No Image

Княжество феодоро: как погибло православное государство средневекового крыма

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Появление на юго-западе Крыма нового государства

Новое княжество образовалось вследствие разделения бывшей византийской колонии, находившейся в Крыму, и контролируемой небольшим греческим государством, называемым Трапезундом. К началу XIII века Константинополь в значительной степени утратил свою военную мощь, чем не замедлили воспользоваться жадные до чужого добра генуэзцы, захватившие северо-западную часть полуострова. В то же время на территории, неподконтрольной Генуе, образовалось самостоятельное государство, возглавляемое бывшим трапезундским наместником и получившее название княжество Феодоро.

Тайна Крыма скрыла от нас его имя, но известно, что этот человек принадлежал к династии Феодоров, на протяжении двух веков правившей в метрополии и давшей название вновь образованному княжеству. Основатель этого рода – Феодор Гаврас, византийский аристократ армянского происхождения, поднялся на вершину власти, после того как в неполные двадцать лет сумел единолично собрать ополчение и освободить Трапезунд от захвативших его турок-сельджуков, после чего стал его правителем. Власть передавалась по наследству, пока в результате придворных интриг династия не была оттеснена более удачливыми конкурентами из рода Комнинов.

Правящая династия

В научной литературе бытуют две версии относительно происхождения княжеской династии Феодоро. Согласно первой из них, его правители являлись выходцами из византийской аристократической семьи Гаврасов. Согласно второй, получившей популярность в последние годы, они были черкесами. Обе гипотезы лишены надежных доказательств. В настоящий момент более перспективной кажется рабочая версия, что в Феодоро правили местные уроженцы, крымско-греческого происхождения.

Правители княжества использовали титулы «Владыка города Феодоро и Поморья» и «Владыка Феодоро и Хазарии».

Погребальная пелена Марии Мангупской (+1477)

1475: падение княжества Феодоро

Турецкие войска подошли к стенам города Феодоро, к тому моменту уже известному также под названием «Мангуп», к июню-июлю 1475 года. Город был взят штурмом войсками под предводительством Гедик Ахмед-паши лишь в декабре 1475 года после затяжной шестимесячной осады. Защитники крепости отражали одну за одной атаки осман, пока нападающие не сделали вид, что уходят, оставив часть войск в засаде. Когда осажденные открыли ворота и начали выходить из крепости, чтобы пополнить запасы продовольствия, сидевшие в засаде янычары бросились в атаку и вторглись в крепость, убивая продолжавших отчаянно защищаться феодоритов. Судьба захваченного города была трагична. Как писал османский хронист Сад эд-Дин, воители ислама «обрушили дождь из тысячи бед, горе им , на их головы, заставив их плавать в море крови, разорвав одеяние их жизней». Александр и другие члены правящей династии Феодоро были привезены в Стамбул и через какое-то время обезглавлены или задушены.

На этом закончилась история недолговечного взлета и падения княжества Феодоро как независимого политического образования в юго-западном Крыму, на территории которого проживало смешанное византийское, готское и аланское население.

Население

Население княжества составляло 15-20 тысяч человек. При этом на Мангупе проживало около 1 700-2000 человек, в Каламите около 1 000 -1500 человек. Встречающаяся в научной литературе оценка населения в 150 000 человек является многократно завышенной.

Время существования княжества Феодоро – важный период в процессе этногенеза крымско-греческой народности, известной также как мариупольские греки. Еще в византийский период, проживавшие в горных областях полуострова готы и аланы оказались под сильным политическим, культурным и религиозным влиянием Византии. К началу XIII века население Готии в большинстве своем исповедовало православную форму христианства, использовало греческий язык и являлось носителем провинциальной византийской культуры. В некоторых общинах на протяжении XIV-XV веков сохранялся готский, а также возможно аланский язык. После татаро-монгольского завоевания усилилось тюркское влияние, что, в частности, привело к использованию тюркских имен наряду с христианскими.

В княжестве также проживали армянская, иудейская и караимская общины, но общая их доля в составе населения была относительно небольшой (2,5-5%).

Население и вероисповедание

На территории княжества в XV веке кроме его столицы города Дорос (Мангуп) и крепости Каламита с портом Авлита, существовало примерно 22—26 феодальных вотчин с их замками и более чем с сотней поселений деревенского типа, одно аббатство и 8 церковно-монастырских владений.

