fbpx
No Image

Магомед толбоев: «развитие авиации не остановить!»

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Биография

Родился 20 января 1951 года в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР в многодетной аварской семье. Родители: Омар Магомедович Толбоев — шофёр и Джамгарат Алиевна Толбоева — колхозница. По национальности аварец.

Образование и работа

Окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В.М.Комарова в 1973 году, Московский авиационный институт (МАИ) в 1984 году со специальностью инженера-системотехника, Центр подготовки космонавтов и аспирантуру Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы, кандидат технических и исторических наук. С 1973 года — лётчик ВВС СССР, служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должностях лётчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка.

В 1977 году в связи с направлением на лётно-испытательную работу уволился в запас в звании капитана. В 1981 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-испытательный институт им. М.М.Громова (ЛИИ, г. Жуковский, Московской области). С 1984 года – космонавт-испытатель, командир многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

ЛЁТЧИКИ ИСПЫТАТЕЛИ – ГВАРДИЯ АВИАЦИИ

Все видео

Политическая деятельность

С 1993 по 1995 год – депутат Государственной Думы первого созыва, был членом депутатской группы «Новая региональная политика», заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

С 1996 по 1998 год — секретарь Совета безопасности Республики Дагестан. В июле 1994 года был делегатом Конституционного Собрания Дагестана. В ходе Конституционного Собрания РД выдвигался на должность главы республики — Председателя Госсовета, получил поддержку 442 участников КС (36,8%) , заняв второе место. В 1996 году предложил концепцию прекращения войны в Чеченской республике. Избирался сопредседателем партии «Всероссийский народный Конгресс», членом Высшего Совета Российской объединённой промышленной партии (1995).

Испытательная и космическая деятельность

За период лётно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов. На его счету испытания таких знаменитых машин, как МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлёгких спортивных и экспериментальных самолётов. Совершил 2 благополучные аварийные посадки самолётов с неработающим двигателем и одна посадка Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолёта.

В 1976 году катапультировался из неуправляемого самолёта МиГ-15 УТИ.

Испытывал на прочность самолёт МАИ-89, выполнил первый подъём в воздух сверхлёгких самолётов «Эльф», МАИ, М-15, «Стаер» и др.

В 1983-1994 прошёл полный курс подготовки в Центре подготовки лётчиков-космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». В ходе программы «Буран» отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154, оснащённом системой управления «Бурана», и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран».

15 ноября 1988 года во время возвращения «Бурана» из орбитального полёта пилотировал самолёт МиГ-25 с аппаратурой оптико-телевизионного наблюдения, созданный для передачи в ЦУП информации о внешнем состоянии «Бурана» во время посадки.

На посту секретаря Совета безопасности Республики Дагестан вёл переговоры с полевыми командирами, участвовал в мероприятиях по недопущению распространения боевых действий на Дагестан. В 1999-2000 годах был заместителем командующего авиацией Московского округа внутренних войск МВД РФ и главным инспектором авиации МВД РФ.

В 2002 году был одним из соучредителей фирмы «Конверсионные технологии космоса» («КТК»).

В настоящее время занимается общественно-политической деятельностью.

Ныне — член политического консультативного совета при Президенте России, а также Президент Российской корпорации «Авиация», с 1997 года — почётный Президент Московского авиационного салона МАКС, с 1999 года — почётный Президент Федерации Ушу-Сань-Да города Москвы.

Комментарии

Борис Николаевич Юрьев

выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Жан-Пьер Эньере

французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований

Вальтер «Гулле» Эзау

немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха

Франк Кендэл Эверест Мл.

американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс

Леопольд Штейнбатц «Бази»

немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант

Сергей Максимович Шерстобитов

военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор

Юрий Георгиевич Шаргин

российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ

Борис Григорьевич Чухновский

советский авиатор, один из первых полярных лётчиков

Овощебаза в Бирюлево

В 2013 году резонанс получил стихийный сход, который произошел в Западном Бирюлево – одном из районов Москвы. Здесь находится плодоовощная база «Покровская», из-за которой, собственно говоря, тогда и возникли народные волнения. Местные жители были недовольны тем, что на базе работает множество нелегалов, которые, по их мнению, являлись источником преступности в районе. Они просили у властей убрать овощебазу за пределы МКАД, но положительного ответа так и не получили. По официальной версии, организация протеста была спровоцирована убийством Егора Щербакова нелегальным мигрантом с Кавказа.

