fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После
подписания договора о перемирии
южновьетнамские войска имели численность
более миллиона человек, вооружённые
силы Северного Вьетнама, дислоцированные
на территории Южного, насчитывали более
двухсот тысяч солдат.

Соглашения
о прекращении огня на территории Южного
Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты,
так и южновьетнамские правительственные
войска в ходе боёв делили подконтрольную
территорию. Северный Вьетнам продолжал
перебрасывать подкрепление своим
войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина»,
что было облегчено прекращением
американских бомбардировок. Кризис в
экономике Южного Вьетнама, как и
уменьшение объёмов американской военной
помощи под давлением Конгресса США в
1974 году способствовали падению боевых
качеств южновьетнамских войск. Всё
большее количество территорий Южного
Вьетнама де-факто отходили под власть
Северного Вьетнама. Правительственные
войска Южного Вьетнама несли потери. В
декабре 1974 — январе 1975 северовьетнамская
армия провела пробную операцию по
захвату провинции Фуоклонг, чтобы
проверить реакцию США. Убедившись,
что США не намерены возобновлять своё
участие в войне, в начале марта 1975
года северовьетнамские войска развернули
широкомасштабное наступление.
Южновьетнамская армия была дезорганизована
и в большинстве районов не сумела оказать
адекватного сопротивления. В результате
двухмесячной кампании северовьетнамские
войска заняли большую часть Южного
Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975
года коммунисты подняли знамя над
Дворцом Независимости в Сайгоне — война
закончилась.

Гуамская
доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом
Никсоном 25 июня 1969 года во время
выступления перед военнослужащими на
острове Гуам. Суть Гуамской доктрины
заключалась в том, что США отказывались
от своего обязательства защищать своих
союзников от внешней агрессии силами
своей армии, кроме случаев агрессии со
стороны крупных держав, таких как Китай
или СССР. В этом случае им гарантировалась
защита от ядерных ударов и авиационная
и военно-морская поддержка. С местными
коммунистическими движениями или с
враждебными соседями союзники США
должны были разбираться своими силами.

Данный
шаг США был позитивно воспринят всем
остальным миром. К 1973 году США завершили
вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году
война во Вьетнаме закончилась полной
победой вьетнамских коммунистов.

В
ходе войны погибло 56555 американских
военных, 303654 американцев получили
ранения, а после вывода американских
войск противники США одержали полную
и безоговорочную победу в войне. Всё
это отрицательно сказалось на состоянии
американского общества – итог Вьетнамской
войны рассматривался как поражение
США, всей стране была нанесена
психологическая травма. Однако ещё во
время войны США стали искать способы
снятия международной напряжённости, а
это в совокупности с новой внешнеполитической
доктриной сделало возможным разрядку
в международных отношениях. В результате
США смогли улучшить отношения с КНР и
СССР и впоследствии играть на противоречиях
между ними, что укрепило позиции США на
мировой арене.

Парижское
соглашение 1973 о прекращении войны и
восстановлении мира во Вьетнаме,
подписано 27 января министрами иностранных
дел ДРВ, США, Временного революционного
правительства Республики Южный Вьетнам
(ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией;
текст П. с. разработан в ходе парижских
переговоров четырёх сторон по Вьетнаму,
которые велись с января 1969. В соответствии
со ст. 1 П. с. США обязались уважать
независимость, суверенитет, единство
и территориальную целостность Вьетнама

Последующие
ст. обусловливали немедленное прекращение
военных действий в Южном Вьетнаме, а
также всех военных операций США против
ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в
течение 60 дней войск и военного персонала
США и др. иностранных государств, союзных
США и сайгонской администрации.

