fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Деятельность НАСА в наши дни

Помимо программы подготовки к отправке экспедиции на Марс, в организации активно ведутся работы по созданию новых и совершенных летательных аппаратов. Запуски новых космических аппаратов, созданных совместно с Европейским космическим агентством и подобными организациями других стран, в настоящее время в приоритете. Значительными успехами ознаменовались высадка на Марсе трех марсоходов, два из которых «Оппортьюнити» и «Кьюриосити» продолжают работать и сегодня.

Специалисты НАСА у марсоходов

В течение первого десятилетия нового века под эгидой NASA для изучения Юпитера, Сатурна и далеких областей Солнечной системы, отправились космические зонды «Кассини-Гюйгенс», «Галилео» и автоматическая межпланетная станция «Новые горизонты». Вот уже более 30 лет продолжает полет и вместе с тем работать космический зонд «Вояджер-2», улетев от нас на расстояние в 17 млрд. км.

Телескоп «Хаббл»

В плане изучения космического пространства за пределами нашей Солнечной системы, специалисты NASA обнаружили с помощью космического телескопа «Хаббл» много нового и ранее неизведанного. Были найдены новые далекие миры, которые, по мнению ученых, сильно напоминают нашу планету. По масштабам исследований и размеру участия NASA считается безоговорочным лидером. Трудно оценить тот вклад в развитие науки и техники, который внесло Национальное Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.


Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Создание NASA — ответ на политический вызов

Национальное Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, коротко NASA, было создано 1 октября 1958 года. Это событие стало вынужденным политическим жестом, на который пошли Соединенные Штаты Америки в ответ на запуск в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли.

Первый искусственный спутник Земли СП-1, запущенный в СССР 4 октября 1958 года

До этого времени в США всей авиацией и ракетной программой занималось другое ведомство — NACA – специальный Национальный Комитет, созданный при правительстве США еще в 1915 году. Правительственная организация ведала всеми работами в этом направлении, однако не обладала ни необходимыми полномочиями, ни той координацией действий, которая требуется при организации и проведения масштабных научных и технических исследований. Под эгидой комитета велись работы по созданию первого сверхзвукового самолета и баллистических ракет. В области ракетостроения американцы, как и Советы, старались использовать захваченные трофейные наработки ракетостроителей Третьего Рейха. Намечалась нешуточная космическая гонка, вылившаяся в грандиозное противостояние США и СССР в области ракетостроения и в освоении космического пространства.

История NASA началась в послевоенные годы. В сложившихся политических условиях требовалось иметь организованную производственную структуру, способную быстро реагировать на вызовы времени. Создавая новую структуру, подотчетную правительству Соединенных Штатов, в Белом Доме надеялись в корне изменить сложившееся положение в аэронавтике и в области исследования космоса. В итоге, 1 октября 1958 года 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр подписал указ о создании в США Национального Агентства по Аэронавтике и Исследованию космического пространства – государственной структуры, деятельность которой будет целиком и полностью посвящена космическим исследованиям.

Дуайт Эйзенхауэр выступает перед чиновниками Министерства Обороны накануне подписания указа об основаниеи НАСА, сентябрь 1958 года

С рождением NASA началась полномасштабная битва за космос, в которой, как показало время, не было ни проигравшей, ни побежденной стороны. В результате здоровой конкуренции американского аэрокосмического ведомства и аналогичных советских структур, человек сумел не только выйти в открытый космос, но и заглянуть в самые удаленные уголки Вселенной.

На сегодняшний день NASA является одной из крупнейших правительственных организаций, в ведении которой находятся многие научные, технические и производственные вопросы, охватывающие все направления в сфере освоения космического пространства. Ученые NASA имеют в своем распоряжении лучшие научно-исследовательские институты и лаборатории США, крупнейшую производственно-техническую базу, многочисленные научные, исследовательские, технические дочерние фирмы и компании. Научно-технический потенциал NASA огромен. Не менее впечатляет и система финансирования организации. Только в 2020 году размер государственных ассигнований в структуре NASA составил астрономическую сумму – чуть больше 19 млрд. долларов.

Размер бюджета NASA превышает размер государственного бюджета некоторых стран

Сегодня NASA – это не просто американское аэрокосмическое агентство. Сегодня это огромная межконтинентальная корпорация, в которую входит более трехсот предприятий, фирм и компаний, разбросанных по всему миру и находящихся под юрисдикцией иностранных правительств. Специалисты NASA, сотрудники разных отраслей и ведомств составляют основу штата, численность которого 18 тыс. человек. Помимо этого количества в рамках проектов NASA ведут свои работы ученые и инженеры из других стран.

