Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков
Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.
Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное
По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу
А нижняя темная часть символически связывалась с землей.
Особенности
Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль
В современном стиле
Что нужно брать с собой:
На рубаху (при ширине ткани 1м 50 см):
- Для женщины: 2-2,5 метра.
- Для мужчины: 2 метра.
- Для ребёнка: 1,5 роста.
- Можно купить кружева (для манжета/горловины): 1-1,5м.
Ткань для девочек/ женщин:
- хлопок/бязь/ситец/сатин в мелкий цветочек или однотонная пастельных тонов;
- лён белый/серый средней плотности.
Ткань для мальчиков/мужчин:
лён белый или серый/хлопок — клетка естественных цветов.
Для сарафана:
- 3,5-4 метра на взрослого (чем выше ваш рост, тем больше ткани),
- 2 роста на ребёнка при ширине ткани 1,1-1,5 метра (при 1,5 метрах сарафан будет пышнее),
- Можно купить косую бейку
3м и атласную ленту в тон
5м.
Для портов:
- 2 метра для взрослого,
- 1 метр для ребёнка при ширине ткани 1,1-1,5 метра однотонная ткань (лён/шерсть) тёмного цвета (серый/коричневый/синий/чёрный)/полоска (вертикальные полосы)/клетка.
Для пояса:
- шерстяные нитки средней толщины ярких естественных цветов (длина готового изделия + 60 см, т.е. не меньше 3 метров на взрослого, 2 метров на ребёнка),
- с собой необходимо обязательно принести ремень: кожаный или тканевый, но плотный.
С собой также необходимо иметь:
- Сантиметр, мел/мыло, ножницы, простые х/б нитки 2-х цветов, пару игл, булавки.
- Размеры: рост, длина от плеча до колена, длина руки, ширина плеч, обхват шеи и запястья.
- Можно взять кофту/рубашку того человека, на которого будете шить.
ВНИМАНИЕ!Ткани может понадобится немного больше или меньше в зависимости от роста и размера одежды, а также ширины ткани. Если ваша ткань уже,чем указанная ширина, то её понадобится больше!
Если ваша ткань уже,чем указанная ширина, то её понадобится больше!
Читайте далее:
Рынок форекс: что это такое и как на нем много зарабатывать
Норма обязательных резервов — это инструмент регулирования
Альфа Форекс Альфа Банк — обзор, характеристика, отзывы
Бонусы форекс без депозита — как сделать деньги из воздуха
Голубые фишки — это акции компаний с большой капитализацией
Валютный коридор — это регулируемый предел колебаний курсов
Основные виды бирж — классификации, характеристики, товары
Что такое лонги и шорты на бирже и почему шорт хуже лонга
Cамые дорогие трусы в мире. рейтинг самых дорогих трусов мира
Банное полотенце размеры. стандартный размер банного полотенца для тела. как выбрать подходящий размер?
Ажурный кардиган спицами из тонкой пряжи: схемы, описание
Атлас ткань это: описание, история и свойства атласа
Адыгейский национальный костюм: фото и отличительные черты
8 типичных признаков неухоженной женщины
Как связать шарф (мужской и женский) спицами и крючком: мастер-класс для начинающих со схемами и описанием пошагово
Головной убор
История русского костюма
За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи.
Менее распространенными наряды в традиционном русском стиле стали в начале восемнадцатого века. Тогда древнерусский костюм был запрещен Петром Первым, который хотел сделать Россию более современной. На смену национальному одеянию пришли костюмы в венгерском стиле, а позже в немецком и французском. Чтобы нововведения прижились, правитель ввел пошлину на ношение в городе традиционных русских нарядов.
Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха.
Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава.
Заслуживают внимания платья, которые носили женщины на Руси. Во времена Ивана Грозного девушки, которые наряжались всего в одно платье считались непристойными. Принято было надевать три платья одно поверх другого. Такой костюм получался очень тяжелым и массивным.
Для мужчин из простого сословия костюмы шились практичные и удобные. Русская культура всегда была неотделима от природы и земли. Это и отображалось в простой крестьянской одежде, которую шили из натуральных тканей и украшали растительными узорами.
Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса. Голову покрывали грешневиком из валяной шерсти. Из обуви наиболее распространены были лапти. Легкие и удобные, они хорошо защищали ноги во время работы в поле, но для зимы были не пригодны. С приходом холодов традиционный русский костюм дополнялся валенками, а по праздникам – кожаными сапожками.
Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи. Для детей знати наряды создавались более изысканные. Иногда они практически полностью копировали взрослый костюм. Но юные девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили головных уборов до замужества.
Славянские мотивы в современной моде
Согласно мнению модных экспертов, современная славянская одежда мало в чем отражает стиль прошлого. На сегодня славяне одеваются в новые, модные вещи, которые очень далеки по своему крою, фасону и цветовым решениям.
Однако в последнее время некоторые дизайнеры обращаются к историческим фактам и используют славянские мотивы в своих коллекциях. Так, часто встречаются рубашки и туники со славянскими орнаментами. В женской одежде проскальзывают длинные платья, пошитые на манер длинных рубашек с обильной вышивкой и национальным декором. Даже в детских вещах часто встречаются вышивки, которые раньше имели глубокое значение – они считались оберегом. Среди молодежи и более старшего поколения сейчас модно одеваться в славянскую одежду, дабы морально приблизиться к мудрости предков и отдать дань родным традициям.
Из чего состоит женский костюм?
Завершаем образ русской красавицы – накладываем грим
Особенности национального костюма
Наряды древних славян делились на праздничные и повседневные. В будние дни наши предки облачались в простые вещи из грубой материи с минимумом декора. А вот для торжественных мероприятий из гардероба доставали одеяния насыщенных оттенков, украшенные вышивкой. Самым роскошным нарядом считалась одежда красных расцветок.
Ранее на Руси пошивом костюмов занимались исключительно барышни, умелыми руками из куска грубого сукна они создавали настоящие шедевры, которым позавидуют современные модельеры. Также для изготовления нарядов использовали лён и шёлк. Для подкладки брали специальный материал киндяк.
Основа из ткани дополнялась многочисленными элементами, национальными украшениями и обувью. Это помогало славян создать гармоничный и неповторимый облик.
В зависимости от региона образ русского человека существенно отличался. Например, обитатели холодных северных краев имели привычку носить большое количество верхней одежды. Она была распашной или накидной, иногда наряды сочетали между собой. |
Второй тип вещей надевали через голову, первая имела застежку на пуговицах или крючки. Отдельного внимания заслуживает костюм для аристократии. Он был наполнена роскошью и говорила о том, что его обладатель занимает высокое положение в обществе. Наряд для знати расшивали золотыми или серебряными нитями, декорировали жемчугом.
К подобному одеянию относились бережно и использовали его не один год. Обычно дорогостоящую одежду передавали от родителей к детям.
Элементы
Русский женский традиционный костюм
Типичный женский праздничный сарафан в красном цвете
Женский русский костюм значительно отличается от славянского, появляются новые части гардероба:
- Передники (они ещё назывались занавесками);
- Понёвы;
- Нагрудники;
- Сарафаны;
- Шушпаны.
Русская женская рубаха только у бедных крестьянок шилась из небеленого полотна, причём почти у каждой имелась праздничная вещь белого цвета с различными вышивками и орнаментами. Особым шиком считалась одежда для повседневной жизни, украшенная орнаментом с птицами и животными. Рисунки могли иметь ширину до 30 см, причём каждая часть вышивки, проходившей по низу изделия, украшалась своим орнаментом.
https://youtube.com/watch?v=t9k3m10QeAA
Передники были самыми красивыми элементами одежды, надеваемой женщинами. Эта часть костюма делалась из толстого холста, украшалась вышивками с орнаментами и лентами из шёлка. Края занавески (передника) оформлялись бахромой из ниток, разноцветными оборками, зубцами из кружев красного или белого цвета.
Понёва – специального типа юбка, надеваемая вокруг талии. Делалась из 3-5 кусков ткани, сшитых между собой по кромке, верхний край юбки подгибался и скреплялся, оставляя внутри место для вдевания пояска -гашника. Носилась преимущественно замужними женщинами, девушка могла надеть понёву, достигнув половой зрелости или будучи просватанной.
