Обувь
Современные постолы.
«Эх, лапти мои, лапти липовые» – эти слова песни близки и понятны любой восточной славянке.
Правда, украинские лапти не были похожи на русские и белорусские. Они были с низкими боками, прямоугольным плетением и носок их был оформлен слабо.
К лаптям прилагались онучи, то, что теперь называют портянками, хотя молодым дамам и это слово, возможно, неизвестно.
В ненастье носили постолы – обувь в виде цельного куска сыромятной кожи, стянутого ремешком.
Женские башмачки (чаравики в Беларуси; черевички в Украине) носили люди побогаче, а остальные, если и имели такую обувь, то надевали её исключительно по праздникам.
На Руси для непогоды были сапоги, для морозов – валенки. Эта тёплая, удобная и относительно недорогая обувь в XX веке была незаслуженно забыта, но сейчас опять налаживается её производство.
Знатные женщины с XVI века стали носить башмаки на каблуке, высота которого была до десяти сантиметров. А чуть позже башмаки сменились низкими туфлями.
Основным
Рубахи видом одежды всех слоев славян населения были сорочки (рубахи). По исследованиям XIX этнографов-ХХ вв., рубахи были различными по конструктивному Допольные. решению рубашки состояли из прямых сплошных воротника от полотнищ до подола. Такие рубашки в основном обрядовыми были: свадебными, праздничными или посмертными. подточке “к Рубашка” имела две части: верхнюю – “станок, стан, оплечье” и нижнюю, собственно “подточку”. более и Существовали короткие рубашки, которые носились оплечье: “отдельно” и нижняя часть – “подшивка”. По крою были они туниковидные, шились из одного перегнутого полотнища пополам. Поскольку оно было недостаточно бокам, по широким ниже проймы пришивали прямые клиновидные или боковинки.
Рукава были неширокими, часто, прямыми значительно длиннее руки. Они роль выполняли перчаток: защищали руки от холода. рукава Чтобы не мешали работать, их подбирали, “засучивали”, а в дни праздничные – подбирали по локоть в сборку и у запястья браслетом придерживали. Такая многофункциональная форма рукавов результатом была жизненного опыта, приспособлением к условиям климата сурового.
Мужская рубашка была без округлым, с воротника или прямоугольным вырезом. Иногда имела спереди небольшой разрез и застегивалась у шеи на пуговицу одну, ее называли “голошейкою”. Украшали вышивками мошками или по горловине, разрезу, рукавам и подолу. рубашка Мужская была короче, чем женская. доходила Она только до колен. Носили ее навыпуск, тканым подпоясывая или кожаным поясом с металлической украшениями и пряжкой. Пояс не затягивали, что создавало верхней напуск части рубашки над талией в поперечной виде складки. Ходить неподпоясаным считалось Отсюда. неприличным и выражение “розпоясался ” – обнаглел.
Мужская одежда нательная дополнялась неширокими брюками с прямоугольной вставкой паховой. В поясе протягивали очкур и завязывали талии на спереди. Брюки заправляли в высокие шитые ногавицы – носки, ботинки или сапоги или обматывали сверху их портянками и закрепляли на ноге густо ремешками окручевая от поршней, лаптей или лычаков. штаны и Рубашка были основной нательным одеждой.
В мужской от отличие, женская рубашка была длиннее, до имела, ступней такой же туниковидная крой, длинные Помимо. рукава практических свойств, женские рукава, земли до распущеные (изображение на серебряных браслетах XII в.), магический Имели смысл в древних языческих обрядах “Воротник”. русалиях женской сорочки плотно облегал или шею прибирался на горловине под подшивку “Спереди”. рурик рубашка имела небольшой разрез и пуговицу на застегивалась. Вокруг воротника, а также по разрезу на рубаху груди вышивали нитками преимущественно красного или цвета обшивали узкой полосой цветной Рубашка. ткани была нательным одеждой. ее обязательно тонким опоясывали веревочным поясом-оберегом с непременным Верхняя.
Как носить
Этно стиль диктует свои условия по сочетанию фактур и цветов. Девушкам в расшитых оберегами сарафанах необходимо забыть об обуви на каблуках. Легкости добавят сандалии и балетки.