В связи с этими событиями заговорили и о Магомеде Толбоеве, так как он на тот момент являлся почетным президентом ЗАО «Новые Черемушки», которому было подконтрольна та самая немалоизвестная овощебаза в Бирюлево. В 1992 году было зарегистрировано ЗАО «Новые Черемушки». По сути, организация является семейным бизнесом: акциями владеют также его двоюродные братья.

После данного инцидента начались проверки на овощебазе, и вскоре по итогам рейда рынок было решено закрыть. Магомед Толбоев прокомментировал данную ситуацию: «Ответственность за происходящее в Бирюлеве должна нести коррумпированная полиция и органы власти». Между тем Толбоев указывает на тот факт, что он является президентом не самого рынка в Бирюлево, а организации «Новые Черемушки».

МАКС – НА РАВНЫХ С САЛОНАМИ ФРАНЦИИ И АНГЛИИ

– Магомед Омарович, вы – один из основателей авиационно-космического салона – МАКС – и через год будете проводить очередной, 15-й по счету, салон. Он, как всегда, пройдет в подмосковном Жуковском. Чем мы удивим мир?

– А мы удивляем его постоянно, во многом уже обходим салоны Франции и Англии

Мы готовили наше лидерство еще с далекого 1992 года, когда впервые провели «Мосаэрошоу», такое важное зачетное мероприятие. И вот после его успеха приняли решение интегрироваться в систему международных авиакосмических салонов

Только по одному желанию туда было не войти. Началась многолетняя кропотливая работа. Так мы пришли к тому, что можем на равных сражаться с салонами уровня Ле-Бурже и даже в чем-то превосходить их. Кто побил наш рекорд на МАКС-2001, который посетили свыше 660 тысяч человек? Никто! На Западе максимум 2 тысячи посетителей набирается, да и смотровые площадки не превосходят 50х70 метров.

Или вот участвовал я в 2013 году в авиасалоне в Эмиратах – богатейшая страна, организация на высшем уровне, все блестит-сверкает, но посетители – только чиновники, почетные гости, и ни одного рядового зрителя.

У нас, например, «Мострансавто» обеспечивает бесплатную перевозку всех посетителей МАКСа, автобусы курсируют по нескольким маршрутам каждые 2-3 минуты, а дети до 14 лет, пенсионеры, ветераны авиации и космоса посещают мероприятие бесплатно. А в той же Франции билет стоит 17 евро!

Владимир Путин на открытии МАКС-2019 отметил, что наш авиакосмический салон и дальше станет укреплять свои «позиции авторитетной площадки делового общения, обмена идеями и заключения взаимовыгодных контрактов». А наш президент человек дела, среди всех руководителей государств он отличается оперативным принятием решений и действенным их исполнением. С таким президентом наша отрасль обязательно будет развиваться!

– Мы с вами находимся в институте имени Громова, здесь зарождались все космические разработки – это история, глубочайшая история советской и российской авиации. Вы, в частности, были активным участником исторической программы «Энергия-Буран»…

– Да, говорят, она стала последним «техническим подвигом» Советского Союза, увы, это горькая правда. Нас было 12 летчиков-испытателей пилотируемого аналога «Бурана» – БТС-002 ОК-ГЛИ, звали нас «Волковской дюжиной» по фамилии командира отряда, летчика-космонавта СССР Игоря Петровича Волка.

– Славная была эпоха?

– Несомненно, а сегодня мне кажется, мы последние из могикан мечты о полетах «все выше и выше…». Я летаю на всем, что держится в воздухе: на параплане, легкомоторном самолете, на боинге, на парашюте, на Су… Но таких, как я, остались единицы, даже летчиков-испытателей уже почти нет. Я пришел в отрасль в 30 лет, теперь почти 70, и вот стою один.

Участие в политической жизни

Заслуженный летчик-испытатель активно участвует и в политической жизни страны. В 1990 году он выдвигал свою кандидатуру в народные депутаты РСФСР. Но тогда он не смог набрать нужного количества голосов. Чуть позже он оказался в числе тех, кто защищал Белый дом во время путча. 

