Лингвистическая славянская версия
Названия, подобные по форме слову русь, носили также балтские и славянские племена: серебь (сербы), корсь (курши), жмудь, ятвязь (ятвяги), голядь. Возможно, слово чудь также не является финно-угорским по происхождению.
Также названия, подобные русь, в древнерусском языке носили некоторые другие не финно-угорские народы: донь (даны), мурь (мавры), сурь (сирийцы), скуфь (скифы), латынь, а также социальные группы: чернь, чадь, челядь.
Реконструируемый прототип слова *roud-s-ь восходит к корню *rъd-/*roud-/*rуd-, связанному с красным цветом. Он был заимствован финно-уграми у славян ещё в праславянскую эпоху (около VI века н. э.), до упрощения консонантных групп в праславянском. Это подтверждается значениями однокоренных финскому Ruotsi в других финно-угорских языках: саамском (в северной Норвегии — ruossa), комизырянском (rot’s), удмуртском (dzwts), остякском (ruts, rut), вогульском (ros, rus), ненецких диалектах (luса, lusa); а кроме того в тунгусском и бурятском (luca), юкагирском (lusi, luci) и др., в значении «русские». В карельских диалектах термин ruottsi обозначает финнов, Финляндию. В свете закона о большей архаичности периферийных языков именно периферийную (то есть «славянскую») семантику финских продолжений следует считать наиболее архаичной.
Вместо заключения
Версии происхождения слова “Русь”, их огромное разнообразие указывают на большой интерес к этому вопросу не только ученых всего мира, но и простых людей
Внимание к теме не ослабевает уже на протяжении многих веков
Большое количество существующих версий указывает на нерешенность проблемы. Но ясным становится следующее: образование могущественного Древнерусского государства стало основой для формирования единой народности и зарождения русского языка. Обстоятельства, связанные с феодальным дроблением Руси, нашествием монголо-татар, привели к тому, что культурное развитие отдельных территорий шло своим особым путем.
Но, несмотря на годы разрозненного существования, “собирание русских земель” все-таки состоялось, что впоследствии привело к появлению независимого единого Российского государства.
Скандинавы в народе: руны и имена
Вера
Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.
Крещение Полоцка
Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.
Любопытен процесс христианизации Руси и Скандинавии. По всей видимости, он шел через скандинавских воинов, купцов и путешественников, многие из которых отправлялись через Русь в Византию служить телохранителями византийских императоров или просто оставались в его войске. Там они нередко крестились (этого мог требовать, так сказать, контракт, поскольку император не желал, чтобы его охраняли язычники) и, возвращаясь, заносили «бациллы» христианства на Русь и на собственную родину. Не случайно в летописях говорится, что многие варяги были христианами еще до того, как Владимиру Святому вообще пришла в голову мысль жениться на византийской принцессе и принять крещение.
Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.
Призвание варягов
Литература
- Браун Ф. А. Русь, происхождение имени // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- E. Kunik, «Die Berufung der schwedischen Rodsen durch die Finnen u. Slawen» (СПб., 1844);
- Куник, примечания к книге Б. Дорна «Каспий» (Приложение к XXVI т. «Записок Императорской Академии Наук», № 1, СПб., 1875;
- на немецком языке, В. Dorn, «Caspia»,
- «Mémoires de l’Académie Impériale des Sciences de St-Pétersbourg», VII série, т. XXII, № 1, 1875; в этом труде, на стр. 672 и сл., Куник дал генеалогию имени Р. в важнейших его отражениях);
- V. Thomsen, «The relations between ancient Russia and Scandinavia, and the origin of the Russian state» (Оксфорд и Лондон, 1877); на шведском языке «Ryska rikets grundläggning genom Skandinaverna» (Стокгольм, 1882);
- Ф. Браун, “Гипотеза профессора Будиловича о готском происхождении названия «P.», в «Записках Неофилологического общества при Императорском Спб. Университете» (вып. II, № 1, СПб., 1892).
Путь «из варяг в греки»
Происхождение названия славян
Существует несколько версий происхождения слова «славяне».
- От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
- От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
- Топонимическая версия.
Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.