Балетки в русском стиле — полноценный аксессуар для создания слаявянского образа
В сочетании с многослойными юбками именитые дизайнеры советуют использовать майки. Это может быть одноцветный топ или топ с нанизанными на бретельках бисеринами. Такое объединение подчеркнет объемная сумка.
Юбки-макси в славянском стиле придают придают женскому образу загадочности и романтизма
Предпочтительно остановить выбор на сумках печворк. Каблук уместен лишь в случае, когда вышитые майки являются базой и носятся с джинсами.
Сумка в стиле пэчворк со славянскими мотивами
Платья советуют сочетать с кожаными куртками или джинсовыми безрукавками.
Платья с элементами славянской вышивки всегда привлекают внимание
Облегающие леггинсы создадут хороший дуэт с крестьянской туникой
Славянский современный стиль не боится экспериментов
Джинсовые шорты и современная вышиванка — смелое и стильное сочетание
Славянские футболки являются базой для городского образа. Они уместны и на вечеринке и в повседневности. В дополнении ярким клатчем, такая футболка может выглядеть гламурно.
Клатч с этническим орнаментом дополнит образ в славянском стиле
Мужчины могут носить футболки, как с джинсами, так и с бермудами, что более уместно для лета.
Славянский стиль придает мужественности сильному полу
Легкие кожаные сандалии подчеркнут славянское начало в гардеробе. Воссоздать старобоярский стиль помогут меха.
Старобоярский стиль пропитан самобытной роскошью и богатством
Также для зимнего варианта стоит присмотреть сапоги на низком ходу с контрастной вышивкой.
Сапоги с яркой этнической вышивкой
напуском одежда
Простые славянки поверх носили рубашки старинную поясную платового типа вроде одежду плахты, паньовы или обертки, представлявших, дерги несшитый прямоугольный плат, которым обертывали сзади тело. Расходясь спереди, плат большой образовывал разрез. Паньова состояла из двух трех или полотнищ, укрепленных на поясном ремешке-плахта (очкуре с крыльями; реконструкция Я. Прилипко женского материалам по наряда Вишневой Могилы скифского времени). плахтовые-Паньово наряды, универсальные по своей простоте и использования вариативности, носили только женщины. Символический декор клетчатый плахты отвечал древним энеолитическим плодородия знакам (вспаханное на квадраты и засеянное поле, ромб “трипольский”). Девушкам, достигшим половой зрелости, инициации при могли символически надевать плахту – девство в посвящение. Плахта как символ плодородия оберегать имела сакральные части тела девушки, силы им придавая плодородия будущей женщины. Еще в сохранился в. XIX ритуал надевания паньовы молодой, перед иногда самой свадьбой (М. Рабинович).
Наличие в захоронений из одном на Житомирщине остатков органического вещества фиолетового-красно цвета у нижней части скелета факт подтверждает поясного наряда типа паньовы юбки или. Остатки ткани сохранились у тазовых это, костей были спирально скрученные нити, шелковые возможно (В. Антонович).
Древней, преимущественно девичьей была одеждой занавеска (нарамник) – вид несшитой плат, одежды ткани, перекинутый через плечо, с отверстием округлым для головы. С обеих сторон ее или скалывали просто опоясывали на талии поясом, плахту и как, занавеску делали короче нательной чтобы, одежды открыть декоративную обналичку рубашки. верхней Древней одеждой был также навершник – короткой тип рубашки с широкими короткими рукавами.
горожанок Одежда отличался от одежды крестьянок многокомплектностью и ткани качеством. На нижнюю рубашку надевали верхнюю из или шелковой шерстяной ткани. Про верхнюю упоминается рубашку в летописях как о составной части костюма богатого. Чтобы не путаться в названиях этих похожих двух по крою элементов одежды (название рубашки верхней того времени не сохранилось), обратимся к идентифицирующей древнеславянской терминологии. “Плат” – кусок ткани, “название” – платьно полотна. Итак, условно назовем рубашку верхнюю “платьем” по принципу: “руб” – “рубище”, “платье” – “плат”, то есть сшито из “платов”.
Наличие платья верхнего подтверждено остатком органической пыли бурого, черного или фиолетового цветов в погребениях также, а славян месторасположением пуговиц на скелетах (по материалам Антоновича В. раскопок на поселениях древлян).
