fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Географическая характеристика района

Как следует из геологической карты Карельского перешейка, главная линия обороны на её наиболее ответственном западном участке проходила приблизительно по границе несогласного расположения геологических морфоструктур: к северо-западу это были граниты рапакиви и гнейсы, к юго-востоку — глины с прослойками песчаников, что было характерно для доледникового времени. После окончания эпох оледенения всё это было погребено под толщей моренных отложений, принесённых многократно отступающими ледниками. Образовался характерный для этой местности холмисто-котловинный камовый рельеф, сложенный ледниковыми песчаными отложениями.

Основой обороны являлся рельеф местности: всю территорию Карельского перешейка покрывают крупные лесные массивы, десятки средних и малых озёр и рек. Озёра и реки имеют болотистые или каменистые крутые берега. В лесах повсюду встречаются каменистые гряды и многочисленные валуны крупных размеров. При рациональном размещении узлов сопротивления и огневых позиций каждого из них рельеф местности позволял относительно малыми силами организовать эффективную оборону. Это было отмечено Маннергеймом во время его инспекции существовавшей тогда «Линии Энкеля» в 1931 году. Одновременно он отметил существенный её недостаток, заключавшийся в отсутствии скального основания, что значительно удорожало строительство современных ДОТов, требуя создания под ними бетонной «подушки», предотвращавшей погружение сооружения в грунт. Было решено принять за основу существующие сооружения «Линии Энкеля» и изыскать средства для их модернизации и строительства современных ДОТов.

Экскурсии по местам боев

На сегодняшний день большая часть сооружений разрушена, но, несмотря на это, экскурсии по местам сражения Зимней войны все же проводятся, и интерес к ним не угасает. Сохранившиеся опорные пункты до сих пор представляют огромный исторический интерес – и как военные инженерные сооружения, и как места проведения самых тяжелых боевых сражений этой полузабытой войны.

Существуют историко-культурные центры, которые разрабатывают специальные программы следования по местам, где проходит Линия Маннергейма. Экскурсия обычно включает в себя рассказ об этапах ее строительства, а также о ходе сражений.

Чтобы хоть немного ощутить и прочувствовать быт финской и советской армий, для туристов организовывают полевой обед. Здесь также можно сфотографироваться на фоне грандиозных сооружений с элементами снаряжения, увидеть и подержать в руках макеты оружия.

В истории любых военных конфликтов остается немало белых пятен, скрытых событий и фактов. Не стала исключением и война Советского Союза с Финляндией 1939-40 годов. Она легла тяжелым испытанием на плечи обеих сторон. Всего лишь за 105 дней, когда велись военные действия, было убито около 150 тыс. человек, примерно 20 тыс. пропали без вести. Вот итоги этой полузабытой и, по мнению некоторых историков, «ненужной» войны. Как памятник погибшим воинам осталась на местах боев стоять необыкновенная по своим масштабам Линия Маннергейма. Фото тех времен и камни на братских могилах до сих пор напоминают нам о героизме советских и финских солдат.

Привет из сорокового года

Прорванная войсками РККА в начале 1940 года, линия Маннергейма оставила множество памятников самой себе — заросших мхом и утыканных прутьями арматуры дотов. Целых практически не осталось — сооружения или разбиты артиллерией при штурме, или взорваны сапёрами сразу после войны. Но для любителей военной истории они всё равно представляют интерес.

Чаще всего финский дот, с точки зрения туриста, обладает ярко выраженной негативной характеристикой — или сильно разбит, или до него далеко топать. Но есть один, наиболее удобный для осмотра, — до него удобно добираться, легко найти, и он относительно хорошо сохранился.

Дот Sk-16(фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

Это дот Sk-16, выполнявший роль командного пункта одного из финских батальонов. Находится он в десятке километров от посёлка Каменка, на трассе Молодёжное, что дублирует дорогуСкандинавия», ведущую в Выборг.

