Беспилотные орлы на Севере
Компания, занявшая среди казанских предприятий авиационной промышленности третье место, показала результаты ненамного меньшие, чем «Гипронииавиапром». Это предприятие — Казанское опытное конструкторское бюро «Союз». Оборот в 2015 году составил 2 млрд рублей. При этом за год он вырос в полтора раза — с 1,39 млрд рублей. По данным сайта предприятия, оно было создано в 1953 году как Опытное конструкторское бюро по разработке авиационных газотурбинных двигателей. Впоследствии оно было перепрофилировано на работы по созданию спецтехники. Сейчас опытное конструкторское бюро выпускает мобильные газовые блоки, агротехнику, передвижные средства заправки автомобилей сжатым природным газом, баллоны для метана. У «Союза» — 74-е место по России.
ОКБ им. Симонова известно прежде всего своими разработкам беспилотников. Фото okbsimonova.ru
Четвертое место среди казанских «авиационщиков» — у НПО «Опытно-конструкторское бюро имени Симонова». В 2015 году оборот предприятия составил 1,5 млрд рублей. За год он вырос на четверть — в 2014 году выручка составляла 1,2 млрд рублей.
Стратегическая авиация
Обострившиеся отношения с западными странами в период холодной войны и угроза ядерного конфликта требовали создания самолетов, способных наносить удары по стратегическим целям в Европе и за океаном. Таким образом, авиация стала важным элементом в ядерном сдерживании.
В Казани выпускался бомбардировщик Ту-22, который был разработан с 1958 по 1967 год. Он имел несколько модификаций:
- базовый Ту-22Б, оснащаемый исключительно бомбами свободного падения;
- ракетоносец Ту-22К, оснащаемый ракетами «Буря»;
- тренажер Ту-22У;
- постановщик помех ТУ-22П;
- разведчик Ту-22Р.
К началу 1969 года был завершен прототип Ту-22М Backfire. Летом того же года он поднялся в небо. Одновременно завод начал подготовку к серийному выпуску новой модификации Ту-22М2, которая была принята в эксплуатацию в 1976 году.
Восемь грохочущих дней
МЧС Татарстана за последние месяцы не менее восьми раз предупреждало казанцев о том, что пороховой завод испытывает некие изделия в баллистическом зале. Именно это и является причиной «хлопков», слышных как в Кировском, так и в Московском, и Ново-Савиновском районах города.
На сегодняшний день МЧС продолжает рассылку о проведении испытаний. Почти ежедневно Пороховой тестирует изделия в рабочее время, как правило, с 9 до 17 часов. «Реальное время» направило на предприятие запрос о причинах участившихся испытаний.
МЧС Татарстана за последние месяцы не менее восьми раз предупреждало казанцев о том, что пороховой завод испытывает некие изделия в баллистическом зале. Фото: Ирина Плотникова
Напомним, в августе этого года стало известно, что Казанский пороховой завод, наряду с еще несколькими предприятиями, передадут госкорпорации «Ростех». Тогда же Минпромторг РФ рассказал, что планы по сворачиванию опасных производств на пороховом заводе Казани остаются прежними. Эти планы сводятся к тому, что сам завод будет закрыт к 2023 году, а выпуск пироксилиновых порохов перенесут на Алексинский химический комбинат Тульской области.
Дополнительное сырье для «Казаньоргсинтеза»
Татарстан действительно уже сейчас готов принять новый ГПЗ
Помимо очевидных плюсов с точки зрения появления новых рабочих мест и новых налоговых поступлений, для республики важно дозагрузить «Казаньоргсинтез». Его мощности рассчитаны на большие объемы сырья
«Казаньоргсинтез» на сегодняшний день остается единственным переработчиком этанового сырья в России. И в случае строительства ГПЗ он станет главным потребителем его продукции. Даже при имеющихся мощностях КОС готов принять дополнительные 200 тысяч тонн этана в год.