Магомед Толбоев участвовал в предвыборной гонке и хотел стать главой Республики Дагестан, но его поддержали только 40 % избирателей и он оказался на втором месте. В периоды с 1996 по 1998 годы летчик-испытатель работал в должности секретаря в совете безопасности Республики Дагестан. На этом посту им было сделано многое для того, чтобы предотвратить военные действия в Дагестане. В 1996 году Толбоев предложил свою концепцию решения военного конфликта в Чечне. 

Этот человек сделал очень много для развития родной республики. В Дагестане его ценят высоко. Такая активная жизненная позиция заслуживает уважения. Толбоев выступает в качестве эксперта при разборе внештатных ситуаций, связанных с авиацией, с космосом. Он не раз давал профессиональную оценку действиям пилотов во время крушения российских и иностранных самолетов. Магомед Омарович выступал с инициативой о том, что на российских самолетах-истребителях должны летать только отечественные летчики. К его мнению прислушивались и прислушиваются люди, занимающие самые высокие посты. 

Начиная с 2012 года Толбоев является доверенным лицом при президенте РФ. Он живет и работает в городе Жуковский. Магомед Омарович занят в военной, научной, политической и спортивной отраслях. Этот уникальный человек – летчик с мировым именем, но при этом успевает реализовать себя и в других областях. Он является руководителем корпорации “Авиация”. Толбоев был выбран Президентом Федерации ушу сань-да в Москве. 

РУССКУЮ ШКОЛУ САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ ЕЩЕ НИКТО НЕ ОБОШЕЛ

– А как же МС-21?

– Это совсем другой самолет, главный конструктор – Олег Демченко, честь имею! Олег, он упертый, он не сломается и не будет кланяться направо и налево. А у МС-21 большие перспективы, он перекрывает два направления – среднемагистральное и дальнемагистральное.

Вообще в мире, что касается самолетов, до сих пор есть только две страны технологически равноценные – Россия и США.

– А разве хуже в этом смысле Китай?

– Китай живет на уровне 1959-1966 годов, все, что у них в этом направлении есть, – это наши технологии. У Китая нет ничего нового. Почему? Да потому, что мысль здесь живет у нас, в светлых головах наших теоретиков, конструкторов, изобретателей и практиков. Русская школа конструирования, самолетостроения, ракетостроения остается непревзойденной.

– И какова же наша основная конструкторская фишка на сегодня?

– А мы этого и не скрываем – это гиперзвук, это гиперзвуковое оружие, мы начали разработки еще в 1977 году. Вот перед вами испытатель, который может летать на 17 махах…

К гиперзвуковым гражданским самолетам мы пока только идем – там свои требования, связанные с удобствами пассажиров. А вот боевые самолеты – пожалуйста, нет вопросов. И серьезные разработки продолжаются.

– Магомед Омарович, а вот разрабатываются микросамолеты со складными крыльями, чуть ли не летающие машины. На какой стадии их развитие?

– Есть летные образцы, на которых сел на шоссе, сложил крылья и поехал. Я их испытывал и готов дальше испытывать. Но дело в том, что есть такие самолеты, но нет покупателя!

Обидно, что у нас никто ни за что не отвечает, вот кто в РФ отвечает за развитие гражданской авиации? Министр транспорта мне говорил, мол, отношения не имею, тогда кто?

Биография

Родился 20 января 1951 года в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР в многодетной семье. Родители: Омар Магомедович Толбоев — шофёр и Джавгарат Алиевна Толбоева — колхозница.

Образование и работа

Окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. М. Комарова в 1973 году, Московский авиационный институт (МАИ) в 1984 году со специальностью инженера-системотехника, Центр подготовки космонавтов и аспирантуру Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы, защитил степень кандидата технических наук.

С 1973 года — лётчик, затем старший лётчик 642 гвардейского Братиславского Краснознаменного авиационного полка истребителей-бомбардировщиков 5 Воздушной Армии, проходил службу в частях истребительной авиации Военно-воздушных сил Группы советских войск в Германии в должностях лётчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка.