Освещение точно понадобится — не только для осмотра и фото на память, но и чтобы не напороться на торчащую арматуру — бункер взорвали советские сапёры в 1940-м году, и часть крыши, взлетев на воздух, сложилась в два слоя. Поэтому будьте аккуратны, если решитесь полезть наверх — в этом нет ничего трудноосуществимого, но поспешность вполне может обернуться визитом в травматологию.

Дот Sk-16(фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

Найти его легко по координатам: 60.512214, 29.009698. Углубляться в лес после осмотра Sk-16 не стоит — рядом находится армейский полигон Каменка на 20 гектаров — там регулярно стреляют и проводят тактические учения.

Историки выделяют два этапа создания укреплений на линии:

— С 1920-го по 1924-е годы: в этот период сами финны относились к угрозе нападения со стороны своего соседа несерьезно, надеялись, что войны все-таки не будет. Соответственно, и строительство не подкреплялось должным финансированием. Оборонительные сооружения были рассчитаны всего на несколько орудий.

— С 1932-го по 1939-е годы, когда появилась реальная угроза. На строительство оборонительной линии стали выделяться крупные суммы. Ранее построенные сооружения укреплялись и модернизировались. В дотах появились помещения для полевого гарнизона, кухня, водопровод и вентиляция. Некоторые из этих сооружений были многоуровневыми. Для ведения кругового обстрела и наблюдения доты оснастили бронеколпаками. Огневые точки удачно маскировали в рельефе местности, поэтому их заметить зачастую не представлялось возможным.

Комплекс состоял из 6-ти полос обороны, 2-ая из которых была основной, и, собственно, самой “линией Маннергейма”. На ней размещалось более двух десятков узлов сопротивления и опорные пункты из дотов и дзотов с отлично продуманной системой обстрела. Были тут также противотанковые и противопехотные заграждения: линии колючей проволоки, противотанковые надолбы из гранита, минные поля и рвы, которые упирались в естественные преграды в виде лесов, рек, озер и болот. На некоторых участков были установлены танковые ловушки.

Линия Маннергейма (1930-е гг.)

Маннергейм, Карл Густав Эмиль

Маннергейм же в 20-е годы не занимал значимых постов в армии и государстве и значительную часть этого периода провел за пределами Финляндии. Только в 1931 г. он стал Председателем Комитета обороны Финляндии, но до 1938 г. это был больше декоративный орган (упомянем, что штаб Комитета в составе разведывательного и оперативного отделов был организован лишь в 1938 г.). По инициативе К.Г.Э.Маннергейма с 1932 года строительство и модернизация линии Энкеля продолжились, однако до 1938 г. государство выделяло на это весьма скудные средства.

Маннергейм о линии Энкеля
(1931 г.)

Вот что пишет Маннергейм об осмотре линии Энкеля в 1931 году в своих мемуарах: «Карельский перешеек — замок Финляндии, наши Фермопилы: он представляет собой тесный проход между Финским заливом и Ладожским озером, шириной всего лишь 70 километров в самом узком месте. Местность для обороны весьма пригодна, ибо озера и болота разделяют перешеек на относительно легко защищаемые узкие участки. Мореный грунт позволяет строить полевые укрепления, но менее пригоден для строительства долговременных укреплений, ибо отсутствует скальная основа. Слабохолмистая местность, к сожалению, оказалась легкопроходимой для танков. Осмотренные мной несколько десятков пулеметных гнезд и артиллерийских позиций, которые были выстроены в начале 20-х годов в качестве основы оборонительной линии, по своей конструкции были непригодными, да и расположены они были неудачно.

Поскольку они не поддерживались в порядке, большая часть оборудования пришла в негодность, так же, как и незначительные заграждения из колючей проволоки. Оборонительные устройства, естественно, не представляли собой какой-либо единой системы. По возвращении в Хельсинки я рассказал о результатах своих наблюдений министру обороны Оксала. Мне удалось убедить его в том, что для укрепления перешейка необходимо что-то делать».

