СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Технические характеристики

ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость

Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.

Габариты и вес

По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:

  • масса — 9,14 т;
  • длина корпуса — 5,98 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота — 1,75 м;
  • колея — 1,775 м;
  • клиренс — 0,32 м.

Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.

Скорость

Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.

Мощность двигателя

Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.

Экипаж

Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.

Зачем он был создан

Незадолго до начала Второй Мировой войны немецкие стратеги пришли к мнению, что войска нуждаются в принципиально новом виде военной техники, которая стала бы компромиссом между обычным автомобилем и танком. Так и появился Sd Kfz 251, прозванный в войсках “Ханомагом” – по названию фирмы-производителя.

Он имел весьма необычный вид – вытянутый, приземистый и очень устойчивый. Это позволило ему с успехом выполнять предназначение и стать почти настолько же известным образцом немецкого вооружения, как пистолет-пулемет MP-40 и тяжелый танк “Тигр”. Неслучайно он встречается во многих фильмах о войне.

По сути он стал первым в своем классе, так как попал в войска уже в 1939 году – незадолго до начала войны. Следующий бронетранспортер – американский М3 был разработан лишь спустя два года, именно когда американские военные оценили удобства бронированного автомобиля, его надежность и эффективность.

Применялся он как для переброски десанта, так и при перевозке тяжелого вооружения: огнеметов, минометов, крупнокалиберных пулеметов. Разумеется, при наличии достаточного количества бронетранспортеров мобильность любого отряда значительно возрастала. К тому же, он обеспечивал довольно неплохую защиту – как от пуль, выпущенных из пистолетов-пулеметов, так и от осколков гранат

Это было особенно важно, если БТР 251 “Ханомаг” попадал в засаду, что происходило довольно часто на оккупированных территориях СССР и Югославии, где было особенно сильное партизанское движение

Он доказал свою эффективность и потому был выпущен в действительно большом количестве – больше 15 тысяч штук. По этому показателю среди бронетранспортеров он уступал уже упомянутому М3 – их было выпущено в два раза больше.

Сегодня сохранившиеся экземпляры можно увидеть в музеях военной техники, а также частных коллекциях.

История создания

Во время Второй мировой войны немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd Kfz 251, обычно называемый «Ганомаг» (по названию предприятия-изготовителя). Его использовали для транспортировки пехоты (мотопехота) и тяжёлого вооружения (миномёты, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнемёты и пусковые ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех театрах войны. После войны модификация Sd Kfz 251 — ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.

Дальним предком Sd Kfz 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.

В 1915—1916 годах появились очередные модели полугусеничных машин — «Бременваген» и «Мариневаген» I и II. Эти машины состояли на вооружении Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей). В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В период Веймарской республики работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.

На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в бронебашне пушкой 3.7 cm KwK L/70 калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7.92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.

В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л. с. В 1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.

Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан гамбургской фирмой Ганза- Ллойд. В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ганомаг». Бронетранспортер был разработан на базе 3-х тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором упоминалось выше. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ганомаг», бронекорпус — на фирме «Бюссиг» в Берлине-Обершёневайде, а окончательную сборку производили на других предприятиях.

Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937 году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название бронетранспортера полностью звучало так — «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (MTW) — то есть средний бронетранспортер. Первые серийные образцы Sd Kfz 251 поступили в части летом 1939 года.

Бронетранспортеры Sd Kfz 251 выпускались в четырех модификациях — Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами, например Sd Kfz 251/3 или Sd Kfz 251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd Kfz 251/3 выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D. То, какая модификация была использована для постройки специализированного варианта, можно, в принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А

Первая модификация бронетранспортера Sd.Kfz.251. Ausf.А, весила 7,81 т. Конструктивно машина представляла собой жесткую сварную раму, к которой снизу был приварен бронелист. Бронекорпус, изготавливаемый главным образом сваркой, собирался из двух секций, линия членения проходила за отделением управления. Передние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. Стальные штампованные диски колес снабжались резиновыми шипами, тормозов передние колеса не имели. Гусеничным движитель состоял из двенадцати, расположенных в шахматном порядке, стальных штампованных опорных катков (по шесть катков на борт), все опорные катки снабжались резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков – торсионная. Ведущие колеса переднего расположения, натяг гусениц регулировался перемещением ленивцев заднего расположения в горизонтальном плоскости. Траки в целях снижения массы гусениц были сделаны смешанной конструкции – резино-металлические. Каждый трак на внутренней поверхности имел один направляющий зубец, а на внешней – резиновую подушку. Соединялись траки между собой посредством смазываемых подшипников.

