История
Будучи первыми современными эскадренными броненосцами 1-го класса в американском флоте, «эскадренные броненосцы береговой обороны» типа «Индиана» не полностью устраивали американских адмиралов. Главным недостатком этих кораблей считалась неудовлетворительная мореходность, из-за недостаточной высоты надводного борта и низкого расположения артиллерии. Военно-морские специалисты считали, что броненосцы — даже береговой обороны — должны обладать мореходностью, позволяющей им в случае необходимости совершать длительные океанские переходы с Атлантического на Тихоокеанский берег и по крайней мере ограниченно сражаться в открытом море. В 1880-х США обзавелись рядом отдаленных от метрополии территорий, включавших Аляску и Гавайи: в случае иностранных посягательств на них, была высока вероятность что американским кораблям придется сражаться вдали от берегов в открытом море.
Конгресс согласился с этими доводами, и 19 июля 1892 года авторизировал постройку «океанского эскадренного броненосца береговой обороны», водоизмещением в 9000 тонн. Согласно техническому заданию, корабль должен был иметь возможность совершать длительные океанские переходы и эффективно сражаться в открытом море при любой погоде. Корабль, получивший (впервые в американском флоте) название «Айова» был заложен на стапеле верфи «Уильям Крамп и сыновья» 5 августа 1893 года.
Вторая мировая
К центральной роли авианосцев добавлялось ещё и безраздельное промышленное доминирование США, начавшее сказываться как раз тогда, когда четыре линкора типаАйова» и поступили на Тихоокеанский ТВД.
В этом смысле показателен первый бой новых линкоров, произошедший 17 февраля 1944 года близ острова Трук.Айова» и её систершипНью-Джерси», поддержанные крейсерами и эсминцами, провели своё первое морское сражение с кораблями противника. Это было, по сути, избиение небольшого отряда японцев. Американцы уничтожили учебный крейсер, вооружённый траулер и эсминец(ещё один эсминец сумел сбежать).
Айова» в Тихом океане
Но ещё показательнее, что это стало не только первым, но и последним столкновениемайов» с неприятельскими кораблями. А вот обстреливать побережья новым линкорам доводилось часто. Американцы даже создали осколочно-фугасный снаряд, весивший меньше бронебойного, — всё для того, чтобы сократить износ стволов при работе поземле».
Другой важной рольюайов» была борьба с авиацией, и особенно камикадзе. В этом здорово помогала мощная зенитная артиллерия
Она за время войны выросла настолько, что, не в последнюю очередь благодаря ей, численность экипажа увеличилась на 700-800 человек от проектной. А наМиссури» и на добрую тысячу.
Тот жеМиссури», кстати, неразрывно связан с окончанием Второй мировой войны — именно на его палубе 2 сентября 1945 года была подписана капитуляция Японии.
Ссылки
- Панамского Канала в то время ещё не существовало, и единственным путём такой переброски был 25000-километровый переход в обход Южной Америки.
- Впервые в мировой практике
- В 1900 году на испытаниях была продемонстрирована скорострельность в 14 выстрелов в минуту, из них 11 попали в цель
- Торпеды, приводившиеся в движение раскрученным до нескольких сотен оборотов в секунду маховиком.
- IX — стандартный префикс ВМФ США для нестандартных кораблей, не относящихся к определенному классу.
- Чтобы не потопить IX-6 раньше времени, стрельба велась снарядами без взрывчатки.
- Alden, John D. (1989). American Steel Navy: A Photographic History of the U.S. Navy from the Introduction of the Steel Hull in 1883 to the Cruise of the Great White Fleet. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. ISBN 978-0-87021-248-2.
- Friedman, Norman (1985). U.S. Battleships, An Illustrated Design History. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. ISBN 978-0-87021-715-9.
- Reilly, John C.; Scheina, Robert L. (1980). American Battleships 1886—1923: Predreadnought Design and Construction. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. ISBN 978-0-87021-524-7.
