No Image

Анализ слова шинель

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Интересно в истории о шинелях во время войн:

Твардовский в поэме «Василий Теркин» поведал:

Взял шинель да, по присловью,Смастерил себе постель,Что под низ, и в изголовье,И наверх, — и все — шинель.

Эх, суконная, казенная,Военная шинель, —У костра в лесу прожженная,Отменная шинель.

Знаменитая, пробитаяВ бою огнем врагаДа своей рукой зашитая, —Кому не дорога!

Упадешь ли, как подкошенный,Пораненный наш брат,На шинели той поношеннойСнесут тебя в санбат.

А убьют — так тело мертвоеТвое с другими в рядТой шинелкою потертоюУкроют — спи, солдат!

Хорошие стихи про шинель написал Александр Трифонович, однако в последнем четверостишии, где говорилось про то, что красноармейцев хоронили в шинелях, имелась нестыковка с действующим приказом советского верховного командования.

Дело в том,что еще до начала войны 22 июня 1941 года, 15 марта того года, народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С.Тимошенко подписал секретный приказ № 138, которым вводилось

«Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время» .

Многие люди, интересующиеся военной историей, слышали об этом Положении, ряд ученых цитировал его начало, но вот что примечательно: до страшного 42-го пункта мало кто добрался. Ну так вот же этот пункт:

«42. Перед погребением с трупов погибших снимаются только шинели, которые дезинфицируются и сдаются в склад…»

В предвоенные годы официальные лица успокаивала народ заявлениями, что война будет «малой кровью на чужой территории».

 Но советские правители знали, что теперь шинели придется снимать не с живых ветеранов, как в 1919 году, а с мертвых солдат. Такая закладывалась экономия обмундирования в связи с прогнозируемыми еще до войны потерями личного состава РККА…

Так же люди,занимающиеся реконструкцией сражений войны 1812 года, особенно те,кто шьет униформу войск Наполеона,знают, что те же французские войска в военных действиях снимали с убитых однополчан те же суконные гетры, и потом перешивали на себя и других новобранцев.

Мало того, это было закреплено Приказами по Наполеоновской армии.И те же гетры кроились специально с припусками, которые запрещено было обрезать при подгонке на солдата.

Так что экономия в армии всегда была и будет..увы…Ведь в странах не только идет война с врагом, но одновременно с эти не работают,или работают на малую мощность промышленные предприятия+нехватка рабочих рук во время любой воны очевидна.

Именно по-этому , учитывая все возможные трудности при боевых действиях и руководству СССР пришлось дописать сей 42 пункт..

——————————–

Работа над произведением

По воспоминаниям П. В. Анненкова, повесть родилась из «канцелярского анекдота» о бедном чиновнике, потерявшем своё ружьё, на которое он долго и упорно копил деньги. Все смеялись анекдоту, основанному на истинном происшествии, один Гоголь выслушал его задумчиво и повесил голову. Анекдот был рассказан в 1834 году, над «повестью о чиновнике, крадущем шинели» Гоголь начал работу в 1839 году, закончил в 1842 году. Отрывок из первой редакции, гораздо более юмористической, чем окончательная, был продиктован М. П. Погодину в Мариенбаде в июле-августе этого года. Погодинская рукопись с правками Гоголя хранится в Российской государственной библиотеке.

В продолжение последующих полутора лет, проведённых в Вене и Риме, Гоголь ещё трижды брался за повесть, но довести её до конца смог только весной 1841 года, и то под давлением Погодина. Одновременно он работал над текстом об Италии, совершенно отличным по стилистике и настроению. Во второй редакции главный герой получил имя «Акакий Акакиевич Тишкевич», которое вскоре было изменено на «Башмакевич». В третьей редакции комическая интонация стала уступать место сентиментально-патетической.

Поскольку беловая рукопись повести не сохранилась, литературоведам сложно определить, подверглась ли повесть какой-то цензурной переработке в преддверии публикации. По сведениям Н. Я. Прокоповича, цензор А. В. Никитенко «хотя не коснулся ничего существенного, но вычеркнул некоторые весьма интересные места».

Сочинение по повести Гоголя «Шинель»

3.2

(12)

Существует множество литературных произведений, которые вызывают неотвратимое желание задуматься, чтобы сделать определенные выводы о человеческой жизни, о вечных проблемах и неурядицах. Одним из таких выдающихся произведений является повесть Николая Гоголя под названием «Шинель».