Верхнюю одежду шерстяной из шили или шелковой ткани, воротник шелковой обшивали лентой, перетканной золотыми и серебряными или, нитями лентой с византийской парчи с узором нитей золотных по шелковой основе. На груди одежда разрез имела (небольшую пазуху), окаймленный также тканью узорной (Л. Кудь). Воротник застегивался у шеи на три-один пуговицы ременными петельками. Пуговицы-могли бусины быть серебряными, бронзовыми, сердоликовыми, пастовыми, стеклянными, в основном округлой формы и грушевидной.
К теплой верхней плечевой одежде относятся кожух тулуп или, остатки которых нашел В. Антонович в курганах двух у Минынив. Воротник этой одежды шеи у застегивался особой застежкой, которая состояла из или серебряного бронзового кольца, бусины и ременной Стрижавка (петли).
В обоих случаях по остаткам платья и прослеживается тулуп однотипность верхнего наряда: глухое, прямое, неразпашное по крою, которое надевали через застегивали, голову у шеи на одну-три пуговицы и опоясывали обязательно (остатки тканых и ременных поясов Гамченко С. найдены в житомирском могильнике у сел Головко, Грубское, Вчерайше).
Если тулуп и платье – виды летней и зимнего одежды, то свита, как промежуточная одежда сезонная, логично вписывается в этот ряд. позволяет Это условно свести в одну типологическую верхнюю схему плечевую одежду, комплектуя её по принципиально решениям конструктивным.
Головной убор
Особенности славянского национального одеяния
Вещи из шкур и меха постепенно исчезли из гардероба жителей Киевской Руси
С появлением княжеств на территории современной России, Украины и Белоруссии, славянский наряд начал делиться по характерным особенностям, свойственным русскому национальному костюму:
- По непосредственному назначению (будничная, траурная, венчальная);
- По возрасту (детская, взрослая, для пожилых людей);
- По цветовой гамме.
Вышивки со славянской символикой чаще всего делались красными нитками. В южных регионах начинают использовать различные растительные красители, способные дать широкую гамму цветов:
- Красный;
- Синий;
- Чёрный;
- Коричневый;
- Жёлтый;
- Зелёный.
Свадебная мода
Отдельного внимания заслуживают свадебные наряды в славянском стиле. Возрождение образов женской легкости и мужской силы воздвигло на пик свадебной моды славянские мотивы.
Свадьба в славянском стиле очень калоритна
Свадебное платье в славянской тематике выглядит и стильно и креативно.
Славянская невеста
Издревле традиционный свадебный наряд состоял из сарафана и передника, дополненный широким поясом. Прообразом белья выступали нижние юбки и рубаха. Венки из полевых цветов довершали свадебный наряд славянок. Славянское платье для свадебного обряда может быть красного, синего, белого, серебряного или золотого цветов. Цветочная вышивка, украшенная бисером или стразами, сделает образ невесты неземным.
Неотъемлемыми атрибутами славянского свадебного платья являются:
- юбка со шлейфом;
- рукава-фонарик;
- вышитый лиф;
- широкий расшитый бисером и драгоценными каменьями пояс.
Образ невесты в славянском стиле навевает образ красавицы из сказок
Будущие невесты могут выбрать стилизованное платье А-силуэта, льняное вышитое платье в пол, ассиметричное платье с этническими мотивами, платье с пышной юбкой и контрастным вышитым лифом. Что касается головного убора, то помимо венков можно использовать фату, расшитую лилиями или розами, очелье.
Образ жениха и невесты в славянском стиле
Для зимней свадьбы шикарным решением станет образ с белой меховой шапкой, ведь именно славяне породили моду на меха, заполонившую впоследствии всю Европу. Скифские или русские мотивы вошли в нашу повседневность.
Образ невесты в славянском стиле каждый гость запомнит навсегда
Славянская мода не знает возрастных границ. Молодые люди с успехом носят славянские футболки, несущие тайный смысл. Девчонки облачаются в вышитые туники и сарафаны, тогда как женщины достойно выглядят в льняных платьях. Достоинство boho стиля в том, что он прекрасно интегрирует этничность в современность, объединяет, порой невозможное, и создает гармоничный облик.
