No Image

Российские военные базы и объекты за рубежом: беларусь, молдова, кавказ

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Великобритания

Военные базы Франции за рубежом

В Африке:

  • Центральноафриканская республика (240 чел.)
  • Нигер (240 чел.)
  • Джибути (2800 чел.)
  • Габон (800 чел.)
  • Сенегал (1110 чел.)
  • Кот-д’Ивуар (1000 чел.)
  • Чад (1000 чел.)

Согласно «Белой книге об обороне Франции» 2008 года планируется оставить в Африке: на восточном побережье военные базы в Джибути, на островах Майотта и Реюньон; а на западном побережье одну военную базу в столице Габона Либревиле.

Согласно справочнику «The Military Balance» за 2014 год Франция имела в Африке: размещенную в готовом состоянии военную технику в расчете на 1 штаб и 2 пехотные роты (еще 1 самолет противолодочной борьбы Breguet Atlantic и 1 военно-транспортный самолет Transport Allianz C.160 Transall) в Сенегале, 2 800 военных в Мали, 950 военных в Чаде (из них 150 человек в столице страны Нджамене и 350 человек в Абеше на границе с Суданом), 1 900 военных в Джибути, 400 военных в ЦАР, 900 военных в Габоне и 450 военных в Кот-д’Ивуар (всего 7 400 военных). Помимо этого существуют развернутые военные силы на острове Реюньон.

Великобритания


Зарубежные военные базы Соединённого Королевства

  • Остров Вознесения — военный аэродром RAF и англо-американская радиоэлектронная станция.
  • Бахрейн Бахрейн — военно-морская база .
  • Германия Германия (10000 чел.) на 2015 год. К 2020 году планируется полный вывод войск.
  • Кипр Кипр — 2 мотопехотных батальона, вертолетная эскадрилья и другие подразделения (3200 чел.)
  • Бруней Бруней — мотопехотный батальон и вертолетное звено (900 чел.)
  • Белиз Белиз — усиленный мотопехотный батальон (1300 чел.)
  • Афганистан Афганистан — база Кэмп-Бастион
  • Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне — тренировочный лагерь на окраине города Фритаун
  • Кения Кения — миротворческий контингент в пригороде Найроби
  • Канада Канада — тренировочный лагерь в Альберте

Британские заморские территории

  • Гибралтар Гибралтар (1000 чел.)
  • Британская территория в Индийском океане Британская территория в Индийском океане, Диего-Гарсия — в настоящее время передана США под военно-морскую и военно-воздушную базу, но остается подразделение британских ВС в 40 чел.
  • Фолклендские острова Фолклендские острова (1650 чел.)

Военные базы России на постсоветском пространстве

Россия, как СССР и США, всегда рассматривала свои военные базы как инструмент могущества государства, которое готово отстаивать не только свои интересы, но и интересы союзников. Военные базы всегда считались фактором сдерживания для противников государства и дополнительным козырем в геополитической игре. Военное присутствие на территории другого государства давало дополнительную стабильность этой территории.

Яркий пример тому российские базы в Таджикистане и Киргизии — странах, которые входят в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Правда, в качестве платы за свое присутствие там России пришлось полностью перевооружить и обучить местные армии. А вот в Узбекистане для оперативного наращивания и развертывания войск РФ в Центральной Азии с 2006 года российские ВВС использовали авиабазу Карши-Ханабад на территории Кашкадарьинской области.

Но в 2012 году Россия лишилась возможности использования авиабазы в связи с выходом Узбекистана из ОДКБ. После распада СССР содержать военные базы в странах ближнего зарубежья России становилось все сложней. Так, например, особое значение для России всегда имела база ВМФ в украинском Севастополе, которая должна была оставаться местом дислокации Черноморского флота РФ по крайней мере до тех пор, пока не будет построен порт в Новороссийске. На протяжении всего времени, пока российский Черноморский флот находился в Севастополе, регулярно случались конфликты с украинскими властями.

База использовалась как инструмент политического воздействия на Россию. Нет сомнений, что, если бы Крым остался украинским, сегодня лидеры Незалежной при поддержке американцев сделали бы все, чтобы выдавить российских моряков с полуострова. А что еще более вероятно — втянуть Россию в серьезный вооруженный конфликт, выставив ее военным агрессором. В любом случае в ближайшее время России остро необходимы базы в Центральной Азии. Потому что после вывода войск США и НАТО из Афганистана, которые разворошили осиный рой моджахедов, в этом регионе уже сейчас наблюдается резкое обострение ситуации.