Корпус сваривался из бронелистов толщиной от 6-мм (днище) до 14,5-мм (лоб). В верхнем листе капота был устроен большой двустворчатый люк для доступа к двигателю. По бокам капота на Sd.Kfz.251 Ausf.А были сделаны вентиляционные лючки. Левый лючок мог открывать специальным рычагом водитель прямо из кабины. Боевое отделение выполнено открытым сверху, крышей накрывались только места водителя и командира. Вход и выход в боевое отделение обеспечивала двустворчатая дверца в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении по всей его длине вдоль бортов монтировались две лавки. В лобовой стенке рубки были устроены два наблюдательных отверстия для командира и водителя со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Внутри боевого отделения имелись пирамиды для оружия и стеллажи для иного военно-личного имущества. Для защиты от непогоды предусматривалась установка над боевым отделением тента. В каждом борту имелось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.

Бронетранспортер снабжался 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об/мин. Двигатели выпускались фирмы “Майбах”, “Норддойче Моторенбау” и “Ауто-Юнион,” который снабжался карбюратором “Солекс-Дуплекс”, четыре поплавка обеспечивали работу карбюратора при экстремальных градиентах наклона машины. Радиатор двигателя был установлен в передней части капота. Воздух к радиатору подавался через жалюзи в верхнем бронелисте капота и выпускался через отверстия в бортах капота. Глушитель с выхлопной трубой монтировался за передним левым колесом. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передавался через сцепление. Трансмиссия обеспечивала две скорости заднего хода и восемь переднего.

Машина снабжалась ручным тормозом механического типа и пневматическими сервотормозами, установленными внутри ведущих колес. Пневматический компрессор был поставлен слева от двигателя, а воздушные баллоны – подвешены под шасси. Развороты с большим радиусом выполнялись поворотом передних колес посредством поворота рулевого колеса, на разворотах с малыми радиусами подключались тормоза ведущих колес. Рулевое колесо было снабжено указателем положения передних колес.

Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов “Рейнметалл-Борзинг” MG-34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.

Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.А выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 – транспортер пехоты. Sd.Kfz.251/4 – артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 – штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 – машины связи и Sd.Kfz 251/10 – бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.

Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.А осуществлялось на заводах фирм “Боргвард” (Берлин-Борзигвальде, номера шасси от 320831 до 322039), “Ганомаг” (796001-796030) и “Ганза-Ллойд-Голиаф” (до 320285)

General info

Survivability and armour

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour (hull, gun shield)
  • Structural steel (mudguards, undercarriage)
  • Wheel (front tires)
Armour Front (Slope angle) Sides Rear Roof
Hull 14.5 mm (6°) Engine compartment 14.5 mm (30°) Driver cabin 8 mm (41°) Lower glacis 8 mm (41°) Top – Engine 8 mm (35°) Top – Crew compartment 8 mm (19°) Bottom – Engine 8 mm (34°) Bottom – Crew compartment 8 mm + 8 mm (34°) Storage bins 8 mm Bottom – Undercarriage 8 mm (31°) 5.5 mm (42°) Lower glacis 8 mm (8°) Engine compartment 8 mm
Gun shield 6 mm (36°) Centre 6 mm (22°) Sides N/A

Notes:

  • Suspension wheels are 15 mm thick while tracks are 7 mm thick and torsion bars are 10 mm thick.
  • Wheels are 10 mm thick and mudguards are 5 mm thick.
  • The belly armour is 5.5 mm thick.

Mobility

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 57 12 8 142 191 17.75 23.88
Realistic 53 11 88 100 11 12.5

Ходовая часть

Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили бронетранспортер “Ханомаг” не за огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Ее обеспечивало полугусеничное шасси. Пара колес, расположенных спереди, позволяли направлять транспорт в нужном направлении, в то время как благодаря гусеницам обеспечивалась великолепная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем – бронированное детище “Ханомага” чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.