В этой повести Николай Гоголь, который был хорошим социальным психологом, показывает жизнь так называемого маленького человека. У этого человека очень много проблем, ему трудно, хотя он и не делает никакого зла тем, кто его окружает. В конечном итоге мы видим, что жизнь этого человека просто заканчивается безо всякого смысла.

Конечно, мне очень понравилась эта повесть. Проблемы, которые были здесь подняты, являются достаточно сложными, но, тем не менее, такие проблемы нужно поднимать.

Главный герой повести по имени Акакий Башмачкин самом деле был обычным человеком, который имел как слабые, так и сильные стороны.

Впрочем, люди, которые его окружали, обращали внимание исключительно на слабости. Делали они это так, будто никаких преимуществ у этого человека нет

Хотя они были: честность, правильность, сдержанность.

Да, все это нельзя назвать ярко выраженными преимуществами, это скорее называется отсутствием недостатков. Но это никак не делает Акакия злым, он таким никогда не был и не приносил никому вреда или каких-то неприятностей.

История главного героя по-настоящему трагична. Так сложилось, что единственное, что он хотел в этой жизни — красивая шинель — в конечном итоге привело его к смерти. Он долго экономил на всем, пытался сохранить побольше денег, чтобы на шинель осталось.

Он был чрезвычайно рад, когда это долгожданное приобретение все же произошло. Но в первую же ночь, когда он возвращался с празднования покупки шинели на работе, этот предмет одежды с него сняли бандиты. Причем вполне можно предположить, что поспособствовали этому сотрудники Акакия Акакиевича по работе.

Эти люди его недолюбливали. И причина этого была проста: он не был таким, какими они были. Думаю, что именно это и является ключевой проблемой повести: люди не любят тех, кто отличается, кто на них не похож.

Безусловно, данная повесть заставила меня задуматься о многих вещах и о жизни в целом. Я думаю, что люди должны прочитать эту повесть, чтобы понять и осознать, что те, кто от них отличаются, ничем не хуже, чем они сами. Если это осознание придет, человек станет добрее, терпимее и сдержаннее в отношении тех, кто его окружает. И это пойдет всему обществу на пользу.

3.2 / 5. 12

Примечания

  1. ↑ История всемирной литературы. Том 6. М.: Наука, 1989. С. 369—384.
  2. П. В. Анненков. Литературные воспоминанья. Academia, 1928. Стр. 61—62.
  3. Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. // Под ред. Б. В. Лунина. – М., Детская литература, 1970. – Тираж 100 000 экз. – c. 225
  4. Хорошо знавший Гоголя профессор Шевырев предполагал, что Павлова (1839). Другие повести подобной тематики — «Гражданственный гриб» Булгарина (1833), «Лука Прохорович» (1838) и «Перстень» (1841) Гребёнки, «Записки гробовщика» и «Живой мертвец» Одоевского (1838), «Дочь чиновного человека» Панаева (1839), «За стеной» Кулиша (1839).
  5. В «Бедных людях» главные герои прямо обсуждают повесть Гоголя, а в «Двойнике» подражание стилю Гоголя настолько явно, что, по замечанию В. Набокова, почти переходит в пародию. См.: Vladimir Nabokov. Lectures on Russian Literature. Vol. 1. Bruccoli Clark, 1981. ISBN 9780151495993. Page 104.
  6. Вадим Серов. Все мы вышли из гоголевской шинели // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2003.
  7. В оригинале фраза звучит: «Nous sommes tous sortis du Manteau de Gogol».
  8. Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 226—244.
  9. Encyclopedia of the Romantic Era, 1760—1850. Routledge, 2013. ISBN 9781135455781. Page 839.
  10. В. В. Виноградов. Гоголь и натуральная школа. Л., 1925.
  11. Charles E. Passage. The Russian Hoffmannists. The Hague: Mouton, 1963.
  12. Ливия Звонникова. Изнанка шинели // Журнал «Фома». — 2017. — № 2 (166).
  13. «Точное море вокруг него» и полицейская будка словно «на краю света».
  14. Мысль о принадлежности к числу этих исполинов овладевает Башмачкиным ещё во время предсмертной болезни, когда «воры чудились ему беспрестанно под кроватью, и он поминутно призывал хозяйку вытащить у него одного вора даже из-под одеяла».

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР

Военная форма очень важна для победы. Чем лучше и удобнее одет солдат, тем эффективнее он воюет.