Летописная версия
Как следует из Повести временных лет, государство Русь, включившее в свою территорию земли балтийских, финно-угорских и восточно-славянских племён, получило своё название от варягов. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли балтийские, финно-угорские и восточно-славянские племена под своими собственными названиями. Монах начала XII века Нестор, просто отмечает, что «от тех варяг прозвалася Русская земля». Это может свидетельствовать о том, что название «Русь», изначально будучи экзонимом, было привнесено на земли восточных славян извне, и что так называли их в том числе и варяги, находившиеся с восточными славянами в тесных взаимоотношениях, в рамках Киевского государства. Вероятно, впоследствии, укоренившись, экзоним стал использоваться как самоназвание восточнославянским племенем поляне, согласно Повести временных лет: «поляне, которые теперь зовутся русь».
Скандинавские имена русских князей
Тогда откуда появилась русь?
Если верить летописи, в первый раз земля, которую заняли славяне, стала называться «Русскою» в 852 году, «в царствование» императора Византии Михаила. Однако название появилось раньше – еще до 842 года на Крымское побережье обрушилась новгородская рать под руководством князя Бравлина, и её в византийских источниках тоже назвали русью. Согласно летописи, именно русь при Михаиле ходила в поход на болгар.
Итак, мы видим на территории Древней Руси два центра – Киевскую Русь и новгородских словен. Причем, русские – «русь» не просто «сидят» в Киеве – в их честь названо Русское море, а сами они ходят в походы то на Царьград (Константинополь), то на болгар, то на Крым, а мимо них «проходят «черные угры».
Большинство историков склоняются к тому, что изначально русью стали именовать себя русины – славянское племя, которое ранее занимало большую часть территорий западнее Киева. Они до сих пор живут в Закарпатье, на территория таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия, Сербия и Словаки. Задолго до Киевской Руси это племя объединялось то в королевство Русь, то в Карпатскую Руссию. Оно назвало себя то «руснаки», то «руски», то «карпатороссы», а также «рутены» и «русские». Именно это племя дало название Киевской Руси, а затем и всему нарождающемуся русскому государству.
Мужские профессии и Русь
По некоторым источникам к 9-ому веку наибольшая численность наблюдалась в славянском племени, живущем южнее Киева.
На территории, где Рось впадала в Днепр и вдоль Россавы, стоял легендарный город Родня, археологические находки от которого до сих пор демонстрирует древнее городище Княжа Гора. Спустя время, сюда прибыл и осел Ярополк, спасаясь от гнева Владимира Святого. Разросшийся ареал, где сошлись в одну точку Родня, Рось, Россава был именован варягами Русью.
Существует версия, по которой в средние века «русью» называли многочисленное военное сословие древнего прагосударства.
Михаил Ломоносов считал, что отчаянные дружинники были прямыми потомками сарматских росоманов (роксоланов). Их глубокие корни восходят к ираноязычным племенам, кочующим вдоль Дуная и Северного Причерноморья.
Согласно другой теории, словом «русь» звали людей сугубо мужской профессии– сборщиков дани на славянских землях, а не всю народность. Позднее нарицательное имя прототипов представителей налоговой службы послужило названием огромной территории и ее населения.
Забавно, что термин «полюдье» означал то же самое у некоторых финно-угорских племен. Подати собирали там наемные варяги. А потом этим словом нарекли одну из народностей (Ljudi).
Что известно о Рюрике?
Что значат слова «русь» и «варяг»?
Скандинавские короли при дворе русских князей
Влияние иностранных и древних языков на рождение гипотез
Существует множество версий, в которых происхождение названия нашего государства напрямую связывают с зарубежными языками. Например, в западноевропейской группе часто используется корень «рус», который обозначает «медведь». В финно-угорских языках также имела место лексема аналогичного звучания. Все это служило основанием считать, иностранное наречие напрямую повлияло на происхождение названия России.
Латинский язык также стал «причиной» зарождения дополнительной гипотезы, объясняющей значение данного понятия. В Южной Америке однокоренное слово символизировало деревенское поселение. |
Варианты зарождения названия государства и национальности есть в шведском, иранском и во многих славянских языках. Классическое толкование понятия напрямую связано с древней страной, раскинувшей свои просторы на территории Восточной и Северной Европы, а также с народом, населившим её.
Основная часть исследователей-лингвистов склоняется к тому, что слова «Русь» имеет иностранные корни. По их мнению, подобное понятие не могло зародиться в славянском языке по многим причинам.
Примечания
- Седов В. В. Древнерусская народность. Русы.
- Захарий Ритор: «Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей.»