В 1977 году в связи с направлением на лётно-испытательную работу уволился в запас в звании капитана. В 1981 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-испытательный институт им. М. М. Громова (ЛИИ, г. Жуковский). С 1984 года — космонавт-испытатель многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

Политическая деятельность

С 1993 по 1995 год — депутат Государственной Думы первого созыва, член депутатской группы «Новая региональная политика», заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, член президиума Конгресса промышленников и предпринимателей Российской Федерации.

С 1996 по 1998 год — секретарь Совета безопасности Республики Дагестан. В июле 1994 года был делегатом Конституционного Собрания Дагестана. В ходе Конституционного Собрания РД выдвигался на должность главы республики — Председателя Госсовета, получил поддержку 442 участников КС (36,8 %), заняв второе место. В 1996 году предложил концепцию прекращения войны в Чеченской республике. Избирался сопредседателем партии «Всероссийский народный Конгресс», членом Высшего Совета Российской объединённой промышленной партии (1995).

С 1999 по 2000 год — на военной службе во внутренних войсках МВД России, на должности начальника авиации Московского военного округа внутренних войск — главного инспектора МВД России.

Испытательная и космическая деятельность

За период лётно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов. На его счету испытания МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлёгких спортивных и экспериментальных самолётов. Совершил 2 благополучные аварийные посадки самолётов с неработающим двигателем и одну посадку Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолёта.

В 1976 году катапультировался из неуправляемого самолёта МиГ-15 УТИ. По другим данным катапультирование происходило в учебных целях. Будучи начальником ПДС 642 гв. апиб М. Толбоев проводил учебные показательные занятия.

Испытывал на прочность самолёт МАИ-89, выполнил первый подъём в воздух сверхлёгких самолётов «Эльф», МАИ, М-15, «Стаер» и др.

В 1983-1994 годах прошёл полный курс подготовки в Центре подготовки лётчиков-космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». В ходе программы «Буран» отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154, оснащённом системой управления «Бурана», и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран».

НАШИ ЛЮДИ

Ян Ливэй
Космонавты

первый космонавт КНР

Юрчихин, Фёдор Николаевич
Космонавты

российский космонавт

Юи, Кимия
Космонавты

японский лётчик-испытатель, десятый японский астронавт и 542-й космонавт мира

Шукор, Шейх Музафар
Космонавты

первый и единственный космонавт Малайзии

Шкаплеров, Антон Николаевич
Космонавты

российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю

Шаталов, Владимир Александрович
Космонавты

советский космонавт № 13, генерал-лейтенант авиации

Шармен, Хелен
Космонавты

первый космонавт из Великобритании и по состоянию на начало 2015 года единственный космонавт этой страны, летавший в космос, как официальный представитель Великобритании

Шарма, Ракеш
Космонавты

первый индийский космонавт и 138-й человек в мире, совершивший полёт в космос, Герой Советского Союза

Личная жизнь

Магомед Толбоев – человек достаточно закрытый и серьезный, как и положено быть летчику и общественному деятелю такого уровня. О его личной жизни известно мало и его имя никогда не упоминалось в громких скандалах. Со своей будущей женой Любовью Васильевной он познакомился еще во времена обучения в летном училище. С тех пор они не расставались. Супруги воспитали троих детей, каждый из которых уже состоялся в жизни. Дочь Марина живет в Великобритании. Еще одна дочь Наталья работает модельером. Сын Руслан – учредитель нескольких компаний. Он также является акционером крупных корпораций. 

Обучение

С самого детства Магомед Толбоев буквально бредил небом, потому неудивительно, что он выбрал для себя обучение в стенах Ейского высшего военного училища летчиков. Из этого вуза он выпустился в 1973 году. После чего в 1984 году он стал обладателем диплома Московского авиационного института, где получил квалификацию инженера-системотехника. Также в своей жизни военный прошел обучение в Центре подготовки космонавтов, а также в аспирантуре РУДН имени Лумумбы. Дагестанец является кандидатом технических наук. Также он окончил школу партийных работников в Германии. А в 1996 году успешно защитил диссертацию по теме, в которой были отражены проблемы отношений между народами Северного Кавказа, благодаря чему стал кандидатом исторических наук.

Комментировать
0