Декали на немецких касках Второй Мировой войны
С 1918 года германские войска использовали
                два варианта стального шлема (Stahlhelm), которые были введены во время Первой мировой войны. Речь идет о моделях образца 1916 (М16) и 1918 (М18) годов. Несмотря на небольшие отличия, эти шлемы были практически идентичны.
                В 1931 году шлемы стали делать с новым типом подшлемника, тем не менее они уже не
                отвечали современным требованиям, и их производство стали сворачивать. Одновременно
                шли работы над созданием новой модели. В результате в 1935 году появился шлем (М35),
                ставшая неотъемлемым атрибутом германского солдата на протяжении всей Второй мировой войны. Хотя стальной модели шлем М35 был принят на вооружение в мае 1935 года, до 1937 года его массовое производство развивалось медленными темпами.
                Шлем изготавливался из стального листа и был окрашен в яркий темно-зеленый цвет гораздо более светлого оттенка, чем предыдущие модели. На каждой боковой
                стороне размещались круглые вентиляционные отверстия:
 Вентиляционное отверстие (люверс) на немецкой каске
Вентиляционное отверстие (люверс) на немецкой каске
Шлем оснащался подбородочным ремешком и подшлемником (образца 1931 года).
 кожаный подшлемник м31
кожаный подшлемник м31
Подшлемник состоял из амортизатора, вырезанного из цельного куска кожи, и
                алюминиевого обруча, крепившегося к стальной поверхности с помощью трех заклепок (кламмеров).

кламмер с немецкой каски
Две заклепки находились по бокам, а одна на тыльной стороне.
                Подшлемник, как и сам шлем, выпускался в пяти размерах.
                Размер шлема набивался на внутренней поверхности правого отлива. Размер
                подшлемника ставился на кожаном лепестке черными несмываемыми чернилами. Отметки
                производителя (несмываемые чернила) располагались на стальной поверхности внутри
                шлема.
С левой стороны под вентиляционным отверстием рисовалась через трафарет (или переводным способом) эмблема вермахта — щиток черного цвета с белым орлом со сложенными крыльями, сжимающий в когтях свастику:

С противоположной стороны располагался щиток с германским национальным триколором:

В марте 1940 года шлем претерпел первую модификацию (М40 ). Вентиляционные отверстия стали сверлить непосредственно
                в стальном листе (модель М35 отличалась составной конструкцией вентиляционных отверстий). Окрашивали шлемы отныне в темно-зеленый цвет с матовым оттенком .
                Правда, в дальнейшем их неоднократно перекрашивали, поэтому существовало большое
                количество вариаций.
                21 марта 1941 года вышло распоряжение, предписывавшее выпускать шлемы без щитка с триколором . Кроме того, подобный знак надлежало убрать со всех шлемов, уже находившихся в войсках. Тем не менее, приказ не всегда выполнялся, и многие военнослужащие использовали трехцветный щит до конца войны.
                Следующее значительное изменение имело место в 1942 году (М42): исчезла завальцовка нижних поверхностей шлема, края шлема выступали наружу. Последнее нововедение датируется августом 1943 года, когда было упразднено использование имперской эмблемы . Однако, как и в случае с триколором, некоторые солдаты продолжали носить орлов на своих шлемах до мая 1945 года.

выступающий край каски на модели 1942 года

Завальцовка (загнутый внутрь край) на шлемах ранних моделей

Металлургический завод в Любеке. На столе представлены различные этапы изготовления стальных шлемов М16 для немецкой императорской армии

























 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 