fbpx
No Image

Броненосные крейсера типа «шарнхорст»

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Гибель «Шарнхорста»

Основная статья: Битва при Нордкапе

На Рождество 1943 года «Шарнхорст» и несколько немецких эсминцев под командованием контр-адмирала Эриха Бэя вышли в море с целью атаковать северные конвои JW 55B и RA 55A. К несчастью для немцев, их приказы были дешифрованы английскими криптографами и британское Адмиралтейство смогло заранее подготовиться. На следующий день из-за сложных метеоусловий Бэй не смог обнаружить конвой и отправил эсминцы южнее для поиска конвоя, оставив «Шарнхорст» в одиночестве. Менее чем через 2 часа корабль наткнулся на крейсера конвоя «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд». «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» в 08:40 на расстоянии примерно 17 миль с помощью радара. Прикрывая конвой, британцы сблизились с «Шарнхорстом», установили визуальный контакт и открыли огонь, нанёсший линкору небольшие повреждения. В частности, была уничтожена носовая РЛС «Шарнхорста», что, возможно, послужило причиной дальнейших проблем линкора. Считая основной целью транспорты конвоя, немец оторвался от английских крейсеров, но пытаясь прорваться к транспортам, снова был ими настигнут и опять оторвался, нанеся повреждения крейсеру «Норфолк». После второй неудачи Бэй решил прекратить операцию и возвращаться. Приказ возвращаться получили и эсминцы. Английский линкор «Дюк оф Йорк» уже находился между «Шарнхорстом» и Норвегией, а немцы выключили кормовой радар, опасаясь выдать себя излучением этого прибора и не доверяя ему. Около 16:50 «Дюк оф Йорк» открыл по заранее освещённому осветительными снарядами немцу огонь с небольшой дистанции. «Шарнхорст» почти сразу же лишился башен ГК «Антон» и «Бруно» (последней временно), но бо́льшая скорость позволяла ему оторваться от «Дюк оф Йорк». Однако через час что-то случилось с котлами «Шарнхорста» (попаданием 356-мм бронебойного снаряда ГК английского линкора был пробит тонкий верхний броневой пояс и гласис главного котельного отделения (80-мм), возвышавшийся на 70-80-см НАД главной броневой палубой). После этого у линкора скорость упала до 8 узлов, оперативный ремонт позволил увеличить её только до 22, но судьба линкора была уже решена. Благодаря внезапности «Дюк оф Йорк» отделался минимальными повреждениями, «Шарнхорст» же, несмотря на мощное бронирование, потерял ход и, лишившись бо́льшей части артиллерии, стал уязвим для эсминцев. Несколько торпедных атак оказались удачными, как и стрельба «Дюк оф Йорк» с пистолетной дистанции, и вскоре наступила агония корабля, продолжавшаяся, однако, до 19:45, когда «Шарнхорст» ушёл под воду. После погружения с британских кораблей слышали мощные подводные взрывы.
Из всего экипажа в 1968 человек спаслись только 36 матросов и ни одного офицера. 30 взял на борт «Scorpion» и 6 — «Matchless».

Позднее в этот вечер адмирал Брюс Фрэзер, собрав офицеров на борту «Дюк оф Йорк», сказал:

Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придётся вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблём так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом».

3 октября 2000 года затонувший «Шарнхорст» был обнаружен около , почти в 130 километрах (70 морских миль) на северо-северо-восток от Нордкапа и был сфотографирован на глубине около 300 метров норвежскими ВМС. Линейный крейсер лежит вверх килем. Носовая часть до самого мостика уничтожена взрывом погребов боезапаса. Оконечность кормовой части также отсутствует.