К тому же, необычное инженерное решение обеспечивало возможность резкого поворота. При обычном (до 15 градусов) поворот осуществлялся только благодаря колесам. Если же угол поворота был большим, то с помощью специального механизма внутренняя гусеница освобождалась, а мощность с нее передавалась на внешнюю. Благодаря этому “Ханомаг” легко мог развернуться на месте – при движении по городским улицам или нападении из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.

Armaments

Main armament

Main article: PaK L/45 (37 mm)

37 mm PaK L/45 Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 168 -8°/+25° ±25° N/A 17.6 24.3 29.6 32.7 34.8 3.5 3.1 2.9 2.7
Realistic 11.9 14.0 17.0 18.8 20.0

Ammunition

Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
PzGr APHE 47 44 31 21 14 9
PzGr 40 APCR 86 77 47 26 14 8
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Ricochet
0% 50% 100%
PzGr APHE 745 0.69 1.2 9 22.1 47° 60° 65°
PzGr 40 APCR 1,020 0.37 N/A N/A N/A 66° 70° 72°

Ammo racks

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty 4thrack empty 5thrack empty 6thrack empty 7thrack empty 8thrack empty 9thrack empty 10thrack empty 11thrack empty 12thrack empty 13thrack empty 14thrack empty Visualdiscrepancy
168 157 (+11) 145 (+23) 133 (+35) 121 (+47) 109 (+59) 97 (+71) 85 (+83) 73 (+95) 61 (+107) 49 (+119) 37 (+131) 25 (+143) 13 (+155) (+167) No

Ammo racks of the Sd.Kfz.251/10

Notes:

  • As they are modeled by sets of 4, shells disappear from the rack only after you fire all 4 shells in the set.
  • Each rack contains 3 sets of 4 shells.

История создания

Бронетранспортер «Ханомаг»

Разработка SdKfz 251 связана с историей создания германских бронетранспортеров. Первым прототипом данной машины принято считать полугусеничный грузовик фирмы «Даймлер», изготавливаемый для Португалии. Резиновые ленты обеспечивали соединение ведущих и направляющих колес, что позволяло автомобилю двигаться по мягкому грунту.

В 1915-16 годах разработаны полугусеничные машины «Бременваген» и «Мариневаген». В 1917 компания Бенц предложила артиллерийский тягач на полугусеничном ходу «Крафтпротце». Через два года одна такая машина получила бронирование для применения в полиции.

С разработкой немецких артиллерийских тягачей связывают проектирование Ганомага. В 1934 был создан HK 600 p, работающий на полугусеничном ходу. Через два года появились первые бронетранспортеры, использующие тот же принцип движения. Наиболее удачный вариант был разработан компанией «Ганза-Ллойд».

В 1936 лицензию на новый бронетранспортер выкупила компания Hanomag. Объединив данные наработки с шасси артиллерийских тягачей, она уже в 1937 представила новые машины HKL 6p. Было запущено серийное производство, а первые образцы поступили на вооружение германской армии летом 1939 года.

Полное название — mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen (MTW), что переводилось как средний бронетранспортер. Позже стало обозначаться в документах как SdKfz 250 (сконструирован на базе однотонного тягача) и SdKfz 251 — на базе трехтонного. Название Ханомаг было дано советскими солдатами. В официальных документах такого обозначения не имеется.