- Chesneau, Roger; Koleśnik, Eugène M.; Campbell, N.J.M. (1979). Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. London: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-133-5.
- Johnson, William (1992). «The USS Iowa Silver Service Comes Home». Palimpsest: Iowa’s Popular History Magazine 73 (4): 161—169. ISSN 1761788.
Вооружение
В годы II мировой войны действующие дредноуты типа «Айова» обладали следующими видами оружия:
- Тяжелый калибр был представлен 9 406-мм пушками Mk-7, размещенными на трехорудийных башнях. Расположение двух носовых установок проводилось по линейно-возвышенной схеме, на корме находилась третья артиллерийская система. Управление огнем производилось из двух командно-дальномерных постов (КПД). Каждый из КПД был оснащен дальномером, радаром и прицелами. Скорострельность установок достигала 2 выстрелов за одну минуту. Использовались бронебойные и осколочно-фугасные типы снарядов массой до 1 225 кг. Дальность полета превышала 38 км.
- Универсальная артиллерия включала 10 пар 127-мм 38-калиберных пушек Mk.12. Они выполняли противокорабельные и противовоздушные задачи. Скорострельность равнялась 15 выстр/мин. Максимальная дальность составляла 15,9 км.
- Зенитная артиллерия имела 40-мм орудий Бофорс, 28-мм техника 1,1″ Mark 1/1 и 20-мм пушки Эрликон. Число орудий ежегодно менялось.
- Авиация включала две катапульты, с каждой стороны кормы, и 3 гидросамолета. Ангаров для воздушных судов не было. Два самолета размещались на катапультах, третий на корме.
В 80-х годах линкоры «Айова» получили новое тактическое ударное оружие – высокоточные крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк», стреляющие по надводным целям. Также появились системы для запуска противокорабельных крылатых ракет RGM-84 «Гарпун». В качестве противоракетной обороны использовался зенитный комплекс Phalanx CIWS. Гидросамолеты заменили вертолетами. На корме расположили устройство для запуска беспилотных летательных аппаратов RQ-2 «Pioneer».
Модернизации и переоборудования
В 1980-е годы линкор прошел капитальную модернизацию. После модернизации планировалось, что линкор возглавит одну из четырех боевых надводных групп, в каждую из которых будут входить один ракетный крейсер типа Ticonderoga и три ракетных эсминца.
Линкор получил 8 четырехконтейнерных пусковых установок крылатых ракет Tomahawk, 4 четырехконтейнерные ПУ противокорабельных ракет Harpoon, четыре 20-мм зенитных арткомплекса Мк.15 Phalanx, новые радиолокационные станции, системы связи, управления оружием и радиоэлектронной борьбы. Количество 127-мм башенных установок сократилось до шести. Стандартное водоизмещение корабля после модернизации составило 49 200 тонн, полное — 58 420 тонн. Американцы планировали еще одну модернизацию своих линкоров, но отказались от нее.
Модернизации вооружения на линкоре:
- 1968 год
- 1983 год
- 3 × 3 — 406-мм/50 орудий Mark 7
- 10 × 2 — 127-мм/38 орудий Mark 12
3 × 3 — 406-мм/50 орудий Mark 7
6 × 2 — 127-мм/38 орудий Mark 12
8 × 4 — ПУ ПКР BGM-109 КР Tomahawk
4 × 4 — ПУ ПКР Harpoon
4 × 6 — 20-мм/76 МЗАК Mark 15 Phalanx
Скоростной линкор
Айовы» были вершиной американского линкоростроения — по крайней мере, если брать воплощённые в металле проекты. Эти корабли совершили своеобразный прорыв, разительно отличавший их от любых аналогов.
Этим прорывом не была броня, хотя она была весьма и весьма неплохой. Не стала им и артиллерия главного калибра — да, это были лучшие орудия, что ставились на американские линкоры, но японскиеЯмато» иМусаси» были в этом плане серьёзнее.