Служба и гибель

Внешний вид линкора «Гнейзенау» по состоянию на февраль 1942

Линейные корабли типа «Шарнхорст» принимали активное участие в боевых действиях Второй мировой войны. В начальный период войны корабли совершали выходы в море для отвлечения части сил британского Флота Метрополии от поиска рейдеров — «карманных линкоров» (броненосных кораблей типа «Дойчланд»), для нанесения ударов по британским патрульным судам между Исландией и Фарерскими островами (одна из таких операций завершилась потоплением вспомогательного крейсера «Равалпинди»), в апреле 1940 прикрывали высадку германских войск в Норвегии (оп.), в ходе выполнения задания 9 апреля имели перестрелку с британским линейным крейсером «Ринаун». В ходе дальнейших операций в норвежских водах «Шарнхорст» и «Гнейзенау» 8 июня 1940 года артиллерийским огнём потопили авианосец «Глориес», однако эсминец эскорта «Акаста» добился попадания торпеды в кормовую часть «Шарнхорста», в результате чего корабль вынужден был встать на ремонт. В декабре 1940 — марте 1941 оба линкора участвовали в операции «Берлин» — атаке британского торгового судоходства в Атлантике. За время операции они потопили и захватили 22 судна общим тоннажем 115 335 брт. После окончания операции линкоры прибыли в Брест, где базировались вплоть до февраля 1942, когда участившиеся налеты британской авиации вынудили провести операцию «Церберус» по прорыву в порт Вильгельмсхафен. Успех этой операции омрачила потеря «Гнейзенау» 27 февраля в Киле после прохождения ремонта. Британская авиабомба попала в носовую часть линкора, вызвав пожар и взрыв. Повреждения оказались настолько серьёзными, что ремонт корабля, по оценкам, затянулся бы на два года. В итоге корабль так и остался невосстановленным, выведен из состава флота и был затоплен в Готенхафене (Гдыне) 28 марта 1945 года в качестве брандера, чтобы загородить фарватер порта при наступлении на город частей Советской Армии.

Внешний вид линкора «Шарнхорст» по состоянию на декабрь 1943

«Шарнхорст» в марте 1943 прибыл в Норвегию, где совместно с другими кораблями Кригсмарине должен был угрожать движению конвоев в СССР и противостоять угрозе высадки союзников. 26 декабря 1943 года «Шарнхорст», при попытке атаки конвоя JW-55B был потоплен кораблями Флота Метрополии во главе с линкором «Дьюк оф Йорк» (см. Бой у Нордкапа).

Прорыв через Ла-Манш

Основная статья: Операция «Цербер»

Находясь в Бресте, немецкие корабли становились целями постоянных авианалётов. В июле 1941 года «Шарнхорст» перебазировался в порт Ла-Рошель, к югу от Бреста. Предупреждённые о выходе «Шарнхорста» из порта воздушной разведкой и агентами Сопротивления, союзники были уверены в том, что это очередной рейд. Для предотвращения рейда они подняли в воздух 15 тяжёлых бомбардировщиков «Галифакс» ВВС Великобритании. Нанесённый бомбардировкой урон был достаточно серьёзен, чтобы вынудить «Шарнхорст» вернуться в порт Бреста для починки. Повреждения от бомбардировки, вместе с полученными во время рейдов, а также проблемы с охлаждением котлов задержали «Шарнхорст» в порту до конца 1941 года, когда было решено отослать «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжёлый крейсер «Принц Ойген» обратно в Германию. Так как было очень рискованно пытаться прорываться сквозь Северную Атлантику, то 11-13 февраля 1942 года три больших корабля, сопровождаемые десятками тральщиков и других вспомогательных судов совершили прорыв через Ла-Манш, названный операцией «Цербер». Англичане не были готовы к столь решительному и неожиданному прорыву, их береговая охрана не была готова остановить прорыв, а глушение английских радаров немцами не позволяло атаковать с воздуха. Однако, и «Шарнхорст», и «Гнейзенау» были повреждены минами: «Шарнхорст» двумя, а «Гнейзенау» одной.

Починка задержала «Шарнхорст» в доках до марта 1942 года, после чего он отплыл в Норвегию для встречи с линкором «Тирпиц» и другими немецкими кораблями для атаки на арктические конвои, идущие в Советский Союз. Следующие несколько месяцев были посвящены тренировкам и акклиматизации, закончившиеся бомбардировкой Шпицбергена совместно с «Тирпицем».

