fbpx
No Image

Королев сергей павлович

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Личная жизнь

Биография и личная жизнь Королева Сергея Павловича тесно переплетаются. С Ксенией Винцентини – своей будущей первой супругой – он познакомился еще в Одессе, до переезда в Киев и Москву. Тогда, еще в юности, Сергей настойчиво за ней ухаживал, но не получил окончательного ответа, а девушка уехала учиться на врача в Харьков.

Но в августе 1931 года Ксения все-таки становится его женой и переезжает к мужу в Москву. Однако по прошествии лет этот брак распался по причине ветрености Королева и его частых измен жене. От этого союза родилась дочь Наташа, но в размолвке родителей она приняла сторону матери и относилась к отцу без симпатии всю свою жизнь. Позднее сотрудница конструкторского бюро Королева, переводчица Нина Ивановна, стала второй супругой Сергея Павловича.

Разница в возрасте у них была значительная. Когда они поженились, Королеву было 40, а его избраннице — всего 27. Возможно, именно поэтому особого взаимопонимания между супругами не было, и знаменитый ученый и конструктор до конца жизни оставался духовно одинок.

Последние годы

Королев страдал от полипов в прямой кишке. Их можно было удалить только хирургическим путем, доктора не боялись несложной операции. Проводил ее сам министр здравоохранения, профессор Б. Петровский. Но во время процедуры началось кровотечение, которое не удалось остановить.

Пришлось вскрывать брюшную полость, в которой обнаружили большую опухоль — саркому. Хирург удалил ее, а также часть прямой кишки. Из-за проблем с челюстями возникли проблемы при интубации трахеи. Все эти сложности привели к летальному исходу — 14 января 1966 года Королев скончался.

В 1973 газета «Вашингтон пост» обвинила хирурга Петровского во врачебной ошибке. Академик АМН Ф. Углов подтвердил это, указав на тот факт, что никакой саркомы не было, а у Королева нашли только полип. Но доказать это уже не удалось. Тело Сергея Павловича кремировали, урну с прахом захоронили в Кремлевской стене.

Предыдущая
БиографииОгюст Конт краткая биография, основные идеи философии позитивизма, социлогия Конта, закон трех стадий
Следующая
БиографииКарл Линней вклад в биологию кратко, биография, деятельность, труды основоположника системы классификации организмов, интересные факты об ученом

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин.

Сергей Королев и Юрий Гагарин | Коммерсантъ

В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.

Памятник Сергею Королеву | Аргументы и Факты

Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества».

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Личные трагедии в жизни Сергея Королева

Ранняя травма

Родился Сергей Королев 12 января 1907 года в Житомире в семье учителей Павла Королева и Марии Москаленко. Когда мальчику не было и трех лет, родители развелись, и Сергея отправили к бабушке с дедушкой. С ними он жил до 8 лет. Затем Королева-младшего забрала к себе в Одессу мама, которая снова вышла замуж.

Сергей рос умным и любознательным. Проявлял интерес к авиационному делу еще с детства. Большое влияние на мальчика оказал его отчим, имевший инженерное образование.

В голове у Королева всегда было много уникальных идей, однако он готовил проекты и передавал их в институты и бюро для дальнейшего совершенствования другим институтам и бюро.

Сергей мог бросить почти законченный проект, если понимал, что можно разработать что-то более актуальное.

Девизом жизни молодого Королева были слова «Вперед!» и «Вверх!». «Ты гнись, но не ломайся. Гнись и гни свою линию….А потом разогнешься. Это ничего, не страшно», — уверял Королев друзей.

Талант Королева проявился уже в молодые годы: в 17 лет Королев разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». С 23 лет талантливого конструктора увлекли мысли о полетах в стратосферу и принципы реактивного движения. В 28 лет он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов, а в 31 ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты.