- Седов В. В. Древнерусская народность. Русы
- При этом упускают из виду этнонимы корсь, голядь, жмудь, также социальные термины знать, чернь и т. п. Многие этнонимы также заканчиваются на «а»: мордва, мурома, корела, литва, мещера и др.
- Гедеонов C. А. Варяги и Русь. М., 2005, с. 300—301
- , с. 14—56.
- Сборник. Россия XV—XVII вв.глазами иностранцев. Л.1986. — с.34
- ↑
- В. Н. Татищев «Избранные труды по географии России». М.1950.с.-144 и 180.
- Киевские летописцы терминами «Русская земля», «вся Русская земля» иногда обозначают только Киевскую землю. Так, например, в 1193 году князь Святослав обращается к князю Рюрику: «Брате и сватоу! Ажь ты идешь изо отчины своея на свое ороудье, а язъ паки идоу за ДнЂпръ своихъ дЂля ороудЂи, а в Роускои землЂ кто ны ся останеть?». См. также Іпат. летопись под 1146, 1149, 1154, 1189, 1193.
- Согласно анализу А. Б. Рыбакова, Южная Русь как «Русская земля» (или «Русь») упоминается в летописях: Ипат.: 1140, 1141, 1144, 1148, 1149, 1150, 1152, 1154, 1155, 1174, 1175, 1177, 1180, 1187, 1190, 1195; Лавр.: 1139, 1204, 1205, 1249; Новг. I: 1142, 1218, 1257 (см. у Рыбакова Б. А. «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.», с. 64).
- С XII века, после распада Киевского государства, летописные термины «Русь», «Русская земля» не утратили своего значения как совокупности земель (со второй половины XIII века — и как обособленных земель), подвластных князьям династии Рюриковичей. Так в 1178 году киевский летописец выражает почтение новгородскому князю Мстиславу Ростиславичу: «Не бЂ бо тоЂ землЂ в Роуси, которая же его не хотяшеть» (Ипат. летопись, размер “Роуси”?). Один из авторов Галицко-волыской летописи рассказывает о желании князя Даниила принять участие в походе на Чешскую землю в связи с договоренностями с венгерским королем Белой IV и «во славы хотя»: «Данилови же князю хотящоу во короля ради, во славы хотя: не бЂ бо в землЂ РоусцЂи первее иже бЂ воевалъ землю Чьшьскоу ни Стославъ хоробры, ни Володимеръ стыи» (Ипат. летопись). В 1327 году новгородский летописец пишет про погром Ордой Тверского княжества: «На ту же зиму приде рать татарьская множество много, и взяша ТфЂрь и Кашинъ и Новоторжьскую волость, и просто рещи всю землю Русскую положиша пусту, толко Новъгород ублюде Богь и святая Софья» (Новг. I летопись).
- Напр., см. Лавр. летопись под 1293.
- ↑
- Стороженко А. В. Малая Россия или Украина // Труды подготовительной по национальным делам комиссии, малорусский отдел. — Одесса, 1919. — Вып. I. — С. 52—54.
- ↑ , с. 481.
- Дворецкий И.Х. // Древнегреческо-русский словарь / под ред. С.И.Соболевского. — М., 1958.
- Дворецкий И.Х. // Древнегреческо-русский словарь / под ред. С.И.Соболевского. — М., 1958.
- , с. 86.
Нормандская теория
В этом случае говорится о том, что русь — это никто иные, как викинги или норманны. Дело в том, что в «Повести временных лет» вроде как указывается, что восточнославянские племена обратились к варягам, и уточнено – к руси, которые были одним из тамошних племён.
Собственно, сам Рюрик является варягом из народа русь.
Его и призвали славянские племена, чтобы он стал их правителем, т. к. на тот момент они погрязли в междоусобицах.
Нормандская теория подкрепляется многими византийскими и европейскими источниками, где Русь отождествлялась с викингами. В этих же источниках на северный лад указываются имена русских князей: Князь Олег – X-л-г, княгиня Ольга — Хелга, князь Игорь — Ингер.
Ещё одним интересным доводом является и сочинение некого Константина Багрянородного «Об управлении Империей», написанное в середине 10-го века.
Там приводятся названия днепровских порогов. Прикол в том, что для этого использованы два языка: славянский и роский. В последнем варианте прослеживается скандинавская схожесть.