References

  1. German battleship Scharnhorst – Wikipedia
  2. Scharnhorst-class battleship – Wikipedia

Ships of Germany

Destroyers  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61  • VII Leberecht Maass • VII Z-39  • VIII Z-23 • VIII Z-35  • IX Z-46 • IX Z-44  • X Z-52 
Cruisers  I Hermelin • II Dresden • II Emden  • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee  • VI HSF Admiral Graf Spee  • VII Yorck • VII München  • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen  • VIII Mainz  • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Battleships  III Nassau • III König Albert  • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich  • VII Gneisenau • VII Scharnhorst  • VII Scharnhorst B  • VIII Tirpitz  • VIII Bismarck • VIII Odin  • VIII Tirpitz B  • IX Friedrich der Große • IX Pommern  • X Großer Kurfürst 
Aircraft Carriers  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt  • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin  • VIII Graf Zeppelin B  • X Manfred von Richthofen

Battleships

Japan  II Mikasa  • III Kawachi • IV Myōgi • IV Ishizuchi  • V Kongō • V ARP Kongō  • V ARP Kirishima  • V ARP Haruna  • V ARP Hiei  • VI Fusō • VI Mutsu  • VI Ise • VII Nagato • VII Ashitaka  • VIII Amagi • VIII Kii  • VIII Ignis Purgatio  • VIII Ragnarok  • IX Izumo • IX Musashi  • IX Hizen  • X Yamato • X Shikishima • X ARP Yamato 
U.S.S.R.  III Knyaz Suvorov • IV Imperator Nikolai I  • IV Gangut • V Pyotr Velikiy • V Oktyabrskaya Revolutsiya  • VI Izmail • VII Sinop • VII Poltava  • VIII Vladivostok • VIII Lenin  • VIII Borodino • VIII V. I. Lenin • IX Sovetsky Soyuz • IX AL Sov. Rossiya  • X Kremlin • X Slava 
U.S.A.  III South Carolina • IV Wyoming • IV Arkansas Beta  • V New York • V Oklahoma  • V Texas  • VI New Mexico • VI Arizona  • VI W. Virginia 1941  • VII Colorado • VII Florida  • VII California  • VIII North Carolina • VIII Kansas • VIII Alabama  • VIII Massachusetts  • VIII Massachusetts B  • VIII Alabama ST  • IX Iowa • IX Minnesota • IX Missouri  • IX Georgia  • X Montana • X Vermont • X Ohio  
Italy  IV Dante Alighieri • V Conte di Cavour • V Giulio Cesare  • VI Andrea Doria • VII Francesco Caracciolo • VIII Vittorio Veneto • VIII Roma  • VIII AL Littorio  • IX Lepanto • IX Marco Polo • X Cristoforo Colombo 
Germany  III Nassau • III König Albert  • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich  • VII Gneisenau • VII Scharnhorst  • VII Scharnhorst B  • VIII Tirpitz  • VIII Bismarck • VIII Odin  • VIII Tirpitz B  • IX Friedrich der Große • IX Pommern  • X Großer Kurfürst 
Europe  V Viribus Unitis  
France  III Turenne • IV Courbet • V Bretagne • VI Normandie • VI Dunkerque  • VII Lyon • VII Strasbourg  • VIII Richelieu • VIII Gascogne  • VIII Champagne  • IX Alsace • IX Jean Bart  • IX Jean Bart B  • X République • X Bourgogne  
U.K.  III Bellerophon • III Dreadnought  • IV Orion • V Iron Duke • VI Warspite  • VI Queen Elizabeth • VII King George V • VII Hood  • VII Nelson  • VII Duke of York  • VIII Monarch • VIII Vanguard  • IX Lion • X Conqueror • X Thunderer  
Pan-Asia  IX Bajie  
Commonwealth  
Pan-America

Вооружение

Главный калибр

283 мм орудия модели SKC/34
28-см снаряды в погребе линкора «Гнайзенау»

15 cm SKC/28 типа «Deutschland»

Орудия имели хорошую скорострельность для такого калибра — выстрел каждые 17 секунд, также скорострельности способствовала высокая скорость вертикальной наводки, достигавшая 8°/с. ВМС использовали три типа снарядов: бронебойные, полубронебойные, фугасные. Баллистические качества 283-мм орудий делали их эффективными против новых французских линейных крейсеров типа «Дюнкерк» на нормальных боевых дистанциях. Боезапас состоял из 1350 главных, такого же количества вспомогательных зарядов и по 450 стандартных снарядов трех указанных типов.