КОС всегда рассматривал различные варианты загрузки существующих мощностей этановым сырьем. Фото Романа Хасаева
Сейчас предприятие не полностью обеспечено сырьем. КОС всегда рассматривал различные варианты загрузки существующих мощностей этановым сырьем, в том числе выражал свою заинтересованность в создании ГПЗ. Более того, в случае строительства ГПЗ, его объемы производства могут позволить «Казаньоргсинтезу» построить новый комплекс по переработке этана и ШФЛУ и получению этилена и пропилена с последующей переработкой и созданием новых мощностей по их переработке в конечные продукты. Сейчас наращивание мощностей на «Казаньоргсинтезе» сдерживается только одним — недостатком сырья.
From Siberia with love
Следом со сравнимыми оборотами идет научно-производственная корпорация «Иркут». В 2015 году оборот НПК составил 82,8 млрд рублей (рост на 39% по сравнению с 2014 годом). Как и «Сухой», она входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Предприятие создано в 2002 году на базе Иркутского авиационного производственного объединения. «Иркут» занимается серийным выпуском истребителей Су-30СМ и Су-30МК, Як-130, разрабатывает проект ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21, поставляет компоненты для самолетов семейства А320.
Третье место по выручке за 2015 год — у авиационного предприятия из братского Башкортостана. Уфимское моторостроительное производственное объединение в 2015 году получило 67,5 млрд рублей выручки. По сравнению с показателем 2014 года он вырос на 38% — тогда он составлял 48,9 млрд рублей. Предприятие основано в 1925 году, занимается выпуском авиационных двигателей. За время существования УМПО выпущено около 50 моделей. В отличие от казанских коллег предприятие сумело сохранить свою авиационную специализацию. Завод на данный момент производит двигатели для Су-35, Су-27, перспективный двигатель для истребителя пятого поколения, участвует в проекте по созданию двигателя для самолета МС-21, производит узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».
«Иркут» занимается серийным выпуском истребителей Су-30СМ и Су-30МК, Як-130. Фото oborona.gov.ru
Как казанские авиастроители победили во второй войне
Юрий Слюсарь, пожалуй, стал единственным из приехавших VIP-гостей, кто произнес не слащаво-бравурную речь, а как-то попытался разделить с заводчанами пережитую ими боль от упадка завода в 90-х годах. «В первую Великую Отечественную войну мы победили, а вторая началась в 1994 году, когда было остановлено конвейерное производство Ту-160 и началась борьба за выживание. И мы в этой войне победили, — сорвал он горячие аплодисменты цеха. — Победили благодаря двум факторам: не ушли с завода люди. Остались потому, что больше никому не были нужны. Несмотря на низкую заплату. Рустам Нургалиевич говорил, что выдавали зарплату рисом, еще чем-то. Остались преданные делу люди».
Столь же эмоционально он высказался об предпринятых тогда усилиях руководства РТ, без чего Казанского авиазавода могло бы уже не быть. «И второй фактор — спасибо руководству республики за вашу энергию и время, которое вы проводили в московских кабинетах, выбивая деньги, заказы, оставляя завод на плаву. Я уверен, без этого мы бы уже завод потеряли, — откровенно сказал он. — Без активной роли руководства республики завода не было бы, и за это вам огромное спасибо». В свою очередь, президент РТ добавил, что тогда перед заводом остро стоял вопрос — быть или не быть. Зато теперь ясно, что завод нужен для укрепления обороноспособности страны.
Президент РТ отметил, что перед заводом остро стоял вопрос — быть или не быть
Перспективный Татарстан
Потенциально газоперерабатывающий завод можно было бы построить в любой точке на протяжении всего трубопровода в приемлемой климатической зоне начиная с Нового Уренгоя.
Однако преимущества Татарстана, и особенно площадки вблизи «Казаньоргсинтеза», очевидны: развитая инфраструктура и мощные профессиональные ресурсы. Помимо проходящего трубопровода, здесь хорошая транспортная логистика: федеральная трасса М-7, большой железнодорожный узел и Свияжский мультимодальный логистический центр, через который есть выход на морские пути. Относительно недалеко расположена Волга, которая дает водные ресурсы для производства.
