнедеятельности ВС. По поручению президента нами была создана система контроля за расходованием средств гособоронзаказа. Через идентификатор контракта мы «подкрасили» каждый рубль выделяемых средств. Это позволило в режиме онлайн отслеживать, на каком этапе находятся выделенные на госпрограмму перевооружения ресурсы.
Татьяна Шевцова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
С 2017 года в Минобороны выплата авансов осуществляется поквартально под производственную потребность, исходя из технологического цикла и этапности производства по принципу «обосновал потребность — получил аванс». А также на основе данных Единой информационной системы расчетов по государственному оборонному заказу о наличии остатков денежных средств на отдельных счетах в уполномоченных банках по всей цепочке кооперации по принципу «есть остатки — нет аванса».
Минобороны России как государственный заказчик в полном объеме выполняет свои обязательства по авансированию предприятий промышленности. В том числе предоставив им соответствующие ресурсы для надлежащего и качественного исполнения госконтрактов, оказывая тем самым влияние на различные сферы экономики страны, создавая своеобразный мультипликативный эффект.
Это позволяет предприятиям ОПК планировать свою деятельность на годы вперед, модернизировать производственную базу и создавать новые рабочие места.
В этом году, несмотря на пандемию, все предприятия ОПК стабильно платили налоги, выплачивали зарплаты и выполняли социальные обязательства. Так, например, в Москве, они внесли в бюджет 112 млрд рублей налоговых отчислений. Для сравнения, в прошлом году — 102 млрд.
Всего гособоронзаказ в 2020 году составил около 1,5 трлн рублей. Из этой суммы предприятия заплатили 532 млрд налогов в бюджеты разных уровней. Еще около 500 млрд выплачено на зарплаты трудовым коллективам. Поэтому говорить, что мы дорого обходимся бюджету, некорректно.
— В начале декабря президент утвердил федеральный бюджет на 2021–2023 годы. Как изменились расходы на Минобороны?
— Бюджет на предстоящие три года формировался в условиях жестких ограничений на фоне борьбы с пандемией. В результате базовые ассигнования на 2021–2023 годы Минфином были уменьшены на 10%, а на реализацию мероприятий ГПВ — на 5%.
При этом секвестированию не подлежали расходы на обеспечение социальных гарантий перед личным составом, медицинское обеспечение с учетом сложной эпидемиологической обстановки. А также малобюджетные направления расходов, сокращение которых могло быть критичным в связи с наличием уже реализуемых мероприятий и незначительными возможностями по маневрированию ресурсами.
Татьяна Шевцова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Сокращение финансирования ГПВ нам удалось компенсировать, используя кредитную схему, подразумевающую опережающее авансирование предприятий ОПК с использованием кредитов опорного банка. Часть процентов по кредиту возмещает само предприятие за счет снижения себестоимости продукции, вторую часть по госгарантиям компенсирует Министерство промышленности.
Работа над этим бюджетом потребовала концентрации средств на наиболее приоритетных направлениях расходов Министерства обороны. А также принятие отдельных решений для синхронизации мероприятий государственной программы вооружения с созданием необходимой инфраструктуры и комплектованием личным составом.
Военный бюджет на ближайшую трехлетку позволит выполнять стоящие перед Вооруженными силами задачи по обеспечению безопасности нашей страны в полном объеме.
Примечания
- Закон от 15 марта 1946 года. «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик» (рус.) // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. — 1946. — № 10.