России нужны опорные пункты, чтобы иметь возможность вмешаться, если события примут самый неприятный для нас оборот. При этом российские военные базы за рубежом всегда были и не перестают оставаться предметом политического торга. Например, более 20 лет у России фактически есть военная база в Приднестровской Молдавской Республике. Подразделения Вооруженных Сил России входят в трехсторонние миротворческие силы в Приднестровье, это около 1200 военнослужащих.

Власти и население непризнанной республики выступают за то, чтобы российские солдаты и дальше оставались в Приднестровье. Однако со стороны европейских политиков звучат предложения о смене формата миротворческой операции на Днестре, выводе из зоны конфликта прежде всего российских миротворцев. А в целом из постсоветских стран, пожалуй, только Белоруссия и Армения оказали реальное военное содействие России в нынешнем противостоянии с НАТО, не выставляя за базы заоблачные счета.

Миротворческие контингенты

Азербайджан (Нагорный Карабах)

в Нагорном Карабахе создан в ноябре 2020 года. Включает в себя: 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортёров, 380 единиц автомобильной и специальной техники, вертолёты Ми-8 и Ми-24 армейской авиации ВКС России. Основу контингента составляют военнослужащие 15-й отдельной мотострелковой бригады (миротворческой) Центрального военного округа. Командование миротворческих сил дислоцировано в Степанакерте.

Босния и Герцеговина

Российские миротворцы в Боснии и Герцеговине. 12 июня 1996 года.

8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих.

Либерия

10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.

Судан (Южный Судан)

Основная статья: Российская авиационная группа Миссии ООН в Судане (РАГ МООНС)

В соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН № 1590 от 24 марта 2005 года и № 1627 от 23 сентября 2005 года, в период с апреля 2006 года по март 2012 года, в аэропорту населенного пункта Джуба в Южном Судане дислоцировалась российская авиационная группа в составе четырёх вертолетов МИ-8 и 120 человек личного состава. Соответствующий Указ об этом, от 7 февраля 2006 года № 80, подписал Президент Российской Федерации.

Сьерра-Леоне

7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.

Чад и ЦАР

1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.

Югославия

25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года по приказу президента России Бориса Ельцина. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев.

Америка и Европа

За последнее десятилетие было три проекта создания российских военных баз в дальнем зарубежье на пустом месте. Наиболее перспективными считались проекты баз снабжения для ВВС и ВМФ в Венесуэле и Никарагуа. Российские бомбардировщики стратегической авиации несколько раз совершали сверхдальние перелеты в Венесуэлу, а корабли неоднократно заходили в порты в Карибском море. Проводились громкие совместные учения в воздухе и океане. При живом Уго Чавесе и более стабильной экономической ситуации такой проект был вполне реализуем, однако возникал вопрос его целесообразности. Размещение авиации в Латинской Америке однозначно было бы воспринято в США как «новый карибский кризис», а об этом и так сейчас твердят все американские телеканалы. Но дело даже не в этом, а в том, что такая база (или даже просто – «аэродром подскока») была бы слишком уязвима и потребовала бы создания серьезной инфраструктуры ПВО, как сейчас в Сирии. Данный проект выглядит привлекательно только с точки зрения школьного глобуса и принципа «отсель грозить мы будем», а на практике требует куда более серьезной проработки, чем можно представить с обывательской точки зрения. Например, в Венесуэле недостаточно производительных мощностей для топлива и его придется привозить с собой (вспоминаем блокаду Кубы) или даже прокладывать новые трубопроводы к аэродромам. Да и базирование в Венесуэле пяти-шести бомбардировщиков дополнительного стратегического преимущества не прибавит – американцы просто переставят в Техас и Нью-Мексико несколько дивизионов ПРО. Так мы обеспечим рост заказов в американском ВПК, увеличим число рабочих мест в Альбукерке и избирателей Клинтон в южных штатах, а Венесуэла при этом будет претендовать на роль стратегического союзника, что потребует от Москвы взятия на себя дополнительных политических и военных обязательств. Это при том, что территориальная проблема с Колумбией все еще не решена и никогда не будет решена (отдельное спасибо Боливару и Сукре).