Этим прорывом была скорость — 32,4 узла без форсировки. Это было крайне серьёзно. Самые современные послеайов» американские линкоры,саут дакоты», были ограничены 27,5 узлами — как и японскийЯмато».
Исход войны на Тихом океане решался не линкорами, а авианосцами. Большие артиллерийские корабли придавали устойчивость авианосным соединениям и обстреливали побережья при высадках. И тут получилось, что американцы попали в десятку. Быстроходностьайов» оказалась в разы важнее защищённости и способности 406-мм снарядов, пущенных из 50-калиберного ствола, пробивать неприятельскую броню. Новые линкоры могли главное — двигаться в составе авианосных групп, не снижая их общей скорости
Что было крайне важно на безбрежных просторах Тихого океана
Служба
Первые четыре дредноута встали на вооружение в годы II мировой войны. Строительство оставшихся двух линкоров приостановили в послевоенные годы. В конце 50-х годов «Иллинойс» и «Кентукки» разобрали на лом.
«Айова» начал свою службу в 1943 году на севере Атлантического океана, где он готовился отправиться на перехват немецкого линкора «Тирпиц». Однако британские ВВС справились с вражеским судном самостоятельно. Через год дредноут перебазировался в Тихий океан. В группе с авианосцами «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин» участвовали в нескольких боях с флотом Японии. После завершения войны американские потомки броненосцев были переведены в резерв. Спустя короткий промежуток времени 4 корабля вновь вернулись на службу, предварительно проведя ряд усовершенствований.
Линкоры участвовали в войне с Кореей и Вьетнамом, провели несколько крупных учений с привлечением ВМС других государств, в составе авианосных соединений совершили кампании по Средиземному морю и около побережья Южно-Азиатских стран. В 1991 году последние действующие линкоры в мире – «Висконсин» и «Миссури», участвовали в военных операциях против Ирака.
Все четыре корабля, воевавшие в годы II мировой войны, а затем принимавшие участие в важных американских миссиях в настоящий момент преобразованы в музеи.
Любой линкор оценивается по трем параметрам:
- Вооружение;
- Бронирование;
- Скорость хода.
«Айова» имели самую большую огневую мощь в мире за исключением японских «Ямато», которые были оснащены 460-мм пушками. Энергетическая установка позволяла осуществлять движение судна на высокой скорости. Не случайно дредноуты идеально вписались в состав авианосных соединений, где важную роль играет именно этот показатель. Бронирование линейного корабля было не настолько хорошим в сравнении с другими вышеописанными характеристиками. Если бы американцу пришлось встретиться в море с японским «Ямато», поражения удалось бы избежать только благодаря большой скорости.
Боевая эффективность
Схема бронирования:
700px
bottom
Толщина брони, мм:
1
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм | |
---|---|---|
Обшивка | 32…38 | |
Палуба | Оконечности | 32 |
Центральная часть | 38 |
2
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Надстройки | 19 |
Боевая рубка | 184…439 |
3
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Носовой траверс | 16…287 |
Кормовой траверс | 16…287 |
Борт | 38…307 |
4
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм | |
---|---|---|
Башни ГК | Лоб | 432 |
Бок | 241 | |
Тыл | 305 | |
Крыша | 184 | |
Барбеты | 76…439 |
5
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Носовой траверс | 216 |
Кормовой траверс | 16 |
Борт | 58…297 |
Палуба | 16…25 |
Общая
1
Обшивка
2
Надстройки
3
Каземат
4
Установки ГК
5
Цитадель
Достоинства и недостатки:
Достоинства:
- неплохое бронирование;
- хороший урон ОФ и ББ снарядов;
- отличное ПВО вооружение;
- одна из лучших скорость хода;
- хорошая дальность стрельбы орудий ГК.
Недостатки:
- большой радиус циркуляции;
- долгое время перекладки рулей;
- уязвимость цитадели;
- посредственная противоторпедная защита (25%).