Как бы там ни было, скандинавы на восточнославянской территории определённо бывали. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Причём датируются они как раз временами «призвания варягов».
Слова с одинаковым корнем, их толкование
Рассматривая значение слова Русь, нельзя не обратить внимания на существование целой группы форм, которые близки с ним по своему значению. После небольшого исследования нетрудно заметить, что каждое из приведенных толкований тем или иным образом снова связано с водой, рекой, морем.
Так, например, русалка – мифическое существо, обитающее в водоемах. О ней рассказывают древние языческие поверья. А в порогах Днепра обитает еще одно сказочное чудовище, его имя – Рус.
В диалектах некоторых областей России до настоящего времени употребляются лексические единицы, имеющие общий корень со словом Русь. Например, руслина – это стрежень или быстрина, руст – движение воды быстрым потоком, русло – углубление на суше, место, где протекает река. Имена Руслан и Руслана, как считается, тоже являются родственными слову Русь.
Топонимическая этимология
- Южнорусская или среднеднепровская этимология
Южнорусская или среднеднепровская этимология слова русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.
Название Русь предлагалось выводить из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь (затем, после падения редуцированных гласных — с беглым о, косвенные падежи — Рси и т. п.) в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по-славянски росскими, то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские. Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане (от наименования местности по реке «по Рси», с беглым о).
- Топоним Руса (древнее название современной Старой Руссы)
В Воскресенской летописи середины XVI века есть такая версия возникновения эпонима русь: «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася иным именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень». Упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века.
В начале XVI века С. Герберштейн первым зафиксировал, что название «Руссия», по мнению одних, произошло «от одного очень древнего города по имени Русс, недалеко от Новгорода Великого», в другом месте Герберштейн пишет: «Руса, некогда называвшаяся Старой Руссией (то есть давней или древней Руссией), древний городок под владычеством Новгорода…». В. Н. Татищев предполагал Старую Русу как место изначального появления имени «Русь»: «сначала токмо область Новгородская или паче владение Старой Русы (Старой Руси) тако именовались».
В 2000-е годы российские антинорманисты А. Н. Сахаров и В. В. Фомин предприняли попытку вновь предложить связь названия Русы с Русью, опираясь на известие Герберштейна.
Внешние ссылки[править | править код]
- Горский А. А. “О Древнерусских “Землях”
- Данилевский И. Н. “Русская Земля”
- Кузьмин А. Г. “Древняя Русь в IX-XI веках” (pdf)
- Насонов А. Н. “Русская Земля” (фрагменты)
- Перевезенцев С. В. “Образование Древнерусского Государства”
- Плотникова О. А. Кристаллизация института княжеской власти как социально-политического компонента древнерусской цивилизации
- Погосян Е. Русь и Россия в исторических сочинениях 1730-1780-х годов
- Робинсон А. Н. “Русская Земля” в «Слове о полку Игореве»
- Русь
- Рыбаков Б. А. “Рождение Руси”
- Электронная библиотека букинистической литературы о Древней Руси и Псковском крае в частности
- Тихомиров М. Н. “Происхождение названий «Русь» И «Русская Земля»”
Бертинские анналы. Год 839.— Анналы Сен-Бертенского монастыря
Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
Т. М. Калинина, Арабские учёные о нашествии норманнов на Севилью в 844 году — в статье приведена выдержка из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди
[http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm Ибн-Фадлан,
«Записка» о путешествии на Волгу]
О. Н. Трубачев. К истокам Руси
[http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv1.htm Г. В. Вернадский
«Древняя Русь» Гл. 6 п.8]
Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М., 2005
Комментарии о происхождении слова Русь, статья на hrono.ru
Татищев В. Н., История Российская, Ч.1, гл.31. — Варяги, какой народ и где был
ПРИЛОЖЕНИЕ к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Старой Руссы Новгородской области
Договор Смоленска с немцами
Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича. Около 1375 года.
Г.В. Вернадский, «Россия в средние века»
Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Часть 1. Сношения с государствами европейскими. Памятники дипломатических сношений с Империею Римскою. (Далее ПДС), т. 1 СПб, 1851 г.,
. 38.
А как же тогда варяги-русь?
Однако последующие события летописей ставят под сомнение такое происхождение названия «русь». Согласно им, в 862 году на новгородской земле пошли настроения, после которых племена весь, чудь, словене и кривичи пошли «за море» к варягам. Но не просто к варягам, а к племени русь и пригласили их князей княжить.