До 1475 года на его территории насчитывалось до 30 тысяч домов, а население княжества (феодориты) достигало 200 тысяч жителей.

Этнический состав княжества Феодоро был представлен в основном греками и готами, а также аланами, армянами, черкесами, караимами, и византийцами других этнических групп. Складывалась культурно-религиозная общность, называвшая себя ромеями (в значении жители или преемники империи).

Государственной религией было православие. В VIII веке в «местности Дори» была образована Готская епархия Константинопольского патриархата. В раннесредневековом Крыму древнегерманский язык ещё использовался в качестве литургического (богослужебного) языка. Позднее, с IX векa, литургии уже проводились на греческом языке. Разговорным языком в княжестве был готский, в то же время для межнационального, культурного и религиозного общения широко использовался среднегреческий (гр. Ρωμαϊκὴ γλῶσσα). Этим объясняется присутствие памятников письменности в основном на греческом языке.

Экономика

Основу экономики княжества составляли различные отрасли сельского хозяйства: хлебопашество, садоводство, виноградарство, скотоводство.

Местные кузнечные мастерские обеспечивали подданных княжества орудиями труда и частично вооружением. Было развито гончарное производство. Интенсивное крепостное и гражданское строительство требовало наличия среди местного населения каменщиков и плотников.

Важную роль в экономике Феодоро играла посредническая торговля, которая велась через порт в Каламите. Таможенные сборы, взимавшиеся феодоритской администрацией, были основным залогом экономического процветания княжества. Из Крыма и Приазовья на рынки Каламиты доставлялись рабы, рыба, икра, сафьян, кинжалы и другие экспортные товары. Импортировались в первую очередь изделия из цветных металлов, ткани, предметы роскоши, бумага. Феодориты вывозили на экспорт кожу, зерно, а также, по всей вероятности, вино и соль.

Башни крепости Каламита. Фото Андрея Васильева (2008)

Все началось с готов

Дорос — столица Крымской Готии.

В III в. н.э. на Крымском полуострове появилось новое племя, пришедшее со студеных берегов Балтики. Его представители — высокие, светлоглазые, светловолосые — совершенно не походили на местное население, и говорили на неведомом языке. Этот язык — готский — был близок не к греческому или латыни, а к немецкому, а его носители — готы — представляли собой одно из восточногерманских племен. Сильные и воинственные, они быстро захватили практически весь полуостров, превратив в своего вассала даже некогда могущественное Боспорское царство.

Созданное готами государство получило название «Крымская Готия». Примерно с IV века оно превратилось в ведущую политическую силу полуострова, с которой приходилось считаться и византийцам, удерживавшим Херсонес, и кочевникам. Времена были неспокойные, и значительная часть бюджета Готии шла на строительство дозорных и опорных крепостей. Одна из таких крепостей — Дорос — стала через полвека столицей Крымской Готии. К тому времени готы приняли христианство, и Дорос стал одним из его центров в Северном Причерноморье.

Описание экскурсии

В VI на высоте 532 метра над уровнем море, на скалистом плато появился пещерный город. Он постепенно развивался и вскоре превратился в столицу княжества Феодоро. Конечно же, сейчас в городе никто не живет, это одна из популярных туристических достопримечательностей Крыма.Со мной вы пройдете по улочкам древнего города, изучите жилища и пещерные храмы, насладитесь горными пейзажами и пением птиц.

Город Мангуп появился еще при Византии. Расположение на высоком плато идеально подходило для защиты границ: с севера в город затруднительно попасть, а с юга — невозможно. В крепости располагались 15 родников, которые обеспечивали горожан водой и помогали выдержать осаду.

Пещерный город дошел до наших дней и привлекает туристов. Здесь можно почувствовать и наполниться мощной энергетикой. Следуйте за мной, я расскажу все о пещерном городе…

Столица княжество Феодоро

Мангуп рос и развивался. В городе появлялись храмы, дворцы, башни. На улочках кипела жизнь. В XIII веке город превратился в столицу княжества Феодора.

Я вам расскажу, как люди жили в столице, чем они занимались и почему жители покинули город. Я проведу вас по улочкам древнего города — вы прикоснетесь к истории и насладитесь горными пейзажами.