Подписание
П. с

явилось важной победой вьетнамского
парода, миролюбивых сил всего мира в
борьбе против империалистической
агрессии, значительным вкладом в разрядку
международной напряжённости

Разрядка напряженности

В начале 70-х гг. отношения между Востоком и Западом кардинально изменились. Напряженность стала ослабевать. Во многом это произошло за счет достижения военного паритета между СССР и США, Востоком и Западом. На первом этапе установилось заинтересованное сотрудничество между Советским Союзом и Францией, а затем – с ФРГ. На рубеже 60-70-х гг. советское руководство начало активно реализовывать новый внешнеполитический курс. Его ключевые положения были зафиксированы в Программе мира, которая была принята на XXIV съезде партии. К наиболее важным моментам следует при этом отнести тот факт, что ни Запад, ни СССР не отказывались в рамках этой политики от гонки вооружений. Весь процесс при этом приобрел цивилизованные рамки. Новейшая история отношений Запада и Востока началась с существенного расширения сфер сотрудничества, главным образом советско-американского. Кроме этого, улучшились взаимоотношения СССР с ФРГ и Францией. Последняя в 1966 вышла из НАТО, что послужило толком для активного развития сотрудничества.

Главы государств, главы правительств и лидеры правящих партий

  • Хельмут Шмидт, канцлер Федеративной Республики Германия
  • Эрих Хонеккер, председатель совета государства Германской Демократической Республики
  • Бруно Крейский, канцлер Австрии
  • Лео Тиндемэнс, премьер-министр Бельгии
  • Тодор Живков, председатель государственного совета Болгарии
  • Пьер Трюдо, премьер-министр Канады
  • Макариос III, президент Кипра
  • Анкер Йоргенсен, премьер-министр Дании
  • Карлос Ариас Наварро, премьер-министр Испании
  • Архо Кекконен, президент Финляндии
  • Валери Жискар д’Эстен, президент Франции и Co-принц Андорры
  • Джеральд Форд, президент Соединенных Штатов Америки
  • Гарольд Уилсон, премьер-министр Соединенного Королевства
  • Константинос Караманлис, премьер-министр Греции
  • Джанос Кадар, председатель Совета Министров Венгрии
  • Лиам Косгрэйв, премьер-министр Ирландии
  • Гейр Холлгримссон, премьер-министр Исландии
  • Альдо Моро, премьер-министр Италии
  • Уолтер Кибер, премьер-министр Лихтенштейна
  • Гастон Торн, премьер-министр Люксембурга
  • Дом Минтофф, премьер-министр Мальты
  • Андре Сен-Мле, государственный министр Монако
  • Тригве Браттели, премьер-министр Норвегии
  • Логово Джупа Уил, премьер-министр Нидерландов
  • Эдвард Гирек, первый секретарь польской объединенной рабочей партии
  • Франсиско да Коста Гомеш, президент Португалии
  • Николае Ceauşescu, президент Румынии
  • Джан Луиджи Берти, регент капитана Сан-Марино
  • Агостино Казароли, кардинальный госсекретарь
  • Олоф Палме, премьер-министр Швеции
  • Пьер Грабе, президент швейцарской конфедерации
  • Гастав Хусак, президент Чехословакии
  • Сулейман Демирель, премьер-министр Турции
  • Леонид Брежнев, генеральный секретарь коммунистической партии Советского Союза
  • Йосип Броц Тито, президент Югославии

Отсутствующий

  • Джоан Марти Аланис, Co-принц Андорры и епископ Urgell
  • Мехмет Шеху, председатель Совета Министров социалистической Народной республики Албания