Лаврентьевская летопись уточняет, что новгородские племена выбирали между князьями из Киева, с Дуная, «от хазар» и от варягов. Канадский автор Сергей Парамонов указывает, что им нужен был человек, знающий обычаи и веру предков, не притеснитель и не угнетатель, а справедливый судья и управляющий.
Очевидно, что живущая за морем «русь» была тоже славянским племенем – чужака бы не пригласили. Об этом же косвенно говорят и западные хроники, которые не знают ни германцев, ни норманнов с таким названием. Зато известно, что на берегах Балтики жило славянское племя русь, о котором упоминается в житии епископа Отгона Бамбергского. Креститель ходил по балтийскому побережью с проповедью и указывал, что крестил славянское племя рутенов, они же – русины.
Действительно, немецкий остров Рюген ранее назывался Рутин и был населен ругами (рутами). Славянство ругов сомнению не подлежит, так как о нем пишут такие авторы как Адам Бременский, Гельмольд, Саксон Грамматик и Титмар. Это славянское племя встречается в хрониках и документах в разных вариациях – руззи, руции или рустици.
Даже княгиня Ольга упоминается в хрониках Европы не как «регина руссорум», а как «регина ругорум» – королева славян.
Лингвистическая финская версия
Сама структура слова русь позволяет сделать вывод о названии неславянского племени, подобно названиям чудь, весь, водь, пермь, сумь и др.
Историк А. А. Шахматов отмечал:
Финское Ruotsi обозначает шведы, на эстонском шведы называются Rootsi. Считается, что древнее финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань. А в финском языке, как предполагают, слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня roþs-, связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Славяне же, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять у них ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходящих из Финляндии, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи , другие же урмане и англяне , а иные готы ». Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (собирательное название ряда финских племён) стоит на первом месте после варягов и перед славянами. Однако собственно скандинавоязычного прототипа у финского Ruotsi, а значит, и древнерусского «русь» выявить не удаётся.
Столкновения или, по крайней мере, контакты скандинавов, финнов и славян отмечены археологически в середине VIII века в ранних слоях Старой Ладоги. Первоначально финно-скандинавское торговое поселение вскоре, к концу VIII века, характеризуется в основном следами славянского присутствия.
Слова ruotsi и варяги обозначают по сути одних и тех же людей. Не существует пока убедительного объяснения, почему варяги скандинавского происхождения взяли для самоназвания слово финской этимологии. Финская версия подтверждается сообщением так называемой Иоакимовской летописи, что первый князь Рюрик пришёл с дружиной из Финляндии. Однако историки сомневаются в достоверности Иоакимовской летописи, хотя не существует и доказательств её фальсификации, которая могла иметь место в XVII веке.
Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII—IX веков упоминает неоднократно Русию (Russia), а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией (Esthonia), имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике (см. статью ). Русины всегда чётко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля (Permland), край снегов, видимо населённый пермью.
Среди западных историков существует версия, что под Русией подразумевалось свеаландское побережье Балтийского моря — район Руслаген к северу от Стокгольма и Упсалы. Считается обоснованной версия о том, что Швеция называлась финнами Ruotsi именно из-за жителей Рослагена, часто посещавших их. Но существовало зафиксированное в XIX веке (1832 год) самоназвание шведских саамов — Ruothi и Ruotteladz, которые самих шведов звали Taro и Tarolats («торговцы»), в связи с чем Гедеонов С. А. высказывал мнение, что финское название Швеции (Ruotsi), восходит к самоназванию дошведского населения — саамов. О широком распространении древних саамов, именующих себя Ruothi, возможно свидетельствует то, что коми называют русских словом «Роч»(rot᾽śε). Кроме того, Руслагена в IX—XII веках просто не существовало, так как он находился тогда под водой, на глубине 6—7 метров, а само название в форме Roslagen (Rodzlagen) впервые появляется только в 1493 году.
В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского».
Происхождение слова Русь[править]
Происхождение слова Русь, давшее название одному из средневековых государств, до сих пор обсуждается и имеет ряд научно обоснованных версий (см.: Росия ). Одна из упорно пропагандируемиых версий, говорит о том, что Русь, — это название варяжского племени, из которого вышли древнейшие князья Киевской Руси(Рюрик и Вещий Олег). Другая указывает на то, что слово «Русь» славянского происхождения и обозначает ложбину, русло реки, глубь, вир.