Послевоенное положение дел
Несмотря на то что экипажи очень любили эти корабли за их маневренность и отличное вооружение, высокие ходовые качества и живучесть, их содержание обходилось для военного бюджета США слишком дорого. А потому в том же 1945 году суда были поставлены на консервацию, так как надобность в них фактически отпала.
Но линкор «Айова», характеристики которого были весьма впечатляющими по тем временам, в резерве пробыл недолго: уже в начале Корейского инцидента их снова вывели на «передний эшелон», затем был Вьетнам. К слову говоря, вьетнамские события показали, что один такой крейсер в некоторых случаях способен заменить не менее 50 самолетов-бомбардировщиков за счет высокой плотности огня по площадям. Так как немалая часть боевых действий проходила на прибрежных плацдармах, американцы сэкономили немало самолетов.
После Вьетнама линкоры вновь поставили «в консервы», но снова отправили на передовую в 70-е годы, во время Холодной войны. Рейган хотел показать СССР, что Америка — страна сильная и могущественная, и несколько отлично вооруженных кораблей для этой цели подходили как нельзя лучше.
Modules
Rate of Fire(shots/min) | 180° Turn Time(sec) | Maximum Dispersion(m) | Maximum HE Shell Damage(HP) | Chance of Fire on Target Caused by HE Shell(%) | Maximum AP Shell Damage(HP) | (exp) | ( ) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
406 mm/50 Mk.7 in a turret | 2 | 45 | 272 | 5,700 | 36 | 13,500 | 1,350,000 |
Hit Points(HP) | (mm) | (mm) | Main Turrets(pcs.) | Secondary Gun Turrets(pcs.) | AA Mounts(pcs.) | Torpedo Tubes(pcs.) | Hangar Capacity(pcs.) | (exp) | ( ) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Iowa (A) | 68,100 | 16 | 439 | 3 | 10 | 14/21/10 | 1,750,000 | ||||
Iowa (B) | 79,000 | 16 | 439 | 3 | 10 | 18/49 | 45,000 | 3,500,000 | |||
Iowa (C) | 79,000 | 16 | 439 | 3 | 10 | 19/10/32 | 60,000 | 5,000,000 |
Firing Range Increase(%) | Maximum Firing Range(km) | (exp) | ( ) | ||
---|---|---|---|---|---|
Mk9 mod. 1 | 21.2 | 1,000,000 | |||
Mk9 mod. 2 | 10 | 23.3 | 24,000 | 2,100,000 |
Maximum Speed(knot) | (exp) | ( ) | ||
---|---|---|---|---|
Propulsion: 172,000 hp | 28.8 | 550,000 | ||
Propulsion: 212,000 hp | 33 | 19,000 | 1,300,000 |
Модернизация кораблей
Как мы уже упоминали, к 1980 году стало очевидным обстоятельство морального и технического устаревания кораблей. Следовало что-то предпринять. Одно время в воздухе витали фантастические идеи преобразования судов… в авианосцы. Нелепость предложения подчеркивала форма кораблей, та самая «дубинка». На перестройку понадобилось бы потратить такие деньги, что введение в строй нового авианосца было бы немногим дешевле.
Как же переоборудовали линкор класса «Айова»? Модель модернизации, одобренная Сенатом, предусматривала установку ракет «Томагавк», которые резко повышали боеспособность кораблей. Кроме того, были смонтированы ракетные комплексы «Гарпун», проведен капитальный ремонт двигателей и прочего оборудования судов.
Оценка проекта
С уверенностью можно сказать, что Iowa была несомненным триумфом американского кораблестроения. Именно на этой триумфальной разработке были исправлены большинство недостатков первых американских эскадренных броненосцев. Почему же это триумфальная разработка? Этот корабль обладал отличной мореходностью, высокой скоростью, прекрасной защищенностью и мощным вооружением. Хотя американские тяжелые орудия и уступали качеством современным тяжелым орудиям Старого Света, тем не менее, 35-калиберные 305-миллиметровые пушки Iowa, стоящие в сбалансированных башнях, были значительно эффективней формально более мощных орудий «Индиан». Важным аргументом в пользу Iowa была также ее мощная промежуточная артиллерия и первые по-настоящему скорострельные американские орудия.