Модернизация линии Маннергейма в 1930-х годах

В 1932 году финны приступили к постройке пулеметных дотов улучшенного типа, а в 1936 году частично модернизировали и доты 1920-х годов. Самые мощные укрепления строились на наиболее опасном участке дороги Ленинград – Выборг на линии наступления.

Лишь в 1938–1939 гг., почувствовав неизбежность скорой войны, финское правительство резко увеличило ассигнования на строительство линии обороны. В этот период на линии Маннергейма были построены ДОТы (долговременные огневые точки) так называемого второго поколения из мощного армированного бетона. Было построено 7 ДОТов — «миллионников» (их так назвали, поскольку строительство каждого из них обошлось казне более чем в миллион финских марок). В отличие от остальных дотов, построенных на Карельском перешейке, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения. 

Комплекс сооружений от Финского залива до Ладожского озера представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была линией Маннергейма. Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Кроме того, были построены 136 километров противотанковых препятствий, натянуты 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы. Работы по сооружению оборонительных укреплений к началу зимы 1938-39 года завершены не были.

Автор схемы — Mariano Zafra Molina, перевод — student_geolog.

5.Выборгская позиция прикрытия

На подступах к городу Выборгу со стороны юго-востока, юга и юго-запада была
оборудована Выборгская позиция прикрытия. Она имела два рубежа обороны. На
первом рубеже были 16 долговременных и 31 дерево-земляная огневые точки.

Самый город Выборг с его окраинами представлял прочный узел сопротивления с
29 пулеметными блиндажами, развитой системой заграждений (особенно минных и
фугасных полей), с большим количеством убежищ.

Первый рубеж представлял собой заблаговременно построенную укрепленную
позицию. Он включил в себя опорные пункты: Корыта, высота “Восьмерка”,
общественный дом, кладбище севернее ипподрома, Киройля, Ояла, Кангхсранта и
Каремяки. В промежутке между опорными пунктами находилось полевое заполнение.

Насыпь окружной железной дороги использовалась как линия боевого охранения н
была оборудована легкими крытыми пулеметными и стрелковыми ячейками.

Уступное расположение опорных пунктов и открытая местность впереди позволяли
вести действительный огонь на предельную дальность.

За многочисленными камнями и развалинами зданий имели возможность укрыто
располагаться автоматчики и минометчики. Хорошее наблюдение позволяло вести
прицельный минометный огонь.

Основным противотанковым препятствием явились четырехрядные каменные надолбы
(на дорогах—до трех полос). В незначительном количестве встречались эскарпы и
контрэскарпы. Проволочные препятствия в один-три кола тянулись по всему обводу в
комбинации с минными полями.

Минирование подступов к первому рубежу, а также всего городского участка до
второго рубежа было проведено в широком масштабе. Применялись металлические мины
наступного действия (мины, взрывающиеся от давления на них сверху) всех типов,
деревянные, ползунковые, “сюрпризы” н снаряды с упрощенным взрывателем.
Установка производилась комбинированная.

Фугасы наступного действия соединялись с “сюрпризами”. Все мосты были
подорваны, а места возможных объездов усиленно заминированы.

Вторая (внутренняя) оборонительная полоса проходила через центр города и
представляла собой ряд позиций, соединенных огневыми точками, в развалинах и
зданиях, приспособленных к обороне: общественный дом, тюрьма, городские кварталы
у станции, больница н др. Основными сооружениями были одиночные ячейки и крытые
картонными “тюфяками” пулеметные гнезда, приспособленные к обороне дома. Живая
сила располагалась в подвалах домов, в бывших складах, на валах старой крепости.
Для обеспечения обзора и обстрела всю юго-восточную часть города финны сожгли и
разрушили. Вся эта часть города была сплошь заминирована. Противотанковым
препятствием на открытых участках явилась баррикада, сделанная из мебели, дров и
других подручных материалов. На дорогах и в местах, где стояли противотанковые
орудия, баррикады были сделаны из тюков картона.

Чтобы обезопасить себя от охвата с северо-востока, финны организовали систему
большого затопления местности водами Саймаанского канала.