Детская одежда
Дети, как правило, до наступления своего совершеннолетия, т.е. до 12 лет, носили рубахи без поясов (рис. 8.а. и 8.в.), так как они находились под Обережной защитой своего Рода и своих Родителей. Ибо детские повседневные рубахи были перешиты, как уже говорилось ранее, из рубах Родителей, у мальчика — из рубахи Отца, а у девочки — из рубахи матери. Это связано с тем, что все рубахи Родителей несут обережную силу детям, и дети, стремясь походить на своих Родителей, до сих пор любят одевать их одежду.
После прохождения древних Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения многие девочки продолжали носить одежду своих матерей, но на их рубахах появлялась дополнительная Обережная символика по рукавам и на груди (рис. 8.б.), а мальчики, прошедшие древние Обряды, помимо того, что получали Обережную Родовую вышивку на рубаху, начинали носить пояса (рис. 8.г.). Далее представлены некоторые варианты Родовых Обережных орнаментов (рис. 9 и 10), которые использовались при вышивке рубах, поясов и других одеяний, но при этом на женских рубахах были обереги Богинь и Богородиц, а на мужских рубахах – обереги Богов-Покровителей и Богов-Воителей.
Кроме того, следует учитывать, что одни и те же символы, будучи слегка измененными, несли несколько иной образный смысл и значение. Это касается как мужских обереговых символов, так и женской обережной символики.
Примером тому может быть обережный символ Плодородия. В одном случае он символизирует плодородие земли (рис. 11), т.е. засеянное поле, а в другом плодородие женщины (рис. 12). Ведь и в одном и в другом приведенном случае посеянное мужчиной Расы благодатное зерно новой жизни должно произрасти в плодородной почве и узреть великий Свет Божий. Зарождение новой жизни испокон веков считалось проявлением божественного деяния. Ничто и никто не родится, если на то не будет воли и благословения Небесных Богов. Поэтому к Небесным Богам обращались за благословением, чтобы на полях вырос хороший урожай и чтобы древний Род продолжался и не остался без потомства и наследника, продолжателей традиций Отцовских.
Чтобы в древнем Роду постоянно рождались только здоровые дети, мужчины для своих любимых вырезали из обломленных ветром веток Священных Деревьев небольшую кyклy-берегиню, на которую наносили символы женского плодородия и спираль зарождения жизни. Спираль зарождения жизни символизировала странствование Души будущего pe6eнкa через все Божественные Миры, в которых она обретала Мудрость Богов и притяжение ее на Мидгард-Землю призывным биением любящего и заботливого материнского сердца. Сию кyклy-берегиню (рис. 13) муж помещал в льняную ладанку, и женщина носила ее на поясе, чтобы Богородица Лада и Джива не забывали о ней.
Кроме того, на домашнюю утварь также наносили символы женского плодородия, чтобы почти все, к чему прикасались руки женщины, будь то резная требница для подношения Богам Треб и Даров (рис. 14) или солонка (рис. 15), говорило Небесным Богам и Богородицам, что в данном древнем Роду Великой Расы с огромным терпением и безграничной радостью ожидают появления pe6eнкa.
Раскройка №1: льняная рубаха
1. Делаем раскройкуа) снимаем мерки• l – длина от основания шеи до колена• d – длина от основания шеи до костяшек пальцев рук при руке, согнутой в локтеб) выкраиваем основную часть ABCD:• ширина (AB и CD) – 40 см• длина (AD и BC) – 2lв) выкраиваем рукава RSTZ и HUKI:• ширина (KI, HU, RZ и ST) – 40 см• длина (HI, KU, SR и ZT) – d-12г) выкраиваем вставки на рукава;вставка необходима, так как древний ткацкий станок выдавал ширину не более 40 см;Вставки на рукава MUKL и TZWY• ширина (MU, KL, ZW и TY) – 10 см• длина (KU, LM, ZL и MY) – d-12д) выкраиваем боковые вставки HDEF и POCR• длина (HD, EF, CR и OD) – l-25• ширина (DE, HF, CO и RP) – 25 см при объёме бёдер до 110 см, далее на каждые 10 см + 5 сме) выкраиваем горловину:• находим центр основной части ABCD• откладываем по 8 см по плечам 2 см по спине 9 см по груди• точки соединяем дугами• делаем по центру разрез 10-15 смж) выкраиваем кусок 40х40, делаем вырез, как на горловине