    В течение 190 лет верой и правдой солдату служила шинель.
Первоначально она составляла основу зимней формы.
Внешний вид ее практически не изменялся до XX века.
Длинное пальто, которое можно использовать и как плащ, и как одеяло.
Первые образцы 1796 года имели 6 пуговиц  и хлястик на спине. При застегивании на верхнюю пуговицу и роспуске хлястика получался плащ.
Изготавливались они из прочного серого сукна, имели длинные рукава, которые полагалось носить загнутыми. Зимой они отворачивались и служили для дополнительной защиты кистей рук.
Крой шинели был узкий, но не стеснял движений в рукопашном бою

Толщина и огнеупорность сукна спасали от искр огнестрельного оружия и, что немаловажно, от осадков.
 Шинель неплохо удерживала влагу и быстро сохла у походного костра. Носили шинель в скатке

Первые уставы требовали скручивать ее настолько плотно, что требовались усилия трех человек.Позднее к шинели прилагался специальный чехол, однако к 1855 году вновь ввели скатку. Теперь шинель носилась через плечо. Подобный способ ношения этой одежды был очень удобен на маршах и  просуществовал около ста лет.
 Плотная скатка спасала от натирания лямок заплечного рюкзака и могла спасти от удара кавалерийской сабли.

    Во времена Советского Союза пехотные шинели стали выпускать из серо – коричневого сукна. От предыдущих эпох они отличались только нашивками. И способ ношения, и крой, и материал не изменились.
В период Великой Отечественной войны наряду с шинелями применяли ватники и стеганые штаны. По сравнению с шинелью они имели свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести большую подвижность.
 Не имея длинного подола, ватник позволял солдату с большей легкостью передвигаться по лесу и кустарнику. К минусам можно отнести слабые водооталкивающие свойства, плохую огнеупорность и большой объем.
Мне лично пришлось убедиться, что намокший ватник невозможно высушить в походных условиях, а маленькая искра привела к тому, что подкладка начала тлеть.
 К утру ватник развалился на две части.При использовании в походах шинели таких проблем никогда не возникало.

    В 1986 году шинель не вошла в состав полевой военной формы.
С одной стороны многие современные синтетические материалы значительно превосходят сукно по теплопроводности, износостойкости и весу.
 Как ни странно, зимняя форма российской армии продолжает делаться на основе ватников, причем зеленого цвета.
Многие  служившие товарищи предпочли старую шинель новой зимней форме.

    – Солдат, не холодно тебе зимой в шинели?

    – Так она же суконная!

    – А летом не жарко?

    – Так она же без подклада!

————————————————

Превращение

Владимир Набоков, относивший «Шинель» к произведениям о превращении главного героя, проводил параллель между повестью Гоголя, где из ничтожной оболочки забитого чиновника вырывается громадное могущественное привидение, и «Превращением» Кафки. Человечность главного героя обеих повестей отделяет его от толпы окружающих — гротескных и бессердечных. В своих фантазиях оба протагониста вырываются из этого мира марионеток, сбрасывают навязанную личину, преодолевают границы панциря.

Пространственные искажения начинаются, когда Башмачкин со страхом вступает на пустынную площадь. Шинель у него отбирают люди исполинского роста с усами, которым присущи «громовые голоса» и «кулак величиною в чиновничью голову». Лишившись своего панциря-шинели, главный герой мутирует в одного из этих потусторонних исполинов: после смерти его привидение становится «гораздо выше ростом», «носит преогромные усы» и грозит «кулаком, какого и у живых не найдёшь». Как и другие таинственные усачи, новоявленное привидение промышляет сдёргиванием шинелей.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Черчение и кройка френча нач. 20 в. американского образца.

*

Ставлю картинку потому что…сам крой не изменился до сих пор!

Единственно что : перенесли линию плеча: вместо завала на спинку – он стал находится строго по середине плеча.

*

24 марта 1907 года № 171 в качестве летней одежды, обязательной для ношения как в мирное так и в военное время для генералов, офицерских чинов, врачей и гражданских чиновников военного ведомства, был установлен китель нового образца – однобортный, американского покроя (с узкой спинкой и двумя бочками), из хлопчатобумажной или шерстяной ткани, со стоячим воротником с закругленными краями, с прямыми обшлагами и четырьмя карманами: 

двумя боковыми, ниже талии, и двумя нагрудными (пришивными) – все с клапанами с мыском; нагрудные – с одной костяной потайной пуговицей. По борту – пять металлических пуговиц, отстоящих на равном расстоянии друг от друга, причем нижняя (пятая) пуговица должна была располагаться на линии пояса.