Запуск ракеты со стартового комплекса авиабазы Вандерберг (США), подготовка к старту ракеты Восход, Байконур, СССР

[править] Меркурий

Меркурий (англ. Mercury) — первая пилотируемая космическая программа США. Из-за малой грузоподъемности ракет-носителей «Редстоун» и «Атлас» возможности пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и уступали по техническим параметрам космическим кораблям «Восток». Тем не менее, в ходе программы были тщательно отработаны методы ориентации корабля и получен значительный технический и медико — биологический опыт, который использовался в программах «Джемини» и «Аполлон». Кроме того, астронавты приземлялись (точнее, приводнялись) в кабине спускаемого аппарата, а не катапультировались при посадке, как в кораблях «Восток». Корабли «Меркурий» были значительно меньше и легче, чем «Восток», тормозной двигатель был твердотопливным, космонавт принимал в пилотировании кораблем значительно большее участие, чем на «Востоке» — последние были сильнее автоматизированные. Суммарное время пилотируемых полетов по программе составило более двух суток.

Как приземлиться на Марсе?

Совершив успешный вход в марсианскую атмосферу, Perseverance замедлится до 1600 км/ч и раскроет парашют диаметром 21,5 метра, что еще сильнее замедлит падение. А уже после раскрытия парашюта марсоход сбросит теплозащитный экран, что позволит приборам внутри него нацелиться на поверхность внизу. Как только «Настойчивость» замедлится до 320 км/ч, парашют будет отрезан, а к моменту приземления скорость аппарата должна составить всего 2,7 км/ч. Примерно за 12 секунд до приземления «Настойчивость» сбросит тросы к поверхности планеты и зафиксирует колеса и ноги на месте. Как только колеса марсхода коснутся поверхности, тросы будут перерезаны.

Всего каких-то пару месяцев осталось до посадки уникального марсохода на Красную планету. Скорость космического аппарата составляет 20 000 км/ч.

Отметим, что последовательность действий Perseverance выглядит примерно так же, как последовательность при посадке последнего марсохода NASA Curiosity на Красную планету восемь лет назад. Разница лишь в том, что навигационные системы были усовершенствованы, так как «Настойчивости» предстоит посадка в более труднодоступном регионе Марса.

Приземление аппарата ожидается 18 февраля 2021 года в 21:00 по московскому времени. Также не стоит забывать о том, что в день посадки время, необходимое для того, чтобы радиосигнал достиг Земли с Марса, составит примерно 700 секунд. Это означает, что когда NASA получит сообщение от «Настойчивости» о том, что аппарат вошел в верхнюю часть атмосферы, марсоход уже может разбиться или наоборот, совершить успешную посадку на Красную планету. Интересно и то, что весь свой путь Perseverance записывает на камеру и микрофон. Записанные медиафайлы будут отправлены обратно на Землю после посадки – при условии, конечно, что она пройдет хорошо, на что мы в редакции Hi-News.ru очень надеемся. А вы?

Europa Clipper

А этот будет искать жизнь на других планетах

Цель миссии Europa Clipper — ответить на один из самых волнительных вопросов всех времен: существует ли где-нибудь еще во Вселенной жизнь? В 2020-х годах космический аппарат отправится на поиски внеземной жизни на Европу, один из спутников Юпитера.

Недавно было обнаружено, что под поверхностью Европы есть океан, и ученые хотят знать, способен ли этот океан хранить жизнь. Они будут искать ключевые ингредиенты: жидкую воду, нужный химический состав и источники энергии. Чтобы собрать всю необходимую информацию, Clipper облетит Европу и соберет необходимые данные. Этот процесс повторится 40-45 раз, после чего зонд отправится в долгое путешествие к Земле.