ОСВ-1 и ОСВ-2

Необходимость достижения паритета придала актуальности вопросу о двустороннем ограничении вооружения, в особенности баллистических межконтинентальных ракет. Большое значение в этом процессе имел визит Никсона в Москву весной 1972 г. 26 мая было подписано Временное соглашение, определяющее ограничительные меры в отношении стратегических вооружений. Этот договор получил название ОСВ-1. Он был заключен на 5 лет. Соглашение ограничивало количество баллистических межконтинентальных ракет США и СССР, запускаемых с подлодок. Допустимые уровни для Советского Союза были выше, так как Америка обладала вооружением, несущим боеголовки с разделяющимися элементами. Вместе с этим количество самих зарядов в соглашении не оговаривалось. Это позволяло, не нарушая договор, добиться одностороннего преимущества в данной области. ОСВ-1, таким образом, не останавливало гонки вооружений. Формирование системы соглашений было продолжено в 1974 г. Л. Брежневу и Дж. Форду удалось договориться о новых условиях ограничения стратегических вооружений. Подписание соглашения ОСВ-2 предполагалось осуществить в 77-м году. Однако этого не случилось, в связи с созданием в США “крылатых ракет” – нового вооружения. Америка категорически отказалась учитывать в отношении них предельные уровни. В 1979 г. договор все-таки был подписан Брежневым и Картером, однако Конгресс США его так и не ратифицировал до 1989 г.

Краткосрочные последствия

Какие перспективы открывал Хельсинский процесс? Дата его проведения считается историками апогеем разрядки напряженности на международной арене. СССР больше всего интересовал вопрос послевоенных границ

Для советского руководство было крайне важно добиться признания неприкосновенности послевоенных границ, территориальной целостности стран, что означало международное правовое закрепление сложившейся в Восточной Европе ситуации. Все это произошло в рамках компромисса

Вопрос о правах человека – проблема, интересовавшая западные страны, посетившие Хельсинский процесс. Год проведения СБСЕ стал отправной точкой для развития диссидентского движения в СССР. Международное правовое закрепление обязательности соблюдения прав человека позволило начать кампанию по их защите в Советском Союзе, которую активно на тот момент проводили западные государства.

Последствия

Заключительный акт 1975 года позволил закрепить реальное политическое и территориальное положение дел в Европе, а также обозначил рамки регулирования отношений между странами соцблока и западными державами. Вплоть до 1991 года Европа пребывала в стабильности, а противостояние режимов перешло в страны «третьего мира» — Анголу, Афганистан, Ливан и другие.

Для Москвы подписание Заключительного акта представлялось огромной победой и эквивалентом послевоенному мирному договору. На практике же победа обернулась неожиданными последствиями.

Граждане СССР и другие страны практически сразу потребовали от Советского Союза соблюдения обязательств в области человеческих прав и свобод. В 1976 году была создана Московская Хельсинкская группа, собиравшая информацию о нарушении СССР прав граждан. Эта информация затем направлялась в общественные организации и правительства остальных 34 стран-участников соглашения.

Требования о соблюдении прав и свобод стали инструментом давления на СССР. На последующих встречах СБСЕ (в 1977-1978 и 1980-1983 годах) Москва была вынуждена идти на уступки в этих областях. Отсутствие законности советского режима ставило под сомнение всю коммунистическую идеологию, что стало в итоге одной из причин краха СССР.

Выбери ответ

Хельсинский заключительный акт

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ХЕЛЬСИНСКОГО
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АКТА

Первая
часть Хельсинкского Заключительного
акта трактовала вопросы,
относящиеся к безопасности в Европе
:
содействовать улучшению отношений
между государствами и обеспечению
условий, в которых их народы могут жить
в условиях подлинного и прочного мира,
делать разрядку как непрерывным, так и
все более жизнеспособным и всесторонним
процессом; воздерживаться от какого-либо
применения вооруженных сил, несовместимого
с целями и принципами Устава ООН;
принимать эффективные меры, которые в
силу их охвата и характера являются
шагами в направлении достижения в
конечном итоге всеобщего и полного
разоружения; содействовать всеми
средствами создания атмосферы доверия
и уважения между народами; прилагать
усилия к разрешению любых возникнувших
споров; сотрудничать в интересах
человечества и др.