Арест и пытки

В 1938 году, когда Королеву был 31 год, он был арестован по обвинению во вредительстве. Сергея подвергли пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали обе челюсти. В том, что конструктору пришлось пережить репрессии и издевательства, признавался и сам Королев. Однако доказать это было невозможно. В этом же году Королева включили в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шел по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.

Королева осудили на 10 лет, отправив в лагери. Два года он на Колыме копал золотоносный грунт. Но в 1940 году его поместили в московскую спецтюрьму НКВД, где уже находился Туполев. Совместными усилиями они создали бомбардировщик Пе-2 и Ту-2, а также управляемую аэроторпеду и ракетный перехватчик.

В 1944 году Королев был досрочно освобожден, в 1957 — полностью реабилитирован.

За годы заключения Королев стал скептиком, полюбившим фразу «Хлопнут без некролога».

Остывшее чувство

Королеву, как многим другим гениям, не везло в личной жизни.

Первой его женой была подруга детства — Ксения Максимилиановна, которую конструктор добивался 7 лет. Стройная голубоглазая красавица была популярна среди мужчин, и Сергей всячески старался их «переплюнуть»: ходил вокруг нее вверх ногами, проплывал под баржей в море, а однажды даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках.

Старания Сергея даром не прошли: в 1931-м году они поженились. Молодожены переехали в Москву. Однако, добившись своего, Королев отнюдь не стал счастливым мужем и отцом (вскоре у пары родилась дочь Наташа). Мужчина вскоре потерял к жене интерес и стал изменять ей. Ксения терпела 8 лет, а затем ушла.

Наташа так и простила отцу его отношения к матери.

Вторая жена от одиночества не спасла

Второй женой Королева стала переводчик английского языка Нины. В то время ему было 40, ей – 27. Однако во втором браке все повторилось: жена страдала от одиночества, а муж постоянно пропадал в командировках.

Однажды, как бы извиняясь, Королев пишет второй жене о своих трудностях и переживаниях. Он жалуется на свое одиночество. «Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу… ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя», — писал Королев.

Однако его молодой жене были непонятны его излияния о проблемах на работе, а он все также мучился личным одиночеством.

Смерть и похороны

Сергей Королев умер 14 января 1966 года. По официальным данным – в от саркомы прямой кишки. Согласно данным медзаключения, у него также были «атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема легких и нарушение обмена веществ».

Гроб с телом покойного С. П. Королева был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны состоялись на Красной площади 18 января в 13 часов.

Есть версия, что после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Было ли так на самом деле? Возможно…

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать

Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении)

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Макет кабинета ученого

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Перед запуском ракеты ГИРД-Х
на Нахабинском полигоне. С. П. Королев
стоит слева

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Ракета ГИРД-Х в полете

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

Деятельность и достижения Сергея Королёва

В 1929 г. проходили VI Всесоюзные планерные состязания в пос. Коктебель. Сергей Королев и его друг, и соратник Сергей Люшин представили планер, который был тяжелее, чем предыдущие. На нем Королев, которому было 22 года, установил рекорд парения – более 4 часов.

Перед С.П. Королевым и его коллегами была поставлена задача: создать ракету, которая поднялась бы в космос. Ракета была готова к испытаниям в начале 1957 г. все ждали успеха. Однако при запуске двигателя возник пожар и ракета взорвалась.

1931 г. – С.Королев и Ф.А.Цандер в Москве создали Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. В ней были созданы и запущены первейшие советские жидкостно-баллистические ракеты ГИРД-09, ГИРД-10.

1933 г. – образован Реактивный научно-исследовательский институт. В нем С.Королев был назначен руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

С 1935 по 1938 гг. С. Королевым разработаны проекты зенитных, с пороховым двигателем и дальнобойных ракет с жидкостным двигателем.

1938 г. – С. Королева арестовали и осудили. В заключении пробыл до 1940 года. Вернувшись в Москву, был осужден вторично и отправлен в спецтюрьму НКВД, позднее в тюремное конструкторское бюро /ОКБ-16/ при авиазаводе № 16 в г. Казани.