Карта Руси XII век.
Нетрадиционные теории связывают слово «Русь» с такими понятиями как Рош , Русь, чюдь и вси языци, Великая Скифь , протоязык, Ru… (лат) и т.д., возражают против преобладающего медиевистского представления о Руси, времен превращения Великой Скифии в Росию в связи с образом князя Роса-Роша (Гога и Магога), и утверждают, что многотысячелетние корни полиэтноса замалчиваются и игнорируются.
Топонимы
После дробления Киевской Руси на отдельные независимые княжества Русь сохраняется как:
- название Поросья и земель Переяславского княжества;
- название земель Киевского княжества;
- название земель Киевского (за исключением древлянской земли), Черниговского (в части земли северян) и Переяславского княжеств;
- название земель, которые в IX—XII веках входили в состав Киевского государства, включая Северо-Восточную Русь.
До разорения Киева монголами (1240) существует институт «причастий в Русской земле», то есть совместного владения землями Киевского княжества представителями разных ветвей династии Рюриковичей.
После монгольского нашествия название Русь закрепляется за всеми восточно-славянскими землями. Начиная с правления Ивана I Калиты, великие князья Владимирские и Московские начали использовать титул «всея Руси», следуя образцу титула «митрополита Киевского», который именовался «митрополит Киевский и всея Руси».
Первым «господарем всея Руси» (во всяком случае, первым, выпустившим монету с такой надписью) стал Дмитрий Шемяка, до этого именовавший себя просто «великий князь всея Руси». После Дмитрия Шемяки титул «господарь всея Руси» носили (среди прочих своих титулов) Василий II Тёмный и другие московские князья. В частности, Иван III использовал выражение «Господарь Всея Руси» в 1493 году на переговорах с Литовским княжеством, правитель которого после пресечения галицко-волынской династии Романовичей в своем великокняжеском домене имел приставку к титулу: «Руси» — «Великий Князь Литовский и Русский», так как южные и западные русские земли входили в состав Великого княжества Литовского.
Относительно других исторических названий: Белая, Чёрная, Красная (или Червоная) Русь существует две версии:
- от их географического положения — в средние века направления север-юг и запад-восток имели свои «цветовые» аналоги;
- по сведениям Жака Маржерета, «та, что носит титул империи, которую поляки называют Белая Русь, и другая — Чёрная Русь, которой владеет Польское королевство».
- Малая Русь и Великая Русь
Популярная в украинской литературе трактовка Малой Руси как «метрополии», а Большой — как «колоний» подвергалась критике и не соответствует действительному положению дел по ряду причин:
- Во-первых, в греческом языке слова μεγαλή и μίκρο не имеют в греческом языке подобного или даже схожего значения.
- Во-вторых, авторы, у которых упоминается Великая Греция, сами расшифровывают этимологию: Плиний, Страбон указывают, что термин «Великая Греция связан с богатством и блеском этих колоний и выбран ими из самодовольства в сравнении с более бедной родиной».
- В-третьих, в самих античных источниках была лишь Великая Греция греч. μεγάλη Ελλάς, лат. Graecia magna, major оно встречается у Плиния, Тита Ливия, Птоломея и Страбона, но никогда не встречается соответствующего понятия Малой Греции. Следовательно, «Великая» здесь украшающий эпитет, и он стоит особняком, так как нет антитетического ему понятия.
- В-четвёртых, «Великой» в древности обозначали наоборот скорое прародину, а «Малой» — территорию нового заселения (см. примеры с Венгрией, Арменией, Скифией, Татарией, Польши).
- В-пятых, впервые разделяя Русь на Малую и Большую, константинопольские патриархи указывали лишь на соотношение размеров церковных территорий.
Тем не менее эту же трактовку принимает О. Н. Трубачёв.
С XV века в церковных книгах название Великая Русь закрепилось за Московским государством и другими северо-восточными русскими землями, а Малая Русь — за современными западными и южными русскими (сейчас украинскими) землями. С XVII века оба названия стали упоминаться в светской документации и литературе.
Территориально близкие к латинской Европе земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины именовались в иностранных (прежде всего в австрийских, чешских и польских источниках на латыни) Рутенией с XIV века.