В нее
вошла и Декларация принципов, которыми
государства-участники обязались
руководствоваться в своих отношениях.
Вот эти десять принципов — «десять
европейских заповедей»:

Суверенное
равенство, уважение прав, присущих
суверенитету
.
Совокупность этих прав включает право
каждого государства на юридическое
равенство, территориальную целостность,
на свободу и политическую независимость,
право выбирать и развивать свои
политические, социальные, экономические
и культурные системы.

Неприменение
силы или угрозы силой.

Участники совещания согласились не
использовать силу как средство
урегулирования споров, и никакие
соображения не могут стать обоснованием
обращения к угрозе силой или к ее
применению.

Нерушимость
границ.

Государства-участники совещания заявили,
что рассматривают как нерушимые границы
всех государств в Европе, и обязались
воздерживаться от любых посягательств
на эти границы. (Стремление Запада
сохранить возможность мирного изменения
границ привело к появлению в первом
принципе положения, по которому границы
государств-участников совещания могли
«изменяться, в соответствии с международным
правом, мирным путем и по договоренности».)

Территориальная
целостность государств.

Ее признание означало отказ от любых
действий против территориальной
целостности, политической независимости
или единства любого государства-участника.

Мирное
урегулирование споров
предусматривало
разрешение споров с помощью таких
средств, как переговоры, обследование,
посредничество, примирение, арбитраж,
судебное разбирательство.

Невмешательство
во внутренние дела

налагало запрет на любое вмешательство
— прямое или косвенное, индивидуальное
или коллективное.

Уважение
прав человека и основных свобод, включая
свободу мысли, совести, религии и
убеждений,
признавалось
существенным фактором мира, справедливости
и благополучия.

Равноправие
и право народов распоряжаться своей
судьбой

означало право всех народов определять
свой внутренний и внешний политический
статус в условиях полной свободы.

Сотрудничество
между государствами

должно развиваться на основе полного
равноправия и содействовать взаимопониманию
и доверию между народами, укреплению
мира и безопасности.

Добросовестное
выполнение обязательств по международному
праву
имело
в виду обязательства, вытекающие из
общепризнанных принципов и норм
международного права и соответствующих
этому праву договоров и соглашений.

Эта
же часть Заключительного акта включала
и документ
по мерам

укрепления
доверия и некоторым аспектам безопасности
.
Государства-участники обязались
осуществлять предварительное уведомление
о крупных военных учениях. При этом под
«крупными военными учениями» понимались
учения сухопутных войск общей численностью
более 25 000 человек или учения с участием
значительного количества амфибийных
или воздушно-десантных войск. Правило
обязательного уведомления о крупных
военных учениях действовало применительно
к территории всех европейских государств.
Если же территория государства-участника
простиралась за пределы Европы, то оно
распространялось на зону в 250 км от
границы с любым другим участником
совещания. Уведомления должны были
делаться не позднее, чем за 21 день до
начала учения. Кроме того, меры по
укреплению доверия предусматривали
обмен наблюдателями на военных учениях
и предварительные уведомления о крупных
передвижениях войск — все это на
добровольной основе. Согласованные
меры были призваны устранить причины
напряженности и внести вклад в укрепление
мира и безопасности в Европе.

Результаты политики разрядки

За годы реализации Программы мира были достигнуты серьезные продвижения в сотрудничестве Востока и Запада. Общий объем товарооборота повысился в 5 раз, а советско-американский – в 8. Стратегия взаимодействия сводилась к подписанию с западными компаниями крупных договоров на закупку технологий или строительство заводов. Так на рубеже 60-70-х гг. в рамках соглашения с итальянской корпорацией “Фиат” был создан ВАЗ. Но это событие скорее можно отнести к исключениям, чем к правилу. Международные программы в большей своей части ограничивались нецелесообразными командировками делегаций. Импорт зарубежных технологий осуществлялся по непродуманной схеме. На действительно плодотворное сотрудничество негативно влияли административно-бюрократические препятствия. В результате многие контракты не оправдывали ожиданий.