А вот создание баз ВМФ в Карибском заливе – куда более ответственная мысль. Речь может идти о постройке инфраструктуры для базирования подводных лодок, причем необязательно стратегических ракетоносцев. Крупный международный кризис (если уж мы говорим именно о стратегии) потребует, например, блокирования Панамского канала, а для этого идеально подойдет базирование на Никарагуа. Другое дело, что там таких портов просто нет, потребуется их строить на пустом месте. Но сейчас существует даже полуфантастический проект нового канала по территории Никарагуа, так что возможно все.

Вторым таким проектом были свернутые после парламентских выборов в Аргентине переговоры о базах снабжения ВВС и ВМФ в Пуэрто-Вальдивия. Задумка идентичная: базирование на крупнейшей военно-морской базе Аргентины позволяло бы блокировать Магелланов пролив в случае стратегического конфликта. Но после поражения Кристины Киршнер это уже завиральный проект, да и интересы Аргентины в исполнении Киршнер были достаточно прагматичны – ей был нужен «старший брат», за которого можно спрятаться в конфликте с англичанами вокруг Фолклендских островов. Стратегическая выгода России при реализации такого проекта выглядела бы совсем уж «стратегической» – все-таки перспектива глобального противостояния с необходимостью борьбы за основные точки Мирового океана выглядит менее реалистичной, чем возобновление борьбы за Фолкленды. А «вписаться за сестру» пришлось бы.

Третий проект был наиболее закрытым и больше политическим, чем военным. Черногории предлагались уникальные финансовые условия за создание российской военно-морской базы в Баре. Речь тоже шла о пункте снабжения и обслуживания подводных лодок, который обеспечил бы российское присутствие в Восточном Средиземноморье в дополнение к Тартусу. Эти переговоры начались задолго до острой фазы сирийского кризиса и носили больше политико-стратегический характер, чем исключительно военный. Финансирование базы и ее инфраструктуры могло бы стать альтернативой вступлению Черногории в НАТО, тем более что альянс не предлагает Подгорице особых финансовых выгод в связи с этим политическим выбором. Переоснащение крошечной армии на стандарты альянса – не тот аргумент, который может серьезно заинтересовать бюджет. Но эта дипломатическая битва была проиграна, и руководство Черногории навязало своему народу путь на сближение с НАТО, пользуясь активной поддержкой проамериканских и НКО, и либеральной части интеллигенции (в том числе и сербской). Предстоящие парламентские выборы вряд ли что-то изменят, но уже сейчас ряд местных и сербских СМИ объявляют о возможном «вмешательстве России» и опасаются «пророссийского майдана».

Гаити

Местное население Республики Гаити с 2018 года активно просит нашу страну защитить его от американцев

Вашингтон упорно поддерживает местного марионеточного диктатора и, как и всегда, не обращает внимание на действия тирана против народа. Опрометчивость такого решения была продемонстрирована Западу 21 февраля

Именно тогда в ходе масштабных антиправительственных протестов с требованием отставки проамериканского президента Жовенналя Моиза митингующие шли по улицам, скандируя лозунги с призывами к России. Активисты шли с портретами Путина и сжигали американские флаги. Если Америка не сможет покровительствовать диктатору Гаити и далее, а недавняя поимка американских ЧВК с поличным окажется не случайным событием, вопрос установки на острове российских баз также сможет иметь место.

Военные базы США за рубежом

Основная статья: Военные объекты США за рубежом

  • Австралия
  • Австрия
  • Албания
  • Афганистан
  • Бахрейн
  • Болгария
  • Бельгия
  • Бразилия
  • Великобритания (около 11 тыс. специалистов ВВС на четырёх авиационных базах; военно-морская база и штаб командования ВМС США в Атлантике, а также центр связи и слежения за подводными лодками)
  • Германия 2-й кавалерийский полк, дислоцируется в Фильзеке, авиабаза Рамштайн, дислоцируется в одноимённом городе Рамштайн, А также другие более мелкие базы общей численностью личного состава до 20 тысяч человек.
  • Венгрия
  • Гондурас
  • Гренландия (Дания) — Туле (авиабаза)
  • Греция
  • Дания
  • Джибути. 1 500 военнослужащих.
  • Ирак
  • Иран
  • Исландия
  • Испания
  • Италия (основное место базирования кораблей США в Средиземном море, четыре военных базы — три военно-морских (Неаполь, Ла Маддалена, Гаэта) и одна авиационная (Виченца) — около 23 тыс. чел.)
  • Катар
  • Косово
  • Куба — Военная база Гуантанамо
  • Кувейт
  • Латвия
  • Литва
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Оман
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея (две базы ВВС США, батарея «THAAD» в уезде Сончжу).
  • Румыния
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • Словакия
  • Словения
  • Турция (авиационные базы в Адана и Измире)
  • Финляндия
  • Хорватия
  • Черногория
  • Чехия
  • Эстония
  • Япония (военно-морские и авиационные базы на Окинаве, Кюсю, в Ямагучи, в Токио)