  • Crafting event “Strategist”: Sd.Kfz.251/10
  • Sd.Kfz. 251
Germany tank destroyers
Based on Pz.38(t)  Marder III · Marder III H · Jagdpanzer 38(t)
Based on Pz.I  Panzerjäger I
Based on Pz.II  15cm sIG 33 B Sfl
Based on Pz.III  StuG III A · StuG III F · StuG III G · StuH 42 G
Based on Pz.IV  Jagdpanzer IV · Panzer IV/70(V) · Panzer IV/70(A) · Brummbär · Dicker Max · Nashorn
Based on Pz.V  Jagdpanther · Bfw. Jagdpanther
Based on Pz.VI  Sturer Emil · Ferdinand · Jagdtiger
  JPz 4-5 · Waffenträger · VFW · VT1-2
Wheeled/Half-track  Sd.Kfz.251/10 · 8,8 cm Flak 37 Sfl. · Sd.Kfz.234/3 · Sd.Kfz.234/4
Rocket/Missile  15 cm Pz.W.42 · RakJPz 2 · RakJPz 2 (HOT)
Germany premium ground vehicles
Light tanks  Pz.II C (DAK) · Pz.Sfl.Ic · Sd.Kfz. 140/1 · Sd.Kfz.234/1 · Ru 251
Medium tanks  Nb.Fz. · Pz.III N · Pz.Bef.Wg.IV J · ▀M4 748 (a) · ▀T 34 747 (r) · Ersatz M10 · mKPz M47 G · Leopard A1A1 (L/44)
Heavy tanks  ▀Pz.Kpfw. Churchill · ▀KV-IB · ▀KV I C 756 (r) · ▀KV II 754 (r)
  VK 45.01 (P) · ␠Tiger · Pz.Bef.Wg.VI P · Tiger II (H) Sla.16
Tank destroyers  Sd.Kfz.234/3 · Sd.Kfz.234/4 · Sd.Kfz.251/10 · 15 cm Pz.W.42 · Brummbär · Panzer IV/70(A) · Bfw. Jagdpanther · VFW

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D

Последняя модификация, внешне отличавшаяся от предыдущих измененной конструкцией кормовой части машины, а также ящиками ЗИП, которые полностью вписались в броневой корпус. С каждой стороны корпуса бронетранспортера имелось по три таких ящика.

Другими конструктивными изменениями стали: замена блоков наблюдения смотровыми щелями и изменение формы выхлопных труб. Главное изменение технологического характера заключалось в том, что корпус бронетранспортера стал выполняться методом сварки. Помимо того, множество технологических упрощений позволяли значительно ускорить процесс серийного производства машин. Начиная с 1943 года, было выпущено 10602 единиц Sd.Kfz.251 Ausf.D в различных вариантах от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23

Назад – Вперед >>

< Назад

Модификации

Все сказанное выше касается именно базовой модели Sd Kfz 251. Однако за последующие годы было выпущено большое количество модификаций – отличалось вооружение, назначение и даже основные ТТХ – вес, габариты. Всего было выпущено двадцать две модификации – одни доказали свою эффективность и выпускались сотнями, в то время как выпуск других ограничивался несколькими пробными десятками.

Расскажем о наиболее интересных из них, пополнивших список бронетранспортеров Второй Мировой войны. Ведь каждый из них заслуживает отдельного внимания:

  • Например, Sd Kfz 251/2 представлял собой полноценный самоходный миномет. Кроме стандартного пулемета MG-34 он комплектовался еще и минометом sGrWr 34 калибра 81 миллиметр с боекомплектом в 66 выстрелов
  • А Sd Kfz 251/3 использовался как машина связи – этот бронетранспортер укомплектовывался различными моделями радиостанций и разными типами антенн. Разумеется, в результате координация действия значительно улучшалась, что позволяло войскам действовать боле слаженно и эффективно.
  • Главным назначением Sd Kfz 251/6 стала перевозка командиров дивизий, корпусов и армий. Она обязательно комплектовалась рациями, благодаря чему командующий мог получать сводки прямо с поля боя, оговаривать дальнейшие действия с другими командирами.
  • Sd Kfz 251/8 использовался как бронированный санитарный автомобиль. Вмещал в себя восемь сидячих раненых или же четверых сидячих и двух лежачих.
  • Sd Kfz 251/9 представлял собой мощную огневую единицу, так как был укомплектован не только привычным пулеметом, но еще и настоящей пушкой! Короткоствольная 75-миллиметровая Kwk-37 с боекомплектом в 52 снаряда не представляла опасности для танков врага, зато прекрасно показала себя при уничтожении живой силы противника, а также укрепленных огневых точек.
  • БТР Sd Kfz 251/11 стал настоящим подарком для связистов. На правое крыло устанавливалась катушка с телефонным кабелем, что позволяло прокладывать его, не выходя из сравнительно безопасного десантного отсека.