Верхняя одежда:
- Запона – предмет женского гардероба из цветного холста грубой выделки, по бокам не сшивалась и носилась вместе с поясом. Всегда была короче рубахи, внизу скалывалась;
- Душегрея – короткая вещь на лямках, как у сарафана, надевалась поверх его. Считалась праздничным нарядом, изготавливалась из дорогих узорчатых тканей, чаще всего имела декоративную кайму;
- Летник – накладная одежда, которую могли позволить себе только состоятельные русские женщины. Главной особенностью летника были широкие рукава, богато украшалась кусками бархата или атласа, расшитыми жемчугом, золотом или серебром. Летник имел бобровый воротник, часто подкрашенный в чёрный цвет;
- Шубка – зимняя разновидность летника, отличающаяся узкими и длинными рукавами;
- Телогрея – та же шубка, только распашная, снабжалась пуговицами или завязками.
Как сшить русский народный сарафан
Обувь
- Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
- Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
- Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха.
Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.
- Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
- Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
- Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
- Поршни — простейшая русская кожаная обувь.
В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.
Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.
В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.
Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.
Особенности национального костюма
Мастерская русского костюма
СШИТЬ настоящий русский сарафан или рубаху и порты совсем не сложно. Для этого мы открываем краткий курс-мастерскую русского костюма.
Ведущие курса
Облетели последние яркие осенние листья, небо нахмурилось – природа замерла…Словно задумалась в ожидании Праздника – ещё такого далёкого – Рождества Христова. Как на Рождественском празднике в нашем Центре, так и дома, в кругу семьи, здорово нарядиться. И не только во что-то красивое, но и во что-то родное, настоящее. К сожалению, часто мы даже не знаем, какую одежду носили наши предки, и надеваем костюмы больше похожие на сувенирные, «для иностранцев».
СШИТЬ настоящий русский сарафан, рубаху и порты совсем не сложно. Для этого мы открываем краткий курс-мастерскую русского костюма.
Всего 4 встречи по понедельникам в филиале на Римской.
В нашей мастерской мы будем не только кроить и шить, но также:
- познакомимся с особенностями и стилистикой разных традиционных русских костюмов,
- разберемся с кроем и декором,
- поймем разницу в оформлении праздничной и повседневной одежды,
- научимся отличать настоящий костюм от «клюквы».
РЕЗУЛЬТАТОМ участия в мастерских станет сшитый комплект народной русской одежды.
Вы сможете его надеть на масленичные и пасхальные гулянья, на праздники в детских студиях «Шаги в мир», захватить на программу семейного отдыха в Звенигород. Он прослужит вам много-много лет, и вы никогда не встретите похожий костюм на ком-то другом. Это будет только ваш, уникальный комплект.
- 1-я мастерская. Шьём традиционную рубаху (мужскую, женскую или детскую).
- 2-я мастерская. Плетем пояса – неотъемлемую часть любого народного костюма.
- 3-я мастерская. Займёмся сарафаном.
- 4-я мастерская. Изготовим порты (мужские деревенские штаны) или лакомник (женская сумочка для мелочей). Доделаем всё то, что не успели за первые 3 встречи.Доделаем всё то, что не успели за первые 3 встречи.
Можно как посетить цикл целиком, так и присоединиться на одно любое занятие.
Семь раз отмерь
Техника кроя крестьянского костюма порадует любого, кто не любит разбираться со сложными изгибами, прибавками и вытачками. Кроме того, процесс был почти безотходным, ведь все детали имели простые геометрические формы, что даже позволяло пользоваться ножом вместо ножниц. Исключением была верхняя одежда, которая частенько приталивалась и имела сборки.
Несмотря на то, что даже косоклинный сарафан легко было раскроить за пару часов, последующие операции уже были сложными. Клинья, подклинки и ластовицы могли быть довольно мелкими, кроме того, соединялись они в разных предметах одежды по-разному.
Существовали свои швы для особенно толстых или тонких тканей. Причём сами стежки были достаточно мелкими, не достигали половины сантиметра.
Часто в музеях рядом с прялками стоят похожие на них инструменты, но состоят они только из донца и столбика без лопасти. Это швейки, выполнявшие не менее важную в крестьянском быту роль. На столбике располагали шарик из ткани и пакли, к нему прикалывали один конец сшиваемого полотна, это позволяло свободной рукой натягивать работу, а в другой держать иголку.
Казалось бы, на этом можно и закончить. Однако, правильное хранение одежды решало, как она будет сидеть, несмотря на все усилия портнихи. Нередко сарафаны имели жёсткие складки, для этого их формировали, скрепляли и запаривали перед тем, как отправить дожидаться праздника.