В период заключения С.Королев проектировал и конструировал бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, занимался усовершенствованием ракетных двигателей.

В 1944 г. С.Королев был досрочно освобожден, но не реабилитирован.

1946 – 195 гг. С.П.Королев разрабатывал баллистические ракеты дальнего действия. Спроектированы и сданы на вооружение межконтинентальные ракеты Р-1 дальность – 3000 км., также двухступенчатые баллистические ракеты Р-7 – 8000 км.

Одновременно зрели планы вывода искусственного спутника Земли, с помощью ракеты Р-7. 4 октября 1957 г. спутник был с успехом запушен, что стало грандиозным событием в истории Советского Союза.

На базе ракеты Р-7 созданы трехступенчатые ракеты-носители «Восток» и первый космический корабль с пилотом на борту «Восток 1». 12 апреля 1961 г. «Восток 1» стартовал, пилотируемый Юрием Гагариным.

Создание ракетного щита

Из Казани в 1944 и 1945 годах Сергей Павлович направляет в Наркомат письма с предложением постройки баллистических ракет на твердом топливе. Аргументированное обоснование создания специального КБ убедило руководство и в августе 1945 года Королева вернули в Москву.

А уже в сентябре направили в Германию руководителем научной программы по изучению V-2 (ФАУ-2) с присвоением звания подполковника. Изучив наработки Вернера фон Брауна, Королев отказался от немецкого подхода и самостоятельно разработал ракету с дальностью полета 600 км.

В октябре С. П. Королева наградили орденом «Знак почета» за плодотворную деятельность во время войны.

Постановлением Совета Министров СССР недалеко от Москвы (сейчас г. Королев) создается НИИ-88 с входящим в него особым КБ №1. С. П. Королев становится главным конструктором этого КБ. С этого момента Королев занимается только ракетостроением.

20 апреля 1956 года Сергей Павлович Королев удостаивается золотой звезды Героя социалистического труда.

С. П. Королев продолжает образование на философском факультете, посещает отдельные лекции ученых в разных институтах.

На созданном специальном факультете читает курс лекции на тему «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».

С 1949 по 1958 год в ОКБ-1 были:

  • сконструированы (1948 г.) и поставлены на вооружение (1950 г.) ракеты Р-1;
  • построен полигон Капустин Яр;
  • произведено модифицирование Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е);
  • закончены испытания Р-5 и намечены 5 ее модификаций. Создана Р-5М с ядерной боеголовкой. Начато проектирование Р-11 и Р-11ФМ;
  • создана в 1956 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7;
  • развернут полигон №5 в Казахстане (Ныне Байконур) и на нем испытана Р-7;
  • возведена в 1958-59 годах стартовая станция в Плесецке для постановки на боевое дежурство Р-7;
  • созданы в 1957 г. баллистические ракеты мобильного и морского базирования.

После модернизации ракета Р-7А, способная поразить цели на расстоянии 11000 км, до 1968года стояла на боевом дежурстве, а это целых 9 лет.

Итогом обращения в Военную прокуратуру, стала полная реабилитация С. П. Королева в апреле 1957 года.

За что Королева отправили в ссылку?

Двадцать седьмого июня тридцать восьмого года, в разгар сталинских репрессий, Королев был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь, в район реки Колыма. В сороковые года его внезапно вернули в Москву и посадили в печально известную Бутырскую тюрьму. Десятого июля того же года специальная комиссия под председательством начальника секретной полиции Сталина Лаврентия Берии приговорила Королева к восьми годам лишения свободы в трудовых лагерях за фальшивые обвинения в саботаже. «К счастью» для Сергея, в сентябре его перевели в «Шарашку» — одно из многочисленных конструкторских бюро в тюрьме.

Детство и юношеские годы

В украинском городке Житомир в семье инженера Павла Яковлевича Королева в 1907 году родился сын. Но вскоре после рождения Сережи семья распалась, и сынишку мама отдала на попечение своих родителей в Нежин. Здесь пятилетний мальчуган впервые увидел полёт аэроплана. Виражи огромной, рукотворной птицы, управляемой человеком, поразили его воображение.