В результате, американцы воссоздали броненосец (без опыта), который на то время не уступал не кому. Iowa даже сейчас, не многим современникам может уступить в своих ТТХ. К сожалению, сами американцы оказались, видимо, не в состоянии разглядеть сильные стороны проекта, так как последующие две серии броненосцев не заимствовали почти ничего от дизайна Iowa (что явно было не самым правильным актом).
Дредноут «Айова»
Активное развитие дредноуты получили в первой половине 20 века. Но США использовали их до начала 90-х годов прошлого столетия. Так, дредноуты «Айова», построенные еще в годы II мировой войны, служили на американском флоте почти 50 лет. Они обеспечивали противовоздушную оборону авианосных соединений. В годы военных действий на территории Корейского полуострова и во Вьетнаме «Айова» осуществляли обстрелы береговой обороны, после чего прикрывали высадку десанта.
В 80-х годах действующие линейные корабли получили новое вооружение, используемое на американском флоте и в настоящее время. Сегодня несколько кораблей получили статус музея, обычные граждане могут посетить линкор, переживший Вторую мировую войну, и увидеть собственными глазами обустройство корабля и условия жизни экипажа.
Линкоры США
Используемые снаряды
Для стрельбы использовались монструозные выстрелы, один только пороховой заряд которых весил без малого три центнера. Он мог запустить снаряд весом в 1225 килограммов на расстояние почти сорока километров. В ассортимент боеприпасов входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные разновидности. Но не только эти снаряды имелись в арсенале корабля «Айова». Линкор имел на вооружении выстрелы Мк-5, вес которых составлял 1116 килограммов. Ближе к 1940 году ВМС США получили также снаряд МК-8, который (как и старые разновидности) также весил 1225 килограмм.
Вообще, выстрелы такого веса и калибра стали основой огневой мощи американских кораблей, начиная с «Северной Каролины». Может показаться невероятным, но только 1.5% веса составлял непосредственно заряд взрывчатки. Впрочем, этого все равно хватало для пробития брони вражеских кораблей. Так, в событиях на Тихом океане во время войны с японцами отличилась именно «Айова». Линкор, фото которого есть в статье, неоднократно участвовал в зачистке акватории от вражеских кораблей.
Справочные материалы
История изменений
- Добавлен в игру в обновлении 0.1.1, как линкор 9 уровня.
- В обновлении 0.1.2:
- Уменьшены горизонтальные углы наводки орудий второй и третьей башен главного калибра (связано с ошибками визуализации);
- Снижена маневренность.
- В обновлении 0.1.3.2/обновлении 0.1.5
был перенесён с X на IX уровень.
:
- В обновлении 0.3.1.5
в зависимости от конфигурации корпуса, до 40% снижена эффективность ПВО средних калибров, а их ближняя аура уменьшена до 18%.
:
- В обновлении 0.5.2:
- увеличены значения времени перекладки руля:
- для базового корпуса на +2,34с;
- для улучшенных корпусов на +3,25с.
- коэффициенты заработка кредитов и опыта изменены:
- опыт на +12%;
- кредиты на +11%.
- увеличены значения времени перекладки руля:
- В обновлении 0.5.3.2
камуфляж Тип 14 был переименован в Тип 16.