Противоминная артиллерия

Башня со сдвоенными орудиями 15 cm/55 SKC/28

15 cm/55 SKC/28Тяжелых крейсеров типа «Deutschland»

Одноорудийные установки типа MPL35 (угол возвышения +35°, угол снижения −10°), стоявшие по бокам от трубы близко друг к другу, имели 25-мм противоосколочные щиты и общую подачу боезапаса для каждой пары одного борта. Более надежную защиту обеспечить не удавалось из-за недостатка веса и снижения скорости горизонтальной наводки. Польза от этих установок была сомнительной — в последнем бою «Шарнхорста» они вышли из строя в первую очередь.

Четыре двухорудийные башни модели LC/34 (или С/34, угол возвышения +40°, снижения −10°), расположенные по краям от одноорудийных установок, давали последним дополнительное прикрытие с острых курсовых углов. Башни имели силовые приводы наводки, их прислуга защищалась более мощной броней, да и подача боезапаса была лучше. С учетом брони и оборудования вес вращающейся структуры составил около 126т.

Главной задачей противоминной артиллерии было открывать огонь по быстродвижущимся целям типа крейсеров и эсминцев, их боевая скорострельность в 6-8 выстрелов в минуту отлично решала эти задачи. Боезапас состоял из:

  • 800 полубронебойных снарядов весом 45,3 кг.
  • 800 фугасных снарядов весом 45,6 кг.
  • 240 осветительных снарядов.

Зенитная артиллерия

На фоне башни со сдвоенными орудиями 15 cm/55 SKC/28 видна спарка зенитных орудий 10.5 cm/65 SKC/33

орудиями 10.5 cm/65 SKC/33

Боезапас орудий состоял из:

  • 6020 унитарных патронов массой 15,1 кг
  • 420 трассирующий снарядов массой 26,5 кг

Малокалиберное ПВО корабля

Турель со сдвоенными орудиями 3.7 cm/83 SKC/30

3.7 cm/83 SKC/30

Боезапас всех установок насчитывал 32 000 унитарных патронов весом 2,1 кг.

По проекту корабли несли по 8 2,0 cm FlaK 30 на одиночных установках С/30 с ручным обслуживанием. Они располагались следующим образом:

  • 2 на спардеке по бокам башни «Бруно»;
  • 2 на верхней платформе носовой надстройки;
  • 4 на платформе трубы;
  • 2 на верхней палубе кормы поставили с началом войны;

Эти автоматы имели практическую скорострельность 120 выстр./мин., свободно качающийся ствол и стреляли обоймами по 20 . В ходе войны число 20-мм автоматов на этих кораблях непрерывно увеличивалось, причем большая их часть появилась на борту во время пребывания в Бресте, «Гнейзенау» дополнительно получил 14 стволов, смонтированных в турели: 3х4, 2х1.

Торпедное вооружение

Изначально, в проекте решили отказаться от торпедных аппаратов, считая, что корабль будет вести боевые действия на расстояниях, превышающих действенный боевой радиус торпед. Однако, в конце марта 1941 года по предложению адмирала Лютьенса в Бресте были установлены 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, снятых с крейсера «Лейпциг», кроме прицелов на самих ТА никакого управления стрельбой не было. Это было продиктовано условиями боевых операций, которые проводили линкоры серии «Шарнхорст» — на потопление транспортов артиллерийским огнем требовалось большое количество времени и снарядов, а попадание торпедами с ближнего расстояния ускоряло процесс. На ТА не стояло никакой системы управления торпедной стрельбой, кроме прицелов на самих аппаратах, а обслуживание возлагалось на зенитчиков. Общее количество торпед — 14 шт.

Катапульта на надстройке линкора «Гнейзенау»

самолет Arado Ar 196 A-3

Справочные материалы

История изменений

  • Добавлен в игру в версии 0.5.8 для тестирования супертестерами.
  • Впервые появился в продаже в августе 2016.
  • В обновлении 0.5.11

    добавлена модель носового якоря. Это изменение может противоречить историческим реалиям, но было внесено по просьбам владельцев корабля.

    был изменен:

  • В обновлении 0.5.12 был изменен:
    • доработано расположение точек ПВО — часть из них отныне располагается на башнях орудий ПМК. Игровые характеристики при этом затронуты не были;
    • скорректировано расположение дальномеров;
    • скорректировано отображение некоторых мелких декоративных объектов;
    • добавлено слежение поста наведения за башнями главного калибра.
  • В обновлении 0.5.14 был изменен:
    • доступен для покупки за дублоны в игровом магазине;
    • изображения корабля в карусели теперь отображается вместе с постоянным камуфляжем.
  • В обновлении 0.5.16

    добавлены приёмопередатчики активного гидролокатора S-Gerat.