Саймаанский канал построен в 1844—1859 гг. и перестроен в 1934—1939 гг.
Вместо 28 узких шлюзов при перестройке создано было 12 широких. Канал начинается
от губы Лауринсала в южной части озера Саймоло, и через губу Суоменведенпохья
выходит в Финский залив. Длина канала 59,3 километра. Полная разница уровней
между озером Саймаа и Финским заливом 75,9 метра.

Для наводнения и большого затопления восточной и юго-восточной части
местности от системы Саймаанского канала белофинны построили водоподпорную
глухую плотину в горле Суоменведенпохья, что южнее Юустила.

Эта плотина была рассчитана на два случая последовательного наводнения и
затопления местности. в первом случае воды канала, удержанные плотиной,
поднимают уровень и через рукава озера Лепелен-ярви прорываются в озеро
Кярстилен-ярви, наполняют долину реки Перон-йоки и затопляют местность на высоту
до 2,5 метра от отметки 1,3, т. е. до отметки 3,8 метра. Во втором случае, после
затопления участка местности водоподпорная плотина взрывается, и вся масса вод
канала устремляется сильным потоком в Суоменведенпохья, ломает лед, затопляет
низменность и часть Выборга. Затопление Выборга было бы значительным, если бы
противник закрыл проливы Суоменведенпохья перемычками. Уровень воды поднялся бы
тогда до 2,5 метра.

Затопление восточной и юго-восточной части местности от Выборга финны начали
в конце февраля. Вода разлилась примерно па 30 километров в длину и около 6
километров в ширину. Район затоплении приближался к Выборгу местами на 5
километров.

Причины войны

Поводом для военного конфликта СССР с Финляндией стала необходимость обеспечения безопасности города Ленинграда, так как он находился вблизи финской границы. Накануне Второй мировой войны руководство Финляндии готово было предоставить свою территорию в качестве плацдарма для многочисленных врагов Советского Союза, и главным образом – для гитлеровской Германии.

Дело в том, что Ленинград в 1931 году был переведен в статус города республиканского значения, и часть территорий, подчиненных Ленсовету, оказалось одновременно и границей с Финляндией. Именно поэтому советское руководство и начало переговоры с этой страной, предложив ей обменяться землями. Советы предлагали территорию в два раза большую, чем хотели получить взамен. Камнем преткновения в договоренностях оказался пункт с просьбой СССР о размещении на финской земле своих военных баз. Но стороны так и не договорились, что и привело к началу советско-финской, или так называемой Зимней войны. Не будь ее, Ленинград был бы захвачен войсками Гитлера еще в начале Великой Отечественной войны в течение всего лишь нескольких дней.

Оперативная зона заграждений

Карельский перешеек представляет собой резко пересеченную местность.
Равнинные участки довольно редки. Скалы, холмы, котловины, болота, озера, леса
покрывают почти весь перешеек.

Болота, скалы с крутыми и труднодоступными склонами, заросли и лесные чащи,
озера с необычайно изрезанной береговой линией, — все эти природные условия
Карельского перешейка значительно затрудняли движение и маневрирование крупных
войсковых соединений и создавали препятствия дли наступления на широком фронте.

К этому нужно добавить, что глубокий снежный покров, доходивший в зиму
1939/40 г. до одного метра, и морозы в 40 градусов снижали маршевую способность
войск.

Географические особенности Карельского перешейка финны использовали, начиная
с оперативной зоны заграждений. Финское командование вообще возлагало на эту
зону большие надежды. Зная о могуществе Красной Армии и ее боевой технике и в то
же время не располагая достаточной военной техникой, финское командование
строило свои военные планы в расчете на поддержку империалистических друзей н
вдохновителей. Оно надеялось измотать и расстроить части Красной Армии в
оперативной зоне заграждений еще до подхода их. к главной оборонительной полосе,
с тем чтобы по прибытии экспедиционных армий империалистических держав нанести
решительный удар советским войскам и сделать ареной борьбы советскую территорию.