Основные положения Заключительного акта

Целью документа провозглашалось содействие улучшению межгосударственных отношений и обеспечение мира и безопасности населения стран-участников Совещания. Хельсинкский Заключительный акт 1975 года провозглашал 10 принципов межгосударственных взаимоотношений и договоренности, распределенные по трем «корзинам».

Государства-участники обязывались соблюдать следующие принципы:

  • суверенное равенство;
  • межгосударственное сотрудничество;
  • соблюдение территориальной целостности;
  • уважение прав и свобод граждан;
  • мирное решение спорных вопросов;
  • невмешательство во внутренние дела;
  • равноправие народов;
  • недопустимость силового воздействия на территориальную или политическую независимость стран;
  • выполнение взятых на себя обязательств в области международного права.

«Корзины» представляли собой три основы безопасности:

  • сотрудничество в области экономики и экологии;
  • согласование военно-политических вопросов, в том числе уведомления о военных учениях и передвижениях войск;
  • обязательства по обеспечению прав и свобод человека.

Последний пункт стал принципиально новым для межгосударственных договоренностей явлением. Таким образом, понятие безопасности стало многомерным — оно включало не только политику и военные аспекты, но и гуманитарные вопросы.

Сложность ситуации

Восстановление абсолютного контроля в социалистическом лагере осложнялось напряженными отношениями с Китаем и Кубой. Проблемы доставляли события в Чехословакии. В июне 1967 г. здесь против руководства партии открыто выступил съезд писателей. После этого начались массовые студенческие забастовки и демонстрации. В результате усиления оппозиции Новотному пришлось уступить Дубчеку руководство партией в 1968 г. Новое правление приняло решение о проведении ряда реформ. В частности, была установлена свобода слова, КПЧ согласилась проводить альтернативные выборы лидеров. Однако ситуация разрешилась вводом войск 5 государств-участников Варшавского договора. Подавить волнения сразу же не удалось. Это вынудило руководство СССР отстранить Дубчека и его окружение, поставив во главе партии Гусака. На примере Чехословакии была реализована так называемая доктрина Брежнева принцип “ограниченного суверенитета”. Подавление реформ остановило модернизацию страны как минимум на 20 лет. В 1970 г. осложнилась ситуация и в Польше. Проблемы были связаны с повышением цен, вызвавшим массовые восстания рабочих в балтийских портах. В течение последующих лет ситуация лучше не стала, забастовки продолжились. Лидером волнений был профсоюз “Солидарность”, которым руководил Л. Валенса. Руководство СССР не решилось вводить войска, а “нормализация” ситуации была доверена ген. Ярузельскому. 13 декабря 1981 г. он ввел в Польше военное положение.

Военно-стратегический баланс

Хельсинский процесс закончился компромиссом. После подписания итогового документа СССР стал чувствовать себя хозяином и начал устанавливать в ЧССР и ГДР ракеты СС-20, отличавшиеся средним радиусом действия. Ограничение по ним не предусматривалось по договорам ОСВ. В рамках кампании, направленной на защиту прав человека, резко активизировавшейся в западных странах после того, как закончился Хельсинский процесс, позиция Советского Союза стала очень жесткой. Соответственно, США предприняли ряд ответных мер. После отказа ратифицировать договор ОСВ-2 в начале 80-х гг., Америка разместила ракеты (“Першинг” и “крылатые”) в Западной Европе. Они могли достигать территории СССР. В результате установился военно-стратегический баланс между блоками.

Путь к международной безопасности

Нарастание противоречий и конкуренции на мировой арене после окончания Второй мировой войны становилось все более угрожающим. Противостояние СССР и США привело мир на грань ракетно-ядерной катастрофы, а решения, принятые после 1945 года, нуждались в пересмотре. Баланс сил на мировой арене изменился вслед за расширением соцблока, финансовым кризисом 1970-х годов, поражением США во Вьетнаме и другими событиями.