    был изменен:

  • В обновлении 0.6.8 был изменен:
    • для 105-мм снарядов ПМК шанс поджога уменьшен с 9% до 5%, а урон с 1300 до 1200 единиц;
    • увеличена дальность ПМК с 5 до 5,3 км.
  • В обновлении 0.6.12:
    • параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 11,68 км.
    • дистанция обнаружения палубного самолёта Focke-Wulf Fw.62 приведена к корректному значению. Обнаружение с других самолётов теперь составит 7 км, с кораблей ― до 8 км.
  • В обновлении 0.6.15

    Постоянному камуфляжу «Тип 10» добавлен бонус — скидка 10% к стоимости обслуживания после боя.

    :

  • В обновлении 0.7.4.1

    добавлен в дерево развития своей нации и доступен для покупки за дублоны.

    был изменен:

  • В обновлении 0.7.12:
    • исправлена ошибка с некорректным бронепробитием. Увеличено бронепробитие фугасного снаряда ПМК калибра 150 мм с 36 мм до 37 мм;
    • в окне «Камуфляжи» во вкладке «Внешний вид» стали недоступны для покупки следующие постоянные камуфляжи (теперь их можно купить в Арсенале): «Арктический», «Особый» и «Z-15».
  • В обновлении 0.8.11

    настройки эллипса разброса снарядов орудий ГК приведены к значениям американских и британских линкоров.

    был изменен:

  • В обновлении 0.9.0

    исправлено некорректное описание модуля «СУО».

    был изменен:

  • В обновлении 0.9.2

    пробитие 105-мм ОФ снарядов вспомогательного калибра увеличено с 18 до 26 мм;

    :

  • В обновлении 0.9.5

    небольшие изменения геометрии и текстур.

    был изменен:

Историческая справка о Scharnhorst

Scharnhorst (рус. «Шарнхорст») — головной корабль серии линейных кораблей типа Scharnhorst ВМС Германии, классифицируемый иногда как линейный крейсер из-за орудий главного калибра. Построен на военной верфи в Вильгельмсхафене и вошел в строй 7 января 1939 года.
Принимал активное участие в операциях Кригсмарине в период Второй мировой войны, один из самых известных кораблей этого периода. Потоплен в бою с силами британского флота при попытке атаки арктического конвоя JW-55B у мыса Нордкап 26 декабря 1943 года.

Проектирование

По условиям Версальского договора Германия не имела права строить боевые корабли водоизмещением свыше 10000 т. Но уже в начале 1930-х годов кораблестроительные программы Франции и СССР заставили германских политиков подумать о строительстве боевых кораблей, выходивших за рамки Версальских ограничений.

В ходе предварительных проработок выяснилось, что девять читать полностью…

Ссылки

  • Тема на официальном форуме
  • Z1ooo World of Warships / ProShips.ru
  • atsf(англ.)

Видео

 Корабли Германии

Эсминцы  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VII Leberecht Maass • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Z-35 • IX Z-46 • IX Z-44 • X Z-52 
Крейсеры  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Линкоры  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Авианосцы  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen

«Прорыв сквозь канал»[править]

Основная статья: Операция «Цербер»