Основные вехи и достижения в деятельности NASA

НАСА является одним из самых значимых участников освоения космоса

За 60 лет своего существования специалистами НАСА, учеными, техниками, конструкторами и исследователями во многих областях науки реализовано больше 500 различных программ и проектов, каждый из которых стал важной вехой в истории современной науки

Высадка астронавтов на Луну

Следом за запуском первого искусственного спутника Земли, космического зонда «Пинер-1», последовали более крупные и масштабные запуски и мероприятия. Стремительный темп развития космонавтики в те годы объяснялся наличием конкуренции между СССР и США. Уступив пальму первенства Советскому Союза в запуске в космос корабля с человеком на борту, американцы взяли реванш при реализации проекта «Аполлон». Свою победу в космической гонке с Советами NASA ознаменовало высадкой двух астронавтов на поверхность Луны, состоявшейся 20 июля 1969 года. Это событие не только стало эпохальным в истории человечества, продемонстрировавшим всему миру вершину технической и научной мысли, но и являлось апофеозом грандиозной программы, которая по своему размаху и масштабу не имела и не имеет подобных проектов в истории.

Проект лунной базы

Помимо освоения Луны, целый ряд миссий NASA стал знаковым в области освоения космоса. Достаточно вспомнить эпопею с космическими автоматическими зондами «Маринер» и «Вояджер». Благодаря этим аппаратам человек сумел не только приблизиться к тайнам нашего ближнего космоса, но и заглянуть дальше объективов наземных телескопов. Юркие и небольшие зонды «Маринер» позволили увидеть вблизи Марс. Космические зонды «Викинг-1» и «Викинг-2» удачно приземлись на поверхность Красной планеты, дав человеку впервые возможность взглянуть на марсианские ландшафты. Космические АМС «Пионер-10» и «Пионер-11» предоставили миру новые снимки Юпитера. Вместе с ними, только уже усилиями двух других зондов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» ученые всего мира получили ценнейшую информацию о далеком Сатурне, Уране и Нептуне.

Значительным шагом в освоении околоземного космического пространства стало создание NASA и последующий запуск первой орбитальной станции «Скайлаб». Во время последней третьей экспедиции (1973-1974 гг.) на станции был установлен абсолютный рекорд пребывания человека в космосе – 84 дня.

Орбитальная станция «Скайлаб»

Начало 80-х годов ознаменовалось в истории NASA началом нового этапа в освоении космоса. Впервые в истории космических запусков в апреле 1981 года со стартового стола мыса Кеннеди ушел в небо  космический корабль многоразового использования «Колумбия». Американцы создали шесть Шаттлов, которые неоднократно совершали полеты на земную орбиту. Именно с многоразовыми кораблями «Спейс-шаттл» в истории американской космонавтики связана первая самая страшная катастрофа. Спустя 73 секунды полета 28 января 1986 года американский челнок «Челленджер» взорвался, унеся жизни семерых астронавтов. Спустя 17 лет судьбу своего корабля – близнеца повторила «Колумбия». Совершая посадку, космический корабль разрушился в верхних слоях атмосферы нашей планеты. При этом погибли все семеро членов экипажа космического судна.

Катастрофа «Челленджера»

Последние успехи, достижения и планы НАСА

Полученная с марсоходов информация и снимки далеких планет легли в основу уникального общеобразовательного проекта — NASA World Wind. Это трехмерная виртуальная интерактивная модель глобуса нашей планеты, Луны, Венеры и Марса, созданная в 2004 году и доступная широкому пользователю через сеть интернет. Не только ученые, но и обычные люди теперь могут изучать поверхность далеких планет, исследовать карту поверхности Луны и Марса.

Скриншот рабочего стола программы NASA World Wind — виртуальный интерактивный глобус поверхности Марса

Что касается исследований NASA, направленных на изучение других объектов, то здесь следует упомянуть историческую миссию межпланетной станции «Новые горизонты», которая была начата в 2006 году. Целью миссии было изучение Урана, Нептуна и Плутона, самых дальних планет Солнечной системы. В настоящее время НАСА активно сотрудничает с другой американской компанией Spacex. Созданные американцем Илоном Маском многоразовые ракеты Spacex могут летать в космос по несколько раз, каждый раз возвращаясь на Землю. Специалистами NASA ведутся работы по предупреждению метеоритной опасности. Благодаря спутникам — наблюдателям, запущенным на орбиту Земли, ученым NASA удалось вовремя обнаружить астероид Флоренция, который в ноябре 2020 года пролетел в непосредственной близости от нашей планеты.