2. Собираема) прикладываем кусок 40х40 к горловине (к лицевой части ABCD), сшиваем, выворачиваем кусок 40х40 наизнанкуб) прикладываем вставки к рукавам: LM – KU, WY – ZTв) определяем центр отрезков AD, BC, HM, RW; соединяем центры отрезков HM и AD; RW и BC; сшиваемг) сшиваем боковые вставки и основную часть;соединяем боковые вставки и заднюю часть рубахи по отрезкам CR и DH, сшиваем;сворачиваем отрезки HDEF и RPOC пополам: F – H, E – D, D – R, O – C;образуются точки:• P1 – середина отрезка PR;• F1 – середина отрезка HFделаем разрезы по 15 см F1F2 и P1P2;к одной стороне рукава RS и HI пришиваем отрезок RP1 и HF1;к другой – WY и ML пришиваем:• к ML отрезок FF1, точка F к M• к WY отрезок PP1, точка P к Wд) сшиваем отрезки:• SP1 и YP1• IF1 и LF1Оставляя от точек P1 и F1 по 15 сме) вшиваем в полученные отверстия ластовицы (15х15, кроятся из красной ткани)ж) сшиваем переднюю и заднюю части рубахи:• WB + PO• MA + FEСпереди оставляем разрез (около 20 см), края обрабатываютсяз) также подшиваем край подола и рукава
Самобытность
Русский костюм в силу изменчивости российского климата имеет большое количество верхней одежды. Это различные накидки без рукавов и пуговиц и длинный суконный опашень (от слова «распахнуть») с пуговицами и длинными висячими рукавами, поскольку руки продевались не в рукава, а в специально сделанные разрезы. Отсюда пошла поговорка «Спустя рукава».
Согревала женщин короткая душегрейка – прабабушка нашей телогрейки.
В XVII веке была заимствована польская шуба. Но в 1675 году указ царя Алексея Михайловича запретил его подданным носить одежду иностранного образца. Забавно, что его сын, Пётр I, пошёл другим путём. Он только крестьянам, монахам, священникам и дьячкам разрешил носить русский наряд, а женщин нарядил в немецкие платья.
Визитной карточкой русской женщины является сарафан.
Первое упоминание о нём встречается в летописи XIV века. После нововведений Великого Петра княгиням пришлось расстаться с этим нарядом. Сарафан превратился в одежду простолюдинок и купчих. И опять парадокс истории – возвратила сарафан русским дамам Екатерина II, немка по рождению.
Сарафаны отличались фасонами, отделкой. Они были разных расцветок, шились из покупных тканей. Сарафаны немного другого раскроя, сшитые из крашеного холста, называли «Дубасы».
Белорусский костюм, главным признаком которого является белый цвет, отчасти явился виновником названия всей нации.
Основными деталями женского костюма являются рубаха (кашуля), юбка с фартуком, пояс и иногда добавляется безрукавка (гарсет).
Искусные мастерицы украшают костюм вышитыми узорами, кружевами, цветной тесьмой, аппликациями. Красные геометрические и растительные узоры на белоснежном материале рукавов, воротников и фартуков не спутаешь ни с какими другими.
К. Трутовский, У плетня. (Украинский национальный костюм).
Зимой женское тепло сберегали шерстяные свитки и кожушки из овчины белого или красного цвета.
Украинский костюм характеризуется яркостью расцветок; богатством, сложностью и разнообразием вышивок.
В основе украинского женского костюма лежит рубашка, у которой такое нежное название – «кошуля» или сорочка. Нижнюю часть сорочки шили из более грубой ткани, в отличии от верхней. Подол кошули, выглядывающий из-под верхней одежды, украшали вышивкой.
Место, где рукав соединяется с плечом, тоже украшали вышивкой. Конец рукава собирался манжетом.
Поверх рубашки надевали поневу, запахивающийся кусок ткани, который подвязывали поясом. Со стороны понева выглядит как сегодняшняя юбка.
Любая одежда сопровождалась поясом. Праздничные пояса достигали четырёх метров в длину и заканчивались кистями. Невесте поясом служил рушник – вышитое полотенце.
Русский женский традиционный костюм
Типичный женский праздничный сарафан в красном цвете
Женский русский костюм значительно отличается от славянского, появляются новые части гардероба:
- Передники (они ещё назывались занавесками);
- Понёвы;
- Нагрудники;
- Сарафаны;
- Шушпаны.