——————-

Френч политрука полковника ВВС РККА обр. 1935 г., СССР

Френч полковника ВВС РККА обр. 1935 г. изготовлен из сукна темно-синего цвета. Воротник френча отложной, рукава двухшовные с прямыми мысообразными окантованными обшлагами. 

Нагрудные карманы – накладные с бантовыми складками и трехмысовыми клапанами, с застежкой на одну форменную золотистую маленькую пуговицу, боковые карманы прорезные с клапанами такой же формы, как нагрудные. 

На концах воротника пришиты петлицы. Петлицы имеют голубой подбой со следами бытования. На каждой установлены четыре эмалевых шпалы и знак ВВС в виде пропеллера со стилизованными крыльями.

 Петлицы соответствуют званию  полковника ВВС РККА. 

На воротнике и обшлагах френч имеет голубой кант. На рукавах чуть выше обшлагов нашиты красные звезды политрука.

Знаки различия кроме нарукавных звезд установлены в 1930-е годы.

/источник по всем подобным картинкам: ww2.ru/shop/

—————————–
Читайте так же

ЧАСТЬ 1: обмундирования Советской Армии (РККА) с 1917 до 1950 г. Крой, подлинники.

ШИНЕЛЬ АРМЕЙСКАЯ В РОССИИ XIX века

Рядовые и унтер-офицеры

Шинель была наиболее удобным и любимым солдатами видом одежды. Шинель носилась в ненастную погоду без поддетого мундира, в холода с поддетым мундиром, также под шинель могли надевать полушубок. 
Она шилась из грубого некрашеного сукна серовато-рыжего цвета. Из-за нехватки сукнаодинакового цвета шинели внутри полка могли иметь различные оттенки, главное чтобы  внутри батальона, а иногда и роты, шинели были одного цвета.В походной жизни шинель служила и одеялом и верхней одеждой.После отставки шинель еще многие десятилетия служила своему хозяину,а то и его детям… Настолько это была удобная и практичная мужская одежда.
Шинель была однобортной и спереди застегивалась на семь мундирных пуговиц. Воротник (до 1 января 1812 г. скошенный, после – глухой) и погоны полностью соответствовали этим же элементам на мундире.
Однако унтер-офицеры на шинельном воротнике не имели галунной обшивки. Иногда на шинельных погонах отсутствовала шифровка. 
На спине под воротником закладывалось 5-6 складок, которые на талии фиксировались хлястиком, состоящим из двух половинок шинельного сукна, подложенных холстом, и застегивающихся посередине на медную пуговицу.
 С расстегнутым хлястиком шинель становилась более просторной, так что под нее можно было надеть полушубок. 
Рукава шинели имели широкие обшлага шинельного сукна, которые солдаты могли отворачивать по мере необходимости, чтобы защитить руки от холода. Полы шинели доходили до щиколоток. 
 углах на полах шинели прорезались петли, с помощь которых полы застегивались на пуговицу хлястика, что облегчало ходьбу на марше. В хорошую погоду солдаты скатывали шинель в скатку (для того, чтобы сделать скатку, предварительно нужно было расстегнуть хлястик) и одевали ее через левое плечо (поверх ремней амуниции, но под ранец). 
Оба конца скатки стягивались белым кожаным ремешком с пряжкой. Зимой солдаты носили рукавицы из шинельного сукна. Рукавицы могли быть с одним или двумя пальцами, к ним пришивались тесьма или веревка в виде петли, с помощью которой рукавицы крепились на запястье. Во время караульной службы зимой солдаты надевали длинные тулупы ( один из видов народной одежды).

Офицеры

Офицерская шинель шилась из сукна серого цвета и лучшего качества, чем у рядовых. Воротник соответствовал по цвету и покрою воротнику мундира, но не имел шитья, если оно было положено. 
К низу воротника пришивалась пелерина из шинельного сукна, которая свободно свисала вниз. Застегивалась шинель на восемь мундирных пуговиц. На рукавах отворачивались широкие обшлага шинельного сукна. Полы шинели доходили до щиколотки. В холода шинель могла подбиваться мехом или ватой, также мехом мог обшиваться воротник.
 Слева на уровне талии шинель имела прорезь, из которой торчал эфес шпаги, в то время как ножны оставались под полами шинели. Поверх шинели повязывали офицерский шарф. Нередко офицеры, подобно рядовым, сворачивали шинель в скатку и одевали ее через плечо. При шинели офицеры не носили офицерского знака.