  • С плато открывается прекрасный вид на гору Арман-кая. В народе ее называют «крокодил». В древности на горе располагались сторожевые посты, которые контролировали дорогу в Мангупу
  • Издалека мы рассмотрим каменных сфинксов — 14 каменных скульптур, созданных самой природой
  • Зайдем в пещерные жилища, мужской монастырь и храмы города Мангуп. Все пещеры — рукотворное чудо. Мастерство древних жителей поражает современных людей

Насладиться природой

Наш путь пройдет через святые горные источники — место силы. Здесь можно прочувствовать энергетику и зарядиться ею.

В конце трудного, но приятно дня вас ждет отдых на горном озере и посещение ослиной фермы. Самые отважные смогут прокатиться верхом на ослике.

Мангуп-Кале
Пешие
Однодневные

Общая информация

Описание

Пансионат “Феодора” находится в самом центре живописной Алушты, на берегу моря в Профессорском уголке. Данный район является главным санаторным районом Алушты, включает в себя набережную, аквапарк, боулинг, кафе, рестораны и др.

Адрес: Республика Крым, г. Алушта, Профессорский уголок, Набережная улица, 16.

Количество корпусов 1 (Хиит – 3 этажа)

Месторасположение

Расстояние до аэропорта а/п Симферополь – 70 км.
Расстояние до ближайшего курортного центра ц. г. Алушта – 3 км.
Линия моря 2
Расстояние до моря 100 м.
Страна Россия
Регион Крым
Курорт Алушта

Слева:
Россия отель

Справа:
Море Велнес СПА отель

Сзади:
Алушта санаторий

Услуги отеля и инфраструктура

Пляж
  • Шезлонги (платно)
  • Зонтики (платно)

Не предоставляются или отсутствуют: Полотенца

Комментарии: Пляж городской оборудованный, галечный

Питание

Рестораны a la carte/шведский стол: Столовая.
Полный пансион (порционно)

Система питания: FB

Комментарии: Столовая находится в корпусе Днепр (50 м от корпуса Хиит)

Инфраструктура

Не предоставляются или отсутствуют: Автомобильная парковка

Услуги для детей

Не предоставляются или отсутствуют: Детская кровать

Бассейн

Не предоставляются или отсутствуют: Крытый бассейн, Открытый бассейн

Спорт

Не предоставляются или отсутствуют: Аренда велосипедов, Бильярд, Тренажерный зал, Настольный теннис

История княжества Феодоро

Византийская фема Херсон, занимавшая всё южнобережье Крыма от Херсонеса до Керчи. Константин Гаврас был выслан сюда в 1140 году из Трапезунда и создал полунезависимое Мангупское княжество. Трапезундская империи была слишком слаба и уязвима, чтобы долгое время защищать православных подданных в своих крымских владениях, именуемых Ператия.

Уже в 1223 году свой первый набег на юго-западный крым совершили монгольские орды Чингисхана; южный же берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 году южную и юго-западную Таврику, включая Херсонес разорила орда татарского хана Ногая. Тем не менее, ни одно из этих нашествий не привело к полной ликвидации греко-православной государственности в юго-западном Крыму. В 1357 году кафинские генуэзцы отняли «без сопротивления у гордых, беспечных и несогласных между собою» греческих князей важный порт Ямболи (ныне Балаклава). Основная роль, отводившаяся новой крепости, состояла в ограничении торговой и политической деятельности греко-православных князей Феодоро, закрепившихся в предгорной западной части полуострова. Феодориты временно вернули Балаклаву в 1433-1434, но эта попытка закончилась войной c Генуей, которая ослабила оба государства. За ходом конфликта пристально следили венецианские шпионы.

Правящий дом Феодоро именовал себя αυθέντου πόλεως Θεοδώρους και παραθαλασσίας (владетели (ауфент) города Феодоро и Поморья). Происхождение до сих пор невыяснено и оспаривается: от боковой ветви Комнинов и Палеологов или от армянского рода Гаврасов. Мария Палеологиня, княжна Мангупская была третьей женой Стефана III Великого, её тётя Мария Готская была в браке с трапезундским наследником престола Давидом Великим Комнином.

В конце XIV века купеческая семья Ховриных из Феодоро переселилась в Москву. Их вероятный родоначальник Кузьма Коверя был в числе гостей-сурожан у Великого князя Дмитрия Донского. Ховрины — были наследственными казначеями Московского княжества, ими был основан Симонов монастырь. Спустя более полутора столетий после выхода на Русь их родословие со ссылкой на некоего князя Стефана, который пришёл к Дмитрию Донскому, было составлено одним из Ховриных и внесено в «Государев Родословец». В XVI веке они разделились на роды Головиных и Третьяковых.