Мексика

«Великая стена» имени Трампа, призванная появиться вдоль всей территории Мексики на границе с США, резко ускорила процессы отторжения Мехико от Вашингтона. Новое правительство, пришедшее к власти еще в 2018 году, рьяно бросилось искать новые альтернативы. На этом фоне позиция присутствия третьих стран на своей территории будет поддержана и населением, чего явно не может понять Белый дом. Показательно, но именно Мексика первой среди стран Латинской Америки отказалась признавать поддерживаемого Штатами оппозиционного «лидера» Венесуэлы Гуайдо, при том, что ранее всегда следовала фарватеру, который задавал Вашингтон.

Эквадор

Боливарианский Эквадор стоит в одном ряду с Сурке и Каракасом. Москва рассматривает его как одного из важных стратегических партнеров в Латинской Америке, и для этого у нас есть все причины. Эквадор связан с Россией по многим фронтам — от сферы торгово-экономических отношений, гидро‑ и электроэнергетики, сельского хозяйства, нефтегазовой и атомной отрасли и до военной среды.

В начале 2000-х годов в совместных документах отмечалось, что сотрудничество двух стран не преследует целью создание военного союза, однако к сегодняшнему дню многое изменилось. Видя происходящие вокруг себя события, Эквадор осознал, что ему тоже может понадобиться срочная помощь, а от США в современном мире защитить способна только Москва.

Абхазия

Российская военная база в Абхазии обеспечивает российское геополитическое и военное присутствие в Абхазии и защиту российских интересов на Кавказе. Она оказывает помощь братскому абхазскому народу в защите государственной независимости и в обеспечении безопасности Республики Абхазия.

7-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база Южного военного округа

База создана 1 февраля 2009 г. путем переформирования 131-й отдельной мотострелковой Краснодарской Краснознаменной, орденов Кутузова и Красной Звезды Кубанской казачьей бригады.

Российская база в Абхазии действует
на основании «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия» от 17 февраля 2010 г. Соглашение действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 15-летние периоды, если ни одна из сторон не позднее, чем за шесть месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не направит другой стороне письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие. 

В соответствии с Соглашением, Абхазия передала России в безвозмездное пользование на весь срок его действия недвижимое имущество в местах дислокации, указанных в приложении к Соглашению для размещения объединенной российской военной базы. Отсутствие арендной платы компенсируется военно-техническим сотрудничеством, безвозмездными вооружениями и военной техникой, а также подготовкой абхазских военнослужащих в военно-учебных заведениях России.

База является соединением постоянной боевой готовности. Ее штаб находится в г. Гудаута. Подразделения дислоцируются в военных городках в Гудауте и Нагвалоу. В состав базы входят
также военный аэродром Бомбора, пункт материально-технического обеспечения ВМФ Очамчыра и ряд других объектов. Ротные и батальонные тактические учения проводятся на полигонах Цабал и Нагвалоу, которые используются совместно с абхазскими вооруженными силами. Танковые подразделения базы используют
для тренировок полигон «Молькино» в Краснодарском крае.

По данным справочника The Military Balance 2017, на вооружении базы в Абхазии, которая по численности и вооружению эквивалентна мотострелковой бригаде, состоят 40 танков T-90A, 120 бронетранспортеров БТР-82A, 18 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 12 120-мм минометов 2С12 «Сани» и 18 реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». В августе 2016 г. на вооружение базы поступили
новейшие танки Т-72Б3.

 

В августе 2010 г. главком ВВС России генерал-полковник А.Н. Зелин сообщил, что в Абхазии развернут один комплекс ПВО С-300. Он является
штатным вооружением российской военной базы в Абхазии. В марте 2017 г. министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе заявил о размещении Россией в Абхазии дополнительных ЗРК С-300.