Офицеры в шинели и сюртуке, зима 1812 г.

Обратите внимание на неуставную шаль, которую обмотал вокруг шеи офицер в шинели. На другом офицере внимания заслуживают: шарф повязанный через плечо, скатка шинели и вязаная труба на голове.

…………….
А эту шинельку – музейный экспонат я когда-то держала в руках

в далекие 90-ые в ГИМе, когда изучала историю костюма по подлинникам, помогая реставраторам…

>
_______________________________________________

Адаптации

  • В 1951 г. Марсель Марсо поставил пантомиму на сюжет «Шинели».
  • Балет «Шинель», над которым перед смертью (1973) работал Г. Г. Окунев.
  • Пьеса «Башмачкин» Олега Богаева
  • Балет «Шинель», композитор Иван Кушнир, либретто Максима Диденко
  • Пластический спектакль «Сны маленького человека», поставил Анатолий Малофеев на сюжет «Шинели», театр «Преображение» (Нижний Новгород)
Экранизации
Год Страна Название Режиссёр В главной роли Примечание
1926 СССР СССР Шинель Григорий Козинцев, Леонид Трауберг Андрей Костричкин Чёрно-белый немой фильм, в основе сюжета которого две повести Гоголя: «Невский проспект» и «Шинель»
1952 Италия Италия Il Cappotto / Шинель Альберто Латтуада Ренато Рашель Вольная экранизация повести. Место действия — Северная Италия
1954 Великобритания Великобритания США США The Awakening / Пробуждение Майкл МакКарти Бастер Китон Короткометражный телефильм, адаптация повести со значительными изменениями сюжета.
1959 СССР СССР Шинель Алексей Баталов Ролан Быков

С 1981 года Юрий Норштейн работает над мультипликационной экранизацией произведения по сценарию Л. Петрушевской. Промежуточный результат был обнародован в 2004 году.

Очень краткий пересказ “Шинели” Гоголя

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин ведёт жалкую жизнь, экономит на всём, никак не развлекается. Коллеги-чиновники издеваются над ним, и его не уважают даже сторожа на работе. Однако, Башмачкин любит свою работу по переписыванию документов, и делает её очень старательно. Он покорно сносит всё, что преподносит ему судьба – издевательства коллег, холодное отношение начальства, нищету. Он мелок и незначителен, он не представляет собой вообще ничего особенного – типичный “маленький человек”. Он даже свою старую потёртую шинель раз за разом чинит у живущего в том же подъезде сильно пьющего портного Петровича.

Акакий Акакиевич договаривается с Петровичем

Важным моментом в кратком содержании “Шинели” будет упоминание о том, что на трезвую голову Петрович ломит высокие цены, но с ним куда проще договориться, когда он выпьет. Как бы то ни было, в один прекрасный момент Петрович отказывает Башмачкину в ремонте – он говорит, что чинить тут уже нечего, и нужно пошить новую шинель. За работу он требует неподъёмную для Акакия Акакиевича сумму в 150 рублей, и тот уходит, но позднее возвращается. Застав Петровича уже выпившим, он получает скидку до цены в 80 рублей, и соглашается.

11 главных героев «Путешествий Гулливера»
Чацкий и фамусовское общество. Конфликт. Характеристика.

В кратком пересказе “Шинели” стоит упомянуть, что к этому моменту Акакий Акакиевич уже отложил половину суммы, то есть около 40 рублей, потому что он на всём экономит

Но с этого момента его экономия принимает просто абсурдный характер – он начинает особенно осторожно ходить, чтобы не стачивать подмётки, дома не надевает бельё под халат, чтобы не изнашивать его, отказывается от свечей и чая, реже стирает одежду. Новая шинель становится мечтой Башмачкина, его смыслом жизни, и он, чтобы посмаковать её, часто заглядывает к Петровичу обсудить детали

Наконец, цель достигнута! Акакий Акакиевич является на службу в новой шинели, которая становится для него “пропуском в лучшую жизнь”. Даже мерзкие коллеги-чиновники на работе меняют к нему своё отношение, они перестают издеваться над ним, проявляют дружелюбие и даже зовут его на именины к одному из них