Дальнейший ход событий расстроил фантастические планы финской военщины.

Оперативная зона заграждений начиналась от линии бывшей государственной
границы.

Она была оборудована несколькими полосами заграждений и целой системой
опорных пунктов для их огневого прикрытия. Силу этой системы характеризуют
следующие цифры: в опорных пунктах частями Красной Армии с боем захвачено 12
долговременных (с одной амбразурой) огневых точек, 845 деревоземляных огневых
точек и 400 деревоземляных убежищ.

Насыщенность заграждениями одного квадратного километра местности выражалась
в следующем: 0,5 километра проволочных заграждений, 0,5 километра лесных
завалов, 0,9 километра минных полей, 0,01 километра эскарпов, 0,02 километра
надолб, 0,03 штуки взорванных мостов.

В полосе заграждений противник заблаговременно подготовил к уничтожению все
мосты, к порче — все грунтовые и шоссейные дороги, железнодорожный путь,
станционные сооружении и т. п.

Основным принципом финнов в постройке полос заграждений было сочетание
мощности препятствий с их массовостью.

Большие воронки на дорогах были глубиной в 7—10 метров, диаметром в 15—20
метров. В них закладывали по 200 килограммов взрывчатого вещества. Лесные завалы
доходили до 75—250 метров по глубине. На одни погонный километр дороги ставилось
в среднем 200 противотанковых мин. Эскарпы и рвы были непреодолимы для средних
танков. Железобетонные и гранитные надолбы зарывались в землю на глубину 0,5—0,7
метра.

Вся система организации и оборудования оперативной зоны заграждений была
рассчитана на то, чтобы задержать Красную Армию в ее движении на Выборг. Однако
40 километров этой зоны были преодолены нашими войсками за 5—10 дней, после чего
части действующей армии подошли к главной оборонительной полосе.

Интересные факты

Свое настоящее название данный оборонительный рубеж получил осенью 1939-го года “с легкой руки” Йормы Гален-Каллелы, сына бывшего адъютанта Маннергейма, известного финского военного и государственного деятеля. Йорма сопровождал журналистов, осматривавших укрепобъекты, и в его речи проскользнуло упоминание о них как о “линии Маннергейма”. В конце 1939-го года сие имя уже появилось в мировой прессе.

У финнов основным создателем линии значится генерал Оскар Энкель. В народе сооружения линии прозвали миллионниками, поскольку на их строительство из бюджета выделялись суммы с 6-ю нулями финских марок.

Линию Маннергейма считали абсолютно ″неприступной″, преувеличивая ее оборонительные способности. В действительности же, ее укрепления не были совершенными: вооружение дотов и дзотов было устаревшим. В целом, комплекс не отвечал всем требованиям, которые предъявлялись к оборонительным сооружениям той эпохи. Рубеж не был предназначен для отражения серьезных артиллерийских штурмов с применением современной танковой техники и обстрелами с воздуха. Что и доказал ее прорыв советскими войсками 15 февраля 1940-го года.

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.

Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Мифологизация линии Маннергейма во время Зимней войны 1939-1940 гг.

Тем не менее, советские войска во время Зимней войны 1939-1940 гг. более двух месяцев не могли прорвать линию Маннергейма, несмотря на солидный перевес в живой силе и подавляющее преимущество в боевой технике, и несли огромные потери. Именно тогда в СССР появились преувеличенные описания ее неприступности. Нужно ведь было как-то объяснить неудачи Красной армии. Мощь укреплений линии Маннергейма была преувеличена и подверглась даже некоторой мифологизации, хотя куда большую роль сыграл так называемый человеческий фактор, иными словами — дух советских и финских воинов.

https://youtube.com/watch?v=Zj4NJ2KKkJ8

Советский партийный и государственный деятель Анастас Микоян, член Политбюро ЦК КПСС  в 1935–1966 годах, писал: «Сталин — умный, способный человек — в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу».