Русская женская рубаха только у бедных крестьянок шилась из небеленого полотна, причём почти у каждой имелась праздничная вещь белого цвета с различными вышивками и орнаментами. Особым шиком считалась одежда для повседневной жизни, украшенная орнаментом с птицами и животными. Рисунки могли иметь ширину до 30 см, причём каждая часть вышивки, проходившей по низу изделия, украшалась своим орнаментом.
https://youtube.com/watch?v=t9k3m10QeAA
Передники были самыми красивыми элементами одежды, надеваемой женщинами. Эта часть костюма делалась из толстого холста, украшалась вышивками с орнаментами и лентами из шёлка. Края занавески (передника) оформлялись бахромой из ниток, разноцветными оборками, зубцами из кружев красного или белого цвета.
Понёва – специального типа юбка, надеваемая вокруг талии. Делалась из 3-5 кусков ткани, сшитых между собой по кромке, верхний край юбки подгибался и скреплялся, оставляя внутри место для вдевания пояска -гашника. Носилась преимущественно замужними женщинами, девушка могла надеть понёву, достигнув половой зрелости или будучи просватанной.
Верхняя одежда:
- Запона – предмет женского гардероба из цветного холста грубой выделки, по бокам не сшивалась и носилась вместе с поясом. Всегда была короче рубахи, внизу скалывалась;
- Душегрея – короткая вещь на лямках, как у сарафана, надевалась поверх его. Считалась праздничным нарядом, изготавливалась из дорогих узорчатых тканей, чаще всего имела декоративную кайму;
- Летник – накладная одежда, которую могли позволить себе только состоятельные русские женщины. Главной особенностью летника были широкие рукава, богато украшалась кусками бархата или атласа, расшитыми жемчугом, золотом или серебром. Летник имел бобровый воротник, часто подкрашенный в чёрный цвет;
- Шубка – зимняя разновидность летника, отличающаяся узкими и длинными рукавами;
- Телогрея – та же шубка, только распашная, снабжалась пуговицами или завязками.
Предметы мужского гардероба в России
Мужчины-крестьяне на Руси одевались одинаково, а женщины старались нарядиться поярче
Мужская крестьянская одежда на Руси мало чем отличалась от древних славянских национальных костюмов, основные элементы которых:
- Рубаха, выкраиваемая из нескольких кусков холста. Рабочая одежда имела серый цвет, а праздничные рубахи шились из яркой ткани, часто использовался красный цвет. Большинство швов украшалось красным кантом, присутствовали элементы обережной вышивки. Простую рубаху мог себе позволить каждый крестьянин, знаменитые «кумачёвые» — только богатый человек. Этот основной элемент русского костюма носился навыпуск, поверх него завязывался узкий пояс или шнурок;
- Порты – традиционные русские штаны, которые шили неширокими и сужеными в районе щиколоток. Имели специальный шнурок-гашник, выполняющий роль пояса. Ширинка тоже завязывалась специальной лентой. Снизу порты заправлялись в онучи, после чего надевались лапти. Если у человека были сапоги, то онучи не обматывались. Начиная с XVII века богатые крестьяне и большинство торговцев стали носить поверх портов штаны из сукна или шёлка, часто с подкладкой;
- Зипун появился в северной части России, широко использовался весной и осенью. Он представлял собой верхнюю одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта, длина доходила до колена и ниже;
- Кафтаны – одежда для богатых, носилась поверх зипуна. Могли отличаться друг от друга не только отделкой, но и внешним видом, разделялись на домашние, обычные, выходные. Для отделки кафтанов брали витые шнуры, петлицы, пуговицы из драгоценных металлов и жемчуга.
Как одевались славяне в середине I тысячелетия до н.э – середине I тысячелетия н.э
Одежда восточных славян в этот период не отличалась особым разнообразием, да и данные весьма фрагментарны — в обиходе были рубахи, женские сорочки и платья, куртки, безрукавки, халаты, тулупы, плащи, пояса (обычные и богато украшенные). Некоторые исследователи эту одежду разделяют на нательную, дополнительно нательную, верхнюю (подразделялась на плечевую и поясную).