Стартовый комплекс ракеты Falcon 9, арендованный компанией Spacex у NASA

Оценивая объем и масштабы космических программ NASA, осуществленных за 60 лет, следует признать огромный вклад этой организации в процесс освоения космического пространства. Благодаря полетам космических зондов и АМС, сконструированных специалистами Агентства, человечество получило колоссальный объем научной информации в самых разных областях науки. Однако наряду с успехами были в истории NASA и грандиозные провалы, последствия которых в разное время отражались на объеме ассигнований и на качестве исследовательской работы. Уместно будет напомнить о неудачной миссии «Аполлон-13», едва не закончившейся гибелью корабля и экипажа. Катастрофы американских кораблей-челноков «Челленджер» и «Колумбия» поставили крест на программе использования для полетов в космос многоразовых пилотируемых кораблей «Спей-Шатлл».

Взорвавшийся на 73 секунде полета космический корабль многоразового использования «Спейс Шатлл «Челленджер». Мыс Канаверал, 28 января 1986 года.

«Скайлэб»

Скайлэб

Основная статья: Скайлэб

Скайлэб (англ. Skylab, от англ. sky laboratory (букв. небесная лаборатория)) — американская орбитальная станция, предназначенная для технологических, астрофизических, биолого-медицинских исследований, а также для наблюдения Земли. Запущена 14 мая 1973 года, приняла три экспедиции с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 года.

Длина 24,6 м, максимальный диаметр 6,6 м, масса — 77 т, внутренний объём 352,4 м³. Высота орбиты 434—437 км (перигей-апогей), наклонение 50°.
В общей сложности на станции побывали три экспедиции. Основной задачей экспедиций было изучение адаптации человека к условиям невесомости и проведение научных экспериментов.

Первая экспедиция (Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джозеф Кервин) продлилась 28 суток (24.05.1973 — 22.06.1973) и носила не столько научный, сколько ремонтный характер. В ходе нескольких выходов в космос астронавты раскрыли заклинившую солнечную батарею и восстановили терморегуляцию станции.

Вторая экспедиция в составе Алана Бина, Джека Лаусмы и Оуэна Гэрриотта отправилась на станцию 28.07.1973 и провела на орбите уже 59 дней.

Третья и последняя экспедиция (Джералд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг) стартовала 16 ноября 1973 года и поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня.

Астронавт НАСА в открытом космосе

Исследовательские центры, строительство и запуск объектов

  • Космический центр Маршалла: является одним из крупнейших научно-исследовательских центров НАСА по ракетным и космическим аппаратам.
  • Космический центр Кеннеди: разработка функциональных узлов шаттлов и процедур их запуска.
  • Космический центр Джонсона: полёты человека в космос, работа над программой «Спейс шаттл», Космической станцией, контроль прохождения экспедиций, ведение справочника по астронавтам, исследование образцов лунной поверхности.
  • Космический центр Стенниса: крупнейший испытательный центр ракетных двигателей НАСА. Расположен в округе Хэнкок, штат Миссисипи у границы с Луизианой.
  • Исследовательский центр Эймса: информационные технологии, космическая биология (астробиология — исследование происхождения, эволюции и распространения жизни во Вселенной) и исследования в областях эксплуатации, возможностей и безопасности аэропланов; расположен на территории аэропорта Moffett Federal Airfield, недалеко от Маунтин-Вью, Калифорния.
  • Лётно-исследовательский центр имени Армстронга: авиационные исследования, работа над программой «Спейс шаттл».
  • Исследовательский центр имени С. П. Лэнгли.
  • Исследовательский центр имени Дж. Г. Гленна: аэронавтика и космонавтика (астронавтика).
  • Центр космических полётов имени Р. Х. Годдарда: астрономия (в том числе эксплуатация космического телескопа Хаббл и Комптоновской гамма-обсерватории), физика Солнца, экология (в том числе изменения климата и исследование состояния озонового слоя Земли).
  • Лаборатория реактивного движения: исследования планет (в том числе Галилео, Вояджер, Магеллан и будущие экспедиции на Марс), экологические исследования (в том числе Shuttle Imaging Radar и TOPEX/POSEIDON).
  • Уоллопс: является космодром ракет для исследования НАСА и другими государственными учреждениями США. Состоит из трёх отдельных участков общей площадью 25 км²: основной базы, центра на материке, и острова Уоллопс, где находится стартовый комплекс. Главная база расположена на восточном побережье штата Виргиния.
  • В мае 2018 года НАСА отправляет на борт Международной космической станции научную установку, в недрах которой будет создана область пространства, в 10 миллиардов раз более холодная, нежели космический вакуум. Эта установка, Cold Atom Laboratory (CAL), является частью груза ракеты Cygnus компании Orbital ATK, и она позволит учёным изучать квантовые свойства ультрахолодных атомов в условиях невесомости.