О мощи финской оборонительной линии писали и западные газеты, ну а финские информационные службы не пытались развенчать этот миф, заботясь о боевом духе собственного народа.

Вот что писал о линии Маннергейма сам маршал Маннергейм: «…Русские ещё во время войны пустили в ход миф о «линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн… Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но ее образовывали только редкие долговременные пулеметные гнезда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у нее отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «линией Маннергейма». Ее прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений».

Начало Зимней войны. Красная линия — государственная граница СССР и Финляндии, темная линия — главная линия финской обороны на Карельском перешейке (линия Маннергейма).

Солидарен с маршалом и российский историк А.В.Исаев: «В действительности «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейской фортификации. Подавляющее большинство долговременных сооружений финнов были одноэтажными, частично заглубленными в землю железобетонными постройками в виде бункера, разделенного на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями». Он пишет также о том, что противотанковые надолбы рассчитывались на противодействие устаревшим танкам, вооружение даже ДОТов-«миллионников» не позволяло эффективно бороться с советскими средними танками типа Т-24, а количество долговременных огневых сооружений (ДОС, пулеметных или артиллерийских) на 1 км линии было очень маленьким: 214 ДОС на 140 км (1,5 ДОС на 1 км), из них только 8 артиллерийских. Для сравнения: на расположенной неподалеку «линии Сталина» Карельского укрепрайона эта плотность составляла 2,5, причем 10% ДОС были артиллерийскими, вооруженными дивизионными пушками калибра 76,2 мм. Эти пушки могли поразить любой танк того времени. На линии Мажино плотность ДОС составляла 14 на 1 км, а на немецкой линии Зигфрида — 32!

Как отмечает финский историк О.Маннинен, у финнов хватило ресурсов на постройку только 101 бетонного бункера (из низкокачественного бетона), причём бетона на них ушло меньше, чем на здание Хельсинкского оперного театра; остальные укрепления линии Маннергейма были дерево-земляные (для сравнения: линия Мажино имела 5800 бетонных укреплений, включая многоэтажные бункеры).

Тем не менее, на линии Маннергейма происходили гораздо более кровопролитные сражения, чем на упомянутых выше оборонительных линиях. Здесь сыграли роль и просчеты советского командования, особенно в декабре 1939 г., и стойкость и мужество солдат и офицеров с обеих сторон.

Финские солдаты-лыжники и погибшие советские солдаты в районе Суомуссалми.

Район Суомуссалми, 20 декабря 1939 г. Разгромленная колонна советской техники.

Почему советские войска штурмовали Линию Маннергейма более двух месяцев?

Война с Финляндией задумывалась советским руководством как быстрый вооруженный конфликт на чужой территории, который в короткие сроки завершится победой нашей армии. Боевые действия начались 30 ноября, а уже 12 декабря Красная Армия достигла переднего края главной полосы обороны «линии Маннергейма». Однако тут они завязли на два месяца.Причина тому – отсутствие точных данных о структуре «линии Маннергейма», а также недостаточность личной силы и соответствующего задаче вооружения. У советской армии не хватало крупнокалиберной артиллерии для уничтожения бетонных огневых точек противника и военного опыта в прорыве подобных заграждений. Да и командование далеко не всегда вело себя компетентно.

В силу этих и множества других причин бои за «линию Маннергейма» длились более двух месяцев. А прорвать ее удалось лишь в феврале 1940 года. Генеральное наступление началось 11 февраля. Первый прорыв оборонительного вала произошел 13 числа, а 15 падение «линии Маннергейма» стало необратимым – 7-я армия зашла в тыл финским войскам, чем заставила их отступить на новый рубеж обороны. Так была решена судьба Зимней войны.

Боевые действия подлились до 12 марта, после чего был заключен Московский мирный договор, зафиксировавший аннексию Советским Союзом ряда приграничных финских территорий. В том числе, русским стали города Выборг и Сортвалла, а также полуостров Ханка в глубине Финляндии, где была построена советская военно-морская база.

Комментировать
0