Княжество образовалось из той части бывших византийских владений в Крыму (фемы Климаты), которая не перешла под власть Генуи. Отношения Феодоро с золотоордынскими правителями Крымского Юрта были мирными, в то время как с генуэзцами княжество вело частые войны, особенно после строительства феодоритами торгового порта Авлита, составившего серьёзную конкуренцию Каффе и нанёсшего удар по экономике генуэзских колоний в Крыму.

После падения Константинополя в 1453 году, Мореи в 1460 году и Трапезунда в 1461 году, Феодоро стало последним эллинистическим государством средневековья: двуглавый византийский орел был на гербе Мангупского княжества. Предпоследний князь Феодоро Исаак пошёл на сближение с османами, надеясь сохранить свой трон, однако уступки туркам вызвали протесты простого народа и в результате переворота к власти пришёл Александр, который надеялся с помощью дунайских княжеств противостоять туркам. Некоторые военные в княжестве также шли на сближение с генуэзцами с целью противостояния османской угрозе, но было уже слишком поздно. В ответ разгневанные османы решили навсегда покончить с Феодоро.

В 1475 году после пятимесячной осады Мангупа Феодоро (как и генуэзские владения) были завоёваны османскими войсками под командованием Гедик Ахмед-паши. Всё население Мангупа – 15 тысяч человек было либо убито, либо уведено в Константинополь. При этом во время осады Мангупа феодоритами, в составе которых был военный отряд из трёхсот воинов, присланных молдавским господарем Стефаном III Великим, был перебит весь янычарский корпус, существовавший в тот период в Османской империи. Впоследствии в 1482 году султан Баязид II, недовольный действиями Гедик Ахмед-паши во время подавления восстания Джема, приказал казнить его в Эдирне.

После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык, который входил в состав эялета (провинции) Кефе с центром в Кафе (Феодосии). Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции крымских ханов. Татарам даже было запрещено на них селиться.

В поисках золотой колыбели

История всех народов мира мифологизирована. Станислав Ежи Лец писал: «Если убрать из истории всю ложь, то это не значит, что останется только правда. В результате может вообще ничего не остаться». Но иногда через пелену мифологии проглядывают исторические факты — такие, например, как существование небольшого крымского христианского государства — княжества Феодоро. Руководитель экспедиции пил небольшими глотками горячий чай и размышлял, как по приезде в Москву он сообщит о находке сакрального символа Крыма — золотой колыбели княжества Феодоро. Не знал тогда Барченко, что через несколько дней экспедиция будет отозвана в Москву и никогда больше не вернётся в Крым, а его самого, вслед за его начальником Глебом Бокием, расстреляют на Лубянке как организатора «масонской контрреволюционной организации» и английского шпиона…

Поиски продолжаются

В декабре 1941 года поиски золотой колыбели продолжились. На этот раз её искала экспедиция немецкой айнзац-группы под руководством группенфюрера СС Отто Олендорфа. Немцы пытались найти колыбель в пещерах Басмана и Чуфут-Кале, в развалинах Мангупа, в молитвенных домах караимов и мечетях, но так ничего и не нашли… Весной и летом в районе басманских пещер (пока там официально проводились лишь археологические разведки) наблюдается «археологическая эпидемия»: десятки групп энтузиастов-поисковиков по копиям архивных карт пытаются найти вход в заветную пещеру. Не все и не всегда возвращаются из этих походов. Ведь золотую колыбель может найти только достойный.

Золото и слоновая кость

Легенда о золотой колыбели бережно хранится в сказаниях всех народов, когда-то населявших княжество Феодоро: есть караимская версия, сохранённая благодаря рукописи Т.С. Леви-Бабовича, есть версия известного исследователя истории Крыма В. Кондараки, есть так называемая запись Алупкинского музея. В последнем варианте золотая колыбель описывается так: «Была колыбель сделана из чистого золота со слоновой костью, вся сверкала драгоценностями и отличалась мастерством работы, а при качании издавала нежные колыбельные песни».