«Созвездие»

Основная статья: Созвездие (космическая программа)

После катастрофы шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года программа пилотируемых полётов США была приостановлена. Решалась будущая судьба многоразовых кораблей серии «Спейс шаттл». Возникли сомнения в дальнейшей безопасной эксплуатации шаттлов. Высказывались мнения, что шаттл слишком сложная, ненадёжная и устаревшая машина. Не дожидаясь результатов расследования катастрофы «Колумбии», 14 января 2004 года президент США Джордж Буш в своём выступлении «Новый взгляд на программу исследования космоса»(New Vision for Space Exploration Program) объявил о радикальном изменении целей американских пилотируемых полётов. В своей речи «На Луну и дальше» Джордж Буш поставил перед НАСА цель: возвращение на Луну, создание обитаемой базы на Луне и в дальнейшем пилотируемый полёт на Марс. Перед НАСА была поставлена задача: в минимально необходимом объёме выполнить свои обязательства по строительству МКС, до 2015 года завершить работу с МКС, в 2010 году завершить эксплуатацию кораблей «Спейс шаттл», создать новую пилотируемую космическую систему, способную совершать полёты на Луну и в дальнейшем на Марс. В НАСА начали работу по программе «Созвездие». Чтобы начать эту работу НАСА пришлось урезать финансирование многих других программ.

Во время президентской кампании 2008 года будущий президент США Барак Обама в принципе высказывался за продолжение программы «Созвездие». Однако, после прихода к власти, он сократил бюджет НАСА, предназначенный для перспективных разработок, в результате были фактически приостановлены работы по созданию тяжёлой ракеты-носителя «Арес V». Незадолго до инаугурации президента Обамы ушёл в отставку директор НАСА Майкл Гриффин, который был не согласен с планами Обамы о пересмотре программы деятельности НАСА. Исполняющим обязанности директора НАСА был назначен Крис Сколезе (англ. Chris Scolese).

7 мая 2009 года администрация Обамы приняла решение о проведении независимой ревизии программы пилотируемых полётов, осуществляемой в США.

Комиссия Огустина

1 июня 2009 года была создана специальная Комиссия Огустина для изучения состояния дел в области пилотируемых космических полётов, проводимых НАСА. Главой комиссии был назначен бывший директор компании Lockheed Martin Норман Огустин. В задачи комиссии входило рассмотрение планов по прекращению полётов шаттлов, завершение работ с Международной космической станцией, возвращение на Луну, а также возможные альтернативные направления развития пилотируемой космонавтики. 21 октября 2009 года был опубликован заключительный отчёт комиссии Огустина. В отчёте подчёркивается, что комиссия не даёт рекомендаций, она только рассматривает возможные варианты развития программы пилотируемых полётов. Главный вывод состоял в том, что без существенного увеличения бюджета НАСА не сможет реализовать все свои планы, намеченные в программе «Созвездие». Всего было рассмотрено пять возможных вариантов развития космической программы США. В качестве предпочтительного был предложен вариант привлечения коммерческих предприятий для полётов на околоземную орбиту, в то время как НАСА должна сконцентрировать усилия на развитии техники для полётов за пределы земной орбиты.

16 декабря 2009 года в Белом доме президент США Барак Обама и директор НАСА Чарльз Болден обсудили перспективы развития пилотируемой космической программы США и результаты работы комиссии Огустина. 15 января 2010 года консультативная группа по безопасности космических полётов (Aerospace Safety Advisory Panel, ASAP) опубликовала свой ежегодный отчёт, в котором рекомендовалось продолжение работ по программе «Созвездие». В отчёте говорилось, что коммерческие компании не имеют опыта организации пилотируемых космических полётов и не удовлетворяют требованиям, предъявляемых к безопасности пилотируемых космических кораблей.

1 февраля 2010 года президент США Барак Обама принял решение отказаться от лунной программы Американского космического агентства. По его мнению, бюджет этого проекта сильно завышен, хотя ничего инновационного в нём нет. Кроме того, лунная программа уже отстаёт от графика. Обама добавил, что от этого страдают другие проекты НАСА.