Каждая рубашка и каждый платок тщательно складывались перед упаковкой в сундук, где тоже должен был царить порядок, иначе разгладить заломы на рукавах и подолах потом было бы крайне сложно. За всю жизнь человек менял множество костюмов. Малышам шили одежду из старой, ношеной ткани, которая истёрлась и стала мягкой, затем подросток получал свои первые взрослые вещи, девушки к тому времени уже накапливали приданое и даже собирали себе похоронный комплекс в случае своей внезапной гибели.
Под венец шли в особом платье, которое потом хранилось как реликвия, яркие наряды первых лет замужества сменялись более сдержанными, и наконец, старческими. Своя одежда была и для траура, и для праздника, часто перешивалась и дарилась.
Наряд боярынь 17-19 в
Пирамида Джосера
Такие гробницы строили фараоны I и II династий Древнего царства. Всё изменилось при первом фараоне III династии Джосере. Для своей усыпальницы он поставил всё убывающие в размерах мастабы друг на друга, получив ступенчатую пирамиду.
Пирамида Джосера
Другим новшеством стало то, что фараон отказался от недолговечного необожженного кирпича, и приказал построить свою гробницу из камня. Таким образом, ступенчатая пирамида в Саккаре стала первым в мире каменным архитектурным сооружением. Её же считают первой египетской пирамидой.
Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и мастабы, возводимые до этого. В более поздних пирамидах хоронили только одного фараона. Для членов семьи в пирамиде Джосера было приготовлено в тоннелях пирамиды 11 погребальных камер. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет.
Пирамида была ограблена в древности, причем имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями. Поэтому не удивительно, что мумию самого Джосера не нашли (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).
Территория для строительства комплекса пирамиды Джосера, выбранная Имхотепом, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис.
Особенности и значение деталей
Женский русско-народный костюм
Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.
Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.
- Сложить ткань вдвое.
- По линии сгиба отложить длину + 2 припуска по 6-8 см.
- От сгиба отложить желаемую ширину изделия.
- Провести вверх линию, параллельную линии сгиба.
- Вырезать.
Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).
Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.
- Сшить вместе спинку + боковая вставка + боковая вставка + перед + боковая вставка + боковая вставка + спинка.
- Низ подвернуть и прострочить.
- Верх подвернуть и прострочить, оставив место для вдевания резинки, если она будет.
- Бретели сложить вдоль пополам, сшить и вывернуть на лицо.
- По верху сделать защипы или в кулиску продеть резинку.
- Пришить бретели.
Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.
Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.
Или постройте по приведенному ниже чертежу.
Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.
Рубаха в народном костюме:
Мужская рубаха и ее особенности
Туникообразный покрой мужской рубахи – наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: “с бочками” и “без бочков”.
Рубаха “с бочками” образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие “бочки” и рукав прямого покроя.
Туникообразная рубаха “с бочками” имеет несколько вариантов:
С прямыми цельными бочками;
– со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
– с бочками, выкроенными “по-топорному” или “в замок” (в северных регионах);
– с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
– “колошкой”. Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;- туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;
Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.
Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника “голошейка” или с воротником “стойка”.
“Голошейку” я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник “стойка”, застежка на пуговицы.
Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными.
Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).
В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.
Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический
На сайте “Народный исторический костюм” (narodko.ru) так же дано описание пошива и раскроя более подробно этих рубах.
Женская рубаха
Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.
Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.
Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию. |
Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».
Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.
Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.
Занавеску на поневу
Отдельно рубахи носили очень редко. В центре и на севере Руси сверху надевали сарафан, а на юге – поневу. Что такое понева? В Древней Руси это была своего рода юбка, только состоящая не из одного, а из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ, стянутых на талии гашником. Этот поясок был признаком, что женщина замужняя. Цветом поневы были темные, с красным или синим оттенком, реже – черные. На будничные нашивали внизу тесьму или кумач, а в праздники доставали из сундуков поневы, подолы которых были украшены как можно более многоцветной вышивкой.
Женщинам в те времена приходилось нелегко во многих смыслах. Одежда здесь не исключение. Особенностью женской одежды Древней Руси было то, что поверх всего вышеперечисленного надевали передник, который назывался занавеской, а завершал русский костюм холщовый, шерстяной или полушерстяной шушпан.