Находясь в Бресте, немецкие корабли становились целями постоянных, хотя и плохо организованных авианалетов. В июле года Шарнхорст перебазировался в порт Ла-Рошель, к югу от Бреста. Предупреждённые о выходе Шарнхорста из порта воздушной разведкой и агентами Сопротивления, союзники были уверены в том, что это очередной рейд. Для предотвращения рейда они подняли в воздух 15 тяжёлых бомбардировщика Галифакс ВВС Великобритании. Нанесённый бомбардировкой урон был достаточно серьёзен, чтобы вынудить Шарнхорст вернуться в порт Бреста для починки. Повреждения от бомбардировки, вместе с полученными во время рейдов, а также проблемы с охлаждением котлов задержали Шарнхорст в порту до конца 1941, когда было решено послать оба линкора и тяжёлый крейсер Прин Евгений обратно в Германию. Так как было очень рискованно пытаться прорываться сквозь Северную Атлантику, то 11-13 февраля три больших корабля, сопровождаемые десятками тральщиков и других вспомогательных судов совершили смелый прорыв — «Прорыв сквозь канал» — сквозь Английский канал, названный Операция «Цербер», для того, чтобы достичь берегов Германии. Англичане не были готовы к столь решительному и неожиданному прорыву, их береговая охрана не была готова остановить прорыв, а глушение английских радаров немцами не позволяло атаковать с воздуха. Однако, и Шарнхорст, и Гнейзенау были повреждены минами, Шарнхорст двумя, а Гнейзенау одной.
Починка задержала Шарнхорст в доках до марта , после чего он отплыл в Норвегию для встречи с линкором «Тирпиц» и другими немецкими кораблями для атаки на арктические конвои, идущие в Советский Союз. Следующие несколько месяцев были посвящены тренировкам и акклиматизации, закончившиеся бомбардировкой Шпицбергена совместно с Тирпицем.

Проектирование

Крейсера типа Scharnhorst являлись результатом совершенствования типа крейсеров “Роон” 1901 года разработки. В свою очередь, тип “Роон” принципиально не отличался от предыдущей серии “Принц Адальберт”, за исключением увеличенного количества котлов с 14 до 16 и четырехтрубным силуэтом вместо трехтрубного. При работе над проектом крейсеров типа Scharnhorst перед конструкторским бюро Имперского морского ведомства, осуществлявшим разработку, стояли главные задачи:

Повышение мореходности и способности действовать в более сложных морских условиях.

Увеличение скорости хода – новые крейсеры создавались специально для колониальной службы и действий в иностранных водах и хорошие ходовые качества имели для них жизненно важное значение.

Спроектированные в 1903-1904 гг. броненосные крейсера Scharnhorst и “Гнейзенау” по сравнению со своими иностранными аналогами имели небольшое увеличение водоизмещения, более высокую скорость, улучшенную защиту при небольшом увеличении площади бронирования.

Разделение артиллерии на три калибра – главный, средний и противоминный – являлось типичным для кораблей этого класса. Ради усиления главного калибра конструкторы заменили 150-мм орудия на 210-мм в четырех установках по углам каземата на верхней палубе, увеличив количество орудий главного калибра до восьми. Таким образом, бортовой залп мог быть произведен из шести орудий главного калибра и трех 150-мм орудий из палубы ниже.

За счет устранения тяжёлых бортовых орудийных башен и некоторого изменения обводов подводной части корпуса было достигнуто значительное улучшение остойчивости и некоторой экономии веса. В целом проект не претерпел кардинальных изменений и поэтому был проработан сравнительно быстро.

Несмотря на то, что этот тип крейсеров представлял собой пример удачного соотношения атакующих и защитных средств, к моменту ввода крейсеров типа “Шарнхорст” в строй в их конструкции уже имелись устаревшие технологии бронирования, расположения орудий и машинной установки. Вдобавок к этому начиналась эра линейных крейсеров, пришедших на смену устаревшим броненосным крейсерам.

Рейд в Атлантику

Основная статья: Операция «Берлин»

С 22 января по 22 марта 1941 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса. 3 февраля они прошли Датским проливом и на следующий день достигли южной оконечности Гренландии. Попытка атаки конвоя HX-106 8 февраля не удалась из-за появления британского линкора «Рамиллес». 22 февраля четыре союзных торговых корабля были замечены и потоплены восточнее Ньюфаундленда. В условиях очень слабого воздушного патрулирования этого сектора Атлантики рейдеры смогли избежать столкновения с военным флотом Великобритании. Между 7 и 9 марта они атаковали конвой SL-67, но вынуждены были отступить при появлении линкора «Малайя» британских ВМС. 15 марта неохраняемый конвой союзных танкеров был атакован юго-восточнее Ньюфаундленда, на следующий день ещё один смешанный конвой был обнаружен и атакован, потоплено 13 судов, из них четыре — «Шарнхорстом». Это была последняя атака перед возвращением в порт Брест 22 марта. За время похода «Шарнхорст» потопил 8 судов, общим тоннажем в 49 300 тонн, при общем счёте группы в 22 потопленных судна и общем тоннаже в 115 600 тонн.

Комментировать
0