Бюджет


Бюджет НАСА как процент от федерального бюджета

НАСА обладает самым большим бюджетом среди всех космических агентств мира.
С 1958 по 2008 годы НАСА истратила на космические программы (с учётом инфляции) около $810,5 млрд.

  • Бюджет в 2005 году составлял около $16,2 млрд.
  • Бюджет в 2007 году составлял около $17,4 млрд.
  • Бюджет в 2008 году составлял около $17,3 млрд.
  • Бюджет в 2009 году составлял около $17,6 млрд.
  • Бюджет в 2010 году составлял около $18,7 млрд.
  • Бюджет в 2011 году составлял около $19 млрд.
  • Бюджет в 2012 году составлял около $17,770 млрд.
  • Бюджет в 2013 году составлял около $17,711 млрд.
  • Бюджет в 2014 году составлял около $17,6 млрд.
  • Бюджет в 2015 году составлял около $17,46 млрд.
  • Бюджет в 2016 году составил $19,2 млрд.

Структура самого крупного в мире научно-технического учреждения

Начиная свою работу в качестве преемника Национального комитета по аэронавтике, НАСА за годы своего существования превратилось в мощнейшую государственную структуру. Сегодня это целая сеть исследовательских центров и лабораторий, работающих под эгидой NASA и под эгидой государственных организаций. Целый ряд крупнейших научных учреждений по всей планете работают с американским космическим агентством на условиях филиалов. Сама организация обладает мощнейшим научным и техническим потенциалом. Исследования NASA ведутся сразу по четырем направлениям:

  • исследование космического пространства;
  • исследования человеческого организма во время пребывания в неземных условиях;
  • исследования нашей планеты;
  • разработка перспективных проектов на базе новых технологий и их последующая реализация.

Калифорнийский Исследовательский Центр AMES

Специалисты NASA из исследовательского центра GLENN, расположенного в штате Огайо, вплотную занимаются созданием ракетных двигателей. Это их усилиями были созданы ракетные двигатели, обеспечившие успешное маневрирование и прилунение лунного модуля корабля «Аполлон-11». Практически все основные проекты, реализованные НАСА, — заслуга персонала космического центра Goddar, который обеспечил изучение громадного объема информации, подученной в ходе исследований околоземного пространства и астрофизических данных о нашей планете. В этом центре занимаются разработкой систем слежения и контроля над работой спутников, находящихся на околоземной орбите. Практическая лаборатория JPL, находящаяся в небольшом городке Пасадена — место испытаний реактивных движителей.

Космический центр в Хьюстоне

Мозговым центром и сердцем NASA является Космический Центр им. Джонсона, расположенный в Хьюстоне. Отсюда ведется координация всех космических стартов и полетов, осуществляется управление космическими аппаратами, включая управление и слежение за ситуацией на борту МКС. В центральном зале этого космического центра отслеживалась программа полетов человека на Луну «Аполлон», включая непосредственно высадку американских астронавтов на поверхность нашего спутника. Все старты в рамках программы «Аполлон» и большинство других пусков, а также запуск большинства искусственных спутников, осуществлялись и продолжают осуществляться из Космического Центра Кеннеди. Этот громадный комплекс, состоящий из заводских сборочных цехов и многочисленных стартовых площадок, находится на южной оконечности штата Флорида. Отсюда 16 июля 1969 года стартовала к Луне гигантская ракета «Сатурн», на которой находился космический корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту.

Космический центр Кеннеди

Руководство

  • С 2005 года руководителем НАСА являлся Майкл Гриффин. 20 января 2009 года он ушёл с поста в связи с вступлением в должность нового президента США Барака Обамы.
  • С 22 января 2009 года временным руководителем НАСА назначен Крис Сколезе.
  • 15 июля 2009 года Сенат конгресса США утвердил в качестве главы НАСА генерал-майора морской пехоты в отставке, бывшего астронавта Чарльза Болдена.
  • С 20 января 2017 года в связи с вступлением в должность нового президента США Дональда Трампа исполняющим обязанности руководителя назначен Роберт Лайтфут младший.
  • С 19 апреля 2018 года руководителем утверждён Джим Брайденстайн.

Семь минут ужаса

Путешествие марсохода Perseverance продлится в общей сложности восемь месяцев. Как ожидают исследователи, 18 февраля 2021 года «Настойчивость» должен успешно приземлиться на поверхность Марса. Диспетчеры миссии, однако, отмечают, что предстоящая посадка марсохода – самые настоящие «семь минут ужаса». Все потому, что Красная планета славится своей способностью заканчивать научные миссии еще до их начала. Так, в 2017 году миссия Европейского космического агенства (ESA) «Скиапарелли» не смогла успешно приземлиться на Марс и приступить к работе.