Вскоре Сергей с мамой и отчимом обосновались в Одессе. Подросток часами наблюдал за полётами гидросамолетов над морем, лелея мечту о полётах. Летчики приметили любознательного, смышлёного мальчишку и вскоре он становится безотказным помощником механика гидроотряда. И, наконец, наступил день, когда ему разрешили подняться в воздух на гидроплане. Впечатления от полёта только укрепили его желание связать свою жизнь с воздухоплаванием.

Серёжа учился дома под руководством отчима и матери, много читал об авиации. В школу поступил лишь в 15 лет. Учился с удовольствием, поражая учителей прекрасной памятью и ясным мышлением. Уже в этом возрасте он отличался организованностью, совмещая учёбу, работу, спортивные секции и даже музыку. Каждый его день был расписан по минутам, но когда в городе открылся кружок планеризма, юноша стал его активным участником. И через год представил свой первый проект безмоторного самолёта.

Баллистические ракеты

В 1946 Сергей получил должность главного конструктора в ОКБ-1, расположенном в Калининграде. На новой работе он спроектировал несколько ракет:

Р-1;
Р-2;
Р-5;
Р-7;
Р-11;
Фау-2.

Главное его достижение — проект и конструкция последней ракеты из советских материалов. Ее создатель на этом не остановился. Среди его проектов известен аппарат, способный пролететь на расстояние до 3000 км. В 1941 инженеры провели успешные испытания Р-1, а в 1950 ее официально сдали на вооружение. В течение 1954 года конструктор создал пять модификаций аппарата, завершил работу над Р-5м, у которой есть боевой заряд.

Еще один вклад в историю — межконтинентальная двухступенчатая баллистическая Р-7, которая может находиться в полете до 8000 км. Ее запустили на полигоне в Казахстане, а возле поселка Плесецк Архангельской области основали стартовую станцию под названием «Ангара», где проходили боевые испытания ракет. Легендарный проект Королева — конструирование аппаратов на стабильных компонентах топлива. Первые подобные ракеты своим происхождением обязаны именно Сергею Павловичу.

Начало

Королёв Сергей Павлович — человек удивительной судьбы. Годы его жизни пришлись на самый нелегкий период в стране. Много невзгод пришлось пережить и ему. Однако, несмотря на все трудности он смог устоять, смог доказать свою значимость. Сергей Павлович стал дважды Героем Социалистического Труда, академиком Академии наук СССР, основателем практической космонавтики. Спустя более чем полвека его вклад в развитие ракетно-космического направления Советского Союза остается незаменимым. Именно благодаря его таланту страна стала ракетной державой.  

Сергей Королёв, Нежин. 1912 год

Сергей Павлович появился на свет в 1907 году 12 января в городе Житомир Волынской губернии. Отец, Павел Яковлевич, преподавал словесность, а мать Мария Николаевна была дочерью нежинского купца. Оба были украинцами. Они развелись, когда будущему ученому было всего три года. Мать забрала сына и увезла его к своим родителям в Черниговскую область Украины, в город Нежин.

В начале 1-ой Мировой войны они оказались на грани разорения, поэтому летом 1914 года семье пришлось переехать в Киев. Больше Сергей в Нежине за всю свою жизнь так и не был. В 1915 году мать Сергея второй раз вышла замуж и вместе с мальчиком переехала жить к отчиму — Георгию Михайловичу Баланину.

В 1917 года Королёв поступает в гимназию, но закончить обучение ему не удается, так как начинается революция. Гимназию закрывают, и Сергею приходится сначала учиться в трудовой школе, а затем и вовсе уйти на домашнее обучение. Занимались с ним мать и отчим — оба были педагогами по образованию. Отчим параллельно имел второе образование: инженерное. Именно он вложил в Королева первые знания в этой области.

Комментировать
0