- O преобразовании министерств СССР : закон СССР от 15 марта 1953 года // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР : (1938 — июль 1956) / под ред. Мандельштам Ю. И. — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 78—80
- s:Закон СССР от 15.03.1953 О внесении изменений и дополнений в статьи 70, 77 и 78 Конституции (Основного Закона) СССР
Начальники Оперативного (Главного оперативного) управления Генерального штаба
- генерал-лейтенант Ватутин Николай Фёдорович (26 июля 1940 — 13 февраля 1941)
- генерал-лейтенант Маландин Герман Капитонович (13 февраля — 30 июня 1941)
- генерал-лейтенант Злобин Вениамин Михайлович (30 июня — 1 августа 1941)
- генерал-лейтенант, с мая 1942 — генерал-полковник Василевский Александр Михайлович (1 августа 1941 — 26 июня 1942)
- генерал-лейтенант Антонов Алексей Иннокентьевич (11 декабря 1942 — 20 мая 1943)
- генерал-лейтенант Ломов Николай Андреевич (ноябрь 1948 — июнь 1952)
- генерал-лейтенант Павловский Николай Осипович (июль 1952 — сентябрь 1959)
- генерал-полковник Иванов Семён Павлович (сентябрь 1959 — декабрь 1962)
- генерал-лейтенант, с февраля 1963 — генерал-полковник Повалий Михаил Иванович (декабрь 1962 — октябрь 1969)
- генерал-лейтенант, с апреля 1970 года — генерал-полковник Козлов Михаил Михайлович (октябрь 1969 — март 1974)
- генерал-полковник Ахромеев Сергей Фёдорович (март 1974 — август 1979)
- генерал армии Варенников Валентин Иванович (август 1979 — ноябрь 1984)
- генерал-полковник Гашков Иван Андреевич (ноябрь 1984 — 1987)
- генерал-полковник Омеличев Бронислав Александрович (1987 — январь 1989)
- генерал-лейтенант, с октября 1989 — генерал-полковник Денисов Владимир Георгиевич (январь 1989 — сентябрь 1991)
- генерал-лейтенант, с октября 1991 — генерал-полковник Кузнецов Леонтий Васильевич (сентябрь 1991 — июль 1992)
- генерал-лейтенант, с апреля 1993 — генерал-полковник Барынькин Виктор Михайлович (июль 1992 — июнь 1996)
- генерал-полковник Золотов Леонид Сергеевич (1996—1997)
- генерал-полковник Балуевский Юрий Николаевич (август 1997 — август 2001)
- генерал-полковник Рукшин Александр Сергеевич (28 августа 2001 — июль 2008)
- генерал-полковник Суровикин Сергей Владимирович (октябрь 2008 — январь 2010)
- генерал-лейтенант Третьяк Андрей Витальевич (13 января 2010 — 2011)
- генерал-полковник Зарудницкий Владимир Борисович (3 октября 2011 — июнь 2014)
- генерал-полковник Картаполов Андрей Валериевич (июнь 2014 — 9 ноября 2015)
- генерал-лейтенант, с февраля 2017 — генерал-полковник Рудской Сергей Фёдорович (с 10 ноября 2015 года)
История
- До 1934 года административный орган, управляющий вооруженными силами носил наименование — Народный комиссариат по военным и морским делам СССР;
- с марта 1934 — Народный комиссариат обороны СССР;
- 25 февраля 1946 года Наркомат обороны и Наркомат ВМФ были объединены в Народный комиссариат Вооружённых Сил СССР, который в марте 1946 года был преобразован в Министерство Вооружённых Сил СССР.
- В феврале 1950 года оно было разделено на Военное министерство СССР и Военно-Морское министерство СССР, которые в марте 1953 года были объединены в Министерство обороны СССР.
- с марта 1953 — Министерство обороны СССР.
После распада СССР союзное министерство было ликвидировано, республиканские министерства обороны были реорганизованы и перешли в подчинения правительств каждой республики:
- Министерство обороны Российской Федерации
- Министерство обороны Украины
- Министерство обороны Республики Беларусь
- Министерство обороны Туркмении
- Министерство обороны Республики Казахстан
- Министерство обороны Республики Киргизии
- Министерство обороны Республики Молдавии
- Министерство обороны Республики Таджикистан
- Министерство обороны Республики Узбекистан
- Министерство обороны Республики Армения
Вооружённые силы стран СНГ вошли в состав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), кроме стран Прибалтики, Украины и Грузии.
Примерно с конца января 1992 года Министерство обороны СССР стало фактически называть себя главным командованием Вооруженных Сил СНГ. Однако, лишь 20 марта 1992 года решением Совета глав государств СНГ, на базе Министерства обороны Союза ССР было официально создано Главное командование Объединённых Вооружённых Сил СНГ.