:
- В обновлении 0.5.6:
- на корпусе А произведена замена всех установок ПВО x2 40-мм Bofors Mk1 на x4 40-мм Bofors Mk2, в результате чего средний урон ПВО в радиусе 3,5 км вырос на 65 единиц (с 158 до 223);
- на корпусе В произведена замена всех установок ПВО x2 40-мм Bofors Mk1 на x4 40-мм Bofors Mk2, в результате средний урон ПВО в радиусе 3,5 км вырос на 83 единицы (с 203 до 286);
- на корпусе С произведена замена всех установок ПВО x1 20-мм Oerlikon Mk20 на ПВО x2 20-мм Oerlikon Mk4, x2 40-мм Bofors Mk1 на x4 40-мм Bofors Mk2, а также добавлена одна установка x4 20-мм Bofors Mk2 на третью башню ГК, в результате чего средний урон ПВО в радиусе 2 км вырос на 30 единиц (с 165 до 195), средний урон ПВО в радиусе 3,5 км вырос на 80 единиц (с 222 до 302);
- дальность стрельбы ПМК увеличена на 1 км (с 5 до 6);
- углы горизонтального наведения первой и второй башен ГК расширены (ранее их ограничивали установки ПВО);
- кучность ГК повышена путем настройки распределения снарядов внутри эллипса рассеивания;
- ЭУ 172 000 л.с.: максимальная скорость корабля повышена на 2,2 узла (с 26,6 до 28,8);
- ЭУ 212 000 л.с.: максимальная скорость корабля повышена на 2,5 узла (с 30,5 до 33);
- исправлено расположение катапульты, ранее она была неправильно развернута.
- В обновлении 0.5.9
уточнена бронемодель корпуса.
:
- В обновлении 0.6.0
исправлена исчезающая площадка ПВО на «мёртвом» орудии. Возвращены дальномеры на главный калибр. Добавлены площадки рядом с радарами на дальномерах.
:
- В обновлении 0.6.5:
- изменён цвет кожухов орудий со светлого на чёрный для большего соответствия историческим реалиям;
- улучшен внешний вид кораблей IX уровня с применением специальной технологии для отрисовки тонких элементов (в основном такелаж).
- В обновлении 0.6.6
Опущена цитадель: теперь её верхняя граница почти на уровне ватерлинии. Освободившееся место цитадели заняли казематы, увеличившие свой объём. Поэтому произошло небольшое перераспределение очков боеспособности: часть из них равномерно перешла из оконечностей (нос, корма) и надстроек в центральную часть (казематы).
:
- В обновлении 0.6.12:
- параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 15,64 км;
- дистанция обнаружения палубного самолёта Vought OS2U Kingfisher приведена к корректному значению. Обнаружение с других самолётов теперь составит 7 км, с кораблей ― до 8 км.
- В обновлении 0.6.13
Проверена и приведена к единому стандарту живучесть ПВО-вооружения. Изменение затрагивает 40-мм орудия.
:
- В обновлении 0.7.6
мелкие исправления текстур и геометрии корабля.
:
- В обновлении 0.7.12:
- снижено время перекладки рулей для корпусов (A), (B) с 25,6 до 22,5 сек;
- снижено время перекладки рулей для корпуса (C) с 19,5 до 17,1 сек;
- скорость восстановления боеспособности с использованием снаряжения «Ремонтная команда» повышена с 0,5 до 0,66% боеспособности в секунду.
- В обновлении 0.9.6
Радиус циркуляции изменён и теперь составляет 920 м.
был изменён:
Историческая справка о Iowa
USS Iowa (BB-61) (рус. «Айова») — линейный корабль типа Iowa ВМС США. Спущен на воду во время Второй мировой войны, принимал участие в боях с японцами на Тихом океане, а также в Корейской войне. Выведен из состава действующего флота в 1990 году и 20 лет состоял в резервном флоте. В 2012 г. открыт в качестве корабля-музея в порту Лос-Анджелеса.
читать полностью…
References
- USS Iowa (BB-61) — Wikipedia
- Iowa-class battleship — Wikipedia
- Naval Legends: Iowa — News — World of Warships
- Naval Legends: USS Iowa — World of Warships Official Channel — YouTube
Ships of U.S.A.