Метки: легенда, золото, экспедиция, Все загадки мира, пещера, ОГПУ, Крым, символ, княжество, Барченко, колыбель, Феодоро

УСАДЬБА «ФЕОДОРО»

описание /Цены/
заказать/
для печати

Усадьба «Феодоро» расположена в Бахчисарайском районе Крыма, у подножья самого большого средневекового “пещерного” города в Крыму Мангуп-Кале, на окраине небольшого поселка Ходжа-Сала, который расположился среди горных вершин внутренней гряды Крымских гор.

Размещение: номерной фонд усадьбы насчитывает 9 номеров, из которых 6 номеров стандарт, 2 полулюкс и 1 полулюкс студио. Все номера имеют отдельный выход во двор. В номерах качественная мебель из натурального дерева, удобные двуспальные кровати, кондиционеры, отопление, полы с подогревом, современный экран, спутниковое телевидение, Wi-Fi, фен, санузел. Атмосфера средневекового быта воссоздана нарочито грубыми предметами интерьера. Как в средневековых византийских домах – окна и фасады выходят исключительно во внутренний двор, а потолочные светильники не отличить от старинных масляных ламп.

Водоснабжение: горячая и холодная вода постоянно.

Питание: РЕСТОРАН: Большой зал на 25 мест, стилизованный под средневековье, с настоящей дровяной печью и очагом, где на глазах у гостей на огне готовятся лучшие традиционные блюда европейской и восточной кухни. КАФЕ: Небольшое светлое и уютное кафе. Очаг-камин и барная стойка, несколько уютных столиков – то, что нужно для правильной атмосферы отдыха маленькой компании или приватной встречи.

Инфраструктура: детская площадка, спортивный тренажер.

Сауна в усадьбе занимает несколько помещений. Сама парилка, рассчитанная на 6 человек – русская дровяная баня. Есть также душевая кабина, санузел и отдельный светлый и тихий массажный кабинет. В комнате отдыха есть стол, стулья, мягкий уголок, буфет с необходимой посудой, чайник, телевизор.

Конференц-зал/кинотеатр представляет собой два просторных, прохладных помещения, находящихся ниже уровня земли и соединенных между собой. В одном из залов расположен стол для русского бильярда, диван, старинные предметы деревенского обихода. Второй зал вмещает в себя до 25 человек, он оборудован большим экраном и проектором, аудиосистемой; вдоль стены установлен мягкий диван, комфортно расположившись на котором, можно насладиться просмотром кино.

Бассейн занимает центральное положение во дворе усадьбы. Он наполняется чистейшей родниковой водой и имеет систему фильтрации. Есть возможность подогрева воды от гелиосистемы. Размеры бассейна – 7х4 м, максимальная глубина – 1,8 м. Бассейн имеет небольшой уклон дна.

описание/Цены/
заказать/
для печати

Православное Феодоро

Ещё задолго до образования Крымского ханства на территории полуострова Крым существовало княжество Феодоро, которое населяли готы, греки, армяне, аланы, караимы и славяне. Готское княжество в Крыму упоминал ещё святой Иоанн Златоуст, а византийский историк VI века Прокопий Кессарийский писал: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времён живут готы». Постепенно готы под влиянием могущественной Византийской империи ассимилировались с греками, армянами и другими народностями полуострова, и на обломках готского государства выросло княжество Феодоро со столицей Дорос-Феодоро (позднее — Мангуп). Столица княжества располагалась на плато горного хребта Мангуп, на горе, именуемой Отчей. Двухкилометровые крепостные сооружения, многокилометровые крепостные стены и скалистые обрывы надёжно защищали этот город. Само княжество было разделено на 11 административных округов, а его население в период расцвета составляло примерно 200 000 жителей. Строили феодориты как дозорные крепости-бурги, так и горные опорные крепости — фрурионы, в которых несли вахту гарнизоны, а в случае войны укрывалось и местное население. Повоевать тут было с кем: с одной стороны, Хазарский каганат в Таврии и турки-сельджуки не прочь были завладеть землями на полуострове, а с другой — генуэзцы постоянно пытались захватить черноморское побережье и создать там свои колонии. Государственной религией княжества было православие, религиозные обряды велись на греческом языке, а основным разговорным был местный диалект старогерманского готского языка. Феодориты выращивали виноград и занимались виноделием. Торговля через черноморские порты, различные ремесла, строительство — все это способствовало быстрому развитию государства. Монах-францисканец Биллем Рубрук, посетивший княжество в 1253 году, писал: «Между Херсоном и Солдайей существует 40 замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий».

Государство, рожденное в битвах

Мангуп-кале.