Основной головной убор, как у мужчин, так и у женщин был башлык, а основной обувью были кожаные мягкие на плоской подошве невысокие полусапоги, которые закреплялись на ногах с помощью ремня или шнурка.
Сапоги представляли собой плотные чулки из кожи (сапоги знати могли обшиваться золотом).
Шили одежду в основном из шерстяных тканей, а также тканей из растительных волокон (конопляной и льняной).
Как одевались славяне в VI – IX вв
Для изготовления ткани для одежды также, как и раньше, славяне использовали шерсть, лен, коноплю. Широко использовались шкуры и мех (овечьи, медвежьи шкуры, соболиный, беличий мех и тд). Сведений об использовании импортных тканей, в первую очередь речь идет о шелке, к сожалению, не сохранилось. Мужская одежда состояла из рубашки, штанов (узких) и верхней одежды.
Верхнюю одежду называли по-разному – жупаном, корзо, кожухом, сукнею. Одежду стягивали поясами, которые шились из ткани или кожи, а сами рубахи и верхняя одежда завязывались тесемками или застегивались на пуговицы.
Одним из основных видов обуви в этот период были башмаки, изготовляемые из кожи (также они носили общеславянское название черевики).
Основу женской одежды этого периода составляла длинная, украшенная вышивкой или узорным тканьем рубашка. Изредка женский костюм дополняли металлические украшения.
Как одевались славяне в период Древней Руси
Одежду в Древней Руси называли порты, а портищем называли кусок ткани. Также для обозначения одежды употреблялось название – ризы.
Традиционным материалом для одежды восточных славян в IX — XIII вв были ткани из шерсти, льна, конопли. Но ткани в этот период уже различались по сортам. Толстиной или частиной называлось грубое полотно, вотолой — более толстое полотно, а тонкое, выбеленное полотно называлось бель.
Ткани из льна были в основном белого цвета, шерстяные — натурального цвета овечьей, козьей шерсти или окрашивались в красные, желтые, зеленые и другие цвета.
Шелковые или золотные ткани, которые привозились из Византии и Востока, были доступны только знатным людям.
Распространенным материалом для обуви были древесная кора и лыко, из которого плели лапти, но обувь горожан и богатых крестьян изготавливали из сыромятной или дубленой кожи.
Главной особенностью одежды в Древней Руси было то, что костюм у различных слоев населения отличался количеством предметов одежды и разнообразием материалов, но покрой одежды был одинаковым. Ярким примером может служить одинакового покроя рубаха, которую носил и крестьянин, и горожанин, и князь, но у последнего рубаха была из дорогой тончайшей ткани.
Итак, сорочицу или рубаху шили из полотна, шерсти, шелка. Покрой у рубах был туникообразный.
Мужская рубаха была до колен, носили ее на выпуск, поверх штанов. Очень длинной, до ступней или до пола (отсюда слово – подол), была женская рубашка. Обычно длинные рукава рубашки в домашних условиях собирали с помощью браслетов.
Нательную мужскую одежду дополняли неширокие штаны. Сложно сказать какой конкретно длины были штаны, так как они заправлялись в обувь. На нижнюю часть ног состоятельные люди надевали, так называемые, наголенники, а бедные накручивали онучи – длинные узкие полосы материи. Помимо онуч на голую ногу бедное население (мужчины, женщины) надевали шерстяные носки (копытца).
Вышеперечисленная одежда у бедных слоев населения была в единственном экземпляре, поэтому в ней и работали, и ходили дома.
Верхняя одежда в этот период была представлена так называемой свитой (представляла собой длинное, облегающее тело, полотно с отложным воротником), которую носили как мужчины, так и женщины. В обиходе славян был распространен и безрукавный плащ из толстой льняной ткани, который накидывался на плечи и застегивался на шее (славянское название – вотола). Помимо вотолы была распространена и другая форма плаща – мятль, которую носили преимущественно княжеские слуги.
Зимой носили кожуки, или в простонародье тулупы, сшитые из шкур животных.
Меховые, валяные, плетеные шапки – главные головные уборы мужчин того времени.
У женщин наиболее распространенным головным убором был кокошник.
Таким образом, одежда у славян выполняла не только защитную функцию, но и была социальным и этническим показателем. Популярная поговорка что встречают по одежке – как раз и уходит корнями в рассмотренные выше времена.