Да и Татарстан — традиционно химический регион — имеет большой задел в профессиональных кадрах, а также серьезную школу подготовки этих кадров. Во-первых, КФУ, КНИТУ-КХТИ и Казанский химический колледж им. Лушникова ежегодно выпускают новых квалифицированных специалистов. Во-вторых, несколько вузов и техникумов давно настроились на подготовку специалистов смежных профессий для химпроизводств — энергетиков, инженеров, проектировщиков и т. д. Да и Казань с точки зрения привлечения кадров гораздо перспективнее, чем крупные города Северного Урала или Сибири.
«Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова» в публикациях DK.RU
|
|
|
|
|
Лайфхаки
|
«Не дают покоя, бух-бух каждый день»
Громче всех эти выстрелы слышны тем, кто живет буквально на пороховой бочке — в районе парка Петрова, улиц 1 Мая и Халтурина. Именно туда корреспондент «Реального времени» отправился, чтобы узнать мнение местных жителей.
Громче всех выстрелы слышны тем, кто живет в районе парка Петрова, улиц 1 Мая и Халтурина
— Дышать не тяжело, я сама на заводе 45 лет проработала, вот десять лет на пенсии уже. Бывает, конечно, стреляет что-то. Сейчас похолодало, и окна начали дребезжать. Обычно предупреждают об испытаниях, мне не страшно, а испытания надо проводить. Мне ничего не мешает — рассказывает бывшая работница порохового завода Ирина Евгеньевна.
Однако среди жителей есть и те, кому это доставляет неудобства. Например, Александру, которого перевели на удаленную работу.
— Конечно, неудобно, не страшно уж, но неприятно. Так сидишь, работаешь, сосредоточился, а за окном как пальнет. Пугаешься, — рассказывает местный житель. — Вот сейчас с ребенком вышли погулять. Он не боится, спрашивает, конечно, что это за звуки, но все нормально. Мне кажется, только бездомные собаки боятся этого, вон, бегают, — рассказывает он.
А вот Нажия Галиева рассказала корреспонденту, что она пенсионерка, которая днем бывает дома и иногда выходит на улицу («ведет пенсионерскую жизнь», как она сказала).
— Не дают покоя, бух-бух каждый день. Бум-бум. Голова уже болит. А я старенькая уже, у меня давление поднимается из-за этого, а еще хуже слышать стала. Иногда даже дышать тяжко становится, — сетует женщина.
Дмитрий Зайцев, фото автора
ПромышленностьОбщество Татарстан
«Писаная торба» химиков Татарстана
Идея строительства большого газоперерабатывающего завода под Казанью родилась у татарстанских химиков еще до 2000 годов. Актуальность проекта строительства ГПЗ объясняется тем, что буквально в 10 км от Казани проходит газопровод, по которому с 80-х годов перекачиваются большие объемы природного газа из районов Крайнего Севера к западной границе России.
— Это ошибка — торговать газом с большим количеством этана. Есть небольшая составляющая, что газ более калорийный, но его надо перерабатывать в другие материалы, — рассказывает Рафинат Яруллин, генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».
Вопрос о строительстве ГПЗ неоднократно поднимался, однако никогда не доходил до полноценного проекта. Фото angi.ru
И доступ к этому сырью для Татарстана был потенциально интересен. Идея ГПЗ для местных химиков была своеобразной «писаной торбой». Говорили о ней много, вопрос неоднократно поднимался, однако никогда не доходил до полноценного проекта.
Серьезные предпосылки для проекта возникли в конце 2016 года, когда было подписано соглашение между правительством Татарстана, «Газпромом», СИБУРом, ТАИФом. По мере создания новых трубопроводов по коридору «Северный поток» началась разгрузка старых трубопроводов. В то же время компании, добывающие жирные газы в условиях Крайнего Севера («Газпром», «Новатэк» и др.), были по-прежнему заинтересованы в их монетизации. Старый трубопровод можно было бы использовать для транспортировки «жирных» газов с Крайнего Севера. А их переработку с выделением этана и ШФЛУ (широкая фракция легких углеродов) и их последующую переработку в конечную продукцию проводить на промплощадке с готовой инфраструктурой.