В конце VII в. земли и крепости Готии были захвачены Хазарским каганатом. Но власть хазар была недолгой — по историческим меркам, конечно. Через столетие с небольшим Византия вернула себе власть над половиной крымских земель, прихватив попутно и владения Крымской Готии. Ее земли вошли в состав так называемые фемы Климата (позднее — фемы Херсон). Правителя фемы назначали в Константинополе, а административным центром ее стал все тот же Дорос, но под новым именем — Мангуп.

В 1204 г., после захвата Константинополя крестоносцами, византийцам стало не до фемы Херсон. Воспользовавшись ослаблением Византии, один из правителей создал на землях бывшей Крымской Готии и бывшей византийской фемы новое государство — княжество Феодоро. Оно располагалось на гористой территории от Балаклавы до Алушты, и делилось на 11 округов.

Период расцвета бывшей византийской колонии

Как было сказано выше, к началу XIII века в Крыму, на территории, неподконтрольной генуэзцам, образовалось самостоятельное княжество Феодоро, получившее название по имени правящей в нём династии. Выйдя из подчинения своей бывшей метрополии и успешно отражая набеги многочисленных завоевателей, оно просуществовало в течение двух столетий, ставших эпохой расцвета православия и государственности на юго-западном побережье Крымского полуострова.

Территория княжества простиралась между современными городами Балаклавой и Алуштой, и его столицей стал город Мангуп, древняя крепость которого была построена ещё в V веке. До сих пор её развалины привлекают тысячи туристов, ежегодно съезжающихся в Крым. Принято считать, что в наиболее благоприятные периоды население княжества достигало ста пятидесяти тысяч человек, из которых практически все были православными. Княжество Феодоро в Крыму в этническом отношении состояло главным образом из греков, готов, армян, русских и представителей ряда других православных народов. Между собой они общались преимущественно на готском диалекте немецкого языка.

Роль беженцев в жизни горного княжества

Крымское княжество Феодоро стало прибежищем для многочисленных православных христиан, искавших в нём спасения от мусульманских завоевателей. В частности их значительный приток наблюдался после захвата турками-сельджуками Восточной Византии. В православные монастыри Мангупа – столицы Феодоры, переселялись монахи из горных обителей Каппадокии, разграбленных и уничтоженных врагами.

Важную роль в становлении и развитии государства сыграли армяне, бывшие жители города Ани, переселившиеся в Феодоро, после того как их родина была завоёвана турками-сельджуками. Представители страны с высоким уровнем культуры, эти беженцы обогатили княжество своим многовековым опытом в области торговли и ремёсел.

С их появлением были открыты многочисленные приходы Армянской православной церкви как в феодоритской, так и в генуэзской части Крыма. Со временем армяне стали составлять основную часть населения Крыма, причём эта картина сохранялась даже после его завоевания Османской империей.

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился от страха перед двуестественниками , которые грозили ему смертью».

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать её владычицей». При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана[источник не указан 363 дня]. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Территория

Княжество Феодоро включало в себя часть исторической области Крымская Готия. Его северо-западная граница, начинаясь от устья реки Бельбек, проходила до ее среднего течения. Отсюда она поворачивала на восток, пересекая нагорье между Бельбеком и Качей. Еще далее на восток его земли охватывали малонаселённые верховья Качи и Альмы, а также Алуштинскую котловину. На последнем этапе существования Феодоро в его состав вошел округ Элисс – западная часть Солдайского консульства.

На Южном берегу феодориты контролировали часть побережья между Алуштой и Аю-Дагом, а также крепости на южных отрогах главной гряды Крымских гор, прикрывавшие дороги через яйлу, что вели во внутренние районы полуострова. Узкая полоска земли между горой Кошка и мысом Сарыч вплоть до 1475 года оставалась в руках генуэзцев, а Ласпинская котловина, Байдарская и Варнутская долины принадлежали феодоритам. Под их властью находилась и большая часть Гераклейского полуострова с Херсоном и Каламитой за исключением современной Балаклавы.

Столицей княжества был город Феодоро (Алекса) на плато Мангуп-кале. Вторым по значимости центром являлась Каламита (современный Инкерман). На Южном берегу крупнейшим феодоритским населенным пунктом была Луста (Алушта). Кроме трех городов в состав княжества входило около 65 сел.

Донжон мангупской цитадели. Фото: Владимир Коваленко, 2007.

Комментировать
0