21 ноября 2015 г. Россия и Абхазия подписали «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия». 21 ноября 2016 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Соглашения.


В соответствии с Соглашением, объединенная российская военная база на территории Республики Абхазия в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время переходит в непосредственное подчинение командующему Объединенной группировкой, который назначается уполномоченным органом России.

В мирное время организацию взаимодействия воинских подразделений, входящих в состав объединенной группировки, осуществляет оперативная группа, состоящая из представителей сторон. Начальником оперативной группы является командир объединенной российской военной базы.

30 апреля 2009 г. было заключено «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Абхазия». В тот же день на территорию Абхазии были введены подразделения Пограничной службы ФСБ России, которые вошли в состав Пограничного управления ФСБ России в Республике Абхазия.

Российское военное присутствие за рубежом

Подводя итоги следует сказать, что по сравнению с США российское военное присутствие в других государствах мира является достаточно скромным. Если США располагают
513 военными базами и военными объектами (military installations) в 42 зарубежных странах, то у России около насчитывается менее двух десятков в девяти государствах.

При этом, если у США основная часть зарубежных военных объектов находится далеко за пределами страны (больше всего их в Германии, Японии и Южной Корее), то основная часть российских баз и военных объектов за рубежом носит, если так можно выразиться, «реликтовый характер». Это малая часть бывших советских военных объектов в новых независимых государствах, образовавшихся после распада СССР, которые перешли под российскую юрисдикцию.


По-настоящему новой российской базой, которая не имеет никаких советских корней, является только аэродром Хмеймим в Сирии.

При этом надо иметь в виду, что после распада СССР Россия отказалась от многих баз и объектов в зарубежных странах, выведя оттуда свои войска (см. подробнее первую статью этого цикла). В отличие от этого, США наращивают свое военное присутствие в Восточной Европе, хотя формально оно пока осуществляется на ротационной основе, без создания там постоянных американских военных баз.

На военных базах США в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии и Турции размещаются тактические ядерные авиабомбы B61, в  то время как Россия еще к середине 1990-х гг. полностью вывела свое стратегическое и тактическое ядерное вооружение с территории зарубежных государств.

Все российские базы и военные объекты за рубежом можно в широком плане разделить на две группы.

К первой группе относятся базы и объекты, обеспечивающие стратегическую стабильность и испытания вооружений. Это радиолокационные системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Беларуси и Казахстане, оптико-электронный узел системы контроля космического пространства в Таджикистане, узлы связи с кораблями и подводными лодками ВМФ России в Беларуси и Киргизии, испытательная база противолодочного вооружения на озере Иссык-Куль и автономный сейсмический пункт в Киргизии, полигоны в Казахстане (важнейшим из них является полигон противоракетной обороны (ПРО) Сары-Шаган).

Перенос этих объектов на территорию России нецелесообразен либо из-за высоких финансовых и временных затрат, либо в силу их выгодного географического положения (как это имеет место, например, в случаях с узлами связи ВМФ в Беларуси и Киргизии и узлом системы контроля космического пространства в Киргизии).

Впрочем, с учетом того, что Министерство обороны РФ намерено сосредоточить наземные средства СПРН только на территории России, можно ожидать в перспективе закрытия РЛС СПРН в Беларуси и Казахстане. Так, уже действующая РЛС «Воронеж-ДМ» в Калининградской области дублирует РЛС «Волга» в Беларуси, соглашение об использовании (правда с возможностью пролонгации) которой истекает в 2020 г.

К тому же приемные и передающие модули РЛС «Волга» выпускались на Украине, что в нынешней геополитической обстановке и экономической ситуации на Украине делают невозможной их замену в случае необходимости. А с постановкой на боевое дежурство РЛС «Воронеж-М» в Орске (Оренбургская область) станет ненужной РЛС «Днепр-М» в Казахстане.

Вторую группу российских баз и военных объектов за рубежом составляют базы и объекты, которые обеспечивают региональную стабильность и защиту государств-союзников России (Абхазия, Южная Осетия, Армения, Таджикистан, Киргизия), выполняют миротворческие функции (Молдова) и участвуют в проведении военных операций против международного терроризма (Сирия). При этом 201-я российская база в Таджикистане и аэродром Кант в Киргизии являются также базами Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).

Комментировать
0