Померить и продлить ресурс
Заслуги «отца Татарстана»
Глава общественного авиасоюза напомнил, что «определенный период — сложный период, который начался после распада СССР, предприятие прошло с честью», тогда как не все предприятия авиационной промышленности продолжили работу в России. Он считает, что в этом заслуга «отца Татарстана». «В трудный период, когда предприятие не приносило прибыль, оно получило поддержку», — напомнил он. И сообщил, что в благодарность за прошлые годы коллектив предприятия вышел с инициативой о награждении президента РТ почетным знаком Союза авиапроизводителей. Тут Рустаму Минниханову вручили наградной значок, а под конец выступлений от ПАО «Туполев» — символический самолет Ту-22МЗМ.
Выкатка многотонного, но изящного ракетоносца Ту-22МЗМ длилась несколько минут и сопровождалась многочисленными съемками. Он выезжал из того же ангара, из которого 9 месяцев назад выходил Ту-160М. «Возможности этой машины впечатляют. Они далеко превосходят возможности всех имеющихся на вооружении иностранных государств аналогов. Эта машина имеет искусственный интеллект и мощный боевой потенциал. Ее расширенные возможности позволят нам более качественно выполнять поставленные задачи», — рассказал в ходе церемонии выкатки главком дальней авиации ВКС России Сергей Кобылаш. «Мы с нетерпением ждем, когда машина займет свое место в боевом строю дальней авиации», — добавил он.
Самолет Ту-22М3М представляет собой глубоко модернизированный самолет Ту-22М3 с новой электронной начинкой. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь отметил, что впереди Ту-22М3М ждет несколько лет испытаний. Но параллельно с этим КАЗ займется модернизацией и ремонтом всех «стратегов», находящихся на вооружении ВКС. «Уже со следующего года строевые самолеты начнут поступать на завод c целью глубокой модернизации для сдачи самолетов с 2021 года. Это и загрузка, и улучшение условий труда, и повышение заработной платы. Это программа технического перевооружения завода, — сказал Слюсарь. — Для нас это новое дыхание завода, еще один продукт в нашей линейке».
Юрий Слюсарь отметил, что впереди Ту-22М3М ждет несколько лет испытаний. Но параллельно с этим КАЗ займется модернизацией и ремонтом всех «стратегов», находящихся на вооружении ВКС
Новые поступления в бюджет при минимальной эконагрузке
Для Татарстана такой проект, в свою очередь, означал бы дальнейшее усиление позиций на химическом рынке, серьезный рост объемов ВРП, новые рабочие места и налоговые поступления. Поэтому горячим сторонником проекта сразу стал президент Татарстана Рустам Минниханов.
Рустам Минниханов — сторонник реализации проекта ГПЗ в Татарстане. Фото tatarstan.ru
Подкупало и то, что с точки зрения влияния на окружающую среду воздействие от ГПЗ и нового газохимического комплекса не велико, так как схема производства этилена из этана — экологически наиболее чистая. Она дает минимальное количество загрязнения сточных вод, подразумевает минимальное сжигание остатков производства и практически полное отсутствие выбросов токсичных веществ, в сравнении с переработкой той же нафты.
К слову, долгое время «Казаньоргсинтез» был единственным производителем полимеров этилена по этановой схеме в России. И здесь как нигде лучше знают все особенности такого производства.
«МиГом» отдаем «Салют» и «Вымпел»
40 млрд — в модернизацию Казанского авиазавода
Для этого ОАК еще два года назад приступила к глубокой модернизации старейшего авиазавода, ставшего колыбелью для выпуска Ту-160. Как сообщил президент авиастроительной корпорации, в завершение модернизации к середине 2020 года предполагается вложить 40 млрд рублей.