Sd Kfz 251/16 стал действительно страшным орудием. Кроме двух пулеметов MG-34 он комплектовался двумя 14-миллиметровыми огнеметами. Общий запас огнесмеси составлял 700 литров – этого хватало, чтобы сделать до 80 выстрелов. Причем дистанция поражения была довольно большой – до 35 метров (сильно влияло направление и сила ветра). Однако для уничтожения живой силы, особенно солдат, засевших в окопах, эта модификация прекрасно подходила.

Production & evolution: The Ausf.A and B

The Ausf.A (Ausführung A or “A-version”) was the first of the Mittlerer Gepanzerter Mannschaftskraftwagen. It appeared in mid-1939 and was first allocated to the Panzergrenadiers attached to the 1st Panzer Division (stationed at Weimar, during the spring of 1939), the best equipped German unit at the outbreak of the Polish campaign. Production figure estimates for 1939 are only 232, and production was assumed by Hanomag in Hanover, Büssing-NAG of Berlin Oberschoeneweide, Weserhuette of Bad Oeynhause, Wumag of Goerlitz, and F. Schichau of Elbing.
The Ausf.B appeared in 1940and was similar in all aspects but the relocated radio antenna (from the step to the rear fighting compartment), and the removal of the rear vision sights, for production ease. By the end of 1940, only 337 more would be delivered. An estimated 500 took part in the French campaign.

Модификации

Некоторые модификации SdKfz 251

Бронетранспортер SdKfz 251 имел 23 специализированные модификации, обозначавшихся порядковыми номерами:

  • 251/1 — базовая модель, запущенная в серийное производство;
  • 251/2 — самоходный миномет, имел на вооружении sGrWr 34 калибром 81 мм с боекомплектом на 66 выстрелов;
  • 251/3 — бронетранспортер для радиосвязи, использовал различные комбинации радиостанций FuG и разные типы антенн;
  • 251/4 — перевозка боеприпасов и транспортировка легких пехотных орудий и полевых гаубиц, боекомплект рассчитан на 120 выстрелов;
  • 251/5 — перевозка саперов и их снаряжения, некоторые машины имели радиостанции;
  • 251/6 — мобильный командный пункт для командиров уровня дивизии, корпуса или армии, оборудовались радиостанциями;
  • 251/7 — улучшенная версия 251/5, имела по бокам штурмовые мостики;
  • 251/8 — санитарная бронемашина, рассчитана на восемь сидячих солдат или двух лежачих и четырех сидячих;
  • 251/9 — самоходная установка для короткоствольной пушки 7,5 cm K 37 (Sf), позже применялась 7,5 cm К 51, боекомплект рассчитан на 52 выстрела;
  • 251/10 — машина для командующих взводами, вооружена противотанковой пушкой Pak 35/36 с боекомплектом на 168 выстрелов;
  • 251/11 — бронетранспортер для прокладки кабеля, катушка монтировалась на правом борту;
  • 251/12 — артиллерийская разведка и корректировка огня, имелись радиостанции;
  • 251/13 — бронеавтомобиль для артиллерийской звуковой разведки;
  • 251/14 — еще одна модификация для звуковой разведки;
  • 251/15 — светометрическая разведка;
  • 251/16 — самоходный огнемет, орудия устанавливались на борта, запас составлял 700 л — на 80 секунд непрерывного огня каждой пушки, дальность поражения — 35 м в зависимости от ветра;
  • 251/17 — зенитная установка для Flak 38 калибром 20 мм, боекомплект на 600 выстрелов;
  • 251/18 — наблюдение и связь, имелись радиостанции;
  • 251/19 — мобильная станция телефонной связи;
  • 251/20 — установка с инфракрасным прожектором, известная как «Филин», применялась для корректировки огня «Пантер», позволяя отмечать цели на расстоянии до 1500 м, имелась радиостанция для связи;
  • 251/21 — зенитная установка под авиационные пушки MG 151/20 с калибром 20 мм, боекомплект рассчитан на 3 тыс. выстрелов;
  • 251/22 — самоходная артиллерийская установка для орудия Pak 40/1 калибром 75 мм, боекомплект — 22 снаряда;
  • 251//23 — машина разведки с танковой пушкой на 100 выстрелов и стандартным пулеметом.

Широкий спектр модификаций позволял применять бронетранспортеры Ханомаг в качестве основной машины поддержки. Во многом именно их мобильность определяла успех проводимых операций.

Комментировать
0