Заключительный акт, подписанный в Хельсинки, стал результатом продолжительного сближения соцблока и капиталистических стран. Первый шаг к миру был сделан в 1968 году с подписанием соглашения о нераспространении ядерного оружия. В 1969 году в ФРГ к власти пришли социал-демократы с программой «новой восточной политики», направленной на признание сложившихся европейских границ. Итогом этого стали соответствующие договоры между СССР, ФРГ, ГДР, Польшей, Чехословакией. В 1970 году было заключено соглашение об определении статуса-кво при упорядочении общения людей по обе стороны Берлинской стены.

В феврале 1972 года президент США Р. Никсон в Послании к Конгрессу признал, что военно-стратегический паритет США и СССР, особенно по числу ядерного оружия, достигнут и дальнейшее наращивание вооружения нецелесообразно. После этого начались реальные меры по укреплению отношений между двумя сверхдержавами — СССР и США.

В мае состоялся визит Никсона в СССР и подписание соглашений о взаимном ограничении ПРО и наступательного вооружения. В июне следующего года в ходе ответного визита Л. И. Брежнева был подписан договор о предотвращении ядерной войны, в 1974 году — соглашения о совместном контроле над вооружениями и ограничении подземных ядерных испытаний.

Происходящее воспринималось как сближение стран социалистического и капиталистического блока, «разрядка» отношений, но для обеспечения долгосрочного мира нужны были комплексные международные договоренности.

Цели сторон

Всего в Хельсинки своих представителей прислали 35 государств, но ключевую роль на Совещании играли США, СССР, Франция, Великобритания. Каждая страна преследовала собственные интересы.

Для СССР важнейшей целью стало укрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, в первую очередь признание раздела Германии. Холодная война привела к необходимости постоянного закрепления паритета, в том числе за счет включения в орбиту интересов Советского Союза стран «третьего мира». СССР планировал официально узаконить существующий статус-кво.

Политики Западной Европы хотели во что бы то ни стало избежать новой войны даже ценой признания стран Восточного лагеря. Пацифистские настроения европейцев были тем сильнее, чем чаще на территориях их стран размещались ракетные установки и базы США и СССР. Для стран Западного блока в целом было характерно стремление к открытости границ — для населения, культуры, идей, торговли.

США настороженно относились к перспективе заключения договоренностей на обеспечение общеевропейской безопасности. По уверениям американских политиков, потребность Европы в мире могла быть обеспечена наличием в регионе американских баз, а успешное сотрудничество США и стран Западной Европы не нуждалось в дополнительных международных договоренностях.

Америка была настроена против сближения СССР и Европы, а Хельсинские соглашения могли активизировать этот процесс.
Тем не менее США были готовы пойти на согласование советской инициативы, но делали это не просто так. В обмен на уступки они намеревались получить договоренности о необходимости соблюдения гражданских прав и свобод. Как показало дальнейшее развитие событий, у стран соцлагеря это была слабая сторона.

Германская проблема

Для ее разрешения СССР рассчитывал получить посредническую помощь от Франции. Однако ее не потребовалось, поскольку канцлером стал социал-демократ В. Брандт. Суть его политики заключалось в том, что объединение территории Германии больше не выступало как обязательное условие для установления отношений Востока и Запада. Оно откладывалось на будущий период как ключевая цель многосторонних переговоров. Благодаря этому был заключен Московских договор 12 августа 1970 г. В соответствии с ним, стороны обязались соблюдать целостность всех стран Европы в рамках их фактических границ. ФРГ, в частности, признала западные пределы Польши. И линию с ГДР. Немаловажным этапом стало также подписание осенью 1971 г. четырехстороннего договора по Зап. Берлину. Это соглашение подтверждало необоснованность политических и территориальных претензий на него со стороны ФРГ. Это стало абсолютной победой СССР, поскольку были выполнены все условия, на которых Советский Союз настаивал с 1945 г.