В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров добавил, что КАЗ вскоре запустит цифровизацию производства и перейдет на цифровое конструкторское бюро: «Сейчас мы вводим первый этап цифровизации производства, но очень рассчитываем на то, что специалисты предприятий, специалисты конструкторских бюро смогут в ближайшие сроки показать высокие результаты, связанные не только с оцифровкой существующих процессов, но и с внедрением в производство современных цифровых технологий, таких как big data, цифровое моделирование производства», — рассказал он.
В завершение модернизации к середине 2020 года предполагается вложить 40 млрд рублей
Тяжелое время
Чтобы отчасти урегулировать конфликт, решением Наркомата два предприятия были объединены под началом Петлякова. Однако новой проблемой стала нехватка специалистов. Мужчин призывного возраста призвали на фронт, их место заняли женщины и старики. Жестом отчаяния стал набор на работу жителей Средней Азии, главным образом узбеков. Почти не зная русского языка, новые работники стали дополнительной обузой. Многие из них не пережили суровую зиму.
Из-за низкой квалификации рабочего персонала качество выпускаемых самолетов резко ухудшилось. Руководству приходилось лично курировать производство в цехах, выискивая недостатки. В 1942 году произошла трагедия: возвращаясь из Москвы, гениальный конструктор Петляков погиб в авиакатастрофе.
Ту-160 поднимут в небо в феврале
После торжества VIP-делегация и рабочие вышли на аэродром встречать выкатку главного «виновника» торжества — Ту-160М. И хотя в статуэтке он был отлит из серебристого металла, вживую ракетоносец оказался выкрашен в светло-зеленый цвет. Он прокатился около 100 метров и остановился, после чего гости отправились осматривать выстроенные неподалеку самолеты Ту-214.
Ожидается, что Ту-160 поднимется в небо в феврале 2018 года. После чего, в течение нескольких месяцев, будут проходить летные испытания — до марта-апреля будущего года. Однако окончательные сроки передачи Военно-космическим силам РФ стратегического бомбардировщика Ту-160М командующий дальней авиацией, Герой России Сергей Кобылаш затруднился назвать. «Сейчас мы увидели только выкатку самолета Ту-160М, но ему предстоит пройти большой жизненный путь до того, как он поднимется в воздух», — рассказал Сергей Кобылаш. По его словам, впереди самый трудный, почти экзаменационный момент — проведение полного цикла проверок, от исхода которых зависят сроки начала серийного производства. «Сначала будут проведены наземные проверки всех электронных систем управления самолетом, после чего он поднимется в воздух и перейдет в распоряжение военных летчиков 929-го полка Минобороны РФ», — отметил командующий.
По его словам, опытный образец поднимется в небо в феврале 2018 года. «Они (летчики, — прим. ред.) испытают самолет в воздухе. Когда они подтвердят, что Ту-160 М соответствует заявленным требованиям Минобороны, начнется серийный выпуск», — описал дальнейший алгоритм испытаний, от которого зависит судьба Ту-160М, командующий. Точную дату передачи Ту-160М на вооружение дальней авиации он затруднился назвать.
Остается неопределенным и масштаб серийного производства «Белых лебедей» на КАЗ. «Я знаю, что есть определенные планы, которые предполагают, что эти машины в серийном количестве вскоре поступят в Вооруженные силы России. Но срок поступления и в каком объеме будут поступать модернизированные Ту-160, не могу назвать. Это зависит от производителей, которые участвуют в кооперации Ту-160М2», — сообщил Кобылаш.
1/66
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
- Максим Платонов
Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова. видео Камиля Исмаилова
ПромышленностьОПК
Вентокрылья России
Четвертое место занимает предприятие с юга России — Ростовский вертолетный производственный комплекс ОАО «Роствертол» из Ростова-на-Дону. Оборот компании в 2015 году составил 56,9 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом он вырос более, чем в полтора раза — показатель 2014 года составляет лишь 36,9 млрд рублей. Как и Казанский вертолетный завод, «Роствертол» входит в «Вертолеты России». Предприятие основано в 1939 году, сейчас занимается производством гражданских и военных вертолетов серии Ми-26, военных Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник».