Destroyers | II Sampson • II Smith • III Wickes • IV Clemson • V Nicholas • V Hill • VI Farragut • VI Monaghan • VII Mahan • VII Sims • VII Sims B • VIII Benson • VIII Kidd • IX Fletcher • IX Benham • IX Black • X Gearing • X Somers |
Cruisers | I Erie • II Chester • II Albany • III St. Louis • III Charleston • IV Phoenix • V Omaha • V Marblehead • V Marblehead Lima • VI Pensacola • VI Dallas • VII Atlanta • VII New Orleans • VII Helena • VII Indianapolis • VII Atlanta B • VII Boise • VII Flint • VIII Baltimore • VIII Cleveland • VIII Wichita • VIII Anchorage • VIII AL Montpelier • IX Buffalo • IX Seattle • IX Alaska • IX Alaska B • X Des Moines • X Worcester • X Puerto Rico • X Salem |
Battleships | III South Carolina • IV Wyoming • IV Arkansas Beta • V New York • V Oklahoma • V Texas • VI New Mexico • VI Arizona • VI W. Virginia 1941 • VII Colorado • VII Florida • VII California • VIII North Carolina • VIII Kansas • VIII Alabama • VIII Massachusetts • VIII Massachusetts B • VIII Alabama ST • IX Iowa • IX Minnesota • IX Missouri • IX Georgia • X Montana • X Vermont • X Ohio |
Aircraft Carriers | IV Langley • VI Ranger • VIII Lexington • VIII Enterprise • VIII Saipan • X Midway • X Franklin D. Roosevelt |
Battleships
Japan | II Mikasa • III Kawachi • IV Myōgi • IV Ishizuchi • V Kongō • V ARP Kongō • V ARP Kirishima • V ARP Haruna • V ARP Hiei • VI Fusō • VI Mutsu • VI Ise • VII Nagato • VII Ashitaka • VIII Amagi • VIII Kii • VIII Ignis Purgatio • VIII Ragnarok • IX Izumo • IX Musashi • IX Hizen • X Yamato • X Shikishima • X ARP Yamato |
U.S.S.R. | III Knyaz Suvorov • IV Imperator Nikolai I • IV Gangut • V Pyotr Velikiy • V Oktyabrskaya Revolutsiya • VI Izmail • VII Sinop • VII Poltava • VIII Vladivostok • VIII Lenin • VIII Borodino • VIII V. I. Lenin • IX Sovetsky Soyuz • IX AL Sov. Rossiya • X Kremlin • X Slava |
U.S.A. | III South Carolina • IV Wyoming • IV Arkansas Beta • V New York • V Oklahoma • V Texas • VI New Mexico • VI Arizona • VI W. Virginia 1941 • VII Colorado • VII Florida • VII California • VIII North Carolina • VIII Kansas • VIII Alabama • VIII Massachusetts • VIII Massachusetts B • VIII Alabama ST • IX Iowa • IX Minnesota • IX Missouri • IX Georgia • X Montana • X Vermont • X Ohio |
Italy | IV Dante Alighieri • V Conte di Cavour • V Giulio Cesare • VI Andrea Doria • VII Francesco Caracciolo • VIII Vittorio Veneto • VIII Roma • VIII AL Littorio • IX Lepanto • IX Marco Polo • X Cristoforo Colombo |
Germany | III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst |
Europe | V Viribus Unitis |
France | III Turenne • IV Courbet • V Bretagne • VI Normandie • VI Dunkerque • VII Lyon • VII Strasbourg • VIII Richelieu • VIII Gascogne • VIII Champagne • IX Alsace • IX Jean Bart • IX Jean Bart B • X République • X Bourgogne |
U.K. | III Bellerophon • III Dreadnought • IV Orion • V Iron Duke • VI Warspite • VI Queen Elizabeth • VII King George V • VII Hood • VII Nelson • VII Duke of York • VIII Monarch • VIII Vanguard • IX Lion • X Conqueror • X Thunderer |
Pan-Asia | IX Bajie |
Commonwealth | |
Pan-America |
Служба
Радиоуправляемый корабль-мишень IX-6
В 1919 году, списанную «Айову», уже переименованную в Coast Battleship No. 4 чтобы освободить название, было решено перестроить в радиоуправляемый корабль-цель — один из первых таких кораблей в мире — для обучения артиллеристов практической стрельбе по маневрирующей, активно уклоняющейся цели. Для этого, на верфи ВМФ в Филадельфии с корабля демонтировали все вооружение и башни главного калибра. Отсеки корпуса заварили наглухо, оставив лишь минимум переходов между ними, и установили дополнительные помпы для быстрой откачки воды. Котлы корабля перевели на нефтяное питание, чтобы обеспечить возможность работы длительное время без кочегаров. И для управления кораблем, в броневой рубке была смонтирована аппаратура радиоуправления основными системами, соединенная с антеннами на мачтах.