Акакий Акакиевич совершенно счастлив, и в кратком пересказе “Шинели” важно об этом не забыть, так как необходимо подчеркнуть, как изменилась его жизнь с новой одеждой

Коллеги-чиновники Акакия Акакиевича

Увы, счастье титулярного советника длится недолго. Вскоре он становится жертвой ограбления, и обновку у него попросту отнимают. В кратком содержании повести “Шинель” можно сказать, что это сделали некие люди с усами, которые ограбили Акакия Акакиевича и толкнули его в снег. Отчаявшись, лишившись столь недавно обретённого счастья, Башмачкин впервые решает постоять за себя, и идёт искать защиты у некоего генерала, значительного лица. Но это лицо не желает выслушивать проблему маленького человек, и, демонстрируя собтвенную власть перед знакомым, прогонят Акакия Акакиевича.

Акакий Акакиевич просит справедливости у значительного лица

На этом краткое содержание повести “Шинель” практически заканчивается – Башмачкин возвращается домой, но у него такой стресс, что он ложится и умирает. Вскоре в Петербурге объявляется его призрак, который орудует на том месте, где он был ограблен, и отнимает шинели у прохожих. Значительное лицо, у которого призрак Акакия Акакиевича тоже отнимает шинель, опознаёт привидение, которое после этого последнего ограбления обретает, наконец, покой. 

Темы

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека. Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность. Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных. Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Главная мысль “Шинели”

40 интересных фактов о египетских пирамидах
20 интересных фактов о пищеварительной системе человека

Относиться к Акакию Акакиевичу можно по-разному. В кратком пересказе повести “Шинель” не раскрываются некоторые детали, но главный герой, в сущности, скорее глубоко несчастный маленький человечек, нежели просто посмешище, хотя он в своём ничтожестве, конечно, смешон. Но Гоголь с помощью истории Башмачкина показывает, что даже самый маленький человек достоин нормального человеческого отношения. При этом автор на примере значительного лица демонстрирует, как бездушный бюрократический аппарат ни в грош не ставит судьбы и дела этих самых “маленьких людей”, потому что и они сами, и их проблемы, кажутся им мелкими, незначительными и недостойными их внимания.

Сюжет

В намеренно косноязычной сказовой манере, перебиваемой патетическими монологами, автор повествует о жизни так называемого «маленького человека».

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.

С полным каламбуров зачином повести контрастирует знаменитое «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой».

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.

Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.

Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.

И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.

Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».

В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.

Плащ-пальто “Реглан” обр. 1935 г. органов и сухопутных войск НКВД, СССР

Комбинированное плащ-пальто типа «реглан» обр. 1935 г. 

старшего и среднего командно-начальствующего состава состава органов и сухопутных войск НКВД, свободного покроя, из шерстяной импрегнированной ткани темно-серого цвета, с отложным воротником, с открытыми лацканами или застегивающейся доверху. 

Пальто на хлопчатобумажной подкладке с непромокаемой прокладкой между верхом пальто и подкладкой имеет на каждом борту по четыре петли и большие форменные пуговицы. С правой стороны для прикрытия верхнего края левого борта имеется большой клапан треугольной формы, вшитый основанием в боковой плечевой шов и частично — в шов воротника.

 Свободная вершина клапана, обращенная в сторону груди, имеет петлю, которой застегивается на пуговицу малого размера, пришитую на левом борту пальто. На левом конце нижнего подворотника располагается треугольный клапан-вертушка со слегка вогнутыми сторонами и с вершиной, обращенной вниз. 

На углах клапана имеются по одной петле, посредством которых он пристегивается на пуговицы малого размера, пришитые на концах нижнего воротника и шва левого конца воротника на борту. С боков плаща имеется по одному продольному карману, слегка наклоненному вверху вперед. 

 Спинка плаща — сшивная, широкая, прямая, слегка расширяющаяся книзу, без складок, оканчивается разрезом, начинающимся ниже талии. Полы плаща —без вытачек в боках. Шлица спинки застегивается на две пуговицы посредством петель в специальных клапанах. 

По линии талии проходит пояс из основного материала, удерживающийся на двух шлевках пришитых нижними концами на обоих швах пальто. На внутренней стороне воротника подшит матерчатый ярлык с плохочитаемым названием фабрики-изготовителя

/ист:ww2.ru/

______________________________________________________

Комментировать
0