Пятое место занимает другой региональный авиационный завод — в Бурятии. «Улан-Удэнский авиационный завод» в 2015 году имел выручку в размере 50 млрд рублей. Это — на 30% больше, чем в 2014 году, когда она составила 38,4 млрд рублей. Как и в предыдущем случае, предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». Предприятие занимается производством и модернизацией вертолетов серии Ми-8/17. Основано оно в 1939 году.
Шестое место занимает холдинг, в который входят несколько других крупных авиационных компаний — «Объединенная авиастроительная корпорация». В 2015 году ее оборот составил 49,3 млрд рублей. За год этот показатель вырос на четверть — в 2014 году он составлял лишь 39,9 млрд рублей. ОАК владеет долями в таких предприятиях, как «Компания «Сухой», корпорация «Иркут», «Туполев», ОАК-Антонов, ОАК-ТС. Корпорация создана в 2006 году.
На седьмом месте — входящий в «Вертолеты России» Казанский вертолетный завод с почти таким же показателем, как у «ОАК».
На седьмом месте — входящий в «Вертолеты России» Казанский вертолетный завод. Фото Максима Платонова
Новое время
В марте 1992 года ОАО «Казанский авиационный завод» начало серийное производство пассажирского лайнера нового поколения Ту-204-200. Он предназначен для перевозки 211 пассажиров, багажа и других грузов на среднемагистральных маршрутах.
Чуть позже Казанский авиазавод освоил среднемагистральный самолет Ту-214. Это современный гражданский лайнер, отличающийся высокими эксплуатационными характеристиками, сопоставимыми с Boeing 767, 777 и A-320. Кстати, один из бортов принадлежит Администрации президента.
Ту-214 немного отличается от Ту-204. Основное различие заключается в том, что Ту-214 имеет взлетный вес 110 т вместо 103 т. Производство современных пассажирских, грузовых и грузопассажирских самолетов средней дальности направлено на обновление устаревшего парка воздушных судов в авиакомпаниях Республики Татарстан в частности и Российской Федерации в целом.
В конце 90-х разрабатывался проект среднего класса Ту-214 «Кабриолет». Модель предназначалась для пассажирских и грузоперевозок с использованием контейнеров типа LD3-46 по маршрутам до 7000 км. Самолет имеет возможность трансформироваться из пассажирской версии в грузовую, на переоборудование уходит всего 4-5 часов. В сентябре 1997 года Российские международные авиалинии разместили на КАЗ заказ на 4 лайнера.
Завод стратегического значения
Вторая мировая война показала важность тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия, способных парализовать инфраструктуру и производство противника. С разработкой более мощных бомб их эффективность возросла
В первые мирные годы Казанский авиационный завод выпускал под маркой Ту-4 копию отлично зарекомендовавшей американской модели В-29. Однако поршневой самолёт с дальностью полёта чуть более 5000 км не являлся континентальным. А именно США стал главным геополитическим противником СССР.
Прорывным стал реактивный стратегический самолёт Ту-16, способный выступать как в роли бомбардировщика, так и в роли ракетоносца, разведчика, заправщика и т. д. Скорость в 980 км/час и высота подъёма до 13400 м позволяли достаточно легко преодолевать линии ПВО противника. Впрочем, его дальность полёта была ещё меньше, чем у Ту-4 – 4000 км. Он был эффективен против корабельных соединений, дополнил огневую мощь ВМФ СССР и береговой обороны. Первый серийный аппарат был изготовлен на КАЗе в 1953 году. По статистике, Ту-16, выведенный из системы ВВС России только в 90-е годы, является самым долгоживущим самолётом в мире. Его модифицированные аналоги продолжают службу в Китае и ряде других стран.
Следующим этапом стало семейство дальних дозвуковых стратегических ракетоносцев Ту-22. Базовая модель выпускалась с 1960 по 1966 годы. Всего было собрано 311 единиц. С 1967-го по 1990-й производились модификации Ту-22М (0-1), Ту-22М2 и Ту-22М3 с улучшенной аэродинамикой и теххарактеристиками.