Хельсинкское совещание

Хельсинкское совещание, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Было созвано по предложению (1965) социалистических государств—участников
Варшавского Договора. Состоялось в период с 3 июля 1973 по 1 августа 1975. В нём
участвовали 33 европейских государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан,
Великобритания, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,
Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, СССР, Турция, ФРГ, Финляндия, Франция,
Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия (все европейские государства, кроме
Албании), а также США и Канада. На повестке дня стояли вопросы обеспечения
безопасности в Европе; сотрудничества в области экономики, науки и техники и
окружающей среды; сотрудничества в гуманитарной и др. областях; дальнейших шагов
после Совещания.

Совещание проходило в три этапа. Первый этап проводился на уровне министров
иностранных дел 3—7 июля 1973 в Хельсинки. Второй этап продолжался с перерывами
с 29 авг. 1973 до 21 июля 1975 в Женеве. В этот период работали спец. комиссии и
подкомиссии по подготовке проектов документов под общим руководством
Координационного комитета. Третий, завершающий этап состоялся 30 июля — 1 авг.
1975 на высшем уровне в Хельсинки. Совещание приняло Заключительный акт, в
котором, несмотря на различие позиций его участников в области политики,
экономики и идеологии, удалось отразить то общее, что служит укреплению мира и
безопасности в Европе и во всём мире, расширению взаимовыгодного сотрудничества
между государствами. В Заключительном акте подведён политический итог 2-й
мировой войны, подтверждена нерушимость сложившихся в Европе границ,
сформулированы 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила
и нормы взаимоотношений между государствами — участниками Совещания:

  • суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы
    или угрозы силой;
  • нерушимость границ; тер. целостность государств; мирное урегулирование
    споров;
  • невмешательство во внутренние дела;
  • уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести,
    религии и убеждений;
  • равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между
    государствами;
  • добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Достигнута договорённость о предварит, уведомлении государствами-участниками
друг друга на добровольной и двусторонней основе о крупных воен. учениях, обмене
наблюдателями на воен. учениях, проводимых в Европе, содействии визитам воен.
делегаций. Государства-участники признали, что «они могут, по своему
собственному усмотрению и с целью содействия укреплению доверия, уведомлять о
крупных передвижениях своих войск». В Заключительном акте определены направления
и конкретные формы сотрудничества европейских государств в области экономики,
науки, техники, охраны окружающей среды, а также в гуманитарных областях
(контакты между людьми и учреждениями, обмен информацией, связи и сотрудничество
в сфере культуры, образования и т. д.).

Успешное завершение Совещания было подготовлено многолетней борьбой Сов.
Союза, всех социалистич. стран, трудящихся масс и прогрессивных обществ, сил за
европ, безопасность. Оно явилось событием огромного междунар. значения, важным
шагом в закреплении принципов мирного сосуществования, налаживания отношений
равноправного сотрудничества между гос-вами с различным обществ, строем.

СССР, др. социалистич. страны рассматривают Заключительный акт X. с. не
только как итог позитивных сдвигов в Европе, но и как отправной пункт для
дальнейшего продвижения по пути прочного мира, борьбы за углубление и расширение
междунар. сотрудничества

Важное значение в этом отношении имела Белградская
встреча представителей гос-в — участников общеевропейского Совещания (4 октября
1977 — 9 марта 1978), на к-рой был проведён обмен мнениями о ходе выполнения
положений Заключительного акта. В итоговом документе, принятом на ней,
подтверждалась решимость стран-участниц выполнять полностью все эти положения

Вместе с тем из выступлений делегации США на Белградской встрече видно, что
реакц. силы не отказались от попыток помешать развитию процесса разрядки,
вернуть мир к временам «холодной войны».

Я. Ф. Чернов

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8 Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.

Литература:

Во имя мира, безопасности и сотрудничества. М., 1975.

История международных отношений и внешней политики СССР. 1968—1978. М., 1979,
с. 117—142;

История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 5. Кн. 2. М., 1979, с. 145—167.

Комментировать
0