«Настойчивость» должен приземлиться в регионе, где по мнению ученых находилось русло реки, так как одной из главных задач миссии является поиск живых организмов или их следов, которые могли сохраниться на месте посадки. «Сотни вещей должны пройти хорошо во время этого грядущего падения», – говорится в официальном заявлении миссии Perseverance. Беспокоит исследователей и то, что марсоходу потребуется около 11 минут, чтобы отправить информацию о своем приземлении обратно на Землю – к этому моменту спуск будет уже завершен и марсоход должен работать автономно.

На официальном видео NASA, которое длится около трех минут, показано как должна выглядеть идеальная посадка «Настойчивости»

Обратите внимание какое огромное количество нюансов и деталей должны сложиться воедино, чтобы марсоход сумел успешно приземлиться на Красную планету! К моменту посадки «Настойчивость» будет находиться на расстоянии около 400 млн км от нашей планеты. При этом каждый момент, каждое движение, которое вы видите в анимации, будут управляться бортовыми компьютерами

Неудивительно, что ученые сильно переживают.

Интересно, что за десять минут до посадки марсоход должен будет сбросить все ненужное для работы на Красной планете оборудование. У «Настойчивости» также включатся двигатели, чтобы сориентировать космический корабль и убедиться, что все идет по плану. Атмосфера Марса, естественно, станет серьезным препятствием на пути к поверхности, одновременно замедляя и нагревая космический корабль до температуры около 1300°C. Внутри «Настойчивости», однако, температура останется комнатной.

Примечания

  1.  (англ.) (недоступная ссылка). Workforce Information Cubes for NASA. Дата обращения: 31 марта 2020.
  2. ↑ . РИА Новости (20131001T1028+0400). Дата обращения: 7 января 2020.
  3. .
  4. . Lenta.ru (1 февраля 2010). Дата обращения: 12 августа 2010.
  5. . РИА Новости (8 декабря 2010). Дата обращения: 30 ноября 2011.
  6. . Российская газета. Дата обращения: 17 сентября 2020.
  7. . www.kommersant.ru (22 сентября 2020). Дата обращения: 22 сентября 2020.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июня 2009.
  9. .
  10. .
  11. .
  12.  (англ.). Aviation Week (13 January 2017). Дата обращения: 18 мая 2017.
  13.  (англ.) (недоступная ссылка). Сайт НАСА. Дата обращения: 11 августа 2011.
  14. . Новая газета – Novayagazeta.ru. Дата обращения: 22 октября 2020.

Шаттл

Шаттл «Атлантис» приземляется

Основная статья: Спейс шаттл

Космическая транспортная система (англ. Space Transportation System), более известная как Спейс шаттл (от англ. Space shuttle — космический челнок) — американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттл запускался в космос с помощью собственных ракетных двигателей и твердотопливных ускорителей, осуществлял манёвры на орбите как космический корабль и возвращался на Землю как самолёт. Подразумевалось, что шаттлы будут сновать, как челноки, между околоземной орбитой и Землей, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же всего осуществлено 135 стартов. К марту 2011 года больше всего полётов — 39 — совершил шаттл «Дискавери».
В ходе программы в катастрофах погибли 2 корабля и 14 астронавтов.

«Евклид»

Аппарат для исследования темной материи

«Евклид» — еще одна совместная миссия ЕКА и NASA. В рамках миссии должны собираться данные о темной материи и темной энергии. Темная энергия — неизвестная сила, отрицающая гравитацию и ускоряющая расширение Вселенной. На ее счет приходится около 68% Вселенной, но ученые до сих пор ничего о ней не знают. Потому и темная.

Темная материя же абсолютно не связана с темной энергией, несмотря на похожие названия. Темная материя составляет 27% Вселенной. Но это не обычная материя, к которой мы привыкли. Мы состоим из обычного вещества: протонов, нейтронов, электронов. Темная материя — нет. И вот из чего она состоит — это и предстоит выяснить ученым.

Телескоп «Евклид» будет запущен в космос в 2020 году и будет собирать космологическую информацию от двух миллиардов галактик, чтобы составить лучшее представление об эволюции Вселенной.

Комментировать
0