Корабль, переименованный в корабль-мишень IX-6, броненосец вышел на испытания в Чесапикский Залив. Контроль за его действиями осуществлялся с борта броненосца «Орегон». После выхода в открытое море, команда покинула IX-6 на шлюпках, и корабль продемонстрировал маневрирование и перемещение под радиоуправлением.
Корабль принимал участие в учениях в апреле 1922, в Хэмптон-Роудс и ряде других маневров. В 1923 году корабль перешел на Тихий Океан чтобы принять участие в масштабных учениях флота по отработке защиты Панамы. 23 марта 1923 года, IX-6 был сначала обстрелян из 127-миллиметровых орудий, а затем из 356-миллиметровых орудий сверхдредноута «Миссисипи». Всего в корабль попало 30 крупнокалиберных снарядов. Наконец, под вечер, «Миссисипи» обстрелял IX-6 боевыми 356-миллиметровыми снарядами и после трех полных бортовых залпов потопил его в Панамском Заливе.
Большие дубинки
После войны содержать огромный флот было дорого, а порезать на металл четыре новейших линкора — жалко. Большинство из них законсервировали — в строю остался одинМиссури».
Семнадцатого января 1950-го триумфатор Токийского залива напоролся на мель, причём так лихо, что сильно деформировал корпус. Восстанавливать его полностью значило разобрать линкор наполовину и пересобрать его заново — это было долго и дорого. Поэтому американцы ограничилиськосметическим» ремонтом наружной обшивки, наложенной по деформированным обводам корпуса. Ирония судьбы заключалась в том, что скорость построенного ради быстроходности линкора теперь ограничилась какими-то 24 узлами.
ЛинкорМиссури», севший на песчаную косу
Вторая половина XX века стала дляайов» чередой консерваций, расконсерваций и военных конфликтов. Они прошли Корею, Вьетнам, Ливан и Первую иракскую кампанию. Задачи всегда были одинаковы — артиллерийская поддержка и воздействие на прибрежные коммуникации.Айовы» за 30 минут выпускали столько же стали и взрывчатки, сколько авиакрыло большого авианосца за целый день, причём делали это дешевле.
Были, конечно, особенности — дальность, точность, соотношение взрывчатки и металла. Но смысл в использовании линкоров всё равно оставался — иначе бы их не выдёргивали из консервации всякий раз, когда где-нибудь на краю земного шара разгоралась очередная более-менее серьёзная война с участием американцев.
Увеличение габаритов
Вообще, у этого образчика вооружения небезынтересная история. Так, за 20 лет до этого производилось немало артиллерийских систем калибра 406 мм, но впоследствии их применение ограничили законодательно. Затем от этого ограничения отказались, что позволило решить сразу две проблемы. Во-первых, линкор «Айова» приобрел действительно достойное вооружение. Во-вторых, появилось «законное» обоснование увеличенного водоизмещения, за счет которого получилось «втиснуть» в корабль множество других технических новинок.
Впрочем, вскоре выяснилось, что потребуется увеличить водоизмещение еще на 2000 тонн, что уже никак не укладывалось в рамки технического задания. Выход нашелся быстро — орудия облегчили, использовав для производства другие сплавы и отказавшись от некоторых элементов конструкции. В тот же период американцы начали широко использовать метод хромирования ствола, причем толщина напыления составляла 0.013 мм. Срок эксплуатации пушки составлял